- изучение синтаксиса для развития интеллектуальных способностей учащихся создает развивающую основу формирования личности, достижения ею личностных результатов в овладении языком и совершенствовании коммуникативной компетенции для получения содержательных компонентов образования, ориентирующих на профессиональную компетенцию обучающихся, обеспечивает динамику в развитии интеллектуальных способностей;
- в условиях непрерывного образования именно преемственно-перспективное изучение синтаксиса обогащает индивидуальный опыт учащихся, развивая их аналитические способности, делает успешным изучение языка как системы и формирование речи как субъектной деятельности;
- многокомпонентный анализ разнообразных синтаксических явлений (от простых к сложным) развивает логическое мышление учащихся, обеспечивает осознание синтаксиса русского языка как семантической, функциональной, коммуникативной системы и позволяет личности успешно адаптироваться к новой социально-культурной среде и новой языковой ситуации на разных образовательных этапах (школьном, вузовском, послевузовском);
- развитие аналитических способностей в процессе изучения синтаксиса основывается на системе упражнений, включающих активную аналитическую и синтезирующую интеллектуальную деятельность, обеспечивающих семантическое и структурное разнообразие синтаксических конструкций;
- задачу формирования и развития аналитического мышления учащихся в процессе обучения в большой степени реализует синтаксический разбор, который как универсальный метод изучения грамматического строя языка обеспечивает сознательное отношение к языку как системе, помогает более свободно дифференцировать и выбирать нужные грамматические явления, выяснять семантические и структурные совпадения и др.;
- системно проводимый метод грамматического (синтаксического) разбора и наблюдения над фактами языка как непрерывный преемственный и перспективный процесс дает возможность связать формально-грамматический (структурно-семантический) синтаксис с коммуникативным и положительно влиять на развитие устной и письменной речи учащихся;
- аналитические способности основываются на умении обучающихся мысленно расчленять целостные образования языка (например, текст) на составные части, и эта способность имеет свойство совершенствоваться в процессе правильно организованной продуктивной языковой деятельности учащихся. Учащиеся, обладающие аналитическими способностями, в большей мере достигают успехов в учебе: мысленно расчленяя предложение или целый текст на части, ученик уже знает структуру целого.
1. Целикова М.П. Преемственность и перспективность при изучении синтаксиса в средней школе/ М.П. Целикова. – Шуя, 2007. – 207 с. 12,8 п.л.
2. Целикова М.П. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса русского языка. – Шуя, 2010. – 76 с. 4,8 п.л.
II. Научные статьи, опубликованные в ведущих российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Целикова М.П. Как устранить шаблон в изучении подлежащего/ М.П. Целикова. // Русский язык в школе. – 1993. – №1. – С.27-29. 0,25 п.л.
2. Целикова М.П. Об отборе дидактического материала при изучении CПП с придаточными изъяснительными/ М.П. Целикова// Русский язык в школе. – 1980. – № 6. – C. 51-52. 0,25 п.л.
3. Целикова М.П. Игровые пунктуационные упражнения на материале простых и сложных предложений/ М.П. Целикова// Начальная школа. – 1995. – № 3. – С.26-30. 0,5 п.л.
4. М.П. Целикова Материал для работы над предложением в школах с углубленным изучением русского языка/ М.П. Целикова //Начальная школа. – 1996. – № 3. – С.28-32. 0,4 п.л.
5. Целикова М.П. Предупреждение ошибок в разборе сложного предложения// Русский язык в школе. – 1998. – № 1. – С.40-42. 0,4 п.л.
6. Целикова М.П. Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения/ М.П. Целикова //Русский язык в школе. – 2005. – № 1. – С.42-46. 0,4 п.л.
7. Целикова М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения как средство развития младших школьников/ М.П. Целикова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С.59-61. 0.4 п.л.
8. Целикова М.П. Использование грамматических упражнений при изучении причастных оборотов/ М.П. Целикова //Русский язык в школе. – 2006. – № 2. – С.26-29. 0,4 п.л.
9. Целикова М.П. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении/ М.П. Целикова // Русский язык в школе. – 2008. – № 4. – С.26-29. 0,4 п.л.
10. Целикова М.П. Изучение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными/М.П. Целикова// Русский язык в школе. – 1963. - №6. – С.15-16. 0,2 п.л.
