Научная тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В СТРУКТУРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Одним из основных компонентов содержания гуманитарного образования в целом и языкового образования в частности является организация образовательного процесса в форме профессионально-педагогического диалога - комплексного жанра  учительской речи, структурно-смысловыми компонентами которого являются определяемые частными дидактическими задачами ситуации  научно-учебного  общения.
  2. В содержание работы  по формированию  профессионально значимых коммуникативно-речевых умений будущих учителей русского языка необходимо включить специальное обучение такому речевому жанру, как профессионально-педагогический диалог.
  3. Основой для построения профессионально-педагогического диалога и его функционирования на уроках русского языка является интегративное антропоцентрическое гуманитарное знание -  философское (методологическое), психолого-дидактическое, лингвистическое.               
  4. Профессионально-педагогический диалог представляет собой жанр учительской речи, где находят свое специфическое проявление такие жанрообразующие признаки, как коммуникативная  цель, образ автора, образ адресата, событийное (диктумное) содержание, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, языковое воплощение жанра.
  5. Профессионально-педагогический диалог есть особая   текстовая разновидность, которой присущи такие категории, как  информативность, тематическая и структурно-смысловая целостность, завершенность, связность, ретро- и проспективность.
  6. Профессионально-педагогический диалог - это произведение, которое создается в соответствии с правилами, определяемыми  риторическим каноном, и, следовательно, включает  в свою структуру предкоммуникативную, собственно коммуникативную и посткоммуникативную стадии.
  7. Система обучения студентов-филологов планированию и исполнению профессионально-педагогического диалога на лингвистическую тему должна включать  пропедевтический (общегуманитарный) и  основной (методический) образовательные циклы. Названные циклы  предполагают создание у будущих учителей  теоретической  базы  по изучаемым темам, а также формирование ряда  общегуманитарных и специальных профессионально значимых коммуникативно-речевых умений.
Список опубликованных работ
Монографии; главы в коллективных монографиях

1. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог на уроке русского языка: структурно-содержательные особенности и речевая организация / Т.И. Вострикова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – 272 с. 17, 0 п.л.

2. Вострикова, Т.И. Планирование и исполнение профессионально-педагогического диалога на лингвистическую тему: основы методической концепции / Т.И. Вострикова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – 173 с. 8, 3 п.л.

3. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог на уроке русского языка: общедидактические и методические основы обучения студентов-филологов / З.Д. Ануфриева, О.В. Бобкова, Т.И. Вострикова и др. // Педагогика: семья-школа-общество: монография / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 18. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – С.55-77. 1, 8 п.л.

4. Вострикова, Т.И. Теоретические основы обучения студентов-филологов организации профессионально-педагогического диалога / Г.В. Александрова, Л.Г. Антонова, Т.И. Вострикова и др. // Школа профессора Т.А. Ладыженской: коллективная монография. – Вып. II. / Под ред. Н.А.Ипполитовой, З.И. Курцевой. – М.: Баласс, 2010. – С.108-114. 0, 4 п.л.

5. Вострикова, Т.И. Обучение эффективному общению как ведущая стратегия современной лингвометодики и педагогической риторики / С.В. Агулина, И.А. Арабов, Т.И. Вострикова и др. // Педагогика: семья-школа-общество: монография / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 19. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – С. 96-107. 0, 9 п.л.

6. Вострикова, Т.И. Диалоговое многоголосие в объяснительной речи учителя / Г.В. Александрова, Л.Г. Антонова, Т.И. Вострикова и др. // Современная риторика: в круге идей: коллективная монография / Под ред. Ю.В. Щербининой. – М.: АВК-Групп, 2010. – С.56-62. 0,5 п.л.

7. Вострикова, Т.И. Коммуникативный этап в структуре профессионально-педагогического диалога на лингвистическую тему / И.А. Абатнина, Л.Ю. Беленкова, Т.И. Вострикова и др. // Педагогика: семья-школа-общество: монография / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 21. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 203-217. 1,0 п.л.

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях, включённых в Перечень научных изданий ВАК РФ

8. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог как речевой жанр / Т.И. Вострикова // Русский язык в школе. – 2008. – № 7. – С. 6-11. 0, 6 п.л.

9. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог как жанр учительской речи: философские основания / Т.И. Вострикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2009. –№ 4 (38). – С.92-95. 0, 4 п.л.

10. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог объяснительного типа на занятиях по русскому языку / Т.И. Вострикова // Преподаватель ХХI век. – 2006. – № 2. – С.45-50. 0,6 п.л.

11. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог на лингвистическую тему в «коммуникативном поле» педагогического дискурса / Т.И. Вострикова // Гуманитарные исследования. – 2010. - №4 (36). – С.64-70. 0,6 п.л.

