- Раскрыта парадигма развития бюджетно-налоговой системы, что дало возможность рассматривать интеграцию бюджетной и налоговой составляющей как универсальное свойство, определяющий принцип функционирования исследуемой системы; выявлены существенные проблемы и недостатки в развитии бюджетно-налоговой политики, заключающиеся в недостаточности темпов развития экономики, нарушении структуры промышленного производства, низкой инновационной активности, деформировании социальной структуры, что влияет на национальные интересы государства (п. 2.21 Паспорта специальности 08.00.10 ВАК РФ).
- Выявлены тенденции развития бюджетной и налоговой систем, которые показали, что реальные цели экономического управления государства состоят в обеспечении расходных обязательств бюджета и снижении его дефицита, что позволило выделить ключевые факторы и сформировать такие подходы к формированию бюджетно-налоговой системы, которые позволят повысить инвестиционный потенциал экономики (п. 2.17 Паспорта специальности 08.00.10 ВАК РФ).
- Установлены недостатки в механизме формирования бюджетно-налоговой системы: неполнота институциональной среды на уровне федеральных, региональных и муниципальных ведомств, нарушение принципов планирования и прогнозирования в краткосрочных и долгосрочных сценариях развития, разнонаправленность концепций и стратегий экономического развития и бюджетно-налоговой политики. Разработан организационно-экономический механизм и выделены этапы стратегического развития исходя из влияния макроэкономических показателей (п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков);
- Проведенное исследование экономической политики государства в открытой экономике выявило нарушение принципов формирования внешней и внутренней бюджетно-налоговой политики. Автором предложена концепция регулирования бюджетно-налоговой политики на основе четырехсекторной модели развития экономики, позволяющей развивать стимулирующую политику с учётом стабильного и равновесного экономического развития секторов экономики, сегментации доли крупного, малого и среднего бизнеса и равномерного распределения налоговой нагрузки, направленной на минимизацию рисков финансовой нестабильности и повышения доли налогов в ВВП (п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков).
- Разработана методика оценки стабильности бюджетно-налоговой системы, которая включает алгоритм расчета угроз, влияние макроэкономических и финансовых рисков, налоговую нагрузку, налоговое бремя и налоговый потенциал с учетом стратегических приоритетов развития экономики и возможного нарушения устойчивости при несбалансированности финансовой системы (п. 2.17. - Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).
- Обоснована необходимость формирования государственных и корпоративных финансовых ресурсов, достаточных для модернизации экономики и финансирования инновационных проектов, с учётом влияния кризисных ситуаций, изменения макроэкономических индикаторов при условии сбалансированной бюджетно-налоговой системы, позволяющей увеличивать налоговые поступления от различных секторов экономики, (п. 2.17. - Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).
- Разработана система мониторинга и контроля за эффективностью формирования бюджетно-налоговой системы, оценки внешнего воздействия макроэкономических факторов на её стабильность. Внешние обязательства российского государства и политика внешних заимствований, направленные на покрытие дефицита бюджета в условиях кризисных явлений, обусловили необходимость разработки механизма финансовой защиты и стабилизации бюджетно-налоговых отношений (п. 2.17. - Бюджетно-налоговая политика государства в рыночной экономике).
- Предложенная стратегия развития бюджетно-налоговой системы включает принципиально новый функциональный подход к ее построению, исходя из общегосударственных целей управления бюджетно-налоговыми отношениями, а также инфраструктурного обеспечения условий, определяющих результативность деятельности бюджетных и налоговых институтов. Ключевыми являются совершенствование процессов контроля за формированием и распределением бюджета и внедрение стратегического аудита, что позволит снизить расходы и повысить ответственность за реализацию государственных и федеральных целевых программ развития российской экономики (п. 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков).
1.Суслов Д.А., Минаков А.В. Анализ управления бюджетной системой России в начале XXI века: Монография. – М.: ИГ «Юрист», 2004. – 164 с. (11,6 п.л., в т.ч. автор. – 9,8 п.л.)
