Научная тема: «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»
Специальность: 12.00.05
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе разработанной в науке права социального обеспечения концепции социального риска (для лиц, реализовавших свое право на труд, данный риск имеет социально-экономическую природу) выявлена специфика социального риска, которому подвержены военнослужащие и члены их семей. Социальному риску, распространяющемуся на лиц, проходящих военную службу, присущи отличительные особенности, так как прохождение военной службы связано с опасностью для жизни и здоровья военнослужащих, которые должны выполнять свои обязанности в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. При этом военная служба имеет сложную правовую природу: военная служба по призыву представляет собой одну из форм реализации воинской обязанности, а военная служба по контракту является формой реализации права на труд. В силу особого характера военно-служебной деятельности реализация социального риска у военнослужащих более вероятна. Кроме того, социальный риск у военнослужащих усугубляется за счет невозможности полной реализации их прав вследствие наличия прямых ограничений в законодательстве или в результате особенностей развития военно-служебных отношений. Именно особенности военно-служебной деятельности (возможные переезды в связи с переводом военнослужащего в другую местность, проживание в отдаленных населенных пунктах и т.д.) являются причиной того, что данный социальный риск отражается и на членах семей лиц, проходящих военную службу. Существенная специфика присуща социальному риску, которому подвержены лица, проходящие военную службу по призыву. Поскольку во время службы они не имеют трудового дохода, риск его утраты на них не распространяется. Однако в период прохождения службы по призыву существует вероятность повреждения здоровья гражданина, что в дальнейшем может препятствовать трудоустройству и получению трудового дохода в будущем. С учетом сказанного сформулировано следующее определение социального риска, подлежащего компенсации в системе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей: это обусловленная особенностями военной службы вероятность утраты (сокращения, неполучения) трудового дохода военнослужащим (членами его семьи) вследствие повреждения здоровья (смерти) военнослужащего либо изменения или прекращения военно-служебных отношений (основные социальные риски), а также возможность возникновения трудностей в самостоятельной реализации доступа военнослужащего и членов его семьи к социально значимым благам и услугам (дополнительные социальные риски).
  2. Государственное социальное обеспечение в работе рассматривается как элемент системы социальной защиты населения, представляющий собой отношения, возникающие в связи с исполнением органами государственной власти или иными уполномоченными субъектами за счет средств бюджета в определенном законом объеме обязательств государства перед гражданами, имеющими особые заслуги перед Отечеством; реализовавшими право на труд путем поступления на государственную службу (относящимися к иным особым профессиональным группам); пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера либо незаконных действий органов государственной власти; признанными безработными; являющимися нетрудоспособными при отсутствии прав в сфере социального обеспечения, приобретенных в процессе трудовой деятельности (без проверки нуждаемости), в целях предупреждения или преодоления социально-рисковых ситуаций. В свою очередь, государственное социальное обеспечение военнослужащих представляет собой часть государственного социального обеспечения, которую можно рассматривать как совокупность отношений по предоставлению уполномоченными государством субъектами за счет средств федерального бюджета предусмотренных законом благ в натуральной или денежной форме и услуг лицам, проходящим (проходившим) военную службу и членам их семей, в целях предотвращения и (или) преодоления последствий риска возможной материальной необеспеченности в случае повреждения здоровья (смерти) военнослужащего или изменения военно-служебных отношений, увольнения с военной службы, а также несения дополнительных социально значимых расходов (на санаторно-курортное лечение, приобретение жилья и т.д.).
  3. Так как основной целью государственного социального обеспечения военнослужащих является предупреждение и компенсация социального риска, в диссертации предложена система соответствующих данной цели специальных, предусмотренных для военнослужащих, видов социального обеспечения, в число которых входит: 1) медицинская помощь и санаторно-курортное лечение; 2) материальное обеспечение в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности (потерей кормильца членами семей военнослужащих); 3) дополнительное материальное обеспечение в связи с необходимостью компенсации отдельных расходов: некоторые выплаты в рамках помощи в связи с рождением и воспитанием детей; включаемые в состав денежного довольствия или устанавливаемые обособленно выплаты, связанные с реформированием законодательства о льготах (ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы), либо необходимостью гарантировать реализацию некоторых прав военнослужащих (компенсация на проезд к месту отпуска); 4) жилищное обеспечение; 5) социальные предоставления для лиц, проходивших службу по контракту и уволенных с военной службы.
