- Разработана концепция институциональной модернизации информационного пространства российской экономики и ее составляющих на основе развития методологии и инструментария неоинституционализма, принципа многокритериального принятия многообъектных решений, что предполагает переход от институциональной структуры «фирма-рынок» к структуре «рынок-гибрид-иерархия», уровням которой соответствует компиляция ресурсов различной степени комплементарности и специфичности, определенные механизмы контроля коллективным поведением в континууме трехмерной пространственной организации контрактов, препятствующих развитию оппортунистических настроений и обеспечивающих минимизацию трансакционных издержек.
- Представлена трактовка информационного пространства государства как характеризующейся устойчивостью, способностью к самоорганизации, фрактальной размерностью, масштабной инвариантностью совокупности контрактных отношений по поводу обмена правомочиями на информацию как актив, агентами которых выступают территориально обособленные субъекты (органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации, домохозяйства), реализующие в трехмерном измерении (экономическое время, расстояние, конфигурация зоны влияния) динамическую последовательность трансакций в целях достижения собственных экономических интересов, что в условиях сетевой организации национального и мирового хозяйства обеспечивает формирование пространственной конфигурации, или пространственного расположения активов, и пространственной конформации, или интенсивности и частоты взаимодействий.
- Доказано, что институциональная среда информационного пространства представлена совокупностью классических, неоклассических и отношенческих контрактов по поводу стандартизированных, идиосинкразических и специализированных активов (информации), степень специализации которых определяется уровнем индивидуализации их символической ценности, что обусловливает реализацию трансакций в акте семиозиса в перцептивно-символической форме, трансформацию информационного пространства в семиотическую сферу, превращение потребления как деятельности систематического манипулирования знаками в ключевую фазу воспроизводственного контура и включение в состав традиционных форм координации экономической деятельности (властные предписания, согласование через голосование, стихийный порядок) сетевого механизма, обеспечивающего достижение точечного (стохастического) равновесия, антииерархичность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм трансакционных взаимодействий.
- Представлены предпосылки формирования (общая сфера экономической деятельности; активная позиция агентов; согласование трансакций на основе принципов межличностных отношений; мимикрия, копирование трансакций), функции (уменьшение неопределенности, элиминация оппортунизма, улучшение адаптационных способностей), достоинства (сетевые связи более прочные, чем институциональные ограничения, высокий уровень адаптируемости к технологическим изменениям, барьеры на вхождение в отрасль ниже, чем в иерархиях, накопление социального капитала, поддержание конкурентной среды, использование в целях лоббирования интересов участников рынка во властных структурах) и недостатки (возможность ограничения притока новых ресурсов, длительный период и высокие издержки становления, риск неиспользования положительного эффекта масштаба, угроза оппортунистического поведения агентов) сетевой организации информационного пространства.
- Сформулированы атрибутивные свойства сетевой организации информационного пространства, а именно: предельный продукт факторов производства, среди которых информационный ресурс играет ведущую роль, растет экспоненциально числу участников трансакций; низкие постоянные издержки, близкие к нулю предельные издержки производства и высокая скорость трансакций сокращают время достижения точки безубыточности; положительный эффект масштаба производства и увеличение совокупного дохода обеспечивается всеми участниками сетевого взаимодействия, участвующими в присвоении последнего; активы и результаты экономической деятельности, обладающие способностью к тиражированию, адаптированы к закону инверсионного (обратного) ценообразования, что обеспечивает снижение цены по мере их совершенствования и способствует росту нововведений; сетевое взаимодействие обусловливает рост заинтересованности участников совместной деятельности в использовании открытых систем и ориентацию не на максимизацию собственной внутренней прибыли, а на максимизацию эффективности функционирования сети в целом; затраты потребителя на переключение от одного поставщика на другого равны нулю, что определяет высокую степень конкурентности рынка; низкие трансакционные издержки, что обусловливает снижение сложности внутренней структуры фирмы и вывод части бизнес-процессов за ее пределы; высокий уровень гибкости, интерактивности, самоорганизации сетевых взаимодействии; увеличение доли информационных ресурсов в конечном продукте; широкое распространение внеэкономических предпочтений и преференций.
