Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Разработаны  концептуальные подходы  повышения качества предоставляемых медицинских услуг посредством  формирования   инновационной для российского здравоохранения  процессно-ориентированной системы управления медицинскими организациями, где в качестве основной технологии  предлагается использовать реинжиниринг бизнес-процессов,  обеспечивающей эффективную интеграцию информационных технологий и процессного менеджмента.  

2. Научно обоснованы  теоретико-методологические  и методические аспекты моделирования системы  управления бизнес-процессами  медицинских организаций, адаптированные к специфики российских учреждений здравоохранения, и заключающиеся в конкретизации  методологических оснований построения системы процессного управления, таких как системный подход, процессный подход, система менеджмента качества, система постоянного совершенствования, функциональный подход и система сбалансированных показателей. При этом  дано авторское определение понятию «бизнес-процесс» в медицинских организациях, раскрыто  экономическое содержание  и  понятийно-категориальный аппарат  процессно-ориентированного  управления в организациях здравоохранения.

3. Выявлены основные особенности теории и практики реинжиниринга бизнес-процессов в  организациях здравоохранения, позволяющие детально описать бизнес-процессы, выделить из них ключевые, сформулировать методы и инструменты их  дальнейшей оптимизации.  Обоснована целесообразность использования данного подхода  медицинскими организациями  в качестве  технологии  стратегического  развития с целью проведения модернизации  и диверсификации экономики здравоохранения.  Выделены основные компоненты реинжиниринга  и определены его возможности и риски  для  медицинских организаций  России.

Факторы,  которые могут затруднить  внедрение реинжиниринга бизнес-процессов:  1) отсутствие опыта работы  с аналогичными системами у руководителя  и профессиональных знаний в области управленческих технологий; 2) недостаточные материальные ресурсы, необходимые для создания  автоматизированной учетно-аналитической системы; 3) ограниченный временной ресурс, являющийся одним из системных рисков; 4) низкий уровень корпоративной культуры медицинских организаций.

4.  На основе сформулированных  методологических оснований  разработана система  управления, ориентированная на бизнес-процессы медицинских организаций, включающая  план мероприятий по ее реализации, названный автором планом «пяти  И», состоящий из  стадий изучения, исследования,  идентификации, изменения и интеграции.

Определены условия  внедрения и представлены конкретные рекомендации по  его  использованию в современных российских условиях, а также  выделен ряд параметров,  определяющих целесообразность использования представленной управленческой технологии. Это: численность персонала, конкуренция, диверсификация деятельности и актуальность коррекции стратегии  медицинских организаций.

5. Сформирована поэтапная технология  моделирования бизнес-процессов медицинской  организации, в которую входят: 1) описание организационной структуры; 2) выделение бизнес - направлений деятельности; 3) построение дерева бизнес-процессов; 4) оценка и выбор  бизнес-процессов для последующего описания, анализа и оптимизации; 5) выявление  базовых бизнес-процессов; 6)  создание регламентов,  процедур действий   персонала при работе с потребителями медицинских услуг,  разработка на их основе пакетов руководящих документов, алгоритмов,  блок-схем  бизнес-процессов и информационных потоков; 7) определение  ключевых показателей эффективности бизнес-процессов медицинской организации; 8) внутренний и внешний аудит.

 6. Предложена система оценки медико-экономической эффективности процессно-ориентированного управления медицинскими организациями  на основе разработанной специально для учреждений здравоохранения  карты сбалансированных показателей, позволяющей проводить комплексный анализ эффективности функционирования медицинской организации в ходе реализации  реинжинирингового проекта.  Определены и систематизированы ключевые показатели эффективности бизнес-процессов  медицинских организаций,  такие как финансовые (рентабельность, чистая прибыль, объем медицинских услуг), клинико-технологические (качество медицинской помощи, скорость протекания бизнес-процессов,  количество циклов, степень удовлетворенности пациентов) и социальные (уровень удовлетворенности персонала, производительность труда,  квалификация).

Список опубликованных работ
Монографии и научные издания

1. Ермакова С.Э. Управление бизнес-процессами в медицинской организации // Монография. - Москва: Макс-пресс, 2009 (9,5 п.л.).

2. Ермакова С.Э. Реинжиниринг бизнес-процессов в зарубежном здравоохранении // Монография. - Москва: Макс-пресс, 2010 (10,5 п.л).

3. Ермакова С.Э. Формирование процессно-ориентированной системы управления медицинской организации // Монография. - Москва: Макс-пресс, 2011 (21,75 п.л.).

