Научная тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Инновационные образовательные системы, кроме традиционных компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства), должны включать компонент, характеризующий современный социальный заказ образованию. Система, включающая такой компонент, является кластером - специально организованной культурно-образовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, конструкторских, технологических, производственных учреждений и предприятий региона. Необходимость создания образовательного кластера обусловливается интеграционными процессами между сферой производства, наукой и образованием. Региональные культурно-образовательные кластеры являются инновационной формой развития университетских комплексов регионального значения, обеспечивающих подготовку инженерных кадров, отвечающих требованиям социального заказа.

2. Система воспитания в вузе, ориентированном на подготовку специалистов новой формации - инженеров-интеллигентов, должна учитывать и целенаправленно использовать принципы комплексного воздействия, цикличности, последовательности и систематичности, а также принцип натурности, модификацию принципа наглядности, объединяющую идеи творческого начала. Содержание воспитания с использованием принципа натурности выступает основным средством воспитания гуманистического отношения к окружающей социоприродной среде.

3. Технология обеспечения личностного роста выпускников университетского комплекса должна представлять собой универсальный инструмент для проектирования воспитательного процесса в образовательных учреждениях, входящих в состав образовательного кластера, особенностью которого является обеспечение реализации требований социального заказа в контексте подготовки инженеров-интеллигентов, что обеспечивает их успешную адаптацию к профессиональной и инновационной деятельности и профессиональную мобильность. Кластером является специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними.

4. Инновационная система воспитания, направленная на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров в контексте модели устойчивого развития, отвечающего требованиям современного общества:

  • должна реализовывать принципы кластерного подхода (комплексности, корпоративности, направленности воспитания на личностный рост, связи воспитания с жизнью и пр.);
  • ориентирована на подготовку обучающихся с учетом рекомендуемой модели личности выпускника, включающей в себя профессиональные, социальные компетенции и профессионально- и социально значимые качества личности;
  • создает педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса личностного роста обучающихся в университетском комплексе; синергия педагогических условий направлена на развитие когнитивной (способности к познанию), личностной (личностные качества), интеллектуальной (мыслительная деятельность) и интенуальной (опыт реализации природосообразной модели поведения) сфер личности выпускников;
  • включает в себя студенческие общественные объединения, содействующие личностному росту инженера-интеллигента, проектирующего свой жизненный путь в контексте концепции устойчивого развития социальных и природных систем;
  • эффективно функционирует при наличии подсистемы менеджмента качества воспитания, построенной на методологической базе международных стандартов качества, подсистемы социально-психологической и социально-экономической поддержки и защиты студенчества.

5. Дальнейшее совершенствование системы воспитания в вузе должно предполагать формирование корпуса воспитателей (кураторов), деятельность которых связана с обеспечением психолого-педагогической поддержки студентов, организацией деятельности студентов в общественных, спортивных и творческих студенческих объединениях, социально-психологической и социально-экономической поддержкой и защитой студентов.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1.Трушников Д. Ю. Их дээд сургуулийн хymyyжлийн ченерын удирдлагын : [на монг. языке] / Д. Ю. Трушников, С. Даваацэрэн // Эрдэм шинжилгээний бутээлийн эмхэтгэл. Монгол улсын шинжлэх ухаан, технологийн их сургууль. Улаанбаатар хот. - 2009. - № 4. - С. 182-185. +

2.Трушников Д. Ю. Техникийн их, дээд сургуулиудын оюутнуудын байгальтай энэрэнгуй харьцах хумуужлийн бодит байдал : [на монг. языке] / Д. Ю. Трушников, С. Даваацэрэн // Эрдэм шинжилгээний бутээлийн эмхэтгэл. Монгол улсын шинжлэх ухаан, технологийн их сургууль. Улаанбаатар хот. - 2009. - № 4. - С.185-187.

3.Трушников Д. Ю. Аксиологическая модель воспитания в инженерном вузе / Д. Ю. Трушников // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 6. - С. 66-71.

4.Трушников Д. Ю. Аспекты методологии воспитания в инженерном вузе / Д. Ю. Трушников // Вестник Университета Российской академии образования. -2008. - № 1. - С. 29–34.

5.Трушников Д. Ю. Воспитание в техническом вузе: традиции и новые подходы / Д. Ю. Трушников // Вестник Университета Российской академии образования. -2008. - № 2. - С. 147-152.

