- Сущностью диалога как культурной ценности является то, что он всегда представляет собой диалог различных культур, представленных их «персонифицированными полюсами» с соответствующим культурным модусом, и предполагает взаимное признание, взаимодополнение и взаимоутверждение его участников. Однако свойственное диалогу равноправие сознаний и позиций субъектов диалога не означает априорного равенства их вклада в его развёртывание и эффективность, в связи с чем может быть выделена дополнительная нюансировка субъектов диалога субъектов диалога «донор» - «реципиент», подчеркивающая его изменчивую асимметричность.
- Российско-американский межкультурный диалог представляет собой процесс асимметричного взаимодействия обеих стран, особенности ролей субъектов и содержание которого конструировались в зависимости от вектора политических и социально-экономических отношений.
В соответствии с концепцией «точек поворота» (К.В. Миньяр-Белоручев) в истории межкультурного взаимодействия России и США выделяются три этапа (с 1807 по 1945 гг.; с 1945 по 1991 гг.; с 1992 г. по настоящее время), в процессе которых происходит «встреча» культурных миров, каждый из которых имеет собственную специфику, соответствующую особенностям исторического пути каждой нации. Если в течение первых двух этапов взаимодействие национальных культур реализовывалось через систему культурных контактов, сопровождавших политические и социально-экономические взаимоотношения, то для последнего этапа характерен самостоятельный межкультурный диалог с чёткой нюансировкой «донор» (США) - «реципиент» (Россия). - Существенным компонентом и направлением современного российско-американского межкультурного взаимодействия является диалог образовательных систем как репрезентантов национальных культур, изоморфных их основным спецификациям. В этом диалоге происходит «встреча» традиционных для каждой стороны характеристик, моделей и кодов социокультурного развития человека и общества.
В течение последних десятилетий российская образовательная сфера находится в роли принимающей стороны, внедряющей и адаптирующей значительный массив американских заимствований. - Современный межкультурный диалог России и США является одним из важнейших условий, составляющих контекст трансформации отечественного образования конца XX - начала XXI вв. как социокультурного феномена. К важнейшим идентификационным признакам продолжающейся трансформации образования нашей страны относятся глубинный и радикальный характер происходящих изменений, нечёткая векторность трансформации, в отличие от сходных процессов модернизации и реформирования, неаддитивность осуществляющихся изменений, сочетание в ней конструктивного и деструктивного, объективного и субъективного, а также экстраполирование на трансформацию отдельных характеристик переходного этапа.
- Культурными «агентами» и одновременно катализатором трансформации современного российского образования стали заимствования в основном американского происхождения, привнесённые в его культурное поле в начале 1990-х гг., легитимизированные на государственном уровне и создающие культурный фон, не изоморфный российской культуре. Массив инноваций инокультурного (американского) происхождения составляют заимствования, типологизированные диссертантом как заимствования парадигмального и структурального (структурного) уровней. К специфике их адаптации к российским условиям следует отнести значительную дивергентность реализуемых моделей по отношению к исходным американским образцам и наполнение их инокультурной формы содержанием, свойственным российской культуре.
- Концептуализация трансформации отечественного образования конца XX - начала XXI вв. с позиций диалога российской и американской культур базируется, во-первых, на понимании трансформации образования как составной части целостного процесса системно-структурной трансформации современного российского общества; во-вторых, на её понимании как длительного и незавершённого процесса; в-третьих, на интерпретации императивно внедрённого в российское образование массива заимствований, в основном американского происхождения, как «культурных агентов» иной культуры, создающих инновационный культурный фон в российском образовании, не изоморфный его традиционным характеристикам.
- Современный этап трансформации является культурной стадией эволюции отечественного образования, отмеченной ее переходом от централизации к децентрализации, от патерналистских отношений - к взаимной ответственности всех субъектов образовательного процесса, от одноканального (государственного) финансирования - к многоканальному; от униформности образовательных моделей - к их диверсификации; от априорной легитимности образовательных учреждений - к доказательству легитимности посредством прохождения специальных процедур (лицензирования, аттестации, аккредитации); от доминирования устных средств контроля качества образования - к широкомасштабному тестированию как системе обеспечения заданных параметров образования.
- Инокультурные (американские) заимствования, сформировавшиеся на ином культурном пространстве и, соответственно, не изоморфные российской культуре, несмотря на изменение их смыслов на российском культурном пространстве, существенным образом изменяют традиционную парадигму отечественного образования. В связи с тем, что заимствования носят не только институциональный, но и ценностный характер, их следствием могут являться ценностная инверсия и ценностный «межпоколенный разрыв» в современном обществе.
