Научная тема: «МИФ И ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И КУЛЬТУРЫ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В многоуровневой структуре человеческого бытия и миф, и образование являются универсальными конститутивными формами, в которых рождается, переживается, находит свое знаковое воплощение и репрезентируется в социальной среде специфическое содержание человеческой жизни. Миф и образование последовательно актуализируются в своем становлении на экзистенциальном уровне формообразования, в интерсубъективном смысловом пространстве культуры и в институциональном пространстве социума как совместного бытия. В процессе своего развития миф и образование испытывают ряд трансформаций и видоизменяются от первичных, «чистых» форм до усложненных, деформированных, «превращенных».
  2. Реконструкция комплекса наиболее значимых, доминантных черт мифа и образования позволяет представить три интерпретационные модели (онтолого-экзистенциальная, культурно-семиотическая, социально-коммуникативная), в каждой из которых выявляются сущностные интегральные параметры мифа и образования, отрефлексированные в исследовательской традиции.
  3. На экзистенциальном уровне бытия генетические истоки и функции мифа и образования определяются в рамках жизненного мира как горизонта «мира-впервые», в переживании которого кристаллизуются исходные формы человеческого бытия и сознания. Экзистенциальная природа мифа раскрывается в ситуации доверия, в пределах которой возникает и актуализируется первичная оппозиция «Я-Другой». Миф является формой сохранения смысловой целостности распадающегося на субъект и объект универсума. Удерживая себя и Другого в едином бытийном пространстве, миф задает перспективу потенциально бесконечного смыслового продуцирования, «всевозможности» смыслообразования.
  4. Сущностные черты образования на экзистенциальном уровне бытия определяются, исходя из особенностей проявления экзистенциала понимания. Понимание трактуется как бытийно-направленный процесс, позволяющий выстроить ценностно-смысловую позицию личности, интегрирующую в себе знание о мире и отношение к миру. В образовании осуществляется экзистенциальное переживание, проектирование и фундаментальный выбор личностью своего пространства, своего пути, своего бытия, в отличие от множественных вариаций бытийных проектов Других.
  5. На экзистенциальном уровне миф и образование представляют собой две последовательные стадии становления бытия-в-возможности и формируют необходимые условия для последующего конструирования сфер культуры, их смыслового определения и наполнения. В полной мере и миф, и образование реализуют свое экзистенциальное предназначение в процессе экзистенциальной коммуникации, выступающей как основа подлинных отношений между людьми, как важнейшее событие в самоопределении человека в мире.
  6. Миф и образование на культурном уровне бытия проявляются и взаимодействуют в четырех основных аспектах: структурно-функциональном, семиотическом, динамическом, коммуникативном. Структурно-функциональный аспект позволяет проанализировать встроенность мифа и образования в структуру культуры как сложноорганизованной системы, в основе которой лежат процессы смыслообразования. Семиотический аспект характеризует особенности знаковой репрезентации мифа и образования в смысловом универсуме культуры. Динамический аспект акцентирует внимание на роли обоих феноменов в процессах смысловой энтропии и негэнтропии в культуре.
  7. Коммуникативный аспект выявляет специфические стратегии, определяющие отношения мифа и образования в коммуникативном, со­бытийном пространстве «Я-Другой».
  8. Отчуждаясь в пространство культуры, миф «превращается» в семиотически маркированную структурную конфигурацию с выраженным семантическим центром и нестабильной смысловой периферией. Константное ядро мифа содержит в себе доминантный смысл, зафиксированный в оппозиции «Я-Другой» и получивший свое «имя». Наиболее адекватным типом знака для репрезентации мифологического «доверительного» переживания оказывается символ, через который может быть выражена потенциальная смысловая бесконечность мифа.
  9. Образование в системе культуры демонстрирует смысловую дивергенцию и локализуется в двух формах: в форме личностного самоопределения человека и в форме культурной идентификации человека, задавая, тем самым, условия для разграничения личностного и аккультурирующего образовательного пространства. Образовательный контент включает в себя как все потенциально возможные в культуре смысловые комплексы в знаковой оболочке, так и упрощенные комплексы смыслов - культурные образцы, в которых имплицитно представлены сведенные к форме индекса мифы.
