- обнаружено, что в качестве философской идеи в эпистемологической картине мира, способна выступить безусловная особенность Абсолюта, полагаемая как неявленная способность к потенциально необходимой и возможной противоречивости в вечном единстве полноты его возможностей, - идея Универсального Противоречия; порождающая в отрицании неуловимой особенности Абсолюта, образ «потенциального ожидания» или потенциальную неявленность «духа необходимой явленности», указывающему, что ожидание есть нечто сопротивляющееся непостижимому единству Абсолюта, имя которого - открытый и постижимый мир. Причём, потенциальная неявленность безусловного образа это уже иная, организующая особенность Абсолюта, выступающая как способность к произвольным условностям возможной явленности этой особенности, раскрываемой самосознанием;
- выявлено, что организующая способность Универсального Противоречия выступает в единстве трёх разумных принципов истинной необходимости Сущего, представляющих активность или истины Разума: истину различимости как универсальную истину Природы, истину единства как универсальную истину Разума и истину целостности как универсальную истину природы, определяющих транс-цензус Мира из модуса его «Неявленности» в явленность Бытия, в конструктивность Универсума; причём, явленность есть видимость истинной необходимости сущего, возбужденная самосознанием как деятельность единого волевого духа, есть потенциальная неявленность или первичная явленность целостного регулятива природы, определяющей истины бытия сущего; явление - истина единства бытия сущностей сущего, есть развитая видимость сущего, в которой различается данное или видимость конкретно объективированного, видимость конкретной сущности в сущем, представляющую конструктивную положенность сущности или устойчивую полноту истинной необходимости сущего;
- определено, что из непосредственности данного, в результате рассудочной деятельности, возникает опосредованность системного качества и конструктивная целостность научных истин сознания. Из опосредованности заданного, в результате духовной деятельности, возникает непосредственность межсистемного свойства и конструктивная нецелостность аструктурных возможностей духовных истин сознания. В целом, формирующих организацию Мира как конститутивное содержание Разума, выражающее единую истинность Разума, определяемую метафизикой Бытия, где язык приобретает роль активной формы Разума и становится его Словом. Тогда, регулятивные законы природы превращаются в регулятивные принципы Разума в раскрытии до познавательной конститутивности бытия, что обращает всю реальную структурность в конститутивную форму единой регулятивности, в которой обнаружены два этапа коперниковского поворота;
- раскрыто, что на втором этапе коперниковского поворота, вся конститутивная структурность Мироздания становится регулятивной, т.е. человеческий разум заставляет вращаться на орбите своего сознания свой собственный абсолютно субъективный мир; причём, феноменологические редукции Гуссерля выводят сознание не только к действительности предметно- сущностного бытия и предметно-несущностного Бытия-I, а также к вариабельным формам эстетических ноуменов неопределённой объективности и экзистенциональным ноуменам неопределённой действительности Бытия-II фундаментальной феноменологии Хайдеггера, как образам экзистенций Бытия. Причём, Бытие-I - это форма актуально неявленной действительности или предикативная и несущностная форма объективной действительности, которая может быть дополнена до сущностных отношений определённой объективности (принцип дополнительности), а Бытие-II - это форма актуальной неявленности в действительность, есть объективная недействительность и неопределённая объективность (сх.11);
- уточнено, что конструктивное содержание мозаичной философии есть раскрытие форм постнеклассической рациональности, в которых эпистемологическая картина мира, как способ проективно-конструктивного отношения к миру, вырастает из идеи разграничения духовного и волевого восприятия в единой системе внешней объективности, из идеи имманентных и трансцендентных особенностей Мироздания. Такая картина позволяет преодолеть стихийность познания и выйти на уровень ноуменального и трансцендентального осмысления постигаемого мира, выражающей субъективность монизма и объективность дуализма как единую систему внешней объективности, разделяющуюся на феноменальный, душевный, жизненный и ноуменальные миры; причём, в конструктивной форме организации Мироздания различены формы реальной, ментальной и действительной меры как составляющие универсумной меры;
- найдено, что психологическая редукция Э. Гуссерля определяет «феноменальный мир» определённой объективности, состоящий из трансцендентальной действительности бытия объективной реальности и трансцендентальной реальности Бытия сущностной, объективной действительности (сх.6, 9, табл.4); эйдетическая редукция определяет «душевный мир» несущностной действительности или трансцендентальную инореальность Бытия-I; трансцендентальная редукция определяет недействительность (не)сущностных экзистенций и иррациональность «жизненного мира» в составе «ноуменального мира» Бытия-II; тогда как, ноуменальная редукция - редукция объективно- бессознательных образов трансцендентальной редукции Гуссерля, различающей конститутивную спекулятивность и вариабельность бессознательного содержания объективной особенности, составляющей ноуменальную трансцендентальность Бытия-II;
