Научная тема: «ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКОВ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проведенный в диссертации сравнительный анализ сочинений отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины XX веков (Мусоргского, Чайковского, Стравинского, Прокофьева) выявил существование четырех принципиально различных типов отражения в музыке феномена детства.
  2. Развитие темы детства в русской музыке указанного периода привело к появлению новых образных модусов, жанров, видов композиции, к созданию особой музыкальной поэтики и, в конечном счете, к возникновению специфического художественного содержания, ранее не присущего музыкальному воплощению данного феномена.
  3. Музыкальные портреты детей и юных героев, созданные в сочинениях Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, представляют собой богатую галерею типов-характеров, среди которых впервые появился образ антигероя; в этих портретах продемонстрировано двуединство взаимоотношений «детского во взрослом» и «взрослого в детском».
  4. Раскрытая в диссертации системная связь драматургических линий оперы Мусоргского «Борис Годунов» с миром детства, обнаруживает неизвестные доселе грани художественной концепции данного сочинения, благодаря которым детское начало, существующее как у детей, так и у взрослых, становится носителем праведности и духовно-нравственной истины.
  5. Использованный Мусоргским в сочинениях о детях метод «интонационного сценария», ранее не исследованный в музыковедческой литературе и являющийся важным художественным открытием автора «Детской», может стать эффективным инструментом при осмыслении содержания произведений других композиторов.
  6. Музыковедческий анализ камерно-вокальных циклов Мусоргского «Детская» и «На даче», ранее воспринимавшихся как единое целое, обнаружил их существенные отличия. В песнях первого из них показан микрокосм жизни растущего человека, тогда как в песнях второго в жанре специфически интерпретированной баллады отображены приключенческие истории, поданные не в трагическом, а в шутливо-юмористическом ключе.
Список опубликованных работ
Монография

Феномен детства в русской музыке: [монография] / И.А. Немировская; науч. ред. д-р иск. Е.Б. Долинская — М.: «Композитор», 2011. – 430 с. [25 п. л.].

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Мусоргский как детский психолог / И.А. Немировская // Проблемы музыкальной науки. — Уфа, 2008. — № 2 (3). – С. 102-110. [1 а. л.]

2. Тема детства в опере Мусоргского «Борис Годунов» / И.А. Немировская // Музыкальная академия. — 2009. — № 1. – С. 70-76. [1 а. л.]

3. Микрокосм детства в творчестве Чайковского: «Детский альбом» / И.А. Немировская // «Музыка и время». — 2010. — №10. – С. 21-25. [0,5 а. л.]

4. Микрокосм детства в творчестве Чайковского: «16 песен» ор. 54 / И.А. Немировская // Музыкальная академия. — 2010. — №2. – С. 162-167. [0,6 а. л.]

5. Детское начало в девичьих и женских образах произведений П.И. Чайковского / И.А. Немировская // Проблемы музыкальной науки. — Уфа, 2010. — № 1 (6). – С. 172-177. [0,5 а. л.]

6. О жанре сказки в творчестве Чайковского / И.А. Немировская // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — М., «Наука», 2010. — № 1. – С. 185-207. [1 п. л.]

7. Портреты детей в творчестве Чайковского / И.А. Немировская // «Музыка и время». — 2010. — №12. - С. 9-13. [0,5 а. л.]

8. Историческая загадка двух детских вокальных циклов Мусоргского / И.А. Немировская // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — М., «Наука», 2011. — №1. – С. 137-149. [1 а. л.]

9. Встреча детства с большим миром: «Гадкий утенок» Прокофьева / И.А. Немировская // Музыкальная академия. — 2011. — № 2. – С. 20-27. [1 а. л.]

Статьи в сборниках материалов международных научных конференций и в других научных сборниках

10.Метод интонационного сценария в камерно-вокальном творчестве Мусоргского (на примере цикла «Детская») / И.А. Немировская // Музыкальная культура XIX-ХХ / ред.-сост. И.А. Немировская. Вып. 2. — М., «Тровант», 2002. – С. 55-76. [1 а. л.]

11. Забытый вокальный цикл Мусоргского / И.А. Немировская // Музыка России от Средних веков до современности. Вып. 1 / ред.-сост. М.Г. Арановский. — М., Изд. дом «Композитор», 2004. – С. 133-149. [1 а. л.]

12. О двух камерно-вокальных циклах Мусоргского с детской тематикой / И.А. Немировская // Памяти И.Д. Злобинской / ред.-сост. О.С. Фадеева. — М., МГИМ имени Шнитке, 2006. – С. 76-92. [1 а. л.]

13. Детские образы в творчестве Мусоргского / И.А. Немировская // Культура Тихоокеанского побережья (Culture of the Citizens of Pacific Ocean Coastline). IV Международная научно-практическая конференция. К 10-летию Центра русской культуры города Владивостока. — Владивосток, «Дальнаука», 2007. – С. 84-88. [0,5 а. л.]

14. «Интонационный сценарий» в камерно-вокальном творчестве М. Мусоргского / И.А. Немировская // «Келдышевские чтения - 2006». К 95-летию И.В. Нестьева. Доклады. Сообщения. Статьи / Сост. Н.Г. Шахназарова, ред. С.К. Лащенко. — М., «Ленанд», 2008. – С. 139-163. [1 а. л.]

15.Отражение детской психологии в творчестве Мусоргского / И.А. Немировская // Актуальные проблемы современной музыки: композиторское творчество, исполнительство, образование (по международной конференции 2007) / ред.-cост. Е.Р. Скурко. — Уфа, «VIAprint», 2008. – С. 10-17. [0,8 а. л.]

16.Колыбельные Мусоргского: теория и исполнительская практика / И.А. Немировская // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика (сборник по международной конференции). Вып. 2 / Ред.-сост. Ю.Н. Бычков, В.В. Есаков, И.А. Немировская. — М., Издательство Московского гуманитарного университета, 2009. – С. 91-98. [0,5 а. л.]

17. Специфика музыкальной лексики в детских образах П.И. Чайковского / И.А. Немировская // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования. Сборник научных трудов Оренбургского государственного института искусств. Вып. 7. — Оренбург, ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2010. – C. 105-116. [1 а. л.]

18.Женские образы в творчестве Чайковского / И.А. Немировская // Женщины и женские образы в культуре XIX-ХХ вв. — Тула, Изд. центр ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – С. 28-44. [1 а. л.]

19. О взаимосвязи вокального стиля Мясковского и Мусоргского / И.А. Немировская // Неизвестный Н. Мясковский: взгляд из XXI века / Ред.-сост. Е.Б. Долинская. — М., Изд. дом «Композитор», 2006. – С. 91-112. [1,5 а. л.]

20.Музыка для детей И. Стравинского в контексте художественной культуры рубежа XIX-ХХ веков / И.А. Немировская // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика (сборник по международной конференции). Вып. 4 / ред.-сост. Ю.Н. Бычков, И.А. Немировская, Е.М. Шабшаевич. — М., Издательство Московского гуманитарного университета, 2011. – С. 37-50. [1 а. л.]

21.Le genre de la mazurka dans les oeuvres de Chopin et de Tchaikovsky / I.A. Nеmirovskaya // Oddziaływanie Chopina na twórczość kompozytorów świata. — Warszawa, Instytut Chopina, 2008. – Р. 57-69. [1 а. л.]

22.Modesta Musorgskiego metoda recytatywnego tekstu: Scenariusz intonacyjny / I.A. Nеmirovskaya // Muzykalia IX Zeszyt rosyjski 1. «De musica». — Warszava, 2010. http://www.demusiсa.pl. [1 а. л.]