Научная тема: «СТИЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДУХОВНО-КОНЦЕРТНОЙ МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX-XX ВЕКОВ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. определяется статус духовно-концертной музыки, её природа, имманентные признаки, нормы, регулирующие сферу творчества;
  2. осуществляется дифференциация духовной музыки по генетическому признаку;
  3. выявляются механизмы преемственности, основанные на принципе моделирования;
  4. выполняется классификация стилевых моделей разных уровней - исторических, национальных, жанровых, авторских;
  5. определяются признаки художественного канона духовно-концертной музыки;
  6. выработана методика  анализа многослойных в стилевом отношении духовно-концертных композиций;
  7. проанализированы сочинения, многие из которых впервые введены в научный обиход (три цикла духовных сочинений Л. Башмакова, цикл духовных песнопений ор. 88 Е. Голубева, четыре духовных концерта А. Мурова, сочинения композиторов сибирского региона); 
  8. метод моделирования применяется для исследования стилевых моделей исполнительских школ.
Список опубликованных работ
Книги:

1. Урванцева О. А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов ХХ века. – Магнитогорск, 2010. – 272 с. — ISBN 978-5-88967-033-9 (17 п.л.).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

2. Урванцева О.А. Принцип моделирования в духовно-концертной музыке (на примере Литургии Чайковского) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 19. № 9 (110) 2008. – С. 164 – 172 (0,9 п.л.);

3. Урванцева О.А. Моделирование музыкального языка ХХ века в «Микрокосмосе Бартока // Проблемы музыкальной науки, 2009 № 1(4). – Уфа. — С. 204–208 (0,6 п.л.).

4. Урванцева О.А. Черты романтической эстетики и её проявления в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX века // Проблемы музыкальной науки, 2010 № 1(6). – Уфа. – С. 26–30 (0,5 п.л.).

5. Урванцева О.А. Романтический стиль и его преломление в духовной музыке русских композиторов ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 43. № 13/2010. – С. 178-184. (0,7 п.л.).

6. Урванцева О.А. Канон и стиль в духовно-концертной музыке русских композиторов ХХ века // Проблемы музыкальной науки, 2010, 2 (7). – Уфа. – С. 143-147 (0,5 п.л.).

7. Урванцева О.А. Диалектика отношений церковной и концертной ветвей духовной музыки русских композиторов ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып.46. № 22 (203) 2010. – С. 169-174. (0,5 п.л.).

8. Урванцева О.А. Жанровая модель в духовно-концертной музыке (на примере Херувимской)» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып.48. № 32 (213) 2010. – С. 176-182. (0,5 п.л.).

Публикации:

9. Урванцева О.А. Место духовной музыки в современной жизни // Состояние и перспективы развития научно-технического и культурного потенциала Южно-Уральского региона: Материалы Межгосударственной научно-технической конференции. Магнитогорск: МГМИ, 1994. – С. 77-78 (0,2 п.л.).

10. Урванцева О.А. Курс гармонии как канонизированная система // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. научных трудов Московской и магнитогорской консерваторий. – Магнитогорск, 1997. – С. 174-181 (0,4 п.л.).

11. Урванцева О.А. Интерпретация канонических жанров церковно-духовной музыки в авторских циклах русских композиторов рубежа XIX–XX вв. – Рук. деп. В НИО Информкультура Рос. гос. б-ки 26.09.1997. № 3134 (1 п.л.).

12. Урванцева О.А., Шабалина Л.К. Концепции канонического и авторского в религиозных сочинениях Рахманинова // Эпоха Сергея Рахманинова: Международная научно-практическая конференция 13 мая 1998 г. – Тамбов-Ивановка. – С. 27-28 (0,2 п.л.).

13. Урванцева О.А. О методологической роли понятия «канон» для обновления учебного курса гармонии // Методологические проблемы науки и образования: Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Магнитогорск. гос. пед. ин-т. – Магнитогорск, 1998. – С. 77-78 (0,1 п.л.).

14. Урванцева О.А. Рецепция религиозного канона в русской музыке начала ХХ века // О.А. Урванцева Концепции авторского и канонического в русской духовной музыке начала XX века: Очерки / Магнитогорская гос. консерватория. – Магнитогорск, 1999. – 13-32 (1 п.л.).

15. Урванцева О.А. Авторская трактовка канонического в русской духовной музыке рубежа XIX-ХХ веков // О.А. Урванцева Концепции авторского и канонического в русской духовной музыке начала XX века: Очерки/ Магнитогорская гос. консерватория. – Магнитогорск, 1999. – С. 3-13 (0,6 п.л.).

16. Урванцева О.А. Проблема авторского начала в религиозном искусстве и ее решение в русской музыке рубежа XIX-XX веков // Актуальные проблемы современного музыкознания глазами молодых музыковедов: Сборник статей аспирантов Уральской государственной консерватории. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. консерватории, 2000 г. – С. 53-66 (0,7 п.л.).

