Научная тема: «СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Специальность: 13.00.03
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Уточненное понятие «тяжелые двигательные нарушения» характеризует вариативность и мультифакториальность структуры ведущего дефекта при выраженных проявлениях ДЦП, определяющее качественное своеобразие всех линий развития детей дошкольного возраста.

2. Проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ТДН обусловлены нестабильностью процесса их развития, многообразием нарушений и их сочетаний, трудностью прогнозирования динамических изменений.

3. Предиктором прогноза развития дошкольников с ТДН является интегральный показатель физических, психологических задатков - потенциал развития, способный к позитивным динамическим изменениям в специальных педагогических условиях, стимулирующим саморазвитие личности ребенка. Он включает мотивационно-эмоциональный компонент, отражающий мотивационную готовность к взаимодействию; когнитивный компонент -познавательную способность, характеризующую уровень интеллектуального развития; исполнительный компонент - «потенциальные моторные способности» как биологические предпосылки формирования статико-динамического праксиса; регуляторный компонент - способность к саморегуляции как внутреннему условию формирования субъектной активности индивида.

4. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ТДН в наибольшей степени обеспечивает максимально индивидуализированые условия, позволяющие преодолевать ограничения жизнедеятельности ребенка и повышать уровень его социальной адаптации.

5.    Базовыми подсистемами синергетической модели психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТДН являются:

теоретико-методологическая (подходы, положения, принципы); организационно-методическая (специальные педагогические условия,   способы управления деятельностью субъектов помощи, критерии оценки ее качества, подготовка специалистов); диагностико-коррекционная (диагностический    комплекс,    коррекционно-реабилитационные    модули,      объединяющие интегративные технологии дидактическими единицами - целями, задачами, подходом; психолого-педагогическая поддержка семейного воспитания); средовая подсистема: концепция, структура, организационные принципы коррекционно-развивающей среды, ее предметно-пространственный, технологический и социальный уровни, реабилитационный центр дцп.

6.     Специальные педагогические условия: внешние (организационные, воспитательные, методические) и внутренние (взаимодействие ребенка с окружающим на телесном, психическом и социальном уровнях; полимодальное воздействие на психофизиологическом уровне), обеспечивают качество системно-целостного функционирования всех подсистем и элементов модели.

7.  Качество психолого-педагогической помощи в рамках синергетической модели определяется совокупностью характеристик: результативностью - как оптимальности использования ресурсов, под которой понимается качество междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающее самоуправляемое развитие всей педагогической системы на основе принципов: междисциплинарного, информационного синтеза, личной ответственности за принятое решение и объективность оценки результатов своего труда;

адаптивностью среды как  способности приспособления к изменению условий деятельности  в связи с    вариативностью индивидуальных особенностей детей с ТДН, характеризующейся широтой, модальностью, интенсивностью, когерентностью, социальной активностью; эффективностью - как степенью достижения социальной адаптации ребенка с ТДН, оцениваемой параметрами функциональной независимости.

8.    Модульный принцип психолого-педагогической помощи в синергетической модели обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к осуществлению коррекционно- педагогической деятельности с целью социализации ребенка с ТДН.

9.   Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ТДН как консолидирующая структурно-динамическая подсистема синергетической модели с помощью пространственно- предметного, технологического и социального компонентов, способствует формированию социально-активной личности в доступных для ребенка видах жизнедеятельности путем реализации его потенциала развития.

10.   Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ТДН обеспечивается системным видением особенностей их развития, синергетической методологией области их воспитания, обучения и реабилитации, владением навыков командной работы специалистов и родитетей, что определяет необходимость разработки специальных программ для профессиональной подготовки специалистов, способных осуществлять эту деятельность, и повышения воспитательной компетентности родителей.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Симонова Т.Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями /Монография.– Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008–128 с. (8,0 п.л.).

2.Симонова Т.Н. Система психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями /Монография. – Т.Н.Симонова. – Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – 106 с. 5,9 п.л.

3.Симонова Т.Н. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями. Сравнительное комплексное исследование: (Монография). Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010. – 88 с. - 5,5 п.л.

