Научная тема: «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ГЕНЕЗИС ПРОСТРАНСТВА СИТУАЦИЙ ПРОБЛЕМНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ СУБЪЕКТА»
Специальность: 19.00.03; 19.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Пространство ситуаций проблемности как когнитивный компонент профессионального опыта является целостным представлением субъекта о том круге проблемных эпизодов,  которые  характерны для определенной профессиональной деятельности.  Оно включает представление о количественной и содержательной характеристике ситуаций проблемности, возникающих в профессиональной деятельности, а также о временных параметрах возникновения в деятельности ситуаций проблемности.
  2. Пространство ситуаций проблемности является многоуровневым, многокомпонентным образованием и имеет вертикально-горизонтальное строение. Горизонтальная ось образована ситуациями проблемности, в различной степени подлежащими разрешению. Вертикальная ось включает количественный и качественный аспекты. В количественный входят: вероятность возникновения, оценка субъектом возможности разрешения, оценка возможности предотвращения, необходимость использования при разрешении учебных знаний. Качественный аспект составляют  источник возникновения и наличие отношения ситуации к непосредственным профессиональным обязанностям субъекта деятельности.
  3. Структура пространства ситуаций проблемности профессионально обусловлена, что является одним из выражений включенности пространства ситуаций проблемности в метасистему профессионального опыта. В качестве структурных составляющих пространства ситуаций проблемности выступают обобщения видов ситуаций проблемности, характерных для профессиональной деятельности субъекта. На количественный аспект структуры влияет как ряд характеристик профессиональной деятельности (сложность, степень  конвенциональности, степень оперативности), так и мотивационные особенности субъекта, обусловливающие степень проблематизации им деятельности. Характеристики пространства ситуаций проблемности имеют общие черты у представителей различных социономических профессий, что выражается в сходстве его компонентного состава и некоторых особенностей разрешения входящих в него ситуаций проблемности.
  4. В ходе профессионального становления субъекта происходят количественные, а также качественные изменения структурных и функциональных сторон пространства ситуаций проблемности. Динамика изменения пространства ситуаций проблемности в ходе профессионального обучения является специфичной для разных видов ситуаций проблемности и различается, в частности, в отношении групп ситуаций, в разной степени связанных с непосредственными профессиональными обязанностями субъекта,  а также имеющих разные источники возникновения.  Пространство ситуаций проблемности студентов имеет общие характеристики независимо от профиля профессиональной подготовки и отличается от такового у профессионалов, что связано с влиянием на особенности пространства ситуаций проблемности специфики учебной деятельности.
  5. Особенности пространства ситуаций проблемности (содержание входящих в него ситуаций, их оценка субъектом и направленность решения) связаны с успешностью профессиональной деятельности. При наличии общих для успешных представителей различных профессий характеристик данного когнитивного образования на особенности пространства ситуаций проблемности успешных профессионалов влияет специфика требований деятельности,  в частности,  наличие или отсутствие среди этих требований ориентации на субъекта-партнера по взаимодействию. Влияние требований деятельности отражается как на компонентном составе пространства ситуаций проблемности, так и на особенностях их разрешения,  а именно, обусловливает преимущественно субъектный или преимущественно объектный характер постановки и разрешения ситуаций проблемности успешными профессионалами. 
  6. Пространство ситуаций проблемности   выполняет в профессиональной деятельности следующие функции: аналитическую, прогностическую, профилактическую, личностно-защитную, формирующую, коммуникативную, энергосберегающую, функцию структурирования опыта, функцию реализации эмоций, функцию структурирования времени. В совокупности указанные функции выполняют интегрирующую - адаптационную функцию, благодаря которой субъект деятельности отвечает требованиям этой деятельности.
  7. Теоретические обобщения в функционировании пространства ситуаций проблемности отличаются разной функциональной и содержательной наполненностью в зависимости от уровня профессионализации использующего их субъекта и области их применения в профессиональной деятельности. Теоретические обобщения в функционировании пространства ситуаций проблемности выполняют функцию регулирования практических действий и функцию объяснения (интерпретации) профессиональной действительности, иначе говоря,  регуляторную и интерпретационную. В качестве детерминант соотношения теоретических и практических обобщений  выступают  вид ситуаций проблемности и возникающей на ее основе мыслительной задачи, а также соответствие профессиональной подготовки на этапе вузовского обучения эпизодам, составляющим пространство ситуаций проблемности.
  8. Структурный,  генетический и функциональный аспекты изучаемого феномена интегрируются в концепцию пространства ситуаций проблемности,  позволяющую создать целостную картину отражения в сознании субъекта социономических профессий ситуаций проблемности,  характерных для его деятельности. Представление о содержании и особенностях проблемных эпизодов деятельности выступает в виде иерархизированной,  полифункциональной  структуры,  включенной в профессиональный опыт субъекта в качестве одного из его когнитивных компонентов.  Пространство ситуаций проблемности отражает основные характеристики профессиональной деятельности и выступает как  результат профессионализации субъекта и как результат развития мышления в профессиональной деятельности.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Конева, Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: монография / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева. – Ярославль: Аверс Пресс, 2003. – 132 с. (Авт. участие ¬ – 4.2 п. л.).

