Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ И ПРОЦЕДУРЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
Специальность: 22 00 01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Вне процедур концептуализации социологического знания невозможно развитие современной методологии социологии как науки, анализирующей социальные факты и процессы формирования общественных отношений.
  2. Историческая ретроспектива анализа методологических составляющих социологии, диктует необходимость зафиксировать в процессе перевода эмпирического знания в научное знание процедуры, получившие наиболее полное развитие в направлении социологии трактуемой как "позитивная наука".
  3. Методологические формы и процедуры, характерные для позитивизма, дают возможность преобразовывать разнообразную информацию о  социальной реальности и социальный опыт в научное знание, то есть знание социологическое.
  4. Актуальной задачей для современной российской социологии является не преодоление и отбрасывание позитивистской модели науки, а более эффективное использование эвристических возможностей данной модели, которая и в настоящее время демонстрирует свой  утилитарный потенциал в социальном планировании, проектировании и социальной инженерии.
  5. Формирование устойчивой, общепринятой методологической и процедурной версии концептуализации даёт возможность социологии стать наукой идеологически автономной, существующей и развивающейся независимо от доминирующих в обществе политических, религиозных, философских предпочтений. Социологические исследования приобретут прагматический характер, станут более объективными и практически применимыми.
  6. Социологические знания должны быть представлены и организованы в таком виде, чтобы социология, на основе концептуального объединения исследований разных уровней, могла представлять собой систему действительно научных, допускающих фальсификацию  законов, полученных эмпирическим путём, с использованием как инструмента устойчивой процедуры формулировки социологического закона.
  7. Любое социологическое суждение должно быть подвергнуто процедуре измерения. Возможность или предположение о возможности использования процедуры измерения - наиболее важный признак научности знания о социальной реальности. Социологическое теоретическое знание - не является знанием лежащими на поверхности, или знанием, обобщающим частный опыт. Только математические и статистические приёмы в рамках процедур измерения могут открыть доступ к знанию такого типа. Процедура измерения - важнейший этап общей процедуры концептуализации.
  8. Прикладная, практическая направленность социологической концептуализации связана с созданием на основе научной теории модели того или иного факта социальной реальности или социального процесса.
  9. Социолог, в своей деятельности, вольно или невольно останавливается на одном из типов концептуализации. Доминирующий в настоящее время прагматический позитивистский тип концептуализации не отрицает возможности, а в некоторых случаях востребованности иных типов. Но при этом, так же как и любая из процедур концептуализации общая схема концептуализации требует объяснения, доказательства или опровержения. То есть проверки в конкретных социологических исследованиях.
Список опубликованных работ
Монографии.

1. Быстрянцев С.Б. Особенности концептуализации социологического знания в социально-политических исследованиях.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2008.- 159 с.

2. Быстрянцев С.Б. Методология и теория в социологическом исследовании.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2010.- 151 с.

Учебники и учебно-методические пособия.

3. Быстрянцев С.Б. Самылычев Ю.В. Молодой руководитель. Методическое пособие.- ЛКИ, Ленинград, 1989. – 2 п.л. (вклад автора 1 п.л.).

4. Ачкасова В.А., Быстрянцев С.Б., Гриненко Т.Г. Введение в социологию. Учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбЭТИ, 1993.- 6,5 п.л. (вклад автора 3 п.л.).

5. Ачкасова В.А., Быстрянцев С.Б., Гриненко Т.Г. и др. Социология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ВПТШ МВД РФ, 1994.- 12 п.л. (вклад автора 4 п.л.).

6. Социология журналистики: Очерки методологии и практики. Учебное пособие. Под ред. С.Г.Корконосенко.- М: ТОО «Гендольф», 1998, - 18,8 п.л. (вклад автора 1 п.л.)

7. Основы антропоэкологии. Учебное пособие. Под ред. В.Б.Сапунова.- СПб.: Химиздат, 2000, - 17,6 п.л. (вклад автора 1.8. п.л.).

8. Быстрянцев С.Б., Гусев К.А., Лосев С.А. Внутрифирменные связи с общественностью и управление конфликтами. Учебно-методические указания. – СПб.: Издательство ГУТ, 2001, - 5,25 п.л. (вклад автора 5 п.л.).

