- В многоуровневой структуре человеческого бытия и миф, и образование являются универсальными конститутивными формами, в которых рождается, переживается, находит свое знаковое воплощение и репрезентируется в социальной среде специфическое содержание человеческой жизни. Миф и образование последовательно актуализируются в своем становлении на экзистенциальном уровне формообразования, в интерсубъективном смысловом пространстве культуры и в институциональном пространстве социума как совместного бытия. В процессе своего развития миф и образование испытывают ряд трансформаций и видоизменяются от первичных, «чистых» форм до усложненных, деформированных, «превращенных».
- Реконструкция комплекса наиболее значимых, доминантных черт мифа и образования позволяет представить три интерпретационные модели (онтолого-экзистенциальная, культурно-семиотическая, социально-коммуникативная), в каждой из которых выявляются сущностные интегральные параметры мифа и образования, отрефлексированные в исследовательской традиции.
- На экзистенциальном уровне бытия генетические истоки и функции мифа и образования определяются в рамках жизненного мира как горизонта «мира-впервые», в переживании которого кристаллизуются исходные формы человеческого бытия и сознания. Экзистенциальная природа мифа раскрывается в ситуации доверия, в пределах которой возникает и актуализируется первичная оппозиция «Я-Другой». Миф является формой сохранения смысловой целостности распадающегося на субъект и объект универсума. Удерживая себя и Другого в едином бытийном пространстве, миф задает перспективу потенциально бесконечного смыслового продуцирования, «всевозможности» смыслообразования.
- Сущностные черты образования на экзистенциальном уровне бытия определяются, исходя из особенностей проявления экзистенциала понимания. Понимание трактуется как бытийно-направленный процесс, позволяющий выстроить ценностно-смысловую позицию личности, интегрирующую в себе знание о мире и отношение к миру. В образовании осуществляется экзистенциальное переживание, проектирование и фундаментальный выбор личностью своего пространства, своего пути, своего бытия, в отличие от множественных вариаций бытийных проектов Других.
- На экзистенциальном уровне миф и образование представляют собой две последовательные стадии становления бытия-в-возможности и формируют необходимые условия для последующего конструирования сфер культуры, их смыслового определения и наполнения. В полной мере и миф, и образование реализуют свое экзистенциальное предназначение в процессе экзистенциальной коммуникации, выступающей как основа подлинных отношений между людьми, как важнейшее событие в самоопределении человека в мире.
- Миф и образование на культурном уровне бытия проявляются и взаимодействуют в четырех основных аспектах: структурно-функциональном, семиотическом, динамическом, коммуникативном. Структурно-функциональный аспект позволяет проанализировать встроенность мифа и образования в структуру культуры как сложноорганизованной системы, в основе которой лежат процессы смыслообразования. Семиотический аспект характеризует особенности знаковой репрезентации мифа и образования в смысловом универсуме культуры. Динамический аспект акцентирует внимание на роли обоих феноменов в процессах смысловой энтропии и негэнтропии в культуре.
- Коммуникативный аспект выявляет специфические стратегии, определяющие отношения мифа и образования в коммуникативном, событийном пространстве «Я-Другой».
- Отчуждаясь в пространство культуры, миф «превращается» в семиотически маркированную структурную конфигурацию с выраженным семантическим центром и нестабильной смысловой периферией. Константное ядро мифа содержит в себе доминантный смысл, зафиксированный в оппозиции «Я-Другой» и получивший свое «имя». Наиболее адекватным типом знака для репрезентации мифологического «доверительного» переживания оказывается символ, через который может быть выражена потенциальная смысловая бесконечность мифа.
- Образование в системе культуры демонстрирует смысловую дивергенцию и локализуется в двух формах: в форме личностного самоопределения человека и в форме культурной идентификации человека, задавая, тем самым, условия для разграничения личностного и аккультурирующего образовательного пространства. Образовательный контент включает в себя как все потенциально возможные в культуре смысловые комплексы в знаковой оболочке, так и упрощенные комплексы смыслов - культурные образцы, в которых имплицитно представлены сведенные к форме индекса мифы.
- Миф обнаруживает свое присутствие в моменты структурной дестабилизации культуры, предлагая два варианта поведения. В варианте инверсии оппозиция смысловых полюсов «Я-Другой» снимается, провоцируя «обвал» бесконечных смысловых конфигураций. Вариант медиации предлагает «снятие» проблемы энтропийного смыслового хаоса через образование зоны синтетических промежуточных смыслов. В ситуации негэнтропии миф свертывает процесс партиципации и жестко фиксирует устойчивые семиотические конструкты, не давая возможности их развития.
