Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Установлено, что исполнительная власть в России с изменением конституционно-правовых основ приобрела  новые черты. Системообразующим элементом федеративных отношений выступает государственно-правовой институт совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), являющийся узловым компонентом в государственно-властных отношениях между  Федерацией и ее субъектами, а властная исполнительная деятельность по его реализации составляет практическую основу единой системы исполнительной власти в России (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ, комплексно закрепляя  полномочия представительных и исполнительных органов  государственной власти Федерации и ее субъектов по вопросам совместного ведения, предопределяет федеративную организацию административно-правового регулирования  предметом  совместного ведения.

2. Аргументировано, что Конституция РФ и федеральное законодательство в качестве основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов закрепляют  разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти федерального и регионального уровней. По мнению диссертанта, подобная правовая конструкция реализации совместного ведения методологически не совершенна. Это подтверждается тем, что  практическая деятельность по разграничению полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами исполнительной власти не только не завершена, но и не получила окончательного нормативного оформления. В связи с этим современное состояние функционирования института совместного ведения в системе государственного управления и организацию его практической реализации органами исполнительной власти следует рассматривать как находящееся в стадии становления и формирования.

3. На основе анализа зарубежного федеративного опыта сделан вывод, что развитие федерализма идет по пути формирования государственно-властного механизма, который  обозначается как властная вертикаль «реального» типа. Такая схема   государственного управления позволяет осуществлять нормативное регулирование представительному органу одного из уровней (федерация или союзное государство) и организовывать исполнительную деятельность органом исполнительной власти, которому в соответствии с конституционным порядком адресуется их реализация с возложением на него в полном объеме  ответственности за исполнение закона и результаты этой деятельности.

4. Обосновано, что российская модель государственного управления совместным ведением предусматривает вертикально-соподчиненное управление соответствующими сферами жизни общества и государства, которое осуществляется федеральными,  региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления на основе верховенства федерального законодательства. Такой способ организации государственной власти, предусматривающий последовательное попадание под федеральное, региональное и муниципальное публично-правовое регулирование общественных отношений, закрепленных в федеральном законодательстве, с точки зрения автора, не свойствен федеративной организации и  рассматривается как исполнительная  вертикаль «идеального» типа.

5. На основании сравнительно-правового подхода констатируется, что совместное ведение отличается от схожих зарубежных федеративных институтов по следующим признакам:  а) совместное ведение является конституционно-правовой основой формализации государственно-правового статуса субъекта РФ. Зарубежные федеративные государства закрепляют данные положения конституционно; б) совместное ведение служит базой для  формирования субъектами РФ органов государственной власти,  за рубежом   система и структура органов государственной власти субъектов федерации закрепляется федеральными конституциями; в) совместное ведение выступает источником исключительных полномочий субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Аналогичные полномочия субъектов федераций за рубежом устанавливаются федеральными конституциями.

 6. Доказывается, что совместное ведение как объект административно-правового регулирования объединяет отношения по:

  1. государственному управлению федеративным и муниципальным строительством, административной правоохранительной деятельностью,  социально-культурной и экономической сферами;
  2. урегулированию  административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

7. Аргументировано, что объективной основой федеративной организации государственного управления совместным ведением является его материально-правовая структура позитивно-правового содержания, в   рамках которой осуществляется: а) распределение и формирование полномочий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней; б) функционирование единой системы исполнительной власти  (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ); в) формализация ее элементов на федеральном и региональном уровнях как самостоятельных объектов   публично-правового воздействия; г) формирование исключительных полномочий субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ) и  полномочий органов местного самоуправления.

8. Доказано, что материально-правовая структура совместного ведения включает следующие элементы, которые классифицированы на: 1)  отраслевые (режим пограничных зон; природопользование; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и т.д.); 2) комплексные, содержащие различные направления административно-правового регулирования (защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения и т.д.); 3) отрасли законодательства (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

9. Исследование федерального законодательства, правовых позиций Конституционного Суда РФ и материально-отраслевой структуры совместного ведения показало, что объективное материально-правовое содержание предмета совместного ведения, вытекающее из федерального законодательства, шире конституционно закрепленного. Это выводит полномочия органов исполнительной власти в сфере совместного ведения за конституционные границы. Корректировка такого положения  возможна через увеличение правовой емкости предмета совместного ведения путем: а) его максимальной позитивно-правовой детализации с внесением в ст. 72  Конституции РФ новых положений, отнесенных к данному государственно-правовому институту;  б) принятия федеральных Основ законодательства РФ непрямого действия по наиболее объемным вопросам совместного ведения.

