2. Общий экономический механизм модернизации сферы ВПО представляет собой многоаспектную и многоуровневую систему разрешения внутренних и внешних противоречий функционирования в отношениях ее субъектов, с целью обеспечения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития ее объектов. В модернизации ВПО ведущую роль играет макроэкономический механизм, который выражает перспективные общественные и государственные интересы. С ним в качестве его дополнений и конкретизаций взаимодействуют соответствующие механизмы хозяйствования мезо и микро уровней.
В функциональной структуре экономического механизма целесообразно дифференцировать два крупных блока - трансформационный и трансакционный. Первый блок включает в качестве основных компонентов: методы, инструменты, источники и каналы, индикаторы и формы достижения цели. Методы детерминируют инструменты, источники и каналы воздействий на различных уровнях сферы ВПО и в определенных функциональных средах (институциональной, организационной, экономической, финансовой). Трансформационный блок целенаправленно изменяет институциональные формы, организационные структуры, финансовые связи и экономические отношения, в результате чего исходное состояние параметров сферы ВПО (субъекты и объекты, процессы и проекты, связи и отношения, каналы и потоки товаров и услуг) переходит в желаемое. Во втором блоке в процессе мониторинга стратегии с помощью системы критериев на заданном этапе оценивается степень реализации цели субъекта относительно исходного состояния и конечной цели, плана и нормы, актуального потенциала субъекта и изменений в среде. Многоаспектная оценка достигнутого состояния осуществляется на основе создания базы данных, анализа, диагностики, оценки продвижения и возможных перспектив для общей коррекции стратегии на данном горизонте.
3. Выбор траектории реформирования и модернизации сферы ВПО зависит от статуса ее услуги как экономического блага. Поскольку чисто общественных благ существует очень мало, критериальная граница между частными и общественными благами оказывается размытой, что объясняет развитие в теории компромисса о существовании промежуточных видов благ. Услуга ВПО может квалифицироваться как смешанное общественное благо, что ставит вопрос о формах предоставления данного блага. Вузы в рамках конкуренции на ограниченной территории региона могут функционировать как олигополисты, либо монополисты.
В рамках механизма централизованного управления в масштабах страны и от лица государства для ВПО устанавливаются единые образовательные и технические стандарты; системы надзора, контроля и оценки деятельности и качества; параметры государственного заказа, нормы и формы финансирования; системы локализации, масштабов и статусов микроэкономических субъектов. Это дает основание выдвигать гипотезу о существовании естественной монополии в данной сфере и влияет на теоретическое осмысление природы ее благ.
4. Образовательная услуга - специфичный товар, цена которого зависит от состава его качественных характеристик, реализуемых конкретным вузом. Поскольку образовательную услугу с набором определенных свойств можно получить, только став студентом ВУЗа, который, в свою очередь, может реализовывать образовательные услуги только в рамках установленных финансовых и стандартных ограничений, то можно утверждать, что на рынке образовательных услуг ВПО происходит купля-продажа «мест на студенческой скамье». Покупателями образовательных услуг являются индивиды и семьи, предприятия и некоммерческие организации, государство и общество, а форма сделки, получение образовательной услуги - всегда персонифицирована. Модель функционирования сферы ВПО как естественной монополии позволяет реализовать активное государственное регулирование в сочетании с действующим рыночным механизмом предоставления ее благ.
5. Институт ВПО представляет собой организованную совокупность множества институций, объединяющих производителей и потребителей, что нашло отражение в правилах функционирования ее профильных организаций, предоставляющих знания и умения, формирующих профессиональные компетенции на микроуровне. Им соответствуют органы государственного управления макро и мезо уровней, которые нормативно и позитивно регулируют функционирование всей совокупности институций, организаций и информации сферы ВПО с помощью специфицированного экономического механизма.
Институт ВПО включает как формы выполнения функций, так и формы организации образования в виде взаимодействующих целевых групп его субъектов и объектов, что обусловливает создание иерархической системы органов управления и статусов учреждений на макро, мезо и микро уровнях экономики, структурирование нормативных и позитивных механизмов его обеспечения. Система ВПО РФ перестраивается в соответствие с институциональными рамками Болонской декларации, что не в полной мере удовлетворяет национальной специфике дифференциации и интеграции программ ВПО при двухуровневой структуре, а также реальным аккредитационным требованиям. Национальные структуры ВПО других стран-участниц Болонского процесса гораздо шире, чем предусмотрено декларацией. В России же вся система высшего образования укладывается в рамки Болонского процесса. Нарастает тенденция включения в систему ВПО учреждений среднего профессионального образования. В России слишком высока доля негосударственных вузов, что искажает спрос и предложение на рынке образовательных услуг, негативно сказывается на государственном секторе, а коммерциализация влечет узкую специализацию, снижение требований к качеству предоставляемых услуг, реализуемых и получаемых компетенций.
