Научная тема: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ»
Специальность: 12.00.10
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Российская Федерация и Европейский Союз являются важными взаимодополняющими контрагентами в международном общении, отношения между которыми предопределены комплексом предпосылок геополитического, экономического, исторического и культурного характера. С формально-юридической точки зрения становление современной России после распада СССР по времени совпало с учреждением Европейского Союза.

России при построении отношений с Европейским Союзом и оформлении с ним правовой базы этих отношений крайне важно учитывать то, что ЕС является специфическим, динамично меняющимся субъектом международного права, охватываемым, прежде всего, категорией международных организаций. Вместе с тем, ЕС обладает качественным своеобразием целей и задач деятельности, особым характером построения и функционирования организационной структуры и предоставленной государствами-членами компетенцией. ЕС обладает собственной правовой системой и выражает глобальные амбиции на международной арене.

2. Принципиальное значение для России при полноценном построении отношений с Европейским Союзом имеют особенности выражения и закрепления в учредительных документах его внешней компетенции. В соответствии с учредительными документами ЕС обладает собственными целями и принципами деятельности на международной арене и имеет широкие возможности по проведению различных многосторонних и односторонних мероприятий внешнего характера. Учредительные договоры ЕС закрепляют различные виды и формы построения отношений ЕС с третьими странами.

Лиссабонский договор 2007 г. вслед за определением единой правосубъектности Союза сделал попытку преодолеть разобщенность внешней компетенции ЕС, введя общие положения относительно внешних действий, более четко отразив в учредительных договорах ЕС внешнюю компетенцию по неполитическим вопросам, объединив с ними специальные нормы об общей торговой политике ЕС.

С другой стороны, положения об общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ), некогда представлявшей собой отдельную составную часть Союза (вторую опору), после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. сохранились в качестве lex specialis среди норм о внешнеполитической деятельности ЕС. Им посвящена отдельная глава 2 раздела V Договора о Европейском Союзе 1992 г.

В то же время, наличие специальных норм об общей внешней политике и политике безопасности в рамках внешнеполитической деятельности ЕС является юридическим атавизмом, они сохранились лишь как результат компромисса в процессе последней реформы ЕС. Это же подтверждает и положение пар. 4 ст. 2 Договора о функционировании Европейского Союза 1957 г., которое указывает, что Союз располагает компетенцией по определению и осуществлению ОВПБ, но не относит безусловно данную компетенцию к категории исключительной или совместной.

Кроме того, ОВПБ включает в себя общую оборонную политику (общую политику в области безопасности и обороны), которую, по нашему мнению, нельзя назвать предметом внешней компетенции ЕС, но которая исторически сопутствует ОВПБ в тексте Договоров. Соответственно, ОВПБ носит специальный и комплексный характер при неопределенном разграничении компетенции.

После вступления в силу Лиссабонского договора, который внес большую определенность в закрепление внешней компетенции ЕС в учредительных договорах, компетенция ЕС во внешней сфере по-прежнему характеризуется известным дуализмом в порядке реализации (специальные положения распадаются на блок положений о внешней политике и политике безопасности, а также блок положений о внешних действиях в иных областях) и фрагментарностью закрепления полномочий в конкретных сферах деятельности.

В настоящее время Европейский Союз развивает отношения с Россией в рамках всех сфер своей внешней компетенции, за исключением политики сотрудничества в поддержку развития, адресованной исключительно развивающимся странам. Наибольшее практическое значение среди этих сфер имеют общая торговая политика ЕС и общая внешняя политика и политика безопасности.

3. В зависимости от характера и содержания соглашений ЕС с третьими странами следует выделить такие формы как сотрудничество, партнерство и ассоциация. Эти формы определяются, как правило, на конвенциональной основе, т.е. в международных соглашениях ЕС, и исключительно в соглашениях с независимыми государствами. Эти же формы существуют и в отношениях ЕС с международными организациями.

