- Массовое сознание есть особая форма сознания, функционирующая в конкретных исторических условиях и формирующаяся под влиянием окружающей среды, условий жизни индивидов, средств массовой информации и являющаяся хранилищем совокупного социально-культурного опыта. Массовое сознание может играть как креативную роль, выступая в качестве стабилизирующего фактора, так и деструктивную, усугубляя противоречия общества, так как обладает определенной степенью самостоятельности. Структура массового сознания состоит из трех уровней, где первый, глубинный, состоящий из константных, практически неизменяемых, априорных элементов, - бессознательные слои массового сознания, связанные с характеристиками глубинных качеств менталитета; второй - базовый, включающий устойчивые элементы, изменение которых возможно, но происходит медленно и постепенно (стереотипы, традиции); третий - верхний уровень, включающий элементы, сформированные современностью.
- Менталитет как способ осознания людьми своего природного и социального окружения является фундаментом всей системы массового сознания. Менталитет совпадает с чувственными, рациональными, когнитивными и иррациональными составляющими массового сознания, отражающими действительность и возникающими спонтанно, стихийным путем, как результат предшествующего развития представляя собой некую систему способов оценивания, правил выработки ценностных суждений, определяет модель экономического и социального поведения. Функция менталитета в массовом сознании состоит в обеспечении механизмов стабильности, а не механизмов изменения. В контексте социальных изменений особое значение приобретает политический менталитет, как часть, наиболее подверженная изменениям, поскольку содержание политического менталитета всегда определялась доминирующей в обществе идеологией, так как именно идеология определяет директивы человеческой деятельности и поведения в социальном мире. Идеология, таким образом, является определяющим фактором формирования и функционирования массового сознания и, в частности, массового сознания россиян.
- Основной исторической предпосылкой формирования самобытности массового сознания россиян, которая обусловлена внутренними производными его сущности, явилось межэтническое смешение в процессе образования российского народа. Он относится к числу суперэтносов, то есть этнических образований, сформировавшихся на полиэтнической основе. Славянское влияние этнически самое мощное, но отнюдь не единственное в российском народе. Российский народ как суперэтнос представляет собой сложное полиэтническое природно-социальное образование, органически впитавшее в себя славянское, финно-угорское и тюркское влияние.
- Геополитическими детерминантами формирования менталитета россиян являются географическая протяженность, суровость климатических условий, частные войны в силу большого числа пограничных зон. Данные геополитические детерминанты предопределили и базовые черты российской ментальности, и современные формы их проявления: эгалитарно-коллективная свобода и социальная справедливость, частичное передоверие личной свободы коллективу; что легло в основу российской традиции подчиненности человека государству, патерналистская традиция; свободолюбие, переживаемое и подсознательно понимаемое как безмерная воля и проявляющееся в таких формах, как душевный простор, созерцательность, творческая легкость, страстная сила, склонность к дерзновению, опьянение мечтою, щедрость и расточительство, способность побеждать страдания юмором; мужество, стойкость, самопожертвование, как проявление качеств отважного защитника Отечества.
- Православие в формировании массового сознания российского общества стало базовой чертой российского менталитета, внутренним духовным стержнем, придав внутреннюю определенность менталитету массового сознания, определив душевный потенциал русского народа и направив процесс народного самоопределения. Православие как миролюбивая конфессия, одним из центральных понятий которой является понятие доброй воли, способствовало развитию таких качеств в российском народе, как вольнолюбие и ненависть к насилию. Это предопределило формирование в российской культуре представления о большем значении неформальных отношений, выраженных в качествах доброжелательности, открытости, общительности, гостеприимства, тяги к коллективности, человечности по сравнению с формальными.
