Доказано, что в условиях модернизации образования в России и в мире экологическое образование в интересах устойчивого развития выступает в качестве методологи-ческого базиса формирования мировоззрения, отвечающего задачам реализации концеп-ции и идей устойчивого развития. Оно должно быть направлено на изменение менталитета россиян в целом, и студентов, в частности, на основе освоения ими экологоориенти-рованных ценностей, и в этой связи - на формирование экологического сознания, эколо-гоориентированного мировоззрения и экологической культуры, системного проявления указанных личностных образований в форме экологической компетентности личности.
2. Обоснована категория нравственного императива как базовая и системообразующая в исследовании проблем экологического образования в интересах устойчивого развития; раскрыта ее сущность в рамках структурно-содержательной модели нравственногоимператива, выполненной на основе расширения теоретико-методологического положения Н.Н. Моисеева о «режиме коэволюции Природы и Общества», основанного на двухглавных императивах - экологическом и нравственном.
Рассмотрен нравственный императив личности как ключевой фактор осуществления экологического образования в интересах устойчивого развития в системе формирования ключевых в этой связи образований экологоориентированной личности: экологическое сознание, экологоориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность.
3. Раскрыты особенности экологического образования как непрерывного процесса, осуществляемого в интересах устойчивого развития, и его содержание. Обоснованы и раскрыты сущностные особенности экологического образования в интересах устойчивого развития:
- категориальные - процесс, основанный на интеграции естественнонаучных, социально-гуманитарных экологических и культурологических знаний, выработки на этой основе экологоориентированных ценностей, как неотъемлемой части общечеловеческих ценностей, экологоориентированного мировоззрения на принципах экоцентризма, экологической культуры, деятельностного подхода к решению на местном и региональном уровне проблем устойчивого развития, а также ответственного поведения в окружающей среде, не нарушающего интересы будущих поколений;
- целевые - обоснование цели включения во все программы формального и неформального образования в рамках соответствующих учебных дисциплин идей и принципов устойчивого развития для вооружения студентов знаниями, специальными навыками, компетенциями, ценностями, убеждениями в области экологии и устойчивого развития, повышающими их компетентность и уверенность в себе, а также расширяющими их возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой и следовать в своем поведении этим ценностям, равноправии полов и культурном многообразии ныне живущего поколения людей не в ущерб интересам и условиям жизни будущих поколений ; постановка задач и их решение в вузе,осуществляемое через: а) содействие устойчивому развитию, учитывая формальное, неформальное образование и просвещение; б) проведение научных исследований в области устойчивого развития, способствующих обогащению учебного процесса новыми знаниями; в) разработка и обеспечение доступных учебных технических средств и учебно-методических материалов по устойчивому развитию; г) учет меняющегося характера содержания и понятия «устойчивое развитие», в связи с чем экологическое образование в интересах устойчивого развития рассматривается как непрерывный процесс обучения и самообразования студентов в вузе; д) существенный вклад в содержание и развитие экологического образования в вузе путем наполнения и выяснения в учебном процессе новых знаний и опыта, согласования учебных программ с аналогичными программами зарубежных стран; ж) деятельностный характер образования, способствующий выработке системного, творческого мышления студентов и конструктивного отношения к жизни с ее местными и глобальными проблемами; з) этическую направленность содержания образования, ориентированного на мирное, культурное, межэтническое развитие в решении концептуальных основ устойчивого развития; и) ориентация студентов на удовлетворение их повседневных потребностей в постоянно изменяющихся условиях жизни не в ущерб интересом и условиям жизни будущих поколений людей; к) переход в образовательном процессе от передачи информации к диалогу преподавателей и студентов для выработки решения глобальных проблем на местном уровне; и) структуру и содержание экологического образования в интересах устойчивого развития;
- структурно-содержательные - включают следующие компоненты: а) естественнонаучный блок с основами экологии, рационального природопользования, сохранения биоразнообразия и технологическими принципами взаимодействия человека, природы и общества в условиях обостряющегося экологического кризиса; культурологические и этические аспекты образования и формирования экоцентрического мировоззрения; б) нравственно-правовой блок, рассматривающий права человека на достойную жизнь и ответственность его за благополучие ныне живущих людей и их будущих поколений; равноправие полов как средство решения демографических проблем и ликвидации безграмотности и бедности; корпоративная ответственность; в) социально-экономический блок, предусматривающий формирование культуры потребления, развитие сельских и городских поселений; формирование культуры мира и ненасилия в решении территориальных, межэтнических и межконфессиональных проблем.
