Научная тема: «МЕСТО РЕЛИГИИ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современные тенденции развития социально-политической реальности, которые в совокупности можно охарактеризовать как глобальную социально-политическую и социо-культурную трансформацию, обусловлены амбивалентным характером современных социально-политических трендов- одновременности универсализации и фрагментации.    Данная ситуация в совокупности с трансформациями эпистемиологии современности потребовали пересмотра концептуально-понятийного континуума,  интерпретативного потенциала и методологического инструментария современных социально-политических теорий,  требуя включения в анализ внешних, неэкономических факторов, в частности культурных, цивилизационных, религиозных, этнических.
  2. Одним из факторов, толкающих к необходимости переосмысления социально-политической субстанции современного мира, является акцентация социокультурной доминанты. Именно она становится главной интенцией политических практик и дискуссий, относительно видоизменения политических смыслов и политических стратегий.   Во многом это связано  с изменением    оснований политики,  замены нормативности традиционных интерпретаций на плюрализацию и акцентацию различий.
  3. Понятия религии и религиозного фактора приобретают  иное референтное звучание, в политико-эпистемиологической  проекции определяя выбор критерия истинности как вектора политического, экономического и социкультурного развития общества. Сегодня заявления религиозных лидеров во многом воспринимаются как критерий истины, следствием чего является выбор определенной политической стратегии и векторы массовых настроений, предпочтений и доминирующих оценок в массовом сознании. Смещение референтов религии и политики, вследствие политизации первой,    проявляется в отходе от Веры как таковой в сторону восприятия религии как культурно-цивилизационной идентичности, во многом сформировавшейся под влиянием определенной культурной традиции.
  4. Интерпретативно-гносеологический потенциал цивилизационной теории в русле поиска объяснения современных  политический процессов представляется методологически эффективным познавательным инструментом  познания современных политических трансформаций  Выдвижение в качестве эвристических значимых акцентов  из предметно-понятийного поля цивилизационной теории,  таких как : культурная самобытность, идентичность, устойчивость, традиция,  религиозные основания как новых референтов и объяснительных принципов  социально-политических реалий и универсалий политико-идеологического дискурса доказывает эвристическую адекватность и аналитическую действенность  цивилизационного подхода.
  5. Проблема религиозного самоопределения, появление религиозного фактора , как свидетельствует современная отечественная и зарубежная практика, приобретает особую злободневность именно как основание цивилизационной устойчивости. Современность высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, порождает новые политические и социальные конфликты и противоречия, связанные с религиозной идентичностью. Религия как глубинный фактор, более долговременный, чем политические и идеологические пристрастия, определяет наиболее устойчивые формы и основания социального устроения, его цивилизационную специфику. Именно поэтому, сегодня, когда происходит качественная трансформация всего социально-политического континуума, глобальные сдвиги на культурно-цивилизационной карте мира, настолько актуализировалась проблема религиозной идентичности  и связанная с ней проблема политических форм проявления религиозности современного общества.
  6. Поливалентное воздействие  религиозного фактора на политический процесс в совокупности с политической актуализацией социкультурных различий и плюрализацией социально-политического пространства, проявляется в различных вариантах : в виде инкорпорации религиозных оснований, в том числе в «превращенном виде»,  в форме коллективной идентичности в сопряжении с  элиминацией традиционных форм политических солидарностей,  как  один из системообразующих элементов цивилизационной матрицы, как  устойчивая часть традиции, как современный действующий надгосударственный участник международных отношений, как  неотъемлемый механизм «мягкой силы».
  7. Религия  перестала быть только частным делом человека, она вновь возвратилась в политику, в публичное пространство, причем в самых различных формах и вариантах: от конструктивных, связанных с каритативной деятельностью до радикально-экстремистских политических стратегий, от нравственного авторитета до институционализированных форм политической деятельности. Институционализированные религиозные организации, главной задачей которых было пастырское служение, не только не отдаляются от институтов власти, но и играют все более значительную роль в мировом политическом процессе как субъекты политического целеполагания. Политизация религии и включение религиозных доминант в политику требует отхода от традиционных эпистемиологических рамок рассмотрения соотношения религия и общества, религии и политики, определявшихся долгое время политическими императивами теорий секуляризации и модернизации. Сложившаяся модернизационая парадигма исследования воздействия религиозного фактора на общество и политику, настаивавшая на том, что постепенно религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свое значение,  перестает удовлетворять эпистемологическим запросам современности  и параметрам реальной жизни.