9. Связи с общественностью как социальная инженерия. Учебное пособие. Под ред. В.А.Ачкасова.- СПб.: «Речь», 2005, - 5 п.л. (вклад автора 2 п.л.).

10. Модульный подход в организации обучения студентов по курсу «Политология». Методические указания для студентов дневного факультета. Под ред. С.Б.Быстрянцева.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2008, - 1,25 п.л. (вклад автора 1 п.л.).

11. Методические указания для самостоятельной работы по курсу «Политология». Под ред. С.Б.Быстрянцева.- СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2008, - 4,5 п.л. (вклад автора 2,5 п.л.).

12. Гуманитарные технологии и рынок труда. Методический сборник. Под ред. В.Г.Зарубина, О.К.Крокинской. Академия исследования культуры.- СПб., 2008.- 13,31 п.л. (вклад автора 4 п.л.)

Статьи, опубликованные в научных журналах рекомендованных списком ВАК:

13. Научный закон как формальный методологический признак научности в социологии. Журнал социологии и социальной антропологии СПбГУ, факультет социологии, Том IХ, №4(37).- СПб, 2006.

14. Проблема поиска методологической схемы в социально-политических науках. Известия Санкт-Петербургского университета Экономики и финансов. Периодический научный журнал, №2(50).- СПб, 2007.

15. Измерение как процедурный признак научности в социальных науках. Журнал социологии и социальной антропологии СПбГУ, факультет социологии, Том Х, №4, -СПб, 2007.

16. Особенности языка социологических концепций. Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. №4.-Чебоксары, 2007.

17. Процедура измерения в социально-политических науках. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №11(62): Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал.- СПб, 2008.

18. Методологическая неопределенность социологи. Вестник Челябинского университета, выпуск 12, №18(156).- Челябинск, 2009.

19. Фундаментальная роль методологии в социологии и других общественных науках. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №117: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал.- СПб, 2009.

20. Модели в социологии. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №118: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал.- СПб, 2009.

21. Научные понятия как подсказка концептуализирующему мышлению. Вестник Челябинского университета, выпуск 13, №29(167).- Челябинск, 2009

22. Метатеоретический уровень социологической науки. Журнал Российской социологической ассоциации, №1. - Москва, 2010.

23. Ошибки измерения и противоречия процедуры измерения в социологических исследованиях. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал. Издательство СПбГУ, №3,- СПб, 2011.

Прочие публикации.

24. Быстрянцев С.Б. Румб В.К. Место и роль профориентационной деятельности вуза. // Совершенствование подготовки специалистов в вузе. Сборник научных трудов. – ЛКИ, Ленинград, 1988. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

25. Быстрянцев С.Б. Проблема становления учебного курса «Политология» в технических вузах.// Проблема становления многопартийности. Сборник тезисов конференции. ЛГМТУ, Ленинград, 1991.- 0,3 п.л.

26. Быстрянцев С.Б., Солдатов А.В. Особенности подготовки социологов на базе технического университета.// Тезисы докладов Российской научно-методической конференции «Социологическое образование в России».- СПб, 1993, (вклад автора 0,1 п.л.).

27. Быстрянцев С.Б. Инвайронментальная социология, как специфическое направление современной социологии.// Актуальные проблемы социальных наук. Герценовские чтения. Сборник научных трудов. РГПУ,- СПб, 1997. – 0,2 п.л.

28. Быстрянцев С.Б., Большакова А.В. Семья и школа в сознании старшеклассников сельских школ (по материалам исследования).// Актуальные проблемы социальных наук. Герценовские чтения, 1997. Сборник научных трудов. РГПУ.- СПб, 1997.- 0,5 п.л. (вклад автора 0,4 п.л.).

29. Быстрянцев С.Б., Волков А.К. Петербургская реклама после кризиса.// Конкуренция и рынок. Аналитический журнал территориального управления Комитета Министерства антимонопольной политики РФ.- СПб, май 1999.- 0,3 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).