Сотрудничество представляет собой наиболее простую форму отношений ЕС с третьими странами. Соглашения ЕС о сотрудничестве могут заключаться на основе предоставленной ему компетенции с любой независимой третьей страной, они не содержат интеграционных целей и мер. Организационные структуры (если такие учреждаются) подобных соглашений наделяются координационно-консультативными полномочиями.

Партнерство является формой отношений более высокого уровня, чем сотрудничество. ЕС устанавливает партнерство с теми третьими странами, которые разделяют принципы деятельности ЕС на международной арене. Соглашение о партнерстве может предусматривать интеграционные цели и преференциальный режим в торговых и иных отношениях с третьей страной. Соглашения о партнерстве предполагают наличие организационной структуры, наделенной координационно-консультативными полномочиями.

Ассоциация является самой сложной формой отношений ЕС с государствами, не являющимися его членами. Ассоциация характеризуется взаимными правами и обязанностями, совместными действиями и особыми процедурами. Суд ЕС в своей практике специально подчеркивает, что «соглашение об ассоциации создает специальные, привилегированные связи с государством, не являющимся членом, которое должно, по крайней мере, в определенной степени участвовать в системе ЕС». В отличие от сотрудничества и партнерства, установление ассоциации возможно только на основе соглашения. Соглашение об ассоциации предусматривает интеграционные цели вплоть до вступления третьей страны в ЕС, создание зоны свободной торговли и максимальной либерализации движения лиц, услуг и капиталов между ними. Соглашение об ассоциации всегда имеет организационную структуру и может наделять ее, кроме координационно-консультативных полномочий, полномочиями по изданию обязательных актов, которые будут иметь прямое действие в правопорядке ЕС.

4. Современные отношения между Россией и ЕС носят комплексный и системный характер. Для их идентификации Сторонами была избрана особая формула - стратегическое партнерство. Исходя из юридической природы этих отношений, стратегическое партнерство между Россией и ЕС можно определить как урегулированные нормами права двусторонние интеграционные отношения между Россией и ЕС, основывающиеся на общих интересах, принципах и целях при обоюдном уважении партнеров в качестве самостоятельных субъектов международного права.

Стратегическое партнерство между Россией и ЕС строится на определенных в двусторонних документах политико-правовых принципах (в частности, уважения демократических принципов и прав человека), экономико-правовых принципах (в частности, рыночная экономика, режим наибольшего благоприятствования, свобода транзита) и функционально-правовых принципах (в частности, принципы гибкости, гармонизации, прямого действия положений действующего Базового соглашения Сторон) взаимоотношений.

5. На сегодняшний день можно выделить три уровня правового регулирования отношений между Россией и ЕС в рамках стратегического партнерства между ними. Каждый из уровней образуют нормы соответствующей юридической природы.

Первый уровень составляют обязательные нормы международных договоров, заключенных между Россией и Европейским Союзом. Прежде всего, этот  уровень включает нормы, содержащиеся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, как основополагающем, центральном документе, на котором строятся их взаимоотношения. Этот уровень охватывает и нормы секторных соглашений, принятых на основе СПС и развивающих его положения в различных сферах взаимодействия России и Европейского Союза.

Второй уровень включает нормы «дорожных карт» по четырем общим пространствам, а также нормы, содержащиеся в иных документах, не имеющих обязательной юридической силы, но определяющих практические мероприятия и действия в рамках существующих сегодня отношений между Сторонами.

Третий уровень составляют нормы актов законодательства РФ и законодательства ЕС, касающихся взаимоотношений Сторон.

6. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 г., лежащее в основе регулирования отношений между Россией и ЕС, является источником нескольких правовых систем. Во-первых, как международный договор - это источник международного права. Во-вторых, как международный договор РФ - это источник российского права. В-третьих, как международный договор ЕС, это источник права ЕС, относящийся к категории смешанных соглашений ЕС с третьими странами. В-четвертых, как международный договор, в котором наряду с ЕС участвуют его государства-члены, оно является источником права (правовых систем) государств-членов.

