Научная тема: «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Институт государственной гражданской службы понимается как специфический для данного общества комплекс формальных и неформальных правил и соглашений, регулирующих статус гражданских служащих государственного аппарата, характер их взаимодействия между собой, с непосредственным руководством и политическим руководством государственных органов, гражданами и организациями.

Институциональная организация государственной гражданской службы обладает сложной структурой, основанной на принципах институциональной иерархии; она является нормативной рамкой, задающей характер служебного взаимодействия и кадровой работы в государственных органах. Содержание, глубина и степень институционального развития государственной службы напрямую детерминируют качество служебной деятельности, то есть осуществления государственными служащими функций государственного управления. 

2. В рамках политической науки анализ государственной гражданской службы тесным образом связывается с понятием «политико-административное управление», учитывая, что в  основе современного государственного управления лежит политико-административная дихотомия. Последняя была предложена в рамках становления государственно-управленческой науки и до сих пор остается важным методологическим средством научного анализа и организационных изменений в системе публичного управления. Политическое регулирование и администрирование отличаются собственным целевым назначением, ресурсными ограничениями и соответствующим технологическим потенциалом. Для каждого конкретного государства проблема заключена не столько в поддержании функциональной определенности каждой из этих подсистем, сколько в понимании меры их автономности.

Концепт политико-административной дихотомии возникает в рамках исследований проблем институционализации государственной власти в условиях господства рационально-бюрократической модели публичного управления. Он отражает специфику функционального структурирования государственного управления в условиях демократической политической системы и позволяет эффективно решить дилемму сочетания в сложной системе государственного управления современного демократического государства потребности обновления политического курса, репрезентируемого политическими командами, выигравшими выборы, и сохранения стабильности, преемственности и профессионализма государственных служащих, а также ориентации последних на правовые стандарты деятельности и публичные интересы.

3. Модификация бюрократической модели в направлении от «классической» - рационально-бюрократической к ее «реалистической» трактовке отражает усложненность организации постиндустриального общества, требующей повышенной гибкости и динамизма государственного управления. Соответственно трансформация организационных моделей бюрократии связана с «реабилитацией» неформальных аспектов ее функционирования и коммуникации с другими общественными агентами, а также имплантацией в государственно-управленческую деятельность элементов частнокорпоративного менеджмента.

Рыночные крайности менеджеризма преодолеваются в теории политических сетей и концепции «governance». Главное значение этих моделей состоит в «реабилитации» публичных ценностей как базовых ориентиров профессиональной деятельности государственного служащего, возвращении внимания к выработке политического курса как важнейшей составляющей государственного управления и создании эффективного механизма коммуникации, обеспечивающего максимально широкий обмен ресурсами и информацией между обществом, группами интересов, политическим руководством и бюрократией в процессе удовлетворения общественных потребностей и выработки социально значимых решений.

4. Процесс реформирования общественных структур с позиций неоинституционализма определяется как направленные институциональные изменения, имеющие своих акторов, траекторию, стратегию преобразований, совокупность начальных условий, ресурсную базу, набор внешних факторов.

В процессе институциональных изменений могут закрепиться как эффективные (с точки зрения общественной полезности) нормы, так и неэффективные. Устойчивая неэффективная норма (система норм) обозначается как «институциональная ловушка» (В. Полтерович). Результат институционального развития определяется как совокупностью начальных условий, так и действиями реформаторов, в том числе их способностью найти перспективную институциональную траекторию и выстроить эффективную стратегию промежуточных институтов.

В качестве одной из разновидностей институциональных ловушек выделяется «ловушка частичной реформы». Последняя может существовать в виде смешанного равновесия - такой комбинации институтов, где сосуществуют старые и новые институты, однако не достигнуто комплексного качественного изменения институциональной системы.