  4. Анализ функций государственного социального обеспечения военнослужащих, предпринятый на основе общетеоретических положений науки права социального обеспечения, позволил констатировать, что наибольшими особенностями отличаются стимулирующая, компенсационная, духовно-идеологическая и демографическая функции. Так, стимулирующая функция реализуется путем повышения уровня социального обеспечения и способствует росту престижа военной службы в обществе, что позволяет решить задачу привлечения в Вооруженные Силы РФ квалифицированных специалистов. Социальное обеспечение военнослужащих стимулирует граждан к прохождению службы в течение длительного времени. Компенсационная функция социального обеспечения военнослужащих включает два компонента: 1) традиционное для социально-обеспечительных отношений возмещение утраченного в связи с нетрудоспособностью дохода либо компенсацию повышенных расходов, обусловленных социально значимыми обстоятельствами; 2)компенсацию ограничений отдельных прав и свобод военнослужащих. Духовно-идеологическая функция социального обеспечения военнослужащих имеет широкое значение, позволяющее констатировать ее влияние на патриотическое воспитание молодежи. Особое значение в системе социального обеспечения военнослужащих уделяется реализации прав граждан, пострадавших вследствие исполнения служебных обязанностей по защите Родины. Это иллюстрирует взаимосвязь социального обеспечения военнослужащих и ветеранов, имеющих особые заслуги перед Отечеством и пользующихся специальными льготами. Для государственного социального обеспечения военнослужащих в последние годы важна демографическая функция, которая реализуется, в том числе, с помощью установления мер социальной защиты в виде единовременного пособия беременной жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего.
  5. На основе анализа дискуссионной в науке права социального обеспечения проблемы правового положения семьи в отношениях по социальной защите населения в диссертации поддержано мнение о необходимости признания ее правосубъектности и выявлено три варианта реализации членами семей военнослужащих предоставленных им прав. В первом случае осуществляется совместная реализация прав, предоставленных военнослужащему и членам его семьи, поскольку члены семьи военнослужащего не могут воспользоваться своими правами самостоятельно, без его участия. При этом реализация прав членов семьи военнослужащего может иметь как прямой (если право предназначено и самому военнослужащему, и членам его семьи), так и производный характер (если реализация права, предусмотренного для члена семьи военнослужащего, возможна лишь с помощью самого военнослужащего). Во втором случае те или иные права предоставляются непосредственно членам семьи военнослужащего, поэтому они могут воспользоваться ими независимо от волеизъявления других членов семьи. Таким образом, члены семьи военнослужащего самостоятельно реализуют закрепленные в законодательстве права, то есть имеет место самостоятельная правореализация. В третьем случае права отдельных членов семьи военнослужащего могут быть реализованы только при участии семьи в целом, при отсутствии волеизъявления военнослужащего. Данная модель правового регулирования предполагает уяснение позиций всех членов семьи военнослужащего в целях осуществления общего права. Речь идет о согласованной правореализации.
  6. Система социального обеспечения военнослужащих представляет собой результат дифференцированного подхода к правовому регулированию соответствующих общественных отношений. Критерии дифференциации правового регулирования социального обеспечения военнослужащих можно определить как систему юридически значимых факторов, учитываемых в процессе упорядочения соответствующих общественных отношений, с целью достижения наиболее полной компенсации социального риска посредством учета особенностей военно-служебной деятельности как формы реализации воинской обязанности и формы реализации права на труд. Дифференциация в сфере социального обеспечения военнослужащих осуществляется на основании различных критериев, имеющих как общий, так и специальный характер. Общие критерии применяются в отношениях по социальной защите иных категорий граждан, в первую очередь, тех лиц, которые реализовали свое право на труд посредством работы по трудовому договору или прохождения государственной службы. Специальные критерии связаны с особенностями военно-служебной деятельности. Классификация дифференцирующих критериев в отношениях по социальному обеспечению военнослужащих также производится с учетом традиционно используемых в трудовом праве оснований на объективные и субъектные. По степени значимости для целей правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих их следует разграничить на основные и дополнительные. Наиболее полно специфика дифференцирующих критериев в рассматриваемой сфере проявляется в результате их классификации в соответствии с категорией субъекта-получателя социальных предоставлений (к ним относятся не только лица, проходящие военную службу, но и граждане, уже прекратившие военно-служебные отношения) на 1) факторы, влияющие на объем и условия социальных предоставлений как в период прохождения военной службы, так и после увольнения с нее (основание поступления на военную службу, гражданство военнослужащего, воинское звание и должность военнослужащего, условия исполнения обязанностей военной службы, наличие особых заслуг перед Отечеством, общая продолжительность военной службы); 