- Особенности конституционной реформы заключаются в том, что она является, с одной стороны, социально-политическим, а с другой, - правовым процессом и выражает как динамику наиболее важных общественных отношений, так и динамику средств их правового регулирования. Конституционная реформа как важный этап в развитии каждого общества и, соответственно, одна из категорий конституционно-правовой доктрины представляет собой основанный на социально-экономических, организационных, правовых и духовных предпосылках политико-правовой процесс полного или частичного изменения конституции, влекущего соответствующие его содержанию изменения текущего законодательства и конституционализма.
- Содержание конституционной реформы не может быть сведено лишь к проблемам обновления Конституции Российской Федерации в целом как нормативного правового акта или ее отдельных положений, а легальные термины «поправки» и «пересмотр», закрепленные в ст. 134-137 Конституции Российской Федерации, также не охватывают все аспекты конституционной реформы. Содержание конституционной реформы состоит из двух элементов: во-первых, из содержания процесса конституционного правотворчества, во-вторых, из содержания вновь принимаемой конституции или изменений, вносимых в уже существующую Конституцию Российской Федерации. Такой подход определяет типологические характеристики конституционной реформы, охватывающие революционные и эволюционные, социально прогрессивные и социально регрессные, общегосударственные и территориальные, плебисцитные, представительные, административные, кардинальные и частичные конституционные реформы.
- Динамика конституционной реформы зависит от конституционной ситуации, т.е. от наличия целей, условий и средств, необходимых для дальнейшего конституционного развития общества и государства. Высокую значимость для обеспечения динамики проведения конституционной реформы имеют формирование ее правового механизма и программных основ, а также выявление степени соответствия Конституции Российской Федерации сложных правовых процессов, происходящих в сфере развития текущего законодательства.
- При подготовке и проведении конституционной реформы решаются общая и частные задачи, стоящие перед обществом и государством. Общей задачей конституционной реформы является обеспечение развития общества и государства посредством реформирования Конституции Российской Федерации. К частным можно отнести социально-экономические, политические, правовые и идеологические задачи конституционной реформы. Принципиальное значение для проведения конституционной реформы имеют формулирование ее предполагаемых результатов, определение прогрессивного потенциала реформирования Конституции Российской Федерации, исключение конъюнктурных задач, установление иерархии целей и устранение их противоречивости.
- Система ценностей конституционной реформы включает в себя: 1) ценности самой Конституции Российской Федерации как Основного Закона, т.е. нормативного правового акта; 2) социально-экономические, политические и другие ценности общества и государства, среди которых в процессе конституционной реформы выделяются наиболее фундаментальные ценности, нуждающиеся в конституционном закреплении. Такие ценности выражаются в конституционных идеях, причем в их динамике можно выделить три этапа: 1) формирование идейно-ценностных предпосылок конституционной реформы; 2) формальное закрепление ценностей в Основном Законе; 3) идейно-ценностное развитие и практическая реализация конституционных ценностей как итог конституционной реформы.
- Принципы конституционной реформы подразделяются на: 1) системные (оптимальности, целостности, системной взаимосвязи элементов, иерархии, интеграции, формализации); 2) общесоциальные (развития экономической свободы граждан и социальной ответственности государства, сбалансированного развития политической системы, эффективного разграничения полномочий органов государственной власти, развития федерализма, совершенствования конституционной модели прав, свобод и социальных обязанностей граждан, развития идеологического многообразия и патриотических основ жизни общества); 3) правовые (научности конституционного правотворчества, правовой автохтонности конституционной реформы, развития положений Конституции в текущих нормативных правовых актах); 4) организационные (предметного взаимодействия органов государственной власти при проведении конституционной реформы, программного обеспечения конституционной реформы, непрерывности, динамизма и соблюдения последовательности этапов конституционной реформы).
