- Современные тенденции развития социально-политической реальности, которые в совокупности можно охарактеризовать как глобальную социально-политическую и социо-культурную трансформацию, обусловлены амбивалентным характером современных социально-политических трендов- одновременности универсализации и фрагментации. Данная ситуация в совокупности с трансформациями эпистемиологии современности потребовали пересмотра концептуально-понятийного континуума, интерпретативного потенциала и методологического инструментария современных социально-политических теорий, требуя включения в анализ внешних, неэкономических факторов, в частности культурных, цивилизационных, религиозных, этнических.
- Одним из факторов, толкающих к необходимости переосмысления социально-политической субстанции современного мира, является акцентация социокультурной доминанты. Именно она становится главной интенцией политических практик и дискуссий, относительно видоизменения политических смыслов и политических стратегий. Во многом это связано с изменением оснований политики, замены нормативности традиционных интерпретаций на плюрализацию и акцентацию различий.
- Понятия религии и религиозного фактора приобретают иное референтное звучание, в политико-эпистемиологической проекции определяя выбор критерия истинности как вектора политического, экономического и социкультурного развития общества. Сегодня заявления религиозных лидеров во многом воспринимаются как критерий истины, следствием чего является выбор определенной политической стратегии и векторы массовых настроений, предпочтений и доминирующих оценок в массовом сознании. Смещение референтов религии и политики, вследствие политизации первой, проявляется в отходе от Веры как таковой в сторону восприятия религии как культурно-цивилизационной идентичности, во многом сформировавшейся под влиянием определенной культурной традиции.
- Интерпретативно-гносеологический потенциал цивилизационной теории в русле поиска объяснения современных политический процессов представляется методологически эффективным познавательным инструментом познания современных политических трансформаций Выдвижение в качестве эвристических значимых акцентов из предметно-понятийного поля цивилизационной теории, таких как : культурная самобытность, идентичность, устойчивость, традиция, религиозные основания как новых референтов и объяснительных принципов социально-политических реалий и универсалий политико-идеологического дискурса доказывает эвристическую адекватность и аналитическую действенность цивилизационного подхода.
- Проблема религиозного самоопределения, появление религиозного фактора , как свидетельствует современная отечественная и зарубежная практика, приобретает особую злободневность именно как основание цивилизационной устойчивости. Современность высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, порождает новые политические и социальные конфликты и противоречия, связанные с религиозной идентичностью. Религия как глубинный фактор, более долговременный, чем политические и идеологические пристрастия, определяет наиболее устойчивые формы и основания социального устроения, его цивилизационную специфику. Именно поэтому, сегодня, когда происходит качественная трансформация всего социально-политического континуума, глобальные сдвиги на культурно-цивилизационной карте мира, настолько актуализировалась проблема религиозной идентичности и связанная с ней проблема политических форм проявления религиозности современного общества.
- Поливалентное воздействие религиозного фактора на политический процесс в совокупности с политической актуализацией социкультурных различий и плюрализацией социально-политического пространства, проявляется в различных вариантах : в виде инкорпорации религиозных оснований, в том числе в «превращенном виде», в форме коллективной идентичности в сопряжении с элиминацией традиционных форм политических солидарностей, как один из системообразующих элементов цивилизационной матрицы, как устойчивая часть традиции, как современный действующий надгосударственный участник международных отношений, как неотъемлемый механизм «мягкой силы».
- Религия перестала быть только частным делом человека, она вновь возвратилась в политику, в публичное пространство, причем в самых различных формах и вариантах: от конструктивных, связанных с каритативной деятельностью до радикально-экстремистских политических стратегий, от нравственного авторитета до институционализированных форм политической деятельности. Институционализированные религиозные организации, главной задачей которых было пастырское служение, не только не отдаляются от институтов власти, но и играют все более значительную роль в мировом политическом процессе как субъекты политического целеполагания. Политизация религии и включение религиозных доминант в политику требует отхода от традиционных эпистемиологических рамок рассмотрения соотношения религия и общества, религии и политики, определявшихся долгое время политическими императивами теорий секуляризации и модернизации. Сложившаяся модернизационая парадигма исследования воздействия религиозного фактора на общество и политику, настаивавшая на том, что постепенно религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свое значение, перестает удовлетворять эпистемологическим запросам современности и параметрам реальной жизни.
