2. Элементарной единицей человеческого социума, как и генератором культуры и основой матриархально-матрифеноменной эпохи в процессе эволюции, был не материнский род, который является сложной социобиологической и общественной структурой с развитой системой родства и межпоколенных связей, возникших в позднейший период антропогенеза. Не была ею и патриархальная семья. Элементарной единицей стала формировавшаяся еще в первобытном стаде и вмонтированная позже в матрилинидж (в матрилинию) дородовая добрачная материнская семья, которая дала старт социальному времени и послужила начальным детерминантом культуры.
Не отрицая до конца андроноцентричность стартовых «мгновений» культурогенеза, можно предположить, что Женщина-мать, образовавшая в рамках матрилиниджа дородовую добрачную материнскую семью, первой начала мифически модифицированное оформление обычных явлений жизни, а значит, и фиксацию исторического и культурного опыта (социального времени). Идеологической опорой дородовой добрачной материнской семьи мог быть смоделированный автором Комплекс (образ) матери-прародительницы, который в некотором смысле схож со свернутым в пространственно-временной круг унилатеральным матрилиниджем, и, возможно, являлся инструментом первичной инкультурации личности, трансляции межпоколенного коллективного социокультурного опыта и коллективного разума («сверх-я»). Комплекс мог состоять из семи наследственных материнских звеньев - от прапрабабушки «там и тогда» до правнучки «когда-то потом». Каждое из семи «Я» являлось множителем индивидуумов.
3. Андроноцентристская теория начальных этапов культурогенеза также выстроена на гипотетическом основании, и с культурологической и философской точек зрения это предоставляет возможность обратного хода: то есть возможность выдвинуть гипотезу о том, что не мужчина, а именно женщина-мать могла быть создателем психического, социального и материального преизбытка, которым отличается жизнь человека от жизни животных. Движущими силами генезиса культурных форм матриархально-матрифеноменной эпохи были материнский опыт, материнский разум, материнская прагматичная мысль, и только с падением матриархальности, но на ее импульсной базе в неолите начинается процесс непрерывных инновационных технологических скачков, преобразивших первобытное общество.
Сопоставление биогенетических и социокультурных реликтов свидетельствует, что матриархально-матрифеноменная эпоха в практиках своего социального бытия была стратифицированным организмом и включала в себя биосоциальную, социокультурную, технологическую, идеологическую функциональные подсистемы. В их рамках ускорялись морфофизиологические трансформации человека, изобретались новые технологии жизнеобеспечения, воспроизводства и коммуникативных связей.
4. Культура и социальность, формировавшиеся уже на биогенетических уровнях будущего человека, в матриархально-матрифеноменной эпохе получили новый виток развития через упорядоченную сексуальность и окультуривание половых отношений. Упорядочивание сексуальности было одной из целей ограничения промискуитетных связей с помощью первобытных брачных форм, табуированных норм и агамных мистерий, а также дислокального проживания полов, в реликтовом значении обозначенном как явление амазонства. Амазонство - это всепредставленная в антропогенетической и культурной истории человечества сексуально-поведенческая, морально-установочная и педагогическая мифологема (культурная система) матриархальной эпохи.
5. Религиозный опыт и религиозное чувство имманентны природе человека, а вспышка прарелигиозного сознания возникает с первым актом смыслотворения, произношением первого слова. Этим словом является звукоподражательная лалия-лепет, которая, ассоциируясь с привкусом материнского молока, становится первым нарицательным именем. От простейшей мифологемы «ма-ма», заслуживающей статуса первоверы, до полифонического мифа и обожествленного скульптурного образа - такова дистанция религиозности, преодоленная человеком в матриархально-матрифеноменную эпоху. Обожествленный фетиш матери-прародительницы в образе палеолитических Венер - это материализованная концепция семизвенного аллегорического Комплекса матери-прародительницы, сохранившая следы в мифологии народов мира.
6. Возникновение в конце матриархально-матрифеноменной эпохи религии и моногамного брака дало старт системной трансформации матриархальной культуры в мизогиническую патриархальную культуру и в патриархальный социум. Детерминированное природой преимущество материнского (женского) было ограничено новыми социальными институтами и технологиями, а главное - созданным вокруг женщины табуированным пространством. Женоненавистнические установки и юридические ограничения патриархата с точки зрения сегодняшних нравственных норм можно считать социокультурной калькой биологического неравенства полов. Патриархальная мизогиния - это вывернутая в культурное поле биология угнетения слабого сильным.
