Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 23.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Авторское определение феномена государственной политики сводится к следующему: государственная политика - это целенаправленная деятельность ее субъектов по формированию доктринальных положений о создании, функционировании и развитии наиболее эффективных государственных структур и политических институтов. Проанализировав существующие в настоящее время научные определения государственной политики, сформулированные исследователями в разное время, автор пришел к выводу, что перечисление целей и задач государственной политики в самом определении излишне, так как и цели, и соответственно задачи государственной политики меняются на том или ином этапе исторического развития государства и общества. Большинство современных исследователей данного феномена при определении понятия государственной политики перечисляют те цели, которые стоят перед Российским государством сегодня. Однако, применительно к генезису исследуемого явления, особенно на ранних этапах его развития, мы не можем применять подобные определения.
  2. В современных российских условиях государственная политика формируется и реализуется преимущественно государственными органами, тогда как одним из существенных показателей демократизации является степень вовлеченности в данный процесс институтов гражданского общества. На наш взгляд, целесообразно активизировать и стимулировать деятельность последних, так как политика в демократическом государстве не должна быть ограничена только деятельностью государства. Участие гражданского общества в формировании государственной политики, в том числе и в сфере управления развитием железнодорожного транспорта, должно быть обязательным и представлять собой разумный баланс государственного и общественного векторов формирования эффективной политики государства, что является важным условием стабильности и эффективности государственного регулирования.
  3. Необходимым элементом конкретизации государственной политики, условием ее эффективной реализации и практического применения является разработка отраслевых направлений государственной политики, в которых и проявляется её специфика в каждой конкретной сфере общественных отношений.
  4. Законодательство (в широком смысле этого термина) в демократическом правовом государстве является основным механизмом государственной политики. Для того чтобы этот механизм работал эффективно и его КПД был наибольшим, необходимо обеспечить слаженное взаимодействие всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). В результате мы получим гармонично развивающееся законодательство, не содержащее в себе противоречий и пробелов, которое будет отвечать интересам личности, общества и государства. В данном аспекте механизмами взаимодействия ветвей государственной власти являются доктринальная, правотворческая, правоприменительная, правоинтерпретационная разновидности государственной политики. Действие такого механизма образует целостную систему, элементы которой тесно взаимосвязаны и изменение даже одного элемента данной системы приводит к изменению всей её целостности.
  5. Одним из основных механизмов государственной политики является доктрина, в то время как основным средством реализации правовой политики является правовой акт. Доктрина, являясь основным механизмом государственной политики, вместе с тем представляет собой особую форму ее объективизации.
  6. Парадигма государственной политики предполагает наличие определенных стратегических целей и тактических задач на конкретном этапе ее развития, которые могут быть успешно решены при условии выбора наиболее эффективных механизмов государственной политики.
  7. В системе методов познания государственной политики наиболее эффективной является концепция правовой технологии, теоретико-методологическое значение которой, в частности, состоит в опосредовании абстрактной системы знаний и превращении ее в систему знаний конкретно-исторической правовой системы, ее институтов. Сущностной характеристикой данной концепции является система принципов, методов и средств формирования эффективных правовых институтов и правовой политики в условиях конкретно-исторической обстановки в соответствии с целями и потребностями развития общества на конкретном этапе его развития.
  8. Эволюция государственной политики России в сфере управления развитием железнодорожного транспорта включает в себя четыре основных этапа: 1) вторая четверть - середина XIX века; 2) вторая половина XIX - начало XX века; 3) 1917 - 1991 годы; 4) 90-е годы XX - начало XXI века. Данная периодизация основана на изменении качественных характеристик ее содержания детерминированного социально-экономическими, политическими, стратегическими целями и задачами государства, а также международным, геополитическим и геоэкономическим положением России.
  9. Отсутствие системности и целостности современного законодательства, как основного средства реализации государственной политики, предполагает проведение его мониторинга, качественными характеристиками которого являются: тщательный, критический и всесторонний анализ всего массива имеющегося законодательства, его систематизацию, выявление противоречий между действующими нормативными правовыми актами, устранение имеющихся пробелов, а также необоснованных повторов, преобразование законодательства с учетом современных социально-экономических и политических условий, придание ему нового качества.
