Осуществление и повышение эффективности процесса подготовки специалистов на основе использования личностно ориентированных технологий обеспечивается при реализации следующей совокупности педагогических условий: активизации ценностного и оценочного отношения студентов к учебной деятельности и ее результатам на рефлексивной основе; определяющей роли личностно ориентированных заданий в выборе предметного содержания вузовских курсов по критерию его ценности для потенциального личностного развития студентов; организации ситуаций, направленных на продуктивное сотрудничество преподавателя и студентов и совместный поиск при выполнении комплекса творческих заданий; установлении субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом.
2. Перечень процессов, используемых в СМК, определяется набором требований, к числу которых относятся нормативные акты, практика функционирования СМК родственных вузов, потребностями и особенностями системы высшего образования в регионе.
Современные подходы к управлению качеством подготовки специалистов в вузе предполагают использование процессного подхода, предусматривающего идентификацию основных и вспомогательных процессов, задание их входов и выходов, владельцев, параметров и требований к ресурсам. Образовательный процесс с точки зрения менеджмента качества является специфическим процессом, к которому трудно применить все требования, предъявляемые к процессам в управлении качеством. Использование процессного подхода в управлении качеством образовательного процесса возможно только в отношении процессов, его обеспечивающих.
СМК подготовки специалистов в вузе с помощью процессного подхода становится успешной только тогда, когда осуществляется перевод требований к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускника в конкретные образовательные результаты, сформулированные в форме владения способами (технологиями) профессиональной деятельности, проверяемые в рамках государственной итоговой аттестации и инструменты оценки степени их достижения; определяются планируемые промежуточные результаты обучения по всем разделам учебного плана и способы оценки достижения этих результатов, с установлением «входов» и «выходов» между изучаемыми дисциплинами; большая часть промежуточных результатов обучения по всем разделам учебного плана на завершающих этапах обучения представляется в форме владения способами (технологиями) профессиональной деятельности; в процессе разработки планируемых результатов учебной деятельности по всем разделам учебного плана используется единая таксономия, обеспечивающая ориентацию деятельности преподавателей и студентов на формирование и освоение технологий профессиональной деятельности;
3. Эффективное функционирование СМК вуза возможно на основе использования методов коллективной работы над документами, описывающими процессы в вузе, в рамках системы электронного документооборота, функционирующего в информационной образовательной среде вуза, построенной на основе технологий web 2.0;
4. Для использования автоматизированных средств пропедевтической обработки документов необходимо проведение унификации и стандартизации в рамках вуза документов, описывающих процессы СМК.
Реализация СМК подготовки специалистов в вузе связана с разработкой методики документирования основного состава организационно-распорядительных документов системы менеджмента качества: Политики в области качества, Руководства по качеству, документированных процедур, структурно-функциональных диаграмм и карт процессов.
5. Успешное функционирование СМК в информационной образовательной среде вуза возможно при условии специальной подготовки персонала вуза к работе с этой системой. Содержание курса подготовки должно включать в себя изучение теории качества, принципов работы с коммуникациями и электронным документооборотом.
1.Рубцова С.Ю. Система применения информационных технологий как средство повышения качества образования в вузе // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2009. - № 3. – С. 22-25 (0,6 п.л.),
2.Рубцова С.Ю. Комплекс дидактических условий внедрения в образовательный процесс информационных технологий // Информатика и образование. – 2009. - № 6. – С. 124-126 (0,5 п.л.),
3.Рубцова С.Ю. Информационно-гуманистическая парадигма образования будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 15. – С.26-36 (0,8 п.л.),
4.Рубцова С.Ю. Развитие учебных навыков и умений студентов средствами информационных и коммуникационных технологий // Информатика и образование. – 2009. - № 11. – С. 119-121 (0,4 п.л.),