  8. Признанием трансформации роли религии в современном социально- политическом процессе является вариативность теоретических интерпретаций наблюдаемых изменений и противоречивость политических практик: от алармистских подходов и предостережений об опасности клерикализации до абсолютизации требования учета религиозных различий не только в частной, но и в политической,  гражданской, правовой сферах. Подобная ситуация порождает множество противоречий именно в политико-правовом пространстве, во многом являясь следствием противоречия между общим гражданством и культурным многобразием, демократическим глобальным либерализмом и традиционализмом, политическими основаниями Модерна   и  плюрализмом современности.
  9. Проблема сосуществования больших групп людей, принадлежащих к различным социокультурным кодам, фокусирует проблему ценностных оснований общества, их воздействия на политические процессы, а также методологический вопрос о традиции как социального механизма, как основания политических стратегий и политического поведения, как императива повседневности. Противоречивый спектр теоретических интерпретаций, присутствующих в обществоведческом дискурсе,  соотношения традиции, религии как традиционной константы цивилиазционной идентичности и трендов современности отражает острую актуальность данной проблемы и  необходимость поиска адекватного политического алгоритма. На крайних полюсах данного спектра которого находятся радикальный традиционализм и либеральный посыл преодоления традиционности
  10. Противоречия не только между различными религиозными традициями, но и между религиозным и светским акцентировали необходимость концептуального подхода к политическому сопряжению разнообразия «жизненных миров», манифестацией которых является различные коллективные действия. Теоретические координаты концепции постсекулярного общества и «нового космополитизма» направлены на поиск если не разрешения, то по крайней мере примирения дихотомии светское/религиозное. Основание первого подхода состоит в общественном ожидании того, что, действуя в условиях гражданского общества и публичной сферы, неверующие будут общаться со своими религиозными согражданами на равных. «Новый космополитизм»   как методологическая основа для изучения современного социального пространства предлагает новое  отношение к самому разнообразию, к сосуществованию религиозных и светских элементов и культур, в том числе в индивидуальном опыте. Политические импликации «нового космополитизма» проявляются в выработке новых политических стратегий как на государственном уровне, так и в поле публичной политики.
  11. Переживаемое «возвращение религии» в публичное пространство России  и особенности российского поликонфессионального цивилизационного устроения  сопряжено с актуализацией религиозных идентичностных оснований,  резкой сменой принципов религиозной государственной политики, определением компетенции государственных органов, утверждением демократических норм в общественно-политической жизни страны, изменением сущностных характеристик массового сознания, активизацией деятельности религиозных организаций и объединений, что предопределяет противоречивость и неоднозначность проявления религиозного фактора. Проблема межрелигиозного взаимодействия представляется одной из ключевых при определении  насколько религиозная составляющая идентификаций россиян влияет на традиционные и современные императивы социального и политического поведения в поликофессиональных координатах российского общества.
  12. Основными политическими стратегиям, лейт-мотивом и фундаментом которых являются религиозные референции современного мира выступают: толерантность, экстремизм, межкультурный ( межрелигиозный) диалог. Толерантность как концептуальный подход и политическая стратегия представляется механизмом  оформления плюрализации социально-политической жизни на основании религиозных компонентов, что проявляется в дихотомии восприятия толерантости как нормативного конструкта и как реальной политический практики. Религиозный экстремизм является трендом современности, возникшим в результате видоизменения политических смыслов, политической онтологии, а также диверсификации уровней и акторов политического процесса и представляет собой крайнюю форму политических стратегий, привлекающих в свой арсенал религиозные основания. Межкультурный диалог    представляет собой теоретический подход и политическую стратегию, приходящие на смену государственному «мультикультурализму», высветившего свою неэффективность,  и   может быть рассмотрен как модель осмысления современных политических процессов и как политическая стратегия,  предлагающая политическое оформление религиозного разнообразия и признающая политическую субъектность религиозных идентичностей.
  13. Для осуществления эффективной системной, целенаправленной    государственной политики в сфере религиозных отношений, способной противодействовать деструктивным религиозно-экстремистским стратегиям   и использовать религию не как проблемный фактор, а как фактор стабилизации политической системы, необходим всесторонний учет сегодняшних реалий   и  опора на конструктивный цивилизационный исторический опыт. Для этого необходимо правильно оценить социальные потребности, в том числе сквозь призму религиозного фактора, и социально-политические ожидания, четко представлять себе реальное положение вещей и тенденции их развития.
Список опубликованных работ
1.Монографии и главы в монографиях:

1.Мчедлова М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании. - М.: МГУ, 1996. - 5,5 п.л.

2.Мчедлова М.М. Религия в современном социально-политическом процессе: - М.: Изд-во РУДН, 2011. – 10,5 п.л.

3.Мчедлова М.М. Понятие цивилизации: генезис, эволюция, методологическое значение // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М.: РНИСиНП, 1998. – 17 п.л. / 1 п.л.

4.Мчедлова М.М. Пути идентичности русских // Русский вопрос / ред . Осипов Г.В., Орлова И.Б., Локосов В.В - М.: Экономика, 2007. – С. 94-100. – 17п.л./ 0,8 п.л.

5.Mchedlova M. Russian civilization (ded. to the official visit of RF V.V.Putin to India in January, 2007) /ed.by Kirabaev N.S., Mchedlova M.M.,Patnaik A., Mohanty A. / Introduction, Cultural Distinctness of People of Russia, Socio-Cultural Foundations of Russia Civilization. - New-Delhi: FK Publications, 2007. - 20 п.л. / 7.5 п.л.

6. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах: / Мчедлова М.М. и др.. - М.: ИС РАН, 2008.- 415 с.- 26 п.л.

7.Мчедлова М.М. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории: новые оттенки понятий для новых явлений // Россия в современном диалоге цивилизаций /отв.ред. Логинов А.В.- М.: Культурная революция, 2008. – С.117-140. – 25 п.л. / 2 п.л.

8.Мчедлова М.М. Россия в современном диалоге цивилизаций: Введение /отв.ред.Логинов А.В. / соавтор Логинов А.В.- М.: Культурная революция, 2008. – С.5-16. – 25 п.л. / 0,5 п.л.

9.Мчедлова М.М. Вера и культурно-цивилизационная идентичность (глава 15), послесловие // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. - М.: Культурная революция, 2009. – С.362-384, 385-387. – 12,5 п.л. / 2 п.л.

10.Мчедлова М.М. Религия в жизни россиян // Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. Горшкова М.К., Крумма Р., Тихоновой Н.Е. - М.: Альфа-М, 2009. - С.131-153. – 18 п.л. / 1,2 п.л.

11.Мчедлова М.М. Религиозность в России и Европе // Россия в Европе: по материалам международного социологического проекта «Европейское социальное исследование» /под общей ред. Андреенковой А.В. и Беляевой Л.А / соавтор Кофанова Е. - М.: Academia, 2009. – 384 с. – 24 п.л. / 2 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

12.Ж.Дюмазедье. На пути к цивилизации досуга/ перевод с французского, научная редакция, примечания Мчедловой М.М. //Вестник МГУ, Серия 12, Социально-политические исследования. – 1993 - № 1. – С.83-88. - 0,5 п.л.