  10. Миф обнаруживает свое присутствие в моменты структурной дестабилизации культуры, предлагая два варианта поведения. В варианте инверсии оппозиция смысловых полюсов «Я-Другой» снимается, провоцируя «обвал» бесконечных смысловых конфигураций. Вариант медиации предлагает «снятие» проблемы энтропийного смыслового хаоса через образование зоны синтетических промежуточных смыслов. В ситуации негэнтропии миф свертывает процесс партиципации и жестко фиксирует устойчивые семиотические конструкты, не давая возможности их развития.
  11. Динамические процессы в образовании протекают в разных формах по-разному. В личностном образовании в большей степени повышена степень риска неустойчивых, энтропийных состояний, и поэтому оказывается востребованным миф как своеобразный «ключ» к открытию множественных смыслов и творческому оперированию ими. В аккультурирующем образовании наблюдается тенденция к негэнтропии, проявляющаяся через предпочтение организованных и взаимосвязанных культурных образцов, санкционированных соответствующей культурой и выражающих ее базовые, устойчивые константы.
  12. Коммуникативный аспект взаимодействия мифа и образования представляет ритуал и игру как две важнейшие технологии реактивации мифа в коммуникативном пространстве культуры. И ритуал, и игра являются способами ситуативного возвращения к экзистенциальному пра- переживанию целостности и единства мира через актуализацию мифа. В аккультурирующем   образовании   максимально   реализована   ритуальная (нормативная) стратегия, в личностном - игровая (креативная).
  13. Характер взаимодействия мифа и образования на социальном уровне бытия определяется спецификой отношений «система - жизненный мир». Будучи закрепленным в составе культурных образцов, миф включается в содержание жизненного мира, создает условия для социальной коммуникации, делает возможным многообразные варианты взаимоотношений, в том числе и ведущие к достижению согласия и понимания. Деструктивная роль мифа связана с его искажением, «превращением» в форму социальной идеологии.
  14. Образование имеет формальный статус социального института и определяется наличием и упрочением системных связей и взаимодействий, в ходе экспансии которых из образования все более и более уходит «жизненная», коммуникативно-смысловая основа. Осуществление личностного бытийного проекта при этом ставится в зависимость от внешнего «властного» дискурса, идеологических пристрастий и стратегий манипуляции. Непрерывное распространение в системе образования мифологических комплексов смыслов из жизненного мира, с одной стороны, способствует расширению смыслового диапазона Других, а с другой - создает благоприятные условия для нивелирования личностных коммуникативных свойств, предлагая взамен «готовый» образ Другого. Сопротивление манипуляционному «насилию» может быть осуществлено через рефлексивное разрушение идеологической «превращенной» формы мифа и формирование своей аргументированной коммуникативной «речи».
  15. Изменение оснований современной социокультурной картины мира ставит на первый план задачу претворения образования в механизм развития культуры, что, в свою очередь, требует выработки у подрастающего поколения навыков аккультурации, рефлексивного анализа, творческого мышления. Переориентация социокультурной парадигмы позволяет сформировать принципиально иную, в сравнении с нововременной, образовательную реальность, в которой универсум культуры предстает как равноправное сосуществование множества альтернативных, плюральных картин мира, ни одна из которых не является привилегированной по отношению к остальным.
  16. В нововременном типе образования миф в составе культурных образцов создает своеобразный «третий мир» - сетку культурных стереотипов,  предопределяющих              формирование  унитарной, безальтернативной, по сути мифологической картины мира. Креативный, смыслотворческий потенциал мифа может быть максимально использован в технологии современного аккультурирующего образования, основная идея которой состоит в выстраивании в коммуникативном пространстве образования личностного «возможного» мира. Важнейшие культурформирующие   феномены,   составляющие   основу   предлагаемой технологии (повседневность, удивление, диалог, проблемная ситуация, рефлексия, «остранение», «возможный мир»), включены в теоретико-методологическое обоснование и в практическую образовательную деятельность ряда современных философско-педагогических концепций. Обучаясь строить «возможные» миры, человек перестает быть детерминированным культурой «персонажем», приобщается к культурному опыту, приобретает культурную и образовательную компетентность, способность к осмыслению многовариантности мира, его неоднозначности.
Список опубликованных работ
Публикации в российских рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в Перечень ВАК МОиН РФ:

1.Савелова, Е.В. Формирование культурной компетентности [Текст] / Е.В. Савелова // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 61–64. (0,3 а.л.)

2.Савелова, Е.В. «Сад расходящихся тропок»: современное образование в координатах мифа [Текст] / Е.В. Савелова // Философские науки. – 2007. – № 5. – С. 100–114. (0,7 а.л.)

3.Савелова, Е.В. Феномен удивления в современной культурно- образовательной парадигме [Текст] / Е.В. Савелова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2007. – № 3. – С. 55–64. (0,6 а.л.)

4.Савелова, Е.В. «Детский сад» как бытие в мифе: от философии Ф. Шеллинга к педагогике Ф. Фрёбеля [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманизация образования. – 2008. – № 2. – С. 152–157. (0,5 а.л.)

5.Савелова, Е.В. Миф, метафора и симуляция в постмодернистской философии образования [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – С. 79–83. (0,4 а.л.)

6.Савелова, Е.В. Уровни и формы бытия человека в контексте неклассической философии [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2008. – № 3 (10). – С. 183–190. (0,5 а.л.)

7.Савелова, Е.В. Миф и образование в парадигме аналитики человеческого бытия [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Читинского государственного университета: Вестник ЧитГУ. – № 5 (50). – Чита: ЧитГУ, 2008. – С. 5–8. (0,3 а.л.)

8.Савелова, Е.В. Философия образования и философия мифа: поиск диалога [Текст] / Е.В. Савелова // Вопросы культурологии. – 2008. – № 12. – С. 33–35. (0,5 а.л.)

9.Савелова, Е.В. Диалог мифа и образования в философско-культурологической традиции [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Философия, социология, политология, культурология». Вып. 14. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. – С. 261–264. (0,3 а.л.)

10.Савелова, Е.В. Онтолого-экзистенциальная модель интерпретации мифа [Текст] / Е.В. Савелова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – 2009. – № 3 (37). – С. 40–44. (0,3 а.л.)

11.Савелова, Е.В. Миф и социальная реальность: социально- коммуникативная парадигма интерпретации [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 321. – С. 80–83. (0,6 а.л.)

12.Савелова, Е.В. Экзистенциальная аналитика мифа и образования как универсальных культурных форм [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3 (52). – С. 80–83. (0,4 а.л.)

13.Савелова, Е.В. Мифологическое смыслообразование в процессах энтропии и негэнтропии в культуре [Текст] / Е.В. Савелова // Вопросы культурологии. – 2010. – № 12. – С. 4–9. (0,5 а.л.)

Публикации в зарубежных научных периодических изданиях, включенных в систему цитирования Arts and Humanities Citation Index (база по искусству и гуманитарным наукам):

14.Savelova, E.V. Myth in the Philosophy of A.F. Losev [Text] / E.V. Savelova // Filozofia. – 64 (2009). – No 1. – P. 39–44. (0,5 а.л.)

Монографии:

15.Савелова, Е.В. Миф и образование в современной культуре [Текст]: монография / Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2007. – 135 с. (5,6 а.л.)

16.Савелова, Е.В. Миф и образование в структуре человеческого бытия и культуры [Текст]: монография / Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2010. – 346 с. (15,8 а.л.)

Учебные и учебно-методические пособия:

17.Савелова, Е.В. Интерпретации мифа в философско- культурологической традиции [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Савелова; рек. УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 050403.65 – культурология. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2008. – 152 с. (7 а.л.)

18.Савелова, Е.В. Семиотика [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Савелова, А.А. Шунейко; рек. УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 032800 – культурология; 2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2008. – 348 с./174 с. (10,8 а.л.)

19.Мифология и художественная культура Древнего мира [Текст]: учеб.-метод. комплекс / разраб. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – 76 с. (4,1 а.л.)

Научные статьи, материалы и тезисы научных конференций:

20.Савелова, Е.В. «Странное» пространство литературной сказки: педагогика без дидактики [Текст] / Е.В. Савелова // Литература в целостном контексте культуры: доклады Всеросс. межвуз. конф. – Биробиджан: БГПИ, 1996. – С. 52–55. (0,2 а.л.)

21.Савелова, Е.В. Мифологический текст в образовательном пространстве [Текст] / Е.В. Савелова // Культура и текст. Текст: образование и методика: материалы межд. науч. конф. Вып. 3. Ч. 1. – СПб – Барнаул: БГПУ, 1997. – С. 229–232. (0,3 а.л.)

22.Савелова, Е.В. Три парадигмы мифа в культурологии [Текст] / Е.В. Савелова // Материалы 43-й науч. конф.: в 9-ти вып. Вып. 3. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. – С. 34–37. (0,3 а.л.)

23.Савелова, Е.В. Образование в контексте культуры: оппозиция натурализирующей и проектной парадигм [Текст] / Е.В. Савелова // Культура: традиции и современность: сб. науч. работ по теории и истории культуры. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. – С. 44–55. (0,9 а.л.)