- Проведение конституционной реформы должно осуществляться на основе перечня мероприятий, исключающих отложение отдельных ее этапов на неопределенный срок без соответствующего обоснования. Необходимая динамика кардинальной конституционной реформы может быть обеспечена посредством: 1) установления временных параметров внесения предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации, разработки проекта Основного Закона, внесения изменений в ранее принятое законодательство, а также развития положений новой Конституции Российской Федерации в федеральном законодательстве и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации; 2) принятия федерального конституционного закона «О пересмотре положений Конституции Российской Федерации», нормы которого должны: а) с необходимой полнотой охватывать процесс инициирования пересмотра Конституции Российской Федерации, не ограничиваясь ссылками на регламенты палат Федерального Собрания, а также иные документы субъектов конституционной правотворческой инициативы; б) регламентировать критерии формирования Конституционного Собрания; в) детально закреплять правила процедуры разработки и рассмотрения новой Конституции Российской Федерации, а также механизм приведения конституций и уставов субъектов РФ в соответствие с новыми конституционными положениями. Это потребует внесения взаимосвязанных изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок участия различных органов государственной власти в решении вопросов, связанных с пересмотром Конституции Российской Федерации.
- Объем и содержание понятий «правообразование» и «правотворчество» применительно к внесению поправок к Конституции Российской Федерации и ее пересмотру определяются особенностями соответствующей деятельности. К ним следует отнести: 1) специфическую сферу и высокую социальную значимость такого правообразования; 2) круг субъектов, участвующих в правотворчестве; 3) усложненную процедуру правотворчества. С учетом этих посылок категория конституционного правообразования определяется как основывающийся на объективных предпосылках, социально обусловленный политико-правовой процесс разработки и принятия поправок к Конституции Российской Федерации либо ее пересмотра.
- Формирование объективных предпосылок внесения поправок к Конституции Российской Федерации или ее пересмотра составляет лишь часть конституционного правообразования, которая может рассматриваться в качестве его самостоятельной стадии. Отличия других частей конституционного правообразования заключаются в том, что они представляют собой в большей степени не объективный, а субъективный, сознательно-волевой процесс. Такой процесс может быть определен как «конституционное правотворчество», которое представляет собой регулируемую Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами процедурно усложненную целенаправленную деятельность по разработке и принятию поправок к Конституции Российской Федерации либо ее пересмотру.
- Субъекты, участвующие во внесении поправок к Конституции Российской Федерации и ее пересмотре, обладают особым политико-правовым свойством - конституционной правотворческой правосубъектностью, которая представляет собой закрепленную в Конституции Российской Федерации способность народа, органа учредительной власти, а также других органов государственной власти, групп членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) быть участниками правоотношений, складывающихся по поводу внесения поправок к Конституции Российской Федерации или ее пересмотра. В составе конституционной правотворческой правосубъектности следует выделять инициативную конституционную правотворческую правосубъектность, которая представляет собой закрепленную в Конституции Российской Федерации способность Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также групп, численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, инициировать процесс внесения поправок к Конституции Российской Федерации либо ее пересмотра.
- Отношение к субъекту пересмотра Конституции Российской Федерации напрямую связано с оценкой обществом процессов формирования Конституционного Собрания и принятия Основного Закона как «демократических» либо «недемократических». С позиций упорядоченности процесса кардинальной конституционной реформы, при условии высокой степени доверия общества к институтам государственной власти и ее персонифицированным носителям, предпочтительным является формирование Конституционного Собрания назначаемого типа и принятие новой Конституции Российской Федерации этим органом учредительной власти. При относительно невысокой степени доверия общества к государственной власти возможно формирование Конституционного Собрания назначаемого типа и принятие Конституции Российской Федерации референдумом. В случае низкой степени доверия общества к государственной власти возможно формирование Конституционного Собрания выборного типа и принятие новой Конституции Российской Федерации референдумом. Нарушение указанных соответствий грозит появлением явных или латентных конфликтов между обществом и государственной властью.
- В настоящее время мировоззренческое, политико-правовое, социально-практическое содержание российского конституционализма ещё далеко не определено. Основную проблематику взаимосвязи конституционализма и конституционного правотворчества составляют вопросы: а) наличия ясно выраженных идей конституционализма, составляющих модель существования и цель развития общества и государства; б) адекватного юридического выражения таких идей в Конституции Российской Федерации; в) фактического воплощения идей конституционализма в организации и деятельности общества и государства.