5. Институциональное строительство государственной службы в постсоветской России началось в условиях, когда в качестве «наследия прошлого» данный институт в консолидированном виде отсутствовал (специального законодательства о государственной службе в СССР не было), а кадровая политика и кадровая работа в государственном аппарате регулировались закрытыми нормами, действовавшими в рамках партийно-советской номенклатуры. Распад партийно-советской системы означал утрату этого механизма. Выработка перспективной траектории институционального строительства государственной службы в первые постсоветские годы затруднялась отсутствием необходимого экспертного знания, идеологическими ориентациями доминирующих групп в правящей элите на первостепенное внимание к запуску рыночных механизмов при проявлении индифферентности к вопросам государственного строительства, а также опасениями акторов, что организационный механизм управления государственной службой будет «перехвачен» конкурирующими группами интересов.

Возникшее вследствие указанных факторов затягивание с формированием целостного законодательства о государственной гражданской службе и созданием системы управления службой привело к нарастанию «институционального вакуума» в области регулирования служебных отношений в государственном аппарате. Деградация формальных институтов в сфере служебных отношений и образовавшаяся вследствие задержки с принятием новых правовых и этических принципов, а также законодательных норм, «институциональная пауза» обусловили нарастание влияния и значимости в государственном аппарате постсоветской России протекционизма и патронажно-клиентарных отношений как воспроизводящегося типа социальных связей.

6. Формирование основных элементов института государственной гражданской службы происходит в середине 1990-х годов в условиях формирования политического режима после конституционного выбора 1993 года. В рамках данного выбора в России после декабря 1993 года утвердился суперпрезидентский персоналистский политический режим: формирующаяся в его рамках модель политико-административного управления детерминирует характер выработки государственной политики, принятия и реализации ключевых политических решений. Слабость доминирующего игрока (президентской власти) приводит его к необходимости заключения «картельных соглашений» с другими политическими акторами. Для большинства последних, мотивированных на рентоизвлекающую деятельность, консолидация государственных институтов и повышение эффективности государственного управления, особенно в части контрольных функций государства или качества управления государственными активами, а также антикоррупционной политики не представлялись актуальными, поэтому значительная часть крупных политических и экономических акторов была заинтересована в сохранении институциональной «рыхлости» и «рассеянности» государственной гражданской службы.

В рамках постконституционного выбора в середине 1990-х годов складывается устойчивая модель функционирования института государственной гражданской службы: во-первых, не была сформулирована перспективная траектория её реформы; во-вторых, произошел отказ от формирования консолидированной системы управления гражданской службой; в-третьих, становление законодательства о государственной службе в связи с отсутствием перспективной траектории и механизма управления приобретает несистемный, разрозненный характер, не позволяющий выстроить адекватную модель правового регулирования государственно-служебных отношений. Таким образом, уже в середине 90-х годов реформа государственной службы попадает в зону притяжения неэффективного равновесия «смешанных норм», в котором находится по настоящий момент.

Попытки реформирования гражданской службы в рамках проекта Административной реформы 1997-1998 годов на основе увязки модели «merit system» («система заслуг и достоинств») с внедрением в российскую административную практику идей «нового государственного менеджмента» не удаются из-за потребности доминирующего политического актора (верховной власти) углублять «картельные соглашения», поддерживая статус-кво в вопросах государственного строительства.

7. Переформатирование политического режима в первой половине 2000-х гг.  формирует набор экзогенных и эндогенных факторов, способных нарушить сложившееся в середине 1990-х гг. неэффективное равновесие в сфере институционального регулирования государственной службы. Трансформация политического режима требует углубления рационализации государственного управления с целью восстановления способностей государства к осуществлению публичных функций. Возникает запрос на проведение административной реформы и реформирование государственной службы, перспективные траектории которых на основе синтеза «merit system» и менеджеризма с попыткой выстроить систему приоритетов и детально прописать механизм реализации трансформационных мероприятий, предлагаются Центром стратегических разработок.

