Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XIX –НАЧАЛО XXI ВВ.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Существует взаимообусловленность развития физической и духовной культур человека при определяющей роли последней; увеличивается тенденция взаимозависимости, взаимопроникновения физической культуры на уровне ее структурных компонентов и форм, взаимодействия с другими видами культуры, в рамках культуры в целом - с компонентами социальной системы и далее с межнациональными системами. Физическая культура, в целом, интегрирует в своем пространстве традиции народной педагогики, хозяйственно-культурной деятельности этноса, обычаев и норм социальной жизни, инкорпорируя эти традиции в особенности физкультурно-спортивной деятельности. Приобщение личности к физической культуре с позиций проведенного историко-педагогического анализа, находится в центре конструкта физической культуры, взаимодействуя с каждым составляющим этого конструкта. Как подтверждают архивные материалы, в России трудом многих спортивных, государственных и общественных деятелей, педагогов и врачей накоплены богатейшие традиции оздоровления народа путем развития физкультурно-спортивной деятельности. Сегодня эти традиции надо поддерживать, развивать и, прежде всего, в молодежной среде.
  2. Для модернизации процесса приобщения личности к физической культуре, как основной педагогической задачи развития физкультурно-спортивного движения, необходимо не только создание объективных условий этой модернизации: совершенствование государственных, региональных форм организации и управления физкультурно-оздоровительной деятельностью при всемерном развитии общественных и предпринимательских начал и инициатив; применение партисипативного подхода к организации процесса приобщения к физической культуре населения всех слоев и возрастов, что обеспечивает устойчивую модернизацию процесса приобщения личности к физической культуре в современных социально-экономических условиях России. Необходимо формирование нового, «физкультурного» мировоззрения, основанного на примате ценностей здоровьеформирования как элемента культуры современной личности, а также создание на его основе адекватных теоретико-методологических, идеологических и методических основ обновленной концепции физкультурно-оздоровительной деятельности; создание постоянно и оперативно действующего мониторинга состояния здоровья и физического развития различных возрастных и социальных слоев населения.
  3. Для эффективности процесса приобщения личности к физической культуре требуется: объединение Российских граждан вокруг национальной идеи - «Здоровье России»; восстановление цепочки преемственности поколений в ценностном отношении к здоровьеформированию, физической культуре как части общей культуры, экстраполяция лучших традиций, форм и методов организации массового физкультурно-спортивного движения, его развития и управления им в социально-экономических условиях современной России, стремление каждого к достижению акме (профессионального, социального, здоровьеформирования).
  4. Реалии современной России, существующие социально-экономические и культурно-исторические условия, создание национальной идеи - «Здоровье России» определяют необходимость переосмысления исторического опыта приобщения личности к физической культуре как части общечеловеческой культуры, создание условий здорового образа жизни для всех за счет развития массового физкультурно-спортивного движения. Процессы гуманизации, затронувшие сферу физической культуры и спорта, требуют разработки и внедрения в практику новых форм работы в физкультурно-спортивном клубном движении страны, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня и способствуют решению целого комплекса социально-педагогических и культурных задач. Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга, каковыми являются фитнесс-центры, а также клубы по разнообразным оздоровительным направлениям, доступных россиянам с любым достатком.
  5. Процесс приобщения личности к физической культуре тесно связан с окружающим социокультурным пространством, поэтому учет региональных особенностей, потребностей граждан в целом и студенческой молодежи, в частности, в процессе организации массовой физкультурно-спортивной деятельности возможен при доминировании роли органов местного самоуправления, государственной поддержки региональных инициатив; их социальной значимости; социальной доступности; общественного управления; общественного мнения; методического и кадрового обеспечения и др.
  6. Особенно важна задача модернизации процесса приобщения к физической культуре молодежи как будущего нации. Этого можно достичь за счет построения в образовательных учреждениях здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды, опирающейся на инновационные здоровьеформирующие педагогические технологии, центры здоровья и спортивные клубы. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса на приобщение студенческой молодежи к физической культуре, освоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической культуры, включая механизм конверсии приемлемых элементов историко-педагогического опыта России, а также положительного зарубежного опыта формирования физической культуры в современное физическое воспитание в условиях здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды вуза.
  7. Формирование физической культуры современной российской молодежи выходит далеко за рамки обучения только культуре движений и представляет собой широкое многоуровневое поле физкультурно-оздоровительной деятельности. Вектор работы со студенческой молодежью в рамках здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды вуза должен быть направлен на формирование ценностно-смыслового отношения к здоровью и физической культуре, положительной мотивации к ведению здоровьеформирующего физкультурно-спортивного стиля жизни; способность молодежи к целеполаганию, творческому использованию средств и методов физического воспитания в своей повседневной жизни; в конечном итоге, на формирование ценностного инварианта, основы постиндустриального общества - жизнеспособность личности, то есть способность к успешной жизнедеятельности в рамках динамично меняющегося общества.
  8. Партисипативный подход к организации процесса приобщения личности к физической культуре, наделит этот процесс динамикой развития, эффективностью, непрерывностью - «физическая культура через всю жизнь»; возможностью создать условия для оптимального участия всех в здоровьеформирующем физкультурно-спортивном движении и формирования ценностных гуманистических ориентаций; научной обоснованностью и целостностью инноваций; достижения высокой результативности образовательных процессов в соответствии с социальными запросами всех участников процесса; его открытостью для разнообразных связей с социумом, опорой на культурно-исторические и национально-региональные традиции и условия.
  9. Модель здоровьеформирующей физкультурно-спортивной среды в вузе как основа модернизации и развития процесса приобщения к физической культуре студенческой молодежи, которая основана на: здоровьеформирующих педагогических технологиях (в основу которых положен, в частности, междисциплинарный подход); акмеологии как основе самосовершенствования, взаимодействии личности студента с здоровьеформирующей физкультурно-спортивной средой вуза и опирается на Центр здоровья и спортивный клуб, а также на спортивно-гуманистический клуб.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Волкова, И.В. Здоровьеориентированный компонент формирования физической культуры в вузе / И.В.Волкова, В.А. Оринчук, А.С.Большев // Вестник Филиала СГУ туризма и курортного дела -2008. -№1. -С.319-321.