С 1 декабря 2009 г., с момента вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. и упразднения Европейского сообщества, правопреемником Европейского сообщества по СПС стал Европейский Союз. Соответственно, сегодня Сторонами СПС являются Российская Федерация, с одной стороны, и Европейский Союз, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и их государства-члены, с другой стороны.

СПС, являясь базовым соглашением в отношениях Сторон, содержит комплекс ассиметричных обязательств по ключевым направлениям взаимоотношений между Россией и ЕС. Положения СПС охватывают вопросы генерального характера взаимоотношений Сторон, вопросы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов в их отношениях, вопросы горизонтального сотрудничества, сопутствующего передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов, а также вопросы, касающиеся организационного механизма партнерства Россия-ЕС. СПС носит рамочный характер, на его основе могут заключаться специальные соглашения по конкретным вопросам.

Несмотря на то, что СПС являлось для своего времени юридически продуманным и эффективным инструментом во взаимоотношениях между Россией и ЕС, а ряд его положений обладал перспективным характером, действующее СПС устарело и уже не отвечает современным реалиям отношений России и ЕС. СПС не учитывает ни будущего членства России в ВТО как страны с рыночной экономикой, ни изменившейся географии ЕС, ни потребностей совместного ответа стратегических партнеров новым вызовам на международной арене.

7. На основе СПС развивается система специальных секторных соглашений. Такие соглашения существуют как на уровне отношений России с государствами-членами, так и на уровне отношений между Россией и ЕС. Вместе с тем, не все секторные соглашения между Россией и ЕС базируются на положениях СПС. Можно выделить 6 основных сфер секторного сотрудничества Россия-ЕС, урегулированных нормами двусторонних специальных соглашений:

  • финансовое содействие,
  • торговля,
  • окружающая среда и использование биологических ресурсов,
  • правоохранительная деятельность,
  • внешняя безопасность,
  • наука и технологии.

Ряд секторных соглашений заключен Россией не с Европейским Союзом (Европейским сообществом), а с его учреждениями (Европейский инвестиционный банк, Европол), что позволяет говорить об их «субсекторном» характере. Особый характер имеют также соглашения, заключенные Россией на базе СПС с Евратомом, а также соглашения между Россией и Европейским космическим агентством.

8. Специфическую роль в регулировании отношений между Россией и ЕС играют нормы мягкого права. Не являясь нормами права в буквальном смысле, нормы мягкого права в отношениях между Россией и ЕС выполняют три главные функции, вытекающие из общих функций мягкого права:

Во-первых, нормы мягкого права в отношениях между Россией и ЕС могут выполнять функцию «пред-права», т.е. фиксировать элементы нормотворческого процесса или констатировать достижение консенсуса по будущему международному договору.

Во-вторых, нормы мягкого права в отношениях между Россией и ЕС могут выполнять функцию «пост-права», т.е. интерпретировать и дополнять нормы «жесткого» права.

В-третьих, нормы мягкого права в отношениях между Россией и ЕС могут выполнять функцию «пара-права», т.е. фиксировать наличие  согласия Сторон по определенному вопросу без принятия на себя конкретных юридических обязательств.

9. Отношения между Россией и ЕС оказывают влияние на право Союза. Нормы об отношениях с Россией можно обнаружить в первичном и во вторичном праве, а также в прецедентном праве Суда Европейского Союза. Нормы вторичного права ЕС об отношениях с Россией обнаруживаются в различных сферах правового регулирования, что позволяет выделить следующие группы таких норм:

  • нормы, содержащиеся в соглашениях ЕС с Россией и документах, их имплементирующих в правопорядок ЕС;
  • нормы об отношениях с Россией, содержащиеся в актах ЕС, принятых в области технической помощи;
  • нормы, содержащиеся в политических актах ЕС об отношениях с Россией;
  • нормы, содержащиеся в актах, регулирующих внешнеторговые отношения ЕС с Россией, включая экспортное возмещение;
  • нормы, содержащиеся в актах антидемпингового законодательства в отношении российских товаров и производителей;
  • нормы об отношениях с Россией, содержащиеся в актах ЕС, принятых в области конкурентной политики;
  • нормы об отношениях с Россией, содержащиеся в иных актах ЕС.

