2. И в советское, и постсоветское время позиции авторов были обособлены по отношению к главенствующим социокультурным явлениям. В 1970-80 годы все трое в той или иной степени стремились дистанцироваться от советской литературы, особенно в её официозных проявлениях. В 1990-2000 годы позиции Чухонцева, Цветкова и Гандлевского не совпадают с влиятельными тенденциями в современной поэзии, развивающейся в условиях постмодернистской ситуации. В соответствии с традицией «старой школы» русской литературы эти авторские позиции внятны и основаны на эстетико-этической аксиологии.
3. Ориентация на классическую культурную традицию видна в творчестве авторов уже на формальном уровне. Несмотря на разнообразие используемых версификационных техник, подавляющее большинство их произведений написано в рамках силлабо-тоники. Из пяти классических метров у поэтов первенствует традиционный для русского стиха ямб, а из ямбов - пятистопный.
Следование традиции в творчестве каждого из трёх поэтов не исключает и обращение к стиховым и стилистическим новациям, что проявляется у каждого индивидуально. Чухонцев одновременно с силлабо-тоникой активно разрабатывает область тонического стиха, в первую очередь - акцентного, Цветков обращается к силлабике, Гандлевский нередко использует неравностопный стих. Стиль Цветкова отличается внешней яркостью, подчас экстравагантностью. Слог Чухонцева основан на сложно и тонко организованной тесноте стихового ряда, полускрытом семантическом мерцании стилистически различных лексем и выражений. Лексико-фразеологическая палитра Гандлевского восходит к формулам поэзии золотого и серебряного веков, помещённых при этом в осовремененные и нетривиальные контексты.
4. Связь с традицией проявляется и в присутствии у всех трёх авторов образа лирического героя. Лирический герой Чухонцева открыт опыту как русской, так и мировой культуры и остро ощущает присутствие сверхреальности. Ему свойственна позиция духовной критики своего времени и самого себя, глубоко укоренённой в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Лирический герой Цветкова «космополитичен», его занимают общефилософские проблемы смертности всего живого и вечной жизни, преодоления категории времени человеческим сознанием, тематика богоискательства и богоборчества. Лирический герой Гандлевского обитает в советском хронотопе, детально знает эту реальность, но отгораживается от чуждых ему образа жизни и ментальности личными переживаниями и непонятным большинству его соотечественников культурным бэкграундом.
5. Анализ индивидуальных поэтик позволил определить генезис формы, стилистики и семантики многих произведений авторов, тяготение поэтов к определённым жанровым канонам: для Чухонцева это героический эпос, для Цветкова - ода, для Гандлевского - элегия.
6. Поэтика каждого из авторов отличается богатством и нередко - неожиданностью синтеза определённых культурных ингредиентов. Фундаментом подтекстового пласта поэтики Чухонцева является русская классическая поэзия конца ХVIII-ХIХ веков с отдельными мощными влияниями классиков модернизма. Его поэтическая стратегия может быть обозначена как скрыто новаторская. Цветков по формальным признакам из всех троих наиболее близок постмодернизму, но в целом остаётся в рамках модернистского дискурса, его художественная система являет собой редкий в современной поэзии пример своеобразного неомодернизма. Гандлевский ориентируется на достижения золотого века, опыт отдельных представителей модернизма и избранных старших современников. Его консервативно-охранительную поэтику уместно квалифицировать как неотрадиционалистскую.
1. Скворцов А.Э. Игра в современной русской поэзии / А.Э.Скворцов. – Изд. Казанского университета, 2005. – 364 с. ISBN 5-7464-1316-х.
2. Статьи в научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ
2. Скворцов А. Поэтика избыточности / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2005. – № 5. – С.60-64.
3. Скворцов А. Дело Семенова: фамилия против семьи. Опыт анализа поэмы «Однофамилец» Олега Чухонцева / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2006. – № 5. – С.5-41.
4. Скворцов А. Поэтическая зрелость: бесконечное приближение / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2006. – № 5. – С.81-93.
5. Скворцов А.Э. Истоки и смысл поэмы Олега Чухонцева «Из одной жизни (Пробуждение)» / А.Э.Скворцов // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Книга 2. – Том 149. – 2007. – С.165-179.
