2. В сфере гуманитарного измерения внешней политики структурно выделяется 6 направлений сетевой дипломатии:
- общественная дипломатия (НПО-дипломатия, «народная дипломатия») которая определяется как одна из форм межнациональных и транснациональных коммуникаций и взаимодействий общественных неправительственных организаций, формирующая среду консолидированного международного сотрудничества гуманитарной направленности;
- культурно-гуманитарная дипломатия в зарубежном информационном, социокультурном пространстве (дипломатия информационно-культурных центров и других родственных институций за границей);
- диаспоральная дипломатия, ориентированная на использование ресурсов зарубежных соотечественников в интересах страны исхода;
- публичная дипломатия (public diplomacy в американской терминологии), как одна из форм внешней политики западных государств, определяющая теоретические основания и практические технологии влияния в международных отношениях через институты гуманитарных коммуникаций и взаимодействий;
- дипломатия «международного развития», нацеленная преимущественно на формирование выгодных государству-донору инфраструктурных экономических и социальных изменений в принимающей спонсорскую помощь стране;
- дипломатия средств массовых коммуникаций высокого уровня и Интернет-сети .
3. Непосредственное участие неправительственных организаций в международных делах определяется следующими основными функциональными задачами:
- оказание влияния на общественное мнение с использованием своих экс-пертно-консультативных ресурсов (продвижение через СМИ независимых экспертных оценок, рейтингов, воздействие на целевые аудитории в рамках организуемых «круглых» столов, конференций и т.д.);
- оказание гуманитарной помощи и участие в международных гуманитарных проектах и проектах развития (борьба с бедностью, инфекционными болезнями, защита экологии и др.);
- создание постоянно действующих дискуссионных площадок, клубов, а также открытие филиалов в разных странах мира для продвижения своих идеологических и ценностных установок, сопровождения и лоббирования национальных политических, экономических и деловых интересов;
- работа с национальными диаспорами, этно-конфессиональная и языковая консолидация общин зарубежных соотечественников;
- участие в глобальных или региональных форумах по актуальным проблемам альянса цивилизаций, межкультурному, межконфессиональному диалогу;
- формирование позитивного имиджа своей страны за рубежом, пропаганда ее культурного, языкового и исторического наследия, научно-технологического, экономического и человеческого потенциала;
- создание негосударственных каналов взаимодействия и поддержки оппозиционных общественных сил в другой стране (в основном по проблемам нарушений прав человека, дискриминации национальных меньшинств, ограничений свободы слова, притеснений по религиозным, расовым или гендерным признакам и т.п.).
4. Политические процессы глобализации и формирование глобального информационного пространства актуализировали новое качество института неправительственных организаций как равноправного актора, субъекта международных отношений. Концептуально сформировался глобальный внешнеполитический сегмент политики и стратегий гуманитарного влияния, где НПО-сеть формирует базовый инструментальный каркас, на котором формируется механизм обратных связей и гуманитарных взаимодействий и идет трансляция двусторонних и многосторонних социальных и политических сигналов.
5. На новом этапе социально-экономических и внешнеполитических перемен в России, обусловленных стратегией модернизации внутри страны и трансформацией архитектуры международной безопасности в глобальном мире, российское государство определяет свою национальную, адекватную современным реалиям стратегию культурно-гуманитарной дипломатии, ориентированную на эффективное использование ресурсов и потенциала отечественной сетевой дипломатии, институтов гражданского общества, НПО-структур внешнеполитической направленности.
1.Сухарев А.И. Институциональная политика: Политология взаимодействия легитимной и теневой сферы в глобальном мире. - М.: Книга и бизнес, 2004. – 214 с. (13,5 печ.л.).
2.Сухарев А.И. Трансгуманитарное измерение политики: Опыт исследования институционализации НПО-сети в международных отношениях. - М.: Книга и бизнес, 2009. – 442 с. (35,9 печ.л.);
3.Сухарев А.И. Формирование субъектов международных отношений: Проблема становления субъектов гуманитарных взаимодействий в международных отношениях ХХ1 века. - М.: Книга и бизнес, 2010. - 416 с. (23 печ.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендуемых Перечнем ВАК
4.Сухарев А.И. Формирование теневого конгломерата в глобальном мире (постановка научной проблемы) // Безопасность Евразии, 2003. № 1.- С. 211-236 (1 п.л.).
5.Сухарев А.И. Институциональная политика: идеологический аспект// Безопасность Евразии, 2005. № 1.- С. 289-310 (0,9 п.л.).
6.Сухарев А.И. Сектор НПО — проблемы субъектности, критериев и классификации (западная методологическая модель) // Безопасность Евразии. 2005. № 1. С. 467—477 (0,5).
