2. Доминирующими характеристиками управления социальной сферой современной России являются:
- архаичность организационной структуры субъектов управления социальной сферы и их неадекватность современным тенденциям мирового развития;
- затянувшийся период трансформационного перехода системы управления социальной сферы от дорыночных к рыночным управленческим формам и практикам, и сопровождающие данный переход кризисные явления, деформирующие законы социального воспроизводства населения;
- отсутствие управленческого баланса на всех уровнях управления социальной сферой;
- неадекватность нормативно-правовой базы социальной сферы ресурсному обеспечению социальной сферы.
3. Повышение эффективности государственного (муниципального) управления процессами реформирования социальной сферы определяется:
- готовностью властных структур реализовывать инновационные управленческие проекты, используя накопленный мировой опыт, а также потенциал нарождающихся структур гражданского общества;
- обеспечением соответствия ресурсной и нормативно-правовой базы реформирования социальной сферы;
- сокращением численности управленческого аппарата на всех уровнях управления, исключением дублирования управленческих функций, установлением рационального соотношения управленцев федерального и регионального уровня, с созданием условий для восприятия государственными гражданскими служащими инноваций в управлении социальной сферой.
- созданием принципиально новой системы переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, опирающейся на интеграцию теории и практики управления реформированием социальной сферы как главного стратегического ресурса управления любого уровня.
От реализации этих мер напрямую зависит степень управленческого воздействия институтов власти на процессы институциональных и структурных изменений в социальной сфере современной России.
4. Практика управления национальными проектами представляла собой попытку реализации программно-целевого и проектного способа. Она была нацелена на решение задач улучшения ресурсной базы социальной сферы. К позитивным последствиям их реализации следует отнести: сверхнормативное бюджетное финансирование, которое позволило улучшить материально-техническую базу учреждений образования и здравоохранения, обеспечить современным технологическим оборудованием, соответствующим международным стандартам. К недостаткам: неготовность управленческих структур к оптимальному использованию бюджетных средств, отсутствие четких и поддающихся контролю механизмов проведения государственных закупок, неэффективность использования на периферии закупленного оборудования, неподготовленность специалистов для работы на нем,
5. Переход социальной сферы от модели сохранения к модели развития характеризуется:
- положительной динамикой бюджетных расходов на социальную сферу, которая представляется нецелесообразной в условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса;
- снижением эффективности использования бюджетных средств при реализации социальных программ в результате неадекватности управляющих структур требованиям современного российского общества;
- внедрением в социальную сферу элементов конкуренции и социального маркетинга;
- попытками внедрения информационных технологий управления в организацию деятельности учреждений социальной сферы;
- потребностью в формировании потребительских ориентаций в платных услугах, к чему население пока не готово.
- созданием вариативной системы предоставления социальных услуг населению.
6. К организационным методам совершенствования управления социальной сферой современной России в контексте перехода от объект-субъектных к субъект-субъектным управленческим моделям следует отнести: создание единого межотраслевого пространства в социальной сфере, сопряженного с информационными массивами всех сфер общества, действенный общественный контроль, создание новых учреждений, предоставляющих бюджетные, внебюджетные и коммерческие услуги, совершенствование использования в реальной практике нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учреждений социальной сферы (Закон об автономных организациях, Положения о платных услугах, Закон о закупках для государственных нужд и т.п.), создание общественных «статусных» организаций и организаций по месту жительства для участия населения в разработке и реализации социальных проектов в местах непосредственного проживания граждан и контроля за их осуществлением.
К социально-экономическим методам управления социальной сферой современной России в контексте перехода от объект-субъектных к субъект-субъектным управленческим моделям относятся: бюджетное, финансовое и материальное обеспечение учреждений социальной сферы на основе обоснованных нормативов; интеграция ресурсной базы, разработка стандартов ресурсного обеспечения социальных учреждений; расчет, основанный на объемных отраслевых нормативных показателях, с учетом коэффициента эффективности каждого субъекта социальной сферы.
7. Разработанные информационные технологии управления социальной сферой обеспечивают свободный доступ гражданам к государственным информационным ресурсам в области социальной защиты населения. Это технологии:
- обеспечения возможности дистанционного предоставления ряда социальных услуг: подача заявления в органы социальной защиты населения, оформление социального пособия;
- формирования внутренней информационной архитектуры в системе управления: система единого окна, единого личного дела получателя мер социальной поддержки и ее электронная версия как основы формирования интернальных управленческих сетей в организации;
- формирования внешней экстернальной информационной архитектуры, представляющей собой технологию обмена персональными данными между органами управления социальной сферой с перспективой создания глобального национального информационного пространства;
- создание и актуализация социальных регистров населения, систематизирующих перечень мер социальной поддержки и персоналий ими пользующихся.
