2. Политическая культура студента является интегральной личностной характеристикой, включающей научно-познавательный, ценностно-ориентационный, творчески - созидательный блоки. При этом ценностно-ориентационная характеристика личности является своеобразным эталоном, по которому студент даёт оценку политическим процессам, политическим отношениям, выносит вердикт об их соответствии или не соответствии своим социально-политическим нормам, целям, идеалам.
3. Тенденции развития политической культуры студентов отражают ее современное состояние и выражаются:
- в снижении интереса студентов к политике;
- в доминировании информационной формы интереса студентов к политике;
- в проявлении демократических взглядов на политические события;
- в приверженности студентов к демократическим ценностям и свободам;
- в низкой вовлечённости студентов в общественно-политическую жизнь;
- в проявлении электоральной активности студентов в период президентских выборов;
- в предпочтении индивидуальной адаптации к возможному ухудшению условий жизни.
4. Развитие политической культуры студентов в контексте современных педагогических идей об индивидуальном нелинейном характере образовательного процесса современного вуза обуславливает целесообразность реализации ресурсного подхода, который предполагает использование ресурсного потенциала образовательного процесса вуза, рассматриваемого как совокупность содержательно-структурного, воспитательно-образовательного, методико-технологического ресурсов, включающих человеческие и информационные ресурсы.
5.Развитие политической культуры студентов в образовательном процессе вуза с использованием его ресурсного потенциала проявляется:
- в усвоении политических знаний, их осмыслении, развитии самостоятельности политических оценок, анализе личного опыта; в развитии политических умений оценивать политические события, вести политическую дискуссию ( ресурсы - содержательно-структурный, методико-технологический, человеческий, );
- в развитии политических ценностей и ориентаций, воспитании политических способностей и потребностей, что выражается в предъявлении ценностей студенту, осознании, принятии и реализации политических ценностей и ориентаций; создании эмоционального отношения к изучению политики, создании условий для ярких переживаний, доведении ситуации до уровня успеха (определяющие ресурсы - воспитательно-образовательный и человеческий);
- в участии студентов в общественно-политической жизни вуза, страны (определяющие ресурсы - информационный, человеческий).
6. Условиями превращения образовательного процесса современного вуза в ресурс развития политической культуры студентов выступают:
- заинтересованность вуза в развитии политической культуры студентов;
- использование системы психолого-педагогической диагностики;
- знание типов студентов по признаку проявления у них политической культуры;
- создание вариативных образовательных программ, выступающих процессуальными характеристиками политического образования в рамках ресурсного подхода;
- применение в образовательном процессе вуза современных методик и технологий, ориентированных на развитие политической культуры студентов (проблемно-сфокусированное общение, тренинги, игровые технологии, диалоговые технологии).
7. По признаку проявления у студентов политической культуры выделяются следующие типы:
- гармонический тип (характеризуется уважительным отношением студента к властным структурам, к правопорядку, он осознаёт свои гражданские права и обязанности, стремится к их выполнению);
- плюралистический тип (присущ демократической личности студента, признающей равноправие с другими гражданами, способной менять свои политические взгляды и оценки, если будет доказана их ошибочность);
- конфликтный тип (формируется на основе межгрупповой борьбы, тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе в целях достижения своих политических интересов);
- конъюнктурный тип (его политические взгляды и поведение всецело зависят от политической ситуации, к которой студент приспосабливается для обеспечения своих интересов).
По отношению студентов к политической деятельности выделены такие типы:
- активист (положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников);
- компетентный наблюдатель (к личному участию в политике относится нейтрально, хотя проявляет к ней большой интерес, компетентен в политических проблемах);
- компетентный критик (отрицательно относится к личному участию в политике, хорошо политически информирован, настроен критически к представителям власти);
- пассивный (нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, проявляет к ней слабый интерес, не компетентен в политических проблемах).
8. Показателями развития политической культуры студентов являются:
- заинтересованность студентов, включающая стремление к информированности о своих политических правах, политической системе, политических событиях;
- знания политико-правовых основ и механизмов действия институтов власти, развития политических процессов и явлений;
- умения находить решения общественно-политических проблем путём переговоров, оценивать политические события, вести политическую дискуссию, защищать свои права;
- участие в общественно-политической жизни вуза, страны.
1. Терентьева А. И. Политическая культура человека как результат созидательной деятельности. // Ученые записки института управления и экономики. 2004, №1 (9) – с. 14-25 – 1,5 п.л.