4. Обоснована ведущая роль экологического образования в интересах устойчивогоразвития в формировании экологоориентированной личности, в связи с чем в рамках интеграции психолого-педагогического и акмеологического знания экологическая компетентность личности рассмотрена:
- как связующее звено в системе важнейших образований экологоориентированной личности ( экологоориентированного мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры), проявляющееся в экологоориентированной деятельности и выполняющее мировоззренческую, методологическую, экологическую, ценностную, прогностическую, социальную, культурную, профессиональную функции;
- как один из важнейших видов профессиональной компетентности, реально имеющий межпрофессиональный, а в идеале - надпрофессиональный характер; как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста, позволяющий судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности;
- как интегративное личностное образование, отражающее способность человека к освоению экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природоохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем; а в системе экологоориентированной личности - как результат овладения личностью в процессе ее становления ключевыми компетенциями (общекультурной; ценностно-смысловой; компетенцией личностного самосовершенствования) и как интегральное свойство личности будущего специалист..
5. Представлена обобщенная концептуальная модель инновационного экологоори-ентированного высшего учебного заведения, разработанная в соответствии с ключевымиположениями концепции устойчивого развития и выступившая как основа для разработки рабочей концепции (программы) экологического образования в интересах устойчивого развития в конкретной профессионально-образовательной среде.
Обоснование указанной обобщенной модели включает:
- объективные факторы возникновения высшего учебного заведения нового типа,решающего проблемы экологического образования студентов, осуществляемого в интересах устойчивого развития;
- методологические принципы, определяющие направления работы такого рода (экологоориентированного) инновационного высшего учебного заведения;
- теоретические основания функционирования экологоориентированного инновационного высшего учебного заведения, в том числе ключевые принципы экологического образования в интересах устойчивого развития в системе высшей школы: непрерывности; дифференцированного подхода к студентам; учета возрастных особенностей и индивидуальных различий;
- структурные составляющие экологоориентированного инновационного высшего учебного заведения, их последовательное обновление и развитие;
- содержательные аспекты экологоориентированной подготовки будущих специалистов (важнейшие категории экологического образования, программное обеспечение, направления реализации, содержание аспектов подготовки специалистов, условия и факторы продуктивного осуществления педагогического процесса);
- организационно-методические характеристики функционирования инновационного высшего учебного заведения экологической направленности;
- особенности системы управления высшим учебным заведением, включая учебные, внеаудиторные, вневузовские формы экологоориентированной подготовки будущих специалистов.
6. Осуществлен анализ становления специально организованного экологическогообразования в интересах устойчивого развития на примере деятельности МНЭПУ, всвязи с чем в рамках обобщенной концептуальной модели разработана частная модельинновационной экологоориентированной профессионально-образовательной среды каккомплекса необходимых условий и факторов для осуществления студентами экологоори-ентированной деятельности. Как итог разработки указанных частных позиций сформирована и на основе указанного механизма актуализации и реализации внедрена в практику и проверена эмпирически рабочая концепция деятельности МНЭПУ, отражающаятеоретические позиции обобщенной (концептуальной) модели. При этом:
- расширены теоретические представления о структурных компонентах эколого-ориентированной профессионально-образовательной среды и особенностях их психолого-педагогического менеджмента;
- раскрыты требования к продуктивной организации экологоориентированнойпрофессионально-образовательной среды как условия осуществления экологоориентиро-ванной деятельности, разработана типология такого рода деятельности и соответствующие средства для ее реализации;
- разработана комплексная схема (и соответствующие методики) психолого-педагогического мониторинга экологоориентированной профессионально-образовательной среды, включающая социопсихологический и психодиагностический блоки в процессе практической реализации концептуальной модели экологического образования в интересах устойчивого развития в высшей школе;
- обоснован алгоритм осуществления концептуальной (в обобщенном и частномвариантах) модели и системы психолого-педагогического мониторинга в реальной практике, включающий организационный, рефлексивно-диагностический, организационно-деятельностный, организационно-управленческий, педагогический, оценочный этапы.