8. Смена управленческой парадигмы, обеспечивающей эффективное управление процессом реформирования социальной сферы связана с переходом от практики решения задач в изолированных организационных структурах к реализации управленческих функций и процессов в сетях, что потребует изменения подготовки качественно новой генерации социальных управленцев, способных перейти к мышлению в терминах функций и процессов.
Реализация данной задачи предполагает:
- культивацию умения работать в команде и постоянной готовности к изменениям;
- создание четких процедур и формальных процессов выбора управленческих решений при разрешении конфликтных ситуаций;
- построение общей корпоративной архитектуры организации с использованием электронных административных регламентов;
- коренное реформирование и создание современных механизмов коммуникации через корпоративную информационную систему.
Только тогда можно эффективно решать вопросы управления реформированием социальной сферы, результатом которого станет качественно новое состояние, отвечающее в полной мере запросам времени и интересам всех членов российского социума.
1.Гембаренко В.И. Управление процессами реформирования социальной сферы современной России. Монография. – М.: Изд-во Союз, 2010. – 229с. – 11,5 п.л.
2.Гембаренко В.И. Реформа управления социальной защитой населения. – М.: Изд-во Союз, 2010. – 110 с. – 5,2 .п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования:
1.Гембаренко В.И. Как жить дальше? Взгляд профессионала. // Ученые записки МГСУ. – 2001. – № 4. – С. 81-88. – 0,5 п.л.
2.Гембаренко В.И. Реформирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации и модель ее развития. // Социальная политика и социология. – 2007. – №2. – С.59-71. – 0,5 п.л.
3.Гембаренко В.И. Социальная сфера современной России в условиях финансово-экономического кризиса. // Социальная политика и социология. – 2009. – № 6. – С.66-74. – 0,5.п.л.
4.Гембаренко В.И. Совершенствование социального управления посредством внедрения социальных инновационных технологий. // Социальная политика и социология. – 2010. – №2. – С.41-50 – 0,5 п.л.
5.Гембаренко В.И. Динамические характеристики социальной сферы местного сообщества как объекта управления. // Социальная политика и социология. – 2010. – №5. – С.98-105. – 0,6 п.л.
6.Гембаренко В.И. Реформирование социальной сферы современной России. // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2010. – №25. – С. 266-274. – 0,6 п.л.
7.Гембаренко В.И. Управление системой социальной защиты населения: проблемы и решения. // Социальная политика и социология. – 2010. – № 4. – С.60-69. – 0,5 п.л.
8.Гембаренко В.И. Социальное образование и его роль в развитии общества. // Сборник научных трудов «Путеводитель предпринимателя». – 2011. – Вып. 9. – С.36-42. – 0,5 п.л.
Публикации:
9.Гембаренко В.И. Семь лет, и все еще «эксперимент». // Социальное обеспечение. – 1998. – № 12. – С. 22-28. – 0,5 п.л.
10.Гембаренко В.И. Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения. // Социальное обеспечение. – 2002. – №№ 9-10. – С.19-25. – 0,4 п.л., – С. 10-18. – 0,5 п.л.
11.Гембаренко В.И. Льготы и льготники. // Социальная защита. – 2003. – № 5. – С. 9-13. – 0,3 п.л.
12.Гембаренко В.И. Проблемы создания и функционирования социальных регистров населения. // Социальное обеспечение. – 2003. – № 5. – С. 22-27. – 0,4 п.л.
13.Гембаренко В.И. Для чего нужен социальный регистр? // Социальная защита. – 2003. – № 11. – С.2-6. – 0.4 п.л.
14.Гембаренко В.И. Социальный регистр субъекта Федерации как эффективный инструмент проведения социальной политики. // Социальное обеспечение. – 2003. – № 10. – С.2-6. – 0,5 п.л.
15.Гембаренко В.И. Социальная политика в действии: направления перспективные. // Социальное обеспечение – 2004. – №5. – С. 28-32. – 0,5 п.л.
16.Гембаренко В.И. Закон защищает «гаврошей» (опыт социальной работы во Франции). // Социальная защита Подмосковья. – 2008. – № 3. – С.9-10. – 0.2 п.л.
17.Гембаренко В.И. Инновационные технологии в социальной сфере. // Социальная защита Подмосковья. – 2009. – №1. – С. 48-51. – 0,3 п.л.
18.Гембаренко В.И. Инновационные технологии приема граждан. // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 9. – С. 9-11. – 0,4 п.л.