- Уточнено содержание категории «информационный товар» как результата реализации контрактных отношений по поводу информационных ресурсов, или обладающих семиотической формой активов, который характеризуется неисчерпаемостью, сохраняемостью и комплементарностью, при этом выделены сетевые и несетевые информационные товары, которые различаются в зависимости от типа межфирменного контракта; наличия (отсутствия) у участников контрактных отношений ориентации на долгосрочное сотрудничество; механизма координации контрактных отношений; степени формализации контрактных отношений; возможности предотвращения конфликтов; длительности взаимоотношений; угрозы; делегирования правомочий участников контрактов.
- Доказано, что источником информационной ренты как формы реализации правомочий собственности агентов информационного пространства выступает трансакционная специфичность долгосрочных активов (информационных ресурсов), которая приводит к возникновению взаимной зависимости экономических агентов и выражается в реализации отношенческих контрактов, соответствующих двусторонней организации и трансакциям по поводу малоспециализированных активов, а также объединенной организации и повторяющимся идиосинкразическим трансакциям; неоклассических контрактов, которые соответствуют трехстороннему управлению и трансакциям по поводу специализированных активов. При этом установлено, что форма информационной ренты (монопольная, абсолютная, дифференцированная) определяется степенью специфичности активов и частотой трансакций.
- Выявлены противоречия институциональной среды информационного пространства: институциональная асимметрия экономических отношений, или закрепленная посредством институциональной структуры и устойчиво воспроизводимая функциональная и структурная несоразмерность между элементами системы экономических отношений, длительное существование которой ведет к деструкции экономических отношений и потере их системного качества; противоречие между формальными и неформальными, вновь созданными, имплантированными и действующими институтами, регулирующими трансакции; персонализация экономических отношений, обусловливающая чрезмерную зависимость от состояния трудового и кадрового потенциала общества и отдельного хозяйствующего субъекта; поляризация информационного пространства, проявляющаяся в неравномерности развития информационного пространства в региональных и национальных границах и др.
- Доказано, что критерий соотношения трансакционных и трансформационных издержек не может рассматриваться в качестве всеобщего показателя эффективности институциональной среды информационного пространства в виду принципиальной разнородности состава, сложности операционализации, измерения и интерпретации их динамики, что позволило определить эффективность институтов как их способность обеспечить удовлетворение интересов экономических агентов в рамках реализации трансакций, как изменение соотношения доли дохода отдельного экономического агента к изменению дохода общества в результате обмена пучком правомочий собственности.
- Предложена гипотеза, согласно которой необходимым условием эффективного функционирования институциональной среды информационного пространства современной российской экономики и ее устойчивого развития является соответствие действующих, импортируемых и реформируемых институтов, что предполагает необходимость их оценки с учетом конкретных случаев адаптации и ограниченности сфер применения степени и уровня конгруэнтности господствующих и импортируемых институтов; снижения издержек трансплантации институтов; модификации трансплантата с целью его адаптации к новой среде; выбора трансплантанта в соответствии со степенью зрелости институционального контура и стадии институционализации реализуемых в информационном пространстве трансакций; использования институтов со структурной аналогией; проведения постепенной и целенаправленной трансформации имеющегося института с целью придания ему эффективной формы.
