Научная тема: «КООРДИНАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.06; 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.  Авторская концептуальная модель координации в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды основывается на: конституционном разделении единой государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации; установлении самостоятельного уровня осуществления публичной власти - местного самоуправления. Содержание данной интегрированной модели образуют сущностные характеристики, на основе которых сформулировано авторское определение: «Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды представляет собой осуществляемое на основе сочетания территориального и ведомственного (межведомственного) управления согласование деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц в целях поддержания оптимального состояния окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей».

2.   Усиление значения координации в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды обусловлено новых управленческих принципов и правил, усложнением всей управленческой деятельности государства. В этой связи совершенствование координационных отношений в исследуемой сфере предполагает:

  • включение координационных начал в правотворческую деятельность;
  • оптимальное распределение властных полномочий между различными уровнями исполнительной власти: федеральной, региональной, муниципальной;
  • согласованность действий исполнительных органов государственной власти между собой (горизонтальная координация);
  • обеспечение взаимосвязи, взаимодействия исполнительных органов государственной власти и исполнительных органов местного самоуправления (вертикальная координация), преемственности государственных и муниципальных начал в системе исполнительной власти.

3. Концепция устойчивого развития предполагает комплексный подход к окружающей среде как целостной системе управления, который возможен при скоординированной, целенаправленной, гармоничной деятельности в политической, экономической, социальной, экологической и иных сферах. Эффективная экономическая и социальная политика и стратегия всегда содержат экологический компонент. Экономический рост, улучшение качества жизни населения невозможны без модернизации производства и внедрения новых технологий. В целом это позволяет рассматривать координацию природоохранной деятельности как обязательную составляющую социально-экономического развития соответствующей территории.

4. Согласованное развитие экономики, природопользования и охраны окружающей среды в межрегиональном сотрудничестве должно рассматриваться в качестве основы устойчивого развития регионов. Природоохранные меры, предпринимаемые в рамках межрегиональной координации, представляют собой совокупность средств сбалансированного равновесия, направленных на обеспечение гармоничных взаимоотношений общества и природы на соответствующей территории. Межрегиональная координация посредством использования интеграционных связей позволяет усилить возможности регионов в обеспечении баланса экологических и социально-экономических интересов. Данное направление сотрудничества требует соответствующего правового закрепления в Федеральных законах от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5.    Управление в сфере охраны окружающей среды должно осуществляться с учетом современных реалий и прогнозируемых перспектив, последовательного внедрения принципа кластера. Под кластером здесь понимается устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное   инновационной   программой   внедрения   передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий в целях повышения эффективности осуществляемой деятельности. По своей сущности кластер содержит в себе координационные начала, объединяя территориальное, отраслевое или межотраслевое управление с сочетанием современных технологий и инновационным развитием. В этих интегрированных свойствах кластера должен быть в обязательном порядке учтен экологический аспект, позволяющий усилить эффект кластерного производства, его возможности для инновационного и производственного роста.

6. Эффективность природоохранной деятельности в экономически развитых государствах обусловлена функционированием государственных органов, имеющих и исполнительно-распорядительный, и консультативный, совещательный характер. Упразднение должности советника по вопросам экологии и Совета по экологической политике при Президенте Российской Федерации, деятельность которых носила консультативный характер, негативно отражается на государственной политике в сфере охраны окружающей среды. Представляется необходимым восстановление при Президенте Российской Федерации постоянного органа по вопросам экологии и охраны окружающей среды.

7. В структуре исполнительных органов субъектов Федерации функционируют разные по правовому статусу, объему полномочий, подведомственности природоохранные органы, что обусловлено отсутствием законодательного закрепления признаков и функциональных критериев конкретных видов органов межотраслевой и отраслевой компетенции, а также типов их полномочий. Необходимо на законодательном уровне конкретизировать полномочия, осуществляемые органами исполнительной власти субъектов Федерации в сфере охраны окружающей среды, а также установить типологию органов государственной власти субъектов Федерации с внесением изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

8. Реализация положений Концепции устойчивого развития делают необходимым включение экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей. Указами Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» установлены показатели эффективности деятельности органов исполнительной субъектов Федерации и местного самоуправления, в которых экологические показатели отсутствуют. Необходимо расширить эти перечни с включением в них нормативов качества окружающей среды. Эти показатели должны входить в индикаторы устойчивого развития, т. е. учитываться в совокупности показателей экологических, социальных и экономических.