Учебные, учебно-методические пособия и рекомендации

4.Баряева Л.Б., Загоруйко В.Н., Симонова Т.Н. Организация опытно-экспериментальной и научно-методической работы в Центре для детей с ДЦП Методическое пособие. ГП ИПК «Волга», Астрахань, 1996, - 14с. – 0,9 п.л. Доля участия автора – 0,6 п.л.

5.Симонова Т.Н., Баряева Л.Б., Фаткулаева С.В.Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Учебно-методическое пособие. ГП ИПК «Волга», Астрахань, 1998, - 20 с. –1 п.л. Доля уч. автора – 0,7 п.л.

6.Симонова Т.Н., Белопасов В.В. Комплексная оценка функциональной независимости детей с психоневрологической инвалидностью. Метод. рекомендации. ГП ИПК «Волга» Астрахань, 1999, - 32 с. – 1,86 п.л. Доля уч. автора – 1,75 п.л.

7.Мухамедова Л.И., Алферова Г.В., Симонова Т.Н., Фаткулаева С.В., Управление специализированным коррекционным учреждением. Нормативные и локальные акты. Из опыта работы. ГУП ИПК «Волга», Астрахань, 2001. - 96 с. – 5,6 п.л. Доля уч. автора – 2,5 п.л.

8.Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Реабилитация детей с церебральным параличом на основе трансдисциплинарного подхода. Учебное пособие к курсу по выбору. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002, - 76 с.- 4,8. Доля уч. автора – 4,2 п.л.

9.Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Развитие и коррекция моторики у детей с церебральным параличом Учеб. пособие. - Астрахань: Издат. Дом «Астраханский университет» 2007. – 68 с.-3,7 п.л. Доля уч. автора – 3,5 п.л.

10.Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича. Учеб-метод. пособие. -Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет» 2008. –130 с. 3,8 п.л. Доля уч. автора 3,5 п.л.

11.Симонова Т.Н. Программа трудового воспитания, социально-бытовой адаптации, обучения продуктивным видам деятельности детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича / Социализация и социальная адаптация детей с церебральным параличом. Методическое пособие из опыта работы/Состав. Г.В.Алферова, Д.Л.Гулич, Ф.М. Досаева, Т.Н. Симонова, С.В.Фаткулаева. Астрахань, 2009. – с.220. С.192-216. 12,8 п.л.Доля участия автора –1,5 п.л.

12.Симонова Т.Н. Инклюзивное образование лиц с нарушениями двигательной сферы (программа повышения квалификации)./Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрительной, слуховой, интеллектуальной и двигательной сферы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. – 67 с.- С. 29-31, 39-42, 48-51, 60-66. 4,25п.л. Доля участия автора -1,1п.л.

Статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК

13.Симонова Т.Н. Новые технологии формирования постуральных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Научно-технический журнал №6 (19).Издательский дом «Астраханский университет». 2006. С.287 – 291. 0,4 п.л.

14.Симонова Т.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Трансдисциплинарная модель Вестник Поморского гос. университета. Серия « Гуманитарные и социальные науки». -№4, 2009. – С.136-144. – 0,5 п.л.

15.Симонова Т.Н., Давыдова Л.Н. Социально-психологические факторы интеграции детей с двигательными нарушениями в образовательное пространство. Известия Волгоградского гос. педагогического университета, Серия педагогические науки Волгоград, Изд-во Перемена, 2008. -№9 (33). – С. 260-263. Доля участия автора 0,4 п.л.

16.Симонова Т.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями. Вестник Челябинского гос. педагогического университета №5. – 2009 С.141-151. – 0,6 п.л.

17.Симонова Т.Н. Междисциплинарное взаимодействие в системе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ДЦП. Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований №1 (29) Астрахань: Изд. Дом «Астраханский университет» – 2009. С. 189-195. 0,4 п.л.

18.Симонова Т.Н. Симонов В.Г. Специальная коррекционно-развивающая среда как фактор социально-психологической адаптации детей с тяжелыми двигательными нарушениями Известия Волгоградского государственного педагогического университета, Серия педагогические науки Волгоград, Изд-во Перемена, 2010. - №9 (38). – С. 260-263.0,5 п.л. Доля участия автора 0,45 п.л.