- Динамические процессы в образовании протекают в разных формах по-разному. В личностном образовании в большей степени повышена степень риска неустойчивых, энтропийных состояний, и поэтому оказывается востребованным миф как своеобразный «ключ» к открытию множественных смыслов и творческому оперированию ими. В аккультурирующем образовании наблюдается тенденция к негэнтропии, проявляющаяся через предпочтение организованных и взаимосвязанных культурных образцов, санкционированных соответствующей культурой и выражающих ее базовые, устойчивые константы.
- Коммуникативный аспект взаимодействия мифа и образования представляет ритуал и игру как две важнейшие технологии реактивации мифа в коммуникативном пространстве культуры. И ритуал, и игра являются способами ситуативного возвращения к экзистенциальному пра- переживанию целостности и единства мира через актуализацию мифа. В аккультурирующем образовании максимально реализована ритуальная (нормативная) стратегия, в личностном - игровая (креативная).
- Характер взаимодействия мифа и образования на социальном уровне бытия определяется спецификой отношений «система - жизненный мир». Будучи закрепленным в составе культурных образцов, миф включается в содержание жизненного мира, создает условия для социальной коммуникации, делает возможным многообразные варианты взаимоотношений, в том числе и ведущие к достижению согласия и понимания. Деструктивная роль мифа связана с его искажением, «превращением» в форму социальной идеологии.
- Образование имеет формальный статус социального института и определяется наличием и упрочением системных связей и взаимодействий, в ходе экспансии которых из образования все более и более уходит «жизненная», коммуникативно-смысловая основа. Осуществление личностного бытийного проекта при этом ставится в зависимость от внешнего «властного» дискурса, идеологических пристрастий и стратегий манипуляции. Непрерывное распространение в системе образования мифологических комплексов смыслов из жизненного мира, с одной стороны, способствует расширению смыслового диапазона Других, а с другой - создает благоприятные условия для нивелирования личностных коммуникативных свойств, предлагая взамен «готовый» образ Другого. Сопротивление манипуляционному «насилию» может быть осуществлено через рефлексивное разрушение идеологической «превращенной» формы мифа и формирование своей аргументированной коммуникативной «речи».
- Изменение оснований современной социокультурной картины мира ставит на первый план задачу претворения образования в механизм развития культуры, что, в свою очередь, требует выработки у подрастающего поколения навыков аккультурации, рефлексивного анализа, творческого мышления. Переориентация социокультурной парадигмы позволяет сформировать принципиально иную, в сравнении с нововременной, образовательную реальность, в которой универсум культуры предстает как равноправное сосуществование множества альтернативных, плюральных картин мира, ни одна из которых не является привилегированной по отношению к остальным.
- В нововременном типе образования миф в составе культурных образцов создает своеобразный «третий мир» - сетку культурных стереотипов, предопределяющих формирование унитарной, безальтернативной, по сути мифологической картины мира. Креативный, смыслотворческий потенциал мифа может быть максимально использован в технологии современного аккультурирующего образования, основная идея которой состоит в выстраивании в коммуникативном пространстве образования личностного «возможного» мира. Важнейшие культурформирующие феномены, составляющие основу предлагаемой технологии (повседневность, удивление, диалог, проблемная ситуация, рефлексия, «остранение», «возможный мир»), включены в теоретико-методологическое обоснование и в практическую образовательную деятельность ряда современных философско-педагогических концепций. Обучаясь строить «возможные» миры, человек перестает быть детерминированным культурой «персонажем», приобщается к культурному опыту, приобретает культурную и образовательную компетентность, способность к осмыслению многовариантности мира, его неоднозначности.
1.Савелова, Е.В. Формирование культурной компетентности [Текст] / Е.В. Савелова // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 61–64. (0,3 а.л.)
2.Савелова, Е.В. «Сад расходящихся тропок»: современное образование в координатах мифа [Текст] / Е.В. Савелова // Философские науки. – 2007. – № 5. – С. 100–114. (0,7 а.л.)
3.Савелова, Е.В. Феномен удивления в современной культурно- образовательной парадигме [Текст] / Е.В. Савелова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2007. – № 3. – С. 55–64. (0,6 а.л.)