2) обстоятельства, определяющие объем и условия социальных предоставлений только в связи с увольнением с военной службы (основание увольнения с военной службы, причина повреждения здоровья или инвалидности военнослужащего, а также тяжесть повреждения его здоровья). Важность определения пределов дифференциации правового регулирования обусловлена тем, что использование слишком большого числа дифференцирующих факторов приводит к снижению эффективности регулятивного воздействия. В современных условиях при определении пределов дифференциации правового регулирования отношений по социальной защите населения должны учитываться 1)объективный характер воздействия того или иного обстоятельства на организм человека и условия его жизнедеятельности (особенности труда, климат, экологическая обстановка, повреждения здоровья и их тяжесть и т.д.); 2) значимость заслуг гражданина, его деятельности и достижений для общества и государства (с учетом оценки трудового вклада лица). Это условия, наличие которых позволяет рассматривать то или иное обстоятельство как необходимое и достаточное для установления особенностей правового воздействия на общественные отношения.
  7. Анализ конкретных критериев дифференциации правового регулирования дал возможность выявить различия, установленные в социальном обеспечении военнослужащих. Например, основание поступления на военную службу предопределяет разный подход к структуре мер социального обеспечения, предоставляемых лицам, проходящим военную службу по призыву и по контракту, и к определению размеров тех или иных выплат. Число социальных предоставлений, предусмотренных в отношении военнослужащих-контрактников, более значительно, что в силу краткосрочного характера службы по призыву вполне оправданно. Однако правила определения размеров пенсий для военнослужащих, проходивших службу по призыву, и членов их семей нуждаются в корректировке. С 1 января 2010 года они устанавливаются исходя из размера социальной пенсии. Такое решение является неоднозначным. В диссертации дана оценка эффективности применения размера социальной пенсии в качестве социального стандарта и обосновано предложение по установлению пенсий для лиц, проходивших службу по призыву, в твердой сумме, подлежащей обязательной индексации. Важным критерием дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих являются условия военной службы. В диссертации предложено рассматривать условия военной службы как объективные обстоятельства, в которых осуществляется исполнение обязанностей военнослужащих (воинских подразделений) и реализация стоящих перед ними задач, а также природно-климатические, экологические и иные особенности местности, в которой гражданин проходит военную службу. В процессе исследования причины инвалидности как одного из наиболее существенных дифференцирующих критериев сформулировано предложение по сокращению их числа. Не все предусмотренные в законодательстве причины инвалидности установлены обоснованно. В данном случае обоснованность выражается в закреплении правовых последствий выделения той или иной причины инвалидности. В сфере социальной защиты населения это означает формирование для отдельной группы лиц системы особых льгот и выплат (либо прав на иные виды социальной защиты), ориентированных на компенсацию последствий повреждения здоровья, имевшего место в результате определенных обстоятельств. Другим условием следует считать возможность четко отграничить одну причину инвалидности от другой на основе нормативных правовых актов о медицинской экспертизе. На сегодняшний день названные условия в отношении установления причин инвалидности лицам, проходившим военную службу, в полной мере не соблюдаются.
  8. В диссертации сделан вывод о необходимости включения положений, определяющих объем медицинских услуг, которые должны быть предоставлены военнослужащему, и условия лекарственного обеспечения, в содержание норм права, регламентирующих отношения по предоставлению военнослужащим медицинской помощи. Права военнослужащих в области оказания медицинской помощи в силу особенностей их статуса должны быть шире по объему, чем у иных граждан. Это может рассматриваться в качестве средства компенсации повышенного риска, которому они подвергаются при исполнении своих обязанностей, и обусловливается объективной необходимостью в дополнительной медицинской помощи и реабилитации в случае военной травмы или повреждения здоровья по иным причинам, связанным с военной службой. В Федеральный закон от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих) следует включить нормы, посвященные регламентации социального обеспечения военнослужащих в период болезни, и более четко формализовать процедуру освобождения их от исполнения служебных обязанностей в период временной нетрудоспособности (в том числе, посредством определения документов, подтверждающих нетрудоспособность военнослужащих).