19.Симонова Т.Н. Симонов В.Г. Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып.9 (77). С.343-348. - 0,5 п.л. Доля участия автора 0,45

20.Киселева С.Е., Симонова Т.Н. Развитие коммуникативной активности детей с тяжелыми двигательными нарушениями в процессе досуговой деятельности. Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. Серия: Педагогические науки. №8, -2010. 265 с.- С.226-234. Доля уч. автора 0,4.

Патенты на изобретение

21.Симонова Т.Н., Симонов В.Г., Ушаков А.А. Способ статической проприоцептивной стимуляции постуральных рефлексов у детей раннего возраста с церебромоторными нарушениями. Патент на изобретение № 2203610 Бюл.изобр. № 13, 2003 г. – Доля уч. автора 70%-0,7 п.

22.Новиков В.И., Анциферов Ю.Г., Симонова Т.Н. Грачев Л.К, Новиков И.В., Симонов В.Г. Корсет-вертикализатор Патент на изобретение № 2332965 от 10.09.08. Доля участия автора 40% - 0,3 п.л.

Научные статьи

23.Симонова Т.Н., Фаткулаева С.В., Ушаков А.А. Опыт организации реабилитации больных детским церебральным параличом в г.Астрахани /Сб.науч.работ междунар.конгресса «Паллиативная медицина и реабилитация в здравоохранении», М.-1996. С.10-11. Доля уч. автора

0,1 п.л.

24.Симонова Т.Н.Модель интегрированного учреждения для реабилитации детей с церебральными параличами /Сб. науч. трудов АГМА, Астрахань, 1997 С.280-282 -0,2 п.л.

25.Симонова Т.Н. Новый взгляд на комплексную оценку эффективности реабилитации детей с полифункциональной инвалидностью. Труды Астраханской государственной медицинской академии. Том IX (XXXV), Астрахань, 1999. С.238-241. 0,2 п.л.

26.Симонова Т. Н., Рудаков А.П. Значение адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации детей с тяжелыми формами церебрального паралича Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье», СПб, 1999, С.32-33. – 0,1 п.л.

27.Симонова Т.Н., Ушаков А.А. Основы трансдисциплинарного подхода к разработке индивидуальной программы реабилитации детей с церебральными параличами. Труды Астраханской государственной медицинской академии. Том19 (XLIII). –Астрахань, 2000,Т.19. – С. 137-142. Доля участия автора – 0, 4 п.л.

28.Алферова Г.В., Симонова Т.Н., Мухамедова Л.И., Фаткулаева С.В., Скрипниченко В.В. Трансдисциплинарный подход к организации воспитания, обучения и реабилитации детей с церебральным параличом в условиях Центра реабилитации Сборник «Инновации в рос. образовании: специальное коррекционное образование -2000.- М.-Изд-во МГПУ, 2000. – С. 42-48. Доля участия автора – 0,1 п.л.

29.Симонова Т.Н., Белопасов В.В. Комплексная реабилитация детей с ДЦП. Трансдисциплинарный подход Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье», СПб, 2000. – С.43. – 0,1 п.л.

30.Симонова Т.Н. Актуальные проблемы развития трудотерапии Материалы международных научно-практических. семинаров и конференций, СПб, Изд-во РПГУ им. Герцена,2000, С.169-176. 0,5 п.л.

31.J. Sagot, T.Simonova Usage multiples d’un logiciel “PICTOP” pour les йlиves prйsentant des besoins йducatifs particuliers liйs а une dйficience motrice ou а retard mental Forum handicap “De la reconnaissance a l’insertion”, Chalon sur Saone, France,2001. -P.38- 43. – 0,4п.л.

32.Симонова Т.Н., Торишнева Е.Ю. Методы лечебной стимуляции при детском церебральном параличе /Сб.«Медицинские и медико-педагогические аспекты реабилитационной работы при моторных нарушениях»-СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 167 с. 0,2 п.л. Доля участия автора – 0,2 п.л.

33.Симонова Т.Н. Диагностика и коррекция двигательных нарушений у детей раннего возраста /Сборник «Медицинские и медико-педагогические аспекты реабилитационной работы при моторных нарушениях»-СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 167 с. 10.5 п.л. Доля уч. автора – 0,4 п.л

34.V.Simonov, T.Simonova, N.Demichev Postural orthesis with children’s cerebral paralysis /2 Congress of MAOT, Macedonia, 2002.P.23-25 0,1 п.л.

