Научная тема: «БЕЛЛЕТРИЗОВАННЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ В. П. АВЕНАРИУСА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ БИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Становление и эволюция жизнеописания свидетельствуют о том, что его традиции, наметившиеся в античной литературе, оставались устойчивыми на протяжении многих веков и не потеряли актуальности в наше время. Принципы художественного оформления биографического материала, содержащего в себе собственное специфическое содержание, реализованы Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях». Одним из жанровых преемников Плутарха и родоначальником беллетризованного жизнеописания в русской литературе стал В. П. Авенариус.
  2. В последние десятилетия, наряду с термином «беллетризованная биография», используются синонимичные ему жанровые обозначения: «художественная биография», «литературная биография», «романизированная биография», «фактографическая художественная биография» и др. Основа сюжетного повествования в такого рода жизнеописаниях документальна, но по объективным или субъективным причинам автор интерпретирует документ с помощью интуиции и воображения. Основополагающим жанрообразующим признаком в каждом случае является соотношение «факт - вымысел», и сам исторический факт используется как важнейшее средство создания образа биографического персонажа.
  3. В современном литературоведении беллетризованное жизнеописание, основным функциональным принципом которого является соотношение «факт - вымысел» («история - биография», «историческая правда - художественная правда»), рассматривается как занимательное, предназначенное для «легкого чтения». В XIX в. «легкость» произведений не означала их «легкодоступность» для различных слоев российского общества, достигаемую за счет снижения требований к эстетическим (художественным) достоинствам текста. Русские ученые и критики прошлых столетий, не отрицая «легкости» «изящной литературы», беллетристические сочинения рассматривали как эстетически завершенные произведения. Толкование беллетристики как «эпигонство», «дилетантизм», «массовая литература» и т. д. мы не связываем с изучением беллетризованных биографий, т. к. в понимание дефиниции «беллетристика» вкладываем ее универсальное значение: belles letters /франц./ - изящная словесность (художественная литература), стремящаяся к выражению движения души героя словами и созданию его словесного образа посредством использования и взаимодействия исторического факта и авторского вымысла.
  4. Для художников слова первой трети XIX - начала XX вв. произведения историко-биографического направления становятся своеобразной творческой лабораторией, в которой решается вопрос о функционировании в жизнеописании документа и беллетристики. Одной из причин выделения беллетризованного жизнеописания в самостоятельную жанровую разновидность явилось его стремление к отмежеванию от историко-биографического романа, автобиографии, исторической и литературно-критической   биографий.   Отличаясь   от   других   разновидностей   биографии   не отсутствием достоверности, а художественным изображением реальных фактов -художественным правдоподобием, беллетризованная биография воссоздает модель жизни исторической личности, для воплощения которой наиболее важна история не внешней, а внутренней (духовной) жизни.
  5. Беллетризованные жизнеописания В. П. Авенариуса являются важнейшей частью биографической прозы и соответственно с другими ее жанровыми разновидностями имеют типологические признаки: центральным героем является реальная историческая личность; биографический сюжет и фабула состоят из описаний реальных и сочиненных событий, но его фундаментом становится факт реальной биографии; благодаря фактической первооснове сочиненное автором воспринимается читателем как достоверное; при изображении внутреннего мира персонажа наиболее ярко проявляется способность автора к художественному вымыслу (домыслу).
  6. Усиление беллетризованного начала в произведениях историко-биографического и литературно-критического направления к середине XIX в. позволило В. П. Авенариусу выйти за рамки «смежных» жанров. В результате поиска художественной истины об исторической личности он объединил элементы научной, литературно-критической и беллетризованной биографии, благодаря чему представил образы исторических личностей в форме биографических рассказа, очерка и повести. В. П. Авенариус также актуализировал приемы создания образов исторических личностей: а) внутреннее содержание фактической информации, заключающее в себе эстетическую ценность и образность, необходимые для выявления свойств живой натуры героя; б) слово автора, находящееся в тесном взаимодействии со словом биографического персонажа; в) систему персонажей, связанную с логикой повествования и творческим замыслом автора; г) категорию времени как важнейший жанрообразующий компонент для создания образа героя в динамике его внешней и внутренней жизни; д) жанрово-стилистическую многослойность - биографический (документальный) и беллетризованный (художественный) сюжет, развивающий, дополняющий основную фабулу жизнеописания; е) рассредоточенное портретное изображение героя, построенное по принципу мозаики из точных штрихов в контексте культурно-исторического времени.