- Признанием трансформации роли религии в современном социально- политическом процессе является вариативность теоретических интерпретаций наблюдаемых изменений и противоречивость политических практик: от алармистских подходов и предостережений об опасности клерикализации до абсолютизации требования учета религиозных различий не только в частной, но и в политической, гражданской, правовой сферах. Подобная ситуация порождает множество противоречий именно в политико-правовом пространстве, во многом являясь следствием противоречия между общим гражданством и культурным многобразием, демократическим глобальным либерализмом и традиционализмом, политическими основаниями Модерна и плюрализмом современности.
- Проблема сосуществования больших групп людей, принадлежащих к различным социокультурным кодам, фокусирует проблему ценностных оснований общества, их воздействия на политические процессы, а также методологический вопрос о традиции как социального механизма, как основания политических стратегий и политического поведения, как императива повседневности. Противоречивый спектр теоретических интерпретаций, присутствующих в обществоведческом дискурсе, соотношения традиции, религии как традиционной константы цивилиазционной идентичности и трендов современности отражает острую актуальность данной проблемы и необходимость поиска адекватного политического алгоритма. На крайних полюсах данного спектра которого находятся радикальный традиционализм и либеральный посыл преодоления традиционности
- Противоречия не только между различными религиозными традициями, но и между религиозным и светским акцентировали необходимость концептуального подхода к политическому сопряжению разнообразия «жизненных миров», манифестацией которых является различные коллективные действия. Теоретические координаты концепции постсекулярного общества и «нового космополитизма» направлены на поиск если не разрешения, то по крайней мере примирения дихотомии светское/религиозное. Основание первого подхода состоит в общественном ожидании того, что, действуя в условиях гражданского общества и публичной сферы, неверующие будут общаться со своими религиозными согражданами на равных. «Новый космополитизм» как методологическая основа для изучения современного социального пространства предлагает новое отношение к самому разнообразию, к сосуществованию религиозных и светских элементов и культур, в том числе в индивидуальном опыте. Политические импликации «нового космополитизма» проявляются в выработке новых политических стратегий как на государственном уровне, так и в поле публичной политики.
- Переживаемое «возвращение религии» в публичное пространство России и особенности российского поликонфессионального цивилизационного устроения сопряжено с актуализацией религиозных идентичностных оснований, резкой сменой принципов религиозной государственной политики, определением компетенции государственных органов, утверждением демократических норм в общественно-политической жизни страны, изменением сущностных характеристик массового сознания, активизацией деятельности религиозных организаций и объединений, что предопределяет противоречивость и неоднозначность проявления религиозного фактора. Проблема межрелигиозного взаимодействия представляется одной из ключевых при определении насколько религиозная составляющая идентификаций россиян влияет на традиционные и современные императивы социального и политического поведения в поликофессиональных координатах российского общества.
- Основными политическими стратегиям, лейт-мотивом и фундаментом которых являются религиозные референции современного мира выступают: толерантность, экстремизм, межкультурный ( межрелигиозный) диалог. Толерантность как концептуальный подход и политическая стратегия представляется механизмом оформления плюрализации социально-политической жизни на основании религиозных компонентов, что проявляется в дихотомии восприятия толерантости как нормативного конструкта и как реальной политический практики. Религиозный экстремизм является трендом современности, возникшим в результате видоизменения политических смыслов, политической онтологии, а также диверсификации уровней и акторов политического процесса и представляет собой крайнюю форму политических стратегий, привлекающих в свой арсенал религиозные основания. Межкультурный диалог представляет собой теоретический подход и политическую стратегию, приходящие на смену государственному «мультикультурализму», высветившего свою неэффективность, и может быть рассмотрен как модель осмысления современных политических процессов и как политическая стратегия, предлагающая политическое оформление религиозного разнообразия и признающая политическую субъектность религиозных идентичностей.