35.Симонова Т.Н., Коренько Т.Н. Особенности формирования графических навыков у детей с церебральным параличом Материалы региональной научно-практической конференции. Современные тенденции развития системы специального образования: Н.Новгород: НПГУ, 2005. – С.118-120. 0,2 п.л.

36.Симонова Т.Н. Использование сенсорной интегративной терапии в коррекции сенсомоторных нарушений при детском церебральном параличе Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона: Мат-лы III Междунар. науч. конф.21-22 апр.2005 г./Сост. Н.В.Подвойская, Л.Я.Подвойский. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет». Т. I: Научно-образовательное пространство Каспийского региона. С.265-267. 0,4 п.л.

37.Симонов В.Г., Симонова Т.Н. Способ статической проприоцептивной стимуляции постуральных рефлексов у детей с детским церебральным параличом Медико-социальная экспертиза и реабилитация: Сбор. научных статей /под ред. проф.В.Б.Смычка – Минск, 2005, вып.7. – 350c. –С.140-143. 0,2 п.л.

38.Симонова Т.Н., Фаткулаева С.В. Воспитание постуральных навыков у детей с тяжелой степенью церебрального паралича/ Мат-лы I междунар конгр., г.Москва, Март 2006. Под общ. ред. Чл.-корр. РАН В.И.Жукова.– М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С.119-121. – 0,1 п.л.

39.Симонова Т.Н. Воспитание навыков сидения стояния у детей с тяжелыми расстройствами двигательной функции при поражении головного мозга Коррекционная педагогика: Проблемы теории и практики: Сборник научно-методических трудов с международным участием.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 235 с. -С.211 – 214. – 0,3 п.л.

40.Симонова Т.Н. Особенности формирования начальных двигательных навыков у детей с ДЦП и методы их стимуляции. Логопед в детском саду. Научно-методический журнал. 2(17), 2007. М.:Изд. Дом «Образование плюс». С.22-27 – 0,3 п.л.

41.Симонова Т.Н., Фаткулаева С.В. Особенности работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении для детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Обеспечение адекватных специальных образовательных условий детям с отклонениями в развитии в астраханской области: работа ПМП консилиумов образовательных учреждений и их взаимодействие с ОПМПК. Сб.статей /под ред. Торбиной М.Б., Мясоедовой Е.А. – Астрахань, Изд-во АИПКП, 2007. -96 с. – С.78-81. – 0,3 п.л.

42.Симонова Т.Н. Роль полифункциональной развивающей среды в моторно-перцептивном воспитании детей с ДЦП Мат-лы межрегион. научно-практ. конференции (12-14 сентября 2007«Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда»: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – 196 с. – 0,4 п.л.

43.Симонова Т.Н. Специальные психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями Коррекционная педагогика. Теория и практика. Научно-методический журнал №1 (25) 2008. - С 67-71. – 0,5 п.л.

44.Симонова Т.Н. Современный подход к реабилитации детей с церебральным параличом Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями: мат-лы межрег. научно -практ. конференции (Астрахань, апрель 2008г) под ред.д.п. н., проф. Л.Н.Давыдовой. – Астрахань: Издат. Дом «Астраханский университет», 2008. – 96 с . – С. 41. – 0,1 п.л.

45.Симонова Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями Специальная психология /Научно-методический Журнал 1 (19),2009 М.Издат. дом «Образование плюс». - С.21-32. – 0,8 п.л.

46.Simonova T. Enhancement of motivation to motoric activity of children with cerebral palsy by means of nonconventional methods. Motricite cerebrale. Revue du CDI. #4.Paris.Masson. 2009 P.173-174- 0,1п.л.

47.Симонова Т.Н. Педагогические технологии формирования базовых двигательных навыков у детей с ДЦП. – Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования: Сборник научных статей / Под ред. проф. Л.Н. Давыдовой, вст. статья Л.А. Сатаровой. –Вып. 2 – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. – 151 с. С.134-140. -0,4 п.л

48.Симонова Т.Н. Психологические проблемы социально-педагогической интеграции детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России: Сб. науч. трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. –191 с.- С. 124-129. – 0,3 п.л.