10. Существует значительная практика Суда ЕС, связанная с отношениями с Россией. Судебные учреждения ЕС за все время своего функционирования приняли к рассмотрению почти четверть сотни дел, возбужденных по искам российских юридических и физических лиц, и почти в три раза больше дел, касающихся отношений с Россией, но возбужденных по другим основаниям. При этом, количество таких дел неуклонно возрастает. Так, за последние 10 лет судебные инстанции ЕС рассмотрели в полтора раза больше «российских» дел, чем за все время обращения советских и российских юридических и физических лиц в XX веке.

На сегодняшний день «российские» дела присутствуют в практике только двух европейских судебных структур - Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Суда ЕС. Суд Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданный на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г., никогда не рассматривал дела по обращениям российских частных лиц, хотя в будущем нельзя исключить их появления.

11. Большую часть «российских» дел в Суде ЕС составляют иски юридических лиц, оспаривающих антидемпинговые санкции, налагаемые Комиссией и Советом на продукцию, поступающую из России. В последнее время намечается тенденция обращения российских юридических и физических лиц в Суд ЕС за защитой своих интересов в области конкуренции, окружающей среды, интеллектуальной собственности. Сама Россия не может выступать ответчиком в судебных инстанциях ЕС, т.к. не является государством-членом Союза. С другой стороны, наличие «российских» дел в практике Суда ЕС и рост их количества свидетельствует об укреплении связей между Россией и ЕС, а также неуклонной интенсификации интеграционных процессов между ними.

Дела российских юридических и физических лиц чаще всего рассматриваются специальным подразделением Суда ЕС - Трибуналом, поскольку в основном это дела прямой юрисдикции. Однако, в двух случаях, принятых Судом к рассмотрению, имел место запрос национальных судов Германии и Испании в отношении применения права ЕС в делах по искам российских граждан. Напротив, специализированный трибунал ЕС по делам гражданской службы никогда не рассматривал подобную категорию дел.

Как правило, в ходе рассмотрения «российских» дел, как показал проведенный анализ, судебные инстанции ЕС сталкиваются с толкованием и применением вторичного права ЕС, однако в ряде дел вопрос стоял о толковании и применении некоторых принципов права ЕС (принцип пропорциональности, принцип права быть заслушанным), закрепленных в учредительных договорах и прецедентном праве.

Исследование развития практики Суда ЕС по делам российских компаний и граждан подтверждает реальную возможность получения защиты своих прав и законных интересов по законодательству ЕС и открывает новые горизонты для российских граждан и компаний, осуществляющих деятельность на территории ЕС.

Среди других дел, рассматриваемых Судом ЕС и связанных с отношениями между ЕС и Россией, преобладают дела в сфере экспортного возмещения по поставкам продовольствия и иной сельскохозяйственной продукции в Россию. Следует отметить, что сфера торговых отношений с Россией доминирует в практике судебных учреждений ЕС. Принципиально важны для отношений между ЕС и РФ также дела, касающиеся юридических аспектов двусторонних отношений между государствами-членами и Россией.

12. Российское право испытывает серьезное влияние не только со стороны международного права, но и со стороны права ЕС. Процесс европеизации российского права обусловлен исторически и вытекает из направления современной правовой реформы, заложенной Конституцией России 1993 г. Под процессом «европеизации права», по нашему мнению, необходимо понимать восприятие национальной правовой системой определенных черт, характерных для европейских правовых моделей, а равно неких общих правовых традиций европейской культурно-цивилизационной системы.

Современная европеизация российского права характеризуется как перестройкой правовой системы на основе рецепции норм других европейских государств и правовых моделей различных европейских организаций (европеизация в широком смысле), так и восприятием правил и стандартов, разрабатываемых Европейским Союзом (европеизация в узком смысле), который объединяет 27 европейских стран и выступает генератором общеевропейских норм. Тенденция европеизации обнаруживается как в российском частном праве, так и в российском публичном праве.

