2. Исследования судебной власти в социально-гуманитарных науках имеет давнюю традицию осмысления. Но она осуществлялась преимущественно в контексте концепции разделения властей, что обусловило незавершенность теоретических знаний о судебной власти как социальной реальности. Нынешнее состояние социально-гуманитарных наук, состоящее в переходе от фрагментарности к обобщенному социально-философскому дискурсу исследований, позволяет рассмотреть судебную власть как соотношение всеобщего и частного, как отражение социального смысла власти в индивидуальном акте поведения. Применение категориального аппарата социальной философии в исследовании судебной власти создает новые возможности ее изучения как социально-правового явления, как «бытие-сущностно-общественное» вне предметно-практической, историко-политической, фактологической конкретики.
3. Анализ судебной власти как реалии современного российского общества показывает, что исследования отдельных аспектов судебной власти не образуют целостного единства, достаточного для теоретического осмысления феномена в целом. В контексте фундаментальных изменений социально-философских представлений о праве, государстве и власти, фактического выделения судебной власти в самостоятельный вид государственной власти имеющийся объем теоретических, и прежде всего юридических, знаний недостаточен, поскольку в них отсутствует концептуальная схема понятия судебной власти, относящаяся к области социально-философского знания.
4. Социальные и правовые явления, порождаемые самим фактом существования судебной власти, представляют собой категории качества, количества и меры. Они необходимы для исследования судебной власти, но недостаточны. С социально-философской точки зрения требуется переход от анализа явлений судебной власти к анализу ее сущности. Рассмотрение судебной власти как идеальной социально-философской конструкции, зависящей содержательно от определяющих его понятий, потребовало сформулировать определение судебной власти как устойчивой социетальной системы регуляции общественных отношений, возникающей в силу необходимости и обязанности трактовать государственную волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Для этого применен метод концептуального анализа. Концептуальный анализ решает задачу повышения ценности определения понятия судебной власти, позволяя объяснить ее значение и смысл. Применение концептуального анализа разрешает две группы проблем: как значение соотносится с термином и как значение соотносится с объектом. Конечным результатом его применения является суждение о сущности судебной власти, позволяющее рассмотреть ее онтологию, морфологию и социальную ценность.
5. Понятийно-категориальный аппарат судебной власти включает такие категории как право, государственная воля и интерес, соотнесенные с понятием судебной власти через философскую категорию ценности и определяющие социальные и политико-правовые характеристики судебной власти. В социально-философском пространстве государства-субъекта права понятие судебной власти выступает рефлексией объективно существующих правовых и социальных феноменов и может быть представлено как идеальный тип. Такой подход требует определения системы понятий, относительно которых концептуализируется судебная власть. Родовой объект и видовые признаки судебной власти определяются, во-первых, через право, поскольку оно является мерой должного. С одной стороны, право рефлексирует должное, с другой, - детерминирует отношения как взаимодействие воль. Во-вторых, через волю, определяющую возможность взаимодействия. В-третьих, через интерес, в котором отражена дуалистическая природа человека, его социально-биологическая сущность, не зависящая от государства, власти, а определяющая структуру и объем взаимодействия с ними, исходя из совпадения и различения интересов.
6. В логике отношений судебной власти существуют субъект-объектные связи. Их формой являются причинно-следственные отношения, характеризующиеся наличием причины, следствия, связи между ними и асимметрии в положении сторон. Субъект-объектные связи выступают способом социальной регуляции, который характеризуется тем, что каждому субъекту задано то или иное место в системе отношений. Субъект-объектные связи характеризуются своей направленностью: управлением и давлением, контролем и влиянием, господством и подчинением, которые выражаются через прямое принуждение и добровольное изменение прав и обязанностей. Элементарной единицей субъект-объектного взаимодействия является каузация. Причинность и следственность власти - необходимый атрибут, в отсутствие которого власть превращается в процесс, в последовательность естественных действий. Для судебной власти, как специфически-правовой формы каузации, характерна обязательность наличия непосредственного субъекта власти, поскольку судебная власть имеет цель, отличную от цели приведения всей совокупности системы общественных отношений к идеальной правовой модели.