8. Концептуальные идеи о необходимости маркетизации и менеджеризации российского государственного управления не являются обоснованными с точки зрения готовности отечественной институциональной среды к подобного рода изменениям, а также с точки зрения их адекватности наличествующей стадии модернизации российской экономической и политической систем. Имеющиеся исследования, проведенные в  развивающихся странах на предмет взаимосвязи качества бюрократических структур и экономического роста (П. Эванс, Д. Раух), показывают определяющее влияние на успех модернизации степени «веберианизации» государственного управления, то есть его приближения к стандартам рационально-бюрократической организации, в первую очередь в сфере меритократического найма и долгосрочного вознаграждаемого карьерного роста служащих. Аналогичные выводы делаются рядом авторов (Т. Рандма-Лийв) в отношении посткоммунистической трансформации восточноевропейских стран.

«Догоняющее развитие» как и посткоммунистическая трансформация, применительно к государственному управлению, в качестве условия своей успешности требуют обеспечения режима законности, то есть стабильности и верховенства «правил игры».  Ключевой задачей государственного строительства является создание конституционно-законодательной базы и эффективное правоприменение. В рамках организации административных и служебных практик на первый план выдвигаются формирование стандартов беспристрастного правоприменения, а также высокого уровня административной культуры. Таким образом, для успеха «догоняющей модернизации» необходимо наличие у реформируемого государственного аппарата приемлемых стандартов «веберовской» рациональности. В случае «опережающей менеджеризации» политико-административная система рискует столкнуться с феноменом «ошибки преждевременного переключения» (В. Полтерович), когда к трансформируемой институциональной среде применяются методы и инструменты, эффективные для более поздних стадий модернизации, что чревато возникновением неэффективных гибридных форм политико-административных институтов.

9. Сформировавшийся в первой половине 2000-х годов политический режим обеспечил частичное восстановление способностей государства за счет реанимации либо выстраивания новых иерархических структур и отношений («вертикаль власти»). Тем не менее, в новой конфигурации политических акторов практически отсутствовали те, кто был заинтересован в дальнейшей системной и последовательной рационализации государственно-управленческих практик. Доминирующий игрок (верховная власть) был мотивирован, в первую очередь, на восстановление административной управляемости - на основе «частичной рационализации» государственного аппарата - и снижение автономии подчиненных акторов путем формирования в политическом пространстве «навязанного консенсуса» (В. Гельман). Втягивание новых элитных групп в процессы рентоизвлечения и усиления контроля за экономическими активами подорвали их мотивацию к качественным административным преобразованиям, сформировав уже в новой констелляции интересов основных акторов запрос на сохранение «рассеянности» и слабой институционализированности государственно-служебных практик и отношений.

10. Принятые за последние 10 лет концептуальные решения по реформированию государственной службы представляют собой эклектическое сочетание рационально-бюрократического и менеджеристского подходов, не выстроенных в сколько-нибудь связанную систему приоритетов. Реформированное законодательство о государственной гражданской службе придало больше упорядоченности служебным отношениям («частичная рационализация»), но значительная часть содержащихся в нём норм (особенно в части антикоррупционных практик) требует существенной конкретизации и развития. Эффективное применение большинства уже имеющихся установлений связано с наличием системы управления государственной службой в виде институционального органа и его подведомственных подразделений, однако последние пока не созданы. В сложившейся системе использование элементов «нового государственного менеджмента» (гибкие формы оплаты труда; назначение на должность по срочным контрактам, не предусматривающим конкурса; наличие «подвижных» структур государственных органов) усиливают элементы личной зависимости служащих и, соответственно, обеспечивают преобладание патронажно-клиентарных практик в государственных структурах.

Установившееся в институциональной организации государственной гражданской службы неэффективное равновесие инкорпорировало элементы менеджеризма, встроив их в сложные цепочки косвенного участия государственных служащих в предпринимательской деятельности и использования государственных ресурсов в частных интересах. В новой конфигурации «институциональной ловушки» в симбиотическом виде формальные установления, призванные рационализировать государственно-служебные отношения, и встроенные элементы нового государственного менеджмента сосуществуют с господством административного усмотрения, персоналистских и клиентелистских практик служебного взаимодействия и кадровой работы.