- В программных документах политических партий представлены многообразные, в том числе коммунистические, либеральные и центристские конституционные идеи. На основе центристских конституционных идей происходит формирование концепции суверенной демократии, которая представляет собой основывающуюся на совокупном эффекте системного взаимодействия конституционно-правовых категорий «суверенитет» и «демократия» идею, направленную на реализацию конституционного потенциала в целях развития демократического политического режима на основе учета особенностей общества и государства и независимости народной власти. Концепция суверенной демократии является попыткой обоснования базирующегося на исторических, экономических, геополитических, социальных и ментальных особенностях российского общества политико-правового режима реализации полновластия народа в независимой от всякой другой власти деятельности государства для обеспечения высокой динамики роста благосостояния граждан, развития свободы личности, свободы предпринимательства и институтов гражданского общества. При этом перспективы конституционного реформирования в связи с развитием указанной конституционной идеи не являются окончательно определенными.
- Нормы Конституции Российской Федерации, воздействующие на экономические отношения, не порождают конкретных правоотношений, оценка их эффективности возможна лишь посредством анализа их взаимодействия с нормами текущего законодательства и правоприменительной практикой. Проблемы развития конституционных положений, воздействующих на экономическую систему, в других законах, влекут ситуацию, при которой кодифицированные акты отраслей текущего законодательства могут содержать более широкие по объему положения, чем сама Конституция Российской Федерации. Причем соответствие этих положений конституционным нормам еще предстоит оценить.
- Совершенствование Конституции Российской Федерации, по мнению диссертанта, возможно посредством закрепления в ней норм-принципов, характеризующих сущность российского государства и основные аспекты его взаимодействия с обществом. Содержание указанных норм могут составлять положения о том, что государство: 1) осуществляет социальное управление в интересах многонационального народа Российской Федерации, основным направлением которого является воздействие на экономическую, политическую, социальную системы, а также культурную сферу общества; 2) осуществляет сотрудничество с другими государствами и международными организациями; 3) разрабатывает и реализует военную доктрину, при этом возможность и формы участия населения в гражданской обороне определяются Конституцией Российской Федерации и иным федеральным законодательством; 4) осуществляет управление обществом в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и другим законодательством Российской Федерации, при этом не основанное на Конституции Российской Федерации расширение сферы государственного управления не допускается; 5) обеспечивает контроль общества за принятием политических решений; 6) в интересах многонационального народа Российской Федерации вправе использовать принуждение в порядке, формах и способами, установленными федеральными законами, в том числе с соблюдением режима законности прибегать к насильственным действиям в отношении лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации.
- 16. Полное выражение формы правления в Конституции Российской Федерации предполагает решение вопроса о концепции конституционной модели разделения властей, что, в свою очередь, предполагает определение основных характеристик конституционной системы сдержек и противовесов, в том числе наличия у нее системообразующих признаков и границ, а также возможностей совершенствования. С этих позиций к наиболее проблемным аспектам реформирования Конституции Российской Федерации следует отнести: 1) конституционное понимание народовластия как основы разделения властей; 2) реальное политическое содержание конституционного принципа разделения властей; 3) решение вопроса о степени самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти; 4) определение пределов системы сдержек и противовесов, прогнозирование политических последствий действий органов государственной власти, выходящих за пределы этой системы.
- Одним из способов совершенствования социальной эффективности Федерального Собрания Российской Федерации и контроля общества за законодательной деятельностью могло бы быть опубликование в официальном тексте закона вводных положений, именуемых «Правотворческая декларация» и содержащих: 1) цели принятия закона; 2) перечень социальных интересов, на выражение которых он направлен; 3) перечень групп лиц, права и обязанности которых расширяются или ограничиваются в связи с принятием закона; 4) прогнозируемые социальные последствия принятия закона. При этом не исключено, что практику правотворческих деклараций можно было бы распространить и на наиболее значимые подзаконные нормативные правовые акты.