2. Волкова, И.В Формирование экологической культуры питания школьников / И.В.Волкова, Т.Ю.Колдашева // Приволжский научный журнал. - 2009. - №3 (11). - С 176-180.

3. Волкова, И.В. Практические основы формирования экологической культуры питания школьников / И.В.Волкова, Т.Ю.Колдашева // Приволжский научный журнал. - 2009. - №4 (12). - С. 220-225

4. Волкова, И.В. Основы педагогической концепции построения здоровьеформирующего пространства “Экология младших школьников” /И.В.Волкова, А.В.Кузнецов // Приволжский научный журнал. - 2009. - №4 (12). - С. 225-229

5. Волкова, И.В. Социальная ответственность как результат успешной социализации личности подростка / И.В.Волкова, С.Л.Сидоркина// Приволжский научный журнал. - 2010. - №2 (14). - С 220-224.

6. Волкова, И.В. Развитие физкультурно-спортивного движения учащейся молодежи в современных условиях / И.В.Волкова // Приволжский научный журнал. - 2011. - №1 (17). - С 157-162.

7. Волкова, И.В. Проблемы приобщения к физической культуре в условиях городской среды / И.В.Волкова // Известия СамНЦ РАН, выпуск «Педагогика и психология». - 2011. – Том 13, № 2(4). - С. 842-845.

8. Волкова, И.В. Формирование социального здоровья ребенка в современных условиях / И.В.Волкова, М.С.Семидел // Приволжский научный журнал. - 2011. - №2 (18). – С 186-190.

Монографии:

10.Волкова, И.В Приобщение личности к физической культуре как основа здоровьеформирования. / И.В.Волкова - Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2009. - 170 с.

11.Волкова, И.В. Российская история приобщения личности к физической культуре / И.В.Волкова - Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2010. – 230 с.

Учебно-методические работы:

12. Волкова, И.В. Здоровьеформирующее развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: учебно-методическое пособие / А.С.Большев, И.В.Волкова, Ю.А.Лебедев, Ю.Р.Силкин, Л.В. Филиппова - M: ВЛАДОС, 2001. – 330 с.

13. Волкова, И.В. Ледовые уроки. Здоровьеформирующее развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: учебно-методическое пособие / И.В Волкова - M: ВЛАДОС, 2001. – С. 192 – 198.

14. Волкова, И.В. Отработка ассиметрического шейно-тонического рефлекса. Здоровьеформирующее развитие: развивающие двигательные программы для детей: учебно-методическое пособие / И.В Волкова - M: ВЛАДОС, 2001. – С. 183 – 192.

15. Волкова, И.В. Отработка ладонного и подошвенного рефлексов. Здоровьеформирующее развитие: развивающие двигательные программы для детей: учебно-методическое пособие / И.В Волкова - M: ВЛАДОС, 2001. – С. 176 – 183.

16. Волкова, И.В. Отработка рефлекса Моро и “избегания”. Здоровьеформирующее развитие: развивающие двигательные программы для детей: учебно-методическое пособие / И.В Волкова - M: ВЛАДОС, 2001. – С. 163 – 176.