  10. Механизмы взаимодействия ветвей государственной власти не должны сводиться только к системе так называемых сдержек и противовесов, призванной уравновешивать одни ветви власти другими в процессе деятельности государственных органов, или ограничиваться ею. Взаимодействие ветвей власти должно быть также направлено на созидательный процесс при выработке доктринальных документов, принятии нормативных правовых актов, реализации наиболее эффективных управленческих решений, осуществлении их официального толкования, заключении международных договоров.
  11. Системное исследование взаимодействия всех ветвей власти в осуществлении государственной политики детерминируется такими ее основными направлениями, как правотворческая, правоприменительная, правоинтерпретационная и доктринальная политики. Нарушение принципа системного подхода создает определенные трудности в формировании реалистичной государственной политики, и, наоборот, применение принципов и установок системной методологии позволяет придать познанию и конструированию государственной политики рациональность и эффективность.
  12. Доктринальная политика современной России должна быть направлена на активизацию роли науки в правотворческом процессе. В рамках данного направления правовой политики необходимо критически переоценить российскую систему источников права с точки зрения возможности включения в нее правовой доктрины. Это обусловлено процессом построения правового государства в нашей стране. При этом необходимы: максимальное использование научного потенциала профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских институтов с целью научной детерминации формирования эффективной правовой политики, привлечение высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями в конкретной сфере общественных отношений, создание независимых экспертных комиссий, применение новейших информационно-телекоммуникационных технологий.
  13. Одним из структурных элементов формирования правотворческой политики России на современном этапе ее развития является переоценка российской системы права и разработка концепции о ее формировании в целом, с учетом появления новых отраслей и подотраслей права на основе достижений современной правовой доктрины. Автором разработана концепция формирования железнодорожного права как подотрасли транспортного права со своим предметом и методом правового регулирования. Железнодорожное право состоит из комплексных правовых институтов и имеет огромным массив законодательства, требующего определенной систематизации. Обоснована целесообразность принятия Кодекса железнодорожного транспорта Российской Федерации и его структура.
  14. Эффективность правоприменительной политики будет достигнута при условии соблюдения установленных правил поведения путем повышения уровня правовой культуры, правовой грамотности и правового сознания всех субъектов правоотношений, когда все они практически исполняют возложенные на них обязанности, используют свои права и воздерживаются от совершения противоправных деяний. На этапе реализации принятых законов крайне важно обеспечить мониторинг правоприменительной практики для оценки эффективности принимаемых законов. Мониторинг действующего законодательства должен дополняться жестким контролем за применением законов органами государственной власти.
  15. Правоинтерпретационная политика должна формироваться на основе единообразного и точного толкования нормативных правовых актов. В результате разъяснения содержания юридических предписаний правовая политика ориентирует практику на определенный вектор правового развития. При этом в ходе толкования нормативных правовых актов большое влияние оказывает правовая доктрина. На содержание правовых норм влияют также многие другие социальные факторы (мораль, политика, экономика и т. д.), которые должны быть учтены при толковании права. Эффективность толкования права во многом зависит от профессиональной подготовленности тех, кто осуществляет толкование текста закона, в связи с чем особую роль играет уровень правосознания и правовой культуры работников правоприменительных органов.
  16. Взаимодействие международной и российской правовых систем в сфере управления развитием железнодорожного транспорта должно быть основано на гармонизации российского и международного законодательства, в связи с чем предполагается максимальное сближение и унификация требований национальных законодательных актов и систем международного права стран - участниц Содружества Независимых Государств (СНГ), Европейского Союза (ЕС) и Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).
  17. Один из системных принципов, а именно - множественность описания, - допускает возможность для одной и той же системы механизмов взаимодействия ветвей власти при осуществлении государственной политики бесконечного количества ее моделей, каждая из которых отражает только один из ее аспектов. Вследствие этого представляется эвристически бесплодным отстаивать истинность и «работоспособность» для любых условий лишь одной-единственной модели системы взаимодействия ветвей власти. Ключевым моментом является наличие комплексного и системного подхода к осуществлению государственной политики в правотворчестве, правоприменении, интерпретации правовых норм, создании правовых доктрин.
Список опубликованных работ
I.Монографии