- Специфика трансформации ценностных ориентаций в массовом сознании советского и постсоветского общества заключается в том, что на всем протяжении 1990-х годов доминировала система ценностей советского общества, а в постсоветский период выделилось две конфликтующие ценностные системы: традиционно российская, носителем которой по-прежнему является российский народ, и прозападная, носителем которой стала элитообразующая часть общества. Вследствие этого в современном российском обществе существует две группы ценностей: дифференцирующие, разделяющие и ценности интегрирующие, объединяющие данные ценностные системы. Переемственность и устойчивость априорной основы «российского», «советского», «постсоветского» менталитета, которая составляет базисный комплекс ценностей современного российского общества, несут такие ценности как «семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм». Они имеют достаточно высокий и устойчивый рейтинг среди российских граждан и являются важнейшими ценностями современного российского общества.
- Динамика влияния социальных изменений на массовое сознание россиян заключается в изменении иерархии норм: активное расширение зоны действия негативных норм за счет сужения зоны действия позитивных: а) лучше работать заменяется на лучше потреблять; б) взаимопомощь на эгоцентризм; в) уверенность в завтрашнем дне - на социальную и национальную напряженность. Изменение иерархии норм выявляет противоречие между проводимыми социально-экономическими реформами и константными элементами ментальности массового сознания россиян. Социальные последствия этого противоречия заключаются в том, что Россия вступает в весьма прагматическую полосу почитания государства и установления специфического порядка, насаждение которого основывается на ностальгии по так называемому периоду «застоя» и вполне реальным социальным и политическим завоеваниям советского общества в сочетании с идеологическим диктатом власти.
- Механизм воздействия PR-технологий определяется комплексом таких особенностей объекта воздействия, как жизненный опыт, уровень образования и воспитания, генетическая и социокультурная составляющие. Влияния информационно-коммуникативных PR-технологий на массовое сознание россиян неоднозначно, поскольку является неотъемлемой частью социальных процессов, а PR-технологии, которые включают содержание и методику реализации информации, могут быть нацелены как в позитивном, так и в негативном плане воздействия на массовое сознание населения. Применение PR-технологий определяется позицией современной бизнес-элиты, которая занимает пассивную позицию в процессе модернизации и прогресса российского общества и использует все доступные ей формы воздействия, включая как формальные, так и неформальные в личных интересах.
- Методы и ресурсы воздействия PR-технологий на массовое сознание россиян в современном российском обществе, постоянно совершенствуются, сформировался целый методологический подход, который определяется такими направлениями, как: герменевтика, синергетика - они предполагают комплексное воздействие на массовое сознание высококвалифицированными специалистами, в арсенале которых программное использование СМИ, интернета, киноиндустрии, литературы, искусства. Толерантные идеи в адаптации массового сознания и создании социально-политической стабильности общества выполняют стабилизирующую функцию.
- Основное содержание толерантности как специфики российского характера формировалось под влиянием таких факторов, как полиэтничность и полирелигиозность общества и имеет свою особенность, которая заключается в переносе акцента в его значении с терпимости на дружелюбие. Толерантность массового сознания выступает как фактор социально-политической стабильности современного российского общества. Реальные возможности реализации толерантности в современной России зависят как от существующих социальных, культурных и правовых условий и традиций, так и от уровня общей культуры, подготовки и умонастроения лиц, призванных ее осуществлять. Поэтому системную деятельность государства в целях повышения эффективности адаптационных процессов в российском обществе необходимо фокусировать вокруг воспитания и образования, так как именно в процессе духовно-нравственного становления идет формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма, воспринимаются важнейшие духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, отражающие специфику российского образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
1.Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий (монография) М.: Изд-во «Этносоциум», 2010. 9,75 п.л.
2.Эволюция массового сознания (монография) Ростов-на-Дону, 2011. 9,75 п.л.
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России
3.Ореховская Н.А. Самобытность массового сознания россиян (статья)// Социально-гуманитарные знания.- 2009.- № 4. 0,8 п.л.
4.Ореховская Н.А. Национальная стойкость – определяющее качество массового сознания россиян (статья)//Социология власти, 2009.- № 5. 0,8 п.л.
5.Ореховская Н.А. Роль православия в формировании массового сознания русского народа (статья)//Философские науки.- 2009.-№ 3. 0,8 п.л.
6.Ореховская Н.А. Эволюция социально-психологических особенностей массового сознания россиян (статья)//Этносоциум и межнациональная культура.- 2009.- № 4 (20). 0,8 п.л.