2.Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой психического развития: монография / Е.В. Конева, С.Б. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2003. – 134 с. (Авт. участие – 3.3 п. л.).

3.Конева, Е.В. Гл. 1: Практическое мышление как компонент деятельности / Е.В. Конева // Субъект и объект практического мышления: монография/ под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова – Ярославль: Ремдер, 2004. – С. 11-43. – 0.7 п. л.

4.Конева, Е.В. Гл. 11: Проблемное пространство как феномен мышления и деятельности: функционирование и формирование / Е.В. Конева // Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты: монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – С. 305-343. – 2.3 п. л.

5.Конева, Е.В. Ч.V, §4: Опросники «Ситуации проблемности в общении» Е.В. Конева // Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты: монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – С. 404-406. – 0.1 п. л.

6.Конева, Е.В. Мышление в профессиональном и жизненном опыте: монография / Е.В. Конева. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 384 с. –22. 3 п. л.

Публикации в изданиях, утвержденных ВАК Министерства образования и науки РФ

7.Конева, Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности / Е.В. Конева // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17, № 6. – С. 82-94. – 0.8 п. л.

8.Конева, Е.В. Актуализация гендерных профессионально-личностных потенциалов средствами проблемно-ситуационного тренинга / Е.В. Конева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Психологические науки «Акмеология образования». – 2005. – Т. 11, № 4. – С. 247-252. – 0. 4 п. л.

9.Конева, Е.В. Пространство проблемных ситуаций как феномен деятельности и практический концепт / Е.В. Конева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология. – 2006. – № 1. – С. 76-80. – 0. 3 п. л.

10.Конева, Е.В. Детерминанты и критерии социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями / Е.В. Конева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4, № 4. – С. 132-139. – 0. 5 п. л.

11.Конева, Е.В. Ситуации проблемности как часть профессионального опыта / Е.В. Конева // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 3 (56). – С. 94-100. – 0. 5 п. л.

12.Конева, Е.В. Модель ситуаций проблемности и профессиональный опыт субъекта / Е.В. Конева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – № 6. – С. 35-39. – 0. 3 п. л.

13.Конева, Е.В. Ситуации проблемности в деятельности как предмет психологического исследования / Е.В. Конева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2008. – № 7. – С. 30-34. – 0. 5 п. л.

14.Конева, Е.В. Профессиональный опыт как предмет психологического исследования / Е.В. Конева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2008. – № 8. – С. 40-45. – 0. 4 п. л.

15.Конева, Е.В. Практическое мышление и психологические компетенции / Е.В. Конева // Вестник университета; Государственный университет управления. – 2008. – № 10. – С. 97-100. – 0. 2 п. л.

16.Конева, Е.В. Проблемные ситуации в общении школьников с особыми образовательными потребностями / Е.В. Конева, В.К. Солондаев, Н.А. Дешеулина // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2009. – № 10. – С. 49-52. (Авт. участие – 0.2 п. л.).

17.Конева, Е.В. Представления о социокультурных стереотипах делового общения / Е.В. Конева, А. С. Потемкина // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – Серия Гуманитарные науки. – 2010. № 4. – С.79-84. (Авт. участие – 0.2 п. л.).

