2) Частью системы оборота массовой информации в государстве является подсистема оборота массовой информации в органах внутренних дел, основными элементами которой являются ведомственные средства массовой информации и подразделения, ответственные за организацию и поддержание взаимодействия с отечественными, зарубежными и ведомственными средствами массовой информации.
3) Система оборота массовой информации в органах внутренних дел формируется в результате интеграции системы оборота информации и системы органов внутренних дел.
4) Концептуальная модель системы оборота массовой информации в органах внутренних дел, отражающая характеристики ее административно-правовых и организационных основ, особенности административно-правового статуса ведомственных средств массовой информации и подразделений, ответственных за организацию и поддержание взаимодействия с отечественными, зарубежными и ведомственными средствами массовой информации, включающая меры организационно-правового и научно-методического характера, направленные на повышение эффективности их деятельности.
5) Авторские определения понятий: «средство информации»; «средство массовой информации»; «транспарентность органов внутренних дел».
Под средством информации следует понимать периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения информации.
Под средством массовой информации следует понимать зарегистрированное в установленном порядке периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения информации.
Под транспарентностью органов внутренних дел следует понимать открытость, общедоступность и гласность информации касающейся деятельности органов внутренних дел, доступ к которой не ограничен федеральным законодательством.
6) Реализуя принципы открытости и публичности в деятельности полиции, решая задачи информирования населения, а также личного состава о политике государства в области борьбы с преступностью, о результатах борьбы с правонарушениями и работе органов внутренних дел, решая задачу повышения эффективности функционирования системы МВД России, занимая значительное место в системе информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел, ведомственные средства массовой информации выполняют социальную, экономическую, информационно-коммуникативную, материально-техническую и духовно-идеологическую роль.
7) Общественные отношения, складывающиеся в процессе оборота массовой информации в органах внутренних дел, образуют группу общественных отношений, основная часть которых формирует объект правового регулирования в рамках административного права.
8) Входящие в систему ведомственных печатные и электронные средства массовой информации вступают в административно-правовые отношения в качестве юридического лица, относясь к коллективным субъектам административного права с государственной формой собственности и отраслевой компетенцией, выступают реальными участниками административно-правовых отношений, обладающими административно-правовым статусом. Обретение правового статуса ведомственных средств массовой информации происходит через стадии их учреждения, регистрации, лицензирования и определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности. Административно-правовой статус ведомственных средств массовой информации является составной частью общего правового статуса средств массовой информации, поэтому и большинство прав и обязанностей являются производными от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Характерной особенностью административно-правового статуса средств массовой информации является выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов.
9) Основными административно-правовыми методами регулирования деятельности ведомственных средств массовой информации являются:
- осуществление государственной разрешительной политики;
- контроль и надзор за соблюдением законодательства;
- привлечение к административной ответственности за нарушение требований законодательства, регулирующего деятельность средств массовой информации.
Осуществление государственной разрешительной политики включает: регистрацию средств массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности в области массовой информации; проведение конкурсов на право получения лицензий в области оказания услуг; государственную аккредитацию зарубежных корреспондентов средств массовой информации.
К основным разновидностям контрольной и надзорной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти в сфере оборота массовой информации в органах внутренних дел относятся контроль и надзор за соблюдением: общих требований законодательства о средствах массовой информации; лицензионных требований и условий, установленных для осуществления лицензируемых видов деятельности в сфере оборота массовой информации; установленных законодательством условий государственной аккредитации сотрудников редакций средств массовой информации; законодательства о рекламе в средствах массовой информации.
10) Предложения организационно-правового и научно-методического характера, направленные на повышение эффективности деятельности ведомственных средств массовой информации, среди которых:
- реформирование существующей структуры ведомственных средств массовой информации путем установления оптимального соотношения печатных и электронных средств массовой информации, в результате которого организационная структура будет состоять из двух печатных средств массовой информации, радио, федерального телевизионного канала и Интернет-сайтов территориальных органов, образовательных и научно-исследовательских учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- изменение лицензионных требований в сетке вещания радиостанции «Милицейская волна» в сторону увеличения эфирного времени на информационный блок, от лицензионно установленных на современном этапе 12,5%;
- приведение Интернет-сайтов к единым требованиям с помощью внедрения «Типового решения Интернет-сайта территориального органа, образовательного и научно-исследовательского учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- применение разработанных автором Правил поведения на форуме Интернет-сайта территориального органа, образовательного и научно-исследовательского учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- введение штатных должностей, ответственных за поддержание Интернет-сайта территориального органа, образовательного и научно-исследовательского учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации в актуальном состоянии;
- создание федерального телевизионного канала освещающего деятельность правоохранительных органов, ход проводимых реформ, определив ответственным за организационное обеспечение его функционирования МВД России.
