Научная тема: «МАРКЕТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»
Специальность: 23.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В настоящее время происходит замена классической - иерархической модели бюрократии новыми концепциями бюрократии и управления  (рыночной, экономической и сетевой моделями бюрократического устройства), которые подразумевают отход от иерархической организации и развитие горизонтальных отношений партнерства, кооперацию, использование рыночных механизмов. Эти подходы позволили внедрить в  политическое устройство передовых стран концепцию нового государственного менеджмента, который предполагает использование в государственных структурах принципов, моделей и методов нового государственного управления, восприятие методик бизнес-управления, большую ориентацию на клиентов и сервис, перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Новый государственный менеджмент во многом созвучен идеям неовеберианского государства - модели государства, в которую были включены веберианская модель бюрократии, а также стили, методы и инструментарий частного сектора (применение в общественном секторе конкуренции, ориентация на конкретные результаты деятельности, более гибкий стиль управления). Применение современных управленческих технологий наиболее оправдано в сфере организации государственной политики и управления социальной защитой населения, где актуальны такие элементы новой модели, как направленность на сервис, клиентоориентированность, децентрализация структур и функций.
  2. Государственную политику в области социальной защиты населения  можно определить как систему мер правового, социально-экономического и  характера, гарантированную государством и реализуемую им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа в целом на достойную жизнь, или же их благосостояния на уровне социально-экономических и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах. Как базовый компонент государственной социальной политики система государственной политики и управления социальной защитой населения включает в себя ряд принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп. Государственная политика в области социальной защиты населения выступает в качестве одного из важнейших компонентов прогрессив­ного и стабильного развития общества, являясь неотъемлемой составляющей современной рыночной экономики. Социальная ориентация экономических отношений в условиях возрастания различного рода рисков требует усиления функции государства по социальной защите населения: эта сторона создания социального государства, продекларированного и российской конституцией, означает необходимость выстраивания новых отношений, требующих детального осмысления и научной разработки, в том числе в теоретико-методологи­ческих аспектах.
  3. В условиях поиска оптимальных вариантов реформирования системы государственной социальной защиты населения особую актуальность приобретает разработка инновационных подходов к организации государственной политики и управления данной сферой. Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование маркетинговых подходов. Маркетинговая модель организации государственной политики и управления социальной защитой населения предполагает единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы, направленной на соблюдение прав и гарантий, создание условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшение отрицательного влияния факторов, снижающих качество их жизни. Данное определение отражает двойственный характер маркетинговой стратегии в сфере организации государственной политики и управления социальной защиты: с одной стороны, как научной концепции и, с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, использование которого представляется целесообразным для решения важнейших социальных задач, стоящих перед государством на современном этапе общественного развития.
  4. Анализ исторически сложившихся форм социальной защиты и  различных вариантов участия государства в социальной политике в России позволил выделить три стадии развития государственной политики в области  социальной защиты населения. Они связаны, соответственно, с российской имперской государственностью, советским периодом и современным Российским государством. Имперский период характеризуется системой благотворительной помощи и постепенным развитием разных видов социального страхования. Становление Советской власти сопровождалось фактическим уничтожением прежней модели государственности и формированием системы социальной защиты, развивавшейся под прямым контролем государства, благодаря чему в советский период сложились традиции патернализма. Государство предоставляло значительный объем социальных гарантий в соответствии с основополагающим социалистическим принципом равенства, которые при своем зачастую невысоком качестве охватывали все слои населения. Благодаря этому были достигнуты значительные успехи в социальной сфере. Однако политическое и правовое положение граждан, а также специфика экономического строя определяли жесткие границы, в пределах которых действовали нормы социальной защиты населения. По этой причине в СССР сформировалась особая система отношений между гражданами и государством, принципиально отличная от западных практик, и базирующаяся на уравнительном принципе и доминировании государства. Другие важные особенности социальной защиты (такие, как значительный вклад предприятий в развитие социальной сферы) были органично вписаны в эту систему. В результате в  постсоветский период российской государственности  значительная часть населения страны вошла с системой патерналистских взглядов на государство, в то время как западные модели социальной защиты были незнакомы и в определенном смысле чужды основной массе российских граждан.
  5. Система государственной политики и управления социальной защитой населения России, сложившаяся в 1990-е гг., носила противоречивый характер, поскольку сочетала в себе черты либеральной модели организации социальной защиты и патерналистского подхода. Предпринятые правительством страны в течение 2000-х гг. меры, направленные на повышение эффективности функционирования социальной защиты, позволили достичь некоторых результатов, однако непродуманность этих преобразований, отсутствие системности в социальной политике и недостатки административной системы не позволили создать удовлетворительную систему социальной защиты населения. Успешность социальной политики в значительной степени предопределяется эффективностью государственной системой управления, однако административные реформы 2000-х гг. не привели к сколько-нибудь существенным позитивным изменениям в системе государственного управления, что препятствует и реализации намеченных реформ в социальной сфере. Исходя из международного опыта и общих тенденций развития системы государственного управления, следует признать необходимость принципиальных изменений в российской административной системе в направлении менеджериализации социальных сервисов и введения маркетинговой модели государственной политики и управления социальной защитой населения.  