2. Терентьева А. И. Политическая культура студента как интегральная личностная характеристика. // Профессиональное образование. 2008, №9 – c. 56-59 - 0,4 п. л.
3. Терентьева А. И. Образовательные технологии развития политической культуры студентов. // Профессиональное образование. 2008 - №11 - с. 28-30 -, 0,4 п.л.
4. Терентьева А. И. Роль психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе вуза. // Экономика и управление. 2009 - №1 - с. 97-100 - 0,4 п.л.
5. Терентьева А.И. Содержательно-структурный образовательный ресурс развития политической культуры студентов в современном вузе. // Человек и образование - 2009 - № 4 – с. 42-46 – 0,5 п.л.
6. Терентьева А.И. Различные типологии студентов по признаку проявления у них политической культуры. // Профессиональное образование – 2010 - № 2 – с. 50-55 –0,5 п.л.
7. Терентьева А.И. Подходы к изучению становления политической культуры студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Декабрь 2010, ART 1498 . - CПб., 2010г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1498.htm . - Гос.рег.0421000031. ISSN 1997-8588. – 0,4 п.л.
8. Терентьева А.И. Сравнительная характеристика политического интереса, политических взглядов, политических ориентаций студентов.// Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Январь 2011, ART 1516.- CПб., 2011г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1516.htm . - Гос.рег.0421100031. ISSN 1997-8588. – 0,4 п.л.
Монографии
9.Терентьева А. И. Психолого-педагогические основы развития политической культуры студентов: Монография. – СПб.: РГПУ им.А.Герцена, 2003 - 128с. 8 п. л.
10.Терентьева А.И. Теоретические проблемы исследования политической культуры студенческой молодежи: Монография. – Мурманск: МГПИ, 2006 – 185с. 11,5 п. л.
11.Терентьева А. И. Образовательный процесс современного вуза как ресурс развития политической культуры студентов: Монография.- СПб.: Изд.Лема, 2010 – 109 с., 5,2 п.л.
Научные и учебно-методические статьи и пособия
12. Терентьева А.И. Формирование знаний студентов о демократии при изучении общественных дисциплин. // Актуальные проблемы обучения и воспитания. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей мурманского областного института усовершенствования учителей. /под. ред. О.М. Атласовой. - Мурманск: Изд. МОИУУ, 1991. -с.11-14. (0,4п.л.).
13.Терентьева А.И. Методические рекомендации в организации и проведении зачётов по политологии. //Актуальные проблемы обучения и воспитания. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей МОИУУ. / под. ред. О.М. Атласовой . -Мурманск: Изд. МОИУУ, 1992. -с.6-10. (0,3п.л.).
14.Терентьева А.И. Современные формы обучения при изучении общественных дисциплин в вузе. //Актуальные проблемы обучения и воспитания. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей МОИУУ. /под. ред. О.М. Атласовой. - Мурманск: Изд. МОИУУ, 1993 .-с.13-17. (0,4п.л.)
15.Терентьева А.И. Различные формы организации обучения и их использование в процессе изучения политологии. //Вопросы социализации личности. Межвузовский сборник научных статей. /под. ред. В.Ф.Костюкевича.- Мурманск: Изд.областного научно-методического центра системы образования, 1993. - с.36-39. (0,3п.л.).
16. Терентьева А.И. Познавательные задачи и логические упражнения при изучении социально-политических дисциплин. //Вопросы социализации личности. Межвузовский сборник научных статей. /под. ред. В.Ф.Костюкевича. - Мурманск: Изд.областного научно- методического центра системы образования, 1993. - с.20-24. (0,5п.л.).
17. Терентьева А.И. Некоторые вопросы развития политической жизни советского общества. // Вопросы социализации личности. Межвузовский сборник научных статей. /под. ред. В.Ф.Костюкевича. –Мурманск: Изд.областного научно-методического центра системы образования , 1993. -с.14-19. (0,5п.л.).
18. Терентьева А.И. Проблемы политического воспитания студенческой молодёжи. //Актуальные проблемы обучения и воспитания. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей МОИУУ. /под. ред. О.М. Атласовой. - Мурманск: Изд. МОИУУ, 1993. -с.35-38. (0,25п.л.)