17. Урванцева О.А. Духовное творчество С. Рахманинова и его значение в современной музыке // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования: Материалы докл. науч.-практ. конф., 16-18 апреля, 2001, Челябинское высшее муз. училище (вуз). — Челябинск, 2001. — С. 64-66 (0,2 п.л.).

18. Урванцева О.А. Духовная музыка Свиридова: художественное воплощение религиозных исканий композитора // Художественный образ в исполнительском искусстве: Тезисы и материалы. / Международная науч.-практ. конф. 25-29 ноября 2003. – Магнитогорск, 2004. – С. 34-38 (0,3 п.л.).

19. Урванцева О.А. О преемственности традиций духовной музыки в русской духовной музыке ХХ века. – Вестник МаГК 2004 №1–2. – Магнитогорск – С. 15–18 (0,4 п.л.).

20. Урванцева О.А. О двух типах ритмики в духовной музыке Рахманинова // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Ч.II.: Межвузовский сборник статей. – Магнитогорск, 2004. – С.130-134 (0,3 п.л.).

21. Урванцева О.А. Духовная музыка Свиридова (к проблеме канон и автор) // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Ч.II.: Межвузовский сборник статей. – Магнитогорск, 2004. – С.114-130 (0,7 п.л.).

22. Урванцева О.А. О преемственности традиций в русской духовной музыке ХХ века // Русская музыка в контексте мировой музыкальной культуры. К 200-летию со дня рождения М.И.Глинки. – Тезисы и материалы международной научно-практической конференции 4-6 ноября 2004 г. – Магнитогорск, 2005. – С. 40-46 (0,4 п.л.).

23. Урванцева О.А. О преемственности традиций духовной музыки в русской культуре // Пути отечественной музыкальной культуры. – Материалы научно-практической конференции (22-23 ноября 2004 г., Екатеринбург). – Екатеринбург, 2005. – С. 116-119 (0,4 п.л.).

24. Урванцева О.А. Духовная музыка композиторов Сибирского региона // Омский научный Вестник 2007. № 2 (54), март-апрель. – С. 200-204 (0,6 п.л.).

25. Урванцева О.А. Принцип моделирования в концертно-духовной музыке (на примере Литургии Чайковского) // Дилеммы культурологи: Медиакультура, образование, искусство: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. – Магнитогорск ГОУ ВПО «МГТУ», 2008. – С.157-166. — ISBN 978-5-89514-974-4 (0,6 п.л.).

26. Урванцева О.А. Духовная тема в творчестве А. Ф. Мурова // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории. Материалы Российской науч.-практич. конференции (Оренбург, 25-27 апреля 2007 г.) / Гл. ред. Б. Хавторин, сост. и науч. ред. В. Логинова – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С.180 – 190. – ISBN 978-5-7410-0751-8. (0,5 п.л.).

27. Урванцева О.А. О некоторых романтических чертах в духовных концертах А. В. Никольского // Вестник МаГК № 1, 2009. – Магнитогорск, 2009. – С. 17–28 (0,9 п.л.).

28. Урванцева О.А. Типологическое моделирование как метод исследования духовной музыки // Вопросы хорового творчества: межвузовский сборник статей / сост. С.И. Мирошниченко, Л.В. Огарёва, И.Л. Пивоварова; Магнитогорская гос. консерватория. – Магнитогорск, 2009. – С. 37-57 (1 п.л.).

29. Урванцева О.А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке // Вестник МаГК № 2-2009. – Магнитогорск, 2009. – С. 2-16 (1,1 п.л.).

30. Урванцева О.А. Моделирование как способ освоения музыкального языка ХХ века // Музыкальная культура ХХ столетия: поиски, свершения, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции 26-28 ноября 2008 г.– Магнитогорск, 2009. – С. 72-88 (0,8 п.л.).

31. Урванцева О.А. Западноевропейская модель духовно-концертной музыки и её воплощение в творчестве российских композиторов ХХ века (на примере Реквиемов Козловского и Слонимского) // Вестник МаГК № 1-2010. – Магнитогорск, 2010. – С. 2-24 (2 п.л.).

32. Урванцева О.А. Художественный канон и духовно-концертная музыка // Вестник МаГК. – № 2–2010. – Магнитогорск, 2010. – С. 2-23 (1,5 п.л.).

33. Урванцева О.А. Русский стиль духовной музыки (на примере сочинений Леонида Башмакова) // Вестник МаГК. – № 1–2011. – Магнитогорск, 2011. – С. 35-46 (0,8 п. л.).

34. Урванцева О. А. Русская модель духовно-концертной музыки // Вестник МаГК № 2-2011. – С. (1,5 п.л.) (в печати).

35. Урванцева О. А. Рахманиновская модель русского стиля в духовных сочинениях // Вестник МаГК № 2-2011. – С. (1,5 п.л.) (в печати).