6. Консолидированное финансирование ВПО в России включает бюджетные и внебюджетные источники, а его результативность зависит от выбора методов, инструментов, каналов, норм, ритмов и объемов выделяемых средств. В настоящее время наблюдается активизация перехода к системе ресурсного обеспечения учреждений ВПО на двух принципах: 1) усиления хозяйственной автономии, предусматривающего различные возможности привлечения и использования финансовых средств, и 2) нормативного подушевого финансирования, предусматривающего выделение бюджетных ассигнований в соответствие со спецификой программ, структурой и масштабом государственного задания.
Принципиальным различием государственного финансирования российских и зарубежных вузов остается то, что за рубежом средства выделяются в расчете на всех студентов, а в России - исходя из государственного задания, обеспечивая только часть студенческого контингента. Новые механизмы финансирования предполагают не полное обеспечение финансовыми средствами учреждений ВПО, а расширение их инициативы, стимулирование их к интенсивному типу расширенного воспроизводства на инновационной основе.
7. Проблемы и противоречия, возникающие внутренние и внешние угрозы в системе ВПО могут быть преодолены через реализацию стратегии модернизации, рассчитанную на долгосрочный период. Стратегия реформирования и модернизации ВПО - формы последовательно реализуемой политики на этапах его социально-рыночной трансформации и устойчивой (направляемой) инновационной модификации с целью повышения глобальной конкурентоспособности и безопасности национального человеческого капитала, создания и укрепления основ его расширенного воспроизводства.
Стратегия трансформации предполагает принятие решений в жестких институциональных макроэкономических ограничениях, что не позволяет микроэкономическим субъектам делать альтернативный выбор способов функционирования с учетом их целей и интересов, вовлекая их в заданные «сверху» узкие рамки основных условий национального образовательного поля. Стратегия модернизации, необходимая для реализации альтернативно выбранной микроэкономическим субъектом перспективы, предполагает выбор действий при инициативном распределении приоритетов и располагаемых ресурсов в рамках достаточно широкого институционального спектра установленных правил и в русле общей национальной программы развития.
Ресурсное обеспечение стратегии модернизации системы ВПО целесообразно формировать и регулировать на основе использования производственной функции обобщенного вида Q = F(A, T, M, Ins, O, Inf). В этом случае стратегия как продукт или результат реализации проекта будет выступать функцией от взаимодействия человеческого, технического и природно-материального факторов (трансформационная группа) с институциональным, организационным, информационным (трансакционная группа) факторами.
8. Стратегии модернизации сферы ВПО, включая миссию, интегральную и дифференцированные цели, приоритеты и императивы, горизонты и ориентиры, на макро, мезо и микроэкономическом уровнях, должны быть описаны системой индикаторов оценки движения по намеченной траектории к желаемым результатам. Определяющими для стратегии модернизации ВПО при циклическом развитии экономики России становятся характеристики длины и фигуры тренда, ритма и темпа движения.
Для оценки реализации стратегии модернизации сферы ВПО на определенном горизонте (этапе) нужны адекватные агрегированные индексы факторных и результативных показателей. Применение системы индексов для измерения ресурсного и факторного обеспечения сферы ВПО позволяет сравнивать достигнутый результат с исходным, плановым, целевым, нормативным, потенциальным и конкурентным положением.
9. Иерархический характер разработки стратегии модернизации сферы ВПО предполагает использование теорий стратегического управления в аспекте исследуемой проблемы. Анализ потенциала и сравнительных преимуществ стратегических концепций позволяет предположить для России:
- при разработке и представлении макроэкономической (государственной) стратегии развития ВПО использовать модели школы конфигурации, объединяющей элементы прескриптивных и дескриптивных школ;
- при разработке мезоэкономических (региональных) стратегий развития ВПО целесообразно опираться на разработки прескриптивных школ, в частности, на исследования школы планирования и, отчасти, школы позиционирования;
- механизм формирования вузовской стратегии на микроуровне должен опираться на теорию различения предприятия и фирмы, которая недостаточно развита, поэтому возможности стратегического управления вузами сильно ограничены неопределенностью статуса, субординацией и позиционированием в макроэкономической иерархии стратегиями более высокого уровня.