7. В результате опытно-эмпирических исследований по проверке продуктивностиразработанной модели:
- представлено системное описание общих и особенных характеристик экологической компетентности будущих специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в интересах устойчивого развития, по структурным компонентам (мо-тивационно-ценностному, когнитивному, деятельностно-поведенческому, эмоционально-волевому, рефлексивному) с описанием их психолого-педагогического содержания, качеств, умений, детерминант развития (психолого-педагогические детерминанты, кумулятивное действие которых определяет эффективное протекание изучаемого процесса -познавательные, ценностно-смысловые, эмоционально-ценностные, психодидактические,диагностические и акмеологические - организационно-функциональные, процессуально-содержательные, управленческие и итогово-прогностические), уровней сформированности экологической компетентности будущего специалиста (близкий к идеальному, достаточный, удовлетворительный, недостаточный, неудовлетворительный);
- выявлены ведущие условия продуктивного экологического образования, осуществляемого в высшем учебном заведении в интересах устойчивого развития: макросоци-альные - востребованность специалиста, готового к экологоориентированной профессиональной деятельности, к принятию экологически целесообразных, в частности управленческих, решений; социально-психологические - принятие в конкретной профессионально-образовательной среде, конкретном высшем учебном заведении единого содержания знаний, умений, навыков, профессионально важных индивидных, личностных и субьектных качеств экологоориентированного специалиста как ориентировочной основы образовательных воздействий на студента; дидактические - расширение у преподавателей методического арсенала образовательных воздействий на студента; освоение и использование технологий создания ситуаций личностной значимости для студента освоения системы экологоориетированных ценностей устойчивого развития природы и общества, и способов регуляции направленной на природу активности во взаимодействии с ней, с другим человеком как ее частью; непрерывность эколого-образовательного процесса и соответствующее распределение образовательного содержания в процессе формирования личности в высшем учебном заведении на разных этапах ее профессионализации; организация возможностей выполнения студентами практической экологоориен-тированной деятельности и ее моделирования совместно с преподавателями; организация максимально разнообразных возможностей для приобретения и совершенствования студентами и преподавателями личностного опыта практической экологоориентированной деятельности;
- выделены факторы, влияющие на продуктивность экологического образованиия в интересах устойчивого развития: объективные, связанные с необходимостью формирования у студента специфичного отношения к природе и другому человеку как ее неотъемлемой части, систематизирующего содержание профессиональной деятельности будущего специалиста как экологоориентированной (распределенность во времени освоения и присвоения студентами профессиональных экологоориентированных норм и способов регуляции профессиональной активности; необходимость согласования образовательных воздействий отдельных преподавателей на протяжении всего процесса подготовки; необходимость использования субъектных технологий для получения личностных изменений у студента); субъективные, связанные с развитостью тех или иных особенностей преподавателя как индивида, личности, субъекта профессиональной деятельности; мера их проявления выступает как субъективная причина, содействующая развитию профессиональной деятельности по подготовке экологоориентированного специалиста или препятствующая этому процессу (близость индивидуальных особенностей к профессионально важным качествам и субъектная позиция направленности на воспитывающее воздействие по отношению к студенту, активная мотивация учебно-научно-профессионального взаимодействия со студентом и готовность к профессионально-деятельностным самоизменениям); объективно-субъективные, связанные с организацией экологоориентированной профессионально-образовательной среды, профессионально-личностного развития студента;
- разработана соответствующая система научно-практических рекомендаций по трансляции концептуальных основ экологического образования в интересах устойчивого развития на различных этапах и в различных профессиональных сферах высшего образования, отражающая управленческий, содержательный и методический аспекты.
1.Степанов С.А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование / Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития: Монография. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. - 286с.
2.Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография.-М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. - 243 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ
3.Коваленко В.И., Костин А.И., Моисеев Н.Н., Степанов С.А. Экологическая безопасность и концепция эколого-политологического образования в России // Вестник МГУ. - Серия №12. Соц. полит. исслед. -1993.- №4. – С. 3 - 13.
4.Степанов С.А. Теоретико-методологические проблемы формирования культуры мира и сохранения природы в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания.-2009.- №5. – С.44 – 53.
5.Степанов С.А. Некоторые особенности подхода к совершенствованию гуманитарного образования в современном российском обществе // Вестник РУДН. – Сер. Психология и педагогика - 2008.- №1. – С. 44 - 53.
6.Степанов С.А. Теоретико-методологические идеи и проблемы экологии в трудах академика Н.Н. Моисеева // Вестник ГГУ. - 2008.- №11/49. – С. 113 – 115.
7.Степанов С.А. Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования для устойчивого развития // Вестник РУДН. – Сер. Психология и педагогика. – 2008. - № 4 . – С. 69 – 73.
8.Степанов С.А. О необходимых чертах цивилизации будущего // Социально-гуманитарные знания.-2009.- №2. – С.360 – 368.