- Для осуществления эффективной системной, целенаправленной государственной политики в сфере религиозных отношений, способной противодействовать деструктивным религиозно-экстремистским стратегиям и использовать религию не как проблемный фактор, а как фактор стабилизации политической системы, необходим всесторонний учет сегодняшних реалий и опора на конструктивный цивилизационный исторический опыт. Для этого необходимо правильно оценить социальные потребности, в том числе сквозь призму религиозного фактора, и социально-политические ожидания, четко представлять себе реальное положение вещей и тенденции их развития.
1.Мчедлова М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании. - М.: МГУ, 1996. - 5,5 п.л.
2.Мчедлова М.М. Религия в современном социально-политическом процессе: - М.: Изд-во РУДН, 2011. – 10,5 п.л.
3.Мчедлова М.М. Понятие цивилизации: генезис, эволюция, методологическое значение // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М.: РНИСиНП, 1998. – 17 п.л. / 1 п.л.
4.Мчедлова М.М. Пути идентичности русских // Русский вопрос / ред . Осипов Г.В., Орлова И.Б., Локосов В.В - М.: Экономика, 2007. – С. 94-100. – 17п.л./ 0,8 п.л.
5.Mchedlova M. Russian civilization (ded. to the official visit of RF V.V.Putin to India in January, 2007) /ed.by Kirabaev N.S., Mchedlova M.M.,Patnaik A., Mohanty A. / Introduction, Cultural Distinctness of People of Russia, Socio-Cultural Foundations of Russia Civilization. - New-Delhi: FK Publications, 2007. - 20 п.л. / 7.5 п.л.
6. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах: / Мчедлова М.М. и др.. - М.: ИС РАН, 2008.- 415 с.- 26 п.л.
7.Мчедлова М.М. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории: новые оттенки понятий для новых явлений // Россия в современном диалоге цивилизаций /отв.ред. Логинов А.В.- М.: Культурная революция, 2008. – С.117-140. – 25 п.л. / 2 п.л.
8.Мчедлова М.М. Россия в современном диалоге цивилизаций: Введение /отв.ред.Логинов А.В. / соавтор Логинов А.В.- М.: Культурная революция, 2008. – С.5-16. – 25 п.л. / 0,5 п.л.
9.Мчедлова М.М. Вера и культурно-цивилизационная идентичность (глава 15), послесловие // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. - М.: Культурная революция, 2009. – С.362-384, 385-387. – 12,5 п.л. / 2 п.л.
10.Мчедлова М.М. Религия в жизни россиян // Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. Горшкова М.К., Крумма Р., Тихоновой Н.Е. - М.: Альфа-М, 2009. - С.131-153. – 18 п.л. / 1,2 п.л.
11.Мчедлова М.М. Религиозность в России и Европе // Россия в Европе: по материалам международного социологического проекта «Европейское социальное исследование» /под общей ред. Андреенковой А.В. и Беляевой Л.А / соавтор Кофанова Е. - М.: Academia, 2009. – 384 с. – 24 п.л. / 2 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
12.Ж.Дюмазедье. На пути к цивилизации досуга/ перевод с французского, научная редакция, примечания Мчедловой М.М. //Вестник МГУ, Серия 12, Социально-политические исследования. – 1993 - № 1. – С.83-88. - 0,5 п.л.
13. Мчедлова М.М. Цивилизация как субъект целостности мира. Материалы Круглого стола «Мир как целое: проблемы исследования мировой политики» //Вестник МГУ. Сер.12. Политические исследования. – 1997 - № 6. - С.45-50. - 0,5 п.л.
