- Без сущностных политических изменений существующих в стране механизмов государственного регулирования долгосрочного развития регионов невозможно ни социальное проектирование, ни вовлечение населения в инновационную модель экономики. Формирующаяся новая парадигма влияния государства на долгосрочное развитие субъектов Федерации подразумевает не только инструментарий структурализма, но и поиск инструментов влияния на возможное будущее регионов, разрабатываемое в процессе социально-политического конструирования территориальных инновационных систем, включающих различные отраслевые кластеры.
- Разработка в регионах стратегий социально-экономического развития является соответствующим модернизации трендом, однако качество стратегий не отвечает требованиям времени в силу неразвитости в субъектах Федерации экспертной базы, в том числе, и в вопросах политической экспертизы. Составной частью стратегий долгосрочного развития регионов должен стать научно-обоснованный прогнозный план госзакупок. Такой нормативный документ позволит развивать на территориях соответствующие производства, препятствовать коррупционным проявлениям, стимулировать инновационные производства и повышать качество человеческих ресурсов.
- Региональная бюрократия играет пассивную роль в вопросах практического применения политической линии долгосрочной модернизации. Такому положению способствует и скудость внутренних интеллектуальных ресурсов. В регионах практически не наблюдаются саморегулируемые процессы принятия решений в сфере долгосрочного развития регионов, в рамках которых осуществляется взаимодействие госструктур и независимых от государства акторов. Целесообразна разработка моральных стимулов для госслужащих по повышению инициативности в сфере политики модернизации, а также принятие мер по стимулированию создания в регионах независимых аналитических центров научного сопровождения модернизационных процессов и политической экспертизы соответствующих решений.
- В регионах практически отсутствуют программы привлечения населения к разработке и реализации программ долгосрочного развития, что в условиях модернизации не может считаться приемлемой политической практикой. Заинтересованной части территориального социума должны быть известны критерии эффективности регионального развития и составляющие механизмы соответствующего государственного регулирования. Институциализированное участие граждан в процессах долгосрочного развития регионов обеспечит возможности для улучшенной оценки эффективности мер по модернизации экономики.
- Необходим политический контроль со стороны федерального центра не только над валовыми показателями развития, но и над целенаправленной трансформацией детерминант экономического и политического поведения, как элиты, так и населения субъектов Федерации. Такой подход позволит создать многомерную картину эффективности политической практики, избежать путаницы в причинно-следственных связях долгосрочного развития субъекта Федерации и снижения уровня патернализма.
- Базовыми трендами политического развития регионов в условиях модернизации должны стать: гибкость и адаптивность системы управления к изменяющейся экономической и социальной реальности; ориентация на интересы повышения благосостояния граждан и обеспечения социальных гарантий за счет роста производительности труда, а также внедрения инновационных технологий; творческое использование успешного опыта других регионов, в том числе, и опыта иностранного; создание системы мотиваций повышения качества управленческих решений чиновниками различного уровня. Новые модели экономического развития территорий должны сопровождаться общественной экспертизой, институциализация которой должна стать одной из важнейших модернизационных задач.
- Из трех обобщенных моделей взаимодействия региональной и муниципальной власти в вопросах среднесрочного и долгосрочного развития территорий - патерналистской, сепаратистской и интеграционистской, с точки зрения перспективности, для России актуальна последняя из упомянутых. Существующая в настоящая время патерналистская модель не имеет ресурсных возможностей не только для перспективного развития, но и для удовлетворения повседневных нужд граждан. Хотя сепаратистская модель подразумевает потенциал развития, однако для России с ее высокоцентрализованной системой управления она не будет принята элитой. Перспективы внедрения интеграционистской модели не столь однозначны, поскольку одним из основных условий ее эффективного функционирования является политическая культура согласования интересов между региональными и муниципальными акторами на основе равенства сторон и обоюдных интересов повышения эффективности экономики, а также социальной сферы.
- Представляется целесообразным формирование в системе местного самоуправления структур, ориентированных на стимулирование участия граждан в процессах модернизации, поддержку дискретных инициатив, повышения эффективности представительной демократии, стимулирования граждан использовать общественные активы новыми способами в интересах экономического и социального развития территорий, обеспечивать координацию деятельности МСУ и региональной власти в сфере модернизации. Необходимо обоснованное социальное проектирование «лучшего будущего» территории; целенаправленные усилия по поддержанию общественного интереса к эффективному использованию инструментов регулирования региональной и муниципальной властью процессов развития.