- установлено, что непосредственная деятельность силы воли создаёт собственное конститутивное содержание её волевой формы, т. е. собственную форму свободы воли. Тогда у каждой воли своё конститутивное содержание - своё бытие, но в единстве представляющие конститутивное содержание Разума и его Бытие, воплощённое в развёртываемой форме физической особенности Мироздания и в раскрытии гносеологической особенности Сознания; поэтому бытие воли - это конститутивный образ способности воли, не содержащей свою онтологическую особенность, а Бытие - это раскрываемый Сознанием, конструктивный образ конститутивных содержаний Разума, не включающий форму Разума, как трансцендентную особенность её содержаний, но способную быть представленной в спекулятивно организованных формах рассудка. Поэтому Сознание - это целостность универсальной истины Природы или Свободы Разума как формы, это целостное единство свободы самосознания или активности Разума, что есть конгруэнтность единого, мирового Духа. Причём, конститутивная структурность духовной воли -сознание, а автономная форма конститутивной структурности душевной воли -рассудок. Итак, сознание и рассудок - это конститутивные формы свободы воли каждой, отдельной сущности сущего; но, единая конститутивная непосредственность Разума в универсумном многообразии Бытия - Сознание, позволяющее утверждать, что «Разум - дом Бытия»;
- обосновано, что перцепция как акт восприятия, выражает не только конструктивность восприятия, а также акт некой не конструктивности (трансцендентности), обнаруживаемый в актах интеллектуальной организованности. Ибо, восприятие, являясь конструктивной формой возбужденного состояния системы, выражает также форму волевой деятельности или силу воли как способность, конститутивно развёртывающей и раскрывающей концептуальные возможности объективной особенности системы; выступающая как субъективно не элиминируемая волевая форма, независимая от сознания субъекта и творящей внешний и предметный мир.
- обнаружено, что ментальность в отличие от реальности есть форма невозможной, но необходимой действительности. А, реальная действительность как истинная возможность и необходимость рациональных форм объективного, удовлетворяет бинарным условиям конкретной диалектики и логике отрицания; но, единство реальной и ментальной действительности сущностного Бытия определяется всеобщей диалектикой как единой и непрерывной логикой отталкивания (сх.1а, 8); причём, ментальные объекты активного существования - это экзистенции Бытия или объективные ирреальности, т.е. волевые формы ментального бытия, не зависимые от сознания, вызывающие несенсорные образы их субъективного восприятия, как "шифры Бытия", как ментальные образы пассивного существования.
- выявлен конструктивный принцип различения системной и структурной явленности в многообразии объективированных взаимоотношений. Это обнаруживает демаркацию системных форм научного знания или научность, выражающую непосредственную различимость устойчивых отношений в становлении научной системы, как рассудочно понимаемую структурную необходимость заданного, игнорирующей аструктурность и переходящую в конструктивную полноту действительных форм, взаимосвязанную со свойствами: целостной явленности заданного и соответствии этой явленности устойчивой необходимости данного;
- обнаружено, что организованность отношений - это конструктивно связная взаимообусловленность или явленные формы обусловленной связности, а организованность в собственном смысле - это явленные и не явленные формы обусловленной связности. Поэтому, организация - это взаимообуславливание неявленных связей Мира в потенциально необходимой и возможной форме универсальной противоречивости, развёртываемой самосознанием (Разумом) и представляющей способность к произвольным условностям, порождающей не только регулятивно-целостные формы конструктивного, а также регулятивную нецелостность трансцендентной особенности Мира как форму не конструктивной и не рациональной организации. Тогда организованность проявляется в конструктивной (трансцендентальной) и не конструктивной (трансцендентной) форме взаимообуславли-вания связей мира. Причём, деятельность- это регулятивная форма конструктивных отношений или конструирование; а конструктивный элемент сущностных и волевых восприятий есть физическая идеальность, где идеальность -конструктивный элемент функциональных отношений субъективного восприятия. В связи с чем, конститутивная организация Разума, не полностью поддаётся функциональному определению, ибо есть образ внешних восприятий, но поддаётся регулятивности волевых (внешних) восприятий, в частности, выступающих в аст-руктурных формах;
- определено, что концептуальность - это целостность, условно-в-другом взятой первичной непосредственности духовных форм заданного; конструктивность -условно-в-себя взятая форма структурной целостности и аструктурной нецелостности в конститутивной организации данного или универсумная форма конститутивной связности; рациональность - конструктивная полнота рассудочного содержания, это действительная мера конститутивной связности в составе универсумных форм, исключающая недействительную меру как нецелостность или аструктурную связность; парадигма - рациональная форма целостной полноты действительной меры, способная быть лишь количественной величиной структур сложной системы; инвариантность - количественная величина или реальная мера полноты структурной целостности. Конгруэнтность - явленные отношения качественных форм в единстве их непротиворечивой связности, способные стать инвариантностью конструктивного и их функциональной способностью; а, единство противоречивой связности определяет регулятивную способность качественной особенности.