6. «Надо не гордиться, а знать». Интервью с Алексеем Цветковым. Беседу вел Артем Скворцов / А.Цветков, А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2007. – № 3. – C.239-251.
7. Скворцов А. «Полицейские» и «воры» / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2008. – № 1. – С.100-114.
8. Скворцов А. Дезориентация на местности (заметки о молодой поэзии) / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2008. – № 5. – С.129-136.
9. Скворцов А. Музыка с улицы Орджоникидзержинского. Из наблюдений над поэтической стратегией Сергея Гандлевского / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2008. – № 6. – С.77-118.
10. Скворцов А.Э. Художественные стратегии Л.Лосева, С.Гандлевского, А.Цветкова и О.Чухонцева в контексте современной поэзии и их восприятие в критике / А.Э.Скворцов // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Книга 6. – Том 150. – 2008. – С.87-98.
11. Скворцов А. Из принцев в нищие / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2009. – № 3. – С.209-233.
12. Скворцов А. Трагедия под маской иронии / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2009. – № 5. – С.3-14.
13. Скворцов А. Трагикомический бурлеск: «Прощанье со старыми тетрадями…» Олега Чухонцева / А.Скворцов // Вопросы литературы. – 2011. – № 1. – С.252-279.
3. Публикации в других изданиях
14. Скворцов А.Э. Языковая и литературная игра как ведущий элемент стиля (на материале творчества А.Левина и В.Строчкова) / А.Э.Скворцов // Учёные записки КГУ, т.135. – Казань: Изд. Казанского университета, 1998. – С. 266-274.
15. Скворцов А.Э. Восприятие и интерпретация творчества Пушкина в современной русской поэзии 1980-90-х гг. / А.Э.Скворцов // Учёные записки КГУ, т.136. – Казань: Изд. Казанского университета, 1998. – С.96-106.
16. Скворцов А.Э. Традиции Г.Р.Державина в творчестве Т.Ю.Кибирова // Сб. трудов всероссийской конференции «Христианская история и культура на пороге третьего тысячелетия» / А.Э.Скворцов. – Казань: Изд. Каз. Духовной Семинарии, 2000. – С.86-90.
17. Скворцов А.Э. «Уж не пародия ли он?». (Об интертекстуальности поэзии И.Иртеньева) / А.Э.Скворцов // Polonica. Rossica. Cyclica. Профессору Р.Фигуту к 60–летию. – М.: «Дом интеллектуальной книги», 2001. – С.285-302.
18. Скворцов А. Едкий лирик (об И.Иртеньеве) / А.Скворцов // Арион. – № 4. – 2002. – С.110-117.
19. Скворцов А.Э. Мифопоэтическая основа стихотворения И.Бродского «Осенний крик ястреба» / А.Э.Скворцов // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. / КГУ, филологический факультет. – Казань: УНИПРЕСС, 2003. – С.185-192.
20. Скворцов А.Э. Миф о поэте в творчестве С.Гандлевского / А.Э.Скворцов // Литература: миф и реальность. – Казань: Изд. КГУ, 2004. – С.62-67.
21. Скворцов А.Э. Некоторые особенности поэтической игры в творчестве Олега Чухонцева / А.Э.Скворцов // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – Казань: КГУ, 2004. – С.323-329.
22. Скворцов А.Э. Эффект девальвации иронии в русской поэзии рубежа тысячелетий / А.Э.Скворцов // Формы комического в русской литературе ХХ века: Сборник статей. – Казань: КГУ, 2004. – С.67-79.
23. Скворцов А.Э. Трансформация одного пушкинского мотива у Алексея Цветкова / А.Э.Скворцов // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых учёных. – Казань: КГУ, 2004. – С.208-214.
24. Скворцов А.Э. Восприятие античности в поэзии Иосифа Бродского и Алексея Цветкова / А.Э.Скворцов // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. Международная научная конференция, посвящённая 200-летию университета (Казань, 4-6 октября 2004 года): Труды и материалы. – Казань: КГУ, 2004. – С.324-326.
25. Скворцов А. Зараза жизни / А.Э.Скворцов // Арион. – 2005. – № 1. – С.110-118.
26. Скворцов А. Кокон инфанта / А.Скворцов // Арион. – № 4. – 2005. – С.12-22.