11) Предложения организационно-правового и научно-методического характера, реализация которых позволит в значительной степени повысить эффективность деятельности подразделений, ответственных за организацию и поддержание взаимодействия с отечественными, зарубежными и ведомственными средствами массовой информации. В качестве конкретных путей улучшения административно-правового регулирования оборота массовой информации в органах внутренних дел можно выделить:
- повышение информационной открытости деятельности органов внутренних дел путем гарантированного и процедурно обеспеченного права физических и юридических лиц на предоставление им достоверной информации о деятельности органов внутренних дел, которую они считают значимой, а также информации, непосредственно затрагивающей их права, за исключением информации, доступ к которой законодательно ограничен;
- расширение деятельности подразделений, ответственных за организацию и поддержание взаимодействия с отечественными, зарубежными и ведомственными средствами массовой информации, в сторону взаимодействия с ведомственными средствами массовой информации, не входящими в состав ФГУ «Объединенная редакция МВД России»;
- увеличение штатной численности подразделений, ответственных за организацию и поддержание взаимодействия с отечественными, зарубежными и ведомственными средствами массовой информации, в сторону соответствия уровню стоящих перед ними задач;
- четкое определение элементов входящих в систему оборота массовой информации в органах внутренних дел;
- создание и последующая деятельность социальной сети, объединяющей в своих рядах людей, которым интересно и небезразлично все то, что связано с правоохранительной деятельностью;
- ведение личных блогов руководителями территориальных органов, образовательных и научно-исследовательских учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- создание и последующая реализация «Типового решения Интернет-сайта территориального органа, образовательного и научно-исследовательского учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- организация электронного приема граждан руководителями территориальных органов, образовательных и научно-исследовательских учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- дополнение новыми критериями системы мониторинга материалов, размещенных в средствах массовой информации, анализа динамики показателей общественного мнения ведущих социологических служб по ключевым вопросам деятельности органов внутренних дел;
- определение четкого перечня должностных лиц в структуре органов внутренних дел, уполномоченных взаимодействовать со средствами массовой информации.
12) В рамках модернизации системы ведомственного образования, а также принципиального подхода к подготовке специалистов, обеспечивающих оборот массовой информации в органах внутренних дел, предлагается:
а) реализация предложений по дополнению Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования тех специальностей, по которым осуществляется подготовка в учебных заведениях системы МВД России:
- квалификационные характеристики выпускника целесообразно дополнить в части того, что специалист должен обладать необходимыми знаниями и навыками по вопросам оборота массовой информации, общественных связей, информационного обеспечения деятельности, изучения и формирования общественного мнения;
- требования к профессиональной подготовленности специалиста целесообразно дополнить тем, что специалист по своему профессиональному предназначению должен: знать основные теории и концепции формирования общественного мнения, уметь применять их в ходе профессиональной деятельности; владеть приемами и методами сбора, обработки, хранения и предоставления информации; уметь правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме; владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления; знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога; знать законы композиции и стиля, приемы убеждения; обладать способностью к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;
б) введение учебной дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» по очной и заочной формам обучения, а также на курсах повышения квалификации образовательных учреждений системы МВД России;
в) на основе анализа и прогнозирования осуществлять целевой заказ для нужд МВД России определенного количества специалистов в соответствующих учебных заведениях, специализирующихся на подготовке по специальностям 030602 - «Связи с общественностью» и 030601 - «Журналистика», с прохождением данными категориями обучаемых в соответствии с учебным планом ознакомительной, учебно-производственной, преддипломной практики, в структурных подразделениях и учреждениях МВД России.