- Обоснован двойственный характер государства как участника контрактных отношений и субъекта институционального проектирования информационного пространства, что позволило сформулировать теоретико-методический подход к содержанию мер государственного воздействия: четкая спецификация прав собственности агентов информационного пространства; институционализация отношений производства, распределения, обмена и использования информационной ренты; обеспечение объективной стоимостной оценки результатов деятельности владельцев информационных ресурсов; создание «электронного правительства», т.е. развитие сетевого взаимодействия между органами государственного управления различных уровней и органами местного самоуправления, обеспечение мгновенного доступа к необходимой информации, прямого взаимодействия по принципу «одного окна» с социумом и бизнесом, что создаст предпосылки для их участия в принятии управленческих решений на государственном уровне (прямая демократия, консультации с бизнесом); формирование и использование государственных интеллектуально-информационных ресурсов; развитие информационного взаимодействия с внешним миром; разработка и внедрение бюджетно-финансовых и денежно-кредитных механизмов формирования сетевой инфраструктуры развития, накопления и трансфера информации; обеспечение равных прав доступа к информационно-интеллектуальным сетям и знаниям и др.
2.Шакиров Р.Р. Современные тенденции развития государственного сектора в экономической системе России/Р.Р.Шакиров // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. 2010. №40. 0,45 п.л.
3.Шакиров Р.Р. Информация как фактор образования новых видов экономических структур/Р.Р.Шакиров// Вестник экономики, права, социологии. 2011. №1. 0,5 п.л.
4.Шакиров Р.Р. Направления государственного регулирования инновационных систем в современной России/Р.Р.Шакиров // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. 2010. №41. 0,45 п.л.
5.Шакиров Р.Р. Отношения контроля в системе государственного регулирования экономики/Р.Р.Шакиров // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. 2010. №42. 0,45 п.л.
6.Шакиров Р.Р. Направления развития форм взаимодействия государства и предпринимательских организаций в системе антикризисного регулирования социальной сферы российской экономики/Р.Р.Шакиров // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. 2010. №43. 0,45 п.л.
7.Шакиров Р.Р. Место и роль электронного бизнеса в развитии структуры современной российской экономики/Р.Р.Шакиров // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. 2011. №44. 0,45 п.л.
8.Шакиров Р.Р. Направления развития сетевой экономики в современной России/ Р.Р. Шакиров// Экономические науки. 2011. №3. 0,4 п.л.
9.Шакиров Р.Р. Электронный бизнес как доминирующая форма предпринимательства в информационном обществе/Р.Р.Шакиров// Вопросы экономики и права. Научно-информационный журнал. 2011. №2.
Монографии, публикации в журналах и сборниках научных трудов, материалах конференций
10.Шакиров Р.Р. Государственный сектор в российской экономике: состояние и перспективы развития / Р.Р. Шакиров (Монография). М.: Экономика, 2010. 14 п.л.
11.Шакиров Р.Р. Государство в информационном пространстве российской экономики: институциональный подход / Р.Р. Шакиров (Монография). М.: Экономика, 2010. 24 п.л.
12.Шакиров Р.Р. Эффективность сельскохозяйственного производства и ее финансовая обеспеченность/Р.Р. Шакиров// В кн: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Ч.1. Вып. XVI. Чебоксары: Салика, 2002. 0,3 п.л.
13.Шакиров Р.Р. Совершенствование финансово-кредитных отношений в сельском хозяйстве/Р.Р. Шакиров//В кн.: Потребительская кооперация: проблемы и пути решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Казань: Изд. к-т «Полиграф», 2002. 0,35 п.л.
14.Шакиров Р.Р. Аграрные отношения: содержание и особенности развития в переходной экономике/Р.Р. Шакиров// В кн: Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе. Материалы межвузовской научноз-практической конференции. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та им.А.Н.Туполева, 2003. 0,35 п.л.
15.Шакиров Р.Р. Механизм регулирования производства конкурентоспособной продукции/Р.Р. Шакиров// В кн: Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации. Материалы всероссийской научно-практической конференции. М.: Наука и кооперативное образование, 2003. 0,35 п.л.
16.Шакиров Р.Р. Организационно-экономические формы агробизнеса/Р.Р. Шакиров// В кн: Совершенствование преподавания в высшей школе. Материалы научно-методической конференции. Казань: Изд-во Казан. гос.техн. ун-та им.А.Н.Туполева, 2003. 0,35 п.л.