- Развитие идеологической функции Конституции Российской Федерации зависит от формирования идеологии, которая сможет выразить общесоциальные, общегосударственные ценности и в силу этого будет выполнять объединяющую роль. Множественность социальных, национальных, идеологических позиций народов России, других групп граждан может быть выражена в таком направлении конституционной реформы, которое можно было бы назвать развитием идеологии гражданственности. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации основные идеологические принципы взаимоотношения личности, общества и государства в концентрированном виде не выражены, закрепление соответствующих положений может являться важным элементом конституционного влияния на общественные отношения и выражать наиболее значимые идеологические аспекты взаимодействия указанных субъектов.
- Высокую значимость при реформировании Конституции Российской Федерации имеет закрепление направлений деятельности государства по обеспечению уважительного отношения к социальным институтам, выражающим интересы общества, по устранению причин и условий формирования идеологий социального (в том числе религиозного и политического) экстремизма, этнического сепаратизма, по разрешению конфликтов, имеющих общесоциальную, межэтническую и религиозную основу.
- Значительное количество обязанностей граждан, имеющих идеологическое содержание, в Конституции Российской Федерации выражены лишь опосредованно. В текущем законодательстве перечень таких обязанностей обширен и наиболее ясно выражен в определении деяний граждан, к которым государство относится негативно. Основные идеи, содержащиеся в государственной оценке таких деяний, могут быть учтены в виде принципиальных положений, определяющих конституционные обязанности граждан. К ним можно отнести обязанности граждан воздерживаться от: 1) нарушения конституционных прав и свобод других граждан; 2) распространения информации, содержание или форма которой может нанести вред обществу или государству; 3) неуважительного отношения к символам государства и другим атрибутам государственной власти; 4) совершения действий, направленных на воспрепятствование осуществлению служебной деятельности или выполнению общественного долга, побуждение граждан к совершению противоправных действий, а также деяний, посягающих на общественную безопасность и общественную нравственность, совершение действий, наносящих ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
1. Конституционная реформа в Российской Федерации. − М.: Изд-во МГУ, 2006. − 268 с. − 17 п.л.
2. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации. – Челябинск: Южно-Уральский издательский дом «Образование», 2008. – 440 с. − 23, 87 п.л.
3. Суверенная демократия: проблемы партийного строительства XXI века. − Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 162 с. – 10/5 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертационных исследований
4. Конституционно-правовые и межотраслевые аспекты экологизации законодательства о предпринимательской деятельности // Экологическое право. − 2004. − № 5. − С. 11−18. − 0,5 п.л.
5. К вопросу о понятии и методологии исследования конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. − 2005. − № 4. − С. 6−11. − 0,5 п.л.
6. Некоторые конституционно-правовые аспекты совершенствования взаимодействия государства и российского общества // Конституционное и муниципальное право. − 2006. − № 3. − С. 18−19. − 0,3 п.л.
7. Теоретические проблемы структурирования и основные стадии процесса конституционно-правовой реформы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. − 2006. − № 13. − С. 253−263. − 0,7 п.л.
8. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. − 2007. − № 5. − С. 10−18. − 1,2./0,6 п.л. (соавт. В.А. Лебедев)
9. Конституционно-правовая реформа: онтологический и гносеологический аспекты // Вестник ЧелГУ. Право. − 2007. − № 2. − С. 5−11. − 0,5 п.л.
10. Проблемы совершенствования конституционной модели прав, свобод и социальных обязанностей граждан // Вестник ЧелГУ. Право. − 2007. − № 7. − С. 5−11. − 0,5 п.л.
11. О проблеме определения ценностных ориентиров конституционно-правовой реформы // Вестник ЧелГУ. Право. − 2007. − № 9. − С. 5−11. − 0,5 п.л.
12. Правовые принципы суверенной демократии // Конституционное и муниципальное право. − 2007. − № 19. − С. 3−5. − 0,4/0,2 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
13. Общесоциальные, экономические и политические ценности конституционно-правовой реформы // Вестник ЧелГУ. Право. − 2007. − №12. − С. 11−16. − 0,5 п.л.
14. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. − 2007. − № 22. − С. 7−11. − 0,5/0,25 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
15. Принципы конституционной реформы: проблемы детерминации // Вестник ЧелГУ. Право. − 2008. − № 2. − С. 5−9. − 0,4 п.л.
