2. Специфика социально-культурной инновации состоит в том, что она представляет собой процесс продуцирования нововведений в культуре, предполагающий, в первую очередь системные изменения в жизни общества в целом (снижение вероятности рисков, противодействие нестабильности, создание условий для устойчивого развития и др.). Этот процесс охватывает изменения в технологической системе социально-культурной деятельности, прежде всего на уровне деятельности учреждений культуры и образования, создающих условия для повышения социальной консолидации, оптимизации процессов культурной жизни, формирования креативных личностей, способных в долговременной перспективе к разработке и осуществлению инноваций. Это дает возможность выявления инновационного потенциала педагогической системы социально-культурной деятельности, в которой конкретизируются действия по разработке и внедрению инноваций.
3. Социально-культурная инноватика - это область научного знания о закономерностях возникновения и развития инноваций субъектов социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и образования при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового.
Объект социально-культурной инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в сфере культуры, обеспечивающий формирование качественно новых условий организации и повышения эффективности социально-культурной деятельности. Предмет социально-культурной инноватики - инновационное развитие социально-культурной сферы, т.е. совокупность педагогических условий, ресурсов, средств и закономерностей, связанных с разработкой, освоением и введением организационно-педагогических новшеств в социально-культурную деятельность учреждений культуры и образования.
4. В структуре социально-культурной инноватики выделяются три уровня, имеющие специфический компонентный состав:
- методологический уровень - объединяет главные составляющие методологии: социальные цели; философско-культурологические идеи, определяющие сущность инноваций как механизма социокультурной динамики; педагогические идеи, определяющие ценностно-целевую основу реализации инноваций в социально-культурной сфере;
- инструментально-теоретический уровень - объединяет положения общей инноватики о закономерностях разработки, внедрения и распространения инноваций; положения теории социально-культурной деятельности об особенностях применения педагогических категорий и принципов в социально-культурной инноватике; о разработке и внедрении инноваций в социально-культурной сфере; о технологии осуществления инновационной деятельности в социально-культурной сфере; понятийно-категориальный аппарат, в котором отражается специфика предметной области социально-культурной инноватики;
- технологический уровень - определяет в социально-культурной инноватике наличие следующих составляющих: методы научного исследования как инструмент научного поиска, научного решения задач социально-культурной инноватики; методы проектирования и внедрения, распространения и прогнозирования результатов инноваций в социально-культурной сфере; принципы и методы, реализуемые в процессе инновационной деятельности в социально-культурной сфере; принципы и методы интерпретации результатов культурно-воспитательной деятельности и последствий внедрения инноваций; показатели и критерии оценки эффективности качества результатов инновационной деятельности субъектов изменений в социально-культурной сферы.
5. Функции социально-культурной инноватики:
- объяснительная - описание и объяснение природы изменений социокультурных фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются закономерности инновационного процесса, его принципы, модели и т.д.);
- прикладная (внедренческая) - внедрение новшеств в социально-культурную сферу на основе фундаментальной разработки технологий инновационной деятельности, т.е. описания процесса, рассчитанного на получение заданного результата социально-культурной деятельности;
- прогностическая - обоснованное предвидение развития социально-культурной деятельности и рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию;
- поисково-творческая - обновление и открытие нового состояния исследуемого объекта, принципиального нового способа решения имеющихся проблем теории и практики.
6. Социально-культурные инновации как особый класс социальных технологий могут охватывать всю систему социально-культурной деятельности или проникать в ее отдельные составляющие, такие как подсистема социально-культурного менеджмента (стратегическое и тактическое программирование деятельности, процедуры управления); подсистема ресурсов социально-культурной деятельности; технологическая подсистема творческо-производст-венного процесса в учреждениях культуры и образования; социально-психологическая подсистема, учитывающая особенности взаимодействия участников социально-культурной деятельности; личностная подсистема социально-культурной деятельности. Специфику системы социально-культурных инноваций определяют базовые принципы системного подхода (принципы целостности; неаддитивности; синергичности; эмерджентности; мультипликативности; взаимодействия и взаимозависимости системы и внешней среды; структурности и иерархичности; непрерывности функционирования и эволюции; саморазвития; целенаправленности; адаптивности; альтернативности; преемственности; субъектности инноваций; надёжности и др.).