4. Ермакова С.Э. Инновационные методы управления в здравоохранении на основе процессных технологий // Коллективная монография. Актуальные проблемы преодоления кризиса: национальные и региональные проблемы.- Санкт-Петербург: НПК «РОСТ» 2010. - С -345-350. – (2,25 п.л., вклад автора 0,5 п.л.).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

5. Ермакова С.Э. Основополагающие принципы моделирования эффективной системы управления бизнес-процессами в медицинских организациях / Вестник СамГУПС - 2011. - №1 (0,9 п.л).

6. Ермакова С.Э. Технология моделирования бизнес-процессов в медицинских организациях / Вопросы экономики и права - 2011. – №1 (0,7 п.л.).

7. Ермакова С.Э. Анализ управления бизнес-процессами в зарубежном здравоохранении / Вестник СамГУПС - 2011. - №1 (0,9 п.л.).

8. Ермакова С.Э. Роль системы сбалансированных показателей при оценке эффективности процессно-ориентированного управления организаций в сфере здравоохранения / Вопросы экономики и права - 2011. – №2 (0,9 п.л.).

9. Ермакова С.Э. Процессный менеджмент в здравоохранении / Аспирантский вестник Поволжья – 2010. - №3-4 (1,1 п.л.).

10. Ермакова С.Э. Реинжиниринг бизнес-процессов в системе управления медицинской компанией / Экономические науки – 2010. – №3(64) (0,8 п.л.).

11. Ермакова С.Э. Управление бизнес-процессами в медицинской организации / Экономические науки – 2010. – №2(63) (0,8 п.л.).

12. Ермакова С.Э. Российское здравоохранение в до и после кризисный периоды: состояние и проблемы / Экономические науки – 2010. – № 11 (0,8 п.л.).

13. Ермакова С.Э. Процессно-организационная модель управления медицинского центра / РИСК – 2010. – №2(0,9 п.л.).

14. Ермакова С.Э. Разработка системы управления медицинской организацией на основе бизнес-процессов / РИСК – 2010. – №3 (0,9 п.л.).

15. Ермакова С.Э. К вопросу о перспективах создания процессно-ориентированной системы управления медицинской организацией / Вектор науки – 2010. – №2(12) (0,9 п.л).

16. Ермакова С.Э. Некоторые аспекты влияния человеческого фактора на систему управления бизнес-процессами в медицинской организации / Вектор науки – 2010. - №4(14) (0,7 п.л.)

17. Ермакова С.Э. Основные особенности Российского рынка платных медицинских услуг / Вопросы экономики и права - 2010. – №12 (0,9 п.л.).

18. Ермакова С.Э. Организация процессно-ориентированной деятельности в медицинском бизнесе / Российское предпринимательство – 2009. – №5 (0,3 п.л.).

19. Ермакова С.Э. Реинжиниринг бизнес- процессов медицинской организации / Российское предпринимательство – 2009. – №4 (0,3 п.л.).

20. Ермакова С.Э. Антикризисное управление бизнес-процессами медицинской организации / Российское предпринимательство - 2009. – №6 (0,3 п.л.).

Публикации в других изданиях

21. Ермакова С.Э. Система показателей экономической оценки бизнес-процессов медицинских организаций / Научная перспектива - 2011. - №1 (1 п.л.).

22. Ермакова С.Э. Антикризисное управление медицинской организацией на основе инновационных технологий (процессно-ориентированное управление) // Человек и лекарство 2011: Сборник научных трудов 17 Российского национального конгресса «Человек и лекарство». – Москва, 2011 (1,5 п.л.).

23. Ермакова С.Э. Работа в команде в системе управления бизнес-процессами медицинской организации / Вектор науки. Спец. выпуск. – 2010 (0,8 п.л.).

24. Ермакова С.Э. Разработка системы мероприятий по оптимизации бизнес-процессов организаций в здравоохранении // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2010: Сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 9. – Одесса: Черноморье, 2010 (0,6 п.л.).

25. Ермакова С.Э. Развитие процессно-ориентированной системы управления в медицинской организации / Научная перспектива – 2010. – №5 (1 п.л.).

26. Ермакова С.Э. О необходимости внедрения процессного управления как эффективного средства повышения качества медицинской помощи // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте, 2010: Сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 16. – Одесса: Черноморье, 2010 (0,4 п.л.).

27. Ермакова С.Э. Реинжиниринг бизнес - процессов в сфере здравоохранения / Экран муниципального здравоохранения – 2010. - №20 (0,5 п.л.).

28. Ермакова С.Э. Профессиональная адаптация мигрантов в крупном городе // Сборник «Социология и проблемы социально-экономического управления». - Москва: МГАПИ, 2005. - Вып. 1(29). - 0,5 п.л.