4.Савелова, Е.В. «Детский сад» как бытие в мифе: от философии Ф. Шеллинга к педагогике Ф. Фрёбеля [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманизация образования. – 2008. – № 2. – С. 152–157. (0,5 а.л.)
5.Савелова, Е.В. Миф, метафора и симуляция в постмодернистской философии образования [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – С. 79–83. (0,4 а.л.)
6.Савелова, Е.В. Уровни и формы бытия человека в контексте неклассической философии [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2008. – № 3 (10). – С. 183–190. (0,5 а.л.)
7.Савелова, Е.В. Миф и образование в парадигме аналитики человеческого бытия [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Читинского государственного университета: Вестник ЧитГУ. – № 5 (50). – Чита: ЧитГУ, 2008. – С. 5–8. (0,3 а.л.)
8.Савелова, Е.В. Философия образования и философия мифа: поиск диалога [Текст] / Е.В. Савелова // Вопросы культурологии. – 2008. – № 12. – С. 33–35. (0,5 а.л.)
9.Савелова, Е.В. Диалог мифа и образования в философско-культурологической традиции [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Философия, социология, политология, культурология». Вып. 14. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. – С. 261–264. (0,3 а.л.)
10.Савелова, Е.В. Онтолого-экзистенциальная модель интерпретации мифа [Текст] / Е.В. Савелова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – 2009. – № 3 (37). – С. 40–44. (0,3 а.л.)
11.Савелова, Е.В. Миф и социальная реальность: социально- коммуникативная парадигма интерпретации [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 321. – С. 80–83. (0,6 а.л.)
12.Савелова, Е.В. Экзистенциальная аналитика мифа и образования как универсальных культурных форм [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3 (52). – С. 80–83. (0,4 а.л.)
13.Савелова, Е.В. Мифологическое смыслообразование в процессах энтропии и негэнтропии в культуре [Текст] / Е.В. Савелова // Вопросы культурологии. – 2010. – № 12. – С. 4–9. (0,5 а.л.)
Публикации в зарубежных научных периодических изданиях, включенных в систему цитирования Arts and Humanities Citation Index (база по искусству и гуманитарным наукам):
14.Savelova, E.V. Myth in the Philosophy of A.F. Losev [Text] / E.V. Savelova // Filozofia. – 64 (2009). – No 1. – P. 39–44. (0,5 а.л.)
Монографии:
15.Савелова, Е.В. Миф и образование в современной культуре [Текст]: монография / Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2007. – 135 с. (5,6 а.л.)
16.Савелова, Е.В. Миф и образование в структуре человеческого бытия и культуры [Текст]: монография / Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2010. – 346 с. (15,8 а.л.)
Учебные и учебно-методические пособия:
17.Савелова, Е.В. Интерпретации мифа в философско- культурологической традиции [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Савелова; рек. УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 050403.65 – культурология. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2008. – 152 с. (7 а.л.)
18.Савелова, Е.В. Семиотика [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Савелова, А.А. Шунейко; рек. УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 032800 – культурология; 2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2008. – 348 с./174 с. (10,8 а.л.)
19.Мифология и художественная культура Древнего мира [Текст]: учеб.-метод. комплекс / разраб. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – 76 с. (4,1 а.л.)
Научные статьи, материалы и тезисы научных конференций:
20.Савелова, Е.В. «Странное» пространство литературной сказки: педагогика без дидактики [Текст] / Е.В. Савелова // Литература в целостном контексте культуры: доклады Всеросс. межвуз. конф. – Биробиджан: БГПИ, 1996. – С. 52–55. (0,2 а.л.)
21.Савелова, Е.В. Мифологический текст в образовательном пространстве [Текст] / Е.В. Савелова // Культура и текст. Текст: образование и методика: материалы межд. науч. конф. Вып. 3. Ч. 1. – СПб – Барнаул: БГПУ, 1997. – С. 229–232. (0,3 а.л.)
22.Савелова, Е.В. Три парадигмы мифа в культурологии [Текст] / Е.В. Савелова // Материалы 43-й науч. конф.: в 9-ти вып. Вып. 3. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. – С. 34–37. (0,3 а.л.)
23.Савелова, Е.В. Образование в контексте культуры: оппозиция натурализирующей и проектной парадигм [Текст] / Е.В. Савелова // Культура: традиции и современность: сб. науч. работ по теории и истории культуры. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. – С. 44–55. (0,9 а.л.)
