Научная тема: «МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОЗРЕВАНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИКЛЕ СОН - БОДРСТВОВАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ АДЕКВАТНОСТЬ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Специальность: 03.03.01
Год: 2011
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Успешность функционирования ребенка в условиях образовательного учреждения в значительной степени определяется сформированностью его адаптационных возможностей, уровнем развития структур и степенью зрелости функций центральной нервной системы, свойств высшей нервной деятельности.
  2. Несформированность неокортикального контура регуляции проявляется не только в параметрах биоэлектрической активности мозга в спокойном состоянии и на фоне функциональных нагрузок, в измененном поведении, но и искажает параметры циркадианного гомеостаза - структура сна остается незрелой, ночной сон неэффективен, качество бодрствования снижено, дневная сонливость высокая. Электрофизиологические проявления развития и функционального созревания центральной нервной системы играют ведущую роль в оценке адекватности развития ребенка, в решении на базе образовательных учреждений практических задач по формированию, развитию и сохранению его здоровья.
  3. Неадекватное развитие центральной нервной системы, в первую очередь, незрелость неокортикальной регуляторной системы, таламокортикальных синхронизирующих образований определяют формирование у детей младшего школьного возраста комплекса нарушений, включая расстройства, классифицируемые как «минимальные мозговые дисфункции».
  4. Развивается психофизиологическая концепция здоровья - понятия, интегрирующего способности человека оптимально функционировать в условиях, адекватных уровню его онтогенеза, важнейшего компонента развернутого анализа адаптационных возможностей ребенка, решения практических задач современной возрастной физиологии.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Кирой В.Н., Войнов В.Б., Васильева В.В. Электроэнцефалографические корреляты интеллектуальных способностей подростков // Журнал высшей нервной деятельности. 1995. Т.45. №4. С.669–675. (0,3 п.л.)

2. Кирой В.Н., Кошлыкова Н.А., Войнов В.Б. Взаимосвязь показателей локальной и дистантной синхронизации потенциалов мозга в состоянии спокойного бодрствования // Физиология человека, 1996. Т.22. №3 С.18–21. (0,3 п.л.)

3. Сысоева А.Ф., Войнов В.Б., Варвулева И.Ю. Психоневрологическое тестирование в задачах оценки социальной адаптации ребенка // Валеология, 1998. №2. С.7–11. (0,4 п.л.)

4. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. К вопросу валеологической оценки адаптации детей к начальной школе // Валеология, 2000. №1. С.52–61. (0,8 п.л.)

5. Войнов В.Б., Трушкин А.Г. Подходы к формированию паспорта здоровья школьников как основы организации оздоровительной работы в образовательных учреждениях// Валеология, 2000. №2. С.44–47 (0,4 п.л.)

6. Войнов В.Б., Лысенко С.С., Кутасов С.Е. Результаты валеологического контроля занятий оздоровительной гимнастикой и спортом в начальной школе // Валеология, 2000. №2. С.62–63. (0,1 п.л.)

7. Войнов В.Б. Комплексная оценка уровня развития и состояния здоровья группы детей 1-2 классов общеобразовательной школы // Валеология, 2001, №2. С.40–46. (0,6 п.л.)

8. Войнов В.Б., Хусаинова И.С., Леднова М.И., Кундупьян О.Л., Канищева И.В. Поиск и исследование механизмов формирования, развития и сохранения функций систем организма человека на разных этапах онтогенеза //Валеология. 2002, №4. С.41–48. (0,7 п.л.)

9. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2003. №3(123). С.104–107. (0,3 п.л.)

10. Войнов В.Б. Информативные показатели готовности детей к школьному обучению // Наука и образование, 2003. №1. С.208–214. (0,6 п.л.)

11. Менджерицкий А.М., Войнов В.Б., Гутерман Л.А., Трофимова Е.В. Комплексная психофизиологическая программа в работе со слабослышащими детьми // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова, 2004. Т.90. №8. С. 358. (0,05 п.л.)

12. Войнов В.Б., Кундупьян О.Л. Влияние аромораздражений на процессы распознавания в моделях операторской деятельности // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова, 2004. Т.90. №8. С. 320. (0,05 п.л.)

13. Гутерман Л.А., Трофимова Е.В. Войнов В.Б., Елфимова Т.Н., Менджерицкий А.М. Созревание высших психических функций у детей со сниженной остротой зрения и слуха // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова, 2004. Т.90. №8. С. 361. (0,05 п.л.)