  6. Учет мировой практики государственной политики и управления социальной защитой населения помогает найти должные ориентиры и избежать типичных ошибок. В мировой практике со второй половины XX в. развитие социальной политики было неразрывно связано с концепцией государства всеобщего благосостояния. В то же время многолетний опыт использования концепции государства всеобщего благосостояния в реальной социальной политике позволил выявить ее негативные аспекты. В частности, были осознаны социальные осложнения, порожденные уравнительной системой помощи. В Соединенных Штатах зародился, а в других западных странах распространяется тип государственного управления, нацеленный на формирование «отзывчивой», «прозрачной» бюрократии, выстраиваемый по маркетинговой модели, подконтрольный и открытый обществу. Преобразования в социальной сфере в настоящее время ориентированы как на повышение эффективности системы государственной политики и управления социальной защитой, так и на развитие активности потребителей социальных услуг. Одновременно европейским странам удается в значительной степени сохранить своеобразие своей политики государственной социальной защиты населения, подчиняясь одновременно социальной политике ЕС. Помимо этого, в рамках государственной политики и управления социальной защитой населения ряда зарубежных стран  большое значение приобретает принцип субсидиарности, позволяющий оптимизировать и задействовать одновременно разные уровни государственного управления.
  7. Зарубежный опыт (в первую очередь центральной Европы, а также Японии) показывает, что социальное государство, несмотря на определенные недостатки и критику в свой адрес, является одним из наиболее успешных вариантов государственной политики и управления социальной защитой. Сочетание идей социальной справедливости с экономической эффективностью и конкурентоспособностью на мировом рынке, значительные вложения в социальный капитал, системная и продуманная социальная стратегия позволяют отвечать на современные вызовы, сохраняя социальную стабильность. Определенная эволюция социального государства по пути «приватизации» государства, политика сокращения расходов, дебюрократизации социальной защиты и «маркетизации» государственных услуг, тем не менее, не затрагивают его фундаментальных особенностей. Опыт применения модели социального государства в разных странах интересен и перспективен для России. Этот опыт убедительно показывает, что конструирование социального государства для России необходимо проводить с опорой на социокультурные традиции, как это проводится в Японии (корпоративная модель), Германии (традиционно значительная роль государства), Швеции (шведская модель социализма), учитывая как свою специфику, так и универсальные тенденции, присущие современным государствам с развитой системой государственной политики и управления социальной защитой населения.
  8. Качество государственных услуг по социальной защите населения характеризуется тесной взаимосвязью с категорией «качество жизни», которое, в свою очередь, зависит от степени эффективности государственной социальной политики, направленной на оказание социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Качество жизни можно определить как комплексное понятие, которое отражает степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека и оценивается как по уровню удовлетворенности человеком своей жизнью по его собственной субъективной самооценке, так и в соответствии с набором объективных показателей, определяемых компетентными специалистами. К числу данных объективных показателей, отражающих степень эффективности государственной политики и управления социальной защитой населения, относится в первую очередь уровень бедности в конкретной стране. Масштабы бедности, а также другие факторы, отражающие уровень социальной эксклюзии или депривации представителей целого ряда социальных групп в России, со всей очевидностью свидетельствуют о   низкой эффективности государственной политики в сфере социальной защиты населения российского общества.  Сфера социального обслуживания в российском обществе оказалась практически не затронутой рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию потребностей отдельных групп населения.
  9. Одним из наиболее действенных способов улучшения качества работы государственных учреждений социальной защиты населения является использование  инструментов, которые применяет частный сектор для повышения эффективности работы своих компаний. Речь идет о маркетинге, который, в  рамках государственной социальной политики, должен быть направлен на улучшение качества услуг, предоставляемых государством населению, и повышение удовлетворенности клиентов, что предполагает использование подхода, ориентированного на клиента (гражданина), помогающего обращаться к его жалобам, изменять его восприятие государства и улучшать результаты работы государственных служащих. Формирование маркетинговой модели государственной политики и управления социальной защитой населения предполагает внедрение в качестве ее неотъемлемой составляющей оценки социального обслуживания, в рамках которой ведущую роль призваны играть получатели услуг, чье мнение, касающееся преобразования и реконструкции социальных служб, должно учитываться в первую очередь. Использование такого механизма обеспечения качества как оценка, производимая клиентом, позволит развернуть систему государственной политики и управления социальной защитой в сторону гражданина, будет способствовать удовлетворению реальных потребностей населения в социальной помощи.
  10. На современном этапе развития государственной социальной политики, предполагающем реализацию новой концепции государства, ведущая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ): их постоянно растущий потенциал позволяет ставить новые цели административных реформ, ранее не могущих быть реализованными из-за технологических ограничений коммуникационной среды.  Составной частью современной административной реформы, наряду с преобразованиями организационной структуры и механизмов исполнительной власти и гражданской государственной службы, является создание «электронного правительства» (E-government), характеризующегося  качественно новым подходом в рамках взаимодействия граждан с государственными ведомствами. Зарубежный опыт показывает, что для повышения эффективности государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России необходимо предусмотреть процедурные гарантии уведомления граждан о принимаемых решениях по социозащитным и смежным вопросам, а также принять федеральный закон, четко регламентирующий объем и структуру информации, касающейся государственной социальной защиты населения, которая подлежит обязательному размещению в сети Интернет.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Хубулури Е.И. Проблемы модернизации государственной политики в сфере социальной защиты населения. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. – 14 п.л.

