- Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования выступает как специально поставленная педагогическая задача, отражающая социальный заказ, - обеспечить становление инновационной личности с развитым диалогическим сознанием, активной мотивированностью на диалоговый стиль общения, открытой к сотрудничеству и способной к субъект-субъектному взаимодействию. Особенность указанной задачи заключается в реализации метамодели обучения, при которой социальная активность, востребованность и личная культура выступают мощным фактором социализации личности, развития ее когнитивных и коммуникативных способностей.
- Коммуникативное лидерство - это интегративная характеристика личности, в качестве обязательного компонента которой выступает коммуникативная культура. Коммуникативное лидерство определяется языковой компетенцией 1) высоким уровнем культуры речи (правильная речь - знание норм литературного языка, устойчивые навыки их использования); 2) коммуникативной компетенцией (хорошая речь - выбор и организация языковых средств в соответствии с речевым жанром, стилем, типом речи - содержательность, точность, ясность, логичность, богатство речи, эрудированность, умение определять цель общения, ориентироваться в речевой ситуации и др.); 3) поведенческой компетенцией (эффективная речь - уместность и запланированная результативность, умение создавать непротиворечивый текст, умение учитывать фактор адресата речи; умение прогнозировать развитие диалога; умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу, умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности, умение выбирать и эффективно использовать речевые стратегии и тактики управления речевым поведением партнера по общению, не нарушая коммуникативного равновесия и др.)
- Формирование коммуникативного лидерства может быть реализовано с помощью лингводидактической модели, коммуникативной по целям, деятельностной по способам учебных действий, отражающей особенности, специфику и миссию учебного предмета, которые в совокупности способствуют созданию качественно новой образовательной методики. Под метамоделью обучения мы понимаем систему концептуальных и методических содержательно-структурных компонентов смежных наук, объединенных на основе интегративного, когнитивно-функционального признака в единое целое по развитию лидерского потенциала, рассматриваемого в исследовании как системообразующее личностное свойство, которое определяется следующими основными критериями: 1) высокой мотивацией быть субъектом деятельности; 2) развитыми интеллектуальными, коммуникативными, суггестивными способностями; 3) креативностью как готовностью к порождению принципиально новых идей; 4) трансцендентностью, 5) эмпатийностью, 6) толерантностью, 7) конгруэнтностью, 8) конструктивностью, 9) неконфликтностью, 10) совместностью или восприятием себя частью социума, коллектива, 11) рефлексивностью и др.
- Педагогическая диалоговая система реализации метамодели формирования коммуникативного лидерства включает в себя: 1) цели и задачи обучения (субъектность) - мотивационно-целевой компонент; 2) содержание учебного предмета а) с учетом инварианта как «стандартизированного» уровня знаний, необходимого, но недостаточного для оптимального овладения диалогической компетентностью, а также б) варианта, включающего в себя в качестве «сопутствующего» содержание, расширяющее возможности развития культуры речевой деятельности будущего коммуникативного лидера (содержательный компонент), 3) методы, средства, формы деятельности (лекции-дискуссии, семинары-дебаты, риторические задачи, ролевые, деловые игры, брейнсторминг, метод кейсов, «Информационный лабиринт» (разбор деловой корреспонденции) и др.) - процессуально-деятельностный компонент; 4) уровни владения диалогической компетентностью - результативно-корректирующий компонент, определяющий критерии оценки, анализ и самоанализ на разных этапах формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций в соответствии с уровнями развития ЯЛ.
- С помощью методики развития интеллектуальных и личностных навыков деятельности учащиеся должны научиться создавать свой текст определенного речевого жанра (РЖ) - речь-представление, речь-отчет, речь-мнение, речь-предложение и др. в соответствии со статусно-релевантными отношениями («руководитель-подчиненный», «партнер-партнер» и др.), сферой, темой, ситуацией общения и выступать в социально-ролевой позиции Автор, Слушатель, Эксперт. Среди всех видов коммуникативно-деятельностной методики обучение речевой деятельности по освоению социально-ролевого опыта в указанных речевых позициях относится к числу специфически личностных, ценностно-ориентирующих в плане формирования коммуникативного лидерства. Дидактически важно научить студентов оценивать РЖ в качестве инструмента согласования коммуникативно-речевой деятельности адресанта и адресата речи, поскольку жанры привносят в речевую практику системность, нормированность, некий стандарт и семиотическое начало, способствующее более эффективному обмену смыслами.
