- на организационно-управленческом уровне - управляющие функции и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, научно-методической деятельности и деятельности руководителей всех уровней образования;
- на дидактическом уровне - цели и содержание трудового воспитания, формируемые с позиции личностно и социально значимой ценности труда на базе положений философии труда и психологической теории деятельности; задачи, формы и методы профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся строятся в единстве интеллектуальных, физиологических и социальных аспектов. Личностный уровень в данной концепции раскрыт через приоритетный выбор определенного профиля подготовки, основанием для которого служат особенности асимметричного развития потребностей и способностей личности.
2. Установлены закономерности повышения эффективности профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся в условиях профилизации и информатизации образования: аксиологическая закономерность - если педагогами систематически раскрывается, а учащимися глубоко осознается личная и общественная значимость соответствующего вида трудовой деятельности, то это устойчиво коррелирует с повышением эффективности профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся; психолого-педагогическая закономерность - если диагностируется и систематически учитывается асимметричность интеллектуальных способностей учащихся, то это оказывает устойчиво положительное влияние на профессиональное самоопределение учащихся и повышает эффективность их профильно-ориентированного трудового воспитания; дидактическая закономерность - если в процессе обучения интегративно обеспечивается активизация развития общих учебных умений и трудовых компетенций учащихся, то это способствует существенному повышению эффективности их профильно-ориентированного трудового воспитания.
3. Педагогическая модель, раскрывающая организационные и психолого-педагогические функции профильно-ориентированного трудового воспитания в современной среде, цели, задачи и технологии формирования профессиональных намерений личности, принципы, условия и показатели эффективности самоопределения учащихся в современной школе. Эта модель учитывает использование материально-технической базы высокотехнологичного производства в информационном обществе, отражает основные цели и задачи формирования профессиональных намерений личности, а также современные технологии и систему обеспечения качества.
4. Психолого-педагогические условия реализации предлагаемой модели, обеспечивающие ее инновационный характер: современная школа рассматривается как субъект кластерного образования, профессиональные компетенции учащихся и учителей активно развиваются в созданной среде, осуществляется сквозной мониторинг и коррекция развития профессиональных интересов и намерений учащихся, проводится соотнесение личных интересов учащихся и интересов общества.
5. Современные требования к проектно-модульным технологиям профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся, адекватные целям и задачам научно-методического и информационного обеспечения учебно - воспитательного процесса, реализующего данные технологии профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся на основе современных информационных технологий психолого-педагогического обеспечения, индивидуализации траекторий профессионального развития личности, диагностики и мониторинга их профессиональных намерений.1.Нугуманова, Л. Н. Трудовое воспитание в профильной школе средствами развития технических компетенций /Л.Н. Нугуманова // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука» МАНПО, №6, 2010. – С. 76-80.
2.Нугуманова, Л. Н. Современная модель трудового воспитания школьников в условиях кластерного образования / Л.Н. Нугуманова // Научный журнал «Образование и саморазвитие», №1 (23), 2011. - С. 55-60
3.Нугуманова, Л. Н. Модульный подход к организации профильного обучения в условиях информационной среды. / Л.Н. Нугуманова // Журнал Вестник Казанского технологического университета, №5 – Казань: Издательство Казанского государственного технологического университета, 2009. – С.381-385
4.Нугуманова, Л. Н. Методолого-дидактические проблемы реализации концепции профильного обучения в средней школе. / Л.Н. Нугуманова // Образование и саморазвитие. Научный журнал, №5, 2007 – Казань, ЦИТ КГУ, 2007. – С. 25-32
5.Нугуманова, Л. Н. Современные подходы к трудовому воспитанию учащихся профильной школы. / Л.Н. Нугуманова // Казанский педагогический журнал, №1, 2011г. – С. 157-164.
6.Нугуманова, Л. Н. Компетентностный подход в профильном обучении. / Л.Н. Нугуманова // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука» МАНПО, № 5, 2008. – С. 9-15.
7.Нугуманова, Л. Н. Профильное обучение через призму асимметричного развития способностей школьника / Л.Н. Нугуманова // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал, №4 (32), 2008. – Москва, Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2008.- С. 157-166
8.Нугуманова, Л. Н. Формирование готовности учащихся профильной школы к техническому труду. / Л.Н. Нугуманова // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука» МАНПО, №5, 2009. – С. 66-71
9.Нугуманова, Л. Н. Профильное обучение через призму асимметричного развития. / Л.Н. Нугуманова // Электронный журнал №2, 2009.