- выявлены системные принципы устойчивости Мироздания: принцип о внесистемном происхождении волевых форм в конструктивной взаимообусловленности структурных отношений; принцип линейной суперпозиции возбуждения динамической системы; принцип общей объективации, основанный на двух взаимообусловленных методах: волевой и духовной деятельности, представляющих в единстве метод выражения физической и конструктивной идеи системного основания; причём, рациональность и актуальность, в конструктивных формах сущностной действительности, становятся соответственно критерием системной устойчивости и признаком существования сложной системы;
- раскрыто, что понятие виртуальная реальность выступает как форма особой и одноуровневой системы виртуальной связности равнозначных реальностей, возникающей в конструктивно целостных, субъективных формах трансцендентальных образов объективной реальности, исключающих свою особенность, но обладающих вне уровневой и единой формой внешней активности, формой объективного «Я», выступающей как конструктивно-целостная возможность вещного «нечто». Тогда как реальная виртуальность выступает как виртуальность становящаяся реальной, в которой образ виртуальности трансцендентен по отношению к реальности и обнаруживает объективность конструктивно-целостной особенности сущностного «нечто», являющейся сущностной, метафизической Реальностью, выражающей объективные формы сущностной виртуальности, и субъективные формы виртуальной необходимости, как формы действительной, произвольной и неопределённой виртуальности (табл.5);
- установлено, что во взаимообусловленности волевых и духовных форм осуществляются радиальная и тангенциальная связность межсистемных отношений; причём, в радиальной связности воплощаются виртуальные преобразования структурно-смежной обусловленности отношений, а в тангенциальной связности, выступающей в качестве парадигмы конструирующего сознания, воплощается развитие и эволюционное становление структурно-связных взаимоотношений волевой формы, становление душевной формы и форм научных убеждений (парадигм). Причём, в многообразии межсистемных отношений радиальной связности, - объективность внешних отношений волевых определений духовных форм входит в противоречие с системными требованиями тангенциальной связности внутренних и нравственных отношений духовных определений душевной воли, что представляет их несоизмеримость (сх.10,10а).
1м. Шарипов М.Р. Философия и структура Мироздания. / М.Р. Шарипов // Монография. Изд. «Петрополис», С.- Петербург – 2004. – 267 с. - (17 п.л.).
2м. Шарипов М.Р. Мироздание и структурно-связные формы Универсума. Философский анализ/М.Р.Шарипов//Монография. РиоБашГУ, Уфа-2006.–362с. - (21 п.л).
СТАТЬИ, ВХОДЯЩИЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ И ИЗДАНИЙ ВАК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.Галимов Б.С., Шарипов М.Р. Виртуальные реальности и реальные виртуальности в структуре 22,27,20,29,18,31,16,33.виртуалистики // Социально- гуманитарные знания. – 2010. – №9. – С. 263-270. – (0,67 п.л.).
2.Шарипов М.Р. Рациональность в регулятивной структурности Мироздания / М.Р. Шарипов // Социально- гуманитарные знания. – 2010. – №9. – С. 285-291. – (0,63 п.л.).
3.Шарипов М.Р. От виртуальных реальностей к реальной виртуальности / М.Р. Шарипов //Социально-гуманитарные знания. –2010. – №9. – С. 197-202. – (0,76 п.л.)