- Поскольку речевая деятельность в диалоге разворачивается по модели: цель - замысел - текст - реакция, нами выявлены основные критерии, определяющие сформированность риторических умений коммуникативного лидера. Наименее разработанной, но весьма востребованной в диалоговой системе высшего профессионального образования является методика развития рефлексивных навыков и формирования умений выступать с позиции Эксперт, в которой обнаруживает себя специфическая человеческая потребность осмыслить собственную учебную деятельность и ее продукт - текст. Большинство студентов не приучены к системному и систематическому осмыслению своей деятельности. Использование метода рефлексопрактики и игрорефлексики активизирует развитие критичности мышления.
- Главным инструментом реализации коммуникативно-лидерских качеств является речь. Речевая деятельность - деятельность текстовая. Текст есть предмет и продукт управленческого труда. Человек, выступающий в роли автора текста, раскрывается в нем как личность определенного склада ума, образования, темперамента, характера, уровня культуры. Методической целью тексториентированной, интердискурсивной системы работы по формированию диалогической компетентности коммуникативного лидера является не заучивание правил, объясняющих способы создания текста, а воспроизведение в обучении дидактических ситуаций приобретения коммуникативного опыта, востребованного в будущей профессиональной деятельности.
- Занять положение лидера в общении способен человек, умеющий выступать в роли уверенного носителя определенной модели речевого поведения, знающий лингвориторические законы влияния на аудиторию, владеющий навыками аналитико- синтетической работы с информацией, умеющий ее анализировать, интерпретировать. Одним из важных профессионально речевых навыков коммуникативного лидера является умение диалогизировать монолог с помощью специальных лингвистических и экстралингвистических приемов построения речи, поэтому одной из главных дидактических задач по формированию коммуникативного лидера является задача научить студентов строить монологическое высказывание как диалог с помощью специальных языковых контактоустанавливающих средств.
- Выбор экспериментальных технологий формирования коммуникативного лидерства обусловлен задачей реализации главной педагогической цели - развитие субъектности как внутренней проактивной способности личности ставить и решать высокие цели; своевременно инициировать инновационные решения в нестандарных ситуациях; позитивно с помощью речи управлять группой. Пропедевтика, корректировка и систематизация знаний учащихся по культуре речи и наращивание их культурно-речевой компетентности в целом предопределила выбор языкового материала, систему методической работы: с ним а) действовать с помощью речи - значит реально участвовать в специально организованных ролевых и деловых играх; б) дидактический материал служит цели формирования профессиональной мотивации к приобретению лингвистических знаний. Творчество по правилам не снижает методический потенциал экспериментальной программы обучения, на каждом этапе которой выделены доминанты, позволяющие задавать любые комбинации для речевой импровизации.
- Доминантные квалификационные характеристики коммуникативного лидера релевантны следующим компетентностным критериям: а) речь лидера максимально персонифицирована, поскольку она имплицитно выражает личность говорящего; б) адресна, т.к. она всегда ориентирована на конкретную аудиторию; в) авторитетна в силу своей иерархической значимости; г) рефлексивна, т.е. связана с оценкой и самооценкой. Акцент с конечных результатов процесса становления коммуникативного лидерства смещается в плоскость творческого бесконечного саморазвития и переосмысления. Главным методическим результатом обучения русскому языку и культуре речи является сформированная ЯЛ коммуникативного лидера, основным критерием педагогической диагностики которой является шкала «эффективно/неэффективно».
1.Черкашина Т.Т. Менеджер как субъект языка и культуры: Монография. – М.: Издательский дом «Додэка-XXI», 2008. – 183 с. (5,6 п.л.)
2.Черкашина Т.Т. Роль новых педагогических технологий в совершенствовании учебного процесса // Т.М. Балыхина, О.Д.Митрофанова, Л.А. Константинова, Т.Т. Черкашина и др. – Тула: Гриф и К, 2009 – 162 с. – С. 105-108. (10,2 / 0,3 п.л.)
3.Черкашина Т.Т. Коммуникативная компетенция менеджера и проблемы формирования культуры диалога в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи: метаметодический подход: Монография. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2010. – 299 с. (18,7 п.л.)
4.Черкашина Т.Т. Формирование коммуникативного лидера: метаметодика диалога. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011 – 290 с. (18,2 п.л.)