9.  Компетенция органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды реализуются в практической деятельности исходя из законодательно установленных полномочий, критерием формирования и определения которых является круг общественно значимых экологических проблем, с учетом комплекса факторов объективного и субъективного характера. Анализ правового регулирования деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о несогласованности нормативных положений, отсутствии целостного правового механизма регулирования управленческих отношений и должного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, что негативно отражается на разрешении экологических проблем. В целях усиления координационных начал муниципального управления в данной сфере, необходима структуризация российского экологического законодательства, включающая конкретизацию полномочий органов местного самоуправления и характера их участия в охране окружающей среды; создание целостного правового механизма регулирования управленческих отношений.

Представляется целесообразным внесение в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующих изменений:

  • часть 1 статьи 14 дополнить пунктом 35 следующего содержания: «организация мероприятий по охране окружающей среды»; - часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 29 следующего содержания: «участие в проведении экологической экспертизы на территории муниципального района»;
  • часть 1 статьи 16 дополнить пунктом 39 следующего содержания: «участие в проведении экологической экспертизы в границах городского округа»;
  • закрепить за органами местного самоуправления функцию координации на территории муниципального образования.

Предлагается в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды» внести изменение в части восстановления муниципального экологического контроля.

10.      Правовая конструкция отнесения федеральных служб, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере охраны окружающей среды, к ведению федерального министерства противоречит законодательно установленному принципу независимости контрольно- надзорной деятельности. Контрольно-надзорные полномочия в исследуемой сфере входят в компетенцию федеральных служб и федеральных агентств. Для преодоления противоречий в действующей системе федеральных органов исполнительной власти требуется принятие Федерального закона «О системе федеральных органов исполнительной власти».

11. Отсутствие единого организационного центра управления охраной окружающей средой в России свидетельствует о слабой координации управления данной сферой общественных отношений, ведет к разрозненности и дублированию в деятельности полномочных государственных органов. В существующей системе федеральных органов исполнительной власти необходимо:

  • создание федерального органа исполнительной власти, обладающего объективной возможностью обеспечивать оптимальную координацию в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды. Представляется, что это должно быть Министерство охраны окружающей среды, в структуру которого могут входить: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям. Нужно передать Министерству функции по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, осуществляемые Федеральным агентством по рыболовству.

12.     Недостаточная правовая регламентация координационных отношений в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды требует разработки административных регламентов межведомственного взаимодействия, определяющих согласованный порядок административных действий при принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, входящих в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также порядок их взаимодействия с гражданами, организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг.

13.  Эффективность координации применительно к системе правовых механизмов управления охраной окружающей среды должна проявляется:

  • в гармоничном сочетании экономических и административно-правовых (организационных) механизмов охраны окружающей среды;
  • системности действий уполномоченных субъектов в их применении, четком определении полномочий исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Бучакова М.А. Территориальная координация в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации: монография. Омск, 2009. 131 с. (7,6 п. л.).

2.Бучакова М.А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды: монография. Омск, 2010. 271 с. (16,8 п. л.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационного исследования

3.Бучакова М.А. Некоторые теоретические аспекты координации в управлении // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 5. С. 179-181 (0,4 п. л.).

4.Бучакова М.А. Координационные начала в осуществлении охраны окружающей среды // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 9. (в соавторстве, авторство не разделено) С. 63-68 (0,6 п. л.).

5.Бучакова М.А. К проблеме осуществления органами местного самоуправления полномочий в области охраны окружающей среды //«Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 6. С. 14-16 (0,33 п. л.).