7. Личностная подсистема социально-культурных инноваций развивается на основе инновационного потенциала личности как совокупности различных ресурсов и потенций (когнитивных, компетентностных, экзистенциальных и др.), которые необходимы личности для осуществления инновационной деятельности и проявляются в их взаимосвязи, взаимодополняемости, взаимодействии, рождающем новые эмерджентные системные свойства и синергийные эффекты (позитивное отношение к инновационным процессам и инновационным ценностям; восприимчивость к нововведениям; уровень инновационной активности; готовность к освоению новшеств). В состав базовых личностных компонент инновационного потенциала личности входят: ценностно-смысловой, интеллектуальный, креативный, эмоционально-чувственный, субъектно-деятельностный уровни, а в составе базовых социальных детерминант (факторов) - политико-субъективный, экономико-субъективный, социально-культурный, государственного протекционизма творчества.
8. Технологии развития социально-культурных инноваций применительно к организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для социально-культурной сферы, определяются задачами формирования культурной среды творческого вуза и инновационного потенциала личности, разработками инновационных социально-культурных проектов. Комплексное и целенаправленное социальное воздействие на составляющие инновационного потенциала личности обеспечивается сочетанием различных техник и технологий, в том числе таких как индивидуальное обучение инновационному самоменеджменту, овладение системами творческой деятельности, обучение художественному творчеству («мастер-ученик», мастерская школа и т. п.); режиссура педагогической деятельности; индивидуальное и коллективное социально-культурное проектирование.
1.Малянов Е.А. Региональное образование в условиях современных социальных трансформаций: инновационный контекст: монография. Пермь: ООО «Пермское книжное издательство», 2009. 180 с.
2.Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в культурном пространстве региона: монография. Пермь: ПГИИК, 2010. 342 с.
3.Малянов Е.А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика нововведений в социально-культурной сфере: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2010. 300 с.
Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ
4.Малянов Е.А. Культурная среда вуза – основа инновационного развития профессионального образования // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. № 4. С. 126-134.
5.Малянов Е.А. Социально-культурная инноватика и инновационный потенциал личности // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 1. С. 39-43.
6.Малянов Е.А. Социально-культурная инноватика как направление научных исследований // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 96-99.
7.Малянов Е.А. Духовный потенциал культурной среды творческого вуза // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 6. С. 90-95.
8.Малянов Е.А. Сохранение и развитие русской культуры в условиях модернизации российского общества // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. № 6. С. 38-44.
9.Малянов Е.А. Социально-культурная инноватика: становление нового направления инновационных исследований // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. № 5. С. 83-88.
10.Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в пространстве современной культуры (отклик на статью Т. Ф. Берестовой) // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. № 4. С. 97-106.
11.Малянов Е.А. Развитие образования и производительных сил в России: региональный проект // Альма матер (Вестн. высшей школы). 2001. № 6. С. 3-8.
12.Малянов Е.А. Вуз искусства и культуры в ХХI веке (тенденции и интенции) // Альма матер (Вестник высшей школы). 2003. № 7. С. 10-15.
13.Малянов Е.А., Писманик М.Г. Духовность в центре дискуссий // Вопросы культурологии. 2010. № 12. С. 113-117.
14.Малянов Е.А. Специфика социально-культурной инноватики: интеграционный аспект // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2010. № 6. С. 76-83.
Статьи, материалы докладов на международных и межвузовских научных конференциях и форумах
15.Малянов Е.А. «Выращивание» управленцев как основа реформирования регионального образования // Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования: мат-лы докладов зонал. науч.-практ. конф., 8-10 июля 1993 г. Пермь, 1993. С. 32-35.
16.Малянов Е.А. Инновации в образовании: от идеи до воплощения: мат-лы науч.-практ. конф. педагогов-новаторов Перм. обл. Пермь, 1994. Вып. 1. С. 3-5.
17.Малянов Е.А. Концепция программы стабилизации и развития образования Пермской области на период 1995-2000 гг. Пермь, 1994. 34 с.
18.Maljanov E.A. International contacts (co-operation) in the sphere of education // Uddannelse baseret pa demokratiske principper: Frederiksborg Amt Uddannelseskonference 22-25 marts 1994 = Образование основанное на демократических принципах. Пермская область: конф. по образованию 22-25 марта 1994 г. Frederiksborg, 1994. Р. 19-22.
19.Maljanov E.A. School in the regime of development // Uddannelse baseret pa demokratiske principper: Frederiksborg Amt Uddannelseskonference 22-25 marts 1994 = Образование основанное на демократических принципах. Пермская область: конф. по образованию, 22-25 марта 1994 г. Frederiksborg, 1994. Р. 69-71.
20.Малянов Е.А. Новые горизонты регионального образования. О подходах к разработке программы развития образования Пермской области на 1996-99 годы // Профи. Пермь, 1994. № 3. С. 1-5.