Публикации в научных рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ
5.Черкашина Т.Т. Некоторые приемы формирования мотивации при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»: лингводидактический аспект // Известия ТулГУ. – Серия: Язык и литература в мировом сообществе. – 2006. – Вып.11: Актуальные вопросы теории и методики преподавания русского языка и литературы. – С. 290-300 (0,7 п.л.)
6.Черкашина Т.Т. Диалог как основа новой образовательной парадигмы с точки зрения соотнесения потребностей практического менеджмента и коммуникативных навыков специалиста // Вестник университета (ГУУ). – Серия: «Развитие отраслевого и регионального управления». Раздел «Образовательная среда университета». – 2007. – № 3 (21). – С. 46-52 (0,4 п.л.)
7.Черкашина Т.Т. Эвристические методы обучения как основа педагогической инноватики // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2008. – № 4. – С. 20-23. (0,3 п.л .)
8.Черкашина Т.Т. Становление коммуникативного лидера: лингвопрагматический аспект // Научно-политический журнал «Государственная служба». - 2008. - №4 (54). – С.108-113. (0,4 п.л.)
9.Черкашина Т.Т. Диалог концепций нового образования: тенденции и перспективы // Вестник университета (ГУУ). – Серия: «Развитие отраслевого и регионального управления». Раздел «Современная образовательная среда университета» - 2008. - №4 (14). - С. 272-275. (0,3 п.л.)
10.Черкашина Т.Т. Контекст реализации диалога как специальной формы речепорождающей культуротворческой деятельности // Вестник университета (ГУУ). – Серия: «Развитие отраслевого и регионального управления». Раздел «Образовательная среда университета» - 2008. - №6 (16). – С. 221 – 224. (0,3 п.л.)
11.Черкашина Т.Т. Совмещение «чужого» и «своего» текстов в диалоге или к вопросу формирования у студентов-экономистов навыков интерпретации // Вестник университета (ГУУ). – Серия: «Развитие отраслевого и регионального управления». Раздел «Образовательная среда университета» - 2008. - №7 (17). – С. 291-297. (0,4 п.л.)
12.Черкашина Т.Т. Текстуально-диалогическая природа образовательного дискурса: метаметодический подход к формированию языковой личности менеджера // Вестник университета (ГУУ). Раздел «Современная образовательная среда университета». – 2009. - № 10. – С.325-331. (0,4 п.л.)
13.Черкашина Т.Т. Метамодель формирования текстуально-диалогической компетентности студентов-экономистов: система упражнений // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: «Вопросы образования: языки и специальность» – 2011.-№1. – С.90-95. (0,4 п.л.)
14.Черкашина Т.Т. Текст как дидактическая единица обучения русскому языку и культуре речи студентов-экономистов: переход от интертекстуальности к интердискурсивности Вестник университета (ГУУ). Раздел «Современная образовательная среда университета». – 2010. - № 26. – С. 197-201 (0,4 п.л.)
15.Черкашина Т.Т. Психолого-педагогические условия формирования языковой личности диалогического типа // Мир науки, культуры, образования. Вестник Горно-Алтайского университета.- 2010. - № 6 (25). Ч.2. – С.202-205 (0,4 п.л.)
16.Черкашина Т.Т. Психолингвистические модели интерпретации: текстуально-диалогический характер речемыслительной деятельности// Известия ТулГУ. –гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.- С. 527-536 (0,4 п.л.).
17.Черкашина Т.Т. Критерии оценки уровня сформированности диалогической компетентности студентов-экономистов// Вестник ТГПУ.- 2011.- Вып. 2. – С.124-129. (0,4 п.л.).
18.Черкашина Т.Т. Интегративный подход к построению метамодели обучения русскому языку и культуре речи студентов-экономистов //Вестник Горно-Алтайского университета.- 2011. -№ 1 (26).- С.125-129. (0,4 п.л.)
19.Черкашина Т.Т. Компетентностный подход к формированию коммуникативного лидера в менеджмент-образовании // Вестник университета (ГУУ). Раздел «Современная образовательная среда университета». – 2011.- № 1. – С.127-131. (0,4 п.л.))
Научные статьи и тезисы докладов
20.Черкашина Т.Т. Об особенной роли менеджера как адресанта речи // Международная научная конференция «Русский язык и культура (изучение и преподавание)»: Сборник. – М.: Экон, 2000. – С.328 – 331. (0,3 п.л.)