  9. В работе предпринят анализ специальных видов обеспечения военнослужащих и членов их семей в случае утраты трудоспособности и потери кормильца, к числу которых относятся единовременные пособия, предусмотренные ст. 18 Закона о статусе военнослужащих, и выплаты в возмещение вреда, осуществляемые посредством использования гражданско-правовых механизмов. Гражданско-правовые механизмы возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, могут применяться одновременно с социально-обеспечительными. При этом компенсация причиненного вреда уже не может рассматриваться как единственная задача системы социальной защиты населения, так как вред возмещается и в гражданско-правовом порядке. Целью социальной защиты военнослужащих в данном случае является также обеспечение дополнительных возможностей в преодолении наступивших последствий такого вреда. Важно подчеркнуть, что социально-правовой механизм возмещения вреда предусмотрен как в отношении военнослужащих, так и для других категорий граждан: жертв политических репрессий и лиц, пострадавших от воздействия радиации. В диссертации разработаны концептуальные основы социально-правового механизма компенсации вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, а также выявлены следующие его особенности. 1) Компенсация вреда не всегда осуществляется лицом, виновным в его причинении. 2) Социально-правовой механизм не предполагает разграничения форм возмещения материального и морального вреда, на что указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ. 3)Некоторые выплаты, предоставляемые в порядке компенсации причиненного вреда, не защищены от инфляции (компенсации, установленные для реабилитированных граждан). 4) Компенсация причиненного вреда производится на началах солидарности. Автор разделяет высказанное в науке мнение о том, что социально-правовой механизм компенсации вреда не предполагает установление объема вреда в индивидуальном порядке, поскольку он определяется всеобщим способом. Данный признак также характеризует особенности социально-правового механизма компенсации вреда.
  10. Пенсионное обеспечение военнослужащих входит в состав государственного пенсионного обеспечения, которое можно определить как элемент пенсионной системы Российской Федерации, являющийся частью государственного социального обеспечения и представляющий собой совокупность отношений по выплате государством в лице уполномоченных им субъектов пенсий в целях исполнения своих обязательств перед теми гражданами, у которых право на пенсию возникло в результате длительного выполнения обязанностей государственной службы или иных обязанностей, имеющих высокую значимость (космонавты, работники летно-испытательного состава); причинения вреда их здоровью при выполнении обязанностей военной службы или иных обязанностей по защите Отечества; наличия особых заслуг перед Отечеством; либо вследствие радиационных или техногенных аварий; отсутствия иных средств к существованию в случае их нетрудоспособности. В диссертации исследуются положения Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Анализируются нормы, определяющие состав денежного довольствия для целей пенсионного обеспечения и закрепляющие институт пересмотра пенсий военнослужащих, который представляет собой предусмотренную взамен индексации форму увеличения размера пенсий в целях защиты их от инфляции в связи с повышением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и (или) расчетного размера пенсии. Обоснована целесообразность замены пересмотра пенсий их индексацией. Сделан вывод о том, что установление единого коэффициента индексации для заработной платы, денежного довольствия, пенсий и иных социальных выплат позволило бы наиболее полно реализовать принцип равенства в сфере защиты доходов граждан от инфляции, упростив ее механизмы.
  11. Комплексный подход к анализу дополнительного материального обеспечения, предусмотренного для компенсации военнослужащим отдельных видов расходов, позволил охарактеризовать систему материального обеспечения военнослужащих, основой которой является институт денежного довольствия. Ряд предоставляемых военнослужащим выплат входит в систему государственного социального обеспечения. Это надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; компенсация вместо санаторно-курортного лечения; компенсация проезда к месту отпуска и т.д. Отнесение названных сумм к системе социального обеспечения обусловлено их целевым назначением (компенсация риска несения повышенных социально-значимых расходов и риска материальной необеспеченности, обусловленного реформированием законодательства о льготах и недостаточным ростом основной части денежного довольствия). Предлагается разграничить систему оплаты воинского труда и систему социального обеспечения военнослужащих для уменьшения числа выплат, включаемых в состав денежного довольствия; обеспечить сокращение числа дополнительных выплат за счет повышения окладов по воинской должности и воинскому званию; предусмотреть антиинфляционный механизм защиты для дополнительных выплат и выплат компенсационного характера, которые должны сохранить свое значение.
  12. В развитие ранее высказанных в праве социального обеспечения точек зрения предоставление военнослужащим жилья рассматривается как вид социального обеспечения данной категории граждан. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения лиц, проходящих военную службу, признается одной из форм предупреждения социально-рисковых ситуаций. Взаимосвязь продолжительности военной службы и объема предоставляемых гражданам жилищных прав стимулирует их к продолжению военно-служебных отношений. Социальное обеспечение военнослужащих предполагает особые способы обеспечения жильем (государственные жилищные сертификаты), эффективность которых позволила распространить их на отношения по жилищному обеспечению иных категорий граждан.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1.Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужа-щих: Монография. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2009 (24 п.л.).