9.Степанов С.А. К вопросу о стратегии устойчивого развития как теоретико-методологической основе экологического образования // Вестник РУДН.- Сер. Психология ипедагогика -2008.- №2. – С.90 – 95.
10.Степанов С.А. Образование для устойчивого развития: методологические, содержательные,организационные аспекты // Вестник РУДН.- Сер. Психология и педагогика. – 2010. – № 2. –С. 92 – 980
11.Степанов С.А. Глобализация и черты новой философии культуры мира и сохранения природы // Социально-гуманитарные науки и мир в ХХ1 веке.- М.: Социально-гуманитарные знания, Ч. 1.- 2009. – С. 197 – 216.
12.Степанов С.А. Дороги России: гуманитарный взгляд // Поиск. - 2010.- №1. – С. 44 – 50.
Статьи в научных журналах, сборниках
13.Залиханов М.Ч., Степанов С.А. Технологические и политические аспекты современнойэкологической политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России.-2010.- № 5. – С.116 – 120.14. Степанов С.А. Он учил людей беречь Землю // Экология и жизнь.-2009.- №2/87. – С. 34 –36.
15.Степанов С.А. О необходимых чертах цивилизации будущего. К 90-летию академика РАН Н.Н. Моисеева // Использование и охрана природных ресурсовРоссии.-2008.- №6. – С.3 – 6.
16.Степанов С.А. Экологическая парадигма и современное образование.//Использование и охрана природных ресурсов в России.-2001.- №11-12. – С. 179 – 180).
17.Степанов С.А. Экологическая культура и образование в историческом аспекте и в отечественной и педагогической мысли // Вестник экологического образования в России. – 2010. - №№2,3. – С. 12 – 17; 11-13.
18.Степанов С.А и др. Концепция Международного независимого эколого-политологического университета // С.А.Степанов Экологическое образование в Международном независимом эколого-политологическом университете: Метод. пособие для преподавателей и аспирантов. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 51 – 63.
19.Степанов С.А. Концепция устойчивого развития как научно-теоретическая основа формирования экологической культуры // Вестник Международной академии наук (Русская секция).-2009.-№1. – С. 33 – 40.
20.Степанов С.А. и др. Стратегия экологического образования в Российской Федерации: Проект.-М.: Изд-во МНЭПУ,2001. – С. 4 – 52.
21.Степанов С.А. От иллюзий к реальности и непредвзятому осмыслению // Проблемы судьбы России в современной планетарной обстановке: Материалы научного семинара по книге Н.Н. Моисеева «Агония России: есть ли у нее Будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора».-М.:Изд-во МНЭПУ,1997. – С. 16 – 20.
22.Степанов С.А. Малый и средний бизнес: проблемы экологического образования // Вестник экологического образования в России.- 2005.- №4. – С. 3 – 4.
23.Степанов С.А. Человек, природа, общество: актуальные вопросы гуманитарного содержания современного российского образования // Вестник экологического образования в России.-2008.- №1. – С. 1 – 2.
24.Степанов С.А. Экологическое просвещение не должно дожидаться нашего технологического перевооружения // На пути к устойчивому развитию России.-2007.- №42. – С. 9.
25.Степанов С.А. Особенности работы со студентами в современной образовательной среде // Актуальные проблемы строительства и развития союзного государства: матер. Межд. науч. практ. конф. – М. : Библиотечка «Российской газеты, 2007. – С. 221 – 223.
26.Степанов С.А. Исследование социально-экологического настроения населения как основа научного подхода организации экологического образования и воспитания // Вестник экологического образования в России. -2006.- №3. – С. 9 – 10.
27.Степанов С.А. Особенности экологического образования и просвещения в условиях становления муниципальных органов самоуправления, малого и среднего бизнеса в России // Экологическая культура и образование: опыт России и Сербии.-Ниш-Москва, 2006. – С. 103 – 108.
28.Степанов С.А. Иллюзии системы в бессистемном мире. (Проблемы экологического образования в России) // Экология России.- 1999.-№3. – С. 98.
29.Степанов С.А. Гражданский форум и образование // Вузовские меридианы СНВ.-2001.-№1.- С. 2 – 3.
30.Степанов С.А. Выбирать верные пути // Образовательная политика.- 2006.- №7. – С. 54 – 57. 31.Степанов С.А. Время экологического ликбеза // Новая государственная экологическаяполитика в реальном секторе экономики: материалы ежегодной конференции // Мировой опыти экономика России.- 2005. №2. – С. 42 – 43.
