Научная тема: «ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: СТРУКТУРА, МОТИВАЦИЯ, НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»
Специальность: 13.00.08; 19.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Иерархия профессионально-личностных качеств и свойств руководителя художественно-творческого коллектива существенно отличается от иерархии качеств и свойств, необходимых в других отраслях человеческой деятельности.

2. История отечественного и мирового искусства даёт немало свидетельств тому, как музыкальные или театральные коллективы, возглавлявшиеся харизматическими личностями, достигали исключительно высоких творческих результатов. Одновременно та же история доказывает, что отнюдь не обязательно обладать харизмой, некой трансцендентной силой дарования для успешного осуществления той или иной деятельности, включая деятельность в сфере культуры и искусства.

Более того. Если харизматическая личность не обладает достаточно прочными морально-этическими, нравственными устоями; если её приоритеты не отвечают групповым, коллективным интересам; если этой личностью принимаются неадекватные, деструктивные решения, выбираются асоциальные направления деятельности, - это приводит нередко к негативным последствиям, тем более серьёзным, чем масштабнее фигура руководителя.

3. Практика свидетельствует, что некоторые художественные руководители, отличающиеся солидной эрудицией, глубиной и силой интеллекта, воздействуют на окружающих, прежде всего, логикой и всесторонней продуманностью своих идей, предложений, творческих установок.

Другие руководители воздействуют высокой энергетикой и яркостью эмоций, вызывая ответные душевные состояния у окружающих, увлекая их своим темпераментом.

Дисбаланс воздействий, характеризующий того или иного руководителя, если он не чрезмерен по амплитуде, - явление вполне естественное; именно им и определяется в конечном счёте индивидуальный стиль деятельности дирижёра, режиссёра и др. В то же время, в процессе обучения курс должен держаться на органичный синтез, внутреннюю сбалансированность рационального и эмоционального; чрезмерный крен в ту или иную сторону в процессе становления будущего профессионала, как правило, нежелателен.

Учащийся должен проникнуться сознанием, что соотношение элементов внутри его личностной стилевой парадигмы (устоявшихся, привычных способов деятельности) может быть различным, но интегративное единство этих элементов, их синергетическое взаимодействие является непременным условием любой продуктивной деятельности.

4. Из сказанного следует, что процесс обучения в учебно-образовательных учреждениях культуры и искусства обретает тем большую эффективность, чем полнее и точнее его структурные компоненты отражают содержание деятельности будущего специалиста во всём многообразии её аспектов. Последнее обстоятельство, как свидетельствует опыт, далеко не всегда учитывается в практике преподавания, что негативно отражается на результатах обучения (в частности, в музыкальных учебных заведениях, где проблемам управления и руководства художественно-творческими коллективами зачастую не уделяется должного внимания).

5. Важными факторами, оптимизирующими процесс обучения будущего руководителя  художественно-творческого коллектива, являются  а) принцип амплификации (расширения, обогащения), согласно которому следует всемерно вносить разнообразие в виды и типы воздействия на сознание учащегося; б) принцип ассимиляции учебной информации, рассматриваемый не только как усвоение знаний и умений, но и подразумевающий способность к их индивидуальному переосмыслению и трансформации; в) формирование психологической, профессионально-личностной готовности к преодолению трудностей, что теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой учащегося; г) постоянное и систематическое внедрение в работу творчески-созидательного компонента.

6. В условиях современного российского социума, на фоне во многом изменившейся ментальности людей, заметнее сделалась их зависимость от мотивационного стимула. Сказанное в полной мере относится как к деятельности художественно-творческих коллективов, так и каждого из его членов в отдельности - его интересов, побуждений, влечений, соображений меркантильного свойства и т.д.

Формирование мотивационного спектра, способного обеспечить стабильно высокий качественный уровень работы коллектива - столь же важная, сколь и трудная задача современного руководителя.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Буянова Н.Б. Руководство хоровым коллективом: вопросы теории и методики. – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2010. – 250 с. (11, 17 п.л.).

2. Буянова Н.Б. Феномен лидерства в искусстве (на примере дирижерско-исполнительской деятельности) – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2010. – 224 с. (14 п.л.).

3. Буянова Н.Б. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность (психолого-педагогические аспекты). – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2011. – 304 с. (14 п.л.).

Статьи в научных журналах и изданиях, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук

4. Буянова Н.Б. Становление и развитие профессионального обучения хоровых дирижеров в дореволюционной России. Преподаватель XXI век. – М.: МПГУ, 2010. – №3. – С. 141-147 (0,5 п.л.).

5. Буянова Н.Б. Историко-теоретические аспекты дирижерского искусства. Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГУКИ, 2010. – №1. – С.19-23 (0,5 п.л.).

6. Буянова Н.Б. Методические подходы к обучению студента-хормейстера в современных условиях. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2010. – № 2. – С. 162-167 (0,5 п.л.).

7. Буянова Н.Б. Детский хор как самостоятельное направление в хоровом исполнительстве второй половины XX века (исторический очерк). Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГУКИ, 2010. – № 2. – С. 12-16 (0,5 п.л.).