7. Институт судебной власти обеспечивает сохранение всеобщего универсального назначения права как объективного общественного регулятора при наличии спора о самом праве, разрешая противоречие между законом как всеобщим правилом и обстоятельствами конкретного конфликта. Источником возникновения судебной власти является обязанность толкования государственной воли. В силу этого возникает требование о безусловном исполнении решения судов, требование охраны судьи от неправомерного вмешательства в его деятельность, требование независимости судов. Государственно-властные полномочия возникают у суда (судьи) в полном объеме в силу обязанности определить право, во-первых, в его соотношении с законом, во-вторых, только в процессе индивидуального правоприменения и, в-третьих, только в случае спора о факте или о праве.
8. Судебными средствами общественного регулирования являются судебные усмотрения и судебные оценки, позволяющие разрешить индивидуальный конфликт применительно к принципам социального порядка. Содержанием судебно-властных отношений является деятельность по поводу разрешения социальных конфликтов на основе норм права. Судебная власть легитимна лишь тогда, когда в результате ее деятельности наступает ситуация порядка, который воспринимается в данном обществе как ситуация должного. Характер деятельности определяется возможностью судебного усмотрения и судебной оценки, на основе которых судьей модифицируются правила понимания нормы, и это модифицированное правило в волевом и властном порядке применяется для урегулирования конфликтных общественных отношений. Судебная власть имеет законодательно закрепленный монополизм на данный вид деятельности.
9. Судебная система является организационной средой, обеспечивающей институциональную идентичность, самостоятельность и независимость суждения о том, что есть право в данном конкретном случае, с учетом тех или иных юридически значимых событий и фактов, имеющихся в конфликтном общественном отношении, а также гарантирующей единство смыслополагания правового должного каждым отдельным судьей. Как организационная среда судебная система имеет задачу обеспечить сохранение механизма власти в условиях существования оппозиционной среды, под которой понимаются любые агенты, желающие присвоить себе право использования средств судебного регулирования.
10. Существует тесная связь между содержанием господствующей в обществе идеологии и наличием собственного социально-философского содержания судебной власти. Судебное регулирование по существу есть идеологическое и волевое. Волевой характер возникает из отношений государственной власти, реализуемой судом. Идеология судебного решения и содержание возникшего на его основе правоотношения содержательно вытекает из всей идеологии отношений в обществе, операционно - из особенностей формирования судебного акта, основанного на идеологии законодательства, идеологии судебного усмотрения и идеологии судебной оценки, технически - из способа создания судом правоотношения между участниками юридического конфликта. Идеология определяет эффективность предложенной судом участникам конфликта социальной практики обоюдного правомерного поведения и принудительной реализации этой практики органами государственной власти в случае ее добровольного неисполнения.
11. Особенностью функционирования судебной власти в России является наличие значительной группы конфликтов между личностью и государством и ограничение способов судебной защиты личности. Это характерная черта государств, в которых не развит институт частной собственности и не развиты отношения демократии. В условиях идеологического доминирования, обобществления или контроля над средствами государство в лице своих органов увеличивает объем своих полномочий и обусловливает особое место и роль в поддержании социального порядка. Оказавшись участником значимого числа конфликтов, государство и его институты особенным образом защищаются при помощи закона. Более того, вся система принятия закона действует в условиях приоритетной защиты государства, ограничивая личность.
Несамостоятельность в идеологической оценке тех правовых явлений, которые отнесены к компетенции судебных органов, ведет к сужению собственного социально-философского содержания судебной власти и, как следствие, к системным проблемам, связанным с ценностью судебной власти как социального института. Исчезает важнейший социально-философский элемент самостоятельности судебной власти - воля и интерес.
12. С содержательной точки зрения политический статус судебной власти в российском обществе определяется возможностью самостоятельно по отношению к другим политическим акторам и институтам, уполномоченным обществом выражать в праве государственную волю и государственный интерес, определять должное как социальное понятие и реализовывать его в судебном акте. Существование судебной власти позволяет осуществлять процедуру определения запрещенного и дозволенного в праве, являющемся в российском демократическом обществе формулой власти. Определяя право в случае индивидуального правоприменения, судья становится политическим актором в той мере, в какой в российском обществе власть выражена в праве. Обязанность трактовки государственной воли в ситуации индивидуального правоприменения обусловливает существование судебной власти вне зависимости от типа российской политической структуры, поскольку любая политическая структура реализует свои решения через закон как составную часть права.