11. Целикова М.П. Об опыте изучения периода в старших классах/М.П. Целикова//Русский язык в школе. – 2010. - №6. – С. 49-51. 0.3 п.л.
12. Целикова М.П. Синтаксический разбор как критерий развития аналитических способностей учащихся на уроках русского языка/М.П. Целикова//Наука и школа. – 2010. - №3. – С. 87-91. 0.5 п.л.
III. Учебные пособия
1. Целикова М.П. Второстепенные члены предложения/М.П. Целикова: Пособие. – Шуя, 1999. – 32с. 1,9 п.л.
2. Целикова М.П. Синтаксико-пунктуационный анализ осложненных и сложных предложений/М.П. Целикова: Методические материалы /учебные материалы с элементами программирования для учителей и учащихся 4 и 5 класса. – Шуя, 2005. – 47с. 3 п.л.
3. Целикова М.П. Русский язык. Сложные предложения. Схемы. Задания/М.П. Целикова: Учебное пособие. – М.: «Владос» // учебное пособие. – 2003. – 95с. 5,88 п.л.
4. Целикова М.П. Культура русской речи/М.П. Целикова: Пособие. – Шуя, 2004. – 37с. 2,2 п.л.
5. Целикова М.П. Учение о периоде в трудах лингвистов и школьных учебниках русского языка конца XVIII в., XIX – XX вв. /М.П. Целикова: Пособие. – Шуя, 2006. – 45с. 2,8 п.л.
6. Целикова М.П. Игры и занимательные упражнения по русскому языку для 4 класса/М.П. Целикова, Н.М. Бетенькова, В. П. Дунаева, Л. И. Малышева, Д. С. Фонин: Пособие. – Иваново: ИУУ, 1991. – 95с. 5,58 п.л., авт.вкл. 1,5 п.л.
7. Целикова М.П. Занимательный русский язык/ М.П. Целикова, Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова: Пособие. – Иваново: ИУУ. – 1994. – 37с. 1,1 п.л., авт.вкл. 0,5 п.л.
8. Целикова М.П. Методические материалы к теме спецкурса «Трудности синтаксического анализа многочленных сложных предложений»/ М.П. Целикова. – Шуя, 1995.– 15с. 0,93 п.л.
9. Целикова М.П. Пособие по развитию устной и письменной речи. Госкомитет по высшему специальному образованию/ М.П. Целикова, Л.П. Спиридонова, С. Алтангэрэл, Д. Менхбаатар, Г. Пурэвдорж. – Улан-Батор, 1986. – 171с. 11,6 п.л., авт.вкл. 2,9 п.л.
10. Тетрадь для работы над предложением в школах с углубленным изучением русского языка (3 и 4 классы)/ М.П. Целикова. – Шуя, 1994. – 56с. 3,25 п.л.
11. Игры и занимательные упражнения по русскому языку для 3-го класса 4-летней начальной школы/ М.П. Целикова, Н.М. Бетенькова, В.П. Дунаева, Л.И. Малышева, Д.С. Фонин. – Иваново, 1989. – 70с. 4,5 п.л. авт.вкл. 0,9 п.л.
IV. Учебно-методические работы
1. Целикова М.П. Перспективная работа над сложным предложением в 3 классе. / М.П. Целикова //. Материалы XXXVI науч. конф. преподавателей по итогам научно-исслед. работы в 1987 году. – Шуя, 1988. – С.64-65. 0,1 п.л.
2. Целикова М.П. О методической последовательности в изучении подлежащего двусоставного предложения. / М.П. Целикова // Учебные материалы по итогам 35-ой научной конференции преподавателей. Шуя: ШГПИ, 1989. – С.56-57. 0,2 п.л.
3. Целикова М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения как средство развития речи младших школьников. / М.П. Целикова // Материалы межвузовской научно-практической конференции Проблемы развития речи. – Петрозаводск, 1992. – С.57-62. 0,25 п.л.
4. Целикова М.П. Осуществление дифференцированного подхода в обучении русскому языку студентов педфака. / М.П. Целикова // Всероссийская конференция. Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения. – Шуя: ШГПИ, 1994. – С.122-123. 0,1 п.л.
5. Целикова М.П. О роли лекционного курса по методике русского языка на педагогическом факультете в развитии творческих способностей студентов. / М.П. Целикова // III Всеросс. научно-практ. конф. Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. - Йошкар-Ола, 1995. – С.21. 0,1 п.л.