- Для российских регионов в настоящее время политически важнее сам факт инвестиций, чем их качество, определяемое, исходя из перспектив развития региональной экономики. Практика показывает, что такая политическая линия недальновидна, поскольку не ориентирует правящую элиту на создание благоприятного инвестиционного климата. Для исправления положения необходима прозрачность и многоканальность региональной экономической системы, которые давали бы возможность инвесторам адекватно оценивать намерения и интересы других акторов и транслировать представителям правящей в регионах элиты собственные.
- Представляется целесообразным на уровне субъектов Федерации и в крупных городах создать центры передового опыта, позволяющие привлекать к инновационным разработкам государственные
и частные инвестиции. Для этого в программах развития субъектов Федерации должна быть максимально четко прописана новая модель взаимодействия всех заинтересованных акторов, основанная на нетрадиционной для России типологии «регион - центр знаний и инноваций», с максимально эффективным использованием уже существующих и перспективных конкурентных преимуществ. В числе такого рода преимуществ - развитие научно-образовательного комплекса, стимулирование роста инновационных предприятий, меры по повышению качества жизни населения. - В рамках политологического дискурса необходима трактовка региона как открытой системы, в процессе развития которой риски возникают под влиянием внутренних и внешних детерминант. К числу базовых политических рисков развития регионов относятся: возможность криминализации отдельных уровней власти и управления в процессе роста системной коррупции, потеря управляемости в рамках «вертикали» власти в случае возникновения политических дисфункций. Уменьшение ответственности региональной элиты перед избирателями и рост коррупционных проявлений приводят к ослаблению политического диалога между различными слоями общества, способствуют повышению рисков и угроз долгосрочному модернизационному развитию.
- Главная проблема в отсутствии в регионах ориентированных на цели модернизации политических акторов. В России ярко выражены политические практики консервативного сценария развития территорий, которые по своей сути противоречат модернизационному политическому вектору. В интересах модернизации политическая элита должна пересмотреть существующие паттерны взаимодействий с той частью экономической элиты, которая заинтересована в сохранении монополизма. Необходимо фактически переписать заново все экономическое законодательство регионального уровня, которое пока ориентировано лишь на индустриальное развитие, создав тем самым нормативную базу для экономических преобразований.
1. Попова Е.А. Государственное регулирование долгосрочного развития территорий (политологический аспект). - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. – 12 п.л.
2. Попова Е.А. Модернизация. Регионы. Развитие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 12 п.л.
Статьи в ведущих журналах.
3. Попова Е.А. Новая парадигма государственного регулирования развития регионов современной России как важнейший инструмент модернизации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. - 0,5 п.л.
4. Попова Е.А. Постсоветский политико-психологический синдром в сфере управления долгосрочным развитием субъектов Федерации // Социум и власть. 2011. № 1. - 0,4 п.л.
5. Попова Е.А. Политические аспекты антропоцентрического подхода к региональному развитию // Вестник ПАГС. 2011. № 1. - 0,5 п.л.
6. Попова Е.А. Предпосылки и условия генезиса системы экономического консультирования среднего управленческого звена инновационного вуза // Культурная жизнь Юга России, 2010. № 2. - 0,4 п.л.
7. Попова Е.А. Базовые положения трансформации политических трендов устойчивого развития регионов современной России// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2010. № 2. - 0,5 п.л.
8. Попова Е.А. Экономическое консультирование в условиях развития предпринимательской деятельности вуза// Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ. 2010. № 5. - 0,4. п.л.
9. Попова Е.А. Влияние общественного сектора экономики и закупочной политики на процессы стратегического регионального планирования //Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. - 0,5 п.л.
10. Попова Е.А. Политические аспекты концепции долгосрочного «местного развития» // Власть. 2010. № 9. - 0,5 п.л.
11. Попова Е.А. Политические модели взаимодействия региональной и муниципальной власти в вопросах регулирования среднесрочного и долгосрочного развития территорий // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2010. № 6. - 0,5 п.л.
12. Попова Е.А. Долгосрочная политика развития регионов и формирование инновационной инфраструктуры // Социально-гумани¬тарные знания. 2010. № 11. - 0,4 п.л.
13. Попова Е.А. Роль бюрократии в долгосрочном развитии региональной экономики // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 11. - 0,5 п.л.