10. Обосновано, что материально-правовая структура совместного ведения как объективная основа публично-правового регулирования общественных отношений должна находиться в органическом единстве с системой российского права. Данное условие выполнимо в том случае, если материально-правовая структура совместного ведения будет носить позитивно-правовой характер, а ее составляющие - выступать объективной основой реализации конкретных правоотношений и предмета правового регулирования в целом. Это создаст предпосылки формирования четких юридических границ для распределения полномочий между элементами отраслевой структуры государственного управления предметом совместного ведения, позволит избежать функционального дублирования в исполнительной деятельности и отказаться в конечном итоге от системного разграничения компетенции между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней по каждому элементу материально-правовой структуры.

11. Исполнительная реализация совместного ведения находится в непосредственной зависимости от позитивного юридического взаимодействия материально-правовой и отраслевой структур государственного регулирования, проявляющегося в том, что материально-правовое  содержание является первичным элементом структуры государственного управления совместным ведением. В свою очередь структура государственного управления должна быть трансформационно пригодной для  реализации  новых отношений, возникающих в процессе развития общества, а формирование комплексных сфер государственного управления  опираться на объективную внутреннюю взаимосвязь объектов управления, основанную на исторически выработанных российским и мировым опытом принципах государственного управления.

12. Сформулирован вывод о том, что отраслевая структура государственного управления предметом совместного ведения включает органы исполнительной власти, классифицируемые по следующим основаниям:

  1. исходя из федеративного устройства на: а) федеральные и  б) субъектов РФ;
  2. в зависимости от организационно-правовых форм на: а) правительства,  б) кабинеты министров, в) администрации, г) министерства и др.;
  3. по объему компетенции на органы: а) общей компетенции (Правительство РФ, правительства, кабинеты министров, администрации субъектов РФ); б) отраслевой компетенции (Минтранс России, Минсельхоз России и др., аналогичные ОИВ в субъектах РФ) и в) комплексно-отраслевой компетенции (Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минрегион России и др.);
  4. по структуре компетенции в рамках совместного ведения на:  а) осуществляющие компетенцию по реализации предмета совместного ведения в комплексе с исключительными федеральными полномочиями (Минтранс России, Минэкономразвития России, Минпромторг России); б) исключительно по реализации предмета совместного ведения (Минобрнауки России, Минспорттуризм России и др.);
  5. по признаку вертикального и горизонтального соподчинения на: а) органы, реализующие компетенцию по предмету совместного ведения федерального подчинения  (Минюст России; Федеральная пограничная служба и др.); б) «двойного» подчинения (Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризм России и др.).

13. Общей чертой реализации предмета совместного ведения является примат федерального законодательства как единого источника федеральных и региональных исполнительных полномочий. На этом основании сформулирован вывод, что при такой схеме правового регулирования фактического разграничения полномочий  по реализации совместного ведения не достигается. Происходит лишь системное распределение и перераспределение общих полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в рамках текущего  федерального законодательства. При этом полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ формируются по остаточному принципу. Такой способ организации исполнительной деятельности наряду со сверхцентрализацией на федеральном уровне полномочий по вопросам совместного ведения ведет  к фиктивности полномочий субъектов РФ в сфере совместного ведения и  формированию квази-федеративных отношений. 

14. Изучение зарубежного опыта показало, что  достижение целей разграничения полномочий по государственному  управлению в федеративном государстве возможно лишь на основе конституционного позитивно-правового закрепления в полном объеме предметов ведения и полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней. Такой подход исключает свободное перемещение полномочий в сторону центра и, наоборот, на основе текущего законодательства, в указном порядке или на основе актов управления. В связи с  этим обоснована авторская позиция, согласно которой с учетом конституционного закрепления предмета совместного ведения использование понятия «разграничение» как принципа формирования федеративных отношений не оправдано как с лингвистической, так и с практической точки зрения. Это обусловлено тем, что его содержание входит в противоречие применительно к данному государственно-правовому институту. По мнению диссертанта, для регулирования федеративных отношений в рамках российского  института совместного ведения правильнее использовать термин «распределение полномочий».