2.Минаков А.В. Эффективное управление бюджетно-налоговой системой как важнейшее условие повышения экономической безопасности России: Монография. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. – 164 с. (7,68 п.л.)
3.Минаков А.В. Методы выявления налоговых преступлений и правонарушений. – М.: ИНИОН РАН, 2006. – 340 С. (21,9 п.л.).
4.Минаков А.В. Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменяющейся макроэкономики: Монография. – М.: Издательство Дашков, 2011. – 350 с. (21,7 п.л.)
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
5.Минаков А.В. Собираемость налогов как критерий бюджетно-налоговой безопасности //Экономический анализ. – 2003. – №6. (0,67 п.л.).
6.Минаков А.В. Макроэкономические индикаторы бюджетно-налоговой безопасности //Экономический анализ. – 2003. – № 11.(0,74 п.л.).
7.Минаков А.В. Иностранный опыт управления бюджетно-налоговой безопасностью //Экономический анализ. – 2003. – №12. (0,59 п.л.).
8.Минаков А.В. Совершенствование проверочной деятельности Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России с целью повышения эффективности бюджетно-налоговой сферы // Финансы и кредит, 2003. – №23. (0,91 п.л.).
9.Минаков А.В. Налоговая нагрузка и ее связь с экономической безопасностью //Экономический анализ. – 2003. – № 9. (0,58 п.л.).
10.Минаков А.В. Уровень собираемости налогов как критерий экономической безопасности государства // Аналитический журнал «Налоги». – М., ИД «Юридический журнал ВК». – 2003. – № 2. (0,74 п.л.).
11. Минаков А.В. Государственное воздействие на собираемость налогов // Аналитический журнал «Налоги». – М., ИД «Юридический журнал ВК». 2004. № 1. (0,72 п.л.).
12.Минаков А.В. Актуальные проблемы дивидендной политики России // Региональная экономика: теория и практика. – 2004. – №6(9). (0,81 п.л.).
13.Минаков А.В. Модели анализа и прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений // Экономический анализ. – 2005. – №10(43). (0,63 п.л.).
14.Минаков А.В. Концептуальный подход к организации противодействия высокому уровню теневой экономики в РФ // Национальные интересы приоритеты и безопасность. – 2005. – №1. (0,78 п.л.).
15.Минаков А.В. Использование методов программно-целевого бюджетирования в России // Финансы и кредит. – 2005. – №18(186). (0,82 п.л.).
16. Минаков А.В. Анализ контрольной работы налоговых органов и пути совершенствования налогового администрирования // Аналитический журнал «Налоги». – М., ИД «Юридический журнал ВК», 2005. – № 2. (0,79 п.л.).
17.Минаков А.В., Столяров С.Е. Выявление правонарушений, связанных с незаконным возмещением НДС по экспорту в целях обеспечения экономической безопасности // Национальные интересы приоритеты и безопасность, 2006. – №1(4) (1,3 п.л. автор. – 0,8 п.л.).
18.Минаков А.В. Сафохина Е.А. Анализ схем уклонения от уплаты единого социального налога и методика их выявления правоохранительными органами // Федеральный научно-практический журнал «Налоги». – М., ЗАО «Издательская группа «Юрист», 2007. – № 2. (0,49 п.л.), из них автора 0,3 п.л.
19.Минаков А.В. Направления совершенствования контроля по реализации государственных программ и проектов // Вестник АЭБ МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2009. – №10. (0,6 п.л.).
20.Минаков А.В. Ковалевич М.К. Проблемы управления и организации бюджетного планирования в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. – № 35. (0,5 п.л.), из них автора 0,25 п.л.
21.Минаков А.В. Проблемы управления и организации бюджетного планирования в РФ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. – № 5. (0,5 п.л.).
22.Минаков А.В. Функциональное содержание и подходы к определению бюджетно-налоговой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2011. – № 10 (52). – 1,0 п.л.
