Научная тема: «ГЕНЕЗИС ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Сущностно-содержательная взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической публицистики и гуманистических идей отечественного образования на основе конкретизации понятийного поля исследования позволяют рассматривать генезис гуманистических идей в генезисе педагогической публицистики как социально-педагогический феномен.

Теоретическими источниками исследования этого феномена выступают теории о социально-исторической детерминации педагогических фактов и явлений, о необходимости их рассмотрения во взаимосвязи с историко-культурным развитием общества, о целостном педагогическом пространстве.

Понятия «гуманистическая идея» и «педагогическая» публицистика» находятся в одном понятийном поле и сопрягаются с понятиями «идеи», «ценности», «традиции», «факторы развития», «потребность в выражении и готовность к восприятию идей», «общественное сознание», «педагогическое сознание».

Факторы, влияющие на возникновение и развитие гуманистических идей, определяющие их периодизацию, совпадают с факторами, влияющими на возникновение и развитие публицистики: основные исторические события, их влияние на последующее развитие образования; социальные процессы, происходящие в обществе; борьба идей, направлений, взглядов в обществе, литературе, образовании; потребность общества в выражении и распространении идей; готовность общества к их восприятию. Историческая и социокультурная детерминация гуманистических идей и педагогической публицистики, проявляющаяся в их взаимозависимости и взаимообусловленности (идеи, возникающие в обществе, нуждаются в новых источниках проявления, в новом средстве их апробации, а сама публицистика, получившая новое содержание, развивалась и преобразовывалась через различные формы, жанры донесения этих идей до сознания общества), позволяет утверждать, что периоды генезиса гуманистических идей в образовании совпадают с периодами генезиса педагогической публицистики.

2. Основные тенденции генезиса гуманистических идей российского образования в педагогической публицистике, выявленные на основе анализа источниковой базы исследования, включающей публицистические работы, содержащие гуманистические идеи в разные периоды развития педагогической публицистики, и авторского вклада отечественных публицистов, заключаются в следующем:

  • на всех этапах развития образования сохранялась преемственность гуманистических идей, и отражены они были прежде всего в педагогической публицистике;
  • педагогическая публицистика в силу своих закономерностей возрождаться и усиливать воздействие на сознание и чувства людей в самые сложные периоды истории, внося в них гуманистические идеалы, актуализируя гуманистические идеи, будет востребована и активизирована на современном этапе развития образования;
  • публицистикой будут предопределены новые гуманистические идеи, востребованы прежние, уже апробированные в образовании, которые могут быть использованы как в образовательной политике государства, так и в конкретной образовательной области;
  • педагогическая публицистика переходит на новый этап, конструктивно-прогностический: от констатации проблем образования - к анализу ближайших и отдаленных последствий нововведений в образовании;

3. Взаимосвязи и закономерности между генезисом гуманистических идей отечественного образования и генезисом отечественной педагогической публицистики обусловлены тем, что:

  • в разные периоды и на разных этапах генезиса педагогической публицистики существовал круг гуманистических идей, являющихся объектом преемственности в историко-педагогическом процессе, но среди них есть «ядро»- идеи, функционирующие на всех этапах генезиса: гуманистические религиозные идеи (эволюционировавшие от идей о превосходстве духовного над телесным, христианских идей о воспитании души, воспитании веры, надежды, любви, послушания, терпения до общечеловеческих ценностей) и идеи демократии (идеи народности, равенства, справедливости);
  • гуманистические идеи возникают независимо от степени реальной свободы в обществе или условий для их появления: они существуют даже в эпоху тоталитаризма, но приобретают имплицитные формы выражения;
  • носителями передовых гуманистических идей в педагогической публицистике выступали наиболее образованные и прогрессивно настроенные, гуманистически направленные представители общества в лице педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей;
  • педагогическая публицистика закономерно возникает и развивается при следующих условиях: наличие гуманистических идей или потребности в них; основные исторические события, их влияние на последующее развитие образования; развитие национального самосознания, потребность в его выражении; готовность общества к восприятию публицистики; наличие внутреннего и внешнего конфликта между различными направлениями, взглядами в обществе, литературе, образовании; внутрипублицистические процессы;
  • в сложные, кризисные моменты истории, в ситуации бифуркации, происходит активизация публицистического фактора.