16. Политические партии и проблемы современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 6. − С. 12−15. − 0,5/0,25 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
17. Проблемы развития учения о политических партиях как элементе политической системы в науке конституционного права // Вестник ЧелГУ. Право. − 2009. − № 15. − С. 5−9. − 0,4/0,2 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
18. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократического государства и политических партий // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 11. − С. 2−5. − 0,5/0,25 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
19. Партийная система как элемент глобальной конкурентоспособности Российской Федерации // Проблемы права. − 2010. − № 1. − С. 8−16. − 0,8/0,4 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
20. К вопросу о формировании парадигмы кардинальной конституционной реформы // Проблемы права. − 2010. − № 1. − С. 22−30. − 0,8 п.л.
21. Свободное развитие человека и государственное принуждение в контексте совершенствования положений Конституции РФ // Вестник ЧелГУ. Право. − 2010. − № 9. − С. 5−8. – 0,3 п.л.
III. Статьи в других научных периодических изданиях и сборниках научных трудов:
22. Логистические аспекты правового моделирования конституционной реформы // Актуальные проблемы права в Российской Федерации и Республике Казахстан : материалы межвуз. конф. : в 2 ч. − Челябинск, 2004. − Ч. 1. − С. 65−69. − 0,2 п.л.
23. Проблемы типологической характеристики конституционных реформ // Актуальные экономические проблемы развития АПК : вестник РГАЗУ : в 2 ч. − Москва. 2004. − Ч. 1. – С. 103−104. − 0, 1 п.л.
24. Совершенствование федерализма как принцип конституционных преобразований // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2004. − № 3. − С. 49−54. − 0,5 п.л.
25. Некоторые социальные аспекты конституционного развития России // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2004. − № 4. − С. 59−63. − 0,5 п.л.
26. Методологические аспекты развития учения о конституционно-правовой реформе // Проблемы реализации конституционно-правовых норм : материалы науч.-практ. конф. (8-9 апреля 2004 г.). − Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2004. − С. 35−38. − 0,3 п.л.
27. Организационные принципы проведения конституционной реформы // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2005. − № 1. −С. 21−24. − 0,3 п.л.
28. О подготовке конституционной реформы в Российской Федерации // Реформы переходного периода : моногр. сб. / под общей ред. Г.Ю. Семигина. – М.: ИСП РАН. Современная экономика и право, 2005. – С. 64−75. − 0,5/0,25 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
29. Правовые принципы конституционных преобразований // Правовая защита частных и публичных интересов : материалы междунар. межвуз. науч.-практ. конф. (20-21 января 2005 г.) : сб. ст. : в 2 ч. / отв. ред. Б.И. Ровный. – Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2005. − Ч. 2. − С. 24−35. − 0,3 п.л.
30. Теоретические проблемы классификации конституционных реформ // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2005. − № 2. − С. 30−38. − 0,7 п.л.
31. Экономические предпосылки конституционной реформы // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2005. − № 3. − С. 17−25. − 0,5 п.л.
32. Проблемы и перспективы совершенствования конституционно-правового статуса Президента РФ // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2005. − № 4. − С. 23−32. − 0,6 п.л.
33. К вопросу о типологической характеристике конституционных реформ // Актуальные проблемы юридической науки на современном этапе : материалы Всерос. науч.-практ. конференции (28-29 апреля 2005 г.). – Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2005. − С. 22−26. − 0,5 п.л.
34. Некоторые доктринальные и правотворческие проблемы конституционных преобразований в Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. Право. − 2005. − № 1. − С. 10−17. − 0,5 п.л.
35. Некоторые конституционно-правовые аспекты совершенствования взаимодействия ветвей государственной власти // Правовая защита частных и публичных интересов : материалы междунар. межвуз. науч.-практ. конф. (19-20 января 2006 г.) : сб. ст. : в 3 ч. / отв. ред. Б.И. Ровный. – Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2006. − Ч. 3. − С. 20−32. − 0,5 п.л.
36. Проблемы совершенствования идеологического содержания Конституции РФ // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2006. − № 1. − С. 24−33. − 0,7 п.л.