30. Быстрянцев С.Б. О некоторых категориях «социологии техники». // Актуальные проблемы социальных наук Сборник научных трудов. РГПУ.- СПб, 1999. – 0,3 п.л.

31. Быстрянцев С.Б. Н.К.Михайловский о социальном прогрессе.// Актуальные проблемы социальных наук Сборник научных трудов. РГПУ, СПб, 1999. – 0,1 п.л.

32. Быстрянцев С.Б. Сравнение стандартов подготовки студентов в области социально-политических наук в России и в США. (Статья на англ. языке).// American Studies Through Russian & American Eyes. Сборник научных трудов. РГПУ.- St-Petersburg- Fairfield, 2001.- 0,4 п.л.

33. Быстрянцев С.Б. Русский народ и формирование общества в России.// Герценовские чтения. Сборник научных трудов. РГПУ.- СПб., 2001. – 0,5 п.л.

34. Быстрянцев С.Б., Антипин И.В. Обыкновенный лоббизм.// Конкуренция и рынок. Аналитический журнал территориального управления Комитета Министерства антимонопольной политики РФ, №1 (12),- СПб, 2002,- 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

35. Быстрянцев С.Б., Кузнецова Г.А. Информационные технологии в рекламе туристского продукта.// Конкуренция и рынок. Аналитический журнал территориального управления Комитета Министерства антимонопольной политики РФ, №2(13),- СПб, 2002.- 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

36. Быстрянцев С.Б., Каакуриниеми Т. Совместная деятельность российских и финских ученых в области инвайронментальной социологии.// Измерение социальной напряженности. Сборник научных трудов. РГПУ,- СПб, 2002.- 0,5 п.л. (вклад автора 0,4 п.л.).

37. Быстрянцев С.Б. Методические указания по курсу: «Обучение умениям управления конфликтами в сфере политики».// Измерение социальной напряженности. Сборник научных трудов. РГПУ.- СПб, 2002.- 0,3 п.л.

38. Быстрянцев С.Б. Деструктивные технологии и принципы защиты от них.// Актуальные проблемы социологии. Сборник научных трудов. РГПУ.- СПб, 2003.- 0,4 п.л.

39. Быстрянцев С.Б. Камень на распутье.// Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы социологического образования. РГПУ.- СПб, 2005.- 0,5 п.л.

40. Быстрянцев С.Б. Метатеоретический уровень социологической теории.// Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях. Межвузовский сборник научных трудов. ЛОИРО.- СПб, 2005.- 1,5 п.л.

41. Быстрянцев С.Б. Философия и подготовка социологов. // Философия человека и современное образование. Сборник статей. «Русская христианская гуманитарная академия» - СПб, 2006.- 0,4 п.л.

42. Быстрянцев С.Б. Глобализация и социальные изменения в современной России.// Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе. Т.11. «Альфа-М» - М., 2006.- 0,2 п.л.

43. Быстрянцев С.Б. Бычков В.Н. Формулировка дефиниции в социально-политических науках.// Герценовские чтения 2006. Социологическое образование в России. РГПУ.- СПб., 2006.- 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

44. Быстрянцев С.Б. Проблемное поле политической социологии.// Герценовские чтения 2006. Социологическое образование в России. РГПУ.- СПб., 2006.- 0,3 п.л.

45. Быстрянцев С.Б. Глобализация и задачи, стоящие перед системой образование восточнославянских стран. (Статья на украинском языке)// Глобальнi проблеми людства як фактор трансформацii освiтних систем: Матерiали 5 Мiжнародна науково-практична конф., Изд-во НУА,- Харьков, 2007.- 0,3 п.л.

46. Быстрянцев С.Б., Иванов В.Г., Мусолина И.В. Экономическое образование и Болонский процесс.// Модернизация высшего экономического образования в ХХI веке. Научная сессия ППС по итогам НИР за 2006 год. Сборник докладов. СПбГУЭФ.- СПб., 2007.- 0,2 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.).

47. Быстрянцев С.Б. Философия науки и методология науки.// Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в ХХI веке. Научная сессия ППС. Сборник лучших докладов. СПбГУЭФ,- СПб., 2007.- 0,2 п.л.