23. Минаков А.В. Основы управления бюджетно-налоговой системой России // Национальные интересы приоритеты и безопасность. – 2011. – № 9 (102). (0,8 п.л.).
24.Минаков А.В. Применение теории предельного равновесия бюджетно-налоговой системы как необходимое условие обеспечения экономической безопасности страны // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2011. – № 13 (106). (0,8 п.л.).
25.Минаков А.В. Системные проблемы управления бюджетно-налоговой системой при обеспечении экономической безопасности страны // Национальные интересы приоритеты и безопасность. – 2011. – № 12(105).
(0,8 п.л.).
Статьи в других журналах
26.Минаков А.В. Возможности применения рентного подхода к налогообложению // Совершенствование системы народнохозяйственного учета в России: Сборник научных трудов, – М., 2002. (0,62 п.л.).
27.Минаков А.В. Налоговые правонарушения в социальной сфере и их влияние на экономическую безопасность страны // Опыт и проблемы функционирования федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности страны: Материалы научно-практической конференции. – М.: АНП ФСНП России, 2002. (0,41 п.л.).
28.Минаков А.В. Микроэкономические индикаторы бюджетно-налоговой безопасности // Научные труды. – М.: Московский экономико-лингвистический институт. – 2003. – № 2. (0,72 п.л.).
29.Минаков А.В. Уклонение от уплаты налогов с использованием оффшорных зон //Вестник Академии налоговой полиции: Выпуск 3. – М., 2003. (0,63 п.л.).
30.Минаков А.В. Социально-экономические условия и предпосылки повышения уровня экономической безопасности в России // Научные доклады конференции «Неделя науки – 2003» Сибайский институт БашГУ: Ч.2 – Сибай, 2004. –189 с. (0,6 п.л.).
31.Минаков А.В. Экономические классификации в изучении эффективности управления государственным имуществом //Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления. Материалы III международного научно-практического семинара. – М.: МЭСИ, 2004. (0,4 п.л.).
32.Минаков А.В. Механизм управления безубыточностью производства на предприятии // Вестник Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. – М.: ИД «Декспресс». – 2004. – №1 (октябрь). (0,49 п.л.).
33.Минаков А.В. Управление инвестиционными процессами на предприятии //Вестник Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. – М.: ИД «Декспресс», 2004. – №2 (ноябрь). (0,61 п.л.).
34.Минаков А.В. Систематизирование экономических показателей предприятия в целях управления //Вестник Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. – М., ИД «Декспресс», 2004. – №5 (февраль). (0,74 п.л.).
35.Минаков А.В. Влияние налогов на экономическую безопасность страны // Национальная безопасность России: проблемы, особенности, перспективы. Материалы III Межвузовской научной конференции студентов и аспирантов. – М.: МИЭМП (Московский институт экономики, менеджмента и права). 2005, (0,41 п.л.).
36.Минаков А.В. Возможности применения современных методов оценки имущества в налогообложении // Механизмы подрыва финансирования и экономических основ терроризма как условия создания эффективной системы экономической безопасности Российской Федерации: Материалы VIII Межвузовской научной конференции слушателей. – М.: АЭБ МВД России, 2005. (0,44 п.л.).
37.Минаков А.В. Опыт Германии в организации взаимодействия фискальных служб в целях обеспечения экономической безопасности //Вестник научной информации. – М.: ИМЭПИ РАН, 2005, –№ 2. (0,81 п.л.).
38.Минаков А.В., Ковалевич М.К. Механизм реализации федерального закона о замене льгот денежными компенсациями на региональном уровне // Проблемы реформирования социальной сферы в трансформационном обществе: региональный аспект. Сборник статей. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2005. (0,44 п.л.).
39.Минаков А.В. Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации налогового контроля и возможности его использования в условиях России // Юбилейный Вестник Академии экономической безопасности: Выпуск 4. – М., АЭБ МВД России, 2005. – 514 с. (0,44 п.л.).