1.Кучерук, И. В. Трансформация современного отечественного образования в контексте межкультурного взаимодействия России и США [Текст] / И. В. Кучерук // Каспийский регион : политика, экономика, культура. – 2011. – № 2. – С. 242-249 (0,75 п.л.).
2.Кучерук, И. В. Основные концепты и противоречия американского менталитета (историко-культурный аспект) [Текст] / И. В. Кучерук // Вопросы культурологии. – 2008. – № 6. – С. 16-19 (0,5 п.л.).
3.Кучерук, И. В. Диалог цивилизаций и культур в XXI веке : культурологический и правовой аспекты [Текст] / И. В. Кучерук // Вопросы культурологии. – 2008. – № 3. – С. 38-42 (0,5 п.л.).
4.Кучерук, И. В. К вопросу о расхождении и аутентичности культур России и США [Текст] / И. В. Кучерук // Философия образования. – 2007. – № 2 (19). – С. 241-245 (0,4 п.л.).
5.Кучерук, И. В. Культурологический аспект модернизации образования США в конце XX века [Текст] / И. В. Кучерук // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Основные аспекты философских и культурологических исследований. – Спецвыпуск. – 2007. – С. 77-80 (0,5 п.л.).
6.Кучерук, И. В. Диалог как интегративная категория научного знания [Текст] / И. В. Кучерук // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 17-20 (0,5 п.л.).
7. Кучерук, И. В. Об аутентичном и дивергентном в истории и культуре России и США [Текст] / И. В. Кучерук // Вопросы культурологии. – 2007. – № 6. – С. 31-36 (0,5 п.л.).
8. Кучерук, И. В. Условия осуществления диффузии культур в современном мире [Текст] / И. В. Кучерук // Вопросы культурологии. – 2007. – № 3. – С. 44-50 (0,5 п.л.).
9.Кучерук, И. В. Диалог как системообразующая категория [Текст] / И. В. Кучерук // Вестник Астраханского технического университета. – 2006. – № 6. – С. 300-306 (0,75 п.л.).
10. Кучерук, И. В. К вопросу об эффективности диалога культур в современном мире [Текст] / И. В. Кучерук // Вестник Астраханского технического университета. – 2006. – № 5. – С. 101-107 (0,75 п.л.).
В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ по смежным специальностям
11.Кучерук, И. В. Концепты «пространство» и «время» в структуре американского менталитета (историко-культурный аспект) [Текст] / И. В. Кучерук // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки (история). – 2009. – № 6. – С. 89-91 (0,5 п.л.).
12. Кучерук, И. В. Американский менталитет : вчера и сегодня [Текст] / И. В. Кучерук // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 23–29 (0,5 п.л.).
13. Кучерук, И. В. Некоторые аспекты культурной политики Соединённых Штатов Америки в исторической ретроспективе [Текст] / И. В. Кучерук // Вестник Саратовского социально-экономического университета. – 2009. – № 5 (29). – С. 177-180 (0,5 п.л.).
14. Кучерук, И. В. Историко-культурные истоки системы образования Соединённых Штатов Америки [Текст] / И. В. Кучерук // Вестник Саратовского социально-экономического университета. – 2009. – № 4 (28). – С. 207-210 (0,5 п.л.).
Монографии
15. Кучерук, И. В. Образовательные системы России и США как сфера репрезентации национальных менталитетов : историко-культурный аспект [Текст] : монография / И. В. Кучерук. – М.-Астрахань, 2010. – 292 с. (18,2 п.л.).
16. Кучерук, И. В. Основные направления диалога культур России и США в сфере образования (конца XX – начала XXI в.) [Текст] : монография / И. В. Кучерук. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. – 187 с. (11,6 п.л.).
Материалы всероссийских и научных конференций и прочие издания
17. Кучерук, И. В. Культурные традиции российского образования в контексте общемировых тенденций [Текст] / И. В. Кучерук // Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова – служение образованию и науке региона больше полувека : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 60-летию образования Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова. – Атырау (Казахстан), 2010. – С. 115-120 (0,4 п.л.).
18. Кучерук, И. В. Трансформация современного отечественного образования в контексте общемировых тенденций [Текст] / И. В. Кучерук // Молодежь и образование – 20106 факторы и стратегии карьерной успешности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г.Астрахань, 24 декабря 2010). – Астрахань, 2011. – С. 59-63.
19. Кучерук, И. В. Культурная трансформация отечественного образования в контексте глобализации [Электронный ресурс] / И. В. Кучерук // Россия : ключевые проблемы : электронные материалы X Междунар. науч. конф., г. Москва, 17-18 декабря 2009 г. – М. : Ин-т научной информации по общественным наукам РАН, 2009. – Режим доступа : www.rim.inion.ru, свободный (0,2 п.л.).