Фрагментация государственно-управленческих реформ (административной, государственной службы, бюджетной), углубляющая концептуальное и организационное размежевание институциональных изменений в сфере публичного управления, усиливает «эффекты частичной реформы». В институциональной сфере государственного управления сохраняется устойчивое неэффективное равновесие, в котором локальные институциональные инновации, не увязанные в концептуальную и организационно-управленческую систему, порождают эффекты «частичных улучшений», не влияющих на системные параметры эффективности. При этом основные акторы, действующие в системе, не заинтересованы в существенном изменении статус-кво.

11. Выявленные доминирующие практики служебных отношений и кадровой работы указывают на выбор приоритетов в построении перспективной траектории институциональных реформ государственного управления и государственной гражданской службы. Они должны быть адекватны задачам переживаемого этапа постсоветского развития российского общества, включая завершение позднеиндустриальной модернизации и решение всего комплекса связанных с нею задач, в том числе в области институциональных изменений. Применительно к сфере государственного управления речь идет о его последовательной «веберианизации» с учетом реалий современных социальных трансформаций, вызванных развитием информационных технологий и глобализации. Следует обратить внимание на активно разрабатываемый современной политико-управленческой наукой концепт «неовеберовского государства». Продолжение менеджеризации гражданской службы без четко выстроенной системы приоритетов ее реформирования приводит к типичной  «ошибке  преждевременного переключения», когда в неподготовленную институциональную среду имплантируются элементы «передовых» институциональных форм, что приводит к формированию в политико-административной системе гибридных конструкций в виде неопатримониальных форм господства и управления. 

Список опубликованных работ
Статьи в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК России

1.Слатинов В.Б. Кадровая ситуация в государственном аппарате России: современное состояние и перспективы развития [Текст] // Государственный университет управления. Вестник университета. Серия: развитие образования в области менеджмента. – 2001. – № 1. –С. 46–55.

2.Слатинов В.Б. Российская бюрократия в зеркале статистики [Текст] // Полития. Журнал политической философии и социологии политики. – 2001. – № 3. –С. 94–107.

3.Слатинов В.Б. Российское чиновничество в контексте постсоветской политической трансформации: наброски к портрету [Текст] // Безопасность Евразии. – 2002. – № 2. – С. 274–285.

4.Слатинов В.Б. Штрихи к портрету чиновника или кадровая ситуация в государственном аппарате России [Текст] // Образование и общество. – 2002. – № 1. – С. 6–13.

5.Слатинов В.Б. «Новый менеджеризм» в контексте модернизации российской государственной службы [Текст] // Образование и общество. – 2003. – № 1. – С. 19-24.

6.Слатинов В.Б. Административная реформа в России: промежуточные итоги. Часть 1 [Текст] // Образование и общество. – 2004. – № 6. – С. 5–11.

7.Слатинов В.Б. Административная реформа в России: промежуточные итоги. Часть 2 [Текст] // Образование и общество. – 2005. – № 2. – С. 4–9.

8.Слатинов В.Б. Административная реформа в России: промежуточные итоги. Часть 3 [Текст] // Образование и общество. – 2006. – № 1. – С. 10–16.

9.Слатинов В.Б. Российская административная реформа: основные направления и промежуточные эффекты [Текст] // Человек. Сообщество. Управление. – 2006. – № 1. – С. 50–66.

10.Слатинов В.Б. Промежуточные итоги административной реформы: от структурного хаоса к государственному менеджменту [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2006. – № 4. – С. 10–22.

11.Слатинов В.Б. Российская административная реформа: продолжение следует [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. – 2008. – № 4. – С. 43–52.

12.Слатинов В.Б. Российская административная реформа: смена формата [Текст] // Образование и общество. – 2008. – № 6. – С. 4–11.

13.Слатинов В.Б. Карьерные перспективы молодежи на государственной службе в современной России [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 3. – С. 128–133.

14.Слатинов В.Б. Мэр или Сити-менеджер: модели функционирования органов местного самоуправления в областном центре [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2009. – № 4. –С. 28–41.

15.Слатинов В.Б. Стратегия реформирования государственного управления в современной России: сфера влияния против способностей государства [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. – 2010. – № 1. – С. 97–104.