1.Цыганаш В. Н., Саруханян А. Р. Зырянов В. Н. Медиация как правовой механизм демократического общества. Ставрополь: Изд-во РЮИ РПА Минсюста России, 2010. 3,96 п. л. / 2,4 п. л.
2.Цыганаш В.Н. Судебная власть: понятие, технология, институт (концептуальный теоретико-правовой анализ). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 17,67 п. л.
3.Цыганаш В. Н., Черкасов К. В., Щетинин А. А. Антоненко Д.В. Формирование конституционной идентичности на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 5,58 п. л. / 1, 6 п. л.
4.Цыганаш В. Н. Модели понимания судебной власти как объекта охраны судебными приставами (опыт теоретической концептуализации). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 13,44 п. л.
5.Цыганаш В. Н. Степанов О. В. Мировые судьи в современной России: опыт юридико-социологического анализа. Ростов н/Д, Изд-во РГУ, 2004. 7,44 п. л. / 5,6 п. л.
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России
6.Цыганаш В. Н. Методологические проблемы определения судебной власти: социально-философский аспект // Вестник НГУ. 2011. № 3. 0,5 п. л.
7.Цыганаш В. Н. Особенности понимания судебной власти в социальном знании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2011, № 3., 0,5 п. л.
8.Цыганаш В. Н. Судебная власть как объект социально-философского знания // Вестник ДГТУ. 2011. № 2. 0,5 п. л.
9.Цыганаш В. Н. Судебная власть в политическом измерении российского общества // Вестник ДГТУ. 2011. № 1. 0,5 п. л.
10.Цыганаш В. Н. Государство как участник правового конфликта и качество судебной власти // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. 0,5 п. л.
11.Цыганаш В. Н. Идеология и судебная власть в российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. 0,5 п. л.
12.Цыганаш В. Н. Понятие судебной власти как социально-философская проблема // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. 0,5 п. л.
13.Цыганаш В. Н. Социально-философский анализ судебной власти: к постановке проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 11. 0,5 п. л.
14.Цыганаш В. Н. Судебная власть в советской государственно-функциональной парадигме // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1-4. дополнительный выпуск 2. 0,4 п. л.
15.Цыганаш В. Н. Властвующие и властные в конструкте идеологии власти // Гуманитарные и социально-экономические знания. Спецвыпуск Право. Ростов н/Д, 2006. 0,3 п. л.
16.Цыганаш В. Н. Определение социальных критериев судебной деятельности и оценка ее эффективности // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск 9. Ростов н/д, 2006. 0,4 п. л.
17.Цыганаш В. Н. Судебная власть в современной России: критерии политической оценки // Социально-гуманитарные знания. 2006. Дополнительный выпуск. 0,5 п. л.
Статьи, другие издания
18.Черкасов К. В. Цыганаш В.Н. К вопросу о механизме адаптации судебной власти к различным общественным системам // Российский судья. 2010. № 5. 0,5 п. л. / 0, 25 п. л.
19.Цыганаш В. Н. Качество судебной власти как институциональный ресурс экономического развития Российской Федерации // Теория и практика системной модернизации экономики России: сб. науч. тр. РГЭА (РИНХ). Ростов н/Д, 2010, 0,5 п. л.
20.Цыганаш В. Н. К вопросу о концепте судебной власти // Вестник Российской правовой академии. 2009. № 4. 0,5 п. л.
21.Цыганаш В. Н. Развитие методологии исследования феномена судебной власти в российской теоретико-правовой науке // Правовая реформа России: итоги и перспективы. Ростов н/Д: РЮИ РПА Минюста России, 2009. 1,15 п. л.
22.Цыганаш В. Н. Соотношение методологий концептуального и юридического анализа // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. 2009. № 2. 0,5 п. л.