14. Кураев Г.А., Войнов В.Б. Психофизиологические представления о формировании, развитии и сохранении здоровья человека // Вестник новых медицинских технологий, 2004. Т.XI. № 1–2. С. 5–6. (0,1 п.л.)

15. Войнов В.Б. Резонансные свойства центральной нервной системы детей в динамике 6 - 11 лет // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2005. №10. С.377–380. (0,3 п.л.)

16. Войнов В.Б. К психофизиологии школьной дезадаптации. Минимальные мозговые дисфункции // Доклады Академии наук, 2008. Том. 419, № 3, С. 414–416. (0,1 п.л.)

17. Войнов В.Б. Психофизиологические аспекты здоровья человека // Валеология, 2009. №2. С.73–82. (0,75 п.л.)

Научные монографии:

1. Войнов В.Б. Психофизиологические методы оценки здоровья детей младшего школьного возраста. Ростов - на/Д.: ООО «ЦВВР», 2004, 262 с. ISBN 5-94153-094-3.(13,1 п.л.)

2. Помухин Д.В., Вербицкий Е.В., Войнов В.Б. Обструктивное апноэ сна: диагностика и лечение с учетом личностной тревожности // Монография «Сон и тревожность». Под. ред. Е.В.Вербицкого, Рец.: проф. Я.И.Сумский, А.Ю.Егоров, Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН. 2008. ISВN 5-912781-010-9. С.257–265. (0,67 п.л.)

3. Войнов В.Б., Вербицкий Е.В. Полисомнографическое обследование повышает индивидуальность оценивания психофизиологического развития детей младшего школьного возраста // Монография «Сон и тревожность». Под. ред. Е.В.Вербицкого, Рец.: проф. Я.И.Сумский А.Ю.Егоров, Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН. 2008. ISВN 5-912781-010-9. С.248–257. (0,75 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия:

1. Кураев Г.А., Войнов В.Б., Трофимчук А.М. Антропометрия в валеологии /Методическая разработка/. Ростов-на-Дону, 1997. 18 с. (0,9 п.л.)

2. Войнов В.Б., Воронова Н.В., Золотухин В.В. Исследование особенностей взаимодействия сердечно - сосудистой и дыхательной систем при функциональном тестировании. /Учебно-методическое пособие/. Ростов - на/Д: ООО «ЦВВР». 1998. 84 с. (4,2 п.л.)

3. Войнов В.Б., Бугаев Л.А., Кульба С.Н., Трушкин А.Г., Хренкова В.В., Золотухин В.В. Практикум по валеологии /Учебно-методическое пособие/. Ростов на/Д.: РГУ, 1999. 194 с. (9,7 п.л.)

4. Кураев Г.А., Войнов В.Б. Валеология. Словарь терминов. Учебное пособие. / Учебно–методическое пособие/ Ростов на/Д.: ООО «ЦВВР», 2000. 176 c. (8,8 п.л.)

5. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Войнов В.Б. Концептуальные методологические основы функционирования и оснащения центра здоровья вуза (типовой проект) / Учебно-методическое пособие/. Ростов на/Д.: ООО«ЦВВР», 2001. 36 c. (1,8 п.л.)

6. Войнов В.Б., Воронова Н.В., Золотухин В.В. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека / Учебно-методическое пособие/ Ростов на/Д.: ООО «ЦВВР», 2001. 108 c. (5,4 п.л.)

7. Войнов В.Б., Кульба С.Н., Трушкин А.Г., Хренкова В.В., Золотухин В.В. Практикум по валеологии для высших учебных заведений /Учебно-методическое пособие/ Ростов на/Д.: ООО «ЦВВР», 2001. 252 c. (12,6 п.л.)

8. Войнов В.Б., Зенкова Т.Г., Кундупьян О.Л., Пономаренко Е.С. Концепция профильного класса. Специализация «биология - медицина» 10–11 классы. /Методическое пособие/ Ростов на/Д.: ООО «ЦВВР», 2004. 52 c. (2,6 п.л.)

Изобретения

1. Войнов В.Б., Неговора А.Н., Неговора С.П. Компьютерное тестирование параметров психического здоровья человека. // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2000611052. 19.10.2000

2. Кураев Г.А., Войнов В.Б., Золотухин В.В., Солотенко Ю.М. Устройство для измерения психофизиологических параметров человека. // Патент на полезную модель. №31718. Приоритет 19.02.03