4. Миссионная роль педагогической публицистики в генезисе отечественного образования определяется:

  • сущностью педагогической публицистики как вида публицистики, наполненной актуальными общественно значимыми проблемами образования, гуманистическими идеями и ценностями, приводящими к интенсивному развитию педагогической науки и практики, инверсионно-медиативному взаимодействию между ними, оказывающему влияние на последующий ход развития образования как социального института;
  • способами взаимодействия понятийно-логических и эмоционально-образных средств изложения педагогической мысли, которые оказывают влияние на формирование общественного мнения и педагогического сознания;
  • принципами, конкретизирующими закономерные связи развития педагогической публицистики и обеспечивающими необходимую эффективность: социокультурной детерминации; непрерывности и преемственности; единства системного, цивилизационного, культурологического, аксиологического, антропологического подходов; диагностико-прогностической направленности; педагогической коммуникативности; когнитивности информации; воспитательной целесообразности;
  • функциями, позволяющими формировать общественное мнение и педагогическое сознание: информационно-когнитивной, атрибутивной, формирующей, антиципационной, апперцепционной, интегрируюшей, стимулирующей, актуализирующей, диагностико-прогностической, воспитательной, мотивационной, инвертированной;
  • распространением идей просвещения, воспитания, обучения в духе «разумного, доброго, вечного», сохранением непреходящих ценностей гуманистических идей, характеризующих российское образование в разные периоды его развития; предвосхищением тех гуманистических идей, которые не могут быть осуществлены в данный период, но будут востребованы в будущем; воздействием на общество с целью убеждения в правильности той или иной педагогической или образовательной политики, привлечением к активному участию в ее осуществлении; формированием общественного мнения и педагогического сознания;
  • инверсионно-медиативным взаимодействием педагогической публицистики и педагогической науки, в котором педагогическая публицистика выполняет роль медиатора между наукой и практикой, упорядочивая инверсионную связь: 1) наука выступает предметом публицистического познания, в специфической форме проходя апробацию в общественном сознании; 2) публицистика рассматривает практическую деятельность с точки зрения достижений науки, «поверяет» теорию практикой; 3) публицистика, сообщая о тех или иных новациях в практической деятельности, обобщая накопленный педагогический опыт, является для науки одним из источников; 4) публицистика опирается на выработанные наукой методы объективного познания, осмысления действительности; 5) педагогическая публицистика обнажает назревающие или назревшие проблемы, которые предстоит решать; 6) публицистика выполняет функцию антиципации, т. е. предвосхищает появление новых научных теорий; 7) публицистика выполняет мотивационную функцию: адаптируя научное знание с помощью эмоционально-образных средств, делая его личностно-ценностным, побуждает к занятию наукой. Без педагогической публицистики затруднительно было бы существование и развитие гуманистических идей в образовании, а в определенные периоды русской истории гуманистические идеи могли быть реализованы лишь в публицистике. Основные гуманистические идеи, теории, концепции, лежащие в основе современных направлений образования (личностно ориентированное образование, педагогика сотрудничества, этическая педагогика, педагогика взаимодействия и т. д.), в значительной мере определены ролью педагогической публицистики, поскольку именно в публицистике были предвосхищены, сформулированы и апробированы.

5. Концепция генезиса гуманистических идей российского образования, отраженных в педагогической публицистике, включает основные аспекты исследуемой проблемы, которые обеспечивают ее целостность:

сущностно-теоретический:

  • методологические основания концепции: цивилизационный, парадигмальный, рефлексивный, системный, культурологический, антропологический, аксиологический, процессуальный подходы;
  • определение генезиса в историко-педагогическом исследовании как детерминированного взаимодействием различных факторов и проходящего в своем развитии определенные стадии процесса эволюции явлений, взглядов, идей, учений, характеризующихся появлением истоков, возникновением предпосылок нового в недрах старого, что приводит к зарождению, качественному приращению и становлению нового явления, взгляда, идеи;
  • принципы историко-педагогического исследования: объективности, историко-временной коррекции, научно-исследовательской эксклюзивности, голографичности, ретроспективно-прогностической направленности;

структурно-содержательный:

  • сущность понятия «гуманистическая идея» как совокупности представлений, отражающих реальную действительность в сознании человека, выражающих его отношение к ней и являющихся ведущим принципом мировоззрения; в образовании проявляющихся в признании ценностного отношения к ребенку, к Детству, субъект-субъектных отношений, в соблюдении этических и моральных норм во взаимодействии и т. д.;
  • определение традиций и ценностей, лежащих в основе гуманистических идей, признающих высшей ценностью человека, его права на достоинство, свободное гармоничное развитие, заботу о создании жизни, наполненной глубоким смыслом и творчеством;
  • периодизация генезиса гуманистических идей в педагогической публицистике, их содержательная характеристика и закономерности развития.