8. Буянова Н.Б. Особенности психофизического развития детей в условиях вокально-хоровой деятельности. Искусство и образование. – М., 2010. – №3 (65). – С.98-104 (0,5 п.л.).

9. Буянова Н.Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2010. – №3. – С.156-162 (0,5 п.л.).

10. Буянова Н.Б. Специфика профессиональной деятельности дирижера. Искусство и образование. – М., 2010. – №5 (67). – С.76-82 (0,5 п.л.).

11. Буянова Н.Б. Проблема самодвижения, самосовершенствования и саморазвития дирижера. Педагогика искусства: электронный научный журнал. – № 1, 2011. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine – 1 – 2011.htm. (0,4 п.л.).

12. Буянова Н.Б. Феномен лидерства в управлении художественно-творческим процессом. Школа будущего. – М.: МПГУ, 2011. – №3. – С. 18-24 (0,5 п.л.).

13. Буянова Н.Б. Стиль управления музыкально-исполнительским коллективом: стратегия и приемы. Образование и общество. – Орел, 2011. – № 2 (67). – С. 108-112 (0,5 п.л.).

Научные статьи

14. Буянова Н.Б. Основные проблемы в подготовке будущих дирижеров детского хора. Актуальность и перспективы практического обучения.//Труды МГИМ им. А.Г.Шнитке. Вып. 8: Современные проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных статей. – М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2004. – С.90-100 (0,7 п.л.).

15. Буянова Н.Б. Из истории детского хорового искусства.//Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика: Науч. тр. Вып. 6/ ТГМПИ им. С.В.Рахманинова. (Сер. муз. пед. и психологии).– Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2004. Выпуск 6.– С. 41-58 (1,07 п.л.)

16. Буянова Н.Б. Психолого-педагогическая оснащенность хорового дирижера//Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин: Межвузовский сборник науч. тр. Выпуск 8./Под ред. А.П. Юдина, С.Н. Байдалинова. – М.: МПГУ, 2009. – С. 39-45 (0,4 п.л.).

17. Буянова Н.Б. Фактор эмоциональности в формировании певческих навыков у детей на хоровых занятиях.//Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин: Межвузовский сборник науч. тр. Выпуск 8./Под ред. А.П. Юдина, С.Н. Байдалинова. – М.: МПГУ, 2009. – С.32-39 (0,4 п.л.).

18. Буянова Н.Б. Воспитание исполнительской культуры в детском хоре.//Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации: Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва. 23-25 ноября 2009 года. – Том II.– М.: МПГУ, 2009. – С. 20-26 (0,4 п.л.).

19. Буянова Н.Б. Методические аспекты обучения студента-хормейстера в русле современных требований.//Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях на современном этапе. Сборник научных статей. Вопросы методики преподавания. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2009. – С. 53-63 (0, 5 п.л.).

20. Буянова Н.Б. Руководство творческим коллективом – основные параметры этого вида деятельности.//Современная музыкальная культура и образование в России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (10-11 декабря 2009г.): Сборник статей. – М.: Издательство «Спутник», 2009. – С. 56-59 (0,2 п.л.).

21. Буянова Н.Б. Вопросы профессиональной подготовки хоровых дирижеров в контексте современного образования.//Философия художественной культуры: традиции и современные тенденции: сборник науч.статей/Ред. Б.Н. Бессонов, И.А. Бирич, В.А. Волобуев. – М.: МГПУ, 2010. – С. 200-207 (0,4 п.л.).

22. Буянова Н.Б. Проблема интенсификации профессионального обучения студентов-хормейстеров в современном образовании.//Сб.: Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных статей. Вып. 5./Под общей науч. ред. доктора пед. наук, профессора Стуловой Г.П.– М.: МПГУ, 2010. – С. 9-20 (0, 5 п.л.)

23. Буянова Н.Б. Развитие дирижерского искусства на современном этапе.//Художественное образование на современном этапе: образовательные параллели: Материалы круглого стола (31 марта 2010г.): Сборник статей./Отв. ред. И.В.Сахнова. – М.: Изд-во «Спутник +», 2010. – С. 23-27 (0,25 п.л.).

24. Буянова Н.Б. Особенности функционирования музыкально-исполнительского коллектива.//Педагогика и психология музыкального образования: Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы IX научно-практической конференции «Педагогика музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее». – М.: МПГУ, 2010. – С. 60-69 (0,6 п.л.).

25. Буянова Н.Б. Дирижерское искусство и педагогика.//Современная музыкальная культура и образование в России: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (9-10 декабря 2010г.): Сборник статей. – М.: Изд-во «Спутник +», 2011. – С.11-15 (0, 25 п.л.).

26. Буянова Н.Б. Проблема интерпретации в дирижерской деятельности.//Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Выпуск 16./Под ред. А.Н. Малюкова, С.Н. Байдалинова. – М.: МПГУ, 2011. – С. 67-75 (0,6 п.л.).