21.Черкашина Т.Т. К вопросу о коммуникативной направленности подготовки менеджеров нового поколения. Тезисы докладов на межвузовской научно-практической конференции «Обновление содержания и методов обучения русскому языку при подготовке специалистов в области международных отношений». – М.: МГИМО, 2001. – С. 45-47. (0,2 п.л.)
22.Черкашина Т.Т. Культура речи как составная часть практического менеджмента. // Сборник научных статей «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». – М.: Издательский центр ГУУ, 2001. – С. 13-18. (0,4 п.л.)
23.Черкашина Т.Т. Менталитет как концепт духовной культуры делового человека // Доклады и сообщения участников VIII-й Международной конференции «Новое в теории и практике описания и преподавания русского языка». - Варшава: Издательство Artico Artur Rubin, 2001. – С. 395-403. (0,6 п.л.)
24.Черкашина Т.Т. Лингвокоммуникативный подход к осмыслению роли менеджера как адресанта речи // Материалы международной научно-практической конференции «Языковая подготовка специалистов в техническом вузе». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. – С. 111-116. (0,5 п.л.)
25.Черкашина Т.Т. Лакуны в межкультурной коммуникации. Лингвистический аспект // Материалы международной конференции «Проблемы гуманизации и роль исторической науки в процессе подготовки студентов». – М.: Изд-во РУДН, 2001. – С. 164-173. (0,9 п.л.)
26.Черкашина Т.Т. Лингвориторический аспект гуманизированной модели университетского образования в области менеджмента // Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах: Тезисы докладов участников VI-й Международной научной конференции по риторике. – М.: МГПУ, 2002. – С. 119-120. (0,1 п.л.)
27.Черкашина Т.Т. Риторизация предмета «Русский язык и культура речи» и ее роль в реализации концепции университетского образования // Иностранные языки и диалоги культур: Сборник научных статей / под ред. А.Ф. Зиновьевой. – М.: Издательский центр ГУУ, 2002. – С. 47-53. (0,4 п.л.)
28.Черкашина Т.Т. Диалог в управленческой культуре//Актуальные проблемы управления. -2002: Материалы международной научно-практической конференции. Вып.5/ГУУ.- М., 2002, С.351-352 (0,2 п.л.)
29.Черкашина Т.Т. Место риторики и культуры речи в системе профессиональной подготовки менеджеров // Тезисы 7-й Международной конференции по риторике «Риторика в системе гуманитарного знания». – М.: Изд-во Гос. ин-та русского языка им. А.С. Пушкина, 2003.– С. 359-361. (0,2 п.л.)
30.Черкашина Т.Т. Толерантность как проявление коммуникативной категории субъектности //Актуальные проблемы управления. – 2003: Материалы международной научно-практической конференции: Вып.4/ГУУ. – М., 2003,С.294-296, (0,5 п.л.)
31.Черкашина Т.Т. Некоторые методы формирования мотивации при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» студентами-экономистами // Сборник научных материалов межвузовского совещания-семинара «Преподавание курса «Русский язык и культура речи» российским студентам вузов негуманитарного профиля/Под ред. проф. Л.М. Понизовской. – М.: издательский комплекс МГУПП, 2003. с. 44 (0,2 п.л.)
32.Черкашина Т.Т. Толерантность как один из риторических принципов модернизации университетского образования в области менеджмента // Риторика в модернизации образования: Материалы докладов участников VIII-й Международной научной конференции по риторике. – М.: Изд-во МПГУ, 2004. – С. 249-252. (0,3 п.л.)
33.Черкашина Т.Т. О практических подходах к формированию мотивации при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» // Сборник научных статей. Иностранные языки и межкультурный менеджмент. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2004.– С. 176-184. (0,6 п.л.)
34.Черкашина Т.Т. Креативная языковая компетенция менеджера // Тезисы докладов Международной конференции «Образование через науку». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – С. 600-601. (0,2 п.л.)
35.Черкашина Т.Т. Коммуникативная компетенция менеджера: проблемы формирования в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании. – М.: Изд-во Гос. ин-та русского языка им. А.С. Пушкина, 2006. – С. 158-160 (0,5 п.л.)
36.Черкашина Т.Т. Риторическая грамотность менеджера // Актуальные проблемы управления: Материалы Международной научно-практической конференции. Секция «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2006. – с. 290-292. (0,2 п.л.)