19.Терентьева А.И.Формирование базовых знаний студентов о политической жизни советского общества. // Вопросы социализации личности. Межвузовский сборник научных статей. / под. ред. В.Ф. Костюкевича. –Мурманск: Изд. областного научно-методического центра системы образования, 1994. - с.12-19. (0,5п.л.).
20.Терентьева А.И. Учебно-методические материалы по политологии для студентов-заочников. Мурманск: Изд. Мурманской Государственной Академии Рыбопромыслового флота, 1995. -12с. (0,5п.л.).
21. Терентьева А.И. Учебно-методические материалы по политологии для студентов очной формы обучения. Мурманск: Изд. МГАРФ, 1995. - 15с. (0,4п.л.).
22.Терентьева А.И. Модульное обучение студентов при изучении политических дисциплин. // Ступени. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей, аспирантов, студентов МГАРФ. /под.ред. М.Н. Чечуриной.- Мурманск: Изд. МГАРФ, 1995. –с.84-90. (0,4п.л.).
23.Терентьева А.И. Развитие демократии в теории и исторической практике. //Ступени. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей, аспирантов, студентов МГАРФ. /под. ред. М.Н.Чечуриной.- Мурманск: Изд. МГАРФ, 1995.- с.9-16. (0,5п.л.).
24. Терентьева А.И. Групповые формы организации обучения студентов при изучении политологии. //Ступени. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей, аспирантов, студентов МГАРФ. /под.ред. М.Н.Чечуриной.- Мурманск: Изд. МГАРФ, 1995. - с.22-30. (0,5п.л.).
25.Терентьева А.И. Роль психолого-педагогических и политических знаний в профессиональной подготовке студентов.// Ступени. Сборник научных трудов, статей, тезисов преподавателей, аспирантов, студентов МГТУ. / под. ред. М.Н. Чечуриной. -Мурманск: Изд. МГТУ, 1997. -с.8-14. (0,4).
26.Терентьева А.И. Материалы для самопроверки по политическим дисциплинам студентов очной и заочной форм обучения. Мурманск: Изд. МГТУ, 1997. - 21с. (1п.л.).
27.Терентьева А.И. Педагогические возможности различных форм организации обучения студентов по политическим дисциплинам. // Ступени. Сборник научных трудов, статей преподавателей, аспирантов, студентов. ч.3. /под. ред. М.Н. Чечуриной. - Мурманск: Изд. МГТУ, 1998.- с.16-20. (0,3п.л.).
28. Терентьева А.И. Организация самостоятельной работы студентов при изучении политологии. //Материалы научно-технической конференции МГТУ. Мурманск: Изд.МГТУ, 1998. -с15-24. (0,5п.л.).
29.Терентьева А.И. Проблемы взаимосвязи образования и политической культуры студентов. //Учёные записки юбилейной научной конференции профессорско – преподавательского состава МГПИ (15-19ноября 1999). т.9. /под. ред. Д.Г.Левитес. - Мурманск: Изд. МГПИ, 2000. -с.7-10. (0,4п.л.).
30.Терентьева А.И. Студенты и политика. //Учёные записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава (15-19 ноября 1999). т.9. /под. ред. Д.Г. Левитес. - Мурманск: Изд. МГПИ, 2000.- с18-21. (0,3п.л.).
31.Терентьева А.И. Политические взгляды и участие в политической жизни студенческой молодёжи. //Учёные записки МГПИ. Педагогика и образование: проблемы и тенденции развития. Сборник научных статей. Вып.1 /под. ред. Д.Г.Левитес. - Мурманск: Изд. МГПИ, 2001. -с.50-53. (0,4п.л.).
32. Терентьева А.И., Иванова А.Н. Некоторые проблемы воспитания и социализации студентов вузов. //Учёные записки МГПИ. Педагогика и образование: проблемы и тенденции развития. Сборник научных статей. Вып.1. /под. ред. Д.Г. Левитес. -Мурманск: Изд. МГПИ, 2001. - с.53-56. (0,4 п.л., авт.- 0,2 п.л.).
33.Терентьева А.И. Политическая культура-единство политики и культуры. //Учёные записки института управления и экономики. СПб., 2002. №5, с.163-167. (0,5п.л.).
34.Терентьева А.И. Педагогика: учебно-методическое пособие. Мурманск: Изд. МГТУ, 2005. - 127с. (7.3 п.л).
35.Терентьева А.И. Специфика использования ресурсного подхода в образовательном процессе вуза. //Психология обучения. М., 2009. №8, с .65-70.(0,5п.л.).