24.Савелова, Е.В. Культурологические основы современного образования [Текст] / Е.В. Савелова // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управления: тезисы Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 1. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – С. 127–129. (0,2 а.л.)

25.Савелова, Е.В. Личность в пространстве аккультурирующего образования: проблемы репрезентации [Текст] / Е.В. Савелова // Всероссийская Межвуз. науч.-практ. конф. «Российский вуз: в центре внимания – личность» (24–26 мая 1999 г.): тезисы докладов. Т. 3. – Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1999. – С. 48–50. (0,1 а.л.)

26.Савелова, Е.В. Игровое начало в культурной реальности А.С. Пушкина [Текст] / Е.В. Савелова // Конференция к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина: сб. науч. статей. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. – С. 88–91. (0,3 а.л.)

27.Савелова, Е.В. Миф в пространстве аккультурирующего образования: проблема гуманистического потенциала [Текст] / Е.В. Савелова // Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира: материалы межд. науч. конф. (Санкт-Петербург, 14–18 июня 2000 г.): спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов». – М.: РГО, 2001. – С. 330–342. (0,8 а.л.)

28.Савелова, Е.В. Специфика проявлений мифа в современном социокультурном образовательном пространстве [Текст] / Е.В. Савелова // Миф и идеал в современном мире: сб. науч. трудов по материалам межд. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» / науч. ред. и сост. М.П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. – С. 46–56. (0,4 а.л.)

29.Савелова, Е.В. Политическая мифология в контексте изменения социокультурных парадигм [Текст] / Е.В. Савелова // Российская цивилизация и мир: проблемы взаимоотношений: сб. науч. трудов по материалам межд. науч. конф. «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века». – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. – С. 26–30. (0,3 а.л.)

30.Савелова, Е.В. Гуманитарная составляющая современного образования (из опыта преподавания культурологии) [Текст] / Е.В. Савелова // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: материалы докладов III Межд. науч. конф. ДВГТУ. – Владивосток: ДВГТУ, 2002.– С. 158–164. (0,6 а.л.)

31.Sawelowa, E.W. Das moderne Kulturparadigma: Bildung als Dialog [Text] / E.W. Sawelowa // Mitteilungen: Institut fьr Europдische Kulturgeschichte der Universitдt Augsburg. – Heft Nr. 11. – April, 2003. – S. 87– 94. (0,5 а.л.)

32.Sawelowa, E.W. Die Kategorie «Kultur» in der Wahrnehmung der deutschen Studenten [Text] / E.W. Sawelowa // Mitteilungen: Institut fьr Europдische Kulturgeschichte der Universitдt Augsburg. – Heft Nr. 11. – April, 2003.– S. 99–100. (0,1 а.л.)

33.Савелова, Е.В. Проблемы формирования культурной компетентности студентов [Текст] / Е.В. Савелова // Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы: материалы регион. науч.- практ. конф. Т. 3. Наука и образование. Культура и социальные процессы. – Хабаровск: Дальневост. гос. науч. б-ка, 2003. – С. 206–210. (0,3 а.л.)

34.Савелова, Е.В. Феномен удивления в современном образовании [Текст] / Е.В. Савелова // Школьное образование для жизни в поликультурном обществе: межрегион. сб. науч. трудов. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. – С. 36–46. (0,7 а.л.)

35.Савелова, Е.В. Репрезентация концепта «культура» в языке немецких и российских студентов [Текст] / Е.В. Савелова // Язык, культура, этнос: опыт диалога: сб. науч. статей по материалам межд. науч. конф. «Лингвистика и межкультурная коммуникация: история, современность, перспективы» (16–19 сентября 2003 г.) / науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – С. 3–17. (0,9 а.л.)

36.Савелова, Е.В. Проблемы текста и культуры в традиции французского структурализма [Текст] / Е.В. Савелова // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: материалы II Межд. науч.-практ. конф. (22–24 сентября 2004 г.): в 2 т. Т. 2. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. – С. 58–64. (0,4 а.л.)

37.Савелова, Е.В. Философия мифа в образовательной стратегии Фридриха Фрёбеля [Текст] / Е.В. Савелова // Философия образования как философия человека: история и современность / отв. ред. М.П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. – С. 54–58. (0,3 а.л.)

38.Савелова, Е.В. Миф в ситуации кризиса современной культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века: материалы I Межд. науч.-практ. конф. Гуманитарного ин-та. – Владивосток: ДВГТУ, 2005. – С. 132–136. (0,3 а.л.)