Статьи, доклады, тезисы, брошюры
14. Попова Е.А. Участие малого бизнеса в исполнении государственных (муниципальных) заказов как одна из основных форм его поддержки/ Проблема административных барьеров при развитии предпринимательства и пути ее решения. Сборник статей. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2001. - 0,2 п.л.
15. Попова Е.А. Малый бизнес в системе государственных и муниципальных заказов / Таможня: история, теория, практика». Выпуск 9 «Неделя науки». Сб. статей участников «недели науки». – Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии. 2002. - 0,3 п.л.
16. Попова Е.А. Государственные и муниципальные закупки в системе мер поддержки предпринимательства / Экономика и управление в России на рубеже веков. Сб. статей. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2002. - 0,2 п.л.
17. Попова Е.А. Государственные (муниципальные) заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2003. № 1. - 0,6 п.л.
18. Попова Е.А. Госзаказы в системе государственного регулирования экономики (институциональный аспект) / Академический вестник. Ежегодник. - Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2005. № 3. - 0,7 п.л.
19. Попова Е.А. Особенности возникновения и развития системы государственных закупок в переходной экономике России/ Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции «Экономические интересы и социальная политика». – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. - 0,2 п.л.
20. Попова Е.А., Некрасов В.Н. Зарубежные технологии размещения государственных заказов в организациях. Брошюра. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2007. - 4,2 п.л. (авторские - 3,2 п.л.)
21. Попова Е.А. Государственная закупочная политика как фактор устойчивого инновационного развития / Экономика и управление в России на рубеже веков. Сб. статей международной науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2007. - 0,3 п.л.
22. Попова Е.А. Роль государственного заказа в укреплении фундамента экономических отношений в России региональными бизнес-элитами / Элиты и будущее России: взгляд из регионов (вып. 2). Сборник материалов науч.-практ. конф. (12-13 октября 2007 г.). Ростов н/Д., 2007. - 0,3 п.л.
23. Попова Е.А. Роль студенческого самоуправления в процессе формирования современной модели высшего образования / Социализация и воспитание студенческой молодежи. Материалы межрегиональной межвузовской науч.-практ. конф. (вып.2). Ростов н/Д., 2007. - 0,2 п.л.
24. Попова Е.А. Управление государственными закупками продукции в переходной экономике России. Монография / Деп. в ИНИОН РАН, №60478 от 28.12.07. - 12,2 п.л.
25. Попова Е.А. Рационализация управления закупками продукции для государственных нужд как фактор развития посткризисной экономики России/ Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2008. №9(16). - 0,3 п.л.
26. Попова Е.А. Общественный сектор экономики и его влияние на эффективность функционирования рынка государственных закупок/ Россия: тенденции и перспективы развития, ежегодник, вып.3, часть 2. М.: ИНИОН РАН, 2008. - 0,4 п.л.
27. Попова Е.А. Влияние общественных расходов государства на внутренние миграционные процессы в трансформируемом обществе/ Миграционные процессы на юге России: реалии, проблемы, перспективы. Материалы межрегиональной межвузовской науч.-практ. конф. (выпуск 2). Ростов н/Д., 2008. - 0,2 п.л.
28. Попова Е.А. Оптимизация управления государственными расходами и закупками в условиях кризисного состояния экономики/ Ученые записки СКАГС, Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. - 0,4 п.л.
29. Попова Е.А. Государственная закупочная политика как механизм антикризисного управления и поддержки малого бизнеса/ Особенности социально-экономической модернизации в России. Сб. трудов молодых ученых и аспирантов СКАГС, ч.2. Ростов н/Д.: Издательство СКАГС, 2009. -0,4 п.л.
30. Попова Е.А. Роль механизмов размещения государственных и муниципальных заказов в обеспечении национальной безопасности России: исторический генезис и современные реалии./ Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России- Кавказ). Сб. материалов круглого стола в рамках международной науч.-практ. конф. 22 июля 2009 г. Ростов н/Д., 2009. - 0,2 п.л.
31. Попова Е.А. Особенности развития закупочных систем в развитых странах: опыт и перспективы./ Актуальные вопросы управления развитием социально-экономических систем в условиях глобального экономического кризиса. Труды международной науч.-практ. конф. (30-31 марта 2009 года). Ч. 2. - Ростов н/Д., 2009. - 0,3 п.л.