24.Савелова, Е.В. Культурологические основы современного образования [Текст] / Е.В. Савелова // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управления: тезисы Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 1. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – С. 127–129. (0,2 а.л.)
25.Савелова, Е.В. Личность в пространстве аккультурирующего образования: проблемы репрезентации [Текст] / Е.В. Савелова // Всероссийская Межвуз. науч.-практ. конф. «Российский вуз: в центре внимания – личность» (24–26 мая 1999 г.): тезисы докладов. Т. 3. – Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1999. – С. 48–50. (0,1 а.л.)
26.Савелова, Е.В. Игровое начало в культурной реальности А.С. Пушкина [Текст] / Е.В. Савелова // Конференция к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина: сб. науч. статей. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. – С. 88–91. (0,3 а.л.)
27.Савелова, Е.В. Миф в пространстве аккультурирующего образования: проблема гуманистического потенциала [Текст] / Е.В. Савелова // Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира: материалы межд. науч. конф. (Санкт-Петербург, 14–18 июня 2000 г.): спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов». – М.: РГО, 2001. – С. 330–342. (0,8 а.л.)
28.Савелова, Е.В. Специфика проявлений мифа в современном социокультурном образовательном пространстве [Текст] / Е.В. Савелова // Миф и идеал в современном мире: сб. науч. трудов по материалам межд. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» / науч. ред. и сост. М.П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. – С. 46–56. (0,4 а.л.)
29.Савелова, Е.В. Политическая мифология в контексте изменения социокультурных парадигм [Текст] / Е.В. Савелова // Российская цивилизация и мир: проблемы взаимоотношений: сб. науч. трудов по материалам межд. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века». – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. – С. 26–30. (0,3 а.л.)
30.Савелова, Е.В. Гуманитарная составляющая современного образования (из опыта преподавания культурологии) [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: материалы докладов III Межд. науч. конф. ДВГТУ. – Владивосток: ДВГТУ, 2002.– С. 158–164. (0,6 а.л.)
31.Sawelowa, E.W. Das moderne Kulturparadigma: Bildung als Dialog [Text] / E.W. Sawelowa // Mitteilungen: Institut fьr Europдische Kulturgeschichte der Universitдt Augsburg. – Heft Nr. 11. – April, 2003. – S. 87– 94. (0,5 а.л.)
32.Sawelowa, E.W. Die Kategorie «Kultur» in der Wahrnehmung der deutschen Studenten [Text] / E.W. Sawelowa // Mitteilungen: Institut fьr Europдische Kulturgeschichte der Universitдt Augsburg. – Heft Nr. 11. – April, 2003.– S. 99–100. (0,1 а.л.)
33.Савелова, Е.В. Проблемы формирования культурной компетентности студентов [Текст] / Е.В. Савелова // Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы: материалы регион. науч.- практ. конф. Т. 3. Наука и образование. Культура и социальные процессы. – Хабаровск: Дальневост. гос. науч. б-ка, 2003. – С. 206–210. (0,3 а.л.)
34.Савелова, Е.В. Феномен удивления в современном образовании [Текст] / Е.В. Савелова // Школьное образование для жизни в поликультурном обществе: межрегион. сб. науч. трудов. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. – С. 36–46. (0,7 а.л.)
35.Савелова, Е.В. Репрезентация концепта «культура» в языке немецких и российских студентов [Текст] / Е.В. Савелова // Язык, культура, этнос: опыт диалога: сб. науч. статей по материалам межд. науч. конф. «Лингвистика и межкультурная коммуникация: история, современность, перспективы» (16–19 сентября 2003 г.) / науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – С. 3–17. (0,9 а.л.)
36.Савелова, Е.В. Проблемы текста и культуры в традиции французского структурализма [Текст] / Е.В. Савелова // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: материалы II Межд. науч.-практ. конф. (22–24 сентября 2004 г.): в 2 т. Т. 2. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. – С. 58–64. (0,4 а.л.)
37.Савелова, Е.В. Философия мифа в образовательной стратегии Фридриха Фрёбеля [Текст] / Е.В. Савелова // Философия образования как философия человека: история и современность / отв. ред. М.П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. – С. 54–58. (0,3 а.л.)
38.Савелова, Е.В. Миф в ситуации кризиса современной культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века: материалы I Межд. науч.-практ. конф. Гуманитарного ин-та. – Владивосток: ДВГТУ, 2005. – С. 132–136. (0,3 а.л.)