6.Бучакова М.А. Органы местного самоуправления. Осуществление отдельных государственных полномочий в области охраны окружающей среды // Закон и право. 2008. № 9. (в соавторстве, авторство не разделено). С. 43-48 (0, 7 п. л.).

7.Бучакова М.А. Правовые основы экологического страхования // Закон и право. 2008. № 11 (в соавторстве, авторство не разделено). С. 5-7. (0,6 п. л.).

8.Бучакова М.А. Координация органов государственного и муниципального управления в области охраны окружающей среды // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2009. № 1. С. 80-82 (0,4 п. л.).

9.Бучакова М.А. Экологический аудит: теоретические и практические проблемы // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 1. (в соавторстве, авторство не разделено). С. 153-158 (0,6 п. л.).

10.Бучакова М.А. Координация в системе государственного управления // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 11. С. 96-98 (0,25 п. л.).

11.Бучакова М.А. Проблемы международно-правового управления охраной окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1. С. 7-11 (0,4 п. л.).

12.Бучакова М.А. Координационные начала деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в сфере охраны окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 2. С. 36-42 (0,6 п. л.).

13.Бучакова М.А. Теоретические и практические проблемы реализации региональных экологических программ //Вестник Томского государственного университета. 2010. № 3. С. 100-102 (0,25 п. л.).

14.Бучакова М.А. Координация в системе местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 3. С. 59-69 (0,7 п. л.).

15.Бучакова М.А. Значение координации в системе государственного и муниципального управления // Вестник Омского университета. 2010. № 3. С. 196-201 (0,7 п. л.).

16.Бучакова М.А. Межрегиональная координация в сфере охраны окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 4. С. 80-86 (0.7 п. л.).

17.Бучакова М.А. Координация охраны окружающей среды в законодательных актах субъектов Российской Федерации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 1. С. 22-26 (0,6 п. л.).

18.Бучакова М.А. Координация и система методов охраны окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 1. С. 84-92 (0,8 п. л.).

Учебные пособия

19.Бучакова М.А Конституционное право Российской Федерации (учебное пособие) Омск, 2005. 72 с. (в соавторстве, авторский вклад – 1,3 п. л.).

20.Бучакова М.А Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления (учебное пособие). Омск, 2008. 110 с. (6 п. л.).

Статьи и тезисы

21.Бучакова М.А. Местное самоуправление в России: некоторые проблемы становления и развития // О роли органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении социально-экономического развития Омской области в переходный период: мат-лы науч.-практ. конф. Омск, 2001. С. 118-121 (0,2 п. л.).

22.Бучакова М.А. О формах непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: мат-лы III науч.-практ. конф. Омск, 2004. С. 63-68 (0,3 п. л.).

23.Бучакова М.А. К вопросу о формах непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Права и свободы человека и гражданина в современном мире: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2005. С. 39-43 (0,3 п. л.).

24.Бучакова М.А. К вопросу о координации в сфере охраны окружающей среды // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: мат-лы междунар. науч. конф. Тюмень, 2007. Вып. 4. С. 129-131 (0,2 п. л.).

25.Бучакова М.А. Экологическая культура как мера охраны окружающей среды // Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения: мат-лы междунар. конф. Улан-Удэ, 2008. С. 316-317 (0,15 п. л.).

26.Бучакова М.А. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды // Правовые проблемы укрепления российской государственности: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. Томск, 2008. С. 157-159 (0,15 п. л.).

27.Бучакова М.А. Некоторые аспекты муниципального управления в области охраны окружающей среды // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: мат-лы V юбилейной междунар. науч.-практ. конф. Тольятти, 2008. С. 218-226 (0,3 п. л.).

28.Бучакова М.А. Особенности правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2008: мат-лы междунар. науч. конф. в Южно-Уральском государственном университете. Челябинск, 2008. С. 207-209 (0,25 п. л.).