48. Быстрянцев С.Б. Концепция как методологическая форма представления эмпирического знания в социологии.// Проблемы теоретической социологии. Вып.6: Межвузовский сборник. Отв.ред. А.О.Бороноев. СПбГУ.- СПб., 2007.- 2 п.л.

49. Быстрянцев С.Б. Неясность в настоящем – туманность в перспективе. (Статья на укр.яз.).// Iнтелiгенцiя та влада: Матерiали 6 Мiжнар.наук.-практ. конф. НУА- Харьков, 2008.- 0,4 п.л.

50. Быстрянцев С.Б. Методологические практики использования статистики в социально-политических науках.// Политическая социология: теоретические и прикладные проблемы: Сборник научных статей. Под ред. Н.Г. Скворцова, А.О.Бороноева, С.М.Елисеева. Издат.Дом СПбГУ, - СПб, 2007.- 1 п.л.

51. Быстрянцев С.Б. Измерение в социальных науках.// Герценовские чтения 2007. РГПУ.- СПб, 2007.- 0,5 п.л.

52. Быстрянцев С.Б. Одно из важнейших направлений развития политологии – конкретизация.// Россия и Петербург: экономика и образование в ХХI веке. Научная сессия ППС по итогам НИР за 2007 год. СПбГУЭФ,- СПб, 2008.- 0,4 п.л.

53. Быстрянцев С.Б., Константинова Н.П. Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.// Экономика и образование в XXI веке. Научная сессия. Серия «Проблемы высшей школы»: Сборник докладов. СПбГУЭФ.- СПб., 2008.- 0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

54. Быстрянцев С.Б. Интеракция как социологическая категория.// Человек, коммуникация, творчество. Тезисы и статьи межвузовской научной конференции СПб государственного университета кино и телевидения.- СПб, 2008.

55. Быстрянцев С.Б. Интеллигенция и социология.// Iнтелiгенцiя. Освiта. Суспiльство: виклики глобальноi кризи: Матерiали VII Мiжнар. наук.-практ. конф-цii, 6 лютого 2009 р. Мiнiстерство освiти i науки Украiни. НУА,- Харьков, 2009.- 0,3 п.л.

56. Быстрянцев С.Б. Научные дефиниции как подсказка концептуализирующему мышлению.// Язык в парадигмах гуманитарного знания: XXI век. Сборник научных статей. Под общей редакцией В.Е.Чернявской, С.Т.Золяна. СПбГУЭФ,- СПб, 2009.- 0,6 п.л.

57. Быстрянцев С.Б. Откуда исходит неопределенность в социологии. // Социологическое образование в России. Герценовские чтения 2008. РГПУ.- СПб, 2008.- 0,4 п.л.

58. Быстрянцев С.Б. Проблема измерения социальных фактов и признаков в социально-политических исследованиях.// Межэтнические столкновения в поликультурной студенческой среде и пути их разрешения. Материалы научно-практической конференции. Под ред. С.А.Гончарова, В.Г.Зарубина, В.Ю.Сморгуновой. РГПУ.– СПб, 2008.- 1 п.л.

59. Быстрянцев С.Б. Модели в общественных науках.// Человек, коммуникация, культура. Тезисы и статьи межвузовской концепенции СПбГУКТ.- М., 2009.- 1 п.л.

60. Быстрянцев С.Б., Константинова Н.П. Государственное управление в условиях модернизационного вызова современности.// Вестник филиала-2009. Сборник статей. СЗАГС филиал в г.Сосновый Бор. - Сосновый Бор, 2009.- 0,3 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.)

61. Быстрянцев С.Б., Семенов В.А. Факторы, обусловившие специфические черты в развитии системы управления на местном уровне в странах Средней Азии.// Вестник филиала-2009. Сборник статей. СЗАГС филиал в г. Сосновый Бор.- Сосновый Бор, 2009.- 0,3 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.).

62. Быстрянцев С.Б., Тарасевич А.Л. Экономическое образование и особенность современной социальной среды.// Поликультурная среда современного студенчества: межэтнические отношения и толерантность: Материалы научно-практической конференции. СПбГУЭФ,- СПб, 2010, 0,3 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).