2. Основой исследований эффективности стратегии развития высшего образования является анализ парадигм как моделей постановки теоретических и методологических проблем и способов действий для их решения. Парадигмальный анализ диалектического единства в системе ведущих парадигм методом сходства и различия показывает, что ни одна из них не является самодостаточной без привлечения ценностей других парадигм. В то же время при разном уровне адекватности социокультурным потребностям общества и разнонаправленности образовательного процесса все ведущие парадигмы высшей школы России имеют общегуманистическую основу, взаимопересекаются, взаимообогащаются в интерпретации главной цели образования - формирования целостной творческой личности. Отсюда систематизация инновационных образовательных стратегий развития высшей школы возможна в контексте всех методологических подходов при сравнительном анализе их теоретико-методологического единства и взаимодействия.
3. Множественность парадигм в современном образовании придает полипарадигмальному подходу статус исследовательской методологии, определяемому как совокупность методов, объединяющих идей, принципов конструирования и трансформирования высшей школы, как методологический регулятив ее опережающего развития. Полипарадигмальный подход систематизирует знания о стратегиях высшего образования, создает теоретико-методологическую базу для их анализа и оценки, делает срезы инновационности; выявляет направления и продуцирует новые идеи развития образовательных стратегий на национальном и интернациональном уровне; формирует многомерное, полисистемное представление об инновационной стратегии высшей школы; обобщает потенциал ведущих парадигм для совершенствования стратегии развития высшего образования, выявляет приоритетные связи в концептуальном множестве для генезиса правил и стандартов стратегического прогнозирования и проектирования.
4. Полипарадигмальный подход инициирует и обеспечивает интегративные процессы в стратегическом прогнозировании и проектировании развития высшей школы, проявляющиеся:
- в теоретико-методологической базе (иерархия многоуровневой системы представлений содержания проекта; совокупность системных характеристик содержания; формы закрепления процесса проектирования и реализации содержания);
- в системе принципов (многомерность, многокритериальность, нелинейность, непрерывность, преемственность, процессуальность);
- в системе установок (фундаментализация, аксиологизация, плюрализация, информатизация, институционализация, инструментализация и др.);
- в направлениях интеграции (межпредметная интеграция, интеграция содержательных составляющих различных образовательных сфер, организационно-технологическая, внутри- и внешнеобразовательные связи и отношения, интеграция науки и образования и др.);
- в реализации направлений деятельности по информатизации образования, создания единого информационного пространства вуза, привития информационной культуры субъектам образовательного процесса.
5. Инновационные образовательные стратегии, как категорический императив создания социокультурной среды вуза с наибольшей полнотой разрабатываются в университете - приближенной к идеалу полифункциональной модели взаимодействия субъектов образовательного процесса. Миссия университета в своей основе полипарадигмальна, поскольку он аккумулирует интеллектуальный капитал, распространяемый на все сферы жизни общества, в единстве трех социальных систем: образования, культуры, науки. Инновационная стратегия в социокультурной среде университета базируется на интерпретации миссии высшей школы (как содействия формированию целостной творческой личности; как механизма достижения устойчивого развития государства; как регулятора новых идей цивилизационного прогресса); на опыте реализации традиционных и развивающихся стратегий (проектных, коммуникативных и др.); на трансформации и расширении функций (идентификационная роль, политическая роль, управленческая роль, предпринимательская роль, прогностическая роль, исследовательская роль и др.); инициирует преобразование и совершенствование образовательных методов и технологий (наукоемкие технологии образования; информационные образовательные технологии; технологии форсайта; технологии организации взаимодействия; технологии проектного обучения и др.); создание единого информационного пространства университета, системы управления качеством образования.