4.Шарипов М.Р. Предпосылки Абсолюта. / М.Р. Шарипов // Социально- гуманитарные знания.– 2009. – №10. – С. 87-94. – (0,43 п.л.).
5.Шарипов М.Р. О возможно новой интерпретации космологического красного смещения. / М.Р. Шарипов // Известия ВУЗов, “Физика”, 3, Томск, 1981// Деп. ВИНИТИ № 323-81, – С 39. – (1,7 п.л.)
6.Шарипов М.Р. Глобализация и кризисы мировой цивилизации / М.Р. Шари-пов // Власть, - 2010. - № 6. - С. 120-121. - (0,13 п.л.).
7.Галимов Б.С., Шарипов М.Р. Система научного образования и генезис конститутивной конструктивности Разума. / М.Р. Шарипов // Искусство и образование. - 2009. - № 8. - С. 23-28. - (0,32 п.л.).
8.Шарипов М.Р. Эволюция человека и формирование волевой душевной формы./М.Р. Шарипов //Искусство и образование.-2009.-№ 8.-С.59-63.- (0,35 п.л.)
9.Шарипов М.Р. О научной и духовной организации Разума / М.Р. Шарипов // Искусство и образование.- 2010.- № 8.- С. 57-62.- (0,35 п.л.)
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
10.Шарипов М.Р. Некоторые особенности виртуальной реальности. / М.Р. Шарипов // Конгресс. Наука. Философия. Общество. Материалы V РФК - 2009. Новосибирск, 20.08.09.- С. 58-59. - (0,06 п.л.).
11.Шарипов М.Р. Диалектика конечного и бесконечного в структуре пространства-времени картины мира / М.Р. Шарипов // Деп. в ИНИОН АН СССР, №10720, 10.08.82 , С. 16. - (1 п.л.).
12.Шарипов М.Р. Формы существования виртуальной необходимости. / М.Р. Шарипов // Научное обозрение, - 2008. - № 2. - С. 59-63. - (0,3 п.л.).
13.Шарипов М.Р. Вселенная - старше и больше. / М.Р. Шарипов // Деп. ВИНИТИ, № 743-В96, 6.03.96. – С. -36. - (1,7 п.л.).
14.Шарипов М.Р. Космология потенциальной пространственно-подобной гиперповерхности. / М.Р. Шарипов // Деп. ВИНИТИ, № 2541-85, 16.04.85.– С. -30.
15.Шарипов М.Р. Лоренцова компонента космологического красного смещения. / М.Р. Шарипов // Новые идеи в Естествознании. Межд. научная конференция. - СПБ, 17-22.06.1996. – С.10.- Деп. ВИНИТИ, № 1215–В99, 16.04.99 – (0,45 п.л.).
16.Шарипов М.Р. О структуре Мироздания. / М.Р. Шарипов // Деп. в ВИНИТИ, № 1216 – В99, 16.04.99 – С.-14. - (0,64 п.л.).
17.Шарипов М.Р. Простое гармоническое отношение и устойчивость Вселенной / М.Р. Шарипов // Фундаментальные проблемы естествознания и техники. Конгресс -2000, С.- Петербург, 2000, стр.61.- (0, 06п.л).
18.Sharipov M.R. Simple harmonic relation and stability of the universe. //M.R. Sharipov/ Fundamental problems of natural sciences and engineering, Proceeding of Congress – 2000, № 1, vol. 1, St. Peterburg, 2000. p.391-396. – (0,58 п.л.).
19.Шарипов М.Р. Научная система и духовное знание -I, -II;. / М.Р. Шарипов // Вестник философии и социологии Курского Гос. университета. Материалы всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурные процессы в современной России», 22-23.04.10, КГУ, г. Курск, 2010. - С. 56-63. (0,87 п.л.).
20.Шарипов М.Р. Философское осмысление идеи пустое множество. / М.Р. Шарипов // Новые идеи в философии. Общероссийская научная конференция. Вып. 13, 14-16.04.2004. Т. 2. г. Пермь 2004. - С. 339 - 351. - (0,75 п.л.).
21.Шарипов М.Р. Проявление «тёмной энергии» во Вселенной как кажущееся космологическое явление. / М.Р. Шарипов // Пространство, время, тяготение. YIII Межд. научная конференция. БГТУ, 16.08.2004. г. СПБ - 2004.- С. 35. - (0,03).