10. Используемая модель функционирования системы ВПО в концепции естественной монополии позволяет обосновать и определить ограничения экономического механизма модернизации. Государственное регулирование в рамках действующего рыночного механизма является основанием для выявления организационной структуры и форм управления ВПО.
Механизм реализации стратегии модернизации ВПО на всех уровнях экономики представляет собой систему разрешения ее противоречий посредством изменения условий, ресурсов и факторов, передаваемых государством и задействованных для преобразований данной сферы ее субъектами. Для реализации своих целей данная система использует многообразные экономические методы: организацию и планирование, ценообразование, налогообложение и кредитование, субсидирование и страхование, нормирование и стимулирование и пр.
Неэкономические (административные) методы механизма реализации стратегии модернизации ВПО представлены волевыми действиями: формирование/изменение структуры органов управления, изменение организационно-правовых форм, определение порядков лицензирования, аттестации и аккредитации, утверждение стандартов и инструкций, регулирование норм и нормативов, введение административных санкций и поощрений.
11. Механизм реализации стратегии модернизации ВПО на мезоуровне представляет собой совокупность условий, ресурсов, факторов, сложившихся в сфере образования региона, организуемых с помощью современных способов, методов и инструментов в единую систему регулирования объемов предложения образовательных услуг, отвечающих общественному спросу на образование, потребностям экономики региона и запросам развивающейся экономики знаний. Главной чертой механизма модернизации ВПО на мезоуровне является его способность адаптироваться к меняющимся потребительским предпочтениям и конъюнктуре определенного региона с учетом особенностей его социально-экономического развития и уровня развития в нем ВПО. Это достигается посредством использования методик планирования с учетом общественного спроса на образовательные услуги, потребностей бизнеса, реализации целевых программ обеспечения образовательных потребностей населения и предприятий региона.
12. Механизм реализации стратегии модернизации вуза на микроуровне предполагает оценку социально-экономической среды и условий, в которых данный вуз функционирует, что формализуется в матрице SWOT-анализа. В российских вузах можно условно дифференцировать следующие системы стратегического управления: на основе программно-целевого метода, на основе системы сбалансированных показателей, на основе рассмотрения вуза как интегрированной двухуровневой системы. Важнейшим принципом формирования и реализации стратегии развития ВПО на микроуровне является поддержание академической конвенции, баланса интересов администрации и преподавателей. Ключевыми для деятельности учреждения ВПО, а также программ его модернизации, являются аккредитационные показатели, поскольку именно с ними связано выполнение миссии данным субъектом в регионе. Условием интеграции вуза в мировое образовательное пространство является соответствие его показателей международным требованиям. Сравнительный анализ концепций развития ряда региональных университетов позволил выявить невысокий уровень спецификации программ модернизации и оценки их эффективности посредством соотнесения заявленных параметров с фактически достигнутыми.
1.Скоблева, Э.И. Место высшего образования в системе экономических благ / Э.И. Скоблева // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2011. – №1 (14). – С. 33–43. – 0,85 п.л.
2.Скоблева, Э.И. Высшее профессиональное образование как институциональная система / Э.И. Скоблева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 2. – С. 28–35. – 0,85 п.л.
3.Скоблева, Э.И. Структура и категории стратегии системной модернизации сферы высшего профессионального образования / Э.И. Скоблева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 33 (90). – С. 11–17. – 0,7 п.л.
4.Скоблева, Э.И. Ресурсно-факторный потенциал реформирования системы высшего профессионального образования / Э.И. Скоблева // Экономические науки. – 2010. – № (2) 63. – С. 357–362. – 0,6 п.л.
5.Скоблева, Э.И. Инструменты экономической политики государства в области высшего образования / Э.И. Скоблева // Вестник ИНЖЭКОНА. – 2010. – № 5 (40). – С. 132–141. – 0,9 п.л.
6.Скоблева, Э.И. Условия и механизмы финансирования высшего образования в современной России / Э.И. Скоблева // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 1. – С. 395–400. – 0,8 п.л.
7.Скоблева, Э.И. Трансформация видового статуса российских вузов / Э.И. Скоблева // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. Серия 3. Экономика. Экология. – С. 158–165. – 0,5 п.л.
8.Скоблева, Э.И. Теоретические основы исследования процессов реформирования высшей школы / Э.И. Скоблева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2009. – № 4. – С. 211–218. – 0,7 п.л.