13. Российские суды используют право ЕС и ссылаются на него в своей практической деятельности. Существует более сотни дел, в которых российские суды разного уровня и инстанций, включая суды высшего звена российской судебной системы, использовали первичное, вторичное и даже прецедентное право Европейского Союза в процессе рассмотрения и разрешения споров. Более чем в двух десятках случаев применялись двусторонние соглашения между РФ и ЕС, в первую очередь СПС.

Чаще всего российские суды ссылаются на вторичное право ЕС. В практике российских судов нашел подтверждение процесс гармонизации российского законодательства с правом ЕС, в качестве важной гарантии обеспечения справедливых условий реализации законных прав и интересов частных лиц. Российские суды ссылаются на таможенное, налоговое законодательство ЕС, а также на стандарты и правила ЕС в сфере технического регулирования. В других делах суды ссылались на европейские стандарты как на образец имплементации международных норм, обязательных для России и ЕС. В таком случае суд указывает международные стандарты, европейские правила и соответствующие российские законы.

14. Самым актуальным вопросом в развитии отношений между Россией и Европейским Союзом на сегодняшний день является вопрос о переоформлении договорно-правовой базы их взаимоотношений.

По-нашему мнению, в Новом базовом соглашении было бы целесообразно отразить:

а) общие положения о четырех пространствах между Россией и Европейским Союзом - общем экономическом пространстве, общем пространстве свободы, безопасности и правосудия, общем пространстве внешней безопасности, общем пространстве образования и науки, включая культурные аспекты, как основополагающие направления развития отношений;

б) положения о создании между Россией и ЕС «зоны свободной торговли плюс», которая предусматривала бы с некоторыми изъятиями реализацию между партнерами свободы движения товаров, услуг, капиталов, а также квалифицированной рабочей силы;

в) положения о модернизированной организационной структуре и институциональных механизмах стратегического партнерства, которые сегодня существуют неформально или основывают свою деятельность на актах мягкого права;

г) положения относительно инвестиционных гарантий, которые слабо отражены в современном СПС и которые жизненно необходимы сегодня для российского бизнеса, действующего на территории государств-членов ЕС;

д) положения относительно прав человека и «общих ценностей», которые и сегодня составляют политико-правовые принципы стратегического партнерства, но нуждаются в более качественном отражении в базовом договоре между Россией и ЕС;

е) специальные положения относительно сотрудничества в области энергетики.

15. Реалии процессов взаимодействия России и ЕС в области создания четырех общих пространств, а также интенсивность и охват процесса европеизации российского права требуют по-иному взглянуть на формулирование клаузулы о гармонизации российского права в Новом базовом соглашении. В этой связи, по-нашему мнению, в Новом базовом соглашении необходимо отказаться от формулы п. 1 ст. 55 СПС, закрепляющей одностороннее обязательство России по сближению своего законодательства с правом ЕС, в пользу формулы, говорящей об обоюдном стремлении Сторон к созданию совместимой законодательной базы.

Не оправдала себя и формула п. 2 ст. 55 СПС, закрепляющая закрытый перечень областей гармонизации, т.к. для обслуживания общих пространств Россия-ЕС на практике, требуется более гибкий подход, позволяющий охватывать отдельные вопросы различных сфер регулирования. В Новом базовом соглашении Россия-ЕС важно отразить необходимость принятия программы гармонизации либо на уровне Россия-ЕС, либо в одностороннем порядке, которая на среднесрочный период закладывала бы основы для подобной работы. Кроме того, следует поддержать идею создания специальной структуры в отношениях между Россией и ЕС, занимающейся проблемами гармонизации.

Список опубликованных работ
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования научных результатов диссертаций

1. Калиниченко П.А. Практика Суда Европейского Союза по рассмотрению обращений российских граждан и юридических лиц / Калиниченко П.А. // Lex Russica. 2010. № 5. (0,9 п.л.).

2. Калиниченко П.А. Понятие и принципы стратегического партнерства между Россией и Европейским Союзом (юридический анализ) / Калиниченко П.А. // Lex Russica. 2009. № 6. (1 п.л.).