18.Конева, Е.В. Специфика общения детей с особыми образовательными потребностями в контексте психологической адаптации / Е.В. Конева, В.К. Солондаев, И.В. Крупенникова // Психология обучения. – 2011. –№ 4. – С. 70-79. (Авт. участие – 0.2 п. л.).

Статьи и материалы конференций

19.Конева, Е.В. Отражение требований деятельности в мышлении субъекта / Е.В. Конева // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. – Ярославль: ЯрГУ, 1988. – С. 7-20. – 0. 8 п. л.

20.Конева, Е.В. Исследование мышления в рабочих профессиях / Е.В. Конева // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. – Ярославль: ЯрГУ, 1989. – С. 63-74. – 0. 7 п. л.

21.Конева, Е.В. Некоторые особенности решения мыслительных задач школьниками / Е.В. Конева // Психологическая наука: проблемы и перспективы – Киев: ИП УАПН, 1990. – С. 68-69. – 0. 06 п. л.

22.Koneva, E.V. Conflicts in Activity of Workers of the State and Municipal Administration and Pecularities of its Resolution / S.I. Yerina, E.V. Koneva // Psychological Pulse of Modern Russia. – Moscow; Yaroslavl, 1997. – P. 61-66. (Авт. участие ¬– 0. 15 п. л.).

23.Конева, Е.В. Проблемные ситуации во взаимоотношениях подростков и родителей / Е.А. Белкова, Е.В. Конева // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. – Ярославль: ЯрГУ, 1997. – С. 79-87. (Авт. участие – 0. 2 п. л.).

24.Конева, Е.В. Особенности индивидуальной классификации опыта в мышлении профессионала / Е.В. Конева // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. – Ярославль: ЯрГУ, 1997. – С. 31-46. – 1 п. л.

25.Конева, Е.В. Конфликты в деятельности работников государственного и муниципального управления и особенности их разрешения / С.И. Ерина,

Е.В. Конева // Психологический пульс Ярославля. – Ярославль: МАПН, 1998.– С. 97-103. (Авт. участие ¬– 0. 2 п.л.).

26.Конева, Е.В. Виды обобщений в мышлении педагога / Е.В. Конева // Психология педагогического мышления: теория и практика. – М.: ИП РАН, 1998. – С. 95-110. – 1 п. л.

27.Конева, Е.В. Интеллект и социально-психологическая адаптация /

Е.В. Конева, И.В. Серафимович // Вопросы общей и дифференциальной психологии. – Кемерово: КГУ, 1998.– С. 15-21. (Авт. участие ¬– 0. 2 п. л. ).

28.Конева, Е.В. Виды обобщений в мышлении педагога / Е.В. Конева, Н.А. Токаренко // Психология педагогического мышления: теория и практика. – М.: ИП РАН, 1998. – С. 95-110. (Авт. участие ¬– 0. 5 п. л.).

29.Конева, Е.В. Некоторые детерминанты мышления следователя /

Е.В. Конева, С.И. Литченкова // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. – Т. 4., Вып. 4. – С. 363-369. (Авт. участие – 0. 2 п. л.).

30.Конева, Е.В. Нормативное сексуальное поведение с точки зрения мужчин и женщин / Е.В. Конева, О.Ю. Смирнова // Социальная психология – XXI век. – Ярославль: МАПН, 1999. – С. 326-331. (Авт. участие – 0.15 п. л.).

31.Конева, Е.В. Теоретические обобщения в мышлении профессионала / Е.В. Конева // Изучение практического мышления: итоги и перспективы. – Ярославль: ЯрГУ, 1999. – С. 66-83. – 0. 4 п. л.

32.Конева, Е.В. Учебные знания и профессиональная деятельность /

Е.В. Конева, Н.А. Токаренко // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений. – Ярославль: ЯрГУ, 2000. – С. 66-81. (Авт. участие ¬– 0.5 п. л.).

33.Конева, Е.В. Особенности адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе / Е.В. Конева, М.А. Лобас // Научный поиск / под ред. А.В. Карпова. – Ярославль: ЯрГУ, 2000. – C. 52-57. (Авт. участие ¬– 0. 2 п. л.).