15. Авторская концепция комплексного  реформирования института совместного ведения предусматривает переход от системного административного распределения и перераспределения полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней к конституционному разграничению полномочий Федерации и ее субъектов, предусматривающему:

  • конституционное, позитивно-правовое закрепление материально-отраслевой структуры и полномочий представительных и исполнительных федеральных и региональных органов государственной власти с перечнями вопросов, по которым: а) Федерация осуществляет нормативное регулирование и исполнительную деятельность; б) принятие законов и контрольно-надзорная деятельность за их исполнением относятся к полномочиям Федерации, а практическая реализация возлагается на субъекты РФ; в) Федерация принимает рамочное законодательство, а субъекты РФ - его конкретизируют  и исполняют; г) субъекты Федерации принимают законы и исполняют их;
  • разграничение полномочий в сфере отраслевого законодательства совместного ведения по схеме: федеральные конституционные основы законодательства - федеральное законодательство -  законодательство субъектов РФ. Федеральные конституционные основы непрямого действия, закрепляющие разграничение полномочий между федеральными (представительными и исполнительными) и региональными (представительными и исполнительными) органами государственной власти, позволят формировать различные схемы взаимодействия органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.  Конституционный статус придаст основам  логическую  взаимосвязь со ст. 72 Конституции РФ и стабилизирует  законодательство.

16. Аргументировано, что в основу института совместного ведения должно быть положено нормативное закрепление полномочий  всех органов государственной власти как по горизонтали, так и по вертикали.  Таким образом будут созданы предпосылки для перехода на всех федеративных уровнях к единой формуле правового регулирования, принятой в развитых федерациях: «закон, принятый на конкретном федеративном уровне - исполнительные полномочия  соответствующего уровня по его исполнению в полном объеме - объект управления - ответственность за реализацию». Организация диагональных отношений: Федерация - принятие закона, субъект РФ - осуществление исполнительной деятельности станет  импульсом для формирования институтов федерального парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ и их должностных лиц и в конечном итоге приведет к формированию в России государственной властной вертикали «реального» типа.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Аникин С.Б. Организация исполнительной деятельности по предмету совместного ведения России и ее субъектов / под ред. В.М. Манохина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011 (12, 6 п.л.).

2. Аникин С.Б., Игнатенкова К.Е. Полномочия Президента РФ по практической реализации предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Вертикаль публичной власти в правовом пространстве России / под ред. А.В. Малько. Тамбов: Издательский дом ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2011 (1,6 / 1,0 п.л.).

3. Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование совместного ведения России и ее субъектов: понятие и предмет / под ред. В.М. Манохина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010 (11, 86 п.л.).

4. Аникин С.Б., Волкова Л.П., Манохин В.М. Совместное ведение РФ и субъектов РФ в условиях изменяющейся России: административно-правовой аспект / под ред. В.М. Манохина Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009 (10, 5 /4,0 п.л.).

5. Аникин С.Б. Совместное ведение РФ и ее субъектов в условиях административной реформы // Административная реформа в России: федеральный и региональный уровни / под ред. А.В.Малько. Тамбов: Издательский дом ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2009 (1,0 п.л.).

6. Аникин С.Б. Материально-отраслевая структура административного законодательства совместного ведения // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / под ред. А.В. Малько. Тамбов: Издательский дом ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2008 (1,0 п.л.).

7. Аникин С.Б. Местное самоуправление как предмет административно-правового регулирования совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Российская правовая политика в осуществлении реформы местного самоуправления / под ред. А.В. Малько. Тамбов: Издательский дом ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2008 (1,0 п.л.).

Рецензии на монографии

Николайченко В.В. Рецензия на монографию: Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование совместного ведения России и ее субъектов: понятие и предмет / под ред. В.М. Манохина. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. – 204 с. // Правовые средства обеспечения защиты прав человека: отечественный и зарубежный опыт: материалы Международной научно-практической конференции (Луганск, 21–22 апреля 2011 г.). Луганск: Изд-во Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, 2011.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, перечень которых утвержден ВАК Минобрнауки России

8. Аникин С.Б. К вопросу об административно-правовых отношениях по реализации материаль¬ных отраслей совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Правовая культура. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД РФ», 2011. № 1 (0,9 п.л.).