13. Мчедлова М.М. Цивилизация как субъект целостности мира. Материалы Круглого стола «Мир как целое: проблемы исследования мировой политики» //Вестник МГУ. Сер.12. Политические исследования. – 1997 - № 6. - С.45-50. - 0,5 п.л.

14. Мчедлова М.М. Понятие «цивилизация»: история и методология // Философия и общество. – 1999 - №1. - 1 п.л.

15. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: проблемы изучения // Философия и общество. – 1999 - №2. - С.240-249. - 1 п.л.

16. Мчедлова М.М Теория цивилизации: проблемное поле // Вестник РУДН, сер. Философия. – 2000 - №1. – С.159-172. - 1.п.л

17. Мчедлова М.М. Рецензия на: Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции.- М.: Интеллект, 1998 // Вопросы философии. - 2000 - N5. – С.182-184. - 0,5 п.л.

18. Мчедлова М.М. Глобальный мир и сохранение самобытности // Вестник МГУ, Сер.12. – 2002 - №3. – С.104-113. - 0,8 п.л.

19. Мчедлова М.М. Транснациональная политическая реальность. Материалы круглого стола «Глобальный кризис и проблемы мировой политики» // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2003 - № 4. – С.54-59. - 0,5 п.л.

20. Мчедлова М.М. Новые грани идентичности современной России // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2007 - №3. - 1 п.л.

21. Мчедлова М.М. Современность и императивы российской цивилизации: политические следствия этноконфессионального разнообразия // Вестник РУДН, Серия Политология. – 2007- № 3. - 1 п.л.

22.Мчедлова М.М Конструктивные ответы на вызовы глобализации (Европа территорий) // Вестник РУДН, Серия Философия. – 2001 - №2. - С.48-55. - 1 п.л.

23. Мчедлова М.М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе // Вестник РУДН, Серия Политология – 2008 - №4. - 1 п.л.

24. Мчедлова М.М. Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2009. - № 3. - 1 п.л.

25. Мчедлова М.М. Гражданское общество и проблема доверия. Материалы круглого стола "Гражданское общество: теория и современная практика в мировом и российском измерении» // Вестник РУДН, Серия Политология – 2009 - № 4. - С.89-92. – 0, 5 п.л.

26.Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социс - 2009 - №12. - С.77-85. - 0,9 п.л.

27. Мчедлова М.М. Изменение объяснительных моделей политики: включение религиозных референтов // Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2010 - № 6. - С.59-70. - 1 п.л.

3. Учебники и учебно-методические пособия:

28. Учебник Гурина М.“Философия” / перевод с французского Мчедлова М.М. и др./ общая ред. д.ф.н, проф. Грецкий М.Н. - М.: Республика, 1998. - 53,09 п.л./ 9 п.л.

29. Российская цивилизация: учебное пособие для ВУЗов / Мчедлова М.М. и др. - М.: АкадемПроект, 2003. – 17 п.л./3,5 п.л.

30. Мчедлова М.М. Философия политики //Философия: учебник для образовательного портала. - М.: РУДН, 2004. - 13 п.л. / 1 п.л. 31. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: вызовы 21 века: учебно- методическое пособие. - М.: РУДН, 2008. - 10,6 п.л.

4. Материалы конференций, конгрессов, симпозиумов и публикации в других видах изданий:

32. Мчедлова М.М. Цивилизационная модель и возможности формирования гражданского общества. //Диалог цивилизаций: Восток-Запад: Третий международный философский симпозиум. - М.: РУДН, 1997. - 0,2 п.л.

33. Мчедлова М.М. О социокультурных основаниях российской Цивилизации// Обновление России: трудный поиск решений. - М., 1999 - вып. 7. - 0,8 п.л.

34. Mchedlova M. A person as “self” and “alien” ( Metodolodgical aspects of identity) // Lo straniero. - Italy, Naples: Tribunal – oct. 1999 - №30. - 0,5 п.л.

35. Мчедлова М.М. Современная политическая элита России: особенности менталитета // Россия: Политические вызовы 21 века: материалы 2 Всероссийского конгресса политологов. - М., 2001. - 0,6 п.л.