27. Буянова Н.Б. Роль индивидуальности в дирижерско-исполнительской деятельности.// Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Выпуск 16./Под ред. А.Н. Малюкова, С.Н. Байдалинова. – М.: МПГУ, 2011. – С. 57-62 (0,4 п.л.).

28. Буянова Н.Б. Музыкант-руководитель: авторитет или авторитарность?//Современная музыкальная культура и образование в России: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (9-10 декабря 2010г.): Сборник статей. – М.: Изд-во «Спутник +», 2011. – С.57-65. (0, 4 п.л.).

29. Буянова Н.Б. Роль дирижера в художественно-творческом процессе. Искусство и образование. – М., 2011. – №3 (71). – С.53-60 (0,5 п.л.).

Тезисы докладов

30. Буянова Н.Б. Роль практики в подготовке студента-хормейстера к работе с детским хором.//Наука и педагогика в учебном процессе. Тезисы научно-практической конференции. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2003. – С.31-33 (0,2 п.л.).

31. Буянова Н.Б. Значимость творчески-созидательного компонента в профессиональной подготовке руководителя детского хора.//Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики. Тезисы межвузовской научно-практической конференции. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2004. – С.14-16 (0,2 п.л.).

32. Буянова Н.Б. Профессионально-личностное становление дирижера хора как психолого-педагогическая проблема.//Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2007. – С. 13-18 (0,3 п.л.).

33. Буянова Н.Б. Роль коммуникативных способностей дирижера в процессе управления хоровым коллективом.//Музыкальное образование в России – 1918-2008: Тезисы межвузовской научно-практической конференции, посв. 90-летию учебного заведения. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2008. – С. 32-35 (0,3 п.л.).

34. Буянова Н.Б. Формирование профессиональной мотивации дирижера-хормейстера.//Дополнительное образование в сфере культуры и музыкального искусства: традиции и инновации. Тезисы межвузовской научно-практической конференции 19.12.2008/МГИМ им. А. Шнитке.– М., 2008. – С. 19-22 (0,2 п.л.).

35. Буянова Н.Б. Содержание деятельности дирижера.//Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции 21 апреля 2009 года//МГИМ им. А. Шнитке. – М., 2009. – С. 46-50 (0,3 п.л.).

36. Буянова Н.Б. Методы психолого-педагогического влияния на детей в процессе хоровых занятий.//Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы VI международной научно-практической конференции 29 янв. 2010г. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. – С.111-113 (0,2 п.л.).

37. Буянова Н.Б. Особенности коммуникации в музыкально-исполнительском коллективе.//Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Материалы Третьей межвузовской научно-практической конференции 24 апреля 2010 года/МГИМ им. А. Шнитке. – М., 2010. С. 11-14 (0,2 п.л.).

Учебно-методические пособия, программы

38. Буянова Н.Б. Развитие эмоциональности и воспитание исполнительской культуры у детей среднего школьного возраста на хоровых занятиях.//Учебно-методическая разработка. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999. – 15 с. (0,6 п.л.).

39. Буянова Н.Б. Вокальная работа в детском хоре.//Учебно-методическая разработка. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2001. – 21 с. (0,7 п. л.).

40. Буянова Н.Б. Программа «Наблюдательская практика» для средних учебных заведений по специальности 070106 «Хоровое дирижирование». – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2003. – 21 с. (0,7 п.л.).

41. Буянова Н.Б. Программа «Методика работы с детским хором» для средних учебных заведений по специальности 070106 «Хоровое дирижирование». М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2003. – 20 с. (0,7 п.л.).

42. Буянова Н.Б. Задачи методики профессионального ориентирования будущих дирижеров детских хоровых коллективов.//Учебно-методическое пособие. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2004. – 21 с. (0,7 п.л.).

43. Буянова Н.Б. Образовательная программа «Хоровой класс (коллективное музицирование)» для хоровых отделений ДШИ. – М.: ГОУ ДШИ им. С.И. Мамонтова, 2005. – 8 с. (0,4 п.л.).

44. Буянова Н.Б. Программа «Хоровой класс» для средних учебных заведений по специальности 070106 «Хоровое дирижирование». – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. – 12 с. (0,4 п.л.).

45. Буянова Н.Б. Программа «Методика преподавания хоровых дисциплин» для средних учебных заведений по специальности 070106 «Хоровое дирижирование». – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. – 25 с. (0,9 п.л.).

46. Буянова Н.Б. Теоретические основы педагогической деятельности дирижера-хормейстера.//Учебно-методическое пособие. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2009. – 51 с. (2,3 п.л.).

47. Буянова Н.Б. Технология вокальной работы с детским хором.//Учебно-методическое пособие. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2009. – 48 с. (1,9 п.л.).

48. Буянова Н.Б. Образовательная программа дополнительного образования детей «Хоровой класс» для учащихся 1-7 классов и 1-5 классов. – М.: ГОУ «ДШИ им. С.И. Мамонтова», 2010. – 18 с. (0, 6 п.л.).