14. Мчедлова М.М. Понятие «цивилизация»: история и методология // Философия и общество. – 1999 - №1. - 1 п.л.
15. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: проблемы изучения // Философия и общество. – 1999 - №2. - С.240-249. - 1 п.л.
16. Мчедлова М.М Теория цивилизации: проблемное поле // Вестник РУДН, сер. Философия. – 2000 - №1. – С.159-172. - 1.п.л
17. Мчедлова М.М. Рецензия на: Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции.- М.: Интеллект, 1998 // Вопросы философии. - 2000 - N5. – С.182-184. - 0,5 п.л.
18. Мчедлова М.М. Глобальный мир и сохранение самобытности // Вестник МГУ, Сер.12. – 2002 - №3. – С.104-113. - 0,8 п.л.
19. Мчедлова М.М. Транснациональная политическая реальность. Материалы круглого стола «Глобальный кризис и проблемы мировой политики» // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2003 - № 4. – С.54-59. - 0,5 п.л.
20. Мчедлова М.М. Новые грани идентичности современной России // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2007 - №3. - 1 п.л.
21. Мчедлова М.М. Современность и императивы российской цивилизации: политические следствия этноконфессионального разнообразия // Вестник РУДН, Серия Политология. – 2007- № 3. - 1 п.л.
22.Мчедлова М.М Конструктивные ответы на вызовы глобализации (Европа территорий) // Вестник РУДН, Серия Философия. – 2001 - №2. - С.48-55. - 1 п.л.
23. Мчедлова М.М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе // Вестник РУДН, Серия Политология – 2008 - №4. - 1 п.л.
24. Мчедлова М.М. Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2009. - № 3. - 1 п.л.
25. Мчедлова М.М. Гражданское общество и проблема доверия. Материалы круглого стола "Гражданское общество: теория и современная практика в мировом и российском измерении» // Вестник РУДН, Серия Политология – 2009 - № 4. - С.89-92. – 0, 5 п.л.
26.Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социс - 2009 - №12. - С.77-85. - 0,9 п.л.
27. Мчедлова М.М. Изменение объяснительных моделей политики: включение религиозных референтов // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2010 - № 6. - С.59-70. - 1 п.л.
3. Учебники и учебно-методические пособия:
28. Учебник Гурина М.“Философия” / перевод с французского Мчедлова М.М. и др./ общая ред. д.ф.н, проф. Грецкий М.Н. - М.: Республика, 1998. - 53,09 п.л./ 9 п.л.
29. Российская цивилизация: учебное пособие для ВУЗов / Мчедлова М.М. и др. - М.: АкадемПроект, 2003. – 17 п.л./3,5 п.л.
30. Мчедлова М.М. Философия политики //Философия: учебник для образовательного портала. - М.: РУДН, 2004. - 13 п.л. / 1 п.л. 31. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: вызовы 21 века: учебно- методическое пособие. - М.: РУДН, 2008. - 10,6 п.л.
4. Материалы конференций, конгрессов, симпозиумов и публикации в других видах изданий:
32. Мчедлова М.М. Цивилизационная модель и возможности формирования гражданского общества. //Диалог цивилизаций: Восток-Запад: Третий международный философский симпозиум. - М.: РУДН, 1997. - 0,2 п.л.
33. Мчедлова М.М. О социокультурных основаниях российской Цивилизации// Обновление России: трудный поиск решений. - М., 1999 - вып. 7. - 0,8 п.л.
34. Mchedlova M. A person as “self” and “alien” ( Metodolodgical aspects of identity) // Lo straniero. - Italy, Naples: Tribunal – oct. 1999 - №30. - 0,5 п.л.
35. Мчедлова М.М. Современная политическая элита России: особенности менталитета // Россия: Политические вызовы 21 века: материалы 2 Всероссийского конгресса политологов. - М., 2001. - 0,6 п.л.