36. Мчедлова М.М. Цивилизационная модель, духовный фактор и гражданское общество //Современная Россия: власть, общество, политическая наука: материалы 1 Всероссийского конгресса политологов в 3-х тт. - М., 1999 - Т.2. - 0.3 п.л.

37. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: гражданское общество и культурная идентичность// Гражданский Форум. - Спб, 2001 - №1. - 0,4 п.л.

38. Мчедлова М.М. Цивилизация// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М.П. и др. – М.: Республика, 2001.- С.486- 490 – 0,7 п.л.

39. Мчедлова М.М. Идентичность общероссийская// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М.П. и др. – М.: Республика, 2001.- С. 69-73 – 0,8 п.л.

40. Мчедлова М.М. Самобытность культурная народов России// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М .П. и др. – М.:Республика, 2001.- С. 384- 386 . – 0,5 п.л .

41. Мчедлова М.М. Менталитет// Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/Ред. Мчедлов М.П. и др. – М.:Республика, 2001.- С.190-193 – 0,5 п.л.

42. Мчедлова М.М. Национальные интересы России: Государство и регионы // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России.- М.: РУДН, 1998. - 0,5 п.л.

43. Мчедлова М.М. Империум: пространство власти // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. - М.: РУДН, 2003. - 1 п.л.

44. Мчедлова М.М. Конструктивность современных политических реалий: различие цивилизационных координат // Политическая регионалистика: теория и практика. - М.: РУДН, 2003. - 1 п.л.

45. Мчедлова М.М. Шпенглер О. // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 0,3 п.л.

46. Мчедлова М.М. Мировая цивилизация // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 0,3 п.л.

47. Мчедлова М.М. Культурное наследие // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. – 0,3 п.л.

48. Мчедлова М.М. Транснациональное политическое пространство // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 0,3 п.л.

49. Mchedlova M. Cultural heritage // Global Studies. Encyclopedia / Member of Editorial Staff. – Moscow: Dialog Raduga Publishers, -2003. 0.3 п.л.

50. Mchedlova M. Civilization // Global Studies. Encyclopedia/ Member of Editorial Staff. – Moscou: Dialog Raduga Publishers, 2003. - 0.3 п.л.

51. Товарес Рибейро Европа культурного различия и единства / перевод с французского, научное редактирование Мчедлова М.М. // Глобализация и мультикультурализм. Доклады и выступления. VII Международная философская конференция «Диалог цивилизаций: Восток-Запад», 14-16 апреля 2003 г., Москва./ под ред. .С.Кирабаева, А.В.Семушкина, Ю.М.Почты, С.А.Нижникова. - М.: РУДН, 2004. - С. 215-224. - 0, 5 п.л.

52. Мчедлова М.М. Роль элит в цивилизационно-полиётическом пространстве России и Востока // Материалы 6 конференции Восток- Запад: диалог цивилизаций. – Каир: Хелуанский университет, 2004. - 0, 4 п.л.

53. Mchedlova M. National self-consciousness: ideas and myths // Lo straniero. – Italy, Naples: Tribunal, 2003 - № 37. - 0,5 п.л.

54. Mchedlova M. The possibility of constructive responses to the challenges Globalization // XXIst World Congress of Philosophy: Philosophers facing world problems. - Turkey, Istanbul: Convention and Exhibition Center, August 10-17, 2003. - С.225. – 0,1 п.л.

55. Мчедлова М.М. Возможности конструктивных ответов на вызовы глобализации // Философия и современный мир: Доклады и выступления: По материалам XXI Всемирного философского конгресса: Философия перед лицом всемирных проблем (Стамбул, август 2003 г. / под ред. Кирабаева Н.С. и др. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.127-137.- 1 п.л.

56. Мчедлова М.М. Россия и возможности интеграции с Европой // Философия и будущее цивилизации. - М., 2005 - Т.5. - 0,2 п.л.