37.Черкашина Т.Т. Риторическая грамотность менеджера//Иностранные языки и межкультурная коммуникация: Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2006». - М.: Издательский дом ГОУВПО « ГУУ», Вып. 6, 2006.- С. 290-292. ( 0,1п.л.)
38.Черкашина Т.Т. Эмоциональность как фактор личностно-ориентированной технологии обучения РКИ// Форум русистов России, стран северной Африки, Ближнего Востока: сборник научно-методических статей и сообщений. – Каир-Москва.: - М.: Изд-во РУДН,2006. – С. 181-186.(0,5 п.л.)
39.Черкашина Т.Т. Профессиональная коммуникативная компетенция менеджера в контексте новой этико-речевой парадигмы // Материалы XI –го Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Мир русского слова и русское слово в мире.- София.:Heron Press Sofia, 2007. – С .410-416. (0,4 п.л.)
40.Черкашина Т.Т. Диалогизация образовательной деятельности: философские и культурологические основания//Иностранные языки и межкультурная коммуникация: Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2007». - М.: Издательский дом ГОУВПО « ГУУ», Вып. 6, 2007. – С. 275-278. (0,3п.л.)
41.Черкашина Т.Т. Современный образовательный дискурс: новация или деформация? (статья)// Международная конференция «Русский язык и русская культура. Разнообразие теорий и практик». – Washington.: D.C., 200036, Oktober 2007. – С. 258-262.(0,4п.л.)
42.Черкашина Т.Т. Культура речи менеджера в контексте повышения качества подготовки управленческих кадров//Материалы докладов участников XI-ой Международной научно-методической конференции «Риторика и культура в современном информационном обществе». Т.2.- Ярославль.: Типография «Канцлер», 2007.- С. 171-174.(0,3п.л.)
43.Черкашина Т.Т. Интернет-диалог: реальность и перспективы системной языковой манипуляции//Секция «Этика природопользования и институциональная экология»: Материалы XVI-х Международных образовательных Рождественских чтений. - М.: Издательство ГОУВПО «ГУУ», 2008. – С. 216-219 (0,3 п.л.)
44.Черкашина Т.Т. Мировоззренческий и методический потенциал диалога // Иностранные языки и межкультурная коммуникация: Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2008». Вып. 2. 2008. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2008. – С. 91-94 (0,3 п.л.)
45.Черкашина Т.Т. Формирование инновационной образовательной среды и профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в области управления // Материалы XII-ой Международной научной конференции по риторике «Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов». – М.: Типография МПГУ, 2008.-С. 364-369. (0,3 п.л.)
46.Черкашина Т.Т. Диалог как «ожидание смысла»: философские и методические перспективы обучения интерпретации. – Славистика, 2008
47.Черкашина Т.Т. Диалог как событие и взаимодействие поликультурной языковой личности: лингводидактический аспект// Русская культура в контексте глобализационных процессов: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2009».- М.: Издательский дом ГОУВПО «ГУУ», Вып. IV, 2009.- С. 256-260. (0,3 п.л.)
48.Черкашина Т.Т., Диденко В.Д. Эвристический потенциал культурологического знания и роль кафедры культурологии в системе менеджмент-образования// Русская культура в контексте глобализационных процессов: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2009».- М.: Издательский дом ГОУВПО «ГУУ», Вып. IV, 2009.- С.223-229. (0,5 п.л.)
49.Черкашина Т.Т. Лингводидактический инструментарий формирования умений по созданию риторического текста// Тезисы докладов и статьи VI Международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2009 г. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2009.- С. 235-237. (0,2 п.л.)
50.Черкашина Т.Т. Лингвокультурологический подход к формированию поликультурной языковой личности и проблемы обучения кросскультурному диалогу // Роль языка в международном общении: Сборник статей Международной научно-практической конференции «Россия-Запад – Восток. Политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность» / Поволжский гос. ун-т сервиса.- Тольятти.: Изд-во ПВГУС,2009. - С. 304-308. (0,3 п.л.)
51.Черкашина Т.Т. Формирование коммуникативной компетенции лидера управленческого диалога: лингводидактический аспект // Материалы Международной научно-практической конференции «Лингвокультурологические и лингвострановедческие аспекты теории и методики преподавания русского языка» 23-25 апреля 2009 г.- Тула.: Изд-во ТулГУ, 2009. С. 395-401. (0,4 п.л.)