34.Конева, Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности / Е.В. Конева // Общая и прикладная психология: хрестоматия / под ред. А.В. Карпова. – М.–Ярославль: РПО, 2001. – С. 260-278. – 1. 1 п. л.

35. Конева, Е.В. Применение учебных знаний в профессиональной деятельности на разных этапах становления профессионала / Е.В. Конева // Психология субъекта профессиональной деятельности/ под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. – М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2001. – С. 207-222. – 1 п. л.

36.Конева, Е.В. Принятие решения на этапе возникновения проблемной ситуации / Е.В. Конева // Психологические проблемы принятия решения / под ред. А.В. Карпова. – Ярославль: ЯрГУ, 2001. – С. 51-59. – 0.5 п. л.

37.Конева, Е.В. Восприятие мужчинами и женщинами ситуации межполового общения / Е.В. Конева, О.Ю. Смирнова // Проблемы социальной психологии XXI столетия. – Ярославль: МАПН, 2001. – Т. 2. – С. 42-46. (Авт. участие ¬– 0. 1 п. л.).

38.Конева, Е.В. Социально-психологические особенности миграционных процессов на примере русскоязычной школы / Е.В. Конева, М.А. Лобас // Проблемы общей и прикладной психологии. – Ярославль: ЯрГУ, 2001. – С. 52-57. (Авт. участие ¬– 0. 1 п. л.).

39.Конева, Е.В. Знания в структуре деятельности профессионала / Е.В. Конева // Ярославский психологический вестник. – М.; Ярославль: РПО, ЯрГУ, 2002. – Вып. 6. – С. 19-24. – 0. 3 п. л.

40.Конева, Е.В. Применение в социокультурных условиях России нидерландской модели повышения социальной компетентности подростков / Л.М. Иванов, Е.В. Конева // Организация и содержание психосоциальной работы в учреждениях социального обслуживания детей и молодежи. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2002. – С. 147-174. (Авт. участие ¬– 0. 8 п. л.).

41.Конева, Е.В. Восприятие ситуации практической деятельности как этап мышления профессионала / Е.В. Конева // Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. В. А. Барабанщикова, А. В. Карпова. – Ярославль: РПО, 2002. – Вып. 2. – С. 128-139. – 0. 7 п. л.

42.Конева, Е.В. Межнациональное общение в русскоязычной школе: возможности регулирования / Е.И. Гусева, Е.В. Конева // Научный поиск. – Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. – Вып. 3. – С. 128-139. (Авт. участие ¬– 0. 3 п. л. ).

43.Конева, Е.В. Решение общенческих проблем учащимися специальных учебных заведений / Е.В. Конева, Т.Б. Чугунова // Ярославский психологический вестник. – М.; Ярославль: РПО, 2002. – Вып. 8. – С. 80-86. (Авт. участие ¬–0. 2 п. л.).

44.Конева, Е.В. Проблемная ситуация в деятельности профессионала / Е.В. Конева // Ежегодник РПО: материалы III Всерос. съезда психологов. – М., 2003. – Т. 4. – С. 338-342. – 0. 25 п. л.

45.Конева, Е.В. Родительские семинары как средство коррекции внутрисемейных отношений / Е.Н. Галкина, Л.Н. Емельянова, Е.В. Конева // Научный поиск. – Ярославль: Аверс-Пресс, 2003. – Вып. 4. – С. 80-91. (Авт. участие ¬––0. 2 п. л.).

46.Конева, Е.В. Представление о профессиональном пространстве как часть профессионального опыта / Е.В. Конева // Материалы Всерос. науч. конф., посв. 200-летию ЯрГУ им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2003. – C. 154-157. – 0. 2 п. л.

47.Конева, Е.В. Некоторые закономерности профессионализации студентов различных специальностей / Е.В. Конева // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. – Ярославль: ЯрГУ, 2003. – С. 205-209. – 0. 25 п. л.

48.Конева, Е.В. Пространство проблемных ситуаций и психологическая адаптация / Е.В. Конева // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования /под ред. А. В. Карпова, И. Н. Семенова. – М.; Ярославль: Ремдер, 2004. – С. 338-342. – 0. 25 п. л.