2.Социальная защита населения в РФ: Практикум. Омск: ОмГУ, 2001 (в соавторстве с М.Ю. Федоровой) (10,4 п.л. / вклад автора – 7,1 п.л.).

3.Альбом схем по курсу «Социальная защита населения в РФ». Омск: ОмГУ, 2002 (10 п.л.).

4.Социальная защита инвалидов в РФ: правовое регулирование: Учебное посо-бие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 (13,58 п.л.).

5.Военное право: Программа спецкурса и задания к практическим занятиям. Омск: ОмГУ, 2002 (в соавторстве с В.М. Степашиным) (3,3 п.л. / вклад автора – 2,8 п.л.).

6.Пенсионное обеспечение в РФ: Учебно-методическое пособие. Омск: ОмГУ, 2004 (в соавторстве с М.Ю. Федоровой, М.Г. Седельниковой, А.М. Хвостунцевым, Н.А. Соколовой, Д.А. Сторожуком) (12,5 п.л. / вклад автора – 5 п.л.).

7.Социальная защита населения в Российской Федерации: Практикум. Омск: ОмГУ, 2007 (в соавторстве с О.С. Курченко, М.Г. Седельниковой, Д.А. Сторожуком, М.Ю. Федоровой, А.М. Хвостунцевым) (17 п.л. / вклад автора – 2,83 п.л.).

8.Военное право: Учебное пособие. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008 (18,2 п.л.).

9.Военное право: Практикум. Омск: ОмГУ, 2008 (6,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, ре-комендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертационных исследований

10.Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности // Журнал российского права. 2004. № 2 (0,8 п.л.).

11.Проблемы правового регулирования предоставления отсрочек от призыва на военную службу // Журнал российского права. 2005. № 1 (0,7 п.л.).

12.Контракт о прохождении военной службы как соглашение о труде // Российский юридический журнал. 2006. № 4 (0,8 п.л.).

13.Реализация права на одновременное получение двух пенсий // Российский юридический журнал. 2009. № 1 (0,6 п.л.).

14.Санаторно-курортное лечение в системе охраны здоровья военнослужащих // Современное право. 2009. № 2 (0,35 п.л.).