  7. Беллетризованное жизнеописание - сложное литературное явление, находящееся на стыке истории, литературы и искусства слова, в процессе эволюции синтезировавшее в себе разнородные начала. Поэтому в его поэтике активно взаимодействуют: а) традиционное (логика биографического повествования, соотносимая с логикой самой жизни человека - рождением, жизнью, смертью человека; фактографическое описание внешней жизни персонажа; беллетризация внутренней жизни героя, придающая ему культурно-эстетическую значимость) и новаторское (творческая установка автора в создании образа биографического персонажа, проявляющаяся в отборе, взаимодействии, интерпретации фактов его жизни; трактовка автором личности биографического героя, обнаруживаемая в открытой или скрытой характеристике, оценочности внешнего и внутреннего мира объекта повествования; выбор формы для реализации «идеи биографии» - романа, повести, рассказа, очерка и т. д.); б) объектное (персонажное) и субъектное (авторское); в) фактическое (научное, историческое, достоверное) и вымышленное (художественное, беллетризованное, недостоверное); г) элементы поэтики смежных жанров (в античной литературе - древнегреческой трагедии, древнегреческого энкомиона, монументальной историографии; в русской литературе - автобиографии, произведений историко-биографической прозы, научно-исторических и литературно-критических жизнеописаний).
  8. Жизнеописание, как и другие жанры, имеющие многовековую историю, обладает генетической «памятью жанра» [термин принадлежит М.М. Бахтину], которая заложена в нем a priori и проявляется, как правило, имплицитно. «Память жанра» беллетризованных биографий, созданных В.П. Авенариусом, в первую очередь проявляется в том, что она обнаруживает глубинные органические связи со своим первоисточником - с традициями античного и русского жизнеописания в целом и в частности со «Сравнительными жизнеописаниями» Плутарха.
  9. Литературная преемственность между В.П. Авенариусом и предшествующими писателями-биографами, в том числе с Плутархом, проявляется в относительной устойчивости специфических признаков жизнеописания, свидетельствующих о «памяти жанра» и природной гибкости, вызванной его непрерывной эволюцией. При этом форма биографического повествования (рассказ, очерк, повесть, роман и т. д.) и его структурные части (как способ логической связи внешних и внутренних компонентов произведения) продолжительное время оставались устойчивыми и почти неизменными, в то время как «идея биографии» наполнялась новым содержанием и новыми смыслами. Важнейшим признаком долговечности художественного жизнеописания является также его способность видоизменяться и преобразовываться в творчестве каждого писателя в соответствии с историко-культурными и литературно-эстетическими идеалами эпохи.
  10. Новаторским явлением в художественном методе В.П. Авенариуса, «оттолкнувшегося» во многом от принципов биографического творчества Плутарха, является типология героев и способы их художественного представления в биографии. В «Сравнительных жизнеописаниях» - это герои, жизнеописание которых отвечало эстетическим требованиям эпохи античности: образы-персонажи мифологических и легендарных героев, сравнительные образы-понятия «великий человек», «великие натуры с великими доблестями» и «великие натуры с великими пороками». В беллетризованных биографиях В. П. Авенариуса - типология творческих личностей (образы писателей, композиторов, изобретателей и научных деятелей).
  11. Рассмотрение категории «тип героя жизнеописания» в эволюционном и теоретическом плане позволяет определить ее в качестве концептуальной основы беллетризованной биографии. Выбор героя обусловлен в ней не только творческими установками автора, но и конкретными историческими и литературными тенденциями эпохи, этическими представлениями общества об идеале человека. Историческое созревание этой важнейшей категории на протяжении долгого периода от античности до современности позволило и авторам жизнеописания занять более активную позицию, усиливающую его беллетризованное (субъективное, личностное) начало.
Список опубликованных работ
Монография:

1.Казанцева Г. В. Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса «Пушкин» и «Михаил Юрьевич Лермонтов»: история, теория, поэтика жанра: монография. – М.: Флинта - Наука, 2007. – 164 с. – 10, 2 п. л.

Учебные пособия:

2.Казанцева Г. В. Жизнь и творчество А. С. Пушкина (по дилогии В. П. Авенариуса «Пушкин» и автобиографической прозе А. С. Пушкина // Открытый урок по литературе: Пособие для учителей: В 2 кн. – Книга 1. Конспекты уроков. – М.: Московский лицей, 2003. – С. 210-215. – 0, 4 п. л.

3.Казанцева Г. В. Василий Петрович Авенариус и его беллетризованные биографии // Академическая филология. Литературоведение. Лингвистика. Лучшая вузовская лекция. – М., 2007. – С. 66-83. – 0, 6 п. л.

Научные статьи, включенные в реестр ВАК РФ:

4.Казанцева Г. В. Беллетризованная биография: проблема определения жанра и история жанра // Вопросы филологии. – М., 2007. - № 3 (27). – С. 64-69. – 0, 6 п. л.

5.Казанцева Г. В. К проблеме речи героя в беллетризованной биографии (По дилогии В. П. Авенариуса «Пушкин») // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (филологическая серия). - № 3. – Санкт-Петербург, 2009. – С. 7-16. – 0, 8 п. л.

6.Казанцева Г. В. К проблеме жанровых преемственных связей: Геродот и Плутарх // Вестник Российского государственного университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. – М., 2009. - № 3. –С. 38-45. – 0, 8 п. л.

7.Казанцева Г. В. К проблеме сравнительно-сопоставительного анализа беллетризованной биографии // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. Выпуск 31. – Челябинск, 2009. - № 13 (151).- С. 58-62. – 0, 5 п. л.

8.Казанцева Г. В. Традиция как литературоведческая категория в контексте изучения беллетризованной биографии // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. Выпуск 37. – Челябинск, 2009. - № 35 (173).- С. 75-80. – 0, 5 п. л.

9.Казанцева Г. В. «Александр Сергеевич Пушкин» П.А. Плетнева и «Материалы для биографии Пушкина» П.В. Анненкова: к проблеме «автор – герой» в биографии писателя // Вестник Военного университета. – М, 2011. - №2 (26). – С. 58-64. - 0, 6 п. л.

10.Казанцева Г. В. А. С. Пушкин «Арап Петра Великого» и «Начало автобиографии»: факт – вымысел в создании образа Ганнибала // Вестник Российского государственного университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. – М., 2011. – № 2. – 0, 7 п. л.

11.Казанцева Г.В. Образы-персонажи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха: словесная живопись и художественная полемика с каноном // Гуманит. исслед. в Вост. Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. - № 3. - 0, 7 п. л.

Научные статьи, опубликованные в других изданиях:

12.Казанцева Г. В. Жизнь и творчество А. С. Пушкина (по дилогии В. П. Авенариуса «Пушкин» и автобиографической прозе А. С. Пушкина // Открытый урок по литературе: Русская литература XVIII-XX веков (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей. – М.: Московский лицей, 2001. – С. 21-25. – 0, 4 п. л.

13.Казанцева Г. В. В. П. Авенариус как детский писатель // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы VII Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2002. – С. 38-43. – 0, 4 п. л.

14.Казанцева Г. В. Культурная память: автор и читатель (По биографической дилогии В. П. Авенариуса «Пушкин») // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы II Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии»: В 2 т. – М.: Издательский дом «Таганка», 2003. – С. 151-156. – 0, 4 п. л.

15.Казанцева Г. В. Пушкин как литературный персонаж // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2003. – С. 143-150. – 0, 6 п. л.

16.Казанцева Г. В. В. П. Авенариус «Михаил Юрьевич Лермонтов»: концепция личности писателя // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы II Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии»: В 2 т. – М.: Издательский дом «Таганка», 2004.- С. 118- 123. – 0, 4 п. л.

17.Казанцева Г. В. «Михаил Юрьевич Лермонтов»: биографический очерк В. П. Авенариуса для детей и юношества // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы IX Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2004. – С. 126-130. – 0, 4 п. л.

18.Казанцева Г. В. Беллетризованная биография В. П. Авенариуса «Пушкин»: синтез жанров // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М., 2005. –С. 246-250. – 0, 5 п. л.

19.Казанцева Г. В. Беллетризованная биография В. П. Авенариуса «Пушкин»: двойной портрет Пушкин – Державин // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы X Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2006. – С. 189-193. – 0, 3 п. л.

20.Казанцева Г. В. В. П. Авенариус «Михаил Юрьевич Лермонтов»: синтез жанров // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М., 2006. –С. 191-196. -0, 4 п. л.

21.Казанцева Г. В. Полемика. Зачем литература в школе // Материалы семинара вузовских и школьных преподавателей 26-27 августа 2005 г. – Коломна, 2006. – С. 155 -156. – 0, 1 п. л.

22.Казанцева Г. В. В. П. Авенариус «Пушкин»: двойной портрет Пушкин – Карамзин // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы V Международной конференции «Русское литературоведение на новом этапе»: В 2 т. – М.: Издательский дом «Таганка», 2005. - С. 128- 133. – 0, 4 п. л.