3. Калиниченко П.А. Модернизация договорно-правовой базы отношений ЕС со странами бывшего СССР: тенденции и перспективы / Калиниченко П.А. // Юридическая наука и образование. 2009. №2. (0,9 п.л.).

4. Калиниченко П.А. Правовые достижения стратегического партнерства / Калиниченко П.А. // Право и государство: теория и практика. 2009. № 11. (0,3 п.л.).

5. Калиниченко П.А. Acquis communautaires, как правовые достижения европейской интеграции / Калиниченко П.А. // Право и государство: теория и практика. 2009. № 9. (0,3 п.л.).

6. Калиниченко П.А. Стратегическое партнерство: правовое измерение / Калиниченко П.А. // Право и государство: теория и практика. 2009. № 6. (0,3 п.л.).

7. Калиниченко П.А. Текущие проблемы переоформления договорно-правовой базы взаимоотношений России и Европейского Союза / Калиниченко П.А. // Lex Russica. 2009. № 2. (1 п.л.).

8. Калиниченко П.А. Дело «Кирово-Чепецкий химический комбинат против Совета» и защита интересов российского бизнеса в антидемпинговой политике ЕС / Калиниченко П.А. // Закон. 2009. № 4. (1 п.л.).

9. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза в практике российских судов / Калиниченко П.А. // Закон. 2008. № 11. (1 п.л.).

10. Калиниченко П.А. Россия и Европейский Союз в контексте глобализации господства права / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // Право и экономика. 2008. № 4. (1 п.л.).

11. Калиниченко П.А. Взаимодополняемость ЕС и его государств-членов в области внешних действий и ОВПБ и ее влияние на отношения ЕС и Российской Федерации / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. Четвериков А.О.., Жбанков В.А. // Право и государство. 2008. № 4. (2 п.л.).

12. Калиниченко П.А. Защита прав российских частных лиц в Европейском Союзе в контексте Решения Суда ЕС по делу Симутенкова / Калиниченко П.А. // Закон. 2008. № 1. (1 п.л.).

13. Калиниченко П.А. Пути модернизации договорной базы отношений ЕС со странами бывшего СССР / Калиниченко П.А. // Право и государство: теория и практика. 2007. № 11. (0,5 п.л.).

14. Влияние дела Симутенкова на развитие принципа прямого действия в европейском праве / Калиниченко П.А. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 3. (1 п.л.).

15. Калиниченко П.А. Новый Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом как ключевой элемент strategic partnership acquis / Калиниченко П.А. // Lex Russica. 2007. № 6. (0,5 п.л.).

16. Калиниченко П.А. Применение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС в российских судах / Калиниченко П.А. // Закон. 2007. № 11. (1 п.л.).

17. Калиниченко П.А. Гармонизация законодательства России и Европейского Союза, как ключевой компонент их эффективного взаиморазвития в XXI веке / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // Право и государство: теория и практика. 2005. № 4. (1,5 п.л.).

18. Калиниченко П.А. «Проблема 2007» в отношениях между Россией и Европейским Союзом и правовые пути ее решения / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2005. № 3. (2,7 п.л.)

19. Калиниченко П.А. «Зеленые» налоги в праве Европейского сообщества / Калиниченко П.А. // Lex Russica. 2004. № 2. (0,5 п.л.).

20. Калиниченко П.А. Защита экологических прав в законодательстве Европейского сообщества / Калиниченко П.А., Рациборинская Д.Н. // Экологическое право. 2003. №2. (0,6 п.л.).

21. Калиниченко П.А. Новая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // Российская юстиция. 2003. № 8. (0,4 п.л.).

22. Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского Союза / Калиниченко П.А. // Московский журнал международного права. 2000. № 3. (0,2 п.л.).

Монографии, комментарии, учебники, учебные пособия

23. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А., Жупанов А.В., Кондратьев А.В. М.: Проспект, 2011. (20/4,5 п.л.).