15.Особенности реализации военнослужащими права на образование // Право и образование. 2009. № 6 (0,9 п.л.).

16.Особенности правового статуса призывных комиссий // Право в Вооруженных Силах – Военное обозрение. 2009. № 7 (0,8 п.л.).

17.Военнослужащие и члены их семей как субъекты правоотношений по социальному обеспечению // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4 (13). (0,38 п.л.).

18.Правовые механизмы антиинфляционной защиты денежных доходов граждан в сфере труда и социального обеспечения // Российский юридический журнал. 2010. № 1 (1 п.л.).

19.Основания поступления на военную службу как критерий дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. Выпуск 1 (7) (0,92 п.л.).

Иные публикации

20.Современное законодательство о льготах для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны // Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне. Омск: Изд-во педагогического университета, 2001 (0,3 п.л.).

21.Правовые средства управления социальными последствиями военной реформы // Судебно-правовая реформа в РФ: сборник научных трудов. Омск: ОмГУ, 2002 (0,3 п.л.).

22.Правовые проблемы реформирования системы социальной защиты военнослужащих // Военная служба в России: история, современное состояние и проблемы реформирования: Материалы российской научно-практической конференции. Уфа: Восточный университет, 2003 (0,1 п.л.).

23.Правовые проблемы реализации конституционного права на пенсию по случаю потери кормильца-военнослужащего // Конституция РФ 1993 г. и развитие отечественного государства и права. Ч. II: Сборник материалов международной научной конференции. Омск: ОмГУ, 2003 (0,3 п.л.).

24.Проблемы социальной защиты военнослужащих в условиях глобализации // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы: Тезисы научных докладов международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрГЮА, 2004 (0,5 п.л.).

25.Трудовые права граждан, проходящих военную службу по контракту // Проблемы правового регулирования трудовых отношений. Часть I. Омск: ОмГУ, 2004 (0,5 п.л.).

26.Проблемы повышения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 (0,6 п.л.).

27.Социальная защита военнослужащих в условиях военной реформы // Реформы в России: история и современность: Сборник материалов Международной научной Интернет-конференции / Отв. редактор М.П. Клейменов. Омск: ОмГУ, 2004 (0,3 п.л.).

28.Семья в системе отношений по социальной защите военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2005. № 3 (4) (1 п.л.).

29.Дисциплинарная ответственность в законодательстве о труде и военной службе // Теоретические и практические проблемы применения законодательства о труде и социальном обеспечении: Сборник материалов общероссийской научно-практической конференции 1-2 декабря 2005 г. / Отв. ред. М.Ю. Федорова. Омск: ОмГУ, 2005 (0,5 п.л.).

30.Страховой интерес и субъекты обязательного государственного страхования военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2005. № 4 (5) (1 п.л.).

31.Право военнослужащих на социальное обеспечение и гарантии его реализации в условиях военной реформы // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (0,6 п.л.).

32.Субъект материальной ответственности в законодательстве о воинской обязанности и военной службе // Актуальные проблемы юридической науки: Тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.Н. Тарбагаев. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005 (0,4).

33.Материальная ответственность в трудовом и военном законодательстве // Российский ежегодник трудового права. № 1. 2005 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Издательский Дом СПбГУ, Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2006 (1 п.л.).

34.Компенсационные выплаты в системе материального обеспечения военнослужащих // Реформа социальных льгот: проблемы реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 / Отв. ред. М. Ю. Федорова. Омск: ОмГУ, 2006 (0,5 п.л.).

35.Правовой нигилизм как фактор, препятствующий надлежащей реализации трудовых и социальных прав военнослужащих // Сборник материалов межвузовской конференции. Омск: Омская академия МВД России, 2006 (0,4 п.л.).

36.Социальное обеспечение военнослужащих в условиях военной реформы // Право и политика: история и современность: Материалы международной научной конференции / Отв. ред. В.В. Кожевников. Омск: Омская академия МВД России, 2006 (0,4 п.л.).