49.Конева, Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии. – 2004. – № 2. – C. 148-157. (Авт. участие – 0. 3 п. л.).

50.Конева, Е.В. Взаимодействие учебного и профессионального пространства / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Проблемы совершенствования высшего психологического образования. – Ярославль: РПО, Ин-т «Открытое общество», 2004. – C. 104-113. (Авт. участие – 0. 25 п. л.).

51.Koneva, E.V. Adaptation of Caucasian children to multicultural Russian schools on example of Yaroslavl region / N.L. Ivanova, E.V. Koneva, M.A. Lobas, I.А. Mnatsacanyan // Dialogues in and around the multicultural school/ W. Herrlitz, R. Maier (eds.). – 2005. – Р. 139-151. (Авт. Участие – 0.25 п. л.).

52.Конева, Е.В. Формирование межэтнической толерантности как фактор взаимной адаптации мигрантов и русскоязычных подростков / Е.И. Гусева, Е.В. Конева // Научный поиск. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – Вып. 6. – С. 78-86. (Авт. участие ¬– 0. 25 п. л.).

53.Конева, Е.В. Развитие мышления как компонент профессионализации / Е.В. Конева // Психология XXI столетия. – Ярославль: МАПН, 2006. – Т. 2. – С. 179-184. – 0.3 п. л.

54.Конева, Е.В. Применение концепции пространства проблемных ситуаций в практике судебно-психологической экспертизы / Е.В. Конева // Современные проблемы прикладной психологии. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – Т. 1. – С. 359-363. – 0.25 п. л.

55.Конева, Е.В. Проблемные ситуации в субъект-субъектных профессиях / Е.В. Конева // Общение и познание / под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. – М.: ИП РАН, 2007. – С. 253-273. – 1.1 п. л.

56.Конева, Е.В. Гендерные особенности ситуаций проблемности в профессиональной и учебной деятельности / Е.В. Конева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2007. – Т. 13. – № 5. – С. 171-174. – 0.3 п. л.

57.Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – № 12. – С. 50-60. (Авт. участие – 0.3 п. л. ).

58.Конева, Е.В. Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Конева // Образование, коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. – Ярославль: Ремдер, 2008. – С. 6-40. – 2.1 п. л.

59.Конева, Е.В. Разрешение ситуаций проблемности в деятельности педагогов / Е.В. Конева, И.В. Крупенникова // Психология обучения. – 2009. –№ 4. – С. 69-76. (Авт. участие ¬– 0.3 п. л.).

Учебно-методические работы

60.Конева, Е.В. Психология современного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантности: метод. указания / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, О.А. Коряковцева. – Ярославль: Диа-пресс, 2001. – 74 с. (Авт. участие – 4.6 п. л.).

61.Конева, Е.В. Гл. 3, §1: Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности / Е.В. Конева, Л.Ю. Субботина, Л.В. Черемошкина // Психология труда: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 113-144. (Авт. участие – 0.6 п. л.).

62.Конева, Е.В. Гл. 3, §3: Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности / Е.В. Конева // Психология труда : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 162-174. – 0.75 п. л.

63. Конева, Е.В. Формирование представления о проблемном пространстве в процессе обучения в вузе / Е.В. Конева // Высшая школа на современном этапе: преподавание и обучение. – Ярославль: ЯГПУ, 2004. – С. 92-96. – 0. 25 п. л.

64.Конева, Е.В. Психологические особенности студентов разных специальностей как дидактическая проблема / Е.В. Конева // Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения: межд. сб. ст. – М.;Ярославль: РПО, 2005. – С. 91-92. – 0. 9 п. л.

65.Конева, Е.В. Психология эффективного руководства: практическое пособие / Е.В. Конева, М.Ф. Луканина. – Ярославль: Литера, 2008. – 200 с. (Авт. участие ¬– 3.3 п. л.).

66.Конева, Е.В. Использование в учебном процессе ситуаций профессиональной деятельности / Е.В. Конева // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания, обучения и функционирования рынка. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С. 156-163. – 0.4 п. л.