- Терроризм представляет собой специфическое проявление универсальных тенденций социального развития, результат противоречий развития социальных систем, деструктивный способ разрешения системных социальных конфликтов. Возникая в истории как метод политической борьбы и государственного управления, основанный на упреждающем страхе и насилии, терроризм ХХ века становится системным социальным явлением, формой «системного вызова». Социальные формы терроризма определяются свойствами конфликтующих социальных субъектов и характером социального противоречия, выступающего источником конфликта (политический, религиозный, этнонационалистический; индивидуальный, групповой, международный, внутригосударственный и т.д.). Специфической формой терроризма выступает реакция адатных обществ на социокультурную экспансию современных форм социальной организации.
- Успех стратегий противодействия терроризму зависит от степени его «социальной укорененности» в данном обществе, которая характеризуется не только наличием объективных условий производства и воспроизводства террористической деятельности в регионе, но и степенью его поддержки населением региона. Поддержка терроризма населением проявляется в следующих формах активного или пассивного участия: включение населения в систему рекрутирования террористических кадров, несмотря на повышенный риск этой деятельности и постоянное «выбывание» действующих лиц; активная организационная поддержка террористов - оказание материальной, финансовой помощи, укрытие террористов от органов правопорядка; пассивная организационная поддержка - неоказание помощи органам, проводящим антитеррористическую деятельность, а также «ненамеренная помощь» террористам, как результат социального безразличия или выбора между необходимой бдительностью и алчностью в пользу последней; активная идейная поддержка - репродуцирование идейных основ терроризма, создание позитивного образа террористов в прессе и т.д.; пассивная идейная поддержка - игнорирование важности и значимости проблемы терроризма, выведение проблемы терроризма за пределы актуальности общественного дискурса; опосредованная поддержка - население выступает средой давления на правительство, заставляя его пойти на уступки террористам.
- Кризисное состояние российского общества, ослабление интегрирующих связей и формально-институциональных нормативных регуляторов, создает предпосылки актуализации архаико-примордиальных принципов социальной самоорганизации: акцентирование кровно-родственных связей (клановость, примордиальная этничность), появления социальных типов, соотвествующих архаичным формам социальной жизни, установлении архаичных способов и механизмов социальной идентификации, привнесении в современность мифологем из архаичных пластов культуры. Особенно усиливается доверие к мифу крови в непосредственно управляемых общностях - традиционалистских, архаических сообществах, распространенных в таком сложном полиэтническом регионе, каким является территория Северного Кавказа.
- В адатных обществах, основанных на примате кровнородственных связей, легитимизация терроризма основывается на акцентировании имманентности террористических методов и целей социокультурным основаниям общества. Такие нормы адатного регулирования, как кровная месть, отсутствие формально обособленных от потерпевшего структур суда, следствия и исполнения наказаний, расширительное толкование субъекта вины и ответственности (все сообщество, весь родственный клан), отсутствие сроков давности на кровомщение определяют специфическое отношение к терроризму, отличающееся от юридических категорий западно-модернистского сознания. В результате нелегитимное с точки зрения закона модернизированных обществ поведение террористов находит оправдание в системе и общественную поддержку адатного сообщества, если оно укладывается в рамки санкционированного обычаями.
- Этническими факторами эскалации терроризма в России выступает столкновение ксенофобии (кавказофобии, мигрантофобии) российских граждан с одной стороны и замешанной на примордиализме этнонациональной идеологии с другой (идеи восстановления этностатусной справедливости и возмездия). Примордиальность становится обоснованием особого положения представителей этноса и порождает неинституциональные формы этнического насилия. Современные особенности этнического расселения (полиэтничные государства, мультикультурные общества и диаспорно-сетевая структура примордиально-этнического взаимодействия) не позволяют локализовать вспышки этнонационального терроризма, ограничить их территориальными анклавами. С одной стороны расширяют поле конфликта, превращают этнонациональную общность в закрытую надгосударственную структуру, организационную основу глобального терроризма.
- Террористическая организация представляет собой малую социальную группу со специфическими принципами групповой саморегуляции, которые определяются такими особенностями функционирования терроризма как замкнутость, изолированность от остального мира, существование вне правового поля. Важную роль играет глубокая личностная мотивация террористов. И хотя в современной сетевой структуре террористической деятельности существуют специальные ниши, позволяющие разграничить позиции на основе идейных и корыстных мотивов, как правило, цели группы должны быть глубоко интернализованы личностью. Успех интернализации целей зависит от факторов террористической идентификации - формирование образа врага и жесткой мировоззренческой конструкции, в которой четко разграничены и противопоставлены два мира (свой и чужой) на основе религиозно-мистических, территориальных, социально-типологических, временных критериев. Террористические группы в адатных сообществах могут существовать десятилетиями за счет преодоления обычной для террористических групп изоляции и сохранения устойчивых связей с местным сообществом. Источником устойчивого воспроизводства кадрового потенциала терроризма в адатных сообществах становится растерянность, потеря ориентиров, закрытие каналов включения в легальную и рентабельную экономико-социальную деятельность при сохранении каналов террористической мобильности.