36. Мчедлова М.М. Цивилизационная модель, духовный фактор и гражданское общество //Современная Россия: власть, общество, политическая наука: материалы 1 Всероссийского конгресса политологов в 3-х тт. - М., 1999 - Т.2. - 0.3 п.л.
37. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: гражданское общество и культурная идентичность// Гражданский Форум. - Спб, 2001 - №1. - 0,4 п.л.
38. Мчедлова М.М. Цивилизация// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М.П. и др. – М.: Республика, 2001.- С.486- 490 – 0,7 п.л.
39. Мчедлова М.М. Идентичность общероссийская// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М.П. и др. – М.: Республика, 2001.- С. 69-73 – 0,8 п.л.
40. Мчедлова М.М. Самобытность культурная народов России// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М .П. и др. – М.:Республика, 2001.- С. 384- 386 . – 0,5 п.л .
41. Мчедлова М.М. Менталитет// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М.П. и др. – М.:Республика, 2001.- С.190-193 – 0,5 п.л.
42. Мчедлова М.М. Национальные интересы России: Государство и регионы // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России.- М.: РУДН, 1998. - 0,5 п.л.
43. Мчедлова М.М. Империум: пространство власти // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. - М.: РУДН, 2003. - 1 п.л.
44. Мчедлова М.М. Конструктивность современных политических реалий: различие цивилизационных координат // Политическая регионалистика: теория и практика. - М.: РУДН, 2003. - 1 п.л.
45. Мчедлова М.М. Шпенглер О. // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 0,3 п.л.
46. Мчедлова М.М. Мировая цивилизация // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 0,3 п.л.
47. Мчедлова М.М. Культурное наследие // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. – 0,3 п.л.
48. Мчедлова М.М. Транснациональное политическое пространство // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 0,3 п.л.
49. Mchedlova M. Cultural heritage // Global Studies. Encyclopedia / Member of Editorial Staff. – Moscow: Dialog Raduga Publishers, -2003. 0.3 п.л.
50. Mchedlova M. Civilization // Global Studies. Encyclopedia/ Member of Editorial Staff. – Moscou: Dialog Raduga Publishers, 2003. - 0.3 п.л.
51. Товарес Рибейро Европа культурного различия и единства / перевод с французского, научное редактирование Мчедлова М.М. // Глобализация и мультикультурализм. Доклады и выступления. VII Международная философская конференция «Диалог цивилизаций: Восток-Запад», 14-16 апреля 2003 г., Москва./ под ред. .С.Кирабаева, А.В.Семушкина, Ю.М.Почты, С.А.Нижникова. - М.: РУДН, 2004. - С. 215-224. - 0, 5 п.л.
52. Мчедлова М.М. Роль элит в цивилизационно-полиётическом пространстве России и Востока // Материалы 6 конференции Восток- Запад: диалог цивилизаций. – Каир: Хелуанский университет, 2004. - 0, 4 п.л.
53. Mchedlova M. National self-consciousness: ideas and myths // Lo straniero. – Italy, Naples: Tribunal, 2003 - № 37. - 0,5 п.л.
54. Mchedlova M. The possibility of constructive responses to the challenges Globalization // XXIst World Congress of Philosophy: Philosophers facing world problems. - Turkey, Istanbul: Convention and Exhibition Center, August 10-17, 2003. - С.225. – 0,1 п.л.
55. Мчедлова М.М. Возможности конструктивных ответов на вызовы глобализации // Философия и современный мир: Доклады и выступления: По материалам XXI Всемирного философского конгресса: Философия перед лицом всемирных проблем (Стамбул, август 2003 г. / под ред. Кирабаева Н.С. и др. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.127-137.- 1 п.л.
56. Мчедлова М.М. Россия и возможности интеграции с Европой // Философия и будущее цивилизации. - М., 2005 - Т.5. - 0,2 п.л.