1.Мишина, Н.В. Эффективность государственной политики России в сфере управления развитием железнодорожного транспорта: политологический анализ : монография / Н.В. Мишина. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011. – 420 с. (26,3 п.л.)

2.Мишина, Н.В. Теоретические аспекты генезиса и формирования правовой политики России (на примере законодательства в сфере железнодорожного транспорта) : монография / Н.В. Мишина ; под ред. проф. А.К. Черненко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 327 с. (20,4 п.л.)

3.Мишина, Н.В. Современная правовая политика России в области железнодорожного транспорта: формы практической реализации : монография / Н.В. Мишина ; под ред. проф. А.К. Черненко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 220 с. (13,8 п.л.)

4.Мишина, Н.В. Правовая политика России в области железнодорожного транспорта (историко-правовой аспект) : монография / Н.В. Мишина ; под ред. проф. И.А. Иванникова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2006. – 227 с. (14,2 п.л.)

5.Мишина, Н.В. Юридическая (законодательная) техника и правовая технология : монография / Н.В. Мишина / под ред. проф. А.К. Черненко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – 155 с. (9,7 п.л.)

II.Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах, указанных в перечне ВАК

6.Мишина, Н.В. Доктринальные детерминанты государственной политики / Н.В. Мишина // Государственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. – 2010. – № 3. – С. 97–101 (0,3 п.л.).

7.Мишина, Н.В. Транспортная политика как отраслевая подсистема политического управления // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – 2011. – № 2. (0,5 п.л.).

8.Мишина, Н.В. О механизмах взаимодействия ветвей государственной власти при формировании доктринальной политики в сфере управления развитием железнодорожного транспорта // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2011. – № 3. (0,6 п.л.).

9.Мишина, Н.В. Правовые аспекты политического управления в сфере железнодорожного транспорта // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2011. – № 1. (0,8 п.л.).

10.Мишина, Н.В. Правовое обеспечение реформы железнодорожного транспорта на рубеже XX–XXI столетий / Н.В. Мишина // История государства и права. – 2008. – № 12. – С. 21–22 (0,1 п.л.).

11.Мишина, Н.В. О целесообразности систематизации законодательства в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Право и политика. – 2007. – № 6. – С. 130–133 (0,3 п.л.).

12.Мишина, Н.В. Институционализация средств железнодорожной правовой политики России на первом этапе развития / Н.В. Мишина // История государства и права. – 2008. – № 10. – С. 14–17 (0,3 п.л.).

13.Мишина, Н.В. Правовая политика России в сфере железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Правовая политика и правовая жизнь. – 2006. – № 2. – С. 166–172 (0,4 п.л.).

14.Мишина, Н.В. Этапы развития правовой политики на железнодорожном транспорте / Н.В. Мишина // Железнодорожный транспорт. – 2007. – № 5. – С. 70–73 (0,3 п.л.).

15.Мишина, Н.В. Правовая политика и перспективы международного сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – № 3. – С. 86–90 (0,3 п.л.).

16.Мишина, Н.В. Правовая доктрина как источник права (на примере железнодорожного права) / Н.В. Мишина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2008. – № 4. – С. 231–236 (0,4 п.л.).

17.Мишина, Н.В. Правовая технология как способ и метод правовой политики // «Черные дыры» в российском законодательстве». – 2008. – № 4. – С. 46–49 (0,3 п.л.).

18.Мишина, Н.В. Место железнодорожного права в российской системе права / Н.В. Мишина // Юридический мир. – 2008. – № 6. – C. 77–80 (0,3 п.л.).

19.Мишина, Н.В. К вопросу о железнодорожном праве // «Черные дыры» в российском законодательстве». – 2008. – № 3. – С. 43–46 (0,3 п.л.).

III.Научные статьи, тезисы докладов и выступлений на Всероссийских, Международных конференциях, семинарах и другие работы

20.Мишина, Н.В. Теоретические аспекты формирования отраслевой правовой политики (на примере железнодорожного транспорта России) / Н.В. Мишина // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения. Труды международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008, Вып. 2. – С. 36–42 (0,4 п.л.).

21.Мишина, Н.В. Стратегические цели и тактические задачи отраслевой (железнодорожной) правовой политики / Н.В. Мишина // Труды Всеросс. научн.-практ. конф. «Транспорт – 2008», май 2008 г. в 3-х частях. – Ч. 2. – Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2008. – С. 51–53 (0,2 п.л.).

22.Мишина, Н.В. Транспортная стратегия Российской Федерации как источник железнодорожного права и средство отраслевой правовой политики / Н.В. Мишина // Труды Всеросс. научн.-практ. конф. «Транспорт – 2008», май 2008 г. в 3-х частях. – Ч. 2. – Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2008. – С. 54–56 (0,2 п.л.).