39.Савелова, Е.В. «Мир данный» или «Мир странный»: современное образование в координатах мифа [Текст] / Е.В. Савелова // Культура тихоокеанского побережья: материалы III межд. науч.-практ. конф. – Владивосток: Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги России, 2005. – С. 257–262. (0,6 а.л.)

40.Савелова, Е.В. «Мы наш, мы новый мир построим»: мифологические основания современной корпоративной культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Культура: традиции и современность: cб. науч. статей / под ред. В.В. Романовой. Вып. 2. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2006. – С. 3–13. (0,7 а.л.)

41.Савелова, Е.В. Миф как коммуникация в теории систем Н. Лумана [Текст] / Е.В. Савелова // Проблемы языка и коммуникации в традиционной и современной культуре: сб. науч. статей по материалам межд. науч. конф. «Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения» / науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2006. – С. 47–55. (0,5 а.л.)

42.Савелова, Е.В. Ценностно-гуманитарный аспект школьной повседневности в ракурсе социологии [Текст] / Е.В. Савелова // Тезисы докладов и выступлений на Всерос. социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16-ти т. Т. 12. Социология молодежи. – М.: Альфа-М, 2006. – С. 170–173. (0,2 а.л.)

43.Савелова Е.В. Миф о культуре в современном языковом сознании // Картина мира: язык, литература, культура: сб. науч. статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 401–407. (0,4 а.л.)

44.Савелова, Е.В. Миф в постмодернистской философии образования Дитера Ленцена [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века: материалы II Межд. науч.- практ. конф. Гуманитарного института. – Владивосток: ДВГТУ, 2007. – С. 174–177. (0,3 а.л.)

45.Савелова, Е.В. Мифологические структуры в художественно-эстетическом образовании [Текст] / Е.В. Савелова // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» / под ред. С.Н. Скоринова. Ч. 1.– Хабаровск: КНОТОК, ДГНБ, 2007. – С. 229–234. (0,4 а.л.)

46.Савелова, Е.В. Образование в контексте философии мифа А.Ф. Лосева [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы истории русской философской и политической мысли: Всерос. науч.-практ. конф. / ред.: С.И. Максименко, С.В. Пишун. – Уссурийск: УГПИ, 2008. – С. 82–88. (0,4 а.л.)

47.Савелова, Е.В. Образовательный потенциал цикла философских сказок К. Сэндберга «Страна Рутамята» (1922) [Текст] / Е.В. Савелова // Философия – детям. Диалог культур и культура диалога: материалы Третьей Межд. науч.-практ. конф. (4–7 июня 2008 г.) – М.: Гуманитарий, 2008. – С. 43–45. (0,1 а.л.)

48.Савелова, Е.В. Миф и образование в пространстве культуры: теоретические аспекты взаимодействия [Текст] / Е.В. Савелова // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: программа; тез. докладов и сообщений. – СПб.: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. – С. 317–318. (0,1 а.л.)

49.Савелова, Е.В. Личность и миф в философии современного образования [Текст] / Е.В. Савелова // Человек в системе социальных и культурных взаимодействий: сб. материалов межд. науч.-практ. конф. (Биробиджан, 21–22 ноября 2008 г.) – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. – С. 229–235. (0,4 а.л.)

50.Савелова, Е.В. Аксиологический аспект мифа о культуре и технике Станислава Лема [Текст] / Е.В. Савелова // Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций: материалы межд. науч.-практ. конф. (Комсомольск-на-Амуре, 22–24 сентября 2008 г.) / редколл.: И.И. Докучаев (отв. ред.) и др. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2008. – С. 244–248. (0,4 а.л.)

51.Савелова, Е.В. Ценности образования и современная семья [Текст] / Е.В. Савелова // Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Тольятти, 16–17 октября 2008 г.) / под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Ч. II. – Тольятти: ТГУ, 2008. – С. 156–159. (0,2 а.л.)

52.Савелова, Е.В. Миф как коммуникативное пространство доверия в системе культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы IV Всерос. науч. конф. «Сорокинские чтения». – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – С. 240–243. (0,2 а.л.)

53.Савелова, Е.В. Миф в пространстве культуры: культурно- семиотическая парадигма интерпретации [Текст] / Е.В. Савелова // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 4. – Курган: Изд-во Кург. ун-та, 2008. – С. 94–97. (0,5 а.л.)