16. Слатинов В.Б. Реформа государственной гражданской службы в постсоветской России: институциональные эффекты и институциональные ловушки [Текст] // Образование и общество. – 2011. – № 2. – С. 4–10.

Монографии

18. Слатинов В.Б. Кадровая политика в условиях социальных трансформаций: Монография [Текст]. – Орел: Издательство Орловской региональной академии государственной службы, 1999. – 152 с.

19.Слатинов В.Б. Будущее Центрально-Черноземного региона в контексте общероссийских политических процессов: Коллективная монография [Текст] // Под ред. А.В. Глуховой. – Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография», 2008. – 195 с. (– С. 136-147.)

20.Слатинов В.Б. Национальная экономика в условиях глобализации: бизнес и общество в противостоянии кризису: Коллективная монография [Текст] / Под общ. ред. А. Линькова. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2009. – 484 с. (– С. 274-282.)

21. Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы в постсоветской России: институциональные аспекты: Монография [Текст]. – Орел: Издательство редакции журнала «Образование и общество», 2011. – 378 с.

Прочие публикации

22.Слатинов В.Б. Законодательное регулирование государственной службы [Текст] // Pro et Contra. Том 5. – 2000. – № 1. – С. 123–137.

23.Слатинов В.Б. Опыт кадрового обеспечения государственного аппарата в 20-е годы и проблемы его использования в условиях становления новой российской государственности [Текст] // «Новые формы государственности и государственная служба» : Материалы Республиканской научно-практической конференции. – М.: Издательство РАГС, 1996. – С. 156–163.

24.Слатинов В.Б. Основные тенденции в формировании кадров аппарата органов государственной власти в 20-е годы (историко-социологический анализ) [Текст] // «Государственная служба: организация, кадры, управление» : Сборник статей. – М.: Издательство РАГС, 1997. – С. 61–87.

25.Слатинов В.Б. Советская номенклатура в партийно-государственной системе власти СССР [Текст] // «Власть и управление» : Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. – Ростов на Дону: Издательство СКАГС, 1997. – С. 75–78.

26.Слатинов В.Б. Формирование кадров государственного аппарата в 20-е годы: тенденции и противоречия [Текст] // «История и политика: историография, источниковедение, практика» : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1997. – С. 93–95.

27.Слатинов В.Б. Государственная служба России: исторические традиции и перспективы реформирования // «Перестройка и после: общество и государство в СССР, России и новых независимых государствах 1988 – 1998»: Тезисы доклада международного симпозиума к 10-летию МБИО-ИГПИ. – М.: Издательство ИГПИ, 1998. – С. 56–58.

28.Слатинов В.Б. Кадровая политика в системе административно-государственного управления: проблемы социальной детерминации [Текст] // «Политические трансформации в условиях становления российской государственности. История, теория и современная практика» : Сборник статей. – Орел: Издательство ОРАГС, 1998. – С. 34–48.

29.Слатинов В.Б. Кадровый потенциал государственной службы как фактор влияния на политическую стабильность российского общества в условиях реформ [Текст] // «Политическая стабильность общества в условиях реформ» : Материалы «круглого стола». – Орел: Издательство ОРАГС, 1998. – С. 96–103.

30.Слатинов В.Б. Политика и государственная служба: диалоговый характер взаимодействия в системе административно-государственного управления [Текст] // «Права человека в диалоге культур» : Материалы научной конференции. – М.: Издательство РГГУ, 1998. – С. 91–94.

31.Слатинов В.Б. Кадровая политика в условиях социальной трансформации (опыт социологического анализа) [Текст] // «Ученые записки регионального открытого социального института» : Сборник научных статей. Выпуск 4. Проблемы социально-гуманитарных дисциплин. – Курск: Издательство РОСИ, 1999. – С. 198–214.

32.Слатинов В.Б. Миф о «рациональной бюрократии» в государственно-служебной практике современной России [Текст] // «Новая Россия: социальные и политические мифы» : Материалы международной научной конференции. – М.: Издательство РГГУ, 1999. – С. 94–97.