23.Мишина, Н.В. Совершенствование российского законодательства в сфере железнодорожного транспорта – одно из приоритетных направлений отраслевой правовой политики / Н.В. Мишина // Актуальные проблемы совершенствования правопорядка на транспорте: опыт, проблемы, предложения: Сб. науч. статей по материалам IV Всеросс. научн.-практ. конф. Вып. 11. – М.: Юридический институт МИИТа, 2007. – С. 61–68 (0,5 п.л.).

24.Мишина, Н.В. Интеграция железнодорожных систем славянских государств в единое экономическое пространство / Н.В. Мишина // Государственность и право славянских народов: проблемы теории и практики. Тезисы докладов Всеросс. научн.-практ. конф. 14-15 апреля 2006 г. Рост. гос. ун-т путей сообщения. Междун. ин-тут предприн. и права. – Ростов н/Д, 2006. – С. 121–126 (0,4 п.л.).

25.Мишина, Н.В. Развитие отраслевого (железнодорожного) направления правовой политики России в XIX веке / Н.В. Мишина // Труды Всеросси. научн.-практ. конф. «Транспорт-2006», май 2006 г. в 3-х ч. Ч. 1. Рост. гос. ун-т. путей сообщения. – Ростов н/Д, 2006. – С. 189–192 (0,3 п.л.).

26.Мишина, Н.В. Место федерального железнодорожного транспорта России на рубеже XX – XXI веков в правовой политике страны / Н.В. Мишина // Труды Всеросс. научн.-практ. конф. «Транспорт-2006», май 2006 г. в 3-х частях. Ч. 1. Рост. гос. ун-т. путей сообщения. – Ростов н/Д, 2006. – С. 187–189 (0,2 п.л.).

27.Мишина, Н.В. Перспективы сотрудничества славянских народов в сфере железнодорожного транспорта: политико-правовой аспект / Н.В. Мишина // Дни славянской письменности и культуры: Материалы II-го и III-го междун. форумов (2004 и 2005 гг.) / под общ. ред. И.П. Зайцевой. – Луганск: «Глобус», 2006. – С. 74–83 (0,6 п.л.).

28.Мишина, Н.В. Об основных этапах развития российской правовой политики в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Труды Всеросс. научн.-практ. конф. «Транспорт-2007», май 2007 г. в 3-х ч. Ч. 1. Рост. гос. ун-т. путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – С. 210–212 (0,2 п.л.).

29.Мишина, Н.В. Международно-правовая политика России (на примере железнодорожного транспорта) / Н.В. Мишина // Актуальные проблемы публичного, частного права и правоохранительной деятельности в России : материалы Всеросс. научн.-практ. конф., 23-24 апреля 2008 г. ; под ред. И.М. Филяниной. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – С. 143–147 (0,3 п.л.).

30.Мишина, Н.В. К формированию субъектов железнодорожной правовой политики / Н.В. Мишина // Актуальные проблемы экономики и права России : юбил. сб. науч. тр. ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2009. – С. 353–356 (0,3 п.л.).

31.Мишина, Н.В. К вопросу об определении понятия «правовая политика» / Н.В. Мишина // Юридическая наука и образование в России начала XXI века: пути модернизации : материалы межвуз. научн. конференции 16 ноября 2009 г. / отв. ред. И.А. Иванников ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2009. – С. 66–72 (0,4 п.л.).

32.Мишина, Н.В. Особенности первого этапа генезиса железнодорожного законодательства как средства правовой политики / Н.В. Мишина // Частное право современной России: сб. науч. тр. / под ред. И.М. Филяниной и А.В. Гарбара. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. – С. 145–158 (0,9 п.л.).

33.Мишина, Н.В. Информационная модернизация железнодорожного законодательства как средство правовой политики России в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Сб. докладов Пятой Юбилейной Междун. научн.-практ. конф. «ТелеКомТранс-2007». – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2007. – С. 312–318 (0,4 п.л.).

34.Мишина, Н.В. Информационно-технологическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления / Н.В. Мишина // Сб. науч. тр. междун. науч.-практ. конф. 14 апреля 2011 г. «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)» – Ростов н/Д, 2011. (0,6 п.л.).

35.Мишина, Н.В. Железнодорожное право как подотрасль транспортного права: постановка проблемы / Н.В. Мишина // Транспортное право. – 2008. – № 2. – С. 6–9 (0,3 п.л.).

36.Мишина, Н.В. Доктрина как источник права в Российской Федерации: постановка проблемы / Н.В. Мишина // Актуальные проблемы развития правовой системы государства: российский и международный опыт. Сборник научных трудов. Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.К. Черненко. – Новосибирск, 2008. – С 122–137 (1,0 п.л.).

37.Мишина, Н.В. Международное право и совершенствование российского законодательства в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Гражданское общество и правовое государство в России: становление и развитие : Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. (г. Казань, 19 мая 2006 г.): сб. научн. ст.: в 2-х ч. Ч. 1./ отв. ред. З.А. Ахметьянова. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2006. – С. 240–244 (0,3 п.л.).

38.Мишина, Н.В. Правообучающая и доктринальная правовая политика России в области железнодорожного транспорта в XXI веке / Н.В. Мишина // Труды 5-й междун. научн.-практ. интернет-конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 5. – Часть 2. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. – С. 95–99 (0,3 п.л.).

39.Мишина, Н.В. Образовательная политика: подготовка юристов для железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Наука, инновации и образование: актуальные проблемы развития транспортного комплекса России : материалы международной научн.-технич. конф. / под общ. ред. В.М. Сай. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та путей сообщения, 2006. – С. 438–439 (0,1 п.л.).

40.Мишина, Н.В. Информационная модернизация железнодорожного законодательства как средство правовой политики России в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России: Аннотации докладов Пятой Юбилейной Междун. научн.-практ. конф. «ТелекомТранс-2007». – Ростов н/Д, 2007. – С. 93–94 (0,1 п.л.).

41.Мишина, Н.В. Формирование железнодорожного права: проблемы и коллизии / Н.В. Мишина // Транспортное право в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации: Сб. науч. статей по материалам Первой междун. науч.-практ. конф. Вып. 13. – М.: Юридический институт МИИТа, 2007. – С. 97–106 (0,6 п.л.).

42.Мишина, Н.В. Железнодорожная правовая политика России: проблемы законодательной техники // Современная российская государственность: теоретические и конституционно-правовые аспекты / М-во образования и науки РФ, МГУ им. Н.П. Огарева; [под общ. ред. проф. А.Р. Еремина]. – Саранск, 2007. – С.40–45 (0,4 п.л.).

43.Мишина, Н.В. Правотворческая политика и развитие железнодорожного законодательства в современной России / Н.В. Мишина // Правовая политика Российской Федерации в условиях современного социально-экономического развития: материалы II Международной науч.-практ. конф. / Рост. гос. эконом. универ. – Ростов н/Д, 2007. – С. 98–100 (0,2 п.л.).

44.Мишина, Н.В. Юридическое образование и наука в транспортных вузах XXI века / Н.В. Мишина // Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе. Кадровое и научно-техническое обеспечение процессов интеграции в мировую транспортную систему. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Сиб. гос. ун-та путей сообщения. Тезисы конф. Ч. 2. – Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2007. – С. 19–23 (0,3 п.л.).

45.Мишина, Н.В. Железнодорожное право как подотрасль транспортного права: постановка проблемы / Н.В. Мишина // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 8. Т. 2 / Отв. ред.: Гриб В.В. – М.: Юрист, 2008. – С. 406–411 (0,4 п.л.).

46.Мишина, Н.В. Правообучающая политика России в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Власть, общество, личность : сб. ст. II Всеросс. науч.-практ. конф. – Пенза: РИО ПГСХА, 2007. – С. 233–235 (0,2 п.л.).

47.Mishina, N.V. The law teaching and doctrinal legal policy of Russia in railway transportation area in XXI century / N.V. Mishina // Труды 6-й междун. научн.-практ. Интернет-конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 6. – Ч. 2. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – С. 58–62 (0,3 п.л.).

48.Мишина, Н.В. Правовое обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте / Н.В. Мишина // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации: сб. тр. научн. конф. / Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – С. 52–57 (0,4 п.л.).

49. Мишина, Н.В. Методические особенности преподавания дисциплины «Правоведение» по телекоммуникационным специальностям или роль «Правоведения» в построении правового государства / Н.В. Мишина, Н.А. Багрова // X Международная научн.-метод. конф. вузов и факультетов телекоммуникаций. Труды конференции. – М.: МТУСИ, 2008. – С. 167–170 (0,3 п.л.).

50.Мишина, Н.В. Правоприменительная политика России в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Право и современность : Сб. научн.-практич. ст. / под ред. Л.И. Бочковой, С.В. Савинова– Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. – С. 51–56 (0,4 п.л.).

51.Мишина, Н.В. Проблемы юридической техники железнодорожного законодательства // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы V региональной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. – Новосибирск, Изд-во НГУ, 2007. – С.231–233 (0,2 п.л.).

52.Мишина, Н.В. Подготовка юристов для железнодорожного транспорта – одно из направлений отраслевой правовой политики / Н.В. Мишина // Труды участников Всеросс. межвуз. научн.-практ. семинара «Юридическая наука и образование в XXI веке» (15 ноября 2006 г.). – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. – С. 49–54 (0,4 п.л.).

53.Мишина, Н.В. Правоинтерпретационная политика в области железнодорожного транспорта / Н.В. Мишина // Становление правового государства в России : сборник научных трудов / под ред. И.М. Филяниной, А.В. Гарбара. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – С.132–141 (0,6 п.л.).

54.Мишина, Н.В. Железнодорожное право в общей системе российского права / Н.В. Мишина // Труды участников межвуз. научн.-практ. семинара «Юридическая наука и образование в XXI веке: проблемы и перспективы развития». – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – С. 21–28 (0,5 п.л.).

55.Мишина, Н.В. Проблемы преподавания юридической техники: теория и практика / Н.В. Мишина // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. «Юридическая наука и образование в XXI веке: новые технологии и перспективы развития» (Ростов н/Д, 14 ноября 2008 г.) / отв. ред. И.А. Иванников; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – С. 45–49 (0,3 п.л.).

56.Мишина, Н.В. Правовая доктрина как основной источник и особая форма объективизации правовой политики / Н.В. Мишина // Закон и право: состояние и пути совершенствования : сб. науч. тр. / под ред. И.М. Филяниной и А.В. Гарбара. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – С. 130–138 (0,6 п.л.).

57.Мишина, Н.В. Проблемы и перспективы получения второго высшего образования в современной России / Н.А. Багрова, Н.В. Мишина // Труды 8-й междун. научн.-практ. Интернет-конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 8. – Ч. 2. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2010. – C. 117–119 (0,2 п.л.).

58.Мишина, Н.В. Применение информационных технологий в нормотворческом процессе / Н.В. Мишина // Правотворчество и правоприменение в современной России : сб. науч. тр. / под ред. И.М. Филяниной и А.В. Гарбара. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2011. – С. 131–138 (0,5 п.л.).

59.Мишина, Н.В. Использование информационных технологий в правотворчестве и правоприменении и подготовка юридических кадров / Н.В. Мишина // Материалы V Всероссийского семинара «Юридическая наука и образование в России начала XXI века: новые направления» 15 ноября 2010 г.; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – С. 157–164 (0,5 п.л.).

60.Барышникова (Мишина), Н.В. Институт уполномоченного по правам человека в России: история и тенденции развития / Н.В. Мишина // Государственность и право славянских народов на рубеже XX–XXI столетий: Тезисы докладов научно-практической конференции. Рост. Гос. ун-т путей сообщения. Межд. инст. предприн. и права. Ростов н/Д, 2002. – С. 92–95 (0,3 п.л.).

61.Барышникова (Мишина), Н.В. Проблема деятельности института государственной защиты граждан в XXI веке / Н.В. Мишина // Государственность и право славянских народов начала XXI века: Тезисы докладов научно-практической конференции. Рост. гос. ун-т путей сообщения. Межд. инст. предприн. и права. Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. – С. 70–73 (0,3 п.л.).

62.Барышникова (Мишина), Н.В. Актуальность проблемы развития института уполномоченного по правам человека на Юге России / Н.В. Мишина // Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы (сборник тезисов выступлений на конференции) / отв. ред. Игнатов В.Г. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2003. – С. 360–363 (0,3 п.л.).

IV.Работы, подтверждающие применение отдельных положений диссертации на практике

63.Мишина, Н.В. Спецкурс «Правовая политика Российского государства в области железнодорожного транспорта» : методические указания / Н.В. Мишина; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2006. – 40 с. (2,5 п.л.)

64.Мишина, Н.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран» / Н.В. Мишина. – Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2001. – 65с. (4,1 п.л.)

65.Мишина, Н.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» / Н.В. Мишина. – Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2001. – 31 с. (1,9 п.л.)

66.Мишина, Н.В. Конституционное (государственное) право России. Методические указания к курсовой работе / Н.В. Мишина, М.А. Каплюк. – Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2005. – 54 (44) с. (2,8 п.л.)

67.Мишина, Н.В. Юридическая (законодательная) техника. Спецкурс: методические указания / Н.В. Мишина ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – 46 с. (2,9 п.л.)