21.Малянов Е.А. Типология процессов развития образования // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: мат-алы науч.-практ. конф., Москва, 25-27 мая 1994 г. М., 1994. С. 23-25.
22.Малянов Е.А. «Контрольная» для взрослых. Вместо предисловия // Дети Прикамья сами о себе: мат-лы обл. социол. исслед. «Откровенный разговор». Пермь, 1995. С. 4-6.
23.Малянов Е.А. Международные связи в сфере образования: сотрудничество ради образования // Инновации в образовании: от идеи до воплощения: мат-лы II науч.-практ. конф. педагогов-новаторов Перм. обл. Пермь, 1995. Вып. 2. С. 59-62.
24.Малянов Е.А. Становление и развитие системы непрерывного экономического образования в Пермском регионе (организационно-управленческий аспект) // Становление и развитие экономического образования на Западном Урале: мат-лы докладов науч.-практ. конф. Пермь, 1996. С. 6-10.
25.Малянов Е.А. Контуры региональной образовательной политики // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.88-98.
26.Малянов Е.А. [и др.] Проектно организованная программа, принципы ее разработки и реализации // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С. 77-88.
27.Малянов Е.А. Управление инновационной образовательной деятельностью как творчество // Эмоции, творчество, искусство: тр. Междунар. симп. Пермь, 1997. С. 66-68.
28.Малянов Е.А. Interacting selves through literary texts = Взаимодействие различных «Я» через литературные тексты // Информационное мировоззрение и эстетика: тр. Междунар. науч. симп. «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход». Таганрог: Таганрог. гос. радиотех. ун-т, 1998. С. 294-311. (на англ. яз.).
29.Малянов Е.А. Культура и образование как факторы устойчивого развития региона: (политико-управленческий аспект) // Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусств и культуры накануне XXI века: доклады и сообщ. науч., науч.-метод. и науч.-практ. конф. ПГИИК 1998-1999 гг. Пермь, 2000. Ч. I. С.3-8.
30.Малянов Е.А. Творчество как культурный императив ноосферного развития общества // Творчество в образовании, культуре, искусстве: мат-лы Междунар. науч. конф. в честь 25-летия Перм. гос. ин-та искусства и культуры. Пермь, 2000. С.11-13.
31.Малянов Е.А. Транссферная ориентация образования как социокультурная модель устойчивого развития региона: управленческий аспект // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. Пермь, 2001. Вып. 2. С. 75-84.
32.Малянов Е.А. Вузы Прикамья и Пермский регион: контуры эффективного взаимодействия // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале: мат-лы докладов и сообщ. отчет. науч.-практ .конф. Пермь, 2002. С. 3-8.
33.Малянов Е.А. Инновационный самоменеджмент: культура творчества профессионала-новатора // Личность, креативность, искусство. Пермь, 2002. С. 32-47.
34.Малянов Е.А. Концептуальные основания муниципальной социально-культурной политики (проектные предложения к разработке стратегии развития г. Перми) // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. Пермь, 2003. Вып. 3. С. 44-62.
35.Малянов Е.А. Развивающее и развивающееся образование: областная целевая программа «Вузы и регион 2003-2005 годы» // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. Пермь, 2003. Вып.3. С. 14-21.
36.Малянов Е.А. Эстетические и педагогические взгляды Д. Кабалевского и стратегические ориентиры вуза искусства и культуры // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Художественное образование: инновации и традиции», посвящ. 100-летию Д. Кабалевского: в 2 ч. Пермь, 2004 Ч. 1. С. 86-90.
37.Малянов Е.А. Культуросозидающий потенциал учебного процесса вуза искусства и культуры (начала анализа) // Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы: мат-лы науч.-метод. конф.: в 2 ч. Пермь, 2004. Ч. 2: Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса в вузе искусства и культуры. С. 3-13.
38.Малянов Е.А. Вуз искусства и культуры в ХХI веке (тенденции и интенции) // Во времени истории и в пространстве культуры [к 30-летию ПГИИК]. Пермь, 2005. С. 66-73.
39.Малянов Е.А. Культурная среда вуза // Во времени истории и в пространстве культуры [к 30-летию ПГИИК]. Пермь, 2005. С. 120-127.
40.Малянов Е.А. Пермская региональная общественная организация «Русское национально-культурное общество»: начало пути // Русский мир: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение уникальных черт русской культуры и развитие русского этноса в современном обществе» / под ред. С.В. Неганова. Пермь, 2005. С. 186-191.