1.Сойников С. А. Административно-правовое регулирование оборота массовой информации в органах внутренних дел: Монография / С. А. Сойников; [Под общ. ред. А. П. Шергина]; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Моск. ун-т. – М: Московский университет МВД России, 2010. – 317 с. (16,4 п.л.).
II. В изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:
2.Сойников С. А. Актуальные вопросы правового регулирования деятельности сети Интернет (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 10. – С. 87–90 (0,4 п.л.).
3.Сойников С. А. Некоторые аспекты повышения эффективности деятельности милицейских средств массовой информации (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 11. – С. 161–163 (0,2 п.л.).
4.Сойников С. А. Актуальные проблемы законодательства о средствах массовой информации (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 1. – С. 139–141 (0,3 п.л.).
5.Сойников С. А. Структура сайта учебного заведения системы МВД России (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 2. – С. 150–153 (0,3 п.л.).
6.Сойников С. А. Правила поведения на форуме сайта учебного заведения системы МВД России (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. – С. 223–227 (0,4 п.л.).
7.Сойников С. А. Актуальные вопросы использования WI FI технологий в деятельности образовательного учреждения МВД России (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. – С. 23–26 (0,3 п.л.).
8.Сойников С. А. Ведение личных блогов руководителей учебных заведений системы МВД России – эффективный инструмент информационной открытости (статья) // Закон и право. 2009. № 5. – С. 36–39 (0,3 п.л.).
9.Сойников С. А. Анализ законодательных инициатив в области средств массовой информации (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. – С. 28–30 (0,2 п.л.).
10.Сойников С. А. Краткий анализ административного законодательства регулирующего оборот массовой информации на форуме сайта (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. – С. 179–182 (0,3 п.л.).
11. Сойников С. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД в области взаимодействия со СМИ (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 10. – С. 38–40 (0,3 п.л.).
12. Сойников С. А. Проблемы административно-правового регулирования Интернет-торговли с оплатой по мобильному телефону (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 12. – С. 116–120 (0,4 п.л.).
13. Сойников С. А. Административно-правовое регулирование оборота массовой информации в органах внутренних дел Украины (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. – С. 166–170 (0,5 п.л.).
14. Сойников С. А. Проблемы совершенствования средств массовой информации в системе МВД России на современном этапе (статья) // Научный портал МВД России. 2011. № 1. – С. 17–21 (0,5 п.л.).
15. Сойников С. А. Опыт взаимодействия между органами внутренних дел и представителями средств массовой информации (по материалам МВД России и МВД Украины) (статья) // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. – С. 138–141 (0,4 п.л.).
16. Сойников С. А. Административно-правовое регулирование оборота массовой информации в органах внутренних дел Республики Беларусь (статья) // Административное право и процесс. 2011. № 5. (0,4 п.л.).
17. Сойников С. А. Административно-правовое регулирование оборота массовой информации в органах внутренних дел Федеративной Республики Германия (статья) // Научный портал МВД России. 2011. № 2. (0,5 п.л.).
III. Иных изданиях:
18.Сойников С. А. Средства массовой информации и правовые основы порядка изготовления и распространения продукции средств массовой информации (статья) // Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. 1998. – Ч. 1. – С. 145–151 (0,2 п.л.).
19. Сойников С. А. Особенности организационно-административных решений в области охраны порядка изготовления и распространения продукции средств массовой информации (статья) // Межвузовский сборник научных трудов. 2000. – С. 56–61 (0,2 п.л.).
20. Сойников С. А., Бочаров С. Н., Шалашов В. И. Режим секретности в органах внутренних дел (примерная программа для образовательных учреждений МВД России юридического профиля) // М.: ЦОП МВД России, 2001. (0,6 п.л./0,2 п.л.).
21. Сойников С. А., Бурцева Д. В. Модели социальной диагностики кадровых процессов в органах государственной и муниципальной власти (статья) // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: Сб. науч. тр. докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2004. – Ч. 1. – С. 30–32 (0,2 п.л.).
22. Сойников С. А. Совершенствование организации и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в институте (статья) // Вестник БелЮИ МВД России. 2004. № 2 (3). – С. 6–9 (0,25 п.л.).
