- Классифицированы основные условия и факторы трансформации конкурентной среды, включающие уровень и темпы социально-экономического развития, мотивацию действий экономических агентов, систему ценообразования, информационную среду, индивидуальную полезность, характер потребления, технологии, государственное регулирование, уровень образования, совокупность которых влияет на равновесное состояние среды и определяет характер современных конкурентных отношений.
- Доказано, что конкурентоспособность современной предпринимательской структуры обеспечивается рациональным сочетанием процессов потребления и накопления ресурсов, отражает ее способность к воспроизводству экономических благ, оценивается единичными и комплексными показателями (инвестиционной привлекательности; кредитоспособности; обеспечения благосостояния акционеров и работников, населения; формирования имущественной ответственности у субъектов рынка; выработки правильных стратегий развития бизнеса; выплате налогов и сборов; формирования корпоративной культуры; финансовой устойчивости и стоимости бизнеса).
- Определен комплекс проблем, препятствующих сбалансированному развитию российских предпринимательских структур, определяющих низкую конкурентоспособность российских предпринимательских структур, включающий отсутствие эффективных механизмов взаимодействия предпринимательских структур, государства и общества. Выявлены основные проблемы реализации потенциала конкурентоспособности предприятий, проявляющиеся в слабости менеджмента, недостаточной профессиональной подготовкой персонала предпринимательских структур, который не использует в полной мере интеллектуальный капитал и инновационную инфраструктуру, отсутствии комплексной методологии, позволяющей формировать конкурентные преимущества с учетом индивидуальных особенностей бизнеса.
- Определено содержание понятия «потенциал конкурентоспособности» как совокупности средств, условий, определяющих возможность предприятия поддерживать конкурентные позиции, выделены его компоненты, предложен механизм оценки вероятностных и нечетких параметров конкурентоспособности.
- Предложено разделение конкурентных преимуществ, в основу которого положены группообразующие признаки: конкурентные преимущества, которые отражают способность предпринимательской структуры качественно преобразовывать доступные ей ресурсы, или «производные» конкурентные преимущества, которые характеризуются как более устойчивые; конкурентные преимущества, сформированные по средствам рационального потребления, или «родовые» - связаны с доступностью ресурсов, характеризуются как менее устойчивые. Совокупность родовых и производных конкурентных преимуществ определяет конкурентные позиции предпринимательской структуры.
- Выявлены ограничения ресурсной и институциональной методологий управления конкурентоспособностью предпринимательских структур. Ресурсная методология определяет объективные инструменты и методы для поиска факторов конкурентоспособности, при этом процесс управления конкурентоспособностью подразумевает определение специфической комбинации ресурсов и компетенций, на базе которых создаются конкурентные преимущества, но не предполагает учета индивидуальных особенностей предпринимательских структур, проявляющихся в потенциале конкурентоспособности. Проблемой использования институциональной методологии являются объективные трудности в оценке уровня трансакционных издержек в динамичной конкурентной среде и потенциала их сокращения. Обосновано, что ресурсная и институциональная методологии управления конкурентоспособностью предпринимательских структур совместимы с ценностно-стоимостной, так как оперируют категориями прибыли и издержек, и применимы для тактического управления конкурентоспособностью.
- Разработана и обоснована концепция организационно-управленческого механизма оценки потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур на основе применения структурно-композиционного подхода, который базируется на восприятии предпринимательской структуры как системы, быстро, гибко, адекватно реагирующей на любые изменения условий деятельности и конкурентного окружения, системы управления конкурентоспособностью как инерционного образования со сложной структурой, сохраняющего свою целостность и идентичность, позволяющей устоять от распада, несмотря на рекурсивность среды. Такое восприятие предпринимательской структуры определяет особенности процесса формирования системы управления конкурентоспособностью на основе принципа мультиструктурности, учитывающего, что конкурентоспособность предпринимательской структуры складывается из нескольких компонентов, испытывающих влияние экзогенных и эндогенных факторов, изменяется при развитии этих компонентов, позволяет учитывать индивидуальные особенности предпринимательской структуры. Идея структурно-композиционного подхода управления конкурентоспособностью базируется на выделении основных элементов, которые могут влиять на потенциал конкурентоспособности, характеризоваться разным состоянием, степенью проявления, значимостью для конечного результата; при этом состав элементов структуры не изменяется, композиция конкурентоспособности предполагает сохранение всех элементов.