12. Вострикова, Т.И. Этос как одно из оснований классической риторики и идейно-смысловой компонент профессионально-педагогического диалога на уроке русского языка / Т.И. Вострикова // Наука и школа. – 2009. – № 1. – С.40-43. 0,6 п.л.

13. Вострикова, Т.И. «Человек вопрошающий» в профессионально-педагогическом диалоге на уроке русского языка / Т.И. Вострикова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №7. – С.76-79. 0,3 п.л.

14. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог на лингвистическую тему как текстовое образование / Т.И. Вострикова // Гуманитарные исследования. – 2011. – № 1 (37). – С.26-32. 0,65 п.л.

15. Вострикова, Т.И. Обучение студентов-филологов структурированию профессионально-педагогического диалога / Т.И. Вострикова // Высшее образование сегодня. – 2009. –№3. – С.78-79. 0,3 п.л.

16. Вострикова, Т.И. Организация учебного диалога на уроке русского языка: практикум для начинающего учителя / Т.И. Вострикова // Русская словесность.– 2009. – №3. – С. 51-57. 0,7 п.л.

17. Вострикова, Т.И. Дискурсивные умения учителя в профессионально-педагогическом диалоге на уроках русского языка / Т.И. Вострикова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 2. – С.92-95. 0,35 п.л.

18. Вострикова, Т.И. Формирование дискурсивных умений в системе подготовки учителя русского языка / Т.И. Вострикова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С.84-87. 0,4 п.л.

19. Вострикова, Т.И. Профессиональная подготовка учителя-словесника: учебный диалог на лингвистическую тему / Т.И. Вострикова // Гуманитарные исследования. – 2009. – № 2 (30). – С.49-57. 0,85 п.л.

20. Вострикова, Т.И. Этап инвенции в подготовке текста профессионально-педагогического диалога на лингвистическую тему / Т.И. Вострикова // Наука и школа. – 2009. – № 4. – С.25-28. 0,5 п.л.

21. Вострикова, Т.И. «Общие места» (топосы) в тексте профессионально-педагогического диалога на лингвистическую тему / Т.И. Вострикова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – С. 122-125. 0,4 п.л.

22. Вострикова, Т.И. Риторический канон и педагогическая риторика: этап memorio в профессионально-педагогическом диалоге на лингвистическую тему / Т.И. Вострикова // Вестник Университета (Государственный университет управления. – М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления». – 2011. – № 4. – С.21-24. 0,55 п.л.

23. Вострикова, Т.И. О некоторых особенностях объяснительного диалога как жанра учебной речи / Т.И. Вострикова // Риторика в системе коммуникативных дисциплин: Материалы докладов участников Девятой международной научно-методической конференции по риторике: Записки Горного института. – Т. 160. – Ч.2. – СПб: Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), 2005. – С.25-27. 0,2 п.л.

Научно-методические работы и программы

24. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог на этапе объяснения нового материала: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 – русский язык и литература / Т.И. Вострикова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 87 с. 4,5 п.л.

25. Вострикова, Т.И. Урок русского языка: диалог на этапе объяснения нового материала: Методические рекомендации / З.С. Смелкова, Ф.А. Новожилова, Т.И. Вострикова, М.Р. Савова // Педагогическая практика студентов IV-V курсов филологического факультета: Программа и рекомендации к практике по учебному предмету «Культура речи учителя» / Сост. З.С. Смелкова, Ф.А. Новожилова. – М.: Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина, 1995. – С.16-25. 0,45 п.л.

26. Вострикова, Т.И. Родовое и видовое в лингвометодике: метод и прием обучения: Методические рекомендации / Т.И. Вострикова. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1999. – 13с. 0,8 п.л.

27. Вострикова, Т.И. Основные произносительные нормы в области гласных и согласных в русском языке: Методические рекомендации / Т.И. Вострикова. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1999. – 16 с. 1,0 п.л.

28. Вострикова, Т.И. Культура речи / З.Р. Аглеева, Л.А. Баташева, Т.И. Вострикова и др. // Учебные программы по специальности 032900 Русский язык и литература. Часть 1: Русский язык. Дисциплины предметной подготовки. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. – С.17-23. 0,3 п.л.

29. Вострикова, Т.И. Культура речи / Л.В. Баева Л.В., Т.И. Вострикова, Н.А. Калюжная и др. // Учебные программы по специальности 020600 Культурология. Дисциплины предметной подготовки. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. – С.194-201. 0,3 п.л.