9. Аникин С.Б. Совместное ведение РФ и ее субъектов как составная часть властной исполнительной вертикали в России // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. № 2 (0, 5 п.л.).

10. Аникин С.Б. О понятии и содержании материально-правовой структуры предмета совместного ведения России и субъектов РФ // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. № 1 (0,75 п.л.).

11. Аникин С.Б. Материально-отраслевое содержание социально-культурной и экономической сфер как предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2010. № 2 (0,75 п.л.).

12. Аникин С.Б. Вопросы исполнительной реализации материально-правовой структуры совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Право. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «Южно- Уральский государственный университет», 2010 № 5 (0,7 п.л.).

13. Аникин С.Б. О материально-отраслевом содержании правоохранительной сферы как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. № 4 (0,9 п.л.).

14. Аникин С.Б., Чмыхало Е.Ю. Земельное законодательство в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2010. № 4 (0,8 / 0,4 п.л.).

15. Аникин С.Б. О соотношении материально-правовой и отраслевой структур предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. № 4 (0, 8 п.л.).

16. Аникин С.Б. К вопросу о роли административно-правового регулирования вопросов совместного ведения в развитии кооперативных начал в федеративном государстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Право. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», 2009. № 9 (0,7 п.л.).

17. Аникин С.Б. О соотношении административного законодательства и предмета административно-правового регулирования совместного ведения РФ и субъектов РФ // Вестник Российского университета Дружбы народов. Сер. Право. М.: Изд-во ГОУ ВПО «Российский университет Дружбы народов», 2009. № 2 (0,5 п.л.).

18. Аникин С.Б. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов: исторические и международно-правовые аспекты становления и развития // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. № 1 (0,6 п.л.).

19. Аникин С.Б. Морфологические особенности административно-правовой реализации предмета совместного ведения РФ и ее субъектов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Право. Воронеж: Изд-во ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет», 2009. № 1 (1,0 п.л.).

20. Аникин С.Б. Вопросы методического обеспечения подготовки специалистов-юристов высшей квалификации в сфере нормотворчества // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. № 3 (0,3 п.л.).

21. Аникин С.Б., Мильшин Ю.Н. К вопросу о мерах административно-процессуального обеспечения по делам об административном правонарушении // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2002. № 1 (0,4/0,2 п.л.).

22. Аникин С.Б. Административно-юрисдикционная деятельность милиции в свете конституционного обеспечения прав человека // Правоведение. СПб.: Изд-во юридического факультета СПбГУ, 1998. № 1 (0,1 п.л.).

Работы, опубликованные в сборниках по материалам международных и всероссийских научно-практических конференций, семинаров и круглых столов

23. Аникин С.Б., Конин Н.М. О некоторых вопросах распределения полномочий по реализации отраслей законодательства совместного ведения России и ее субъектов // Перспективы оптимизации административного процесса: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, ВНИИ МВД РФ, 18 апреля 2011 г.). М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011 (0,5/0,4 п.л.).

24. Аникин С.Б. К вопросу о структуре полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере совместного ведения // Политико-правовые технологии взаимодействия власти, общества и бизнеса в регионах: материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского 2-3 июля 2010 г.). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010 (0,5 п.л.).

25. Аникин С.Б. К вопросу о перераспределении исполнительных полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (на примере МВД России) // Роль и место органов внутренних дел в строительстве демократического правового государства: материалы Международной научно-практической конференции (Одесса, 23 апреля 2010 г.). Одесса: Изд-во Одесского государственного университета внутренних дел, 2010 (0,2 п.л.).

26. Аникин С.Б. Некоторые вопросы федерального управления совместным ведением Российской Федерации и ее субъектов // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции. г. Саратов, 3–4 июня 2010 г). Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010 (0,4 п.л.).

27. Аникин С.Б. Некоторые вопросы исполнительной реализации материальных отраслей совместного ведения РФ и субъектов РФ // Научные проблемы модернизации публичной власти в современной России и совершенствования преподавания вузовских курсов административного, информационного и муниципального права: материалы Всероссийского круглого стола (Саратов, 2 марта 2010 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010 (0,4 п.л.).