23. Сойников С. А., Баев А. П., Гордеева Т. Ф., Диденко В. И. и др. Общие методические рекомендации по подготовке, проведению различных видов занятий и требования, предъявляемые к ним (методические рекомендации). // – Белгород: БелЮИ МВД России, 2004. – 48 с. (1,8 п.л./0,5 п.л.).
24. Сойников С. А., Занина Т. М., Головко В. В. и др. Административное право. Часть первая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – С. 224–243 (26,75 п.л./1,2 п.л.).
25. Сойников С. А., Самсонов В. Н. Система законодательства в милиции: становление и развитие (статья) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2005. № 1. – С. 118–122 (0,3 п.л.).
26. Сойников С. А., Андреев И. А. О роли филиалов кафедр БелЮИ МВД России, созданных на базе структурных подразделений УВД Белгородской области, в организации и проведении учебно-методической, научно-исследовательской и учебно-практической работ (статья) // Вестник БелЮИ МВД России. 2006. № 1 (7). – С. 75–77 (0,2 п.л.).
27. Сойников С. А., Канибер Ю. Н., Переверзев Е. А., Ряпухина И. А. и др. Административная деятельность ОВД по реализации миграционного законодательства в приграничном регионе (учебное пособие). // – Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. – 64 с. (5 п.л./1 п.л.).
28. Сойников С. А., Канибер Ю.Н., Прокопенко А.Н., Чиненов Е.В. Финансовое право (учебное пособие). Допущено МВД Российской Федерации в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России юридического профиля. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. – 366 с. (21,8 п.л./5,5 п.л.).
29. Сойников С. А., Клочко Н. П., Канибер Ю. Н., Демченко Н. В. и др. Особенности деятельности МОБ по предупреждению актов терроризма (учебное пособие) // – Белгород: БелЮИ МВД России, 2007. – 76 с. (9,3 п.л./1,8 п.л.).
30. Sergej A. Sojnikow und Alexander B. Swistilnikow Einige Aspekte der Bildungsreform an den behördlichen Bildungseinrichtungen der Russischen Föderation // Internationale Zusammenhänge und Erfahrungen der Weiterentwicklung der Polizeiausbildunq Beiträge zum X. Hochschuldidaktischen Kolloquium an der Hochschule der Sächsischen Polizei. Anton Sterbling (HRSG). Rothenburger Beiträge. Rothenburq/Oberlausitz 2008. Band 47. ISBN 978-3-938015-26-1.
Сойников С. А., Свистильников А. Б. Некоторые аспекты образовательной реформы в ведомственных образовательных учреждениях Российской Федерации (статья) // Международные связи и опыт развития полицейского образования: Сборник статей по материалам X Коллоквиума высших учебных заведений в институте Саксонской полиции. 2008. т. № 47. – С. 67–73 (0,3 п.л.).
31. Sergej A. Sojnikow und Alexander B. Swistilnikow Modernisierung und Entwicklung einer integrierten Datenbank auf regionaler Ebene (статья) // Informationen und Wissen in der Polizei erfolgreich managen. Grundlagen, Tendenzen, Herausforderungen. Eberhard Kühne (HRSG). Rothenburger Beiträge. Rothenburg/Oberlausitz 2009. Band 49. ISBN 978-3-938015-28-5.
Сойников С. А., Свистильников А. Б. Модернизация и развитие интегрированного банка данных на региональном уровне // Успешное управление информацией и знаниями в полиции. Основы, тенденции, требования. 2009. т. № 49. – С. 389–398 (0,8 п.л.).
32. Сойников С. А. Системные характеристики оборота массовой информации (статья) // Теория и практика административного права и процесса: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (пос. Небуг, 9 – 11 октября 2009 года). В 2-х частях: Часть II. 2009. – С. 131–141 (0,5 п.л.).
33. Сойников С. А. Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации о деятельности МВД России (статья) // Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 23 декабря 2009 года) – М., Академия управления МВД России, 2010. – С. 46–52 (0,4 п.л.).
34. Сойников С. А. Правовые и организационные аспекты модернизации оборота массовой информации в органах внутренних дел (статья) // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (пос. Небуг, 8-10 октября 2010 года). 2010. (0,5 п.л.).