5.Григорьев С.Г., Григорьева К.С., Гриншкун В.В., Козловских Л.А., Наумов И.В., Рубцова С.Ю., Русинов А.С. Социальные сети в образовании // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования. – 2010. - №1(19). – С. 99-106,
6.Рубцова С.Ю., Медведенко Н.В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании, 2008. - № 2. - С. 19-23 (0,6 п.л., авторское участие – 0,3 п.л.),
7.Рубцова С.Ю., Медведенко, Н.В. Основные преимущества и противоречия рейтинговой системы мониторинга учебных достижений студентов вуза // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). - 2008. - № 6. - С. 77-83. (0,8 п.л., авторское участие – 0,4 п.л.),
8.Рубцова, С.Ю., Медведенко Н.В. Мониторинг как функция управления качеством образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 6. - С. 341-348. (0,7 п.л., авторское участие – 0,35 п.л.),
9.Рубцова С.Ю., Медведенко, Н.В. Совершенствование контроля знаний и учета успеваемости студентов в контексте Болонского процесса (Из опыта внедрения европейской системы накопления и переноса кредитных единиц и модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов) // Высшее образование сегодня - 2008. – № 2 - С. 44-50. (0,8 п.л., авторское участие – 0,4 п.л.),
10. Медведенко, Н.В., Рубцова С.Ю. Педагогическая диагностика, ее уровни и функции в управлении качеством образования // Профессиональная школа. - 2008. – № 3 - С.28-34. (0,6 п.л., авторское участие – 0,3 п.л.),
II. Монографии, учебные пособия
11. Рубцова, С.Ю. Формирование системы менеджмента качества в вузе в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000: Монография -М.: Компания Спутник+, 2008. - 303 с. (18,9 п.л.),
12. Рубцова С.Ю. Информационные технологии как средство повышения качества образования в вузе: Монография. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типогр., 2009. – 171 с. (10,7 п.л.),
13. Рубцова С.Ю. Влияние информационной образовательной среды вуза на развитие и саморазвитие личности студента: Монография – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типограф., 2008 - 155 с. (9,75 п.л.),
14. Рубцова С.Ю. Управление качеством образования в вузе на основе педагогического диагностирования: Монография. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типогр., 2008. – 201 с. (12,6 п.л.),
15.Рубцова, С.Ю., Русинов, А.С. Формирование системы менеджмента качества в информационной образовательной среде вуза: учебно-методическое пособие.- Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинской областной типографии, 2009. – 56 с. (3,5 п.л., авторское участие – 2 п.л.),
16. Рубцова, С.Ю. Элементы педагогического менеджмента в процессе обучения специалистов: учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинской областной типографии, 2007 - 198 с. (12,5 п.л.),
17. Рубцова С.Ю., Медведенко Н.В. Технология подготовки специалистов на основе модульно-рейтинговой системы обучения: Учебно-методическое пособие– Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типогр., 2008 - 155 с. (9,7 п.л., авторское участие – 4,9 п.л.),
18. Рубцова, С.Ю. Основы педагогики, воспитания и обучения в педагогическом процессе: Учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типогр., 2008 - 322 с. (20,1 п.л.),
19. Рубцова, С.Ю. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по психологии и педагогике: учебное пособие. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типогр., 2008. – 110 с. (6,9 п.л.),
20. Рубцова, С.Ю. Программно-методические материалы по дисциплине Психология и педагогика: учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сах. обл. типогр., 2008. - 77 с. (4.8 п.л.),
III. Статьи в журналах, научных, научно-методических сборниках, трудах и материалах конференций
21. Рубцова С.Ю. Формирование мотивации студентов к применению информационных и коммуникационных технологий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2009. - № 2 (18). – С.72-81 (0,6 п.л.),
22. Рубцова С.Ю. Информационный педагогический мониторинг как условие повышения качества подготовки специалиста // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2009. - № 2 (18). – С. 113-122 (0,8 п.л.),
23. Рубцова, С.Ю. Системы управления качеством образования в вузах // «Научный поиск – 2005: новые направления и результаты исследований». Материалы X городской науч.-практ. конфер. преподавателей и студентов 18-19 марта 2005 г. Ч. I. –Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2005 г. - С. 12-15. (0,4 п.л.),
24. Рубцова, С.Ю. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды // «Стратегический курс развития экономики и кадрового потенциала Сахалинской области в континууме стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Материалы II-й Междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. –Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2005. - С. 34-38. (0,4 п.л.),
