- Исследование жанровой специфики постмодернистской литературы позволяет убедиться, что для ее создателей жанр становится в первую очередь моделью рецепции, кодом восприятия. Важнейшим законом эволюции жанра выступает трансформация конвенций различных жанровых моделей и игра с характерными для них горизонтами ожиданий.
- Возможность исследования постмодернистской прозы США сквозь призму трансформации конвенций автобиографии и детектива позволяет осмыслить сложное взаимодействие между новациями в жанровой сфере и социокультурными процессами, оказывающими существенное влияние на развитие литературы 2-й половины ХХ века. Среди последних можно назвать трансформацию литературного поля, размывание границ между элитарным и массовым, медиатизацию культуры, кризис идентификации, возрастание роли поведенческих стратегий писателя.
- В постмодернистский период развития литературы вопреки представлению о «конце автобиографии» (М. Спринкер) наблюдается расцвет этого жанра. Автобиография становится полем широкого эксперимента, который приводит к появлению ее «неканонических» разновидностей.
- В прозе американского постмодернизма можно наблюдать трансформацию базовых концептов-конвенций автобиографии, актуализируемых уже в названии жанра: AUTOS (тождественность автора, повествователя и героя автобиографического текста), BIOS (описание жизни в многообразии ее проявлений), GRAPHO (графическое закрепление жизнеописания).
- Эксперимент писателей-постмодернистов США направлен на трансформацию как минимум одного из названных концептов. Так, первая прозаическая книга П. Остера «Изобретение одиночества» (1982) может быть прочитана как специфическое переосмысление концепта AUTOS. Проблематизация концепта BIOS в «Пятничной книге» (1984) и «Дальнейших пятницах» (1995) Дж. Барта позволяет рассматривать сборники саморефлексивной нехудожественной прозы этого писателя как версию автобиографии «сквозь призму Призвания». Интенция отказа от GRAPHO дает возможность выявить форму «минус-автобиографии» Т. Пинчона, моделируемой на основе корреляции нехудожественной прозы писателя и его «поведенческого текста» (Ю.М. Лотман).
- Типология детективного жанра, в основу которой положен принцип жанровой эволюции, включает модели детектива классического, модернистского и постмодернистского. На формирование и развитие этих моделей повлияла трансформация таких жанрообразующих конвенций, как фигура сыщика, процесс расследования, решение загадки.
- Модель постмодернистского детектива, обращенного к исследованию онтологической проблематики и поиску личностью собственной идентичности, к проблемам чтения, письма и интерпретации, рождается на основе «антидетектива», создаваемого в 1930-1960-е гг. в творчестве предтеч постмодернизма Х.Л. Борхеса, В. Набокова и А. Роб-Грийе. «Антидетектив», подвергающий пародии и инверсии формулы классического детектива, становится своего рода пространством игры с такими актуальными проблемами современной гуманитарной науки, как нарратив, интерпретация, чтение, субъективность, природа реальности, пределы познания. Анализ конкретных практик писателей-постмодернистов разных стран, создавших яркие образцы постмодернистского детектива, позволяет существенно уточнить параметры своего рода «интернациональной» модели «антидетектива».
- В литературе США постмодернистского периода обращение к формулам детектива - весьма неоднозначный процесс, во многом инициированный проектом пересечения границ между элитарным и массовым и находящий прочный фундамент благодаря особому положению массовой литературы в американском социуме. Одной из ключевых особенностей постмодернистского детектива в США является эксперимент с конвенциями как классического, так и крутого детектива, в отдельных случаях усложняемый игрой с формулами других массовых жанров, в том числе готического и исторического романов.
- Основой модели американского постмодернистского детектива стал роман Набокова «Лолита» (1955), для которого характерна не только свойственная всем «отцам-основателям» «антидетектива» игра с формулами классического детектива, но и пародирование структур американского крутого детектива, а также романа о сексуальном маньяке-психопате (жанровой разновидности, вышедшей из лона крутого детектива). Появляющиеся в «Лолите» элементы новой жанровой модели получают развитие при создании таких ярких образцов постмодернистского детектива, как роман «Выкрикивается лот 49» (1966) Т. Пинчона и «Нью-йоркская трилогия» (1985-1986) П. Остера.