6. Периодизация генезиса гуманистических идей в педагогической публицистике обусловлена совокупностью экономических, политико-идеологических, социокультурных изменений в стране, развитием общественно-педагогического сознания и внутрипублицистическими процессами, что позволяет выделить периоды и этапы, отражающие особенности генезиса педагогической публицистики, типологическое разнообразие ее источников и жанров, тенденции развития: появление и востребованность гуманистических идей в отечественном образовании:

I период - предпосылки появления педагогической публицистики (XI-XIII вв.). В основе гуманистических идей - патриархальная традиция;

II период - зарождение педагогической публицистики (XIV-XVIII вв.): религиозный гуманизм как своеобразное направление, развивающееся и эволюционирующее в рамках богословия; в конце периода - гуманистические идеи на основе религиозных и государственных ценностей. Этапы - предрасполагающий (XIV-XVI вв.), пропедевтический (XVII-XVIII вв.);

III период-формирование педагогической публицистики (XIX в.). Актуализация идейного потенциала, заложенного в предыдущих периодах.
В рамках религиозной традиции - зарождение гуманистической традиции, основанной на идеях демократии, народности. Этапы - теоретический (1800-1840 гг.), формирующий (1840-1900 гг.);

IV период (ХХ в.) - становление педагогической публицистики. Усиление роли педагогической публицистики в сохранении демократических идей: от педагогического осмысления гуманистических идей русского космизма и философии религиозного возрождения в педагогической публицистике начала века, сохранения гуманистической направленности в условиях тоталитарного государства и стагнации общества до деструктивно-конструктивного характера педагогической публицистики в 80-90-х гг. Идеи образовательно-гуманистического, социально-гуманистического, свободно-гуманистического направлений. Этапы - философско-ренессансный (1900-1917 гг.), либерально-демократический (20-е гг. ХХ в.), тоталитарно-демократический (30-40-е гг. ХХ в.), авторитарно-демократический (50-60-е гг. ХХ в.), поисково-творческий (70-е гг. ХХ в.), деструктивно-конструктивный (80-90-е гг. ХХ в.).

Список опубликованных работ
Монографии

1.Сутырина, Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании : монография / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина. — М. : Спутник, 2009. — 15,5 п. л. / 7,8 п. л.

2.Сутырина, Т. А. Миссия педагогической публицистики в образовании : монография / Т. А. Сутырина — М. : Спутник, 2010. —15,0 п. л.

3.Сутырина, Т. А. Истоки педагогической публицистики : монография / Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 15,5 п. л.

4.Сутырина, Т. А. Гуманистические идеи педагогической публицистики : монография / Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 20,5 п. л.

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МО и НРФ

5.Сутырина, Т. А. К вопросу о таксономии видов педагогической публицистики / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при Чел. гос. пед. ун-те. — Челябинск, 2004. — №26. — 0,5 п. л. / 0,25 п. л.

6.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика: истоки и актуальное состояние / Т. А. Сутырина // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика и психология. — 2005. — №5. — 1,0 п. л.

7.Сутырина, Т. А. Некоторые аспекты периодизации педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при Чел. гос. пед. ун-те. — Челябинск, 2004. — №26. — 0,4 п. л.

8.Сутырина, Т. А. Гуманистические основы педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика и психология. — 2006. — №3. — 0,6 п. л.

9.Сутырина, Т. А. Гуманистическая направленность современных учебных пособий / Т. А. Сутырина // Педагогика. — 2003. — №1. — 0,1 п. л.

10.Сутырина, Т. А. К проблеме определения понятия «педагогическая публицистика» / Т. А. Сутырина // Педагогика. — 2003. — №7. — 0,1 п. л.

11.Сутырина, Т. А. Аксиологический потенциал педагогических идей В. Н. Татищева / Т. А. Сутырина // Образование и наука. — 2005. — №1. — 0,5 п. л.