23.Цыганаш В. Н. О некоторых вопросах преподавания права // Образование, наука, инновации. 2009. № 4. 0,5 п. л.
24.Цыганаш В. Н. Методология осмысления судебной власти в постсоветский период и ее развитие // Правовая реформа в России: итоги и перспективы. Ростов н/Д, 2009. 0,4 п. л.
25.Цыганаш В. Н. Структура власти и система интересов как оппозиционные категории в понятии «коррупция» // Противодействие коррупции: понятие, сущность, задачи, пути решения. Ростов н/Д, 2009. 0,5 п. л.
26.Цыганаш В. Н. Сергеева С. Е. Взаимосвязь потенциала судебной власти мирового судьи с организационными условиями его деятельности // Мировой судья. 2009. № 3. 0,3 п. л. / 0,2 п. л.
27.Цыганаш В. Н. Судебная власть: возможности концептуального анализа // Право, общество, государство. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2008. 0,4 п. л.
28.Цыганаш В. Н. Судебная власть: концептуальный анализ: сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-ао «Ковчег», 2008. Вып. 4. Т. 1. 0,5 п. л.
29.Цыганаш В. Н., Вовк В. Н. Региональные элементы судебной системы: теоретический анализ // Региональная власть: политико-правовые аспекты реализации и осуществления: в 2 т. Ростов н/Д, 2007. Т. 2. 0,5 п. л. / 0,25 п. л.
30.Цыганаш В. Н. Рашева Н. В. Политический ресурс: опыт теоретического анализа. // Региональная власть:политико-правовые перспективы реализации и осуществления. Ростов н/Д, 2007. 1 п. л. / 0.7 п. л.
31.Цыганаш В. Н. Духовная ситуация времени и правовая подготовка студента педагогического вуза: сб. тр. Межвуз. науч.-практ. конф. «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)» Ростов-на-Дону, 2006. электронное издание РГПУ. 0,2 п.л
32.Цыганаш В. Н. О понятии властвующих и властных при исследовании проблем судебной власти // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты. Ростов н/Д, 2006. 0,2 п. л.
33.Цыганаш В. Н. Властвующие и властные в конструкте идеологии власти // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты: материалы междунар. науч. конф., 20–21 апреля 2006 г. М., 2008. Ч. II. 0,3 п. л.
34.Цыганаш В. Н. Нужно ли менять функции мирового судьи? К постановке вопроса о комплексном подходе к изучению мировой юстиции (в порядке дискуссии на тему, не нуждается ли мировая юстиция в изменении полномочий?) // Мировой судья. 2004. № 6. Ч. 4–8. 0,4 п. л.
35.Цыганаш В. Н. Герменевтическая парадигма и правовая реальность // Юрист-правовед. 2004. № 1. 1 п. л.
36.Цыганаш В. Н. К вопросу о возможности синтеза системного и социологического знания при разработке институциональных моделей судебной власти // Философия права. 2004. № 1. 1 п. л.
37.Цыганаш В. Н. Мировой суд в России. Сравнительно-исторический анализ // Путь в науку. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 0,3 п. л.
38.Цыганаш В. Н. К вопросу об определении порядка движения дел во время отпусков или болезни мировых судей // Россия на пути к правовому государству. Краснодар, 2003. Ч. 2. 0,2 п. л.
39.Цыганаш В. Н. К вопросу о политико-правовой доктрине // Философия права в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2002. 0,2 п. л.
40.Цыганаш В. Н. Проблема применения принципа состязательности на стадии досудебной подготовки в гражданском процессе мирового судьи // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период. Ростов н/Д, 2002. 0,2 п. л.
41.Цыганаш В. Н. Особенности формирования профессиональной модели юриста-учителя права в педагогическом вузе // Профессиональная культура учителя экономики и права. Ростов н/Д, 2000. Вып. 2. 0,3 п. л.
42.Цыганаш В. Н. Проблема общественных отношений в аспекте безопасности // Актуальные проблемы правопорядка. Ростов н/Д: Изд-во РЮИ МВД, 1999. 0,2 п. л.