6.Трушников Д. Ю. Кластерный подход в проектировании системы подготовки инженерных кадров в интенции устойчивого развития региона / Д. Ю. Трушников // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2010. - № 4. - С. 91-97.

7.Трушников Д. Ю. Проектирование воспитательных систем: кластерный подход: на примере высшего инженерного образования / Д. Ю. Трушников // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11.- С. 54-57.

8.Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. - №2 (121). – С.367 – 371.

9.Трушников Д. Ю. Реализация психолого-педагогической модели воспитания в инженерном вузе / Д. Ю. Трушников // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 63-67.

10.Трушников Д. Ю. Системные аспекты управления качеством воспитания в вузе (на примере Тюменского государственного нефтегазового университета) / Д. Ю. Трушников // Известия вузов. Нефть и газ. - 2006. - № 5. - С. 118-125.

11.Трушников Д. Ю. Социокультурная обособленность высшей школы: традиция, достойная сохранения, или источник кризиса? / Д. Ю. Трушников //Высшее образование сегодня. - 2007. - № 1. - С. 39-41.

12.Трушников Д. Ю. Стратегический менеджмент в управлении вузом / Д. Ю. Трушников // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. -№ 3. - С. 72-75.

13.Трушников Д. Ю. Теория и методология воспитания в инженерном вузе / Д. Ю. Трушников // Известия вузов. Нефть и газ. - 2007. - № 1. - С. 118-122.

14.Трушников Д. Ю. Технический университет как культурно-образовательный кластер региона / Д. Ю. Трушников, В. А. Игнатова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 4. - С. 84-87.

15.Трушников Д. Ю. Тюменский государственный нефтегазовый университет как культурно-образовательный кластер региона / Д. Ю. Трушников // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - № 3.- С. 84-87.

Монографии и учебные пособия

1.Белова Л. П. Проектирование и реализация основных образовательных программ нового поколения [Электронный ресурс] : электронный учебник / Л. П. Белова, Д. Ю. Трушников. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM).

2.Епишева О. Б. Инновационные процессы в образовании / О. Б. Епишева, Д. Ю. Трушников. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 124 с.

3.Педагогические технологии в профессиональном заведении : учеб. пособие / В. Е. Гусева [и др.] ; ред. О. Б. Епишева. - Тюмень, ТюмГНГУ, 2010. - 204 с.

4.Программа воспитательной работы Тюменского государственного нефтегазового университета на 2005–2010 гг. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2005. - 22 с.

5.Система воспитания в структуре образовательного кластера инженерного вуза : монография / Д. Ю. Трушников [и др.]. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2008.- 246 с.

6.Трушников Д. Ю. Актуальные вопросы современного образования : монография / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 404 с.

7.Актуальные вопросы современного образования: коллективная монография / О. Б. Епишева [и др.]; ред. Д. Ю. Трушников. – Тюмень, ТюмГНГУ, 2010.- 403 с.

8.Трушников Д. Ю. В помощь куратору академической группы : методическое пособие / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: Феликс, 2006. - 560 с.

9.Трушников Д. Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект : монография / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2006. - 132 с.

10.Трушников Д. Ю. Воспитание в студенческом общежитии : монография / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2006. - 104 с.

11.Трушников Д. Ю. Документационное обеспечение управления воспитательной работой : методическое пособие / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: Феликс, 2005. - 19 с.

12.Трушников Д. Ю. Инженерная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д. Ю. Трушников. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск.

13.Трушников Д. Ю. Концептуальные основы компетентностного подхода при организации воспитания в вузе / Д. Ю. Трушников // Качество образования студенческой молодежи : коллективная монография / под общ. ред. Н. Н. Сотниковой. - М., 2010. - 268 с.

14.Трушников Д. Ю. Ноосферное образование: взгляд в будущее : монография / Д. Ю. Трушников, Н. А. Беззубцева. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2007. -226 с.

15.Трушников Д. Ю. Организация учебного процесса в высшей школе : учеб. пособие / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. - 124 с.

16.Трушников Д. Ю. Практикум по воспитательной работе : методическое пособие / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. -16 с.

17.Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода : монография / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. - 336 с.

18.Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования : монография / В. А. Игнатова [и др.].-Тюмень: Нефтегазовый университет, 2008. - 156 с.