1.Киреева, Н.В. Жанровый код романа Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49»: Монография / Н.В. Киреева. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 143 с. (9 а.л.)
2.Киреева, Н.В. Между элитарным и массовым: Новые стратегии писательского поведения и жанровая поэтика постмодернистской литературы США: Монография / Н.В. Киреева. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 275 с. (17 а.л.)
3.Киреева, Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный ком¬плекс для студентов-филологов. Гриф УМО РФ / Н.В. Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с. (13,5 а.л.)
4.Киреева, Н.В. Зарубежная литература ХХ в.: Учебное пособие. Гриф Дальневосточного регионального учебно-методического центра / Н.В. Киреева. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 238 с. (15 а.л.)
II. Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
5.Киреева, Н.В. Современные теории жанра и стратегии интерпретации постмодернистского романа / Н.В. Киреева // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – Самара, 2006. – № 4. – С. 99-103. (0,5 а.л.).
6.Киреева, Н.В. Томас Пинчон: моделирование культового персонажа литературного поля / Н.В. Киреева // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – М., 2007. – № 5. – С.133-139 (0, 4 а.л.).
7.Киреева, Н.В. Джон Барт и Томас Пинчон: культовый автор и/или классик? / Н.В. Киреева // Вопросы литературы. – М., 2008. – Март-апрель. – № 2. – С.255-285 (2 а.л.). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2008/2/ki12-pr.html
8.Киреева, Н.В. Особенности нехудожественной прозы Т. Пинчона / Н.В. Киреева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – М., 2008. – № 3. – С. 69- 76.(0,5 а.л.)
9.Киреева, Н.В. Джон Барт и Стивен Кинг: специфика сосуществования в поле литературы / Н.В. Киреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика.– СПб., 2008. – Июнь, выпуск 2 (Ч.I). – С.14-21 (0,7 а.л.). Оглавление. Режим доступа: http://vestnik.unipress.ru/index.html
10. Киреева, Н.В. Писательская профессия как предмет рефлексии у С. Кинга, Дж. Барта, Дж. Гарднера / Н.В. Киреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – СПб., 2008. – Сентябрь, выпуск I (Ч.II).– С.39-43 (0,4 а.л.). Оглавление. Режим доступа: http://vestnik.unipress.ru/index.html
11.Киреева, Н.В. Стратегии вовлечения читателя в лабиринты интерпретации романа Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Знание. Понимание. Умение. – М., 2008. – № 4. – С. 73-77 (0,5 а.л.). Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_4/Kireeva.pdf
12.Киреева, Н.В. Репрезентация писательской карьеры в романе Дж. Ирвинга «Мир глазами Гарпа» / Н.В. Киреева // Вестник Уральского университета. – Екатеринбург, 2008. – № 59. – Вып. 16. – С. 236-248. (1 а.л.). Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0059(01_16-2008)&xsln=showArticle.xslt&id=a23&doc=../content.jsp
13.Киреева, Н.В. Роман Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49»: особенности жанрового эксперимента в постмодернистском тексте / Н.В. Киреева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – Волгоград, 2008. – № 10 (34). – С. 209-213 (0,4 а.л.).
14.Киреева, Н.В. Приключения детектива: массовый жанр в зеркале западного литературоведения 2-й половины ХХ в. / Н.В. Киреева // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2009.– Том 11, № 4 (30). – С. 200-204. (0,5 а.л.). Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2009/2009_4_200_204.pdf
15.Киреева, Н.В. Детектив как код прочтения романа В. Набокова «Лолита» / Н.В. Киреева // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2009. – Том 11, № 4 (30) (2). – С. 491-496. (0,5 а.л.). Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2009/2009_4_491_496.pdf
16.Киреева, Н.В. Томас Пинчон и массовая культура / Н.В. Киреева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2009. – Вып. 8 (76). – С. 241-245 (0,4 а.л.). Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=13067826
17.Киреева, Н.В. Стивен Кинг: борьба за упрочение писательского статуса / Н.В. Киреева // Наука и школа. – М., 2010. – № 3. – С. 59-63 (0,6 а.л.). Оглавление. Режим доступа: http://nauka-i-shkola.ru/2010-3.html
18.Киреева, Н.В. Трансформация жанра автобиографии американскими писателями-постмодернистами / Н.В. Киреева // Преподаватель ХХI век. – М., 2011. – № 2. – С. 324-330 (0, 7 а.л.).
