- В настоящее время происходит замена классической - иерархической модели бюрократии новыми концепциями бюрократии и управления (рыночной, экономической и сетевой моделями бюрократического устройства), которые подразумевают отход от иерархической организации и развитие горизонтальных отношений партнерства, кооперацию, использование рыночных механизмов. Эти подходы позволили внедрить в политическое устройство передовых стран концепцию нового государственного менеджмента, который предполагает использование в государственных структурах принципов, моделей и методов нового государственного управления, восприятие методик бизнес-управления, большую ориентацию на клиентов и сервис, перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Новый государственный менеджмент во многом созвучен идеям неовеберианского государства - модели государства, в которую были включены веберианская модель бюрократии, а также стили, методы и инструментарий частного сектора (применение в общественном секторе конкуренции, ориентация на конкретные результаты деятельности, более гибкий стиль управления). Применение современных управленческих технологий наиболее оправдано в сфере организации государственной политики и управления социальной защитой населения, где актуальны такие элементы новой модели, как направленность на сервис, клиентоориентированность, децентрализация структур и функций.
- Государственную политику в области социальной защиты населения можно определить как систему мер правового, социально-экономического и характера, гарантированную государством и реализуемую им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа в целом на достойную жизнь, или же их благосостояния на уровне социально-экономических и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах. Как базовый компонент государственной социальной политики система государственной политики и управления социальной защитой населения включает в себя ряд принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп. Государственная политика в области социальной защиты населения выступает в качестве одного из важнейших компонентов прогрессивного и стабильного развития общества, являясь неотъемлемой составляющей современной рыночной экономики. Социальная ориентация экономических отношений в условиях возрастания различного рода рисков требует усиления функции государства по социальной защите населения: эта сторона создания социального государства, продекларированного и российской конституцией, означает необходимость выстраивания новых отношений, требующих детального осмысления и научной разработки, в том числе в теоретико-методологических аспектах.
- В условиях поиска оптимальных вариантов реформирования системы государственной социальной защиты населения особую актуальность приобретает разработка инновационных подходов к организации государственной политики и управления данной сферой. Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование маркетинговых подходов. Маркетинговая модель организации государственной политики и управления социальной защитой населения предполагает единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы, направленной на соблюдение прав и гарантий, создание условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшение отрицательного влияния факторов, снижающих качество их жизни. Данное определение отражает двойственный характер маркетинговой стратегии в сфере организации государственной политики и управления социальной защиты: с одной стороны, как научной концепции и, с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, использование которого представляется целесообразным для решения важнейших социальных задач, стоящих перед государством на современном этапе общественного развития.
- Анализ исторически сложившихся форм социальной защиты и различных вариантов участия государства в социальной политике в России позволил выделить три стадии развития государственной политики в области социальной защиты населения. Они связаны, соответственно, с российской имперской государственностью, советским периодом и современным Российским государством. Имперский период характеризуется системой благотворительной помощи и постепенным развитием разных видов социального страхования. Становление Советской власти сопровождалось фактическим уничтожением прежней модели государственности и формированием системы социальной защиты, развивавшейся под прямым контролем государства, благодаря чему в советский период сложились традиции патернализма. Государство предоставляло значительный объем социальных гарантий в соответствии с основополагающим социалистическим принципом равенства, которые при своем зачастую невысоком качестве охватывали все слои населения. Благодаря этому были достигнуты значительные успехи в социальной сфере. Однако политическое и правовое положение граждан, а также специфика экономического строя определяли жесткие границы, в пределах которых действовали нормы социальной защиты населения. По этой причине в СССР сформировалась особая система отношений между гражданами и государством, принципиально отличная от западных практик, и базирующаяся на уравнительном принципе и доминировании государства. Другие важные особенности социальной защиты (такие, как значительный вклад предприятий в развитие социальной сферы) были органично вписаны в эту систему. В результате в постсоветский период российской государственности значительная часть населения страны вошла с системой патерналистских взглядов на государство, в то время как западные модели социальной защиты были незнакомы и в определенном смысле чужды основной массе российских граждан.
- Система государственной политики и управления социальной защитой населения России, сложившаяся в 1990-е гг., носила противоречивый характер, поскольку сочетала в себе черты либеральной модели организации социальной защиты и патерналистского подхода. Предпринятые правительством страны в течение 2000-х гг. меры, направленные на повышение эффективности функционирования социальной защиты, позволили достичь некоторых результатов, однако непродуманность этих преобразований, отсутствие системности в социальной политике и недостатки административной системы не позволили создать удовлетворительную систему социальной защиты населения. Успешность социальной политики в значительной степени предопределяется эффективностью государственной системой управления, однако административные реформы 2000-х гг. не привели к сколько-нибудь существенным позитивным изменениям в системе государственного управления, что препятствует и реализации намеченных реформ в социальной сфере. Исходя из международного опыта и общих тенденций развития системы государственного управления, следует признать необходимость принципиальных изменений в российской административной системе в направлении менеджериализации социальных сервисов и введения маркетинговой модели государственной политики и управления социальной защитой населения.