30. Вострикова, Т.И. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Теория письма / З.Р. Аглеева, Л.А. Баташева, Т.И. Вострикова и др. // Учебные программы по специальности «Филология (русский язык и литература)». Специальные дисциплины. Основные курсы. Часть 1: Русский язык / Под ред. Л.Ю. Касьяновой. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1999. – С. 111-119. 0,35 п.л.

Научные статьи, материалы выступлений и докладов

31. Вострикова, Т.И. Профессионально-педагогический диалог как риторическое произведение / Т.И. Вострикова // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: Материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010г.) / Под ред. Г.Г. Глинина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С.33-39. 0,6 п.л.

32. Вострикова, Т.И. Речевой жанр в лингвистическом и лингводидактическом осмыслении / Т.И. Вострикова // Вопросы лингвистики и литературоведения. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». – 2009. – № 2. – С.8-15. 0,6 п.л.

33. Вострикова, Т.И. Вопрос в профессионально-педагогической речи / Т.И. Вострикова // Риторика в современном образовании: Тезисы докладов 3-ей Международной конференции по риторике. – М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 1999. – С.19-20. 0,1 п.л.

34. Вострикова, Т.И. Постановка учебной проблемы в структуре объяснительного дискурса на уроках русского языка: методический и речеведческий аспекты / Т.И. Вострикова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: Сборник материалов Х Международ. конференции по риторике. Выпуск 2. / Науч.ред.-сост. В.И.Аннушкин. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, 2006. – С.43-46. 0,25 п.л.

35. Вострикова, Т.И. О причинах коммуникативных неудач в профессионально-педагогическом диалоге / Т.И. Вострикова // Риторика и культура речи в современном информационном обществе: Материалы докладов участников ХI Международной научно-практической конференции (Ярославль, 29-31 января 2007 г.). – Ярославль, 2007. – Том 1. – С.69-70. 0,2 п.л.

36. Вострикова, Т.И. О подготовке будущего учителя русского (родного) языка к ведению профессионально-педагогического диалога / Т.И. Вострикова // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ (17-23 сентября 2007 г.). – Болгария, София-Варна, 2007. – С.230-233. 0,3 п.л.

37. Вострикова, Т.И. Информативное и фатическое в профессиональной речи учителя русского языка / Т.И. Вострикова // Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов: Материалы докладов участников XII Международной конференции по риторике (Москва, 29-31 января 2008г.) / Под ред. М.Р.Савовой, Ю.В.Щербининой. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2008. – С.86-88. 0,2 п.л.

38. Вострикова, Т.И. Ретро- и проспективная составляющие в тексте учебного диалога / Т.И. Вострикова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: Сборник материалов ХIII Международной конференции по риторике / Науч.ред.-сост. В.И.Аннушкин. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, 2009. – С. 109-112. 0, 2 п.л.

39. Вострикова, Т.И. Устная объяснительная речь как проблема стилистики / Т.И. Вострикова // Речевая структура русского общества XVII-XXI веков (проблемы риторики и стилистики): Материалы Международной научной конференции (13-14 мая 2002 г.). – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 2002. – С.105-107. 0,2 п.л.

40. Вострикова, Т.И. Запоминание текста урока учителем как проблема педагогической риторики / Т.И. Вострикова // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции (1-3 февраля 2011 г.) / Под ред. Ю.В.Щербининой, М.Р.Савовой. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2011 – С.86-88. 0,2 п.л.

41. Вострикова, Т.И. Языковая личность как объект исследования антропоцентрической лингвистики и педагогической риторики / Т.И. Вострикова // Лингвистика и ее место в междисциплинарном научном пространстве: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием / Науч.ред. С.В.Чернова. – Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета, 2008. – С.152-156. 0,2 п.л.

42. Вострикова, Т.И. «Тактические» и «стратегические» вопросы в профессионально-педагогическом диалоге / Т.И. Вострикова // Альманах современной науки и образования. Теория и методика преподавания языка и литературы: сравнительно-историческое изучение и современные подходы: Межвузовский сборник научных трудов. – Ч.3. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007. – С.33-35. 0,2 п.л.

43. Вострикова, Т.И. Учебный диалог как жанр педагогической риторики: экстралингвистическая составляющая / Т.И. Вострикова // Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и в школе: Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. Т.Ю. Зотовой, Т.А. Федосеевой, М.С. Хлебниковой. – Новокузнецк: РИО Кузбасской государственной педагогической академии, 2009. – С. 123-127. 0, 35 п.л.

44. Вострикова, Т.И. Типы заданий при обучении студентов-филологов организации профессионально-педагогического диалога / Т.И. Вострикова // Русский язык в контексте национальной культуры: Материалы Международной научной конференции / Отв. ред. В.В. Шигуров. – Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 2010. – С. 329-333. 0,3 п.л.