12.Сутырина, Т. А. В. Н. Татищев о соотношении нравственности, знания и веры / Т. А. Сутырина // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при Чел. гос. пед. ун-те. — Челябинск, 2004. — №23. — 0,5 п. л.

13.Сутырина, Т. А. Взаимодействие педагогической публицистики и педагогической мифологемы / Т. А. Сутырина // Образование и наука. — 2006. — №4. — 0,5 п. л.

14.Сутырина, Т. А. Ментально-миссионная роль педагогической публицистики. / Т. А. Сутырина // Известия УрГУ. — 2009. — №2. — 0,5 п. л.

15.Сутырина, Т. А. Миссия педагогической публицистики в образовании / Т. А. Сутырина // Образование и наука. — 2010. — №3. — 0,5 п. л.

16.Сутырина, Т. А. От какого наследства мы отказываемся / Т. А. Сутырина // Профессиональное образование. Столица / Приложение: Научные исследования в образовании — 2010. — №2. — 0,5 п. л.

17.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика: ее сущность и явление в отечественном образовании / Т. А. Сутырина // Педагогическое образование в России. — 2010. — №3. — 0,6 п. л.

Научно-методические и учебные пособия

18.Сутырина, Т. А. Воспитательный потенциал педагогической публицистики : учеб. пособие / Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 11,3 п. л.

19.Сутырина, Т. А. Глоссарий терминов и понятий, защищенных в диссертационных советах РГППУ и УрГПУ / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко, Т. А. Сутырина // Диссертационный совет по педагогике. — Екатеринбург, 2005. — 8,4 п. л. / 2,8 п. л.

20.Сутырина, Т. А. Коллективная познавательная деятельность студентов в вузе как интеграция гуманистических идей А. С. Макаренко / Т. А. Сутырина // Педагогика высшей школы : учеб. пособие для аспирантов. — Урал. гос. ун-т путей сообщения. — Екатеринбург, 2002. — 1, 0 п. л.

21.Сутырина, Т. А. Педагогические идеи В. Н. Татищева / Е. В. Коротаева, Т. А. Сутырина // Образование на Урале : история и современность : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 1,5 п. л. / 0,7 п. л.

22.Сутырина, Т. А. История образования на Урале : учеб. пособие / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — Ч. 1. — 10,0 п. л. / 5,0 п. л.

23.Сутырина, Т. А. История образования на Урале : учеб. пособие / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — Ч. 2. — 15,1 п. л. / 7,5 п. л.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

24.Сутырина, Т. А. «Новый» гуманизм в современной культуре и его влияние на процесс образования / Т. А. Сутырина // Человек в мире культуры : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 0,6 п. л.

25.Сутырина, Т. А. Работа с текстом в технологии активного чтения / Т. А. Сутырина // Культурологический подход в образовании : материалы III всерос. науч.-практ. конф. / Дом учителя. — Екатеринбург, 2003. — 0,4 п. л.

26.Сутырина, Т. А. Гуманистическая парадигма педагогической поддержки семьи / Т. А. Сутырина // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы : материалы международной науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — 0,5 п. л.

27.Сутырина, Т. А. Роль педагогической публицистики в пропаганде гуманистических идей : наследие А. С. Макаренко / Т. А. Сутырина // Гуманитарное образование в информационном обществе : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 0,5 п. л.

28.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика как средство формирования речевых навыков будущего учителя / Т. А. Сутырина // Проблемы речевого и лингвистического образования в школе и вузе : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 0,5 п. л.

29.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика В. А. Сухомлинского как средство воспитания гуманистических ценностей у будущих учителей / Т. А. Сутырина // Качество педагогического образования : молодой учитель : материалы IV всерос. конф. / Тульск. гос. пед. ун-т. — Тула, 2003. — 0,4 п. л.

30.Сутырина, Т. А. Роль педагогической публицистики в формировании личности будущего педагога / Т. А. Сутырина // Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Уфимский гос. пед. ун-т. — Уфа, 2004. — 0,5 п. л.

31.Сутырина, Т. А. Приоритет гуманистических ценностей в педагогической публицистике в условиях информационного общества / Т. А. Сутырина // Гуманитарное образование в информационном обществе : материалы науч.-практ. конф. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2004. — 0,5 п. л.

32.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика как средство воспитания личностно-профессиональных качеств будущего учителя / Т. А. Сутырина // Межкультурная коммуникация : современные тенденции и опыт : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Нижнетаг. гос. соц.-пед. акад. — Нижний Тагил, 2004. — Ч. 2. — 0,4 п. л.