32.Степанов С.А. Глобальные проблемы безопасности современной энергетики.//Глобальные проблемы безопасности современной энергетики (материалы Международнойнаучной конференции ). К 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Москва, 4 – 6 апреля 2006 г.). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2006. – С. 16 – 17.
33.Степанов С.А. Двадцатый век и права человека в России // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: материалы межднар. науч. конф. к 50-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. –М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – С. 7 – 11.
34.Степанов С.А. Памяти Н.Н. Моисеева // Мыслитель планетарного масштаба. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2000. – С. 6 – 7.
35.Степанов С.А. Парадоксы российских демократических институтов: проблемы становления или деградация? // Полiтологiчний вiсник. - 2000.- №7. – С. 208 – 212.
36.Степанов С.А. На пути к смыслу жизни // Сила сомнения - радость познания: научные труды МНЭПУ: сб. науч. тр. студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2008. –Вып. 4. – С. 7 – 10).
37.Степанов С.А. Проблемы глобализации и философия экологии Н.Н. Моисеева // Биосфера.-2009.- №1. – С. 117 – 121.
38.Степанов С.А. Мыслить, чтобы жить, творить и помогать России // Сила сомнения - радость познания: Сб. статей. Вып.5.- М.: Академия МНЭПУ,2009. (Научные труды студентов, аспирантов и молодых ученых). – С. 7 – 10.
39.Степанов С.А. Глобальные проблемы современности в трудах академика Н.Н.Моисеева // Экология и общество: проблемы и приоритеты в условиях интеграции России и Беларуси.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. – С. 34 – 39.
40.Степанов С.А. К вопросу о социальных долгах России // Научно- образовательное пространство Сибири: сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава НГИ /под науч. ред. Н.Н. Савиной.- Новосибирск: Изд-во НТГУ, 2009. – С. 15 – 25.
41.Степанов С.А. Долги и дороги России: экологический аспект.// Вестник экологического образования в России. – 2009. - № 4. – С. 18 – 21.
42.Степанов С.А. Идейное и теоретическое наследие академика Н.Н. Моисеева для экологического образования в интересах устойчивого развития // Международный научный альманах. Выпуск 6. Сборник статей преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / Под ред. В.И. Журко, А.А. Калюжного.- Галле; Минск; Бишкек; Актобе,2010. – С. 165 – 177.
43.Степанов С.А. Экологи ждут новый закон об образовании // Вестник экологического образования в России. – 2010. - №4. – С. 1 – 3.
44.Степанов С.А. Экологизация как научно-методологический базис противодействия глобальному экологическому кризису // Истоки единства: социально-экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Беларуси.- М.: Библиотечка «Российской газеты», 2006. – С. 47 – 56.
45.Степанов С.А. О теоретико- методологических основах экологического образования для устойчивого развития // Вестник экологического образования в России, 2010. - № 4. – С. 19 –
46.Степанов С.А. В образовательной политике Минобрнауки страны нет места экологии и устойчивому развитию //Вестник экологического образования в России. – 2010. - № 3. – С.1-2.
47.Степанов С.А. Новая цивилизация начинается с образовательных программ // Вестник МНЭПУ: Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. - С. 9 – 12.
48.Степанов С.А. Экологизация как научно-методологический базис противодействия глобальному экологическому кризису // Истоки единства: социально-экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Беларуси.- М.:«Библиотечка «Российской газеты», 2006. – С. 47 – 56.
49.Степанов С.А. Новая цивилизация начинается с образовательных программ // Вестник МНЭПУ. Научные труды. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. – С.9 – 13.
50.Степанов С.А. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы.//Вестник экологического образования в России. – 2010. - №1.– С. 2 – 4.
Материалы конференций, тезисы докладов
51.Степанов С.А. Глобальные проблемы безопасности современной энергетики. Вступительное слово //Глобальные проблемы безопасности современной энергетики (материалы Международной научной конференции ). К 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Москва, 4 – 6 апреля 2006 г.). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2006. – С. 16 – 17.
52.Степанов С.А. Приоритеты экологического образования в интересах устойчивого развития // Новая государственная экологическая политика в реальном секторе экономики: мат. Всерос. конф. // Мировой опыт и экономика России. - 2006.- №3. – С. 33- 35.
53.Степанов С.А. Н.Н.Моисеев: экология, образование и современность //О необходимыхчертах цивилизации будущего (научное издание по материалам Международного форума, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика РАНН.Н. Моисеева / Под ред. А.Т.Никитина и С.А. Степанова).- М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 20– 25.