54.Савелова, Е.В. Образование в контексте «вызова» современной культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. трудов кафедры философии МПГУ. Вып. XL. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2009. – С. 195–206. (0,7 а.л.)

55.Савелова, Е.В. Интерпретационные парадигмы мифа: опыт реконструкции [Текст] / Е.В. Савелова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2009. – № 1 (20): Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания: в 2-х ч. Ч. 2. – С. 135–141. (0,8 а.л.)

56.Савелова, Е.В. Миф как форма бытия: онтолого-экзистенциальная парадигма интерпретации [Текст] / Е.В. Савелова // Человек. Мировоззрение. Культура: сб. науч. трудов / под ред. М.П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 50–60. (0,7 а.л.)

57.Савелова, Е.В. Миф на экзистенциальном уровне бытия: ситуация доверия [Текст] / Е.В. Савелова // Вопросы культурологии и литературоведения: сб. науч. трудов / под ред. Я.С. Крыжановской, В.П. Черкеса. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 20–25. (0,2 а.л.)

58.Савелова, Е.В. Образование как феномен человеческого бытия (социокультурный аспект) [Текст] / Е.В. Савелова // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. (14–16 мая 2009 г.): в 2-х ч. Ч. II. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 7–18. (0,7 а.л.)

59.Савелова, Е.В. Интерпретации образования в философско-культурологических и социальных исследованиях [Текст] / Е.В. Савелова // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы: сб. науч. трудов / редколл.: И.И. Докучаев (отв. ред.) и др. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. – С. 20–24. (0,5 а.л.)

60.Савелова, Е.В. Преодоление мифа и развитие критического мышления в технологии аккультурирующего образования [Текст] / Е.В. Савелова // Интеллект. Культура. Образование: материалы II Всерос. науч. конф. (Новосибирск, 15 сентября 2009 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – С. 100–105. (0,2 а.л.)

61.Савелова, Е.В. Миф как феномен языка и культуры [Текст] / Е.В. Савелова // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века: сб. науч. статей по материалам межд. лингвокультурологического форума «Язык и культура: мосты между Европой и Азией» (15–18 сентября 2009 г.) / науч. ред. и сост. Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 9–17. (0,5 а.л.)

62.Савелова, Е.В. Смысловая энтропия и негэнтропия в культуре [Текст] / Е.В. Савелова // Синергия культуры и динамика культурных процессов: сб. науч. статей. – Саратов: ООО Издательство «КУБиК», 2009. – С. 41–44. (0,2 а.л.)

63.Савелова, Е.В. Миф и образование в контексте экзистенциальной аналитики М. Хайдеггера [Текст] / Е.В. Савелова // Философия М. Хайдеггера и современность (к 120-летию со дня рождения философа): материалы Межд. науч. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. – С. 216–223. (0,4 а.л.)

64.Савелова, Е.В. Теоретические и методические принципы современного культурологического образования [Текст] / Е.В. Савелова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2010. – № 1 (32): в 2-х ч. Ч. 2. – С. 163–165. (0,3 а.л.)

65.Савелова, Е.В. Социокультурные аспекты образования в перспективе экзистенциальной коммуникации [Текст] / Е.В. Савелова // Образовательное пространство и современная инновативная культурная среда: грани взаимодействия: сб. науч. трудов. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. – С. 80–90. (0,5 а.л.)

66.Савелова, Е.В. Креативный потенциал мифа в современном образовании [Текст] / Е.В. Савелова // Философия творчества, дискурс креативности, современные креативные практики: материалы науч. конф. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гуманитарного института, 2010. – С. 436– 443. (0,6 а.л.)

67.Савелова, Е.В. Миф и образование в пространстве современной культуры: теоретические аспекты взаимодействия [Текст] / Е.В. Савелова // Культурное многообразие: от прошлого к будущему: тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2008 г.). – СПб: Эйдос, 2010. – 3504 с. – С. 3490–3500. (0,8 а.л.)

68.Савелова, Е.В. Креативный потенциал мифа в процессах нелинейной культурной динамики [Текст] / Е.В. Савелова // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: тез. докладов и сообщений. – Санкт-Петербург: ЭЙДОС, 2010. – С. 321. (0,1 а.л.)

69.Савелова, Е.В. Знание и смысл как контроверза образования [Текст] / Е.В. Савелова // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 18–19 ноября 2010 г., г. Хабаровск / под ред. А.С. Брейтмана, В.А. Чернова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. – С. 79– 85. (0,4 а.л.)