39.Савелова, Е.В. «Мир данный» или «Мир странный»: современное образование в координатах мифа [Текст] / Е.В. Савелова // Культура тихоокеанского побережья: материалы III межд. науч.-практ. конф. – Владивосток: Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги России, 2005. – С. 257–262. (0,6 а.л.)
40.Савелова, Е.В. «Мы наш, мы новый мир построим»: мифологические основания современной корпоративной культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Культура: традиции и современность: cб. науч. статей / под ред. В.В. Романовой. Вып. 2. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2006. – С. 3–13. (0,7 а.л.)
41.Савелова, Е.В. Миф как коммуникация в теории систем Н. Лумана [Текст] / Е.В. Савелова // Проблемы языка и коммуникации в традиционной и современной культуре: сб. науч. статей по материалам межд. науч. конф. «Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения» / науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2006. – С. 47–55. (0,5 а.л.)
42.Савелова, Е.В. Ценностно-гуманитарный аспект школьной повседневности в ракурсе социологии [Текст] / Е.В. Савелова // Тезисы докладов и выступлений на Всерос. социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16-ти т. Т. 12. Социология молодежи. – М.: Альфа-М, 2006. – С. 170–173. (0,2 а.л.)
43.Савелова Е.В. Миф о культуре в современном языковом сознании // Картина мира: язык, литература, культура: сб. науч. статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 401–407. (0,4 а.л.)
44.Савелова, Е.В. Миф в постмодернистской философии образования Дитера Ленцена [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века: материалы II Межд. науч.- практ. конф. Гуманитарного института. – Владивосток: ДВГТУ, 2007. – С. 174–177. (0,3 а.л.)
45.Савелова, Е.В. Мифологические структуры в художественно-эстетическом образовании [Текст] / Е.В. Савелова // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» / под ред. С.Н. Скоринова. Ч. 1.– Хабаровск: КНОТОК, ДГНБ, 2007. – С. 229–234. (0,4 а.л.)
46.Савелова, Е.В. Образование в контексте философии мифа А.Ф. Лосева [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы истории русской философской и политической мысли: Всерос. науч.-практ. конф. / ред.: С.И. Максименко, С.В. Пишун. – Уссурийск: УГПИ, 2008. – С. 82–88. (0,4 а.л.)
47.Савелова, Е.В. Образовательный потенциал цикла философских сказок К. Сэндберга «Страна Рутамята» (1922) [Текст] / Е.В. Савелова // Философия – детям. Диалог культур и культура диалога: материалы Третьей Межд. науч.-практ. конф. (4–7 июня 2008 г.) – М.: Гуманитарий, 2008. – С. 43–45. (0,1 а.л.)
48.Савелова, Е.В. Миф и образование в пространстве культуры: теоретические аспекты взаимодействия [Текст] / Е.В. Савелова // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: программа; тез. докладов и сообщений. – СПб.: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. – С. 317–318. (0,1 а.л.)
49.Савелова, Е.В. Личность и миф в философии современного образования [Текст] / Е.В. Савелова // Человек в системе социальных и культурных взаимодействий: сб. материалов межд. науч.-практ. конф. (Биробиджан, 21–22 ноября 2008 г.) – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. – С. 229–235. (0,4 а.л.)
50.Савелова, Е.В. Аксиологический аспект мифа о культуре и технике Станислава Лема [Текст] / Е.В. Савелова // Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций: материалы межд. науч.-практ. конф. (Комсомольск-на-Амуре, 22–24 сентября 2008 г.) / редколл.: И.И. Докучаев (отв. ред.) и др. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2008. – С. 244–248. (0,4 а.л.)
51.Савелова, Е.В. Ценности образования и современная семья [Текст] / Е.В. Савелова // Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Тольятти, 16–17 октября 2008 г.) / под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Ч. II. – Тольятти: ТГУ, 2008. – С. 156–159. (0,2 а.л.)
52.Савелова, Е.В. Миф как коммуникативное пространство доверия в системе культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы IV Всерос. науч. конф. «Сорокинские чтения». – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – С. 240–243. (0,2 а.л.)
53.Савелова, Е.В. Миф в пространстве культуры: культурно- семиотическая парадигма интерпретации [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 4. – Курган: Изд-во Кург. ун-та, 2008. – С. 94–97. (0,5 а.л.)