10.Нугуманова, Л. Н. Здоровьесберегающее обучение и воспитание в условиях средней школы. / Л.Н. Нугуманова // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука». – г. Москва, МАНПО, 2002.-С. 46-51
11.Нугуманова, Л. Н. Толерантность как условие развития системы профильного образования / Л.Н. Нугуманова, В.Г. Каташев // Научный журнал «Образование и саморазвитие», №1, 2010. - С. 37-43
12. Нугуманова, Л.Н. Технология создания и специфика развития регионального технического кластера по трудовому воспитанию школьников профильных классов / Л.Н. Нугуманова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, № 1 (69), Ч. 1, 2011. – С. 155-161.
Монографии
13.Нугуманова, Л. Н. Теория и практика трудового воспитания в профильной школе. / Л.Н. Нугуманова // Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова, 2009. – 240 с.
14.Нугуманова, Л. Н. Асимметричное развитие учащихся в условиях профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова // Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 100 с.
Учебно-методические пособия и УМК
15.Нугуманова, Л. Н. Лучшие школы Казани: Информационный сборник / Л.Н. Нугуманова // Школы нового типа. Гимназии. Лицеи. – Казань, 1996. –С. 1-94
16. Нугуманова, Л. Н. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения: УМК / Л.Н. Нугуманова // Казань: Издательство «Новое знание», 1997.- С. 1- 242
17. Нугуманова, Л. Н. Результаты единого государственного экзамена в Республике Татарстан в 2005 году: Статистический сборник / Л.Н. Нугуманова // Результаты единого государственного экзамена в Республике Татарстан в 2005 году. Р 34 Статистический сборник. Издание 2-е, исправленное. – Казань: РИЦ «Школа», 2005.
18.Нугуманова, Л. Н. Современные инфо-технологии в дистанционном обучении. / Л.Н. Нугуманова, Р.У.Хакимова // Серия методических материалов по организации дистанционного обучения детей-инвалидов РТ в системе общего образования. – Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2007 – 92 с.
19. Нугуманова, Л. Н. Разработка электронных методических пособий для реализации дистанционных технологий в образовательном процессе общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Нугуманова, З.Н.Сафина // Серия методических материалов по организации дистанционного обучения детей-инвалидов РТ в системе общего образования. – Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2007- 70 с.
20. Нугуманова, Л. Н. Психолого-педагогические и медицинские особенности дистанционного обучения детей-инвалидов в системе общего образования. / Л.Н. Нугуманова, Ф.З. Вильданова // Серия методических материалов по организации дистанционного обучения детей-инвалидов РТ в системе общего образования. – Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2007- 111 с.
21. Нугуманова, Л. Н. Химия: Готовимся к единому республиканскому экзамену. (Брошюра на татарском языке) / Л.Н. Нугуманова, Г.Г. Хисамиев, Г.Д. Садыкова, Э.Р. Арсланова // Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 235 с.
22. Нугуманова, Л. Н. Физика: Готовимся к единому республиканскому экзамену. (Брошюра на татарском языке) / Л.Н. Нугуманова, И.Р. Ибрагимов, Г.Д. Садыкова // Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 151 с.
23. Нугуманова, Л. Н. Математика: Готовимся к единому республиканскому экзамену. / Л.Н. Нугуманова, Л.К. Астафьева// Казань: РИЦ «Школа», 2007- 48 с.
24. Нугуманова, Л. Н. Биология: Готовимся к единому республиканскому экзамену. (Брошюра на татарском языке) / Л.Н. Нугуманова, К.К.Ибрагимова, Г.Д. Садыкова // Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 283 с.
25. Нугуманова, Л. Н. Информационно-аналитический комплекс «Мониторинг образовательной системы Республики Татарстан». Выпуск 1. / Л.Н. Нугуманова, Ш.З. Шигапов, Л.Н. Фаткуллова // Казань: ООО «Изображение», 2007. – 33 с.
26. Нугуманова, Л. Н. Результаты единого государственного экзамена в Республике Татарстан в 2007 году. / Л.Н. Нугуманова, Г.Р. Ахмерова, И.А. Сахнова // Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 264 с.
27. Нугуманова, Л. Н. Образование в Республике Татарстан: состояние и тенденции развития. / Л.Н. Нугуманова // Образование в Республике Татарстан: состояние и тенденции развития. – Казань: Министерство образования и науки Республики Татарстан, 2005. – 74 с.
28.Нугуманова, Л. Н. Химия: подготовка к единому государственному экзамену. / Л.Н. Нугуманова, Г.Г. Хисамиев, М.В. Брюханова // Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 68 с.
29. Нугуманова, Л. Н. Информационно-технологическая среда поддержки процесса переподготовки и повышения квалификации педагогических работников Республики Татарстан. / Л.Н. Нугуманова, А.Х. Габитов // Информационно-статистический сборник с анализом результатов внедрения модульной программы дистанционного обучения в систему повышения квалификации специалистов системы образования РТ. – Казань: Издательство «Стилус», 2008. – 40 с.