37.Международно-правовое регулирование социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы // Проблемы международного и сравнительного трудового права и права социального обеспечения: Сборник материалов научно-практической конференции 20-21 октября 2006 г. / Отв. ред. М.Ю. Федорова. Омск: ОмГУ, 2006 (0,4 п.л.).

38.Основные направления развития социального обеспечения военнослужащих // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (0,5 п.л.).

39.Понятие государственного пенсионного обеспечения // Российский ежегод-ник трудового права. № 2. 2006 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Издательский Дом СПбГУ, Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007 (1,0 п.л.).

40.Проблемы реформирования отношений по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10) (1 п.л.).

41.Медицинская помощь в системе социальной защиты военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 2 (11) (0,8 п.л.).

42.Юридическое значение выслуги лет в системе социальной защиты

военнослужащих // Проблемы развития юридической науки и российского

законодательства: тезисы докладов научной конференции. Пермь, 2007 (0,2 п.л.).

43.Проблемы применения законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу по контракту // Проблемы правоприменения в современной России: Сборник материалов научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2007 (0,4 п.л.).

44.Причина инвалидности как критерий дифференциации отношений по социальной защите военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 4 (13) (0,6 п.л.).

45.Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2008: Материалы X международной научно-практической конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2008 (0,2 п.л.).

46.Гарантии реализации права на жизнь в законодательстве о социальной защите военнослужащих // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2008 (0,5 п.л.).

47.Теоретические проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере обороны // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 2 (15) (1 п.л.).

48.Некоторые проблемы совершенствования законодательства об исчислении пенсий военнослужащим // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16) (0,5 п.л.).

49.Государственное социальное обеспечение военнослужащих: система и функции // Современное законотворчество и правоприменение: тезисы докладов международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию юридического факультета Пермского государственного университета (г. Пермь, ПГУ, 17 октября 2008 г.). Пермь: ПГУ, 2008 (0,2 п.л.).

50.Специальные виды социального обеспечения военнослужащих в случае утраты трудоспособности // Доклады и выступления. Конференция, посвященная 100-летию профессора Н.Г. Александрова, 19-20 июня 2008 года. М.: Издательский дом «Правоведение», 2008 (0,25 п.л.).

51.Основание увольнения с военной службы как критерий дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы пятой Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2009 (0,4 п.л.).

52.Социальные риски как основания социального обеспечения военнослужащих // Российский ежегодник трудового права. 2008. № 4 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009 (0,75 п.л.).

53.Развитие законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 1 (18) (1 п.л.).

54.Правовое регулирование независимой военно-врачебной экспертизы // Военно-юридический журнал. 2009. № 8 (0,45).

55.Принципы правового регулирования отношений по государственному социальному обеспечению военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 2 (19) (0,7 п.л.).

56.Правовое регулирование лекарственного обеспечения военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 2 (19) (0,45 п.л.).

57.Теоретические проблемы совершенствования правового регулирования отдельных видов медицинских экспертиз // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. Выпуск 3 (5) (в соавторстве с Н.А. Соколовой) (1,34 / вклад автора – 0,67 п.л.).

58.Правовые критерии тяжести повреждения здоровья военнослужащего в системе государственного социального обеспечения // Современное состояние российского законодательства: проблемы и пути совершенствования: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 23 октября 2009 года). Пермь: ПГУ, 2009 (0,2 п.л.).

59.Социально-экономические права военнослужащих в контексте конституционных приоритетов социальной политики // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 16 ноября 2009 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009 (0,3 п.л.).

60.Антиинфляционные механизмы в законодательстве о социальном обеспечении военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). (0,55 п.л.).

61.Жилищное обеспечение как способ компенсации социального риска военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21) (1,1 п.л.).

62.Основные направления совершенствования законодательства о воинской обязанности // Право и политика: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции, 27-28 марта 2009 года. Омск: Омская академия МВД России, 2009 (0,33 п.л.).

63.Формирование и развитие социальных стандартов в пенсионной системе Российской Федерации // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: Материалы шестой Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010 (0,5 п.л.).