7.Ореховская Н.А. Свободолюбие – определяющее качество массового сознания россиян (статья)//Социально-гуманитарные знания.- 2009.- № 5. 0,8 п.л.
8.Ореховская Н.А. Религиозный фактор в формировании массового сознания россиян (статья)//Этносоциум и межнациональная культура.- 2009.- № 6 (22). 0,8 п.л.
9.Ореховская Н.А. Массовое сознание россиян (статья)//Власть.- 2009.-№ 9. 0,8 п.л.
10.Ореховская Н.А. Парадоксальность ментальных проявлений в массовом сознании россиян (статья)//Социология власти.- 2009.- № 7. 0,8 п.л.
11. Ореховская Н.А. Великая Победа как социально-нравственная ценность массового сознания народа (статья)// Поиск: Политика. Обществоведение.Искусство.Социология.Культура: научный и социокультурный журнал.-М.: НИЦ «Академика», 2010. – Вып. №3 (27). 0,8 п.л.
12.Ореховская Н.А. Православие как социально-историческая реальность массового сознания россиян (статья)//Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: гуманитарные науки.-2011.-№2. 0,8 п.л.
13.Ореховская Н.А. Массовый героизм в Великой Отечественной войне как феномен массового сознания многонационального советского народа (статья)//Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: гуманитарные науки.-2011.-№3. 0,8 п.л.
14.Ореховская Н.А. Патриотизм массового сознания россиян как фактор консолидации современного общества (статья)//Вестник государственного аграрного университета.-2011.-№2. 0,8 п.л.
15.Ореховская Н.А. Православие в массовом сознании россиян (статья)//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2011.- №2. 0,6 п.л.
16.Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания как фактор социально-политической стабильности современного общества (статья)//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2011.- №3. 0,8 п.л.
17. Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания – путь к социокультурной интеграции современного российского общества (статья)// Этносоциум и межнациональная культура.- 2011.- № 4.0,8 п.л.
Статьи, тезисы
18.Ореховская Н.А. Информационно-коммуникативные PR-технологии: Учебное пособие.- М.: МГСГИ, 2009. 7,6 п.л.
19.Ореховская Н.А.Социологический анализ русской ментальности как основы массового сознания (тезисы)// Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции.-М.,2008.0,7 п.л.
20. Ореховская Н.А. Манипулирование массовым сознанием посредством СМИ (тезисы)// Постиндустриальное общество: новые проблемы и возможности человека: Материалы X Международного симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры», М., 2008. 0,5 п.л.
21. Ореховская Н.А. Самобытность русского менталитета массового сознания в современном социально-гуманитарном знании (статья). Общество массовых коммуникаций: человек, технологии, культура//Материалы XI Международного симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры». Сборник научных статей/И.Е. Моторина, А.В. Ореховский// Под ред. В.Н. Ремарчука. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2009. 0,8 п.л.
22.Ореховская Н.А. Самобытность русского менталитета массового сознания в современном социально-гуманитарном знании (тезисы)// Высокие технологии – стратегия XXI века. Материалы конференции XI Международного форума «Высокие технологии XXI века», 2010.- М.: ЗАО «ИНФЕСТ». 0,5 п.л.
23.Ореховская Н.А. Необходимость модернизации общества как результат трансформации ценностных ориентаций в массовом сознании россиян (статья)// Модернизация общества: экономические, политико-правовые и социокультурные аспекты: Материалы международной научно-практической конференции. Кемер(Турция) – 18-20 октября 2010г.: Сб. статей/Отв. ред. проф. А.В. Герасимов. – М.: МГСГИ, 2010. 0,8 п.л.
24.Ореховская Н.А. Победа в Великой Отечественной войне как социально-нравственная ценность (статья)// «Динамика техносферы: социальные и гуманитарные проблемы»//Материалы XII Международного симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры», сборник научных статей/И.Е. Моторина, А.В. Ореховский, под ред. В.Н. Ремарчука – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2010. 0,8 п.л.