23.Казанцева Г. В. В. П. Авенариус «Пушкин»: парный портрет Пушкин – Жуковский // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2007. – С. 202-209. – 0, 6 п. л.

24.Казанцева Г. В. Писательская биография как разновидность жанра биографии: факт – вымысел и биографический хронотоп // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы VI Международной конференции «Русское литературоведение на новом этапе»: В 2 т. – М.: Издательский дом «Таганка», 2007.- С. 168- 172. – 0, 4 п. л.

25.Казанцева Г. В. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: к проблеме соотношения «факт – вымысел» в биографическом произведении // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы VII Всероссийской научно- практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М., 2007. –С. 158-163. – 0, 4 п. л.

26.Казанцева Г. В. Дилогия В. П. Авенариуса «Пушкин»: парный портрет дядя-поэт и поэт-племянник // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы XII Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2008. – С. 49-53. – 0, 3 п. л.

27.Казанцева Г. В. Дилогия «Пушкин» В. П. Авенариуса в контексте русской биографической литературы II половины XIX века // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. IX Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Международной VII научно-практической конференции. – М.; Ярославль: Ремдер, 2008. – С. 375-381. – 0, 5 п. л.

28.Казанцева Г. В. Плутарх «Сравнительные жизнеописания»: к проблеме интертекстуальности в биографическом произведении // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М., 2008. –С. 135-140. – 0, 4 п. л.

30.Казанцева Г. В. К проблеме философии мифа в структуре античной трагедии и античной биографии // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы XIV Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2009. – С. 238-244. – 0, 5 п. л.

31.Казанцева Г. В. К проблеме феномена традиции в историко-литературном аспекте // Культура и цивилизация в глобализующемся мире: актуальные социально-экономические и правовые проблемы. Материалы Всероссийской научной конференции. – Коломна, 2009. – С. 64-71. – 0, 6 п. л.

32.Казанцева Г. В.Функции «чужого» слова в беллетризованной биографии (По дилогии В. П. Авенариуса «Пушкин») // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы VIII Международной конференции «Русское литературоведение на новом этапе»: В 2 т. – М.: Издательский дом «Таганка», 2009.- 0, 5 п. л.

33.Казанцева Г. В. К проблеме жанровых традиций в беллетризованной биографии: Плутарх и Светоний // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. – Москва-Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 177-181. – 0, 4 п. л.

34.Казанцева Г. В. Античная биография и античная риторика: к проблеме жанровых преемственных связей // XI Виноградовские чтения. Текст контекст: литературоведческий и методический аспекты. Зарубежная филология: восприятие. Анализ и интерпретация художественного текста. Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции. – Москва-Ярославль: МПГУ, 2009. – Т. III. – С. 105-111. – 0, 5 п. л.

35.Казанцева Г. В. К проблеме дихотомии «история – биография» в античной литературе: жизнеописание и историография // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М., 2009. –С. 142-148. – 0, 5 п. л.

36.Казанцева Г. В. Античная трагедия и античная биография: к проблеме этимологии и функционального термина «личность» // IX Поспеловские чтения. Художественная антропология: теоретический и историко-литературные аспекты. Материалы Международной научной конференции. – М.: МГУ, 2009. – 0, 4 п. л.

37.Казанцева Г. В. Ранние биографические опыты и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (к проблеме типологических и специфических признаков жанра беллетризованной биографии) // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2010. – С. 343-348. – 0, 4 п. л.

38.Казанцева Г. В. К проблеме эволюции жанра беллетризованной биографии: Ксенофонт и Плутарх // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. – Москва-Ярославль: Ремдер, 2010. – С. 533-539. – 0, 5 п. л.

39.Казанцева Г. В. В. П. Авенариус и его беллетризованные биографии // Русский язык и литература в международном пространстве: современное состояние и перспективы. Материалы II Международной конференции. – Granada, 2010. – С. 1689-1695. – 0, 8 п. л.

40.Казанцева Г. В. К проблеме эволюции жанра беллетризованной биографии: Эвагор и Плутарх // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. – Москва-Ярославль: Ремдер, 2011. – С. 680-685. – 0, 4 п. л.

41.Казанцева Г. В. К проблеме автор и герой в структуре писательской биографии (П. А. Плетнев «Александр Сергеевич Пушкин» // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре». – М., 2010. – 0, 6 п. л.

42.Казанцева Г. В. Специфические и формообразующие признаки биографического очерка в творчестве Н. С. Лескова («Граф Михаил Андреевич Милорадович» и «Алексей Петрович Ермолов») // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – М., 2011. – 0, 5 п. л.