28. Аникин С.Б. Некоторые аспекты реализации предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ при регулировании в сфере экономики // Политико-правовые проблемы взаимодействия бизнеса в условиях кризиса: материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, 2–3 июля 2009 г.). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2009 (0,4 п.л.).

29. Аникин С.Б. О некоторых вопросах административно-правового регулирования социально-культурной сферой в совместном ведении РФ и субъектов РФ // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики (актуальные проблемы юридической науки): материалы Международной научно-практической конференции (Тольятти, 16–19 апреля 2009 г.). Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н. Татищева, 2009 (0,6 п.л.).

30. Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ как юридический инструмент эффективного государственного управления // Стабильная Конституция – основа эффективности государства: материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, 19 декабря 2008 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы», 2009 (0,4 п.л.).

31. Аникин С.Б. Социальная сфера как составная часть материально-отраслевой структуры предмета совместного ведения РФ и ее субъектов // Политико-правовые приоритеты социально-экономического развития России: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Саратовского ун-та (Саратов, 2–3 июля 2008 г.). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2009 (0,5 п.л.).

32. Аникин С.Б. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в системе государственного управления современной России // Проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: материалы Международной научно-практической конференции (Челябинск, 20 ноября 2008 г.). Челябинск: Изд-во МПГУ, 2008. Т. 2 (0,5 п.л.).

33. Аникин С.Б. О материальной структуре предмета административно-правового регулирования совместным ведением РФ и ее субъектов // Конституция как основа правовой системы государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 30–31 октября 2008 г.). Москва: Изд-во ГОУ ВПО «Российский университет Дружбы народов», 2008 (0,4 п.л.).

34. Аникин С.Б. О соотношении административного законодательства и предмета административно-правового регулирования совместного ведения РФ и субъектов РФ // Юридическая наука и правоприменение: материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, 5-6 июня 2008 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008 (0,4 п.л.).

35. Аникин С.Б. Некоторые вопросы организации охраны общественного порядка в условиях современной Рос¬сии // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Заслуженного юриста РФ И.И. Веремеенко (Москва, 30 марта 2008 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2008 (0,45 п.л.).

36. Аникин С.Б. К вопросу об отраслевой структуре административно-правового регулирования совместным ведением РФ и субъектов РФ // 15 лет Конституции РФ и 60 лет Декларации прав человека: материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 4–5 декабря 2008 г.) // Научные труды Российской ака¬демии юридических наук. Вып. 9: в 3 т. Т. 2. М.: Юрист, 2009 (0,45 п.л.).

37. Аникин С.Б. К вопросу о предмете административно-правового регу¬лирования в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов // Со¬временное российское законодательство: законотворчество и правоприменение: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Москва 7–8 декабря 2007 г.) // Научные труды Российской ака¬демии юридических наук. Вып. 8: в 3 т. Т. 1. М.: Юрист, 2008 (0,4 п.л.).

38. Аникин С.Б. К вопросу о системе административного законодательства субъектов РФ в сфере предпринимательства // Политико-правовые основы предпринимательства в России: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию юридического факультета Саратовского университета (Саратов, 2–3 июля 2007 г.). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008 (0,4 п.л.).

39. Аникин С.Б. Приоритетный национальный проект как предмет правового регулирования // Национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 30 марта 2007 г.). М.: Формула права, 2007 (0,45 п.л.).

40. Аникин С.Б. К вопросу об элементах структуры системы административного законодательства по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // (Региональное нормотворчество): Аналитический бюллетень. Вып. 3: Правовая реформа в России: федеральный, региональный и муниципальный уровни: материалы Всероссийского круглого стола (Астрахань, 17 мая 2007 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007 (0,3 п.л.).

41. Аникин С.Б. Вопросы научно-методического, кадрового обеспечения нормотворческой деятельности как условие совершенствования правовой политики субъектов РФ // (Региональное нормотворчество): Аналитический бюллетень. Вып. 2: Правовая политика субъектов РФ: концепция и проблемы совершенствования: материалы Всероссийского круглого стола (Смоленск, 22 сентября 2005 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006 (0,4 п.л.).