- Разработана система управления конкурентоспособностью предпринимательских структур: определены цели и задачи управления, определены компоненты структуры управления, включающие управляемые, управляющие подсистемы, обеспечивающие подсистемы (персонал, товар, организацию); определены принципы системной концепции управления конкурентоспособностью, уровни конкурентоспособности (оперативный, тактический, стратегический). Раскрыт процесс формирования структуры конкурентоспособности на основе управления факторами стоимости, позволяющие реализоваться потенциалу конкурентоспособности через формирование внутренних (собственных) конкурентных преимуществ предпринимательской структуры. Под собственными конкурентными преимуществами предпринимательской структуры подразумевается совокупность уникальностей ее элементов, способствующих усилению конкурентных позиций и росту стоимости бизнеса.
- Выявлены и научно обоснованы преимущества применения ценностно-стоимостного подхода к управлению конкурентоспособностью предпринимательских структур, принимающего в качестве ориентира конкурентоспособности создание максимальной стоимости бизнеса компании.
1.Торгунаков Е. А. Контрольный пакет акций предприятия (влияние на величину премии) // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 1, 2005.- 0,5 п.л.
2.Торгунаков Е.А. Конкурентоспособность предпринимательства на расширяющемся рынке страховых услуг // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 4, 2005. – 0,4 п.л.
3.Торгунаков Е. А. Контрольный пакет акций - экономическая основа организационной структуры предприятия // Российский научный журнал «Российское предпринимательство», № 12, 2005.- 0,4 п.л.
4.Торгунаков Е. А. Инновационный механизм управления конкурентоспособностью предприятия на основе стоимостного подхода // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 5, 2006.- 0,5 п.л.
5.Торгунаков Е.А., Сорвина Т.А. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе формирования корпоративной компетенции // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 1, 2008. – 0,8 п.л.(0,4).
6.Торгунаков Е.А. Разработка стратегии управления конкурентоспособностью предпринимательских структур // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 2, 2008. – 0,5 п.л.
7.Торгунаков Е.А., Сорвина Т.А. Управление конкурентоспособностью современного предприятия // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 3, 2008. – 0,8 п.л. (0,4).
8.Торгунаков Е.А., Поляков А.В. Проектирование систем управления рисками// Российский научный журнал «Экономика и управление», № 3, 2009.- 1 п.л. (0,5 п.л.).
9.Торгунаков Е.А. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в экономике знаний // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 5, 2010.- 0,6 п.л.
10.Торгунаков Е.А. Конвергентность качества и конкурентоспособности образования в современных социально-экономических условиях // Российский научный журнал «Экономика и управление», № 12, 2010.- 0,8 п.л.
Монографии:
11.Торгунаков Е. А. Стоимость предприятия: Создание, управление, оценка. СПб.: НПФ «Астерион», 2004.- 10 п.л.
12.Торгунаков Е.А. Формирование конкурентоспособности предпринимательских структур. Теория и методология. СПб.: «Инфо-да», 2006. – 11 п.л.
13.Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под ред. В. А. Гневко. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. Глава I. – 3 п.л.
14.Торгунаков Е. А. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях трансформации конкурентной среды. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. – 15, 25 п.л.
Статьи:
15.Торгунаков Е.А. Инновационные технологии управления предприятием на основе стоимостного подхода. Научный доклад. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургской академии управления и экономики, 2006, – 2,75 п.л.
16.Торгунаков Е. А., Амельченко Е. Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур и стоимость бизнеса // Современные аспекты экономики, 2005. № 19 (86).- 0,8 п.л. (вклад автора – 0,4 п.л.)