7. Изучение матрифеноменных аспектов доисторической культуры высвечивает некоторые этапы развития человечества, которые не укладываются в андроноцентристские схемы культуро-и антропогенеза. В рамках авторской концепции они требуют новой - социогендерной периодизации человеческой истории, которая автором видится состоящей из четырех эпох: патриноуменной, матрифеноменной, патримизогенической и квазифеминной. В первой, патриноуменной, эпохе антропоиды, организованные в стада или орды, оставались в целом едва рефлексирующими образованиями: только в ее финале в условиях созданной женщиной матерью дородовой добрачной материнской семьи культурогенез ускоряется. Матрифеноменная эпоха - это эпоха взрывного культурогенеза и социально-биологического величия женщины. Патримизогиническая (женоненавистническая) эпоха, стартовавшая в неолите, характеризуется колоссальными техническими достижениями и табуированным пространством вокруг женщины, определяющим ее во второсортный порядок. Начавшаяся в Средневековье и продолжающаяся до сегодняшнего дня квазифеминная эпоха - время серьезных, но не окончательных, гуманистических подвижек в социокультурных и морально-нравственных отношениях полов.
1. Фатыхов, С.Г. Реликты матриархально-матрифеноменных технологий жизни и быта [Текст] / С.Г.Фатыхов // Вестник Моск. гос. ун–та культуры и искусств. – 2009, № 3 (29). – С. 46–51 (0,8 п.л.).
2. Фатыхов, С.Г. Межпоколенная связь в доистории человека [Текст] / Фатыхов С.Г. // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал, – 2009, №8. – С. 26–28 (0,8 п.л.).
3. Фатыхов, С.Г. Матрифеноменные истоки прототехнических опытов первобытного человека [Текст] / С.Г.Фатыхов // Личность. Культура. Общество, Т. 11. – 2009. – Вып. 4 (51–52). – С. 493–499 (0,9 п.л.).
4. Фатыхов, С.Г. Матрифеноменный смысл ландшафтно-рукотворных святилищ [Текст] / С.Г.Фатыхов // Вестник Челяб. гос. ун–та. – 2009. – Вып. 15 (49). – С. 31–34 (0,8 п.л.).
5. Фатыхов, С.Г. Трансформации доминантного права и таврогамия [Текст] / С.Г.Фатыхов // Вестник Челяб. гос. ун–та. – 2010. – Вып. 16.–С. 45–49 (0,8 п.л.).
6. Фатыхов, С.Г. Обряды инициаций как акт творения традиций и социальной ответственности [Текст] / С.Г.Фатыхов // Обсерватория культуры. – М.: РГБ; «Информкультура». – 2010, № 2. – (0,8 п.л.).
7. Фатыхов, С.Г. Матриархально-матрифеноменные истоки любви и ее психобиологическая сущность [Текст] / С.Г.Фатыхов // Личность. Культура. Общество, – 2010. – Т. 12. Вып. 1 (53–54). – С. 334–339 (0,8 п.л.).
8. Фатыхов, С.Г. Проблема элементарного социума человека и начала смыслотворения [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. – 2009, № 4 (30). – С. 19–24 (0,8 п.л.).
9. Фатыхов, С.Г. Кибернетические уровни культуры: фантазии или реальность? [Дискуссионная статья о кибернетической шкале культурных этапов, предложенной С.Н.Гринченко] / С.Г.Фатыхов // Вестник Челяб. госуд. акад. культуры и искусств. – 2009. – № 3 (19). – С. 64–8 (0,5 п.л.).
Монографии:
10. Фатыхов С.Г. История женщины [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – 464 с.: ил. – (Библиотека философа: Философский андеграунд Урала) (24,3 п.л.).
11. Фатыхов, С.Г. Мировая история женщины: Опыт сравнительной фактографии [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. – 792 с.: ил. (83,16 п.л.).
12. Фатыхов, С.Г. Мировая история женщины: Хроно-культурологическое и фактографическое осмысление [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 944 с.: ил. (99,12 п.л.).
13. Фатыхов, С.Г. Новая археология матриархата. Социокультурный анализ реликтов: монография [Текст] / С.Г.Фатыхов; Челябинская государственная академия культуры и искусств; науч. ред. В.С.Цукерман. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 252 с.; ил. (17,25 п.л.).
Статьи, материалы докладов
14. Фатыхов, С.Г. Карнабский подземный водосборник [Акведук ранней античности и развалины храма богини Анахиты] / С.Г.Фатыхов, Б.С.Шалатонин // Материалы научно-технич. и теоретич. конференции (26–28 апреля 1976 г.). – Навои, 1978. – С. 130–134 (0,2 п.л.).
15. Фатыхов, С.Г. О почитаемых деревьях и камнях (из окрестностей г. Навои) [Языческие, матриархальные представления о необыкновенных объектах природы]. / С.Г.Фатыхов // Научно-технич. прогресс в развитии городов Узбекистана. – Навои, 1979. – С. 44–45 (0,2 п.л.).
16. Фатыхов, С.Г. «Святые» объекты природы в окрестностях г. Навои [О матриархальной сакрализации ландшафтных зон и объектов] / С.Г.Фатыхов, Б.Шалатонин // Научно-технич. прогресс в развитии городов Узбекистана. – Навои, 1979. – С. 39–40 (0,2 п.л.).
17. Фатыхов, С.Г. История женской красоты [Текст] / С.Г.Фатыхов. – «Звезда Востока». – 1993. – № 5–6. – С. 173–189. (0,8 п.л.).