6. Противоречия между ростом вариативности высших учебных заведений и неразработанностью методологических, методических и организационных основ их деятельности требуют изучения разных видов вузов (университет, академия, институт), их разных моделей: прагматическая модель (коммерческий, предпринимательский университет); сетевая университетская корпорация; мультиуниверситет; исследовательская модель; инновационная модель для выявления приоритетных направлений образовательных стратегий и их систематизации. Парадигмальный анализ моделей вуза показывает: 1) современный вуз, главным образом, университет, не следует какой-либо одной модели, а сочетает различные элементы из многих; 2) в теоретико-методологической модели российского инновационного университета отражаются одновременно процесс адаптации к проникновению рыночных отношений в систему образования и процесс сохранения культуроформирующих функций и социальной направленности путем соединения классических и постнеклассических академических ценностей; 3) решающей тенденцией выбора современной модели вуза являются инновации применительно к любой образовательной программе. Отсюда, глобальной стратегией направлений развития высшей школы выступает инновационность, многомерно отражающаяся в образовательной политике, педагогических технологиях, информатизации образовательного процесса.
7. В традиционной российской методологии стратегического прогнозирования и проектирования высшего образования теоретически слабо разработано единство всех факторов, всех содержательных элементов, практические меры, реализация проекта, что опосредует необходимость обращения к передовому опыту применения целостной, четко скоординированной, практико-ориентированной и научно-обоснованной стратегии. Данным требованиям отвечает форсайт - специфическая методология активного, системного процесса мобильной, быстрореализуемой действиями многих участников, новой образовательной стратегии. Преимущества форсайта с позиций полипарадигмального подхода определяются:
- политематизмом (объединение в одно целое большого количества тем исследования);
- многовариантностью инструментария (комбинация различных методов, консультаций, подготовка вариантов сценариев проекта, дискуссий, широкое поле сбора информации и др.);
- принципиально высоким уровнем открытости, максимальной распространенностью идей, «широким форматом участия» - вовлеченностью очень большого числа экспертов из разных сфер деятельности в обсуждение и построение долгосрочных образовательных проектов;
- направленностью на конкретный алгоритм практических шагов, обеспечивающих быструю разработку и реализацию форсайт-проектов, формирующих конкурентную образовательную политику.
8. В современных образовательных стратегиях (коммуникативные стратегии, проективные стратегии) отражается синтез ряда принципов и установок из действующих парадигм (культурологической, синергетической, компетентностной), что создает предпосылки для построения универсальной инновационной стратегии высшего образования по направлениям формирования новой образовательной парадигмы:
- студентоцентризм (субъект-субъектная концепция);
- качество образования (компетентностный подход);
- интернационализация образования (концепция единого образовательного пространства);
- результатоцентризм (концепции социализации и инкультурации личности);
- гуманизация образования (общность цели: развитие творческой личности).
9. Стратегией осуществления учебной деятельности студента с переходом российской высшей школы на компетентностную основу обучения должно стать повсеместное введение инновационных практик:
- индивидуальной образовательной программы (как условия становления субъектной позиции студента, развития рефлексии способов его самообучения, спрограммированных через компоненты целей, задач, личностного содержания образования, темпа, форм, методов, системы контроля и оценки результатов);
- индивидуальной образовательной траектории (как пути творческой реализации личностного потенциала конкретного студента в образовательном процессе, значение, цели, задачи, содержание, темп, формы, методы, системы контроля и оценки результатов которого осмыслены самостоятельно или в совместной деятельности с преподавателем).
10. Построение и реализация индивидуальной образовательной программы требует сопровождения деятельности студента индивидуальным консультантом: педагогом-тьютором. Тьюторинг как стратегический вектор «европейского измерения» качества образования может быть внедрен в практику российской высшей школы при условиях:
- теоретической разработки концепции тьюторинга в контексте традиционной для российской педагогики непреложности синтеза обучения и воспитания;
- разработки модели и технологии тьюторского сопровождения индивидуальной деятельности студента;
- разработки стандартов тьюторской деятельности, ролей, функций, компетенций педагога-тьютора.
1.Старикова, О.Г. Высшее образование как глобальная система в формировании единого социокультурного пространства в современном обществе [Текст] / О.Г. Старикова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки – 2010. – № 5. – С. 15-21.
2.Старикова, О.Г. Единая информационная образовательная среда вуза – организационно-методическая основа уровневой подготовки обучающихся [Текст] / О.Г. Старикова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 6. – С. 119-127.