52.Черкашина Т.Т. Коммуникативно-деятельностный подход в методике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» как преодоление основного противоречия современной лингводидактики//Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 13 / под ред. Проф. А.А. Ворожбитовой. – Сочи.: РИО СГТУТиКД, 2009. С. 189-196. (0,5 п.л.)
53.Черкашина Т.Т. Лингвориторическая компетенция как качественная характеристика речемыслительной деятельности языковой личности: дискурсивный подход// Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 13 / под ред. Проф. А.А. Ворожбитовой. – Сочи.: РИО СГТУТ КД, 2009. С. 196-204. (0,6 п.л.)
54.Черкашина Т.Т. Диалогичность как возможность преодоления педагогического эгоизма// Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве» 21-23 января 2009 г. – М. / под ред. В.А. Аннушкина. – М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. с. Черкашина Т.Т. Психолого-педагогические предпосылки формирования личности диалогического типа // Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика». – Астрахань.: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 187-188. (0,1 п.л.)
55.Черкашина Т.Т. Текстуально-диалогическая природа становления субъектности человека: лингвориторический аспект// Материалы XVII научно-практической конференции «Риторика диалога: развитие субъектности: содержание и практики» 31 октября 2009 г. – Пермь: ЗУУНЦ, 2009. - С.69-74
56.Черкашина Т.Т. Психолого-педагогические условия личностного саморазвития: речь как инструмент и индикатор самостроительства // Международная научно-практическая конференция «Городская культура в XXI веке: стратегии инновационного развития». – Сызрань – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 106-110 (0,3 п.л.)
57.Черкашина Т.Т. Коммуникативно-деятельностный подход в методике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» как перспектива преодоления основного противоречия в современной лингводидактике // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – модернизация и инновации в экономике». – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2010. – С. 28-32. (0,2 п.л.)
58.Черкашина Т.Т. Условие и методическая перспектива построения модели языковой личности диалогического типа в контексте управленческого дискурса // Межкультурная коммуникация и лингвокультурология: инновационные проекты в профессионально ориентированном обучении иностранных слушателей в условиях глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2010. – С. 189-192 (0,3 п.л.)
59.Черкашина Т.Т. Диалогическая компетентность как показатель профессиональной пригодности студента-экономиста: критерии диагностики// Тезисы докладов научно – практической конференции. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – С. 447-450 (0,2 п.л.)
60.Черкашина Т.Т. Лингводидактические приемы обучения культуре диалога//Сборник научных трудов, посвященный юбилею члена-корреспондента Российской академии образования и Российской академии словесности, доктора филологических наук, профессора Ольги Даниловны Митрофановой. В двух томах. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010, Том 2. – С.274-282 (0,45 п.л..)
61.Черкашина Т.Т. Текстуально-диалогический подход к формированию коммуникативной компетентности// Материалы XV-ой Международной научной конференции по риторике «Риторика как предмет и средство обучения». – М.: Типография МПГУ, 2011.-С. 330-332 (0,3 п.л.)
Учебные и учебно-методические работы, образовательные программы
62.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи менеджера: Программа курса. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 15 с. (1,1 п.л.)
63.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи юриста: Программа курса. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 15 с. (1,1 п.л.)
64.Черкашина Т.Т. Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «ГУУ», 2007. – 17 с. (1,2 п.л.)
65.Черкашина Т.Т. Работа над ошибками в речи юриста. Практикум по культуре речи (учебное пособие). – М.: Флинта: Наука, 2003. - 151 с. (11 п.л.)
66.Черкашина Т.Т. Работа над ошибками в речи юриста. Практикум по культуре речи. - 2-е изд. доп. - (учебное пособие). М.: Издательство Национального института бизнеса. – Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 – Юриспруденция, 2004. – 176 с. (12 п.л.)
67.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи менеджера: Учебное пособие. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 58 с. (4,3 п.л.)
68.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи юриста: Учебное пособие. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 58 с. (4,3 п.л.)
69.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи менеджера: Учебное пособие: работа с текстом. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 49 с. (3,1 п.л.)
70.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи юриста: Учебное пособие: работа с текстом. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 49 с. (3,1 п.л.)
71.Черкашина Т.Т. Контрольная работа № 1 по дисциплине «Культура профессиональной речи менеджера». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 7 с. (0,4 п.л.)