9.Скоблева, Э.И. Проблема эффективности реформирования высшей школы / Э.И. Скоблева // Экономические науки. – 2009. – № (6) 55. – С. 389–392. – 0,5 п.л.
10.Скоблева, Э.И. Рынок в системе высшего профессионального образования / Э.И. Скоблева // Вестник ИНЖЭКОНА. – 2009. – № 3 (30). – С. 134–140. – 0,6 п.л.
11.Скоблева, Э.И. Институциональные ограничения в системе высшего профессионального образования / Э.И. Скоблева // Экономические науки. – 2009. – № 50 (1). – С. 372–376. – 0,5 п.л.
Монография
12. Скоблева, Э.И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект / Э.И. Скоблева. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – 280 с. – 16,2 п.л.
Статьи в научных изданиях, брошюрах
13.Скоблева, Э.И. Участие системы высшего профессионального образования в формировании квалификационной структуры рабочей силы / Э.И. Скоблева // Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 19–20 апреля 2010 г. – Великий Новгород, 2010. – С. 133–137. – 0,3 п.л.
14.Скоблева, Э.И. Выработка региональной стратегии развития высшего образования / Э.И. Скоблева // Проблемы анализа и моделирования региональных социально-экономических процессов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 22–23 апреля 2010 г. – Казань, 2010. – С. 279–283. – 0,4 п.л.
15.Скоблева, Э.И. Формы функционирования рынка образовательных услуг / Э.И. Скоблева // Актуальные проблемы экономической науки, учета, анализа, налогообложения и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, докторантов и практических работников с международным участием. – Омск, 2010. – С. 86–88. – 0,2 п.л.
16.Скоблева, Э.И. Международная стандартная классификация образования и ее сопоставимость с российской системой высшего образования / Э.И. Скоблева // Актуальные проблемы современной науки и образования. Экономические науки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, февраль 2010 г. – Уфа, 2010. – Том IV. – С. 187–192. – 0,4 п.л.
17.Скоблева, Э.И. Стратегия как механизм модернизации высшего образования / Э.И. Скоблева // Cемиотика кризиса: императивы выживания, обновления и развития. Материалы международной научно-практической корреспондентской конференции 19–20 мая 2010 г. – Самара, 2010. – C. 430–440. – 0,5 п.л.
18.Скоблева, Э.И. Минимизация риска как элемент управления высшей школой / Э.И. Скоблева // Актуальные вопросы экономических наук. Сборник материалов IX международной научно-практической конференции 3 марта 2010 г. – Новосибирск, 2010. – С. 59–64. – 0,3 п.л.
19.Скоблева, Э.И. Развитие инновационных процессов в системе высшего образования / Э.И. Скоблева // Современные проблемы инновационной экономики регионов России: теоретические и практические аспекты: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Дербент, 2010. – С. 127–128. – 0,2 п.л.
20.Скоблева, Э.И. Непрерывное образование как требование времени / Э.И. Скоблева // Развитие непрерывного образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25–26 марта 2010 г. – Красноярск, 2010. – С. 37–38. – 0,2 п.л.
21.Скоблева, Э.И. Роль индикаторов в процессе формирования стратегии развития образования / Э.И. Скоблева // Социально-экономические аспекты развития современного государства: Материалы международной научно-практической конференции 9 февраля 2010 г. – Саратов, 2010. – С. 155–158. – 0,2 п.л.
22.Skobleva, E.I. The World Expiries of the Higher School Reforming [Мировой опыт реформирования высшей школы] / Э.И. Скоблева // Journal of International Scientific Publication: Economy & Business. Volume 3, 2009, Bulgaria. ISSN 1313-2555. Published at: http://www.science-journals.eu Publishing by Info Invest Ltd www.sciencebg.net – 0,8 п.л.
23.Скоблева, Э.И. Стратегия реформирования высшей школы в контексте взаимодействия бизнеса и образования / Э.И. Скоблева // Актуальные проблемы бизнес-образования: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Национальная библиотека Беларуси, Минск 8–9 апреля 2010 г. – Минск, 2010. – С. 305–309. – 0,3 п.л.
24.Скоблева, Э.И. Издержки и выгоды участия России в Болонском процессе / Э.И. Скоблева // Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 5–6 июня 2009 г. – Пятигорск, 2009. – С. 330–335. – 0,3 п.л.