3.Старикова, О.Г. Инновационные стратегии в образовании [Текст] / О.Г. Старикова // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – № 1 (35). – С. 48-51.
4.Старикова, О.Г. Квалиметрические методы анализа результативности системы менеджмента качества образования [Текст] / О.Г. Старикова, В.В. Гриценко // Вестник университета (Государственный университет управления).– 2010. – № 11. – С. 175-181. (авторский вклад 70%).
5.Старикова, О.Г. Компьютерно-опосредованная коммуникация при реализации концепции дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов [Текст] / О.Г. Старикова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2008. – № 4. – С. 55-62.
6.Старикова, О.Г. Мультимедийные технологии как средство реализации инновационных образовательных стратегий высшей школы [Текст] / О.Г. Старикова // Вестник университета (ГУУ).– 2008. – № 9 (47). – С. 135-138.
7.Старикова, О.Г. Полипарадигмальный подход как методологическая основа стратегий развития российского высшего образования [Текст] / О.Г. Старикова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2010. – № 2 (12). – С. 34-39.
8.Старикова, О.Г. Проектные стратегии в образовании [Текст] / О.Г. Старикова // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 5 (34). – С. 30-32.
9.Старикова, О.Г. Репрезентативные стратегии в высшем образовании [Текст] / О.Г. Старикова // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 4 (33). – С. 16-19.
10.Старикова, О.Г. Роль социокультурной среды вуза в организации инновационной стратегии современного университета как социальной системы [Текст] / О.Г. Старикова // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 8. – С. 90-96.
11.Старикова, О.Г. Современные информационные технологии как средство формирования и развития профессиональных навыков [Текст] / О.Г. Старикова // Вестник Российской таможенной академии. – 2007. – № 1. – С. 129-134.
12.Старикова, О.Г. Тьюторинг как стратегический вектор «европейского измерения» высшего образования [Текст] / О.Г. Старикова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2010. – № 1 (11). – С. 45-50.
13.Старикова, О.Г. Управление качеством подготовки специалистов для таможенных органов Южного федерального округа [Текст] / О.Г. Старикова // Вестник университета (ГУУ).– 2008. – № 11(49). – С. 110-113.
Монографии и учебные пособия
14.Старикова, О.Г. Методика моделирования дидактических ситуаций при интерактивном обучении студентов специальности «Таможенное дело» [Текст]: учеб. пособие / О.Г. Старикова. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011. – 50 с.
15.Старикова, О.Г. Методика расчета результативности процессов системы управления качеством образовательной деятельности [Текст]: учеб. пособие / О.Г. Старикова. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. – 26 с.
16.Старикова, О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: опыт практической реализации [Текст]: монография / О.Г. Старикова. – Ростов н/Д, 2010. – 224 с.
17.Старикова, О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: теоретико-методологические основы [Текст]: монография / О.Г. Старикова. – Ростов н/Д, 2010. – 224 с.
Статьи в журналах и сборниках научных трудов
18.Старикова, О.Г. Академическая и профессиональная мобильность студентов, преподавателей и выпускников ведомственного вуза [Текст] / О.Г. Старикова // Инновационные подходы в образовании: матер. метод. семинара преподавателей. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2008. – С. 47-55.
19.Старикова, О.Г. Болонский процесс в ведомственном вузе: проблемы и перспективы [Текст] / О.Г. Старикова, К.Д. Скрипник // Роль и место Российской таможенной академии в развитии таможенного дела: матер. Междунар. юбилейной науч.-практ. конф. – Люберцы, 2008. – С. 81-84. (авторский вклад 70%).
20.Старикова, О.Г. Высшая профессиональная школа в контексте Болонского процесса [Текст] / О.Г. Старикова // Актуальные проблемы гуманитарных наук: матер. Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. – Шахты, 2009. – Т.2. – С. 105-109.
21.Старикова, О.Г. Герменевтика и проблема системного исследования ценностей образования [Текст] / О.Г. Старикова // Социологические проблемы культуры и образования в России: матер. докл. теоретического семинара.– Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2004. – С. 4-15.