45. Вострикова, Т.И. Когезия и ее проявление в научно-учебном диалогическом тексте / Т.И. Вострикова // Семантика. Функционирование. Текст: Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. – Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета, 2008. – С.191-194. 0,2 п.л.

46. Вострикова, Т.И. О некоторых структурных и речевых особенностях объяснительного диалога на уроке русского языка / Т.И. Вострикова // Актуальные проблемы русского языка: Материалы региональной конференции, посв. 70-летию Челябинского государственного педагогического университета / Под общей ред. Л.П. Гашевой. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2005. – С.421-422. 0,2 п.л.

47. Вострикова, Т.И. Анализ научно-учебного диалогического текста в профессиональной подготовке учителя русского языка / Т.И. Вострикова // Альманах современной науки и образования. Теория и методика преподавания языка и литературы: сравнительно-историческое изучение и современные подходы: Межвузовский сборник научных трудов. – Ч.4. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007. – С.38-40. 0,2 п.л.

48. Вострикова, Т.И. Категория ретроспекции в научно-учебном диалоге / Т.И. Вострикова // Альманах современной науки и образования. Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: Межвузовский сборник научных трудов. – Ч.1. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2008.– № 2 (9). – С.69-70. 0,2 п.л.

49. Вострикова, Т.И. Региональный компонент в научно-учебном диалоге на лингвистическую тему / Т.И. Вострикова // Русский язык в поликультурном пространстве: Материалы Международной конференции. 10-11 октября 2007г. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – С.226-230. 0,3 п.л.

50. Вострикова, Т.И. Профессиональная подготовка будущего учителя-словесника: диалог как универсальный метод обучения / Т.И. Вострикова // Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета: Материалы научно-методической конференции (г.Астрахань, 30-31 марта 2009 г.) / Гл. ред. Г.П.Стефанова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С.47-48. 0,2 п.л.

51. Вострикова, Т.И. Обращение к словарю-справочнику «Педагогическое речеведение» на занятиях по методике преподавания русского языка» / Т.И. Вострикова // Ученые записки: материалы докладов итоговых научных конференций (1996-1998 гг.). Серия «Гуманитарные науки». Часть 2-я. Литература. Русский язык. Иностранные языки. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1999. – С.63-65. 0,2 п.л.

52. Вострикова, Т.И. О формировании у школьников навыков диалогической речи на уроках русского языка / Т.И. Вострикова // Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии: Межвузовский сборник научных статей. – Вып.1. – Тамбов, 2006. – С. 608-609. 0,2 п.л.

53. Вострикова, Т.И. Об особенностях объяснительной речи учителя в научно-учебном диалоге / Т.И. Вострикова // Современные технологии обучения и воспитания в школе и вузе: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического института, 1996. – С.22-23. 0,1 п.л.

54. Вострикова, Т.И. Коммуникативно-речевая подготовка будущего учителя русского языка: освоение способов диалогизации научно-учебного монологического текста / Т.И. Вострикова, О.А. Анисимова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: Сборник научных трудов. Выпуск 6 / Под ред. докт. филол. наук, проф. О.В.Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2009.– С.253-259. 0, 35 п.л. (авторский вклад 0,25 п.л.).

55. Вострикова, Т.И. Речь учителя в контексте педагогического дискурса: интонационная составляющая / Т.И. Вострикова, Г.Ж. Айталиева // Альманах современной науки и образования. Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: Межвузовский сборник научных трудов. – Ч.2. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2009.– № 2 (21). – С.30-31. 0,2 п.л. (авторский вклад 0,1 п.л.).

56. Вострикова, Т.И. О формировании самообразовательных умений студентов-филологов при изучении курса современной русской орфоэпии / Т.И. Вострикова // V Царскосельские чтения: Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. 24-25 апреля 2001г. – Том ХI. – Санкт-Петербург, 2001. – С.18-20. 0,2 п.л.

57. Вострикова, Т.И. Педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала как речевой жанр / Т.И. Вострикова // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПИ им. С.М. Кирова (23 апреля 1996 г.). Русский язык. Языкознание. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического института, 1996. – С.10. 0,06 п.л.

58. Вострикова, Т.И. Специализированные и неспециализированные средства речевого контакта в профессионально-педагогическом диалоге / Т.И. Вострикова // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ (29 апреля 1997 г.). Общее языкознание. Современный русский язык. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1997. – С. 19. 0,06 п.л.

59. Вострикова, Т.И. О некоторых структурных и речевых особенностях этапа объяснения нового учебного материала / Т.И. Вострикова // Тезисы докладов: итоговая научная конференция АГПУ (29 апреля 1998 г.). Русский язык. – Астрахань: Изд-во Астраханского государственного педагогического университета, 1998. – С.8. 0,06 п.л.