24. Калиниченко П.А. Введение в право Европейского Союза. 3-е издание, переработанное и дополненное. Допущено УМО по юридическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности 021100 «Юриспруденция». / Калиниченко П.А., Четвериков А.О., Кашкин С.Ю. М.: Эксмо, 2010. (29/20 п.л.).

25. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное. Рекомендовано УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А., Захаров А.В., Жупанов А.В., Кашкин Ю.С., Линников А.С., Дзиова Ю.А., Карпов А.В. М.: Юрайт, 2010. (69,94/14,3 п.л.).

26. Калиниченко П.А. Основы права Европейского Союза. Схемы и комментарии. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Жбанков В.А., Слепак В.Ю. М.: Юрайт, 2010. (7,93/2,2 п.л.).

27. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция» / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А., Захаров А.В., Жупанов А.В., Кашкин Ю.С., Линников А.С., Дзиова Ю.А., Карпов А.В. М.: Юрист, 2009. (66/19,8 п.л.).

28. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза. Учебное пособие / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А., Ефремкина О.В., Жупанов А.В., Кондратьев А.В. М.: Проспект, 2009. (19/4,4 п.л.).

29. Калиниченко П.А. Введение в право Европейского Союза. 2-е издание, исправленное и дополненное. Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности 021100 «Юриспруденция» / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. М.: Эксмо, 2008. (23/8 п.л.).

30. Калиниченко П.А. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. М.: «Права человека». 2005. (2 п.л.).

31. Калиниченко П.А. Введение в право Европейского Союза. Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности 021100 «Юриспруденция» / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Кондратьев А.В. М.: Эксмо. 2005. (23/8 п.л.).

32. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза в вопросах и ответах. Учебное пособие / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А., Ефремкина О.В., Жупанов А.В., Кондратьев А.В. М.: Проспект. 2005. (19/4,5 п.л.).

33. Калиниченко П.А. Европейское оборонное сотрудничество: документы и комментарии / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. М.: Профобразование. 2004. (4,5/2 п.л.).

34. Калиниченко П.А. Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А. М.: Юридическая литература. 2003. (35/4,8 п.л.).

35. Калиниченко П.А. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 021100 Юриспруденция / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Захаров А.В., Четвериков А.О., Чегринец Е.А. М.: Инфра-М.: 2002. (8,2/1,1 п.л.).

36. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза. Учебник для вузов./ Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А., Захаров А.В., Жупанов А.В., Ефремкина О.В., Линников А.С., Горемыкина Е.Г. М.: Юристъ. 2002. (58/15 п.л.).

37. Калиниченко П.А. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Чегринец Е.А. М.: Юриспруденция. 2001. (11/2,2 п.л.).

38. Калиниченко П.А. Право Европейского Союза: документы и комментарии / Калиниченко П.А Кашкин С.Ю., Ефремкина О.В., Горемыкина Е.Г., Четвериков А.О., Чегринец Е.А. М.: Терра, 1999. (52/1,25 п.л.).

Иные научные статьи и публикации

39. Kalinichenko P. The Europeanization of Third Country Judiciaries through the Application of the EU Acquis: the Cases of Russia and Ukraine / Kalinichenko P., Petrov R. // International and Comparative Law Quarterly. 2011. Vol. 60. (1 п.л.).

40. Калиниченко П.А. Европеизация российского права в свете совершенствования и развития Гражданского кодекса РФ / Калиниченко П.А. // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)». Сборник тезисов. М, 2010. (0,3 п.л.).

41. Калиниченко П.А. Европеизация российского права: некоторые аспекты эволюции и теории / Калиниченко П.А. // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)». Сборник тезисов. М. 2009. (0,3 п.л.).

42. Калиниченко П.А. Европеизация российского права: некоторые теоретические и практические аспекты / Калиниченко П.А. // Материалы совместного российско-германского круглого стола «Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт». М. 2009. (0,3 п.л.).