57. Мчедлова М.М. Интеграция и идентичность: Россия и Запад в 21 веке // Россия, Франция, Германия и Португалия в контексте европейской интеграции. / под ред. Кирабаева Н.С., Почты Ю.М., Мчедловой М.М.. – М.: Изд-во РУДН, 2005. - 0,7 п.л.
58. Мчедлова М.М. Цивилизационный потенциал России и возможности ее интеграции с Европой // Россия и Европа: грани межкультурной коммуникации / под ред. Почты Ю.М., соавтор Щелина Ю.А. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – С. 54-72. - 1,2 п.л.
59. Мчедлова М.М. Культурное наследие // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.- Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.
60. Мчедлова М.М. Шпенглер О. // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.-Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.
61. Мчедлова М.М. Мировая цивилизация // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.- Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.
62. Мчедлова М.М. Транснациональное политическое пространство // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.-Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.
63. Мчедлова М.М. От невежества к религиозному экстремизму: защитит ли Россию исторический опыт? // Свобода религии и права человека. - М., 2007. - С.88-98. - 0,8 п.л.
64. Mchedlova M. La diversité ethno-confessionelle en Russie: politique et tradition de co-existence // Multiculturalisme et plurilingvisme. – Bordeaux, 2007. - 1 п.л.
65. Мчедлова М.М. Устойчивость российской цивилизации: испытание толерантностью // Россия реформирующаяся / Отв. ред. Горшков М.К. Ежегодник.— М.: Институт социологии РАН, 2008. — Вып. 7.- С. 374-389 . - 1 п.л.
66. Мчедлова М.М. Религиозность в России и Европе // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы взаимодействия». - М.: ИС РАН, РОС, 2008.
67. Мчедлова М.М. Актуализация религиозных различий // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы взаимодействия». М.: ИС РАН, РОС, 2008.
68. Мчедлова М.М. Публичная политика и управление этноконфессиональными процессами // Управление социальными инновациями: опыт, проблемы, перспективы. Материалы международной научной конференции / под ред. Федорова В.А.и др. – М.: РУДН, 2009. - 0,9 п.л.
69. Мчедлова М.М. Влияние современного кризиса на религиозную сферу в России: противоречивость религиозного сознания и свобода совести // Актуальные проблемы реализации принципа свободы совести в современной России. - М.: МАРС, Институт Европы РАН, 2009. - С.84-105. - 1,5 п.л.
70. Мчедлова М.М. Религиозность в жизни россиян в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. Горшков М.К., соавтор Кофанова Е.Н. - М.: Институт социологии РАН, 2009. — Вып. 8. – С.286-302. - 1 п.л.
71. Мчедлова М.М. Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. Горшков М.К., соавторы Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. - М.: Институт социологии РАН, 2009. – Вып. 8. — С.343-354 - 1 п.л.
72. Мчедлова М.М. Религиозность и политические изменения в России и Европе // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Тезисы докладов. – М, 20-22 нояб. 2009. - С.301-302. – 0,2 п.л.
73. Мчедлова М.М. Общественная солидарность и возможности публичной политики // Векторы посткризисного мира: новые модели публичной политики. Доклады и выступления Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН, Москва, 17-19 октября 2010 / под ред. Почты Ю.М., Мчедловой М.М. - М: РУДН, 2010. - С. 43-54. - 1 п.л.
74. Мчедлова М.М. Социокультурная реинтерпретация политики: потребности в новых гносеологических схемах и новых смыслах // Диалог цивилизаций и посткризисный мир. Доклады и выступления Х1 Юбилейной научно-практичекой конференции с международным участием, посвященной 50-летию РУДН , 25-27 ноября 2010 // под ред. Кирабаева Н.С., Почты Ю.М., Иванова В.Г. - М.: РУДН, 2010. – С.32-50. – 1, 2 п.л.