72.Черкашина Т.Т. Контрольная работа № 1 по дисциплине «Культура профессиональной речи юриста». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2004. – 7 с. (0,4 п.л.)
73.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи менеджера. Работа над ошибками. Учебно-практическая рабочая тетрадь. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 81 с. (5,9 п.л.)
74.Черкашина Т.Т. Культура профессиональной речи юриста. Работа над ошибками. Учебно-практическая рабочая тетрадь. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 81 с. (5,9 п.л.)
75.Черкашина Т.Т. Контрольная работа по дисциплине «Культура профессиональной речи менеджера». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 13 с. (0,8 п.л.)
76.Черкашина Т.Т. Контрольная работа по дисциплине «Культура профессиональной речи юриста». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 12 с. (0,8 п.л.)
77.Черкашина Т.Т. Практическая работа № 2 по дисциплине «Культура профессиональной речи менеджера». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 8 с. (0,6 п.л.)
78.Черкашина Т.Т. Практическая работа № 2 по дисциплине «Культура профессиональной речи юриста». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 8 с. (0,6 п.л.)
79.Черкашина Т.Т. Зачетная работа по дисциплине «Культура профессиональной речи менеджера». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 29 с. (1,9 п.л.)
80.Черкашина Т.Т. Зачетная работа по дисциплине «Культура профессиональной речи юриста». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 28 с. (1,8 п.л.)
81.Черкашина Т.Т. Язык права. Практикум по культуре речи. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2008. – 166 с. (10,5 п.л.)
82.Черкашина Т.Т., Диденко В.Д., Левкович Л.Н., Сиверцева Н.Л., Шахматова Е.В. Евразийство и проблемы русской культуры. Ч.2: проблемные лекции для студентов всех специальностей. - М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2008. – 25 с. (9,7 / 1,6 п.л.)
83.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь текстовых вопросов по речевой культуре по курсу «Профессиональная речь менеджера», Ч.1. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2009. – 71 с. (5,2 п.л.)
84.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь текстовых вопросов по речевой культуре по курсу «Профессиональная речь юриста», Ч.1. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2009. – 71 с. (5,2 п.л.)
85.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь текстовых вопросов по речевой культуре по курсу «Профессиональная речь менеджера», Ч.2. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2009. – 154 с. (11,3 п.л.)
86.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь текстовых вопросов по речевой культуре по курсу «Профессиональная речь юриста», Ч.2. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2009. – 154 с. (11,3 п.л.)
87.Черкашина Т.Т. Профессиональная речь менеджера. Учеб. пособие в 2-х частях.
4.1.Речевая культура. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 75 с. (5,5 п.л.)
88.Черкашина Т.Т. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие в 2-х частях. Ч.1. Речевая культура. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 75 с. (5,5 п.л.)
89.Черкашина Т.Т. Профессиональная речь менеджера. Учеб. пособие в 2-х частях.
4.2.Речевой портрет. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 79 с. (5,8 п.л.)
90.Черкашина Т.Т. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие в 2-х частях. Ч.2. Речевой портрет. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 79 с. (5,8 п.л.)
91.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь по курсу «Профессиональная речь менеджера» (задания и упражнения). – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 59 с. (4,3 п.л.)
92.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь по курсу «Профессиональная речь юриста» (задания и упражнения). – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 59 с. (4,3 п.л.)
93.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь (тестовых вопросов по речевой культуре) по курсу «Профессиональная речь менеджера». В 2-х частях, Ч.1. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 71 с. (5,2 п.л.)
94.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь (тестовых вопросов по речевой культуре) по курсу «Профессиональная речь юриста». В 2-х частях, Ч.1. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 71 с. (5,2 п.л.)
95.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь (тестовых вопросов по речевой культуре) по курсу «Профессиональная речь менеджера». В 2-х частях, Ч.2. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 75 с. (5,5 п.л.)
96.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь (тестовых вопросов по речевой культуре) по курсу «Профессиональная речь юриста». В 2-х частях, Ч.2. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 75 с. (5,5 п.л.)
97.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь. Зачетная работа по курсу «Профессиональная речь менеджера». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 30 с. (2,2 п.л.)
98.Черкашина Т.Т. Рабочая тетрадь. Зачетная работа по курсу «Профессиональная речь юриста». – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2010. – 30 с. (2,2 п.л.)