41.Малянов Е.А., Ковалева Г.В. Психологические исследования креативности личности и задачи креативной педагогики в вузе искусства и культуры // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. / ред. кол.: З. Е. Воробьева [и др.]. Пермь, 2005. Вып. 4. С. 69-79.
42.Малянов Е.А. Социально-культурные факторы формирования творческой личности (наброски к исследованиям по культурологии креативности) // Мат-лы Междунар. конгр. по креативности и психологии искусства / под. ред. Е.А. Малянова [и др.]. М.: Смысл, 2005. С. 63-67.
43.Малянов Е.А. Вуз культуры и искусства как фактор устойчивого развития // Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: сб. ст. Междунар. симп. М.: Издат. дом МГУКИ, 2007. Т. 1. С. 106-115.
44.Малянов Е.А. АУ как организационно-экономический механизм реализации новой социально-культурной политики (проблемно-прогностический дискурс) // Alma mater. 2007. № 1. С. 3-8.
45.Малянов Е.А. Во имя возрождения и обновления // Русский мир. 2006. № 1. С. 1, 4-5.
46.Малянов Е.А. Маркетинг вуза искусства и культуры: культурнообразовательные детерминанты // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Культурологическое образование: история, перспектива и современные традиции», посвящ. 100-летию Д.С. Лихачева. Пермь, 2006. С.38-41.
47.Малянов Е.А. Народная культура как фактор этнонационального самосознания и самоопределения в России: сущность, проблемы, опыт, перспективы // Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы. Пермь, 2006. С. 10-19.
48.Малянов Е.А. О некоторых подходах к разработке стратегии культурного развития Пермского края // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. Пермь, 2007. Вып. 5. С. 79-98.
49.Малянов Е.А. Проект «Пермь – культурная столица Поволжья 2006 г.» и развитие культурного туризма в регионе: нереализованные возможности // Развитие профессионального туризма в РФ: проблемы и решения: сб. ст.: в 2 т. / науч. ред. Е.А. Малянов. Пермь, 2007. Т. 2. С. 33-40.
50.Малянов Е.А. Русская культура как основа духовной общности и единства народов России // Русский мир: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. «Русская культура и русская история как фактор духовного единения народов России». Пермь, 2007. Вып. 4. С. 11-14.
51.Малянов Е.А. К вопросу о взаимодействии этнокультурного и национально-культурного (теоретико-прикладной аспект) // Русский мир: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Русская культура в цивилизованном измерении», посвящ. 285-летию г. Перми и 450-летию начала деятельности Строгановых в Перм. крае, Пермь, 11 июня 2008 г. Пермь, 2008. Вып. 5. С. 8-16.
52.Малянов Е.А. К вопросу о культуросозидающем потенциале вуза искусства и культуры // The Summary Record Of International Conference «Universities of culture & arts in the integrated world» = Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: стратегии диалога культур: сб. ст. Междунар. симп., Вьетнам, 22 окт. – 1 нояб. 2008 г. / ред.: Л.П. Баскакова, Г.В. Макарова, Е.Г. Николаева. М., 2008. С. 170-180;
53.Малянов Е.А. К вопросу о культуросозидающем потенциале вуза искусства и культуры // The Summary Record Of International Conference «Universities of culture & arts in the integrated world» = Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: стратегии диалога культур // Культура и образование. 2008. № 4. С. 13-21.
54.Малянов Е.А. Культура и инновационная экономика (реактивные размышления) // Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / ред. Е.М. Березина. Пермь: ПГИИК, 2008. С.3-15.
55.Малянов Е.А. «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово...!»: федер. целевая программа «Русский язык» и культурная инициатива ПГИИК // Русское слово: восприятие и интерпретации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Пермь: ПГИИК, 2009. Т. 1. С. 10-24.
56.Малянов Е.А. Современный институт искусства и культуры: сочетание традиций и инноваций как условие устойчивого развития вуза // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новый «Шелковый путь» к культуре без границ: мат-лы Междунар. симп. (18 – 24 мая 2009 г.; респ. Корея). М.; Ёнгволь, 2009. С. 412-417.
57.Малянов Е.А. Формирование светской духовности у студенческой молодежи в культурной среде творческого вуза // Духовность, достоинство и свобода человека в современной России: философско-этнические, религиозные и культурологические аспекты: тр. Междунар. науч. симп.-диалога.: в 2 ч. Пермь: ПГИИК, 2009. Ч. 2. С. 125-143.
58.Малянов Е.А. Креативность в контексте формирования инновационного потенциала личности // Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования: мат-лы докладов Всерос. науч. конф. (27-29 сентября 2010 года, Пермь). М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 300-309.