19.Киреева, Н.В. Трансформация автобиографической конвенции AUTOS в «Изобретении одиночества» П. Остера /Н.В. Киреева // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2011. – Том 13, номер 2(3). – С.745 – 749 (0,5 а.л.).
III. Статьи в журналах, научных сборниках и материалы конференций
20.Киреева, Н.В. Проблема восприятия постмодернизма / Н.В. Киреева // Тезисы докладов 51-ой научно-практической конференции преподавателей и студентов: В 2-х ч. – Ч.1. – Благовещенск, 2001. – С.133-135. (0,2 а.л.)
21.Киреева, Н.В. Энтропия в художественном мире Е. Замятина и Т. Пинчона / Н.В. Киреева // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе: Сборник научных трудов. – Вып. 6. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 26-37. (0, 7 а.л.)
22.Киреева, Н.В. Сопоставление понятия «энтропия» с понятиями «нирвана» и «у-вэй»: к вопросу о влиянии восточной философии на постмодернизм / Н.В. Киреева // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 3. Амурский гос. ун-т. – Благовещенск, 2002. – С.551-556. (0,7 а.л.)
23.Киреева, Н.В. Жанровая специфика постмодернистского романа США (к постановке проблемы) / Н.В. Киреева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – Выпуск XV. – М., 2002. – С. 87-89. (0,2 а.л.)
24.Киреева, Н.В. Постмодернистская система координат в романе Т. Пинчона «V.» / Н.В. Киреева // Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. – Т. 20. Гуманитарные науки: В 2-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. – Ч. 1. - С. 150-154. (0,3 а.л.)
25.Киреева, Н.В. Коды массовой культуры в постмодернистском романе США / Н.В. Киреева // Материалы XXIX международной конференции ОИКС «Литература во взаимодействии с другими видами искусств». 5-12 декабря 200г. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. – С. 49-54. (0,4 а.л.)
26.Киреева, Н.В. Жанровая модель детектива в структуре постмодернистского романа (к постановке проблемы) / Н.В. Киреева // Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. – Т. 21. Гуманитарные науки: В 2-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – Ч. 2. - С. 130-137. (0, 4 а.л.)
27.Киреева, Н.В. Коды массовой культуры в романе Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – Выпуск XXIV. – М., 2004. С. 103-110. (0, 4 а.л.)
28.Киреева, Н.В. Раннее творчество Томаса Пинчона: некоторые аспекты поэтики / Н.В. Киреева // Культурно-языковые контакты: Сб. науч. тр. Вып. 6. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – С. 380-387. (0,5 а.л.)
29.Киреева, Н.В. Выбор жанровой стратегии в романе Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Проблема свободы выбора в культуре США: Электронная версия сборника работ по итогам международной научно-практической конференции в МГУ имени М. В. Ломоносова, 17 – 22 декабря 2004, ISSN 1561 – 6193 – 30. – С. 104-109. (0,4 а.л.).
30.Киреева, Н.В. Формы присутствия жанрового кода готического нарратива в структуре романа Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – Выпуск XXIX. – М.: Прометей, 2005. – С. 126-135. (0,5 а.л.).
31.Киреева, Н.В. Жанровый синтез как предмет эксперимента в романе Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Пятой научно-практической конференции. – М., 2005. – С. 250-254 с. (0,3 а.л.).
32.Kireeva, N.V. Varieties of mass literature codes in The Crying of Lot 49, by Thomas Pynchon / N.V. Kireeva // Общие проблемы, общие решения: преподавание языков в различных культурных контекстах. Материалы 5-й Паназатской конференции. Владивосток, 24-27 июня 2004 г. / На англ. яз. “Sharing Challenges, Sharing Solutions: Teaching Language in Diverse Context” the fifth Pan-Asian conference at FEELTA 2004/ Conference proceedings. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – С. 61-64 (0,3 а.л.).