6. Целикова М.П. Подготовка студентов педагогического факультета к работе над предложением в школе с углубленным изучением русского языка. / М.П. Целикова // Международная научно-практическая конференция Инновационные подходы в системе качества подготовки учителей начальных классов. (Подготовка студентов педагогического факультета к работе над предложением в школе с углубленным изучением русского языка). - Самара: Самарский педуниверситет, 1994. – С.158-160. 0,2 п.л.
7. Целикова М.П. Творческая деятельность младшего школьника при изучении грамматики на уроках русского языка /М.П. Целикова // Материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Народная художественная культура образование. - Шуя: ШГПУ, 1997. – С.144-145. 0,1 п.л.
8. Целикова М.П. Самостоятельная работа студентов педфака в исследовании перспективы обучения сложному предложению в начальной школе. / М.П. Целикова // 5-тые Рязанские педагогические чтения. Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. – Рязань, 1998. – С.161-163. 0,1. п.л.
9. Целикова М.П. Коррекция пунктуационных навыков студентов на основе выразительной речи. / М.П. Целикова //. 6-е Рязанские педагогические чтения. Преемственность программ средней и высшей школы – основа фундаментальной подготовки специалиста. – Рязань, 1999. – С.121-122. 0,1. п.л.
10. Целикова М.П. Социальная роль преподавания грамматики. / М.П. Целикова // 6-е Рязанские педагогические чтения. Профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность. – Рязань, 2000. – С.16-17. 0,2 п.л.
11. Целикова М.П. Межпредметные связи в преподавании курсов «Современный русский язык» и «Методика преподавания русского языка». / М.П. Целикова // Инновации в психологической теории и практике: II междунар.конф. – Шуя: ШГПУ, 2002. 0,2 / 0,1 п.л.
12. Целикова М.П. Вычленение трудностей синтаксического анализа главных членов предложения (подлежащего) как способ развития грамматического мышления студентов. / М.П. Целикова //. Сборник «Русский язык, литература и культура в современном обществе». –– Иваново, 2002- С.573-578. 0,4 п.л.
13. Целикова М.П. Комплексный подход к усвоению пунктуации в школе / М.П. Целикова // Материалы 4-х Ушаковских чтений. – Иваново, 2003. – С.135-138. 0,3 п.л.
14. Целикова М.П. Пропедевтика работы над синтаксисом простого и сложного предложения в 4-ом и 5-ом классах. / М.П. Целикова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Сб. «Русский язык в профильном обучении». Ч. 1.. – Москва-Ярославль, 2005. – С.104-107. 0,2 п.л.
15. Целикова М.П. Об изучении периодической речи в системе занятий по спецкурсу «Сложное предложение». / М.П. Целикова // Материалы межвузовской научно-практической конференции 17-18 марта 2006 г. – М., 2007. – С.71-74. 0,35 п.л.
16. Целикова М.П. Реализация принципов преемственности и перспективности при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 1-5 классах. / М.П. Целикова // Русский язык в современном мире: теория, изучение, культурологический аспект. – М.: «Весть» ГОУ ВПО ШГПУ Шуя, 2007. – С.73-81. 0,5 п.л.
17. Целикова М.П. Синтаксический разбор как критерий уровня развития логического мышления учащихся 4 класса на уроках русского языка. / М.П. Целикова // Русский язык в современном мире. Теория, изучение, культурологический аспект. Сборник статей.– Шуя, 2008. – С.59-62. 0,2 п.л.
18. Целикова М.П. Роль синтаксического анализа в реализации непрерывного образования по русскому языку. / М.П. Целикова // Русский язык в современном мире. Теория, изучение, аксиологический подход. – Шуя, 2009. – С.82-87. 0.4 п.л.
19.Целикова М.П. Развитие грамматического мышления старшеклассников на основе анализа синтаксических трудностей. / М.П. Целикова // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни). - Москва: МПГУ: Ремдер, 2009. – С.134-138. 0,3 п.л.
20.Целикова М.П. Пропедевтика работы над сложным предложением с безличными предикативными частями в 8 классе на материале поэтической речи/ М.П. Целикова //Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура. Сборник статей. – Шуя, 2010. – С.68-71. 0,3 п.л.