7.Сухарев А.И. Институциональная НПО-политика: роль и функции неправительственных, некоммерческих организаций в современном мире// Безопасность Евразии, 2005. № 2.- С. 457-464 (0,4).
8.Сухарев А.И., Кореньков А.В. Гуманитарное измерение внешнеполитической деятельности: общественная дипломатия как научная проблема // Безопасность Евразии. 2008, № 1(31). — С.359-372 (1 п.л.).
9. Сухарев А.И., Кореньков А.В. Гуманитарное измерение внешнеполитической деятельности: внешняя культурная политика - цели, ресурсы, перспективы // Безопасность Евразии. 2008, № 2(32). — С.347-368 (0,9 п.л.).
10. Сухарев А.И. Гуманитарное измерение внешней политики: анализ научно-практических подходов // Безопасность Евразии. 2008, № 2(32). — С.414-423 (0,4 п.л.).
11.Сухарев А.И., Кореньков А.В. Аспект гуманитарного измерения стратегии инновационного развития// Безопасность Евразии. 2008, № 3(33). — С.287-305 (0,7).
12.Сухарев А.И., Кореньков А.В. Гуманитарное измерение внешнеполитической деятельности: стратегии развития общественной дипломатии и константы динамики НПО-среды (статья первая) // Безопасность Евразии. 2008, № 4 (34). – С.66-88 (1 п.л.).
13.Сухарев А.И. Становление трансгуманитарного измерения в системе международных отношений // Безопасность Евразии. 2009, № 1 (35). – С. 294-300(0,4).
14.Сухарев А.И. Мировой опыт институционализации НПО-среды и поддержки НПО-дипломатии //Безопасность Евразии. 2009, № 2 (36). – С.387-398 (0,5 п.л.).
15.Сухарев А.И. Трансгуманитарное измерение внешней политики: «мягкий» захват «твердой» силы // Безопасность Евразии. 2009, № 3 (37). – С. 207-218 (0,5 п.л.).
16.Сухарев А.И. Трансгуманитарное измерение политики: сетевая дипломатия и современная конфигурация сетевых институтов// Безопасность Евразии. 2009, № 4 (38). – С. 127-141 (0,7 п.л.).
17.Сухарев А.И. Гуманитарное измерение внешней политики – современная российская модель // Безопасность Евразии. 2010, № 1 (39). – С. 267-280 (0,8 п.л.).
Иные публикации
18.Сухарев А.И. Политология энергетической безопасности: институциональный аспект // Навигут, 1999. № 1. – С. 25-34 (0,4 п.л.).
19.Сухарев А.И. Энергетическая безопасность как научная проблема (опыт политологического анализа) // Безопасность. – М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1999. № 5-6 (48). – С. 117-128 ( 0,5 п.л.).
20.Сухарев А.И. Политика гуманитарной безопасности (к вопросу о теории политики и практике безопасности) // Безопасность Евразии, 2000. № 1. – С. 277-300 (1 п.л.).
21.Сухарев А.И. Институциональная политика и трансформация институтов. // Мироустройство ХХ1: мировоззрение, миропорядок: Опыт гуманитарно-социологического исследования /Под ред. В.Н.Кузнецова. – М.: Книга и бизнес, 2007. С.429-464 (1,2 п.л.).
22.Сухарев А.И. Пленарный доклад «Гуманитарные взаимодействия. Европейский Союз — Россия: вызовы нового общения» // Гуманитарные взаимодействия. Европейский Союз — Россия: вызовы нового общения. Материалы международной конференции, София, 15-16 ноября 2007 г. — СПб.: Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД России, 2008. —С. 12-19 (0,3 п.л.).
23. Сухарев А.И. Пленарный доклад «Роль национальных информационных институтов и народной дипломатии в межкультурном диалоге» // Роль национальных информационных институтов и народной дипломатии в межкультурном диалоге. Международный «круглый стол» 27 ноября 2008 г. (в рамках постоянно действующей диалог-площадки Международной конференции «Народная дипломатия Москвы»). — М.: Московский союз обществ дружбы, 2008. — С. 6-11 (0,3 п.л.).
24. Сухарев А.И. Инновационная стратегия России: возможности, угрозы, направления реализации // Менеджмент и Бизнес-администрирование. 2009, № 3. С. 132-139 (0,4 п.л.).
25. Сухарев А.И. Формальное и неформальное в политике обеспечения участия граждан в общественной безопасности // Смысл Великой Победы /Под общей ред. В.Н.Кузнецова. - М.: Книга и бизнес, 2010. С. 534-548 (0,8 п.л.).