2. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава как часть их философии имеет синкретический характер. Синтез древнегреческой, средневековой мусульманской философии, философских и теологических идей различных религий формирует рациональный подход к решению социальных проблем.
3. Общность социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определяется ее системой и конструкцией. Она включает в себя парадигму соотношений и связь важнейших понятий, теорий, методов и принципов. К их числу относятся: «та´вил» - аллегорический метод интерпретации; конструкция метакатегории «захир-батин» - экзотерический и эзотерический смыслы; теория эманации и космогония вместе с некоторыми другими метафизическими идеями, объясняющими иерархическое построение мира в целом и общества людей; теория тождества микро- и макрокосма, где человек занимает основное место как главный образующий фактор общества; теория двойственности (дихотомности), которая создана на основе идеи синтеза духовного и светского в сущности человека, она касается и социальной жизни человека; математизация в порядке мира Вселенной и социального мира через теорию чисел, заимствованную у пифагорейцев.
4. Структура общества у «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава многомерна и представляет собой совокупность множества различных слоев со своими отличительными знаками. Общество также характеризируется единством своего организма через структурирование слоев социума в иерархию. Общественная же сбалансированность достигается путем развития элементов общества через самосовершенствование с помощью «‘акл» («разум») и «‘илм» («знание, науки»), которые являются главными критериями для определения статуса человека в обществе, из чего исходит и смысл «хасс» («элиты») и «‘амм» («массы»).
5. «Ихван ас-сафа» выделяют два вида государства: государство добродетельных людей и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, сменяют друг друга. Насир Хусрав конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке, но косвенно она нашла отражение в его произведениях через его отношение (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих». В утопической форме «мадина» рассматриваются и функции государства. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют три вида условных органов государственного управления: законодательный - «намус» и «конуни илохи» («божественный закон»); исполнительный - «хукумат» («правительство»); судебная власть - «казий». Все формы государственного устройства предназначены для достижения общего блага, гармонично связанного с личными интересами граждан страны.
6. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав используют термины «табака», «мартаба» или «синф» в значениях общественного слоя, класса, разряда и категории населения. Они классифицируют социальные группы в соответствии с духовным принципом совершенствования души и степени способности каждой из них к восприятию материального мира. Индивиды, группы и общества - это три реальности, и они взаимосвязаны. Взаимоотношения групп в обществе «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав развивают через разъянение совокупности связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы.
7. При анализе проблемы индивида «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют аспекты, связанные с вопросом соотношения и взаимодействия духовного, биологического, социального и приобретенного и унаследованного в человеке. Тезис об индивиде обосновывается «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом в их концепции о пророке и имаме как харизматических личностях, играющих особую роль в мусульманском обществе. В работе со ссылкой на структуру учения исмаилизма и его социальной философии на примере Насира Хусрава обосновывается принадлежность авторов Посланий к исмаилитам.
8. «Ихван ас-сафа» делят власть и закон в соответствии с их происхождением на естественные и божественные. Проблемы власти и политики Насиром Хусравом рассматриваются в ракурсе возвышения и обоснования власти пророка и имама и как оппонентов властвующих, стоящих во главе государства. Подобный подход имеет место и во взглядах «Ихван ас-сафа», но только с той разницей, что они явно не склоняются в сторону утверждения власти конкретного имама. «Ихван ас-сафа» разделяют «сийаса» в общих чертах на телесную («ас-сийасат-ул-джисманийа») и духовную («ас-сийасат-ун-нафсанийа»). Насир Хусрав не классифицирует политику. Его трактовка проблем, связанных с политикой, вытекает из отношения мыслителя к правителям своего времени, с одной стороны, и к пророческой миссии, роли пророка и имама как харизматических лидеров в управлении обществом, с другой.
9. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав опираются на такие категориальные основы свободы человека, как предопределенность воли человека в рамках воли Бога и независимая воля человека. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав волю Бога толкуют по кораническому Его повелению «кун» («будь!») для сотворения мира. Далее свою волю проявляет Всеобщая Душа, которую они приравнивают к природе, считают властелином материального мира, в том числе и людей. Ставится граница между божественной и человеческой волей, но открывается возможность свободных действий человека в реальной жизни.