- Социальное управление и организационные структуры северокавказских террористических организаций включают типологически разнородные элементы организационных и управленческих структур (адатные, современные политические, постсовременные сетевые), что придет большую гибкость их стратегиям и осложняет борьбу с этим социальным явлением. Руководство террористической организацией основывается на принципах функциональной эффективности, но тип власти, реализуемый в этих организациях должен рассматриваться в социокультурных координатах. Родовые связи определяют особенности реализации кавказской власти как геронтократии. Принцип и характеристики кавказского лидерства опираются на сложившийся на Кавказе архетип «человека действующего».
- Эскалация терроризма на Северном Кавказе вызвана сложным комплексом причин и факторов, среди которых наиболее значимы экономическая отсталость и депрессивность экономики региона. Считается, что экономическое неравенство выступает мощным фактором стимулирования террористической опасности в регионе. Но гораздо более значима ситуация «относительной депривации» - крушение надежд на изменение экономического положения (например, в связи с неудачными реформами), постоянно воспроизводимое СМИ сопоставление с экономическими стандартами развитых стран при отсутствии легальных и эффективных возможностей уменьшения разрыва.
- Реставрация элементов адатного управления на фоне роста этностатусных амбиций и развала институциональных управленческих структур привели к углублению кризиса моделей социального управления, становлению криминально-коррупционного социально-экономического порядка, при котором, с одной стороны, наблюдается рост криминальных экономических практик (хищения, мошенничество, похищения людей, криминальный передел собственности), с другой стороны, формируется «серый» административно-коррупционный режим, еще более обостряющий социально-экономическую ситуацию и при котором возможности антитеррористической борьбы заметно снижаются.
- Терроризм присутствует в сознании россиян в качестве цивилизационных рисков современности, но не приобретает значение актуально-мобилизационного фактора. Большая часть россиян связывает терроризм в Северо-Кавказском регионе с деятельностью международных террористических организаций, ростом насилия в обществе, но не понимает специфики терроризма в адатных сообществах и эндогенность ряда факторов, порождающих насилие и агрессию в регионе. Российской общественностью недооценивается значимость этнокультурной специфичности адатных сообществ в качестве важнейшего фактора эскалации терроризма. В результате акцент делается на работу силовых ведомств и стремление «закрыться» от терроопасного региона, что порождает новый виток агрессии на фоне этнокультурного отчуждения адатных сообществ. Сами террористы развивают мотив мести за насилие, совершенное федеральными войсками в Чечне, борьбы за независимость, национального самосознания, защиты национальных традиций и обычаев.
- Проблема терроризма, обусловленного спецификой адатных сообществ, не решается силовыми методами. Основой разработки стратегии должна стать программа внутренних структурных преобразований северокавказского общества (экономических, политических, социокультурных). Типологически сложная структура терроризма в Северо-Кавказском регионе требует многообразия средств и способов антитеррористической деятельности. В отношении террористов-наемников, лидеров и участников вооруженных бандформирований государство должно ориентироваться на уголовное преследование при соблюдении норм российского и международного права. Поскольку одним из конфликтогенных и основным легитимирующим террористические практики фактором становятся некоторые нормы адатной регуляции, усилия должны быть сосредоточены на формировании нормативного баланса традиционных адатных и современных правовых способов регулирования, для чего необходимо, с одной стороны, признание нормативного плюрализма в северокавказских обществах, кодификация региональных норм, усложнение процедурного исполнения некоторых наиболее проблематичных адатов и усиление роли примирительных процедур, с другой стороны, восстановление системных коммуникаций, укрепление системного единства российского общества на основе баланса интересов, преодоления социокультурной, политической и экономической анклавности региона.
- Для развития СКР, в котором на протяжении многих лет происходили вооруженные столкновения, весьма актуальны программы восстановления частично или полностью разрушенной экономики. К первоочередным задачам относятся восстановление жилищного фонда, разрушенного экономического потенциала, создание рабочих мест и преодоление безработицы. Но в контексте противодействия терроризму программы развития региона должны включать мероприятия, направленные на преодоление социально-экономической закрытости региона, упрочение экономических связей СКР с другими регионами страны, становление межкультурного диалога как взаимного обогащения культур. Указанные мероприятия являются условием и следствием становления системы взаимной безопасности и преодоления террористических угроз.
1.Гурба В.Н., Дегтярев А.К. Метаморфозы правового государства в современной социальной теории // Философия права. – 2005. - № 3(15). – С. 5-8 (0,5 п.л., авторские – 0,3 п.л.).
2.Гурба В.Н. Теория безопасности образования как интегративное научное знание // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. - № 2. - С. 153-157 (0,63 п.л.).
3.Гурба В.Н. Из истории политического террора как средства давления на политический режим// Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. - 2006. - №10. - С. 30-35 (0,63 п.л.).
