- Вся история оперы может быть представлена как колебания маятника между двумя полюсами - музыкой и драмой. Развитие оперы всегда совершалось средствами музыки и носило поступенный, эволюционный характер; революционные, стремительные изменения, в опере напротив, всегда связаны с идеалами драмы.
- Главной несущей конструкцией эстетики оперного искусства является «голос-инструмент», наиболее полно воплотивший в себе канон «преобразованной природы», лежащий в основании классической оперы и сформировавший её художественную доминанту. Подражание идеалу, то есть совершенному слиянию музыки и слова в звучании человеческого голоса, теоретически оправдано и обосновано лишь сквозь призму классического мировоззрения.
- Идея возрождения синкретизма древнегреческого театра на рубеже XVI-XVII столетий в Италии нашла своё воплощение в феномене оперного певца-актёра. Единство музыкального и поэтического текстов в музыкальной партитуре a priori рождает неделимую общность эмоции, задаваемой музыкой и вербальной основы вокальной линии роли.
- Достоверный анализ сценического творчества певца-актёра возможен только в объединении достижений музыковедения и науки о театре. Искусство оперы, объединяющее в пропорциях золотого сечения музыку, поэзию, пластику, изящные искусства требует комплексного подхода в его исследовании. Именно ввиду этой особенности оперы некоторые аспекты её эволюционирования, как в исторической ретроспективе, так и в условиях современного нам культурного контекста, находятся вне поля искусствоведческого анализа. Наиболее очевидный пробел - явление певца-актёра.
- Сравнительный анализ видов театра (опера, драма, балет) способен достоверно выявить основные закономерности психотехники певца-актёра в оперном театре, определить механизм возникновения сценического образа на оперной сцене. Общности, заключённые в работе актёра над ролью, в бытовании классических видов театра в реалиях современного культуры наглядны и очевидны. Они создают предпосылки достоверного анализа теории и практики оперного театра в ракурсе заявленной темы.
- Трансформация эстетики оперного спектакля на рубеже XX-XXI столетий совершена режиссурой, пришедшей в оперу из драматического театра; это явление имитирует для оперы начала XXI столетия реформу оперы идеалами драмы.
- Если партитура оперного спектакля (её визуальная составляющая) превалирует над музыкальной партитурой, то деформируется канон оперного искусства, определяемый её создателями как соединение музыки, драматической поэзии и пластики актёра принципом золотого сечения. Данное противоречие современного театра разрушает основы психотехники певца-актёра, противоречит задаче создания сценического образа подлинной глубины и достоверности.
- Структурные закономерности партии-роли влияют на способы сценического существования певца-актёра. В операх, написанных в XVII-XVIII столетиях, в партитурах XIX, XX вв. певец-актёр разно чувствует, воспринимает и воплощает поэтический текст, вносит существенные коррективы в процесс певческой фонации.
- Психотехника певца-актёра самобытна, часто противоположна, зеркальна психотехнике актёра драматического театра. Ввиду этого прямая экстраполяция достижений драматического воспитания в опере лишь имитирует соответствие сценического творчества певца-актёра эстетике современного нам театра.
- В системах актёрского образования существуют методы, приближающиеся к реальности оперного творчества и очень от него удалённые. Созданию сценического образа в опере наиболее близок метод М. Чехова.
1. Богатырев В. Ю. Классический канон оперы в контексте современной культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2008. – №10 (57). – С. 227-232. – 0.5 п. л.
2. Богатырёв В. Ю. Режиссура в опере и психотехника певца // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2008. – №10 (59). – С. 284-290. – 0.5 п. л.
3. Богатырёв В. Ю. Предмет оперного искусства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2008. – № 11 (71). – С. 201-207. – 0,5 п. л.
4. Богатырёв В. Ю. Разработка аксиоматического ряда опероведения: голос-инструмент как пример классического канона // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2008. – № 16 (117). – С. 177-182. – 0,5 п. л.
5. Богатырёв В. Ю. Структура партии-роли // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2009. – № 10 (148). – С. 164-168. – 0.5 п. л.
6. Богатырёв В. Ю. Идея голоса-инструмента как пример классического канона // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Социально-экономические науки и искусство. – Волгоград, 2009. – № 3 (37). – С. 135-140. – 0,5 п. л.