33.Слатинов В.Б. Практика законодательного регулирования государственной службы постсоветской России на федеральном и региональном уровнях [Текст] // «Ученые записки регионального открытого социального института» : Сборник научных статей. Выпуск 5. Актуальные проблемы юридической науки. – Курск: Издательство РОСИ, 2000. – С. 26–45.

34.Слатинов В.Б. Этика и практика государственной службы как фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи в современной России [Текст] // «Эволюция ценностных ориентаций в условиях корректировки молодежной политики» : Материалы «круглого стола». – Орел: Издательство ОРАГС, 2000. – С. 201–208.

35.Слатинов В.Б. Законодательное регулирование государственной службы в постсоветской России на федеральном и региональном уровне [Текст] // «Центральная Россия в политологических, социологических и социально-философских оценках молодых ученых (левыкинские чтения)» : Материалы региональной конференции молодых ученых. – Орел: Издательство ОРАГС, 2000. – С. 7–14.

36.Слатинов В.Б. Электоральные кампании в контексте трансформации региональных политических режимов [Текст] // «Взаимообусловленность российского законодательства и социально-экономических процессов в обществе» : Тезисы региональной научно-практической конференции. – Курск: Издательство МЭБИК, 2001. – С. 11–17.

37.Слатинов В.Б. Этика и практика государственно-служебных отношений в системе административно-государственного управления: современное состояние и перспективы реформирования [Текст] // «Кадровые процессы в региональных органах власти: опыт, проблемы, тенденции» : Материалы «круглого стола». – Орел, Издательство ОРАГС. 2000. – С. 47–51.

38.Слатинов В.Б. Зарубежное влияние и национальная специфика в эволюции государственной службы постсоветской России [Текст] // «Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании» : Сборник научных трудов. – Курск: Издательство КГПУ, 2000. – С. 283–285.

39.Слатинов В.Б. Трансформация государственной службы в постсоветской России: тенденции и противоречия [Текст] // «Социально-экономические и политические процессы в условиях корректировки курса реформ в регионах центра России (в оценках и проблемах молодежи)» : Материалы межвузовской конференции молодых ученых. – Орел: Издательство ОРАГС, 2000. – С. 7–14.

40.Слатинов В.Б. Тенденции изменения кадрового состава системы государственного и муниципального управления в современной России [Текст] // «Инновации в системе государственного и муниципального управления» : Сборник научных статей // Под ред. В. Д. Нечаева. – Курск: Издательство КГПУ, 2001. – С. 6–24.

41.Слатинов В.Б. Государственная служба в регионе: состояние и тенденции развития (в соавторстве) [Текст] // «Повышение квалификации и профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих» : Организационные и методические материалы. – Орел: Издательство ОРАГС, 2001. – С. 15–46.

42.Слатинов В.Б. Российское чиновничество в зеркале статистики: современное состояние и перспективы трансформации [Текст] // «Актуальные проблемы юридической науки» : Ученые записки регионального открытого социального института. Вып. 9. – Курск: Издательство РОСИ, 2002. – С. 100–115.

43.Слатинов В.Б. Кадровый состав российского государственного аппарата в контексте реформирования государственной службы [Текст] // «Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения» : Сборник статей III межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2002. – С. 294–301.

44.Слатинов В.Б. Российское чиновничество в условиях административной реформы: качественные характеристики и политические перспективы [Текст] // «Становление социально-правовой государственности в России: новые теоретические подходы и современные политические практики» : Сборник научных трудов // Под ред. Ю.С. Васютина, О.И. Федорищевой. – Орел: Издательство ОРАГС, 2002. – С. 157–170.

45.Слатинов В.Б. Политические условия и факторы реформирования государственной службы России [Текст] // «Государственная и муниципальная служба: состояние, проблемы, перспективы реформирования» : Материалы первой международной научно-практической конференции. – Курск: Курская городская типография, 2003. – С. 68–75.