33.Киреева, Н.В. Формульные жанры в структуре постмодернистского романа США: предчувствие глобализации? / Н.В. Киреева // Россия и современный мир: проблемы политического развития. Материалы II Международной межвузовской научной конференции. – Москва, 13-14 апреля 2006 г. В 2 ч. – Ч. 2. / Под ред. Д. В. Васильева, Г. П. Иващук. – М.: Институт бизнеса и политики, 2006. – С. 207-223. (0,8 а.л.).
34.Киреева, Н.В. Стратегии литературного успеха глазами писателя: Д. Ирвинг и С. Кинг / Н.В. Киреева // Литература ХХ века: Итоги и перспективы изучения. Материалы четвертых Андреевских чтений. – М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2006. – С. 13-17. (0,4 а.л.). Режим доступа:
http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/andreevskie_chteniya/kireeva.htm
35.Киреева, Н.В. Синтез элитарного и массового как основа повествовательной стратегии создателей постмодернистского романа / Н.В. Киреева // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Шестой научно-практической конференции. – М., 2006. – С. 195-201 (0,3 а.л.).
36.Киреева, Н.В. Роль элементов готической поэтики в формировании жанровой природы романов Д. Дюморье / Н.В. Киреева // Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. Т. 22. Гуманитарные науки: В 2-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – Ч.2.- С.36-52 (0,8 а.л.).
37.Киреева, Н.В. Игра в детектив: роман Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Материалы ХХХV международной филологической конференции. Вып.14. История зарубежных литератур: национальное, транснациональное, универсальное. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – С. 19-21. (0,2 а.л.).
38.Киреева, Н.В. Поиски смысла в пространстве истории в романе Т. Пинчона «Выкрикивается лот 49» / Н.В. Киреева // Материалы XXXI и XXXII конференций ОИКС «Слово и/как власть: автор и авторитет в американской культурной традиции» 16-21 декабря 2005г. и «Америка реальная, воображаемая, виртуальная» 14-19 декабря 2006. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2006. – С. 25-31. (0,5 а.л.).
39.Киреева, Н.В. Стратегии писательского поведения в поле рынка: национальное и/или интернациональное / Н.В. Киреева // Материалы XXXI и XXXII конференций ОИКС «Слово и/как власть: автор и авторитет в американской культурной традиции» 16-21 декабря 2005г. и «Америка реальная, воображаемая, виртуальная» 14-19 декабря 2006. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2006. – С. 213-218 (0,4 а.л.).
40.Киреева, Н.В. Между фактом и вымыслом: жанровый потенциал биографии в романе Д. Ирвинга «Мир глазами Гарпа» / Н.В. Киреева // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (3-6 мая 2006 г.). - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - С. 75-81. (0,3 а.л.).
41.Киреева, Н.В. Томас Пинчон: писательские стратегии в поле рынка / Н.В. Киреева // Автор как проблема теоретической и исторической поэтики: сб. науч. ст.: в 2 ч. – Минск: РИВШ, 2007. – Ч. 1. – С.219-224. (0,3 а.л.) .).
42.Киреева, Н.В. Высокое призвание художника или экономическое преуспеяние: писатели США в поисках разумного баланса / Н.В. Киреева // Материалы первой региональной конференции «Экзистенциальные проблемы в зарубежной литературе и искусстве / «ЭОН». Электронный журнал кафедры истории зарубежных литератур ИИЯ ДВГУ. – 30 марта 2007. – (0,6 а.л.). Режим доступа: http://ifl.wl.dvgu.ru/lithist/stat/kireeva.htm
43.Киреева, Н.В. Воздействие ценностей демократии на стратегии писательского поведения в литературе США XIX-XX веков / Н.В. Киреева // США: опыт взаимодействия личности, общества, государства: Материалы международной научно-практической конференции. 19-20 июня 2006 г. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – С. 178-186 (0,5 а.л.).
44.Киреева, Н.В. Роль писателя в «производстве веры в ценность произведения»: пример Стивена Кинга / Н.В. Киреева // Художественное слово в пространстве культуры: Материалы междунар. науч. конф. – Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2007. – С. 134-145 (0,6 а.л.).