25. Рубцова, С.Ю. Системы управления качеством образования по направлениям и специальностям профессиональной подготовки в вузе как базовые объекты модернизации // «Научный поиск – 2007: новые направления и результаты исследований». Материалы XII городской научно-практической конференции преподавателей и студентов. Ч. I. –Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2007 г. - С. 43-47 (0,4 п.л.),
26. Рубцова, С.Ю. Технологическое содержание проблемно-ориентированного внутривузовского мониторинга // «Научный поиск – 2008: новые направления и результаты исследований». Материалы XIII городской научно-практической конференции преподавателей и студентов. Ч. I –Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2008 г. - С. 18-23. (0,4 п.л.),
27. Рубцова, С.Ю. Рейтинговые системы мониторинга образовательных достижений студентов // «Научный поиск – 2008: новые направления и результаты исследований», XIII городская научно-практическая конференция преподавателей и студентов 17-23 марта 2008 г. Ч.1. –Южно-Сахалинск: ЮСИЭПИ, 2008 г. - С. 23-27. (0,4 п.л.),
28. Рубцова, С.Ю. Процессные аспекты системы менеджмента качества в вузе / С.Ю. Рубцова, Н.В. Медведенко // Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы управления организацией»: сб. материалов конференции. -Хабаровск: ДВГУПС, 2008 г. - С. (0,5 п.л.; авторское участие – 0,25 п.л.),
29. Рубцова С.Ю. Индивидуализация и гуманизация образования в информационной образовательной среде /С.Ю. Рубцова// Гуманитаризация профессионального образования: методология, теория, практика: исторический опыт, современные тенденции. Материалы региональной научно-практической конференции 20-21 октября 2008 г. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2009. – С.91-97 (0,6 п.л.),
30. Рубцова С.Ю. Деятельностное выражение концепции внутривузовского управления качеством образования / С.Ю. Рубцова // «Научный поиск – 2009: новые направления и результаты исследований». Материалы XIV регион. науч.-практ. конфер. преподав. и студентов 16-20 марта 2009. Ч.1. – Южно-Сахалинск, 2009. – С. 28-32 (0,4 п.л.),
31. Рубцова С.Ю. Морфология педагогического диагностирования в управлении качеством образования / С.Ю. Рубцова // « Научный поиск – 2009: новые направления и результаты исследований». Материалы XIV регион. науч.-практ. конфер. преподав. и студентов 16-20 марта 2009. Ч.1. – Южно-Сахалинск, 2009. – С.25-28 (0,4 п.л.),
32. Рубцова С.Ю. Менеджмент научно-информационного ресурса вуза // Объединенный научный журнал. – 2008. - № 1. – С.15-18 (0,5 п.л.),
33. Рубцова С.Ю. Совершенствование внутривузовской системы управления качеством // Вестник БГПУ. – 2007. – Вып. 7. – С.122-126 (0,5 п.л.),
34. Рубцова С.Ю. Формативные модели мониторинга образовательных достижений студентов // Педагогические науки. – 2008. - № 1. – С. 116-119 (0,6 п.л.),
35. Рубцова С.Ю. Изучение систем социально-экономических и социально-психологических факторов, детерминирующих выбор профессии выпускниками школ Сахалинской области // Материалы I-й научно-практич. конференции профес. – преподават. состава фил. ДВГАЭиУ в г. Южно-Сахалинске 8-9 апреля 2002 г. – Южно-Сахалинск, 2002. – С. 135-137 (0,4 п.л.),
36. Рубцова С.Ю. Оценка эффективности профориентационной работы с родителями учащихся // Материалы III научно-практич. конф. молодых ученых Сах. области 17-18 марта 2001 г. – Южно-Сахалинск, 2001. – С.99-101 (0,3 п.л.),
37. Рубцова С.Ю. Учет структуры подготовки кадров при проектировании региональной модели профессионального образования // «Технология – XXI». Материалы Всерос. научной конференции с междунар. участием 22-23 марта 2001 г. – Киров, 2001. – С.95-97 (0,3 п.л.),
38. Рубцова С.Ю. Выбор профессии: объективные факторы и личные стремления выпускника // «Студенческая наука на пороге третьего тысячелетия». Материалы I Международной конф. студентов и преподав. Дальнего Востока и стран АТР 14-15 марта 2000 г. – Южно-Сахалинск, 2000 г. – С.141-143 (0,3 п.л.),
39. Рубцова С.Ю. Перспективность системного подхода к организации профориентационной работы в Сахалинской области // «Высшее образование на Дальнем Востоке и странах АТР на пороге 21 века». Материалы I Международной научно-практич. конференции 16-17 апреля 1999 г. – Южно-Сахалинск, 1999. – С.72-74 (0,3 п.л.),
40. Рубцова С.Ю. К вопросу о состоянии молодежного рынка труда // Материалы научно-практич. конф. молодых ученых Сахалинской области 18-19 марта 1998 г. – Южно-Сахалинск, 1998. – С.57-60 (0,3 п.л.).