33.Сутырина, Т. А. Педагогична ли педагогическая публицистика? / Т. А. Сутырина // Пайдея / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — №3. — 0,6 п. л.

34.Сутырина, Т. А. Педагогические возможности спецкурса «Педагогическая публицистика» / Т. А. Сутырина // Неделя педагогической науки на Урале : материалы научных исследований / Филиал Московского гос. открытого ун-та им. Шолохова. — Екатеринбург, 2004. — Ч. 2. — 0,5 п.л.

35.Сутырина, Т. А. Истоки педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Проблемы педагогики, психологии и общественных наук / Филиал Моск. гос. открытого ун-та им. Шолохова. — Екатеринбург, 2004. — №1. — 0,5 п. л.

36.Сутырина, Т. А. Воспитательный потенциал педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки / Казанский гос. пед. ун-т. — Казань, 2004. — Ч. 2. — 0,5 п. л.

37.Сутырина, Т. А. Устное народное творчество как источник гуманистических идей педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Аксиологический потенциал образования в период детства / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 0,5 п. л.

38.Сутырина, Т. А. В. Н. Татищев об изучении родного языка как основе нравственного воспитания / Т. А. Сутырина // Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и вузе / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 0,5 п. л.

39.Сутырина, Т. А. Проблемы воспитания гражданственности в педагогической публицистике / Т. А. Сутырина // Совершенствование воспитательной работы в вузе : проблемы и перспективы : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2005. — Ч. 2. — 0, 6 п. л.

40.Сутырина, Т. А. К проблеме определения генезиса гуманистических идей в педагогической публицистике / Т. А. Сутырина // Региональные историко-педагогические исследования в развитии истории образования и педагогической мысли : мат. межвуз. науч.-практ. конф. / Нижнетаг. гос. соц.-пед. академия. — Нижний Тагил, 2005. — 0,5 п. л.

41.Сутырина, Т. А. О соотношении функций педагогической публицистики и педагогической мифологемы / Т. А. Сутырина // Проблемы речевого и лингвистического образования в школе : материалы I регион. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 0,5 п. л.

42.Сутырина, Т. А. «О пользе общей, как о своей собственной, прилежать…» В. Н. Татищев о воспитании гражданственности / Т. А. Сутырина // Шестые Татищевские чтения : материалы докладов и сообщений / ИИиА УрО РАН. — Екатеринбург, 2006. — Т. 1. — 0,5 п. л.

43.Сутырина, Т. А. Генезис гуманистических идей в отечественной педагогической публицистике / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко, Т. А. Сутырина // Диссертационный совет по педагогике / Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 0,5 п. л. / 0,2 п. л.

44.Сутырина, Т. А. Истоки гуманистических идей / Т. А. Сутырина // Педагогическое образование. — 2007. — №1. — 0,5 п. л.

45.Сутырина, Т. А. Гуманистическая направленность отечественной педагогической публицистики второй половины ХIХв. / Т. А. Сутырина // Педагогическое образование. — 2008. — №2. — 0, 6 п. л.

46.Сутырина, Т. А. Русская народная педагогика как гуманистическая основа педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Цивилизация, культура, образование : из прошлого в будущее : материалы заоч. междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009. — 0,5 п. л.

47.Сутырина, Т. А. Гуманистическая направленность педагогической публицистики В. Н. Татищева / Т. А. Сутырина // Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала : межвуз. профессорский сб. научных трудов ученых Урала. — Екатеринбург, 2008. — 0,8 п. л.

48.Сутырина, Т. А. Традиция как источник гуманистических идей / Т. А. Сутырина // Актуальные проблемы современной культурологии : межвуз. сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2008. — 0,8 п. л.

49.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика как инновация / Т. А. Сутырина // Инновационные направления в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009. — 0,5 п. л.

50.Сутырина, Т. А. Взаимодействие социальной педагогики и педагогической публицистики / Т. А. Сутырина // Социальная педагогика : традиции и инновации : материалы междунар. конгресса социальных педагогов / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009. — 0,5 п. л.

51.Сутырина, Т. А. Педагогическая публицистика в контексте ментально-миссионного подхода / Т. А. Сутырина // Полипарадигмальная педагогика : научная школа А. С. Белкина / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 0,5 п. л.