18. Фатыхов, С.Г. Память веков на скалах [Петроглифы и матриархальные представления человека эпохи бронзы] / С.Г.Фатыхов. – «Узбекистон». – 1993. – №4. – С. 51 (0,3 п.л.).
19. Фатыхов, С.Г. О роли женщины в происхождении разума [Текст] / С.Г.Фатыхов // Социум и власть. – Уральская акад. гос. службы, НП «Институт развития города». – 2004. – №4. – С. 82–86 (0,6 п.л.).
20. Фатыхов, С.Г. Миф и магия как социальная предпосылка религиозности [Текст] / С.Г.Фатыхов // Социум и власть. – Уральская акад. госуд. службы, НП «Институт развития города». – 2005. – №.1. – С. 96–100 (0,8 п.л.).
21. Фатыхов, С.Г. Фетишизация и трансформация в женские божества матерей-прародительниц [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Вестник Челяб. госуд. акад. культуры и искусств. – 2005. – № 2 (8). – С. 157–164 (0,9 п.л.).
22. Фатыхов, С.Г. Социокультурные аспекты антропологии «женского» [Текст] / С.Г.Фатыхов // VI конгресс этногр. и антропологов России, СПб, 28 июня-2 июля 2005 г. Тез. докл. – Отв. ред. Ю.К.Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2005. – С. 293 (0,1 п.л.).
23. Фатыхов, С.Г. О «Мировой истории женщины» [Текст] / Автограф. – Челябинск-АРТ, 2005, № 3 (25). – 103 с.; ил. – С. 11–16 (0,8 п.л.).
24. Фатыхов, С.Г. Матриархальная семантика каменной графики неолита [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Вестник Челяб. госуд. акад. культуры и искусств. – 2006. – № 1 (9). – С. 157–164 (0,9 п.л.).
25. Фатыхов, С.Г. Тайны Игнатиевской пещеры [Гипотетическая реконструкция обрядов женских инициаций в палеолите] [Текст] / С.Г.Фатыхов // Живая планета. – «Веси». Изд. под патронатом Всемирной федер. ассоц. центров и клубов ЮНЕСКО). Екатеринбург. – 2007, №1. – С. 35–44 (0,8 п.л.).
26. Фатыхов, С.Г. Сакральные смыслы «Острова Веры» [Матриархальные памятники на озере Тургаяк] [Текст] / С.Г.Фатыхов // Живая планета. – «Веси». Изд. под патронатом Всемир. федер. ассоц. центров и клубов ЮНЕСКО). Екатеринбург. – 2008, №8. С. 90–94 (0,8 п.л.).
27. Фатыхов, С.Г. Зороастрийско-индоарийские и раннехристианские мотивы в семантике одного графического архетипа матери-прародительницы [Текст] / С.Г.Фатыхов // Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов: [сб. науч. тр.]. – Челяб. госуд. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ЧГАКИ: Гротеск, 2008. – 303 с. – (0,5 п.л.).
28. Фатыхов, С.Г. Мать-прародительница – кто она? [Текст] / С.Г.Фатыхов // Женская гендерная история Отечества: новые проблемы и перспективы. – Материалы межд. науч. конференции. 19–21 июня 2009 г., г. Петрозаводск. – Ин–т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. – М.: ИЭА РАН, 2009. – С. 37–38 (0,1 п.л.).
29. Фатыхов, С.Г. Богиня на скале – кто она? [Расслоение матриархальных смыслов] / С.Г.Фатыхов // Живая планета. – «Веси». Издается под патронатом Всемирной федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО). Екатеринбург. – 2009, №6 (54). С. 23–28. (0,8 п.л.).
30. Фатыхов, С.Г. Матрифеноменность матриархальной эпохи [Текст] / С.Г.Фатыхов. – VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 1–5 июля 2009 г. // редк.: В.А.Тишков [и др.]. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 600 с. – С. 527.
31. Фатыхов, С.Г. Матриархальная семантика уникального петроглифа урочища Сармыш [Текст] / С.Г.Фатыхов. – VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 1–5 июля 2009 г. // редк.: В.А.Тишков [и др.]. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. – 600 с. – С. 527.
32. Фатыхов, С. Генетический код поэзии [Общекультурная проблематика современности, авестийская этимология и топонимика матриархальных времен] [Текст] / Салим Фатыхов, Нина Ягодинцева // Вестник Челяб. госуд. акад. культуры и искусств. – 2010. – № 1 (21). – С. 104–112 (0,9 п.л.).
33. Фатыхов, С.Г. Мегалиты Южного Урала как историко-культурное и природное наследие региона [Мегалиты, женские божества и символы] [Текст] / С.Г.Фатыхов. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Грибушинские чтения-2011». – Кунгур, 2011 г.
34. Fatykhov, S. History Engraved in Stone [Обзор петроглифов матриархальной эпохи] / Uzbekistan Airways, 1993, №4. – Р. 51.