22.Старикова, О.Г. Инновационный характер межличностных коммуникаций при обучении должностных лиц таможенных органов с применением компьютерных технологий [Текст] / О.Г. Старикова // Таможенная система в социокультурном измерении: сб. науч. тр. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2009. – С. 131-142.
23.Старикова, О.Г. Информатизация организации и проведения учебного процесса в Ростовском филиале Российской таможенной академии [Текст] / О.Г. Старикова // Информатизация образовательной деятельности Российской таможенной академии и филиалов как основа повышения качества подготовки специалистов для таможенных органов: матер. учеб.-метод. сбора Российской таможенной академии. – Люберцы, 2008. – С. 123-128.
24.Старикова, О.Г. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения качества организации учебного процесса [Текст] / О.Г. Старикова // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб. докл. участников науч.-метод. конф. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ЦВВР», 2009. – С. 296-297.
25.Старикова, О.Г. Компьютеризация образовательных технологий – основа формирования профессиональных компетенций специалистов таможенного дела [Текст] / О.Г. Старикова // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб. докл. участников науч.-метод. конф.– Ростов н/Д: Изд-во «ЦВВР», 2008. – С. 199-200.
26.Старикова, О.Г. Место и роль элементов дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов [Текст] / О.Г. Старикова // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб. докл. участников науч.-метод. конф.– Ростов н/Д: Изд-во «ЦВВР», 2006. – С. 228-230.
27.Старикова, О.Г. Модернизации образования и культурные смыслы [Текст] / О.Г. Старикова // Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза: матер. Междунар. науч.-практ. Интернет-конф.– Ростов н/Д, 2007. – Ч. I. – C. 152-157.
28.Старикова, О.Г. Модернизация образования в контексте национальной конкурентоспособности [Текст] / О.Г. Старикова // Развитие личности в образовательных системах: матер. докл. XXIX междунар. психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – Ч.II. – С. 323-328.
29.Старикова, О.Г. Мультимедийные технологии в стратегии высшей школы [Текст] / О.Г. Старикова // Уровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза: матер. II Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. – Ростов-на-Дону, декабрь 2009.– Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – С. 186-192.
30.Старикова, О.Г. О первоочередных задачах организации учебного процесса при переходе вуза на уровневую систему образования [Текст] / О.Г. Старикова // Организация и ведение образовательного процесса по компетентностно-ориентированным образовательным программам подготовки кадров (бакалавров, магистров, специалистов): матер. учеб.-метод. сбора Российской таможенной академии. –Люберцы, 2009. – С. 140-145.
31.Старикова, О.Г. Образовательный сервер – учебно-методическая основа информационной среды Ростовского филиала Российской таможенной академии [Текст] / О.Г. Старикова // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб. докл. участников науч.-метод. конф.– Ростов-на-Дону: Изд-во «ЦВВР», 2010. – С. 302-304.
32.Старикова, О.Г. Основная образовательная программа - учебно-методический базис обеспечения образовательного процесса по специальности/ направлению подготовки [Текст] / О.Г. Старикова // О задачах современного высшего учебного заведения по формированию образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения: матер. круглого стола. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. – С. 3-10.
33.Старикова, О.Г. Преимущества и перспективы использования мультимедийных технологий при реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования [Текст] / О.Г. Старикова // Академический вестник. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2008. – № 6. – С. 197-202.
34.Старикова, О.Г. Применение интерактивных образовательных технологий для формирования практико ориентированных профессиональных компетенций будущих специалистов таможенного дела [Текст] /
О.Г. Старикова // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 173-177.
35.Старикова, О.Г. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе [Текст] / О.Г. Старикова // Академический вестник. – Ростов н/Д.: РИО Ростовского филиала РТА, 2004. – № 2. – С. 127-128.
36.Старикова, О.Г. Применение компьютерных технологий в практике обучения слушателей Ростовского филиала Российской таможенной академии [Текст] / О.Г. Старикова // сб. докл. VI науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ. – 2005. – Т. 1. – С. 45-47.
37.Старикова, О.Г. Применение компьютерных технологий в спецкурсе «Таможенный контроль за перемещением наркотических, сильнодействующих соединений и их прекурсоров, психотропных веществ» [Текст] / О.Г. Старикова // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: матер. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. – М: РИО РТА, – 2003. – С. 405-407.