46.Слатинов В.Б.Кадровая ситуация в государственном аппарате России и политические перспективы реформы государственной службы [Текст] // «Государство, право и управление» : Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. – М.: Издательство Государственного университета управления, 2002. – С. 48–58.

47.Слатинов В.Б. «Новый менеджеризм» и модернизация российской государственной службы [Текст] // «Реформирование государственной службы и обновление кадровой политики в органах власти» : Материалы заседания «круглого стола». – Орел: Издательство ОРАГС, 2004. – С. 7–29.

48.Слатинов В.Б. Основные направления и предварительные итоги российской административной реформы [Текст] // «Социальная политика в условиях реформирования государственного и муниципального управления» : Сборник научных статей и материалов конференции молодых ученых «Формирование российской модели государственного и муниципального управления в условиях административной реформы: противоречия и перспективы // Под общей ред. А. Хохлова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. – С. 26–36.

49.Слатинов В.Б. Институциональные эффекты российской административной реформы [Текст] // «Государственная и муниципальная служба в системе политико-административного управления современной России» : Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2005. – С. 57–64.

50.Слатинов В.Б. Российская административная реформа в системе взаимоотношений государственной власти и гражданского общества [Текст] // «Народовластие и право в условиях формирования гражданского общества» : Материалы международной научной конференции. – Курск: Издательство РОСИ, 2006. – С. 49–51.

51.Слатинов В.Б. Промежуточные итоги административной реформы: от структурного хаоса к государственному менеджменту [Текст] // «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» : Материалы 4-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: РОССПЭН, 2006. – С. 460–467.

52.Слатинов В.Б. Административная реформа в России: основные параметры и промежуточные итоги [Текст] // «Реформирование системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации» : Сборник научных статей. – Курск: Издательство КГУ, 2006. – С. 6–28.

53.Слатинов В.Б. Промежуточные итоги административной реформы в России [Текст] // «Право и власть» : Сборник статей по материалам международной научной конференции. – Курск: Издательство РОСИ, 2007. – С. 36–49.

54.Слатинов В.Б. Политико-управленческие факторы и последствия выбора модели организации органов местного самоуправления в городском округе - областном центре [Текст] // «Реформа местного самоуправления: опыт и проблемы реализации» : Сборник статей VII межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: Издательство ВИЭСУ, 2008. – С. 48–54.

55.Слатинов В.Б. Выбор модели функционирования органов местного самоуправления в областном центре: политико-управленческие факторы и последствия [Текст] // «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» : Материалы 7-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Часть 2. – М.: МАКС ПРЕСС, 2009. – С. 152–160.

56.Слатинов В.Б. Карьерные перспективы молодежи на государственной службе в России [Текст] // «Молодежь в социальных и политических процессах современной России» : Материалы научно-практической конференции. – Воронеж: Издательство «Истоки», 2009. – С. 225–233.

57.Слатинов В.Б. Российская административная реформа: неутешительные итоги [Текст] // «Реформирование системы государственного и муниципального управления» : Сборник научных статей // Под ред. В.Б. Слатинова. – Курск: Издательство КГУ, 2009. – С. 94–110.

58.Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы России в контексте антикризисной политики: параметры и проблемы [Текст] // «Россия: тенденции и перспективы развития» : Ежегодник ИНИОН РАН. Выпуск 5. Часть 2. – М.: ИНИОН РАН, 2010. – С. 127–130.

59.Слатинов В.Б. Стратегия реформирования государственного управления в современной России: сфера влияния против силы [Текст] // «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» : Материалы 8-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Часть 2. – М: Издательство Московского университета, 2010. – С. 204–211.

60.Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы в постсоветской России: институциональные траектории и институциональные ловушки [Текст] // «Политические институты в современном мире» : Материалы Всероссийской научной конференции // Под общ. ред. С. Еремеева, О. Поповой. – СПб.: ООО «Аллегро», 2010. – С. 328–330.

61.Слатинов В.Б. Российская бюрократия в условиях административной реформы: агент или препятствие для модернизации [Текст] // Вестник философии и социологии Курского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 172–178.