30. Нугуманова, Л. Н. Результаты диагностики интересов и профессиональных намерений учащихся 7-9-х и 11-х классов Республики Татарстан. / Л.Н. Нугуманова // Казань:РИЦ «Школа», 2008. – 64 с.
31. Нугуманова, Л. Н. Инструктивно-методические материалы по работе учреждений образования РТ в сети Интернет. / Л.Н. Нугуманова // Казань: ООО «Изображение +», 2008. – 86 с.
32. Нугуманова, Л. Н. Мониторинговые исследования в условиях профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова, Д.М. Мустафин, Т.Т. Федорова, Л.С. Амирова // Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 164 с.
33. Нугуманова, Л. Н. География: подготовка к единому государственному экзамену. / Л.Н. Нугуманова, Д.З. Кучерявенко, Г.Р. Сафина, М.Г. Салахова, Л.С. Токсубаева // Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 68 с.
34. Нугуманова, Л. Н. Математика: Подготовка к единому государственному экзамену. / Л.Н. Нугуманова, Л.К. Астафьева, И.А. Сахнова, М.Р. Бикбаева // Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 44 с.
35. Нугуманова, Л. Н. История России: Подготовка к единому государственному экзамену. / Л.Н. Нугуманова, Г.Р. Ахмерова, Л.С. Тимофеева // Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 84 с.
36. Нугуманова, Л. Н. Физика: Подготовка к единому государственному экзамену. / Л.Н. Нугуманова, И.Р. Ибрагимов, Ф.З. Кадырова // Казань: РИЦ «Школа», 2008.- 104 с.
37. Нугуманова, Л. Н. Химия: подготовка к единому государственному экзамену. / Л.Н. Нугуманова, Г.Г. Хисамиев, М.В. Брюханова // Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 68 с.
Статьи в журналах и сборниках материалов Международных, Всероссийских, региональных научно-практических конференций
38. Нугуманова, Л. Н. Дидактические средства формирования профессионального самосознания школьников. / Л.Н. Нугуманова // Управление качеством подготовки специалиста как творческой личности. - Итоговая научная конференция. – Казань. – КГУ, 1994.- С. 12
39. Нугуманова, Л. Н. Формирование профессионального самосознания школьников как условие развития творческой личности. / Л.Н. Нугуманова // Третья всероссийская научно-практическая конференция. – г. Йошкар-Ола, 1995. – С. 33
40. Нугуманова, Л. Н. Личность преподавателя в условиях инновационной школы и комплексный подход к оценке его научно-методического уровня. / Л.Н. Нугуманова // Основные направления деятельности инновационных учреждений образования по повышению эффективности работы со способными и одаренными детьми. – г. Казань, 1996. – С. 40-47
41. Нугуманова, Л. Н. Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. / Л.Н. Нугуманова, В.Г. Каташев // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. – Конференция. – г. Йошкар-Ола, 1996. - С. 57
42. Нугуманова, Л. Н. Критерии и диагностика процессов формирования профессионального самосознания школьников. / Л.Н. Нугуманова // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. – Конференция. – г. Йошкар-Ола, 1996. - С. 57
43. Нугуманова, Л. Н. Вариативность стандартов образования как условие формирования профессионального самосознания школьников. / Л.Н. Нугуманова, В.Г. Каташев // Научно-практическая конференция «Стандартизация образования в современной школе. – г. Челябинск, 1997. – С. 59-60
44. Нугуманова, Л. Н. Уровень мотивации учения как качественная характеристика процесса профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова // V Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования. – г. Казань, 1997. - С. 81-82
45. Нугуманова, Л. Н. О совместной деятельности учителя и ученика в условиях профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова // VI Всероссийская практическая конференция «Проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга». – г. Казань, 1998. - С. 94-95
46. Нугуманова, Л. Н. Воспитание личности ученика в национальной школе. / Л.Н. Нугуманова // «Внедрение национально-регионального компонента в деятельность учреждения образования». Городская научно-практическая конференция. – г. Казань, 1999.- С. 38-39
47. Нугуманова, Л. Н. Управление качеством образования. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Школа: проблемы и поиски». Выпуск №1, Издательство ООО «ДАС», 2000. – С. 3-5
48. Нугуманова, Л. Н. О формировании толерантности сознания учащихся в школах Вахитовского района г. Казани. / Л.Н. Нугуманова // Научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности». – г. Москва, г. Казань, 2002. - С. 27-30
49. Нугуманова, Л. Н. Формирование толерантного сознания учащихся. / Л.Н. Нугуманова // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции: Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – С. 179-180
50. Нугуманова, Л. Н. Качество образования в условиях профилизации школы. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Школа: проблемы и поиски». Выпуск №1, Издательство ООО «ДАС», 2003. – С. 6-8
51. Нугуманова, Л. Н. Проблемы модернизации национального образования в условиях профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова // Модернизация системы национального образования в условиях внедрения профильного обучения. – Казань: РИЦ «Школа», 2003, С. 5 – 11