54.Савелова, Е.В. Образование в контексте «вызова» современной культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. трудов кафедры философии МПГУ. Вып. XL. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2009. – С. 195–206. (0,7 а.л.)
55.Савелова, Е.В. Интерпретационные парадигмы мифа: опыт реконструкции [Текст] / Е.В. Савелова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2009. – № 1 (20): Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания: в 2-х ч. Ч. 2. – С. 135–141. (0,8 а.л.)
56.Савелова, Е.В. Миф как форма бытия: онтолого-экзистенциальная парадигма интерпретации [Текст] / Е.В. Савелова // Человек. Мировоззрение. Культура: сб. науч. трудов / под ред. М.П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 50–60. (0,7 а.л.)
57.Савелова, Е.В. Миф на экзистенциальном уровне бытия: ситуация доверия [Текст] / Е.В. Савелова // Вопросы культурологии и литературоведения: сб. науч. трудов / под ред. Я.С. Крыжановской, В.П. Черкеса. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 20–25. (0,2 а.л.)
58.Савелова, Е.В. Образование как феномен человеческого бытия (социокультурный аспект) [Текст] / Е.В. Савелова // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. (14–16 мая 2009 г.): в 2-х ч. Ч. II. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 7–18. (0,7 а.л.)
59.Савелова, Е.В. Интерпретации образования в философско-культурологических и социальных исследованиях [Текст] / Е.В. Савелова // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы: сб. науч. трудов / редколл.: И.И. Докучаев (отв. ред.) и др. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. – С. 20–24. (0,5 а.л.)
60.Савелова, Е.В. Преодоление мифа и развитие критического мышления в технологии аккультурирующего образования [Текст] / Е.В. Савелова // Интеллект. Культура. Образование: материалы II Всерос. науч. конф. (Новосибирск, 15 сентября 2009 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – С. 100–105. (0,2 а.л.)
61.Савелова, Е.В. Миф как феномен языка и культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века: сб. науч. статей по материалам межд. лингвокультурологического форума «Язык и культура: мосты между Европой и Азией» (15–18 сентября 2009 г.) / науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 9–17. (0,5 а.л.)
62.Савелова, Е.В. Смысловая энтропия и негэнтропия в культуре [Текст] / Е.В. Савелова // Синергия культуры и динамика культурных процессов: сб. науч. статей. – Саратов: ООО Издательство «КУБиК», 2009. – С. 41–44. (0,2 а.л.)
63.Савелова, Е.В. Миф и образование в контексте экзистенциальной аналитики М. Хайдеггера [Текст] / Е.В. Савелова // Философия М. Хайдеггера и современность (к 120-летию со дня рождения философа): материалы Межд. науч. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. – С. 216–223. (0,4 а.л.)
64.Савелова, Е.В. Теоретические и методические принципы современного культурологического образования [Текст] / Е.В. Савелова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2010. – № 1 (32): в 2-х ч. Ч. 2. – С. 163–165. (0,3 а.л.)
65.Савелова, Е.В. Социокультурные аспекты образования в перспективе экзистенциальной коммуникации [Текст] / Е.В. Савелова // Образовательное пространство и современная инновативная культурная среда: грани взаимодействия: сб. науч. трудов. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. – С. 80–90. (0,5 а.л.)
66.Савелова, Е.В. Креативный потенциал мифа в современном образовании [Текст] / Е.В. Савелова // Философия творчества, дискурс креативности, современные креативные практики: материалы науч. конф. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гуманитарного института, 2010. – С. 436– 443. (0,6 а.л.)
67.Савелова, Е.В. Миф и образование в пространстве современной культуры: теоретические аспекты взаимодействия [Текст] / Е.В. Савелова // Культурное многообразие: от прошлого к будущему: тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2008 г.). – СПб: Эйдос, 2010. – 3504 с. – С. 3490–3500. (0,8 а.л.)
68.Савелова, Е.В. Креативный потенциал мифа в процессах нелинейной культурной динамики [Текст] / Е.В. Савелова // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: тез. докладов и сообщений. – Санкт-Петербург: ЭЙДОС, 2010. – С. 321. (0,1 а.л.)
69.Савелова, Е.В. Знание и смысл как контроверза образования [Текст] / Е.В. Савелова // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 18–19 ноября 2010 г., г. Хабаровск / под ред. А.С. Брейтмана, В.А. Чернова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. – С. 79– 85. (0,4 а.л.)