- Учет мировой практики государственной политики и управления социальной защитой населения помогает найти должные ориентиры и избежать типичных ошибок. В мировой практике со второй половины XX в. развитие социальной политики было неразрывно связано с концепцией государства всеобщего благосостояния. В то же время многолетний опыт использования концепции государства всеобщего благосостояния в реальной социальной политике позволил выявить ее негативные аспекты. В частности, были осознаны социальные осложнения, порожденные уравнительной системой помощи. В Соединенных Штатах зародился, а в других западных странах распространяется тип государственного управления, нацеленный на формирование «отзывчивой», «прозрачной» бюрократии, выстраиваемый по маркетинговой модели, подконтрольный и открытый обществу. Преобразования в социальной сфере в настоящее время ориентированы как на повышение эффективности системы государственной политики и управления социальной защитой, так и на развитие активности потребителей социальных услуг. Одновременно европейским странам удается в значительной степени сохранить своеобразие своей политики государственной социальной защиты населения, подчиняясь одновременно социальной политике ЕС. Помимо этого, в рамках государственной политики и управления социальной защитой населения ряда зарубежных стран большое значение приобретает принцип субсидиарности, позволяющий оптимизировать и задействовать одновременно разные уровни государственного управления.
- Зарубежный опыт (в первую очередь центральной Европы, а также Японии) показывает, что социальное государство, несмотря на определенные недостатки и критику в свой адрес, является одним из наиболее успешных вариантов государственной политики и управления социальной защитой. Сочетание идей социальной справедливости с экономической эффективностью и конкурентоспособностью на мировом рынке, значительные вложения в социальный капитал, системная и продуманная социальная стратегия позволяют отвечать на современные вызовы, сохраняя социальную стабильность. Определенная эволюция социального государства по пути «приватизации» государства, политика сокращения расходов, дебюрократизации социальной защиты и «маркетизации» государственных услуг, тем не менее, не затрагивают его фундаментальных особенностей. Опыт применения модели социального государства в разных странах интересен и перспективен для России. Этот опыт убедительно показывает, что конструирование социального государства для России необходимо проводить с опорой на социокультурные традиции, как это проводится в Японии (корпоративная модель), Германии (традиционно значительная роль государства), Швеции (шведская модель социализма), учитывая как свою специфику, так и универсальные тенденции, присущие современным государствам с развитой системой государственной политики и управления социальной защитой населения.
- Качество государственных услуг по социальной защите населения характеризуется тесной взаимосвязью с категорией «качество жизни», которое, в свою очередь, зависит от степени эффективности государственной социальной политики, направленной на оказание социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Качество жизни можно определить как комплексное понятие, которое отражает степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека и оценивается как по уровню удовлетворенности человеком своей жизнью по его собственной субъективной самооценке, так и в соответствии с набором объективных показателей, определяемых компетентными специалистами. К числу данных объективных показателей, отражающих степень эффективности государственной политики и управления социальной защитой населения, относится в первую очередь уровень бедности в конкретной стране. Масштабы бедности, а также другие факторы, отражающие уровень социальной эксклюзии или депривации представителей целого ряда социальных групп в России, со всей очевидностью свидетельствуют о низкой эффективности государственной политики в сфере социальной защиты населения российского общества. Сфера социального обслуживания в российском обществе оказалась практически не затронутой рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию потребностей отдельных групп населения.
- Одним из наиболее действенных способов улучшения качества работы государственных учреждений социальной защиты населения является использование инструментов, которые применяет частный сектор для повышения эффективности работы своих компаний. Речь идет о маркетинге, который, в рамках государственной социальной политики, должен быть направлен на улучшение качества услуг, предоставляемых государством населению, и повышение удовлетворенности клиентов, что предполагает использование подхода, ориентированного на клиента (гражданина), помогающего обращаться к его жалобам, изменять его восприятие государства и улучшать результаты работы государственных служащих. Формирование маркетинговой модели государственной политики и управления социальной защитой населения предполагает внедрение в качестве ее неотъемлемой составляющей оценки социального обслуживания, в рамках которой ведущую роль призваны играть получатели услуг, чье мнение, касающееся преобразования и реконструкции социальных служб, должно учитываться в первую очередь. Использование такого механизма обеспечения качества как оценка, производимая клиентом, позволит развернуть систему государственной политики и управления социальной защитой в сторону гражданина, будет способствовать удовлетворению реальных потребностей населения в социальной помощи.