«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав в рамках закона общества настаивают на необходимости смирения человека, как и на его законопослушности и подчиненности. Они не призывают людей к пассивному образу жизни, а задачу человека видят в труде и добывании счастья собственными руками.
10. Понятия этики, морали и нравственности объединены в этических учениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава под общим понятием «хулк» (мн.ч. «ахлак»), что значит «характер, натура, нрав, нравственность, этика». В этических взглядах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава почти отсутствуют традиционные указания на то, что надо вести себя нравственно, и на то, как стать благочестивым, а преобладает философское осмысление вопросов, связанных с нравственностью человека.
«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав связывают нравственность с формированием и совершенствованием души человека. Этика и нравственность Насира Хусрава соприкасаются с практическим анализом вопроса о благе и счастье общественного человека. Добро и зло рассматриваются ими как ценностные категории, возвышающиеся над другими сферами освоения мира, как важнейшие элементы определения состояния жизни и деяний человека, с одной стороны, и норм его поведения, с другой.
1. Аллегорическая интерпретация философских и теологических проблем в исмаилизме. – Душанбе: Дониш, 2008. – 219 с. (13,7 п. л.).
2.Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ). – Душанбе: Ирфон, 2011. – 329 с. (20,5 п. л.).
Статьи, опубликованные в журналах, реферируемых ВАК:
1. Древнегреческая философия и ее влияние на «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (на примере социальных идей) // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. 2008. № 4. С. 14 -20.
2. Методологические принципы структурализации учения исмаилизма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. С. 42 -47.
3. Идея о Боге во взглядах Насира Хусрава и Рене Декарта // Вестник Таджикского национального университета. 2009. № 3 (51). С. 99-105.
4. Проблемы воли и свободы в воззрениях «Ихван ас-сафа» // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. 2009. № 3. С. 48-52.
5. Некоторые аспекты морально-этических норм и принципов в воззрениях Насира Хусрава // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. №4. С. 66-71.
6. «Ихван ас-сафа» о некоторых аспектах вопросов о праве, власти и политике // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова. Серия: гуманитарные науки. 2011. №1 (25). С. 182-193
7. О некоторых проблемах этики «Ихван ас-сафа» // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2011. № 1 (31). С. 56-64
Статьи, опубликованные в других журналах и изданиях:
9. «Тавхидная» теология Насира Хусрава // Паёми Донишгох (Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева). 1998. №2. С. 52-59.
10. Структурные особенности учения исмаилизма // Паёми Донишгох (Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева). 1999. №2. С. 27-38.
11. О некоторых аспектах проблемы времени в исмаилизме // Паёми Донишгох (Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева). 1999. №4. С. 36-41.
12. Свобода воли во взглядах «Ихван ас-сафа» // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: отделение общественных наук. 2001. № 2. С. 68-79.
13. Суд перед королем джиннов: животный мир против человечества. Перевод, примечания и комментарий к фрагменту из Посланий «Ихван ас-сафа» // Личность и общество: Учебник. Проект «Человековедение». Душанбе, 2003. С. 351–358.
14. «Ихван ас-сафа» и их идеи по формированию общества // Тезисы. XXXVII Международный конгресс азиатских и североафриканских исследований (ICANAS). М., 2004.
15. Дин ва дунёи инсон аз нигохи Носири Хусрав (на тадж. яз.). (Сакральное и секулярное человека на взгляд Насира Хусрава) // Носири Хусрав. Дируз, имруз ва фардо. Nasir Khusraw. Yesterday. Today. Tomorrow. Худжанд, 2005. С. 53-59
16. «Ихван ас-сафа»: общество, его возникновение и развитие // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: отделение общественных наук. 2006. № 4. С. 96-107.
17. The Ethical Rights and Principles of Nasir Khusraw. Theses. Advancing theory and practice: abstracts prepared by 2006-2007 visiting scholars. 2007, Washington, D.C.
18. Проблемы власти и политики во взглядах Насира Хусрава // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: отделение общественных наук. 2008. №2. С. 74-80