2.Хубулури Е.И. Государственное управление социальной защитой: маркетинговая модель. – Ростов н/Дону.: Изд-во: СКАГС, 2010. – 15,5 п.л.

3.Хубулури Е.И.Трансформация российского социального пространства в рамках концепции институциональных структур. – Ростов н/Д: Издательство ФГНУ «СКНЦ ВШ»,2005.- 8,5 п.л.

Статьи в ведущих журналах

4.Хубулури Е.И. Концепция нации, государство и социальная политика в Швеции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. – 0,7 п.л.

5. Хубулури Е.И. Социальная политика в США в контексте американской политической традиции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. – 0,7 п.л.

6. Хубулури Е.И. Современные тенденции в системе управления социальной политикой в западных странах и Россия // Социум и власть. 2011. № 3. – 0,5 п.л.

7. Хубулури Е.И. Особенности государственной политики и управления социальной защитой населения: теоретико-методологический аспект // Социум и власть. 2011. № 2. – 0,5 п.л.

8. Хубулури Е.И. Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управления социальной защитой населения России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. – 0,5 п.л.

9.Хубулури Е.И. Социальная защита населения: маркетинговая модель // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 2. – 0,7 п.л.

Статьи, доклады, тезисы, брошюры

10.Хубулури Е.И. Модернизация социальной защиты в контексте формирования маркетинговой модели организации государственной политики и управления социальной защитой населения РФ. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 2 п.л.

11.Хубулури Е.И. Качество современной государственной политики и управления социальной защитой в контексте интересов населения России. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 1,5 п.л.

12.Хубулури Е.И. Возможности и границы использования зарубежного опыта организации государственной политики и управления социальной защитой населения. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 2,5 п.л.

13.Хубулури Е.И. Проблемы трансформации российской государственной политики в сфере социальной защиты населения в современных условиях. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. – 2 п.л.

14.Хубулури Е.И. Структура маркетинговой модели организации государственной политики и управления. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. – 2,5 п.л.

15.Хубулури Е.И. Современные концептуальные модели государственной власти и управления на рубеже XXI века. Брошюра. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. – 2,5 п.л.

16.Хубулури Е.И., Приходько О.Н.Совершенствование механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения/ Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов. Сб. статей ХI Международной научно-практической конференции.-Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.- 0,2 п.л. (в соавт.)

17.Хубулури Е.И.Проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики в современной России/Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Сб. науч. ст.: вып.12.- Новочеркасск; Ростов н/Д: Логос, 2010. - 0,2 п.л.

18.Хубулури Е.И., Приходько О.Н. Итоги и перспективы реализации приоритетных национальных проектов Ростовской области/ Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов. Сб. статей ХI Международной научно-практической конференции.-Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.- 0,2 п.л. (в соавт.)

19.Хубулури Е.И.Социальные конфликты в России/ Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8-9 апреля 2009 г.: в 2т.- Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2009.-Т.2.- 0,2 п.л.

20.Хубулури Е.И.Супервизорство как новая технология социальной работы в России/ Актуальные проблемы социальных и гуманитарных наук. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8-9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2т. - Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2009.-Т.2.- 0,2 п.л.

21.Хубулури Е.И.Постсоветский институционализм в России / Социальные проблемы регионов и пути их решения. Сборник статей 4 Всероссийской научно- практической конференции. - Пенза, 2008.- 0,3 п.л.

22.Хубулури Е.И. Ценностно-мотивационные доминанты предпринимательской деятельности / Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества. Сб.науч.трудов.- Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2003.- 0,2 п.л.

23.Хубулури Е.И.Миграция на Юге России: почему титульное население покидает «свои» республики?/ Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества. Сб.науч.трудов.- Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2003.- 0,2 п.л.

24.Хубулури Е.И. Цели и функции социальной политики в современных российских условиях / Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития».- Ростов н/Д, 2000.- 0,3 п.л.

25.Хубулури Е.И.Новые концепции управления производственно-хозяйственными системами / Лосевские чтения: Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития». – Ростов н/Д, 2000.- 0,2 п.л.

26.Хубулури Е.И.Адаптация населения к современной экономической ситуации/ Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация и человек: проблемы развития». - Ростов н/Д, 1999.- 0,2 п.л.