17. Волкова, И.В. Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать Месяцев». Февраль. «Два мира: мир природы и мир человека». Часть I: учебно-методическое пособие / А.С.Большев, И.В.Волкова, Ю.А.Лебедев, Ю.Р.Силкин, Л.В. Филиппова, Ю.В.Филиппов и др.- M: МПСИ; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2003. – 329 с.

18. Волкова, И.В. Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать Месяцев». Февраль. «Два мира: мир природы и мир человека». Часть II: учебно-методическое пособие / А.С.Большев, И.В.Волкова, Ю.А.Лебедев, Ю.Р.Силкин, Л.В. Филиппова, Ю.В.Филиппов и др.- M: МПСИ; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2003. – 368 с.

19. Волкова, И.В. Методические материалы по внедрению моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования. Часть III: учебно-методическое пособие / Е.В.Вербовская, И.В Волкова, Н.Ю.Молостова, Л.В.Филиппова, Е.В.Чеджемова и др.- M: МПСИ; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2005. – 246 с.

20. Волкова, И.В. Оздоровительно-коррекционные занятия с детьми, имеющими отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / А.С.Большев, И.В.Волкова, Ю.А.Лебедев, Ф.И.Молостова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 260 с.

21. Волкова, И.В. Организация работы по физической культуре с учащимися младших классов, имеющими отклонения в состоянии здоровья: учебно-методическое пособие / И.В.Волкова, Е.В.Ложеницина, Е.А.Маслова, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 200 с.

22. Волкова, И.В. Организация работы по направлению «Приобщение к физической культуре» на улице: учебно-методическое пособие / И.В.Волкова, П.В.Климарева, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. - 150 с.

23. Волкова, И.В Формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни у детей 5-6,5 лет: учебно-методическое пособие / И.В.Волкова, Ю.А.Лебедев, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 304 с.

24. Волкова, И.В Здоровьесберегающие общеразвивающие физические упражнения: учебно-методическое пособие / И.В.Волкова, Л.В.Филиппова, И.К.Шилкова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 285 с.

25. Волкова, И.В Приобщение к физической культуре (работа вне занятий на весь учебный год – подвижные игры, комплексы утренней гимнастики, динамические паузы): учебно-методическое пособие / И.В.Волкова, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова,И.К.Шилкова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 176 с.

26. Волкова, И.В Приобщение к физической культуре детей младшего школьного возраста в специальной медицинской группе / И.В Волкова, Ю.А.Лебедев, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 272 с.

27. Волкова, И.В Формирование культуры здоровья и навыков здоро-вого образа жизни у детей 5-6,5 лет: учебно-методическое пособие / И.В Волкова, Ю.А.Лебедев, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 304 с.

28. Волкова, И.В Психолого-педагогическое просвещение родителей (методический материал для организации лекций, семинаров, круглых столов, конференций, 39 консультаций, совместных педсоветов): Приобщение к физической культуре детей старшего дошкольного возраста / И.В Волкова, Ю.А.Лебедев, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 126 с.

29.Волкова, И.В Педагогическое обеспечение развития детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания (методический материал для организации практической работы с детьми дома): Приобщение к физической культуре / И.В Волкова, Ю.А.Лебедев, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2008. – 118 с.

30. Волкова, И.В. Программа формирования социальной уверенности как качества становящейся личности ребенка посредством подвижных игр: учебно-методическое пособие / И.В Волкова, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2008. – 166 с.

30. Волкова, И.В. Учебно-методическое обеспечение развития, образования и воспитания гиперактивных детей младшего школьного возраста. В 3-х кн. Часть 3. Учебно-методическое обеспечение двигательной деятельности гиперактивных детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / И.В. Волкова, Ф.И.Молостова, Л.В.Филиппова, И.К.Шилкова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2008. – 114 с.

32. Волкова, И.В Приобщение к физической культуре детей в разновозрастной группе ДОУ: учебно-методическое пособие / И.В Волкова, Ю.А.Лебедев, Е.В.Ложеницина, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2008. – 138 с.

33. Волкова, И.В Организация подвижных игр на прогулке “Банк любимых игр: учебно-методическое пособие / И.В.Волкова, Л.В.Филиппова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2009. – 74 с.

34. Волкова, И.В Организация работы с детьми дошкольного возраста на физиомячах большого диаметра: учебно-методическое пособие / А.С.Большев, И.В.Волкова, Ю.А.Лебедев, Ю.Р.Силкин - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2010. – 176 с.

35. Волкова, И.В Приобщение к физической культуре детей дошкольного возраста в семье: учебно-методическое пособие / И.В.Волкова - M: РАО; Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2011. – 103 с.