17.Торгунаков Е. А., Амельченко Е. Н. Конкурентоспособность экономики и управление внутренним спросом. // Ученые записки Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2005. – 0,6 п.л. (вклад автора – 0,4 п.л.)
18.Торгунаков Е. А. Привлечение дополнительного капитала к финансированию предпринимательской деятельности. // Ученые записки Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003, выпуск 3(8). – 0,6 п.л.
19.Торгунаков Е. А. Акционерный капитал и корпоративное управление // Сборник докладов научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2003 г. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2004. – 0,3 п.л.
20.Торгунаков Е. А., Беспоясова Л. Э. Конкурентоспособность российских предприятий. Туризм. Современное состояние. Перспективы развития // Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, выпуск 4. – 0,6 п.л. (вклад автора – 0,4 п.л.)
21.Торгунаков Е. А. Конкурентоспособность предприятия. Внедрение аутсорсинга // Сборник научных трудов сотрудников факультета менеджмента. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2005. – 0,5 п.л.
22.Торгунаков Е. А. Формирование брендинга на промышленных предприятиях // Ученые записки Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2004, выпуск 3 (9). – 0,5 п.л.
23.Торгунаков Е.А., Симаков П.А., Тимофеева М.А. Современная инноватика управления бизнесом в новых рыночных условиях. // Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургской академии управления и экономики, 2006, выпуск 6.- 0,6 п.л. (0,3).
24.Торгунаков Е. А. Корпоративная культура. Комментарии к закону «Об акционерных обществах» // Сборник трудов профессорско-преподавательского состава Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2005. – 0,4 п.л.
25.Торгунаков Е. А. Корпоративное управление. Перспективы развития // Труды кафедры Экономики предприятия и предпринимательства. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003, выпуск 2. – 0,4 п.л.
26.Торгунаков Е. А. Модель оценки капитальных активов как способ определения риска инвестиций // Ученые записки Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2000, выпуск 3. – 0,4 п.л.
27.Торгунаков Е. А. Модели в определении стоимости компании // Ученые записки Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2000, выпуск 4. – 0,4 п.л.
28.Торгунаков Е. А. Модель формирования денежных потоков предприятия //Сборник трудов кафедры Экономики предприятия и предпринимательства. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003, выпуск 2. – 0,4 п.л.
29.Торгунаков Е. А. Особенности оценки собственного капитала компании при проведении реструктуризации // Сборник трудов кафедры Экономики предприятия и предпринимательства. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003, выпуск 1.- 0,35 п.л.
30.Торгунаков Е. А. Особенности привлечения капитала для финансирования предпринимательской деятельности / Ученые записки Института управления и экономики. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003, выпуск 2 (6). – 0,35 п.л.
31.Торгунаков Е. А. Особенности выбора источников финансирования предпринимательской деятельности / Сборник научных трудов Академии Наук Республики Татарстан. Казань: Изд-во ФЭН, 2003. – 0,3 п.л.
32.Торгунаков Е. А. Способы оценки марочного капитала компании / Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2005. – 0,3 п.л.
33.Торгунаков Е. А. Стоимость компании (оценка премии) / Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Политехнического института, 2004, выпуск 6. – 0,45 п.л.
34.Торгунаков Е. А. Стратегия развития предпринимательской деятельности / Материалы Санкт-Петербургского экономического форума. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2003. – 0,3 п.л.
35.Торгунаков Е. А. Факторы управления стоимостью предприятия / Вестник научных трудов Омского государственного университета. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2003. – 0,4 п.л
36.Торгунаков Е.А. Стратегическая архитектура предпринимательской структуры // Межвузовский сборник научных трудов (выпуск пятый). СПб.: Изд-во Санкт-Петербурской академии управления и экономики, 2005. – 0,4 п.л.
37. Торгунаков Е.А., Сорвина Т.А. Условия и факторы устойчивого развития малого предпринимательства в регионе// Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. 17-18 июня 2008 года. Том I. Экономика и управление. Москва-Луганск. Издательство МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. 2008.- 0,6 п.л.