52. Нугуманова, Л. Н. Проблемы обновления системы национального образования в Республике Татарстан. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Школа: проблемы и поиски». Выпуск №2, Издательство ООО «ДАС», 2003. – С. 3-6
53. Нугуманова, Л. Н. Развитие образования в Республике Татарстан в современных условиях. / Л.Н. Нугуманова // Международная научно-практическая конференция «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития». – Конференция. – Москва – Казань, «Таглимат» ИЭУП, 2005. – С. 184-191 (ч. 1)
54. Нугуманова, Л. Н. Переход старшей школы на профильное обучение в Республике Татарстан. / Л.Н. Нугуманова // Международная научно-практическая конференция «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития». – Конференция. – Москва – Казань, «Таглимат» ИЭУП, 2005. – С. 139-144 (ч. 2)
55. Нугуманова, Л. Н. Развитие личностных качеств, формирование профессионального самосознания и самоопределение выпускника профильной школы. / Л.Н. Нугуманова // Материалы ХШ Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности». – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. С. 263 – 265
56. Нугуманова, Л. Н. Профилизация обучения в средней школе. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Школа: проблемы и поиски». Выпуск №1, ЗАО «Новое знание», г. Казань, 2005. – С. 4-5
57. Нугуманова, Л. Н. Модернизация образования: точка зрения. / Л.Н. Нугуманова // Практический журнал для учителя и администрации школы. – Москва, 2005. – С. 23 – 26
58. Нугуманова, Л. Н. Изучение профессиональных намерений школьников Республики Татарстан. Результаты профдиагностики учащихся 7-9-х и 11-х классов. / Л.Н. Нугуманова, Г.Ш. Шафигуллина // «Инфо-сервис» г. Казань, 2005. - С. 1-24
59. Нугуманова, Л. Н. Использование современных информационных технологий как условие формирования конкурентоспособной личности. / Л.Н. Нугуманова // «Содружество власти, бизнеса и образования в формировании конкурентоспособной личности.» Материалы республиканской августовской конференции 9-10 августа 2007 года. - Казань, 2007. - С. 38-42
60. Нугуманова, Л. Н. Интеграция содержания профессионального обучения в мировое технологическое пространство как фактор толерантного воспитания учащейся молодежи. / Л.Н. Нугуманова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Формирование толерантного сознания и поведения у учащейся молодежи». – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2008. – С. 30-35
61. Нугуманова, Л. Н. Об организации технического профильного обучения в условиях информационной среды. / Л.Н. Нугуманова // По материалам VI Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл 2009») - Журнал «Вестник Марийского государственного университета», 2009, №3 – С. 28-30
62. Нугуманова, Л. Н. Диагностика изменений профессиональных намерений учащихся в профильной школе. / Л.Н. Нугуманова // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем: материалы XX Всероссийской науч. конф. / Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.
63. Нугуманова, Л. Н. Готовность личности к производительной деятельности как цель профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова // Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя: под науч. ред. Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: Издательство «Печать-Сервис-XXI век», 2010. – 720 с. – С. 144-147
64. Нугуманова, Л. Н. Формирование профессионального самосознания школьников в условиях профильного обучения. / Л.Н. Нугуманова // Формирование профессионального самосознания школьников в условиях профильного обучения. – Научная конференция. – Казань, 1996. - С. 47
65. Нугуманова, Л. Н. Инновационно - моделирующая деятельность по проектированию образовательной сферы типа «школа-вуз». / Л.Н. Нугуманова // Городская научно-практическая конференция «Проблемы довузовского естественно-математического образования на современном этапе реформирования школы» – г. Казань, 1998.
66. Нугуманова, Л. Н. Результаты реализации проекта внедрения пакета свободного программного обеспечения в образовательные учреждения Республики Татарстан. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Информатизация образования. Проблемы и поиски», №1, 2010. – С. 4-5.
67. Нугуманова, Л. Н. Основные задачи и направления деятельности сети Информационно-методических центров. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Информатизация образования. Проблемы и поиски», №1, 2008. – С. 9-11
68. Нугуманова, Л. Н. Новые технологии в системе оценки качества школьного образования. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Электронный Татарстан», №4, 2008. – С. 14-18.
69. Нугуманова, Л. Н. Обеспечение доступности информационной среды для развития, обучения и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. / Л.Н. Нугуманова // Журнал «Информатизация образования. Проблемы и поиски», №2, 2008. – С. 12-16.
70. Нугуманова, Л. Н. Система региональный координационный центр – межшкольные методические центры – эффективный инструмент внедрения ИКТ в систему среднего образования РТ. / Л.Н. Нугуманова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: глобальные тенденции развития» и секции № 2 августовской конференции педагогических работников Республики Татарстан. – Казань, 2008. – С. 8-17.