38.Старикова, О.Г. Процессно-ориентированная модель управления качеством образования в вузе: документирование и первые результаты внедрения [Текст] / О.Г. Старикова // Управление качеством образовательного процесса по иностранным языкам: матер. межвуз. науч. конф.– Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2009. – С. 17-24.
39.Старикова, О.Г. Развитие концепции дистанционного образования в Ростовском филиале Российской таможенной академии [Текст] / О.Г. Старикова // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб. докл. участников науч.-метод. конф.– Ростов н/Д: Изд-во «ЦВВР», 2007. – С. 244-245.
40.Старикова, О.Г. Ролевая игра как средство развития навыков проведения процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу [Текст] / О.Г. Старикова // Повышение качества образования студентов и слушателей Академии и филиалов на основе внедрения современных образовательных технологий и активных методов обучения: матер. учеб.-метод. сбора Российской таможенной академии. –Люберцы, 2007. – С. 102-112.
41.Старикова, О.Г. Система менеджмента качества образовательной деятельности вуза: опыт практического внедрения и подтверждения соответствия [Текст] / О.Г. Старикова // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: сб. ст. участников III Всероссийской науч.-практ. конф. – Славянск-на-Кубани, Адлер, 2010.– С. 64-68.
42.Старикова, О.Г. Системный анализ как инструмент реализации инновационных образовательных технологий при формировании профессиональных компетенций у будущих специалистов таможенного дела [Текст] / О.Г. Старикова // Таможенная система в социокультурном измерении: сб. науч. тр. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. – Вып. 2. – С. 3-12.
43.Старикова, О.Г. Современные технологии моделирования образования в высшей школе [Текст] / О.Г. Старикова // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: матер. Междунар. педагогического форума. –Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – Ч. I. – С. 327-333.
44.Старикова, О.Г. Современный университет в социокультурном контексте модернизации образования [Электронный ресурс] / О.Г. Старикова // III Всероссийский социологический конгресс. – М., 2008, октябрь. – Электрон. дан. – Режим доступа http://www.isras.ru/index.php?page_id=763.
45.Старикова, О.Г. Социокультурный контекст развития современного университета [Текст] / О.Г. Старикова // Образование. Ценности. Духовность: матер. докл. теоретического семинара. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. – C. 52-61.
46.Старикова, О.Г. Тенденции развития высшего образования в процессе модернизации России [Текст] / О.Г. Старикова // Образование. Ценности. Духовность: матер. докл. теоретического семинара. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. – C. 42-51.
47.Старикова, О.Г. Трансформация высшего профессионального образования в культурно-историческом аспекте [Текст] / О.Г. Старикова // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: сб. науч. ст. – Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – С. 72-74.
48.Старикова, О.Г. Тьютор в системе высшего профессионального образования России [Текст] / О.Г. Старикова // Институт тьюторства в современном инновационном образовании: матер. семинара с междунар. участием. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – С. 210-214.
49.Старикова, О.Г. Учебно-научно-инновационный комплекс в региональной инновационной системе [Текст] / О.Г. Старикова // Социально-гуманитарные проблемы современной России: сб. науч. ст. – Ростов н/Д: Наука-Пресс, – 2007. – С. 77-80.
50.Старикова, О.Г. ФГОС третьего поколения по специальности 036401 «Таможенное дело» [Электронный ресурс] / Л.Ю. Стефаниди, М.С. Арабян, О.Г. Старикова и др. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://mon.gov.ru (авторский вклад 5%).
51.Старикова, О.Г. Ценности образования в социокультурном пространстве России [Текст] / О.Г. Старикова // Социологические проблемы культуры и образования в России: матер. докл. теоретического семинара.– Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2004.– С. 16-27.
52.Старикова, О.Г. Эволюция роли Российской таможенной академии в формировании профессиональных компетенций таможенников (на примере Ростовского филиала) [Текст] / О.Г. Старикова // Информационный бюллетень Российской таможенной академии. – Ростов н/Д: РИО РТА, 2008. – № 3(5). – С. 16-20.