- На современном этапе развития государственной социальной политики, предполагающем реализацию новой концепции государства, ведущая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ): их постоянно растущий потенциал позволяет ставить новые цели административных реформ, ранее не могущих быть реализованными из-за технологических ограничений коммуникационной среды. Составной частью современной административной реформы, наряду с преобразованиями организационной структуры и механизмов исполнительной власти и гражданской государственной службы, является создание «электронного правительства» (E-government), характеризующегося качественно новым подходом в рамках взаимодействия граждан с государственными ведомствами. Зарубежный опыт показывает, что для повышения эффективности государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России необходимо предусмотреть процедурные гарантии уведомления граждан о принимаемых решениях по социозащитным и смежным вопросам, а также принять федеральный закон, четко регламентирующий объем и структуру информации, касающейся государственной социальной защиты населения, которая подлежит обязательному размещению в сети Интернет.
1.Хубулури Е.И. Проблемы модернизации государственной политики в сфере социальной защиты населения. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. – 14 п.л.
2.Хубулури Е.И. Государственное управление социальной защитой: маркетинговая модель. – Ростов н/Дону.: Изд-во: СКАГС, 2010. – 15,5 п.л.
3.Хубулури Е.И.Трансформация российского социального пространства в рамках концепции институциональных структур. – Ростов н/Д: Издательство ФГНУ «СКНЦ ВШ»,2005.- 8,5 п.л.
Статьи в ведущих журналах
4.Хубулури Е.И. Концепция нации, государство и социальная политика в Швеции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. – 0,7 п.л.
5. Хубулури Е.И. Социальная политика в США в контексте американской политической традиции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. – 0,7 п.л.
6. Хубулури Е.И. Современные тенденции в системе управления социальной политикой в западных странах и Россия // Социум и власть. 2011. № 3. – 0,5 п.л.
7. Хубулури Е.И. Особенности государственной политики и управления социальной защитой населения: теоретико-методологический аспект // Социум и власть. 2011. № 2. – 0,5 п.л.
8. Хубулури Е.И. Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управления социальной защитой населения России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. – 0,5 п.л.
9.Хубулури Е.И. Социальная защита населения: маркетинговая модель // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 2. – 0,7 п.л.
Статьи, доклады, тезисы, брошюры
10.Хубулури Е.И. Модернизация социальной защиты в контексте формирования маркетинговой модели организации государственной политики и управления социальной защитой населения РФ. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 2 п.л.
11.Хубулури Е.И. Качество современной государственной политики и управления социальной защитой в контексте интересов населения России. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 1,5 п.л.
12.Хубулури Е.И. Возможности и границы использования зарубежного опыта организации государственной политики и управления социальной защитой населения. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 2,5 п.л.
13.Хубулури Е.И. Проблемы трансформации российской государственной политики в сфере социальной защиты населения в современных условиях. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. – 2 п.л.
14.Хубулури Е.И. Структура маркетинговой модели организации государственной политики и управления. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. – 2,5 п.л.
15.Хубулури Е.И. Современные концептуальные модели государственной власти и управления на рубеже XXI века. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. – 2,5 п.л.
16.Хубулури Е.И., Приходько О.Н.Совершенствование механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения/ Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов. Сб. статей ХI Международной научно-практической конференции.-Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.- 0,2 п.л. (в соавт.)
17.Хубулури Е.И.Проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики в современной России/Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Сб. науч. ст.: вып.12.- Новочеркасск; Ростов н/Д: Логос, 2010. - 0,2 п.л.
18.Хубулури Е.И., Приходько О.Н. Итоги и перспективы реализации приоритетных национальных проектов Ростовской области/ Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов. Сб. статей ХI Международной научно-практической конференции.-Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.- 0,2 п.л. (в соавт.)
19.Хубулури Е.И.Социальные конфликты в России/ Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8-9 апреля 2009 г.: в 2т.- Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2009.-Т.2.- 0,2 п.л.
20.Хубулури Е.И.Супервизорство как новая технология социальной работы в России/ Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8-9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2т. - Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2009.-Т.2.- 0,2 п.л.
21.Хубулури Е.И.Постсоветский институционализм в России / Социальные проблемы регионов и пути их решения. Сборник статей 4 Всероссийской научно- практической конференции. - Пенза, 2008.- 0,3 п.л.
22.Хубулури Е.И. Ценностно-мотивационные доминанты предпринимательской деятельности / Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества. Сб.науч.трудов.- Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2003.- 0,2 п.л.
23.Хубулури Е.И.Миграция на Юге России: почему титульное население покидает «свои» республики?/ Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества. Сб.науч.трудов.- Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2003.- 0,2 п.л.
24.Хубулури Е.И. Цели и функции социальной политики в современных российских условиях / Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития».- Ростов н/Д, 2000.- 0,3 п.л.
25.Хубулури Е.И.Новые концепции управления производственно-хозяйственными системами / Лосевские чтения: Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития». – Ростов н/Д, 2000.- 0,2 п.л.
26.Хубулури Е.И.Адаптация населения к современной экономической ситуации/ Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития». - Ростов н/Д, 1999.- 0,2 п.л.