29.Бучакова М.А. Деятельность органов внутренних дел в области охраны окружающей среды // Актуальные проблемы права и правоприменения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 2008. С. 37-38 (0,3 п. л.).

30.Бучакова М.А. Координация в области государственного управления охраной окружающей среды // Философия, социология, право в системе обеспечения социальной безопасности региона: классические, постнеклассические подходы: мат-лы Всерос. науч. конф. Красноярск, 2008. С. 174-178 (0,3 п. л.).

31.Бучакова М.А. Конституционное право на благоприятную окружающую среду // Права человека и гражданина в современном мире: мат-лы межвузовской конф. Вестник Омского юридического института. Омск, 2008. № 1. С. 92-95 (0,25 п. л.).

32.Бучакова М.А. Экологическое страхование как мера охраны окружающей среды // Актуальные проблемы экономики и права на современном этапе развития России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2008. С. 73-74 (0,35 п. л.).

33.Бучакова М.А. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды свете реализации реформ государственного и муниципального управления // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: мат-лы VI науч.-практ. конф. Омск, 2008. С. 92-101 (0,35 п. л.).

34.Бучакова М.А. Право на благоприятную окружающую среду и его реализация в Российской Федерации // Права человека и роль правовых органов в их обеспечении: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2008. С. 55-58 (0, 3 п. л.).

35.Бучакова М.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды // Влияние правовой доктрины на правоохранительную и правоприменительную деятельность: сборник мат-лов межвуз. конф. Владивосток, 2009. С. 12-15 (0, 2 п. л.).

36.Бучакова М.А. Оптимизация полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды // Международные юридические чтения: мат-лы науч.-практ. конф. Омск, 2008. С. 7-10. (0,2 п. л.).

37.Бучакова М.А. Правовые средства координации и взаимодействия органов государственного и муниципального управления в области охраны окружающей среды на территории субъекта Федерации // Повышение конкурентно способности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты: мат-лы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. С. 65-72. Ч. 1. Омск, 2008.

38.Бучакова М.А. Координация в управлении: теоретические подходы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 2. С. 3-7 (0,4 п. л.).

39.Бучакова М.А. Экологическое образование в системе механизмов охраны окружающей среды // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3. С. 72-74 (0,33 п. л.).

40.Бучакова М.А. К вопросу об оценочных показателях деятельности органов государственного и муниципального управления в природоохранной сфере на территории субъекта РФ // Правовые проблемы укрепления российской государственности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Томск, 2009. С. 154-156 (0,15 п. л.).

41.Бучакова М.А. Охрана окружающей среды как объект государственного управления // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3. С. 21-27 (0,4 п. л.).

42.Бучакова М.А. Объективная обусловленность территориальной координации в области охраны окружающей среды // Вопросы правовой теории и практики: сб. науч. тр. Омск, 2009. Вып. 5. С. 28-36 (0,4 п. л.).

43.Бучакова М.А. Управление в сфере охраны окружающей среды в контексте территориального развития // Традиция. Духовность. Правопорядок: мат-лы 4-й Всерос. науч. конф. Тюмень, 2009. С. 171-172 (0,15 п. л.).

44.Бучакова М.А. Координационные механизмы охраны окружающей среды // Право и политика: история и современность: мат-лы регион. науч.-практ. конф. Омск, 2009. С. 23-25 (0,15 п. л.).

45.Бучакова М.А. Теория и практика проведения экологических референдумов в России // Международные юридические чтения: мат-лы ежегодной науч.-практ. конф. Омск, 2009. С. 197-202 (0,25 п. л.).

46.Бучакова М.А. Координационные полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды // Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2009. С. 312-314 (в соавторстве, авторство не разделено) (0,4 п. л.).

47.Бучакова М.А. Межмуниципальное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды как разновидность координации деятельности муниципальных образований // Достижения, проблемы, перспективы современной науки: мат-лы межвуз. (заочной) науч.-практ. конф. М., 2010. С. 177-181 (0,3 п. л.).