45.Киреева, Н.В. Проблема размывания границ литературного поля в художественном и нехудожественном творчестве Джона Ирвинга / Н.В. Киреева // Топосы культуры информационного общества: материалы международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.В. Кучмуруков. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – С. 362-373. (0, 6 а.л.).
46.Киреева, Н.В. «Пятничные книги» Джона Барта: особенности саморефлексии элитарного писателя / Н.В. Киреева // ROSA MUNDI. К 90-летию преподавания зарубежной литературы в ДВГУ. Сборник статей. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. – С. 93-103. (0,7 а.л.).
47. Киреева, Н.В. Роль нехудожественного творчества в моделировании «литературной личности» Джона Барта / Н.В. Киреева // Литература ХХ века: Итоги и перспективы изучения. Материалы пятых Андреевских чтений. – М.: Экон-Информ, 2007. – С. 269-276 (0,5 а.л.).
48.Киреева, Н.В. Жанр как модель чтения: к проблеме интерпретации постмодернистского романа / Н.В. Киреева // Жанр и литературное направление: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. – СПб, 2007. – С. 88-90. (0,1 а.л.).
49.Киреева, Н.В. Х. Л. Борхес в эссе и статьях Дж. Барта: особенности рецепции / Н.В. Киреева // Материалы ХХХVI международной филологической конференции. – Вып.8. История зарубежных литератур. 12-17 марта 2007 г. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. С. 84-88. (0,2 а.л.)
50.Киреева, Н.В. Жизнь как творчество: к вопросу об особенностях «литературной личности» В. Набокова / Н.В. Киреева // Запад и Восток: экзистенциальные проблемы в зарубежной литературе: Тезисы международной научной конференции. – Владивосток: Изд-во Далневост. ун-та, 2008. - С. 31-32 (0,1 а.л.)
51.Киреева, Н.В. Национальная специфика американской литературы и многообразие имиджевых практик элитарных писателей / Н.В. Киреева // Актуальные проблемы исследования англоязычных литератур. Международный сборник научных статей. Вып. 7. Классики и современники / Под общ. ред. А.М. Бутырчик. – Минск: РИВШ, 2008. – С. 95-101 (0,5 а.л.).
52.Киреева, Н.В. Теория информации и современная жанрология: модель жанра у Т. Кента / Н.В. Киреева // Материалы XXXIII международной конференции РОИКС «Междисциплинарное изучение культуры США как сферы контактов». 14–19 декабря 2007 г. – М.: МАКС пресс, 2008. – С. 249-255 (0,4 а.л.).
53.Киреева, Н.В. Принципы обновления жанра романа в постмодернистской литературе / Н.В. Киреева // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения: Материалы Международной научной конференции «VII Поспеловские чтения» (Москва, 2005) / Под ред. М.Л. Ремневой и А.Я. Эсалнек. – М.: МАКС Пресс, 2008. – С. 251-255 (0,3 а.л.).
54.Киреева, Н.В. Трансформация детективной модели мира в романе В. Набокова «Лолита» / Н.В. Киреева // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе: Сборник научных трудов. Вып. 9. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – С. 3-23 (1 а.л.).
55.Киреева, Н.В. «Писатель для избранных» или «автор сенсационного бестселлера»? (к проблеме «литературной личности» В. Набокова) / Н.В. Киреева // Запад и Восток: экзистенциальные проблемы в зарубежной литературе и искусстве: Материалы международной научной конференции. – Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2009. – С. 131-137 (0,5 а.л.).
56.Киреева, Н.В. «Документальный роман-исследование»: к проблеме пограничного жанрового статуса «Пляски смерти» Стивена Кинга / Н.В. Киреева // Границы литературы в гуманитарном пространстве: Межвуз. сб. / Под ред. А.А. Чамеева. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. – С. 95-103 (0,5 а.л.).
57.Киреева, Н.В. Джон Барт и Томас Пинчон (к проблеме определения писательского статуса) / Н.В. Киреева // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель. Под ред. М.Ф. Надъярных и А.П. Ураковой. – М.: ИМЛИ РАН, 2011. – С. 387-405 (2 а.л.).