4.Гурба В.Н., Игнатов С.Н. Управление развитием безопасной и толерантной образовательной средой в регионе// Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. - № 9. – С. 194-197 (0,5 п.л., авторские – 0,3 п.л.).
5.Гурба В.Н. Подготовка управленческих и педагогических кадров для обеспечения безопасности системы образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. - № 9. – С. 207-211 (0,63 п.л.).
6.Гурба В.Н., Мостовая И.В. Социальные аспекты анализа самоорганизации террористических сетей и групп // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. - № 2. – С. 163-166 (0,38 п.л., авторские – 0,25 п.л.).
7.Гурба В.Н. Терроризм: проблемы за пределами террора// Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. - № 2. – С. 166-169 (0,38 п.л.).
8.Гурба В.Н. Терроризм как преступление // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. - № 4. – С. 191-194 (0,38 п.л.).
9.Гурба В.Н. Влияние социальных трансформаций на развитие терроризма// Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. - № 3. – С. 129-132 (0,53 п.л.).
10.Гурба В.Н. Терроризм в контексте общественного мнения россиян // Научная мысль Кавказа. - 2010. - № 2. - С. 40-47 (1,0 п.л.).
11.Гурба В.Н., Чуланов В.А. Сходство и различия моделей социального управления в адатных обществах и террористических организациях // Научная мысль Кавказа. - 2010. - № 3. - С. 41-47 (0,88 п.л., авторские – 0,5 п.л.).
12.Гурба В.Н. Терроризм: источники социальной поддержки. – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – 344 с. (21,5 п.л.).
13.Гурба В.Н., Чуланов В.А. Феномен современного терроризма: социологический анализ. – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – 168 с. (10,5 п.л., авторские – 8 п.л.).
Другие издания:
14.Гурба В.Н. Социальная сущность терроризма.  Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.  32 с. (2,0 п.л.)
15.Гурба В.Н. Социальный террор в политике.  Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.  27 с. (1,7 п.л.)
16.Гурба В.Н. Процессы глобализации и международный терроризм.  Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.  29 с. (1,8 п.л.)
17.Гурба В.Н., Дегтярев А.К. Некоммерческие общественные организации в Российском обществе: поиск институциональной ниши или тупики антисистемности // Сетевые стратегии Запада на Юге России. Южно-Российское обозрение ЦСРИиПИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 34. – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – С. 92-102 (0,69 п.л., авторские – 0,5 п.л.).
18.Гурба В.Н. Социальный террор – механизм поддержания господства тоталитарных режимов и средство мобилизации общества// Социальная структура и социальные процессы в современном обществе: под науч. ред. акад., проф. В.А. Чуланова; Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: «Оникс+», 2007. – С. 31-38 (0,44 п.л.).
19.Гурба В.Н. Терроризм в контексте социальных процессов современности// Социально-экономические и правовые вопросы современного российского общества: сб. науч.тр./ Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). - Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2007. - С.187-191 (0,25 п.л.).
20.Гурба В.Н. Подготовка управленческих кадров к противодействию терроризму в образовательной среде в парадигме безопасности образования // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России: Вып.2. – Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – С. 57-60 (0,25 п.л.).
21.Гурба В.Н., Сухорукова Л.М. Государственное и международное управление непрерывным образованием и развитием управленческих и педагогических кадров для реализации безопасности и устойчивости образовательной, социокультурной и гуманитарной сфер: основные идеи проекта // Вестник непрерывного образования. – 2008. - № 1-2. – С.43-47 (0,31 п.л., авторские – 0,2 п.л.).
22.Гурба В.Н. Понятие «терроризм» и критериальное определение границ этого явления// Социальная структура и социальные процессы в современном обществе: сб. науч. тр./ Шахтинский институт (филиал) ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ), - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – Вып. 3. – С. 49-56 (0,47 п.л.).
23.Гурба В.Н. Социальные трансформации и развитие терроризма. – Ростов н/Д.: Логос, 2008. – 32 с. (2,25 п.л.).
24.Гурба В.Н. Терроризм: возможен ли социальный контроль? – Ростов н/Д.: Логос, 2008. – 40 с. (2,5 п.л.).
25.Гурба В.Н., Чуланов В.А. Экономические источники терроризма // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Серия «Социально-экономические науки». – 2009. - № 4. – С. 63-74 (1,5 п.л., авторские – 1 п.л.).
26.Гурба В.Н. Экономические и финансовые условия существования терроризма// Вестник ЮРГТУ(НПИ). Серия «Социально-экономические науки». – 2010. - № 1. – С. 111-122 (1,5 п.л.).
27.Гурба В.Н., Чуланов В.А. Социологический анализ сущности и социальных форм терроризма// Вестник ЮРГТУ(НПИ). Серия «Социально-экономические науки». – 2010. - № 2. – С. 172-180 (0,5 п.л., авторские – 0,25 п.л.).
28.Гурба В.Н., Чуланов В.А. Феномен социальной поддержки терроризма // Вестник ЮРГТУ(НПИ). Серия «Социально-экономические науки». – 2010. - №3. - С.87-96 (1,25 п.л., авторские – 1 п.л.).