27. Скворцов А.Э. Проблема самоидентификации лирического героя в русской поэзии 1990-2000-х гг. / А.Э.Скворцов // Русская и сопоставительная филология` 2005. – Казань: КГУ, 2005. – С.237-243.
28. Скворцов А. Энергия самовозрастания (О поэзии Олега Чухонцева) / А.Скворцов // Знамя. – 2006. – № 6. – С.178-184.
29. Скворцов А. <Рецензия на книгу: А.Климов-Южин. Чернава> / А.Скворцов // Арион. – № 2. – 2006. – С.99-102.
30. Скворцов А. Повторение непройденного / А.Скворцов // Знамя. – 2006. – № 9. – С.210-212.
31. Скворцов А.Э. О мнимом парадоксе мнимой прозы: между текстом и произведением / А.Э.Скворцов // Русская и сопоставительная филология` 2007. – Казань: КГУ, 2007. – С.233-238.
32. Скворцов А. Бессрочная виза / А.Скворцов // Новый мир. – 2007. – № 6. – С. 192-195.
33. Artjom Skworcow. Nektόre cechy realizmy magicznego w rosyjskiej poezji przełomu tysiącleci / А.Скворцов // Realizm magiczny. Teoria i realizacje artystyczne. – Wydawnictwo Uniwersytety Łόdzkiego. – Łόdź, 2007. – S.305-317.
34. Artjom Skworcow. Manche Merkmale des magischen Realismus in der russischen Poesie der Jahrtausendwende / А.Скворцов // Realizm magiczny. Teoria i realizacje artystyczne. – Wydawnictwo Uniwersytety Lodzkiego. – Lodz, 2007. – S.318.
35. Скворцов А. Дело Семёнова: фамилия против семьи. Опыт анализа поэмы «Однофамилец» Олега Чухонцева / А.Скворцов // Олег Чухонцев. Однофамилец. – М.: Время, 2008. – С.107-126.
36. Скворцов А. Несвоевременная современность (О поэзии Алексея Цветкова) / А.Скворцов // Знамя. – 2008. – № 8. – С.99-104.
37. Скворцов А. Опыт анализа поэмы Олега Чухонцева «Однофамилец» / А.Скворцов // Полилог. – 2008. – № 1. – С.76-99.
38. Скворцов А. Гандлевский Сергей Маркович / А.Скворцов // Русские писатели. ХХ век. Биографический словарь. А-Я. – М.: Просвещение, 2009. – С.148-149.
39. Скворцов А. Лосев Лев Владимирович / А.Скворцов // Русские писатели. ХХ век. Биографический словарь. А-Я. – М.: Просвещение, 2009. – С.325-326.
40. Скворцов А. Цветков Алексей Петрович / А.Скворцов // Русские писатели. ХХ век. Биографический словарь. А-Я. – М.: Просвещение, 2009. – С.567-568.
41. Скворцов А. Апология сумасшедшего Кыё-Кыё: выбранные места из философической переписки с классикой. Опыт прочтения одного стихотворения Олега Чухонцева / А.Скворцов // Знамя. – 2009. – №8. – С.176-186.
42. Скворцов А. Стихотворение Олега Чухонцева «Прощанье со старыми тетрадями…»: генезис, жанр, подтексты, семантика / А.Скворцов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 4. – С.65-83.
43. Скворцов А. Максим Амелин: знакомый незнакомец / А.Скворцов // Знамя. – 2010. – № 10. – С.187-193.
44. Скворцов А.Э. Постмодернистские техники в русской поэзии 1980-2000 годов / А.Э.Скворцов // Постмодернизм в зарубежной и русской литературах: коллективная монография / Казанский университет; Филологический факультет; Кафедра зарубежной литературы. – Казань: Казанский университет, 2010. – С.99-135.
45. Скворцов А. Арифметика гармонии. Из наблюдений над художественной стратегией Сергея Гандлевского. Статья вторая / А.Скворцов // Запасник. – 2010. – № 2. http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1831&PHPSESSID=ba6385361ee1f682cf51be874ebfd076
4. Учебно-методическое пособие
46. Скворцов А.Э. Основные тенденции развития современной русской поэзии (1970-2000): Учебно-методическое пособие / Казанский государственный университет. Филологический факультет. Кафедра русской литературы / А.Э.Скворцов. – Казань: Казанский государственный университет, 2005. – 39 с.