25.Скоблева, Э.И. Тенденции и специфика развития высшей школы / Э.И. Скоблева // Инновации и традиции в современном образовании: Материалы международной научной конференции 20 мая 2009 г. – Воронеж, 2009. – С. 172–177. – 0,8 п.л.
26.Скоблева, Э.И. Институциональный механизм реформационных процессов / Э.И. Скоблева // Современные модели исследования социально-экономических процессов: Материалы международной научно-практической конференции 20 мая 2009 г. – Саратов, 2009. – С. 291–294. – 0,2 п.л.
27.Скоблева, Э.И. Модернизация: эволюция концепции, противоречия, возможности / Э.И. Скоблева // Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение: Вторая международная научная конференция 22–24 апреля 2009 г. – Москва, МГУ, 2009. – 0,4 п.л.
28.Скоблева, Э.И. Эволюция теории человеческого капитала в отечественной экономической науке / Э.И. Скоблева // История экономической науки в России: исследования и преподавание: Всероссийская научная конференция 2–4 апреля 2009 г. – Санкт-Петербург, СПбГУ, 2009. – С.164–167. – 0,4 п.л.
29.Скоблева, Э.И. Проблема квалификации высшего образования как экономического блага / Э.И. Скоблева // Региональная специфика развития бизнеса и экономики: Материалы II Всероссийской научной конференции 20–25 апреля 2009 г. – Астрахань, 2009. – С. 151–153. – 0,4 п.л.
30.Скоблева, Э.И. Инновационные процессы в высшем образовании / Э.И. Скоблева // Инновационное развитие и экономический рост: Материалы IV Международной научной конференции 6–7 ноября 2008 г. – Москва, Российский университет дружбы народов, 2008. – С. 636–640. – 0,2 п.л.
31.Скоблева, Э.И. Трансакционные издержки в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы социально-экономического развития стран СНГ: Материалы Международной научной конференции 4 марта 2008 г. – Астрахань, 2008. – C. 60–63. – 0,2 п.л.
32.Скоблева, Э.И. Развитие экономики знаний в постиндустриальном обществе / Э.И. Скоблева // Региональная специфика развития бизнеса и экономики: Материалы I всероссийской научной конференции 21–26 апреля 2008 г. – Астрахань, 2008. – C. 79–82. – 0,3 п.л.
33.Скоблева, Э.И. Некоторые особенности подготовки специалистов менеджеров на современном этапе / Э.И. Скоблева // Экономика и менеджмент: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 6–11 июня 2005 г. – С.-Пб. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2005. – С. 627–629. – 0,2 п.л.
34.Скоблева, Э.И. Некоторые проблемы согласования теоретической экономики и экономической политики / Э.И. Скоблева // Современные проблемы развития экономической теории: Материалы международной научной конференции 18–22 апреля 2005 г. – Астрахань, 2005. – С. 120–122. – 0,2 п.л.
35.Скоблева, Э.И. Становление дистанционного образования в России: перспективы и проблемы / Э.И. Скоблева // Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона: Материалы III Международной научной конференции. 21–22 апреля 2005г. Т. III – Астрахань, 2005. – C. 268–272. – 0,4 п.л.
36.Скоблева, Э.И. Задачи дистанционного образования в процессе обеспечения занятости населения / Э.И. Скоблева // Электронный университет как центр развития интеллектуального потенциала региона: Материалы III международной научно-практической конференции 23 апреля 2004 г. – Астрахань, 2004. – С. 108–110. – 0,3 п.л.
37.Скоблева, Э.И. Условия размещения образовательных программ в регионе / Э.И. Скоблева // Астраполис. – 2003. – № 4–5. – С. 204–206. – 0,4 п.л.
38.Скоблева, Э.И. Экономические основы оценки качества образования / Э.И. Скоблева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2003. – № 2–3. – С. 71–79. – 0,6 п.л.
39.Скоблева, Э.И. Экономические основы размещения образовательных программ / Э.И. Скоблева // Влияние образовательных технологий на развитие региона: Материалы 2-й международной научно-практической конференции 24 апреля 2003. – Астрахань, 2003. – С. 99–102. – 0,4 п.л.
40.Скоблева, Э.И. Оптимизация функционирования базового учебного заведения в региональной системе открытого образования «Федеральные и региональные проблемы образования и пути их решения в системах открытого образования»// Федеральные и региональные проблемы образования и пути их решения в системах открытого образования: Материалы 1-й межрегиональной научно-практической конференции по вопросам открытого образования 25 апреля 2002. – Астрахань, 2002. – С.92–95. – 0,4 п.л.