Научные статьи

1.Trushnikov D. The method of “Naturnost’”* (Visual teaching methods aimed in demonstration and cognitive visualization of nature objects) in generating the humanistic attitude towards nature at the students of technical colleges // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2008. - С. 183–185.

2.Образовательное пространство региона в контексте его кластеризации : место, роль и функции классического университета. Политика и общество / Д. Ю. Трушников [и др.] // Научный журнал Института социально-политических исследований РАН. - 2009. - № 12. - С. 44-54.

3.Профессиональная подготовленность выпускников к рынку труда : проблемы и пути решения: материалы Междунар. науч.-практической конф., посвященной 45-летию Тюменского индустриального института имени Ленинского комсомола.-Тюмень, 2008.- 498 с.

4.Теория и методология компетентностного воспитания инженеров: сб. науч. материалов Окружной науч.-практ. конференции «VI Знаменские чтения». – Сургут, 2007. - Ч.1.- С. 34–37.

5.Трушников Д. Ю. К вопросу о педагогической преемственности в социальных реалиях системы «школа – вуз» / Д. Ю. Трушников // Инновации в образовании: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы регион. науч.-методической конф.- Тюмень, 2008. - С. 177–186.

6.Трушников Д. Ю. Воспитательный контекст формирования экологической компетентности инженеров новой формации / Д. Ю. Трушников, М. М. Галяветдинова // Департамент профессионального образования. - 2010. - № 8. - С. 59-65.

7.Трушников Д. Ю. Интенсификация учебного процесса в интенции подготовки конкурентоспособных выпускников вузов / Д. Ю. Трушников // Альманах современной науки и образования.- Тамбов, 2008.- Ч. 2. Педагогика, психология, социология и методика их преподавания.

8.Трушников Д. Ю. К вопросу об управлении ресурсами в техническом вузе / Д. Ю. Трушников // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: V Междунар. науч.-практ. конф.-Пенза, 2007.- С. 206–208.

9.Трушников Д. Ю. Кластерный подход в реализации подготовки инженерных кадров в интенции устойчивого развития региона. Технологии построения систем образования с заданными свойствами : материалы Междунар. науч.-практической конф. - М., 2010. - 266 с.

10.Трушников Д. Ю. Кластерный подход к подготовке инженерных кадров как основа устойчивого развития Западно-Сибирского нефтегазового региона. Роль программы ТЕМПУС в создании общеевропейского образовательного пространства: материалы. Междунар. науч.-метод. видеоконф., посвященной 20-летию программы ТЕМПУС, 17 мая 2010 года. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 204 с.

11.Трушников Д. Ю. Кластерный подход как технология организации образовательного пространства вуза / Д. Ю. Трушников // Профессиональная подготовленность выпускников к рынку труда: проблемы и пути решения: материалы Междунар. науч.-практической конф., посвященной 45-летию Тюменского индустриального института имени Ленинского комсомола. - Тюмень, 2008. - С. 407–410.

12.Трушников Д. Ю. О применимости кластерного подхода к подготовке инженерных кадров в интенции устойчивого развития региона / Д. Ю. Трушников // Вестник Международной академии наук (Русская секция) : материалы Междунар. конф. «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы и решения». Спец. выпуск. - 2010.

13.Трушников Д. Ю. Специфика становления в вузе профессиональных качеств современного инженера / Д. Ю. Трушников // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы IV Всерос. науч. конф.- Тюмень, 2008. - С. 269–272.

14.Трушников Д. Ю. Теория и методология воспитания в инженерном вузе / Д. Ю. Трушников // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта - к профессиональной карьере: материалы Междунар. конф. - Саратов, 2008.- С. 195–201.

15.Трушников Д. Ю. Ценностные ориентиры молодежи в системе воспитания в условиях университетского кластера / Д. Ю. Трушников // Молодежь российских регионов в системе межрегиональных и межгосударственных социально-экономических и политических связей: IV Уральские молодежные социалистические чтения: Всерос. науч. конф. (Екатеринбург): сб. науч. ст. в двух выпусках. Екатеринбург, 2008.- Вып. 1.- С.144–147.

16.Трушников Д. Ю. Специфика становления в вузе профессиональных качеств современного инженера в контексте трансформации современного образования / Д. Ю. Трушников // Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты: сб. ст. Всерос. науч.-практической конф. – Пенза, 2008.- С. 137–139.