57. Мчедлова М.М. Интеграция и идентичность: Россия и Запад в 21 веке // Россия, Франция, Германия и Португалия в контексте европейской интеграции. / под ред. Кирабаева Н.С., Почты Ю.М., Мчедловой М.М.. – М.: Изд-во РУДН, 2005. - 0,7 п.л.

58. Мчедлова М.М. Цивилизационный потенциал России и возможности ее интеграции с Европой // Россия и Европа: грани межкультурной коммуникации / под ред. Почты Ю.М., соавтор Щелина Ю.А. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – С. 54-72. - 1,2 п.л.

59. Мчедлова М.М. Культурное наследие // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.- Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.

60. Мчедлова М.М. Шпенглер О. // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.-Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.

61. Мчедлова М.М. Мировая цивилизация // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.- Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.

62. Мчедлова М.М. Транснациональное политическое пространство // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. - М., Елима, Питер., М.-Спб.-Нью-Йорк, 2006. – 0,3 п.л.

63. Мчедлова М.М. От невежества к религиозному экстремизму: защитит ли Россию исторический опыт? // Свобода религии и права человека. - М., 2007. - С.88-98. - 0,8 п.л.

64. Mchedlova M. La diversité ethno-confessionelle en Russie: politique et tradition de co-existence // Multiculturalisme et plurilingvisme. – Bordeaux, 2007. - 1 п.л.

65. Мчедлова М.М. Устойчивость российской цивилизации: испытание толерантностью // Россия реформирующаяся / Отв. ред. Горшков М.К. Ежегодник.— М.: Институт социологии РАН, 2008. — Вып. 7.- С. 374-389 . - 1 п.л.

66. Мчедлова М.М. Религиозность в России и Европе // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы взаимодействия». - М.: ИС РАН, РОС, 2008.

67. Мчедлова М.М. Актуализация религиозных различий // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы взаимодействия». М.: ИС РАН, РОС, 2008.

68. Мчедлова М.М. Публичная политика и управление этноконфессиональными процессами // Управление социальными инновациями: опыт, проблемы, перспективы. Материалы международной научной конференции / под ред. Федорова В.А.и др. – М.: РУДН, 2009. - 0,9 п.л.

69. Мчедлова М.М. Влияние современного кризиса на религиозную сферу в России: противоречивость религиозного сознания и свобода совести // Актуальные проблемы реализации принципа свободы совести в современной России. - М.: МАРС, Институт Европы РАН, 2009. - С.84-105. - 1,5 п.л.

70. Мчедлова М.М. Религиозность в жизни россиян в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. Горшков М.К., соавтор Кофанова Е.Н. - М.: Институт социологии РАН, 2009. — Вып. 8. – С.286-302. - 1 п.л.

71. Мчедлова М.М. Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. Горшков М.К., соавторы Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. - М.: Институт социологии РАН, 2009. – Вып. 8. — С.343-354 - 1 п.л.

72. Мчедлова М.М. Религиозность и политические изменения в России и Европе // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Тезисы докладов. – М, 20-22 нояб. 2009. - С.301-302. – 0,2 п.л.

73. Мчедлова М.М. Общественная солидарность и возможности публичной политики // Векторы посткризисного мира: новые модели публичной политики. Доклады и выступления Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН, Москва, 17-19 октября 2010 / под ред. Почты Ю.М., Мчедловой М.М. - М: РУДН, 2010. - С. 43-54. - 1 п.л.

74. Мчедлова М.М. Социокультурная реинтерпретация политики: потребности в новых гносеологических схемах и новых смыслах // Диалог цивилизаций и посткризисный мир. Доклады и выступления Х1 Юбилейной научно-практичекой конференции с международным участием, посвященной 50-летию РУДН , 25-27 ноября 2010 // под ред. Кирабаева Н.С., Почты Ю.М., Иванова В.Г. - М.: РУДН, 2010. – С.32-50. – 1, 2 п.л.