43. Kalinichenko P. Problems and Perspectives on Modernizing the Legal Background to the EU-Russia Strategic Partnership / Kalinichenko P. // European Integration Without EU Membership. EUI Working Paper. MWP. 2009. Vol. 10. (1 п.л.).

44. Калиниченко П.А. Конституция РФ 1993 г. как основа для европеизации российского права / Калиниченко П.А. // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ. Том 2. М.: МГЮА, 2009. (0,3 п.л.).

45. Калиниченко П.А. Глобализация господства права: влияние на Россию и страны Европейского Союза / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // Век глобализации, 2008, № 1. (0,9 п.л.).

46. Калиниченко П.А. Формирование strategic partnership acquis в контексте разработки Договора о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом / Калиниченко П.А. // Российская Федерация в Европе: правовые аспекты сотрудничества России с европейскими организациями. Сборник статей М. 2008. (0,6 п.л.).

47. Калиниченко П.А. Новый договор о стратегическом партнерстве – новые горизонты взаимоотношений России и ЕС / Калиниченко П.А. // Взаимодополняемость ЕС и его государств-членов в области внешних действий и ОВПБ и ее влияние на отношения ЕС и Российской Федерации. Материалы международной конференции, проведенной в МГИМО (У) МИД России и МГЮА 28 – 29 сентября 2007 г. Спб. 2008. (0,6 п.л.).

48. Kalinichenko P. Shaping the Strategic Partnership Acquis in the Context of a Future Treaty on Strategic Partnership between Russia and the European Union / Kalinichenko P. // The Uppsala Yearbook of East European Law 2006 (Ed. Hobér K.), Uppsala Universitet. London. 2008. (0,5 п.л.).

49. Калиниченко П.А. Концепция нового соглашения между Россией и Европейским Союзом / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // По пути к договору о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом. СПб. 2007. (1 п.л.).

50. Калиниченко П.А. Новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве: что нужно России, а что ЕС / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // По пути к договору о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом. СПб. 2007. (1 п.л.).

51. Калиниченко П.А. Достижения стратегического партнерства и основные параметры будущего нового договора / Калиниченко П.А. // По пути к договору о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским Союзом. СПб. 2007. (0,5 п.л.).

52. Калиниченко П.А. Россия и Европейский Союз на пути создания Общего европейского правового пространства (Проект Соглашения о применении статьи 55 СПС) / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // СНГ, Россия и Европа. Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2006. (1,5 п.л.).

53. Калиниченко П.А. Россия и Европа: что впереди? / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю. // Вестник Европы. 2006. № 18. (1 п.л.).

54. Калиниченко П.А. О Договоре 2003 г. / Калиниченко П.А.// Сборник статей: «Расширение Европейского Союза и Россия». М. Деловая литература. 2006. (1,7 п.л.).

55. Калиниченко П.А. Концепция модернизации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС: инициативы / Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Арбатова Н.К., Борко Ю.А., Энтин М.Л. // М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2005. (2 п.л.).

56. Калиниченко П.А. Совершенствование механизма защиты экологических прав в Европейском Союзе / Калиниченко П.А. // Европа, спец. выпуск «Экология и экономика». 2004. № 2(36). (0,25 п.л.).

57. Калиниченко П.А. Запрет клонирования человека в европейском праве / Калиниченко П.А. // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4. (0,5 п.л.).

58. Калиниченко П.А. Современные тенденции в развитии экологического права ЕС / Калиниченко П.А. // Сборник статей «Преподавание права Европейского Союза в российских ВУЗах–II. Материалы семинара, состоявшегося в Москве 5–7 декабря 2000 г.». М, 2001. (0,25 п.л.).

59. Калиниченко П.А. Этапы развития компетенции ЕС в области окружающей среды / Калиниченко П.А. // Труды МГЮА. 2001. № 7. (0,15 п.л.).

60. Калиниченко П.А. Некоторые юридические аспекты участия ЕС в международных экологических соглашениях / Калиниченко П.А. // Право и государство на рубеже тысячелетий. Межвузовский аспирантский сборник. М.: «Проспект». 2001. (0,2 п.л.).