54.Степанов С.А. Время экологического ликбеза // Новая государственная экологическая политика в реальном секторе экономики: материалы ежегодной конференции // Мировой опыт и экономика России.- 2005. №2. – С. 42 – 43.
55.Степанов С.А. Образование для устойчивого развития: опыт и проблемы образования в странах СНГ // Качество жизни. Социально-экологические проблемы и приоритеты Союза Беларуси и России: сб. докл. Междун. науч. конф. - М.: ВНИИТЭ, 2006. – С. 67 – 76.
56.Степанов С.А. О некотором опыте и проблемах координации экологического образования в странах - членах СНГ // Проблемы и перспективы экологического образования в союзном государстве: мат. науч.-практ. конф.. -М.: Библиотечка «Российской газеты», 2006. – С. 144 – 146.
57.Степанов С.А. Грядет глобальная революция – революция экологическая // Антропологические проблемы детей и подростков.ХУ1 Реймерсовские чтения // Вестник экологического образования в России, 2009.- №1. – С. 1 – 2.
58.Степанов С.А. Геополитические проблемы озера Байкал в эколого-политологическом аспекте // Эколого-экономические, социальные и технологические аспекты формирования и развития биосферного хозяйства: сб. материалов Междун. науч.-практ. конф., посвященной 40-летию Римского клуба (Иркутск, 9-10 октября 2008 г.) / редкол.: Я.М. Иваньо [и др.]; Иркут. гос. с.-.х. акад. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2008. – С. 5 – 10.
59.Степанов С.А.Устойчивое развитие и проблемы экологического образования: взгляд из МНЭПУ// Слушания на тему: «Экологическая культура» /Х1У Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития» (Россия, г. Великий Новгород, 1-3 июля 2008г.): тез.докл. Х1У Междун. конф. «Образование в интересах устойчивого развития».- Великий Новгород, 2008. – С. 125 – 134.
60.Степанов С.А. Социокультурные измерения глобализирующегося мира в научном наследии Н.Н. Моисеева // ХУ Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития (Россия, Москва, 27-28 июня 2009 г.): тез. докл. и презентаций ХУ Междунар. конф. «Образование в интересах устойчивого развития». - Санкт-Петербург, 2009. – С. 6 – 9.
61.Степанов С.А. и др. Формирование профессиональной компетенции специалистов в системе непрерывного образования [Текст]: мат. Междун. науч.-практ. конф.– Воронеж: ВФРАГС, 2009. – С. 154 – 169.
62.Степанов С. А. Образование для устойчивого развития в российских вузах: состояние и перспективы // Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития : информационные материалы в рамках V Всерос. науч.-практ. конф.. – Нижневартовск: ИД «Югорский», 2010. – С. 22 – 24.
63.Степанов С.А. Социально-культурологические особенности формирования экологической культуры будущих специалистов // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования. Матер. Междун. науч.-практич. конф. –Воронеж, «Научная книга». 2010. – С. 162 – 169.
64.Степанов С.А Экологическое образование в России для устойчивого развития: состояние и проблемы // Гидрометеорологическая безопасность Союзного государства в условияхизменяющегося климата (Заседание восемнадцатое, РГЦ «Силичи», 25-26 февраля 2010 г.)/Под ред. С.Г. Стрельченко. – Мн.: Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, 2010. – С. 334 – 340.
Учебные и учебно-методические пособия
65.Степанов С.А. Экологическое образование и просвещение населения // Экология. Охрана природы. Экологическая безопасность: учеб. пособие. - М.: Новь, изд-во МНЭПУ, 2000. – С. 213 – 263.
66.Степанов С.А. Экологическое образование в системе государственного и муниципального управления // Государственное и муниципальное управление в сфере окружающей среды: учеб. пособие.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – С. 149 – 158.
67.Степанов С.А. Программа дисциплины «Экологическое образование и воспитание: теоретико-методологические и методические аспекты» // Экологическая психология и педагогика: Программы дисциплин.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С. 63 – 81.
68.Степанов С.А. Экологическое образование в Международном независимом эколого-политологическом университете: метод. пособие для преподавателей и аспирантов.- М.:Изд-воМНЭПУ, 2008. – 223с.
69.Степанов С.А. Экологическое образование и экологический аудит // Основы экологического аудита. Учебное пособие / под общ. ред. А.Т. Никитина и С.А. Степанова. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2001. – С.44 – 51.
70.Гагарин А.В., Иващенко А.В., Степанов С.А. Экологическая психология и педагогика: учеб. пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С.9 – 66.