7. Богатырёв В. Ю. Начало XXI века: эстетика «визуальной оперы» как попытка реформы вида // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2009. – № 17 (155). – С.119-133. – 0,5 п. л.
8. Богатырёв В.Ю. Опера. Понятие стиля в сценическом воплощении оперной партитуры // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2011. – №2. – С. 165-170. – 0,5 п. л.
9. Богатырёв В. Ю. Феномен-певца-актёра в европейской музыкальной культуре Нового времени // Вопросы культурологи. М., 2011 (в печати)
Б) Монографии
1. Богатырёв В. Ю. Актёр и роль в оперном театре / СПбГАТИ. – СПб.: Издатель Е.С. Алексеева, 2008. – 254 с. – 14 п. л.
2. Богатырёв В. Ю. Ирина Богачёва. СПб.: ЛИК, 2009. – 238 с. – 6 п. л.
В) Статьи в других изданиях:
1. Богатырёв В. Ю. Обаяние личности // Санкт-Петербургский Университет (журнал). СПб., 1998. – №15 (3482).- С. 25-27. 0.2 п. л.
3. Богатырёв В. Ю. Вокальная эстетика оперного спектакля. СПб.: ГАТИ, 2004. – С. 3- 24. - 1.5 п. л.
4. Богатырёв В. Ю. Психотехника актёра музыкального театра. СПб.: ГАТИ, 2004. – С. 3-24. 1.5 п. л.
5. Богатырёв В. Ю. О месте оперного театра в современной культуре. СПб.: ГАТИ, 2004. – С.3-24.- 1.5 п. л.
6. Богатырёв В. Ю. Опера. Соотношение слова и мелодии в структуре вокального произведения. СПб.: ГАТИ, 2004. – С. 3-27.- 1.5 п.л.
7. Богатырёв В. Ю. К вопросу о вокальном воспитании актёра. СПб.: ГАТИ, 2006. – С.3 – 18.-1 п. л.
8. Богатырёв В. Ю. «Онегин» в Университете // Материалы секции истории филологического факультета СПбГУ. СПб., 2006. – С. 38-40.- 0.2 п. л.
9. Богатырёв В. Ю. Музыкальная драматургия. СПб.: ГАТИ, 2006. – С.3-28., 2 п. л.
10. Богатырёв В. Ю. Оперный театр сегодня: вектор развлекательности в режиссуре// Развлечение и искусство. М.: ГИИ, 2006. – С 134-139. – 0.5 п. л.
11. Богатырёв В. Ю. Эстетика оперного театра начала XXI столетия. СПб.: ГАТИ. – С. 12-24. 1.2 п. л.
12. Богатырёв В. Ю. «Онегин» в актовом зале // Санкт-Петербургский Университет (журнал). №16 (3739). 2006. – С. 25-26. – 0.2 п.л.
13. Богатырёв В. Ю. Сольное пение в учебном спектакле // Сборник статей. СПб.: СПбГАТИ, 2007. – С. 82-96.- 05. п.л.
14. Богатырёв В. Ю. Музыкальная история // Музыка в театральном вузе: Сборник статей. СПбГАТИ, 2007. – С. 61-75. – 1 п. л.
15. Богатырёв В. Ю. Проблемы актёрской пластики в оперных спектаклях последних лет // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве. Проблемы артикуляции. СПб.: РИИИ, 2008. – С. 241-245. – 0.5 п. л.
16. Богатырёв В. Ю. Проверено временем // Театральный Петербург.. 2008. - № 6.- С.45-46.- 0.2 п. л.
17. Богатырёв В. Ю. Новые имена // Театральный Петербург. 2008. – № 8. - С. 41 - 44. – 0.2 п.л.
18. Оперные премьеры в Михайловском // Петербургский театральный журнал. 2010. – № 1 [59].- С. 135 - 138. – 0.5 п.л.
19. Богатырёв В. Ю. Индивидуальность студента и процесс обучения сольному пению // Театрон (научный альманах) СПб.: ГАТИ. 2010. – №2(6). – С.103-113. – 1. п.л.