17.Шакиров Р.Р. Реформирование аграрного сектора экономики в условиях становления рыночных отношений/Р.Р. Шакиров// В кн: Совершенствование преподавания в высшей школе. Материалы научно-методической конференции. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та им.А.Н.Туполева, 2003. 0,35 п.л.
18.Шакиров Р.Р. Достижение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий/Р.Р. Шакиров// В кн: Роль кооперации в социально-экономической жизни общества. Материалы юбилейной научной конференции. Энгельс: Регион.инф.-изд. центр ПКИ, 2003. 0,35 п.л.
19.Шакиров Р.Р. Государственный бюджет как инструмент реализации интересов государства/ Р.Р. Шакиров //Теоретическая экономика. 2011. №1. 0,4 п.л.
20.Шакиров Р.Р. Роль государственного сектора в экономической системе современной России/Р.Р. Шакиров// В кн: Сборник молодых ученых. Казань: Издательский центр НОУ ВПО «Академия Управления «ТИСБИ»», 2010. 0,35 п.л.
21.Шакиров Р.Р. Теоретико-методологические основы исследования институциональных факторов экономического развития государства/Р.Р. Шакиров // Горизонты экономики. 2011. №1. 0,4 п.л.
22.Шакиров Р.Р. Направления формирования эффективных институтов экономического развития российского государства/Р.Р. Шакиров // Горизонты экономики. 2011. №1. 0,4 п.л.
23.Шакиров Р.Р. Институциональные факторы развития экономики в современном российском государстве/Р.Р. Шакиров // Горизонты экономики. 2011. №1. 0,4 п.л.
24.Шакиров Р.Р. Информационная составляющая современного рыночного процесса/Р.Р. Шакиров // Горизонты экономики. 2011. №2. 0,4 п.л.
25.Шакиров Р.Р. Развитие государственного сектора в экономической системе современной России / Р.Р.Шакиров// В кн.: Российская промышленность: состояние и перспективы развития: сборник научно-аналитических статей. Вып. 1. 2010. 0,7 п.л.
26.Шакиров Р.Р. Процесс слияния промышленного и банковского капитала как основа формирования института корпорации / Р.Р.Шакиров// В кн.: Российская промышленность: состояние и перспективы развития: сборник научно-аналитических статей. Вып. 1. 2010. 0,5 п.л.
27.Шакиров Р.Р. Теоретико-методологические основы институционального проектирования оппортунистического поведения экономических агентов в условиях современной российской экономики / Р.Р.Шакиров// В кн.: Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научно-аналитических статей. Вып. 1. 2010. 0,6 п.л.
28.Шакиров Р.Р. Формы и методы институционального проектирования оппортунистического поведения экономических агентов в условиях современной российской экономики / Р.Р.Шакиров// В кн.: Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научно-аналитических статей. Вып. 1. 2010. 0,4 п.л.
29.Шакиров Р.Р. Информация в системе факторов производства / Р.Р.Шакиров// В кн.: Российская промышленность: состояние и перспективы развития: сборник научно-аналитических статей. Вып. 2. 2010. 0,3 п.л.
30.Шакиров Р.Р. Основные факторы формирования глобального информационного пространства / Р.Р.Шакиров// В кн.: Российская промышленность: состояние и перспективы развития: сборник научно-аналитических статей. Вып. 2. 2010. 0,3 п.л.
31.Шакиров Р.Р. Информация в системе факторов производства современной экономики/ Р.Р.Шакиров// В кн.: Экономическая безопасность Российской Федерации: сегодня и завтра: сборник научно-аналитических статей. Вып. 3. 2011. 0,5 п.л.
32.Шакиров Р.Р. Направления развития единой корпоративной информационной системы/ Р.Р.Шакиров// В кн.: Экономическая безопасность Российской Федерации: сегодня и завтра: сборник научно-аналитических статей. Вып. 3. 2011. 0,5 п.л.