32. Попова Е.А. Роль дополнительного образования и экономического консультирования персонала в повышении эффективности предпринимательской деятельности инновационного вуза // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2009. №4. - 0,7 п.л.
33. Попова Е.А. Экономическое консультирование муниципальных служащих в условиях перехода к инновационной экономике/ Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): Сб. материалов международной науч.-практ. конф., (3 апреля 2010 года). Ростов н/Д., 2010. - 0,2 п.л.
34. Попова Е.А. Влияние региональных рисков экстремизма на долгосрочное социально-политическое развитие регионов/ Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков экстремизма. Сб. тезисов и докладов межрегиональной науч.-практ. конф. Ростов н/Д. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. - 0,3 п.л.
35. Попова Е.А. Геополитические детерминанты регионального планирования социально-политического развития/ Философская инноватика и современная геополитика. Сб. научных трудов. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. - 0,2 п.л.
36. Попова Е.А. Базовые положения разработки долгосрочных проектов социально-политического развития региона / Казанская наука. Сборник научных статей. 2010. № 6. - 0,2 п.л.
37. Попова Е.А. Концептуальные подходы разработки критериев и индикаторов эффективности системы стратегического проектирования развития регионов/ Институциональные особенности и тенденции развития социально-экономических и политико-правовых процессов в России. Сб. докладов науч.-практич. конф. молодых ученых и специалистов (28 июня 2010 г.). – Ростов н/Д.: Изд. СКАГС, 2011. - 0,3 п.л.
38. Попова Е.А. Теория «местного развития» и формирование политической повестки дня в ближней и среднесрочной перспективе/ Изменение России: политические повестки и стратегии. Тезисы докладов междунар. научн. конф. (25-26 ноября 2010 г.) – М.: Российская ассоциация политической науки, 2010. – 0,3 п.л.
39. Попова Е.А. Долгосрочное территориальное планирование как инструмент модернизации и рационализации развития регионов современной России/ Стратегия инновационного развития регионов России в посткризисный период. Сб. материалов I Славянского форума «Проблемы и перспективы государственного и муниципального управления в инновационной экономике посткризисного периода» и международной науч.-практ. конф. - Орел, 2010. - 0,4 п.л.
40. Попова Е.А. Особенности разработки стратегий долгосрочного развития регионов в условиях модернизации экономики/ Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы управления модернизацией экономики в условиях инновационного развития». Ростов-н/Д., 2010. - 0,4 п.л.
41. Попова Е.А. О современных моделях взаимодействия региональной и муниципальной власти в вопросах долгосрочного развития регионов современной России/ Актуальные проблемы современной политической науки. Ежегодный сборник научных работ. г. Санкт-Петербург.- СПбГПУ: Изд. СПбГПУ, 2010. - 0,3 п.л.
42. Попова Е.А. Совершенствование управления региональными инвестициями в контексте долгосрочного развития территорий./ Проблемы налогообложения, менеджмента и предпринимательства. Ежегодный сборник. – Ростов н/Д.: Издательство СКАГС, 2011. - 0,3 п.л.
43. Попова Е.А. К вопросу о влиянии долгосрочной политики развития региона на формирование инновационной атмосферы / Стратегия устойчивого развития регионов России. Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. г. Новосибирск, 2011. - 0,3 п.л.
44. Попова Е.А. К вопросу о политических моделях взаимодействия региональной и муниципальной власти в сфере развития территорий/ Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии): материалы междунар. науч.-практ. конф. апрель 2011 г.; Ростов н/Д. - Ростов н/Д.: Изд. СКАГС, 2011. - 0,3 п.л.
45. Попова Е.А. Зарубежный опыт реализации концепции долгосрочного «местного развития»/ Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии): материалы круглого стола аспирантов и докторантов СКАГС в рамках междунар. науч.-практ. конф. апрель 2011 г.; Ростов н/Д. - Ростов н/Д.: Изд. СКАГС, 2011. - 0,3 п.л.
46. Попова Е.А. Развитие регионов России: между централизованной и децентрализованной моделями управления/ Современные общественно-политические системы в условиях модернизации: состояние и перспективы развития (Орел, 10-11 марта 2011 г.)- Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф; Орел.- Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. - 0,4 п.л.
47. Попова Е.А. Модернизационные риски долгосрочного развития регионов // Вестник Армавирского института социального образования. Вып. 9. Армавир, 2011. - 0,3 п.л.