22.Галимов Б.С., Шарипов М.Р. Мораль и нравственность в системе волевого восприятия /М.Р. Шарипов// Материалы межд. научно-практической конференции, посвящённой 60-летию ЮНЕСКО. РИО БашГУ.- Уфа-2007. - С. 54-57. -(0,25 п.л.)
23.Шарипов М.Р. Кажущиеся космологические явления и их влияние на результаты наблюдений. / М.Р. Шарипов // XIY Петровские чтения. Труды XIII – XIY межд. семинара, КГУ, 13.01. - 14.02. Казань 2003. С.- 477- 484. - (0,5 п.л.).
24.Шарипов М.Р. Кажущие космологические явления и эволюция Вселенной. /М.Р. Шарипов // Наука и практика. Диалоги нового века. Межд. науч.-пр. конференция, 17-19 марта 2003, г. Наб. Челны- 2003. - с. 160-165. - (0,31п.л.).
25.Шарипов М.Р., Захаров А.В. Космологическая сила отталкивания или кажущиеся космологические эффекты? / М.Р. Шарипов //XIY Петровские чтения. Труды XY межд. семинара, КГУ, 22.06-3.07. Казань 2004. С.- 292- 306.- (1,15 п.л.).
26.Шарипов М.Р. Конечное и бесконечное в структуре Мироздания. / М.Р. Шарипов // Перспективы развития современного общества. Всероссийская научная конференция, КГЭУ, 10-11.XII.2003. Казань -2004, с. 57-86. - (1,4 п.л.).
27.Шарипов М.Р. К метафизическим основам Абсолюта./ М.Р. Шарипов// Межд. науч.-практ. конференция. ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 27.04.2007, г. Стерлитамак, 2007, С. - 68-78. - (0,6 п.л.).
28.Шарипов М.Р. Метафизика свободы виртуальной необходимости. / М.Р. Шарипов // Генезис категории виртуальная реальность. Межд. научная конф., 15.02.08. МГИ-МГУ-КГУ. - Саранск – 2008. - С. 292-297. - (0,3 п.л.).
29.Шарипов М.Р. Метафизическое основание Абсолюта. / М.Р. Шарипов // Философская мысль и философия языка. Росс. н.-пр. конференция с межд. участием, 17.06.2008. Академия ВЕГУ. - Уфа. - 2008. С.- 208-219. - (0,3 п.л.).
30.Шарипов М.Р. Метафизические основы виртуальной необходимости. / М.Р. Шарипов // Универсалии систем. СПбГУ. IV межд. конференция, 19.IV.08. Петрополис. СПБ.- 2008. - (0,3 п.л.).
31.Шарипов М.Р. Содержание принципов системного основания. / М.Р. Шарипов // IV Садыковские чтения. Материалы межд. научной конференции. - Уфа : РиоБашГУ, - 2008. - С. 91-97. - (0,3 п.л.).
32.Шарипов М.Р. Устойчивость процесса цивилизационного развития и сущность глобализации. / М.Р. Шарипов // Дни Петербургской философии. 22.11.08. - СПбГУ. Санкт-Петербург. - 2008. с. 30-33. - (0,2 п.л.).
33.Шарипов М.Р. Глобализационный процесс и постнеклассическая рациональность. / М.Р. Шарипов// Шолоховские чтения. IV-ой Всероссийской н.- практ. конференция, 18.12.2008. СФ МГГУ. Стерлитамак-2009. - с. 186-190. - (0,3 п.л.).
34.Шарипов М.Р. Реальные виртуальности виртуалистики. / М.Р. Шарипов// Роль класс. университетов в формировании регионов. Межд. н.-п. конференция, посвящённая 100-летию БГУ, 2-5 декабря. Т.IV,ч.1.Уфа- 2009. С.156-160,- (0,23п.л)
35.Шарипов М.Р. Эволюция человека и постнеклассический рационализм. / М.Р. Шарипов // Дни Петербургской философии. 19.11. -21.11.09. - СПбГУ : Санкт-Петербург - 2009. - с. 37-43. - (0,35 п.л.).