20. Кучерук, И. В. Инокультурное влияние как фактор становления высшей школы России (ретроспективный подход) [Текст] / И. В. Кучерук // Социально-гуманитарное образование высшей школы России в XXI веке : материалы межрегион. науч.-практ. конф., г. Астрахань, 23-24 октября 2009 г. – Астрахань : Изд-во АГТУ, 2009. – С. 336–339 (0,2 п.л.).
21. Кучерук, И. В. Формирование традиций отечественного образования в инновационной парадигме (конец XVIII – начало XX вв.) [Текст] / И. В. Кучерук // Инновационная деятельность в сфере образования – приоритетное направление политики государства : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., г. Астрахань, май-июнь 2009 г. – Астрахань : Изд-во Астрахан. техн. ун-та, 2009. – С. 39–44 (0,2 п.л.).
22. Кучерук, И. В. Инокультурное влияние как фактор реформирования американского образования во второй половине XX века [Текст] / И. В. Кучерук // Образование и глобальное развитие : объединяя мир через знания : сб. ст. Междунар.й научной конференции (г. Самара, 25-26 сентября 2008 г.). – Самара : Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2009. – С. 398–410 (0,5 п.л.).
23. Кучерук, И. В. Технологический аспект обучения в современных образовательных учреждениях Соединённых Штатов Америки [Текст] / И. В. Кучерук // Электронная культура. Преодоление информационного неравенства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 2-5 июня 2008 г.) / отв. ред. Е. Е. Рябцева. – Астрахань, 2008. – С. 164-166 (0,1 п.л.).
24. Кучерук, И. В. Ценностные доминанты культуры Соединённых Штатов [Текст] / И. В. Кучерук // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки : материалы Всерос. науч. конф., г. Астрахань, 11 апреля 2007 г. – Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2007. – С. 47-50 (0,2 п.л.).
25. Кучерук, И. В. Диалог как направление политики мирового сообщества и средство сохранения культурной идентичности [Текст] / И. В. Кучерук // Мир на Северном Кавказе : материалы IV Междунар. философского конгресса, г. Нальчик, октябрь 2007 г. – Пятигорск : ПГЛУ, 2007. – С. 26-27 (0,1 п.л.).
26. Кучерук, И. В. Ретроспективный анализ диалога культур России и США в сфере образования [Текст] / И. В. Кучерук // Научный прогресс на рубеже тысячелетий : материалы II Междунар. науч. конф., г. Белгород, 1-15 июня 2007 г. – Белгород : Наука, 2007. – С. 44-51 (0,5 п.л.).
27. Кучерук, И. В. Парадоксы американской толерантности и культурной политики [Текст] / И. В. Кучерук // Россия и Восток : проблема толерантности в диалоге цивилизаций : материалы IV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. / отв. ред. : П. Л. Карабущенко, Л. В. Баева. г. Астрахань, 3-5 мая 2007 г. – Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2007. – Ч. 2. –С. 249–253 (0,2 п.л.).
28. Кучерук, И. В. Модели межкультурного взаимодействия в современном мире [Текст] / И. В. Кучерук // Проблемы межкультурной коммуникации : история и современность : материалы науч.-практ. конф., г. Астрахань, 2007 г. – Астрахань, 2007. – Вып. 9. – С. 63–67 (0,2 п.л.).
29.Кучерук, И. В. Аксиологические доминанты североамериканской культуры [Текст] / И. В. Кучерук // Наука и образование – гуманитарный потенциал развития общества : материалы науч.-метод. конф., г. Ростов-на-Дону, 30 ноября 2006 г. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – С. 222-226 (0,2 п.л.).
30. Кучерук, И. В. Диалог культур и цивилизаций – приоритетное направление деятельности мирового сообщества на рубеже XX–XXI вв. [Текст] / И. В. Кучерук // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность : материалы науч.-практ. конф., г. Ростов-на-Дону, 23-24 апреля 2005 г. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – Вып. 7. – С. 210 (0,1 п.л.).
31. Кучерук, И. В. Инновационные процессы в деятельности вуза : содержательный и организационно-методический аспекты [Текст] / И. В. Кучерук // Материалы внутривуз. науч.-метод. конф., г. Ростов-на-Дону, 21-22 апреля 2004 г.– Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 27-32 (0,25 п.л.).
32. Кучерук, И. В. Системный подход к анализу категории «диалог культур» [Текст] / И. В. Кучерук; Астрахан. гос. ун-т. – 18 с. – Деп. в ИНИОН РАН 22.12.2006. (0,75 п.л.).