37. Проблемы реализации концепции централизации государственной власти в конституционном развитии России // Централизм, демократизм, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы : материалы междунар. науч. конф. Москва, 7-9 апреля 2005 г. / под ред. С.А. Авакьяна. – М.: ТК Велби, 2006. − С. 133−136. − 0,4 п.л.
38. Совершенствование статуса Правительства РФ как направление конституционного развития России // Южно-Уральский юридический вестник. − 2006. − № 3. − С. 55−57. − 0,5 п.л.
39. Теоретические вопросы выражения конституционных принципов в гражданском законодательстве // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2006. − № 1. − С. 14−17. − 0, 4 п.л.
40. Проблемы выражения идеологии общества в Конституции Российской Федерации // Право как мера свободы и ответственности личности : в 2 т. / под ред. д.ю.н., проф., Засл. юриста РФ В.А. Лебедева, д.ю.н., проф. Е.В. Кунц. – М.: Издательский дом «Анвик», 2006. − Т. 1. − С. 88−93. − 0,3 п.л.
41. Идея суверенной демократии на политическом горизонте России // Российская газета. 11 апреля 2007 г. № 75 (4338). − 0,6/0,3 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
42. Концепция суверенной демократии (парадигма, проблемы, перспективы) // Политический класс. − 2007. − № 6 (30). − С. 24−30. − 0,5/0,25 (соавт. В.А. Лебедев).
43. Суверенная демократия и российский конституционализм // Юридический Вестник Правового управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. − 2007. − № 2. − С. 53−86. − 1,5 /0,75 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
44. Сбалансированное развитие политической системы и эффективное разграничение полномочий органов государственной власти как общесоциальные принципы конституционной реформы // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2007. − № 1. − С. 37−43. − 0,5 п.л.
45. Проблемы формирования концепции суверенной демократии // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2007. − № 1. − С. 9−22. − 1/0,5 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
46. Развитие концепции суверенной демократии: проблемы и приоритеты // Суверенная демократия как конституционная идея России XXI века : материалы Всерос. науч. конф., Челябинск, 26-27 окт. 2007 г./ под ред. В.А. Лебедева, В.В. Киреева. − Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. − С.13−21. – 0,5 п.л.
47. Учение о суверенитете как элемент концепции суверенной демократии // Суверенная демократия как конституционная идея России XXI века : материалы Всерос. науч. конф., Челябинск, 26-27 окт. 2007 г./ под ред. В.А. Лебедева, В.В. Киреева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. − С. 22−48. – 1,2 п.л./ 0,6 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
48. Проблема полноты выражения категорий «общество» и «государство» в Конституции Российской Федерации // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения : материалы междунар. науч. конф / Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 28-31 марта 2007 г. ; под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. − С. 269−273. – 0,2 п.л.
49. Демократия без суверенитета не существует // Свободная мысль : междунар. общественный журнал. − 2008. − № 9 (1592). − С. 67−72. − 0,5/ 0,25 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
50. Проблемы выражения деятельности политических партий в принципах суверенной демократии: экономика и политика // Современные проблемы развития концепции суверенной демократии : сб. науч. ст. / под ред. В.А. Лебедева, В.В. Киреева. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. − С. 7−14. − 0,4/0,2 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
51. Политические партии и принципы суверенной демократии: (социальные приоритеты, право, идеология) // Современные проблемы развития концепции суверенной демократии : сб. науч. ст. / под ред. В.А. Лебедева, В.В. Киреева. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. − С. 14−28. − 0,8/0,4 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
52. Концепция суверенной демократии: проблемы развития конституционно-ценностных основ экономической системы // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного ун-та экономики и финансов, 2008. − Вып. 11 (21). – С. 107−110. − 0,4 п.л.
53. Политические партии как элемент демократической политической системы // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2009. − № 1. − С. 8−20. − 1/0,5 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).
54. Учение о политических партиях как элемент концепции суверенной демократии // Проблемы права : междунар. правовой журнал. − 2009. − № 2. − С. 8−26. − 1,5/0,75 п.л. (соавт. В.А. Лебедев).