42. Аникин С.Б., Попов И.П. Правовые основы формирования и использования земель фонда перераспределения в субъектах России // Региональное нормотворчество: Аналитический бюллетень. Вып. 2: Правовая политика субъектов РФ: концепция и проблемы совершенствования: материалы Всероссийского круглого стола (Смоленск, 22 сентября 2005 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006 (0,4/0,2 п.л.);

43. Аникин С.Б., Белова С.И. Политико-правовые аспекты обязанностей по уплате налога // Закон, человек, справедливость: философско-правовые проблемы: материалы всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004 (0,4/02 п.л.).

44. Аникин С.Б., Мильшин Ю.Н. О некоторых вопросах применения мер обеспечения по делу об административном правонарушении // Проблемы административной ответственности на современном этапе: материалы всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 15–17 июня 2003 г.). Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», 2003 (0,4/0,2 п.л.).

45. Аникин С.Б., Цыбулевская О.И. Некоторые вопросы правового регулирования защиты общественной нравственности на региональном уровне // Разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: материалы межвузовского научно-практического семинара (Саратов, 30 марта 2001 г.). Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2002 (0,4/ 0,2 п.л.).

46. Аникин С.Б. О пределах процессуального регулирования административной ответственности на региональном уровне // Разграничение полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: материалы научно-практического семинара (Саратов, 2 марта 2001 г.). Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права , 2001 (0,2 п.л.).

47. Аникин С.Б. Презумпция невиновности в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел // Проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов (Общетеоретические и правовые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности): материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию создания в России Министерства внутренних дел. (Саратов, 29-30 мая 2000 г.). Саратов: Изд-во СЮИ МВД РФ, 2001. Ч. 1 (0, 3 п.л.).

Другие публикации

48. Аникин С.Б., Конин Н.М., Круть П.Е. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации»: учебно-методическое пособие / под ред. А.С. Дугенца, Н.М. Конина. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010 (15,0/2,2 п.л.).

49. Аникин С.Б. Рецензия на диссертацию кандидата юридических наук: Бахаев А.А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности. М., 2009. 190 с. // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2010. № 2 (0,45 п.л.).

50. Аникин С.Б. О некотором историческом и зарубежном опыте как истоке совместного ведения РФ и ее субъектов // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2009. № 2 (0,45 п.л.).

51. Аникин С.Б. О некоторых направлениях совершенствования института совместного ведения РФ и ее субъектов как элемента единой системы исполнительной власти в РФ // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов: Саратовский филиал Учреждения Российской академии наук Института государства и права РАН, 2009. № 4 (0,8 п.л.).

52. Аникин С.Б. К вопросу о соотношении содержания категорий «конкурирующая компетенция» и «совместное ведение» // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2009. № 6 (0, 47 п.л.).

53. Аникин С.Б. Рецензия на диссертацию кандидата юридических наук: Давыдова Е.В. Досудебный порядок обжалования действий и решений таможенных органов и их должностных лиц. М., 2008. 207 с. // Административное право и процесс М.: Издательская группа «Юрист», 2008. № 6 (0,45 п.л.).

54. Аникин С.Б. 85 лет профессору В.М. Манохину // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. № 6 (0, 1 п.л.).

55. Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. № 5 (0, 5 п.л.).

56. Аникин С.Б., Ландо А.С., Овсянников С.А. и др. Информационный бюллетень по вопросам реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Вып.10. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006 (4,0 / 0,2 п.л.).

57. Аникин С.Б., Ландо А.С., Овсянников С.А. и др. Информационный бюллетень по вопросам реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Вып. 9. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006 (4,0 / 0,2 п.л.).

58. Аникин С.Б., Ландо А.С., Овсянников С.А. и др. Информационный бюллетень по вопросам реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Вып. 8. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006 (4,0 / 0,2 п.л.).

59. Аникин С.Б. Региональное административное право как дисциплина специализации: учебно-методический аспект // Региональное нормотворчество: Аналитический бюллетень. Вып. 1. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004 (0,3 п.л.).

60. Аникин С.Б, Адушкин Ю.С., Николайченко В.В. и др. Практическое обучение основам региональной нормотворческой деятельности: учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003 (4,0/1,0 п.л.).