36.Шарипов М.Р Рациональность в структуре сложных систем. / М.Р. Шари-пов// Шолоховские чтения. V-ой Всероссийской н.- практ. конференция, 19.12.2009. СФ МГГУ им. М.А. Шолохова. Стерлитамак, 2010. - (0,2 п.л.).
37.Шарипов М.Р. Глобализация и постнеклассическая рациональность. / М.Р. Шарипов// Инновации и высокие технологии. Всеросс. н.-п. конференция. 28-30. IV. 2009. КГТУ-НХТИ. Нижнекамск - 2009. - С. 119-123. (0,6 п.л.).
38.Шарипов М.Р. О мире реальном и действительном. / М.Р. Шарипов// Инновации и высокие технологии. Всеросс. н.-п. конференция. 28-30. IV. 2009. КГТУ-НХТИ. Нижнекамск - 2009. - С. 123-126. (0,39 п.л.).
39.Шарипов М.Р. Некоторые особенности виртуальной реальности./ М.Р. Шарипов// Наука: перспективы развития. Всеросс. н.-п. конференция. 14 мая 2009. КГТУ-НИИТТ. Нижнекамск - 2009. - С. 253-259. (0,8 п.л.).
40.Шарипов М.Р. Философия Абсолюта: от Гегеля и Бергсона к постнеклас-сической рациональности./ М.Р. Шарипов// Наука: перспективы развития. Всеросс. н.-п. конф. 14.V.2009. КГТУ-НИИТТ. Нижнекамск - 2009. - С. 268-274. - (0,7 п.л.)
41.Шарипов М.Р. От абсолюта Шеллинга и абсолютного «Я» Фихте к философии всеединства и трансцендентальному Субъекту Канта./ М.Р. Шарипов// Наука: перспективы развития. Всеросс. н.-п. конф. 14 мая 2009. КГТУ-НИИТиТ. Нижнекамск - 2009. - С. 260-264. - (0,58 п.л.).
42.Шарипов М.Р. Виртуалистика и реальная виртуальность. / М.Р. Шарипов // V Садыковские чтения. Научная конференция факультетов философии и социологии Баш ГУ, г. Уфа - 2009. С. 195-207. - (0,72 п.л.).
43.Галимов Б.С., Шарипов М.Р. Постижение Абсолюта. / Б.С. Галимов // V Садыковские чтения. Научная конференция факультетов философии и социологии Баш ГУ, г. Уфа - 2009. С. 195-207. - (0,54 п.л.).
44.Шарипов М.Р. Рациональность в структуре сложных систем./ М.Р. Шарипов // V Садыковские чтения. Научная конференция факультетов философии и социологии Баш ГУ, г. Уфа - 2009. С. 195-207. - (0,72 п.л.).
45.Шарипов М.Р. Структура гиперсферы мнимого радиуса. / М.Р. Шарипов // К устойчивому развитию монопрофильных городов. -Всеросс. н.-п. конференция. 23.04.10. - Нижнекамск-2010. - С.248-255. (0,91 п.л.).
46.Шарипов М.Р. Кажущееся красное смещение на поверхности псевдосферы./ М.Р. Шарипов // К устойчивому развитию монопрофильных городов. -Всеросс. н.-п. конференция. 23.04.10. - Нижнекамск-2010. - С.256-264. (0,97 п.л.).
47.Шарипов М.Р. Кризисы мировой цивилизации в процессе глобализацион- ного развития./ М.Р. Шарипов // Современные проблемы науки, образования и производства. II Международная научно-практическая конференция, 16.04.10. Ни жегородский филиал Университета РАО, Н.Новгород-2010. - (0,30 п.л.).
48.Шарипов М.Р. Конечное и бесконечное в структуре Мироздания. Сборник трудов. Всероссийская научная конференция “Перспективы развития современного общества”, 10-11 декабря 2003, г. Казань -2004, стр. 57-86. (0,9 п.л.)
49.Шарипов М.Р. От метафизики бесконечного к метафизике континуума. / М.Р. Шарипов // Будущее России и мира. Футурологический конгресс, 4 июня 2010. Труды ИНИОН РАН, Москва - 2010. С. - (0,1 п.л.).
50.Шарипов М.Р. Виртуальные случайности в структуре мироздания /М.Р. Шарипов// Межвуз. сборник научных трудов Волгоградского гос. техн. университета, вып. №14, с. 15-22: Волгоград, 2010. С.-129. - (0,35 п.л.).