40.Минаков А.В. Роль методов государственного управления экономикой в обеспечении экономической безопасности //Вестник Академии экономической безопасности: Выпуск 5. – М.: АЭБ МВД России, 2006. – 194 с. (0,64 п.л.).
41.Минаков А.В., Ковалевич М.К. Анализ распределения и использования финансовой помощи субъектам Российской Федерации с помощью бюджетных фондов // Экономический анализ. – 2006. – №5 (62). (0,62 п.л.), из них автора 0,3 п.л.
42.Минаков А.В. Использование специальных методов получения экспертных доказательств в методике судебной финансово-экономической экспертизы с применением программных средств» // Сборник «Экспертная практика». – М., 2006. – 144 с. (1,1 п.л.).
43.Минаков А.В., Столяров С.Е. Анализ применения налоговых льгот по налогу на прибыль в Российской Федерации // Все для бухгалтера. – 2006. –№4(172). (0,69 п.л.), из них автора 0,4 п.л.
44.Минаков А.В. Оперативное управление дебиторской задолженностью корпорации // Экономика и производство. – М.: ЗАО «МТЕ», 2007. –№1(51). (0,4 п.л.).
45.Минаков А.В., Ануфрик И.В. Анализ методик оценки налогового потенциала региона в зарубежной и отечественной практике //Вестник научной информации. – М., ИМЭПИ РАН, 2007. – № 1. (0,84 п.л.), из них автора 0,5 п.л.
46.Минаков А.В. Рационализация методического инструментария оперативного управления кассовой наличностью // Экономика и производство. – М., ЗАО «МТЕ», 2007. – №2(52). (0,4 п.л.).
47.Минаков А.В. Основные правонарушения со стороны налоговых органов при осуществлении налогового контроля // Черные дыры в экономике. – М., 2007. – №2. (0,9 п.л.).
48.Минаков А.В. Бюджетно-налоговая политика и реформы федеративных отношений 2006 года // Проблемы реформирования бюджетной сферы: региональный аспект. Сборник статей. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2007. (0,44 п.л.).
49.Иванов А.П., Минаков А.В. Положительные процентные ставки – условие антикризисного развития // Автоматизация и современные технологии. – М.: Машиностроение, 2009. – №9. (0,6 п.л.), из них автора 0,3 п.л.
50.Иванов А.П., Минаков А.В. Финансовая стабилизация производственно-хозяйственной деятельности предприятий // Журнал для акционеров – М.: ИЦ «Акционер», 2009. – №9. (0,7 п.л.), из них автора 0,3 п.л.
51. Минаков А.В. Направления совершенствования контроля по реализации государственных программ и проектов // Механизмы обеспечения экономической безопасности крупнейших государственных экономических и финансовых проектов России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: АЭБ МВД России, 2009. – 319 с. (0,6 п.л.).
52.Минаков А.В. Проблемы контроля эффективности использования государственных ресурсов в аспекте обеспечения экономической безопасности // Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности России: межвузовский сборник научных статей адъюнктов, соискателей и молодых ученых. – М.: АЭБ МВД России, 2009. – 188 с. (0,5 п.л.).
53.Минаков А.В. Организованная преступность как угроза экономической безопасности страны // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 17 декабря 2009 года / Под общ. ред. А.Г. Хабибулина. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. – 524 с.
54.Иванов А.П., Минаков А.В. Антикризисное управление производственно-хозяйственной деятельностью компаний // Автоматизация и современные технологии. – М.: Машиностроение, 2010, – №1. (0,7 п.л.), из них автора 0,3 п.л.
55.Минаков А.В. Использование механизмов контроля для повышения роли государственных финансов в развитии экономики //Развитие механизма налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности / Под общ. ред. А.Г. Хабибулина. – М.: АЭБ МВД России, 2010. –188 с. (0,4 п.л.)