- Журналистика как социальный институт, интегрируя в себе опыт прошлого и реалии настоящего, представляет собой совокупность взаимообусловленных коммуникативных практик её субъектов. К таким субъектам относятся журналисты, журналистские редакции, фирмы масс-медиа, отрасль СМИ, власть, общество. Применив в исследовании в качестве методологической основы системный подход и ряд положений институциональной теории, мы выяснили: журналистика в результате трансформации прекратила осуществлять ряд функций из-за недостаточного внимания власти и общества к процессу отраслевого строительства СМИ.
- Нормативный функциональный комплекс института журналистики, сформированный обществом и закреплённый в результате многолетней апробации в научной и общественной практике, включает в себя коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекламно-справочную и рекреативную функции. Несмотря на обилие трактовок вопроса и многолетние научные споры, связанные с уточнением дефиниций, функциональный нормативный комплекс журналистики остаётся по своему составу статичным, но остро реагирующим на возникающие системные ограничения. Имеющие место во многих научных трудах, включая настоящую диссертацию, расширения и уточнения состава функций связаны, на наш взгляд, с развивающимся процессом их познания.
- Современная отрасль СМИ возникла в результате трансформации системы СМИП СССР в отрасль СМИ России под воздействием целого ряда факторов, среди которых можно выделить социально-политические, экономические и правовые факторы. В определённые моменты, особенно в 1990-1992 гг., процесс шёл под влиянием политической конъюнктуры, что не позволило соблюсти ряд основополагающих принципов отраслевого строительства. Идеалистические надежды на всемогущество рыночных отношений не позволили своевременно создать полноценную, легитимную отрасль СМИ, сохраняющую в интересах общества нормативный функциональный комплекс журналистики, регулируя соответствующим образом деятельность фирм масс-медиа.
- Структурной единицей современной отрасли СМИ России является фирма масс-медиа, возникшая в результате введения в действие ряда законов СССР и Российской Федерации, постепенно оттеснившая журналистские редакции от решения вопросов хозяйственной и редакционной политики. Фирма, осуществляющая сегодня издание (выпуск) СМИ, в подавляющем большинстве случаев действует на основе предпринимательской экономической модели, не подразумевающей реализацию идеи общественного служения, на основе которой исторически сформировался нормативный функциональный комплекс российской журналистики. Ещё одной особенностью реализации такой модели, оказавшей существенное влияние на состояние журналистики, является игнорирование фирмой в своей текущей деятельности многих норм информационного права России.
- Негативным результатом деятельности фирм масс-медиа и их отраслевой совокупности стала постепенная утрата национальной аудиторией характеристик гомогенности, что привело к сужению поля общественного диалога, трансформации информационной повестки дня, снижению роли журналистики в организации общественного диалога.
- Накопленные в процессе трансформации проблемы журналистики решаются при помощи модернизации, реформирования государством существующей отрасли СМИ России на основе её легитимации, создания в её структуре сегмента общественных СМИ, правовых механизмов ограничения прав фирмы масс-медиа в отношении журналистики.
1.Иваницкий В. Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. – № 5. – С. 71–77. (0,5 п. л.)
2.Иваницкий В. Л. Экономическая тема в экономических изданиях: проблемы становления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. – № 1. – С. 16–28. (1,0 п. л.)
3.Иваницкий В. Л. Коммуникативная стратегия периодического издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. – № 5. – С. 117–122. (0,5 п. л.)
4.Иваницкий В. Л. Рынок СМИ в постсоветской России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. – № 6. – С. 114–131. (1,2 п. л.)
5.Иваницкий В. Л. Регулярный менеджмент на предприятиях массмедиа: к вопросу о содержании термина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. – № 1. – С. 75–89. (0,8 п. л.)
6.Иваницкий В. Л. Рабочая среда как основной нематериальный актив предприятия массмедиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. – № 2. – С. 138–147. (0,6 п. л.)
7.Иваницкий В. Л. Бизнес-концепция массмедиа и её универсальная природа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. – № 3. – С. 138–142. (0,3 п. л.)
8.Иваницкий В. Л. Бизнес-моделирование СМИ: представление о методе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. – № 4. – С. 180–187. (0,5 п. л.)
9.Иваницкий В. Л. Гомогенная национальная аудитория: к определению термина // Медиаскоп. 2010. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/713. (0,8 п. л.)
10. Иваницкий В. Л. Изменение норм языка СМИ под воздействием фирмы массмедиа // Медиаскоп. 2011. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/743. (0,5 п. л.)
Монографии
11. Иваницкий В. Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. – М. : Пульс, 2000. – 48 с. (2,0 п. л.)
12. Иваницкий В. Л. Строительство массмедиа: на пути к реальному моделированию СМИ. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. Деп. в ИНИОН, № 60881. – 347 с. (19,0 п. л.)
13. Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. – М. : Изд-во Моск. ун-та; Ф-т журн. МГУ, 2010. – 360 c. (20,0 п. л.)
Патенты, свидетельства
14. Св. о гос. рег. прогр. для ЭВМ № 2008614789. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации. Корпоративная информационная система «Спаркс. Интранет 3.0» / В. Л. Иваницкий. № 2008614354; заявл. 22.09.2008; зарег. 03.10.2008.
Главы, статьи в коллективных монографиях, учебных пособиях
15. Иваницкий В. Л. Ещё раз о независимости СМИ // Пресса и общество: сб. науч. статей. – М. : Гуманитарный институт, 2003. – С. 51–65. (0,75 п. л.)
16. Иваницкий В. Л. Бизнес-план и маркетинг // Основы медиамаркетинга / под ред. С. М. Гуревича. – М. : МедиаМир, 2007. – С. 166–197. (1,2 п. л.)
17. Иваницкий В. Л. Бизнес-моделирование СМИ в условиях медиарынка // Основы медиабизнеса : учеб. пособие / под ред. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2009. – С. 311–354. (2,5 п. л.)
18. Иваницкий В. Л. Становление медиарынка в постсоветской России: движение к линии горизонта // СМИ в меняющейся России : коллект. монография / под ред. Е. Л. Вартановой, науч. ред. И. Д. Фомичёва. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 38–60. (1,5 п. л.)
Учебные пособия, научные сборники, тезисы конференций
19. Менеджмент СМИ в 2002 году : матер. семинара / под общ. ред. В. Л. Иваницкого. – М. : Пульс, 2002. – 266 с. (14,0 п. л.)
20. Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 254 с. (16,0 п. л.)
21. Иваницкий В. Л. Рыночные преимущества независимых печатных периодических изданий // Тезисы науч.-практ. конф. «Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века». Ч. V. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2002. – С. 18–19. (0,1 п.л.)
22. Иваницкий В. Л. От идеи до бренда // Сб. матер. конгресса «300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа». – М. : Ф-т журн. МГУ, 2002. – С. 189–190. (0,1 п.л.)
23. Иваницкий В. Л. Самый главный вызов ХХI века // Сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. «Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века». Ч. I. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2003. – С. 61–62. (0,1 п.л.)
24. Иваницкий В. Л. О ежегоднике «СМИ России» // Сб. матер. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве». – М. : Ф-т журн. МГУ, 2006. – С. 58–59. (0,1 п.л.)
25. Иваницкий В. Л. Концепция издания и его коммуникативная стратегия // Сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. «Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире». – М. : Ф-т журн. МГУ, 2005. – С. 162–163. (0,1 п.л.)
26. Иваницкий В. Л. Журналистская профессия: опасность эрозии // Сб. матер. Междунар. науч. конф. «Журналистика в 2006 году. Профессия журналист: вызовы XXI века». – М. : Ф-т журн. МГУ, 2007. – С. 56–57. (0,1 п.л.)
27. Иваницкий В. Л. Отраслевой вектор журналистики // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире». – М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. – С. 85–86. (0,1 п.л.)
28. Иваницкий В. Л. Фирма масс-медиа и журналистика